Научная статья на тему 'Воспитание молодого специалиста важнейшая, неотъемлемая часть высшего медицинского учебного заведения'

Воспитание молодого специалиста важнейшая, неотъемлемая часть высшего медицинского учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРАСГМУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов И. П., Самотесов П. А., Никулина С. Ю., Петрова М. М., Салмина А. Б.

В статье обобщен опыт воспитательной работы, проводимой с молодыми специалистами в стенах Красноярского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of educational work in Krasnoyarsk state medical university is generalized in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитание молодого специалиста важнейшая, неотъемлемая часть высшего медицинского учебного заведения»

ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА

© АРТЮХОВ И.П., САМОТЕСОВ П.А., НИКУЛИНА С.Ю., ПЕТРОВА М.М., САЛМИНА А.Б., РОССИЕВ Д.А., ТИМОШЕНКО В.Н.

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ВАЖНЕЙШАЯ, НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

И.П. Артюхов, П.А. Самотесов, С.Ю. Никулина, М.М. Петрова,

А.Б. Салмина, Д. А. Россиев, В.Н. Тимошенко

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н, проф. И.П. Артюхов.

«Истинный предмет всякого учения состоит в приготовлении человека быть человеком»

Н.И. Пирогов

Резюме. В статье обобщен опыт воспитательной работы, проводимой с молодыми специалистами в стенах Красноярского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: высшая медицинская школа, молодой специалист,

воспитательная работа, КрасГМУ.

Целью современной системы воспитания является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения

потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

За годы пребывания в медицинском вузе студента не только учат профессии врача, но и создают, лепят, воспитывают нового, особого человека, мышление, поведение, имидж которого отличны от других людей. Формируется характер общительного, приветливого, доброжелательного и уравновешенного, гуманного человека высокой общей культуры, эрудированного и жизнерадостного, располагающего к себе, умеющего держать под контролем свои эмоции. Никакая другая профессия не завлекает человека глубже, полнее, на всю жизнь, чем медицина.

Ступив на эту стезю, человек не только каждодневно, без перерыва учится, но и постоянно воспитывается. Главное - самообразование, самовоспитание, познание себя по Сократу. Медицина - истинное полное человековедение. Деятельность врача - истинная осознанная необходимость, ограниченная рамками, в первую очередь, его совестью и воспитанием гуманиста.

Формирование будущего врача, провизора, менеджера медицины включает:

- воспитание нравственных качеств, интеллигентности;

- формирование личностных качеств будущего специалиста;

- формирование гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и политической культуры;

- формирование нового студенческого самоуправления и в дальнейшем управления коллективом;

- воспитание внутренней потребности в здоровом образе жизни;

- развитие общечеловеческих ценностей и общегуманистических идеалов;

- создание и преумножение традиций вуза, формирование чувства корпоратизма и солидарности.

В воспитательной системе участвуют все подразделения вуза, начиная с Ученого Совета, ректора и кончая общественными студенческими организациями.

В основу всей воспитательной системы вуза положены миссия вуза, концепция и программа воспитательной деятельности, стандарты системы менеджмента качества (СМК) «Управление процессом воспитания

студентов». Планомерная и целенаправленная работа коллектива вуза охватывает все направления воспитательной деятельности с учетом специфики будущей специальности. Работа проводится как в учебное, так и во внеучебное время. Координация этого раздела работы осуществляется Советом по воспитательной работе.

Традиционными мероприятиями в вузе являются: день знаний -первого сентября, день первокурсника и последние звонки выпускников, государственные праздники (23 февраля, 8 марта, 9 мая), новогодний бал, мисс академия, «Золотая середина» для студентов 3 курса, волонтерское движение против курения, СПИДа, наркотиков, художественная самодеятельность, спортивные мероприятия, День вуза, города, района, работа в студенческом научном обществе и многие другие мероприятия, направленные на создание медицинской корпорации.

Результаты воспитательной работы в вузе оцениваются и корректируются через систему централизованного лицензирования экспертами и студентами при комплексной оценке вуза, через внутривузовское тестирование, через активность студентов в жизни вуза, выполнение государственного долга выпускниками, количество отчисленных студентов особенно на младших курсах, число студентов разочаровавшихся в выборе специальности.

Экспертная оценка воспитательной деятельности вуза, по десятибалльной системе, на сегодня находится в пределах от 6 до 10 баллов. Обращает на себя внимание, что студенты желают улучшения социально-психологической службы, большего привлечения студентов к

составлению плана организации проведения внеучебной работы, а так же большего внимания кураторской работы со студентами на младших курсах.

Результатом целенаправленной и своевременной воспитательной работы стало снижения числа отчисленных студентов младших курсов (1

- 3 курсы).

Проблема для высших учебных заведений - это исполнение специалистом гражданского долга перед государством. По здравому смыслу на подготовку специалиста государство затрачивает значительные средства и по логике выпускник, получивший диплом, должен вернуть долг государству через работу по специальности в местах, где она востребована обществом. Однако, отсутствие государственного распределения высших учебных заведений, как и надлежащих условий работы на предлагаемых местах работы вынуждают наших выпускников отказываться от предлагаемых мест работы и искать самостоятельно другие места, зачастую не связанные с полученной специальностью. При этом они юридически правы, так как в вузах существует свободное распределение.

Наш вуз сохранил систему распределения выпускников, несмотря на отсутствие регламентирующих документов. Выпускникам за пол года до выпуска предлагаются места работы, проводятся рабочие собрания с работодателями (главами администраций, главными врачами районов). Выпускники, обучавшиеся по целевому набору, безоговорочно направляются на работу в районы, указанные в договоре. Студенты, поступившие по свободному выбору, самостоятельно или с помощью администрации вуза заключают договора с работодателями, тем более, что это условие является обязательным для прохождения послевузовской подготовки. Результаты распределения 2008 года оказались вполне удовлетворительными: 85 % выпускников по специальности «Лечебное дело», 90 % выпускников специальности «Педиатрия», 60 % выпускников

Института стоматологии заключили договора с субъектами Красноярского края и близлежащими регионами. Остается нерешенным вопрос на уровне государства о статусе специалистов сестринского дела с высшим образованием, хотя спрос на этих специалистов (менеджеры медицины) с каждым годом растет как в государственных учреждениях, так и в негосударственных структурах.

Значительную роль в формировании будущего специалиста играет студенческая наука. Студенты-СНОвцы - это особая каста среди студенчества по своему интеллекту и культуре. На сегодня в вузе около 60% студентов являются членами научного студенческого общества. На студенческую научную конференцию 2008 года СНОвцами подготовлено и опубликовано 428 докладов и статей. Многие студенты являются лауреатами и дипломантами именных конкурсов, проводимых в вузе (проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, проф. И.И. Гетельзона, проф. А.Н. Орлова, проф. П.Г. Подзолкова, проф. В.К. Сологуба). Ряд студентов

получают именные стипендии (президента, правительства, ученого совета и другие).

Созданный факультет фундаментального медицинского образования позволил вовлечь в значительной степени студентов младших курсов в общественную жизнь вуза. Активно в вузе функционируют студенческие общественные организации «Союз молодежи», «Студенческий совет», профсоюзы. Студенческие организации совместно с деканатом ФФМО проводят массу мероприятий воспитательного характера (курация детей-сирот, день первокурсника, «Золотая середина», «День здоровья и красоты», «Мисс академия», «Спорт и здоровье», волонтерское движение и другие).

С введением специализации по дисциплине физическая культура изменилось отношение студентов к спорту. Значительная часть студентов с интересом начала заниматься спортом. С каждым годом растет количество студентов регулярно занимающихся в спортивных секциях.

Организация спортивных площадок на базе общежитий расширяет возможность для студентов заниматься спортом в удобное для них время. Выдающихся успехов достигла баскетбольная команда «Медик» -трехкратный чемпион Сибири среди женских студенческих команд. Студентка Олеся Ким мастер спорта и кандидат в сборную России по тэквандо. Среди студентов один мастер спорта международного класса, 8 мастеров спорта, 16 кандидатов в мастера спорта, 28 перворазрядников. Руководство вуза расширяет возможность студентов для занятия спортом путем создания, улучшения и расширения спортивной базы. Вуз располагает прекрасным спортивным залом, стадионом, лыжной базой, спортивными залами в общежитиях, арендует легкоатлетический манеж, бассейн, каток стадиона «Металлург».

Нравственное воспитание студентов формируется через участие в работе студенческого клуба, где с каждым годом увеличивается количество участником художественной самодеятельности. Руководство вуза предоставило и отремонтировало помещение для студенческого клуба, где на сегодняшний день представлено большое количество кружков художественной самодеятельности (эстрадная студия, фольклорная студия, клуб авторской песни, множество танцевальных групп, команды КВН, рок-проекты и другие). Студент Сарыглар Айдын -лауреат межвузовского конкурса «Студенческая весна 2008». Студентка Антонова Ульяна - лауреат 2 степени вокалистов Красноярского краевого фестиваля «Студенческая весна 2007», Ансамбль «ЭХО» лауреат премии «Интеллект и культура», победитель молодежного фестиваля «Новые имена». Танцевальные коллективы «Урфин Джаз» и «Фани Такт» лауреаты региональных фестивалей. Ансамбль народной песни «Здравица» - дипломант конкурса хоровых, фольклорных коллективов Красноярского краевого фестиваля «Студенческая весна 2007».

Одним из направлений трудового воспитания является участие с 2005 года студентов вуза в студенческих строительных отрядах (ССО)

медицинской академии. ССО преимущественно носят профессиональный характер. Участники ССО академии работают младшим медицинским персоналом в лечебных учреждениях города и края. Силами студентов первого курса своевременно подготавливаются учебные аудитории и общежития вуза к новому учебному году.

С каждым годом расширяется возможность студентов активно участвовать в жизни вуза. Созданные общественные организации «Союз молодежи», «Студенческие советы» решают многие вопросы жизни студентов. Студенты являются членами Ученого Совета вуза, факультетов, ректората и других структур академии.

Ни одно решение, касающееся жизни студентов, не принимается ректором без согласования со студенческими организациями. Ежемесячно студенты имеют возможность встречаться напрямую с ректором, на так называемых «Ректорских посиделках», на которых обсуждаются и принимаются решения по всем важным вопросам жизни студентов. На все студенческие мероприятия, проводимые в вузе, ректором выделяются средства из фонда социальной защиты студентов. За активную общественную работу студенты имеют вознаграждения морального и материального плана. Воспитание у студенчества, да и коллектива в целом, является приоритетным направлением работы вуза. В академии создан центр здорового образа жизни (ЗОЖ), который проводит ежегодно мониторинг здоровья студентов и разрабатывает программы по ЗОЖ. На базе центра ЗОЖ функционирует психолого-консультативная служба. Служба социально-психологической поддержки (СПП) разрабатываются и реализуются технологии выявления личностной предрасположенности студентов к формированию саморазрушающего поведения (группы риска), проводят:

- информационно-консультативную работу с кураторами групп 1-2 курсов;

- психологические консультации студентов по личному обращению.

Руководитель службы СПП имеет телефон «доверия», по которому можно обращаться в любое время. На кафедре медицинской психологии и психотерапии функционирует электив «Тренинг личностного роста» (38 часов), где каждый студент имеет возможность знать оценку своей личности и своих возможностей. Дополнительно вводные лекции на первом курсе посвящаются истории вуза, профилактике наркомании, алкоголизма, ВИЧ-заболеваний, табакокурения и других вредных привычек. Каждому студенту первого курса вручается памятка «Так у нас заведено», где четко прописаны правила поведения студентов. В вузе приказом ректора запрещено курение в учебных помещениях и общежитиях.

Воспитательное значение в формировании личности будущего специалиста, безусловно, имеет также атмосфера личностных отношений в вузе, эстетическое оформление помещений вуза.

В академии приветствуются и преумножаются традиции вуза. За последние годы проведено значительное техническое оснащение учебного процесса и научных исследований. Красноярская Государственная медицинская академия (ныне университет) - храм знаний и науки.

В академии сохраняется дух уважения, любви к «Alma mater», и стремление к дальнейшему развитию вуза. Подтверждением являются результаты государственной аттестации, лицензирования и аккредитации вуза 2008 года, согласно которым медицинская академия приобрела статус университета - высший статус учебного заведения.

Все мероприятия воспитательного плана, проводящиеся в вузе, безусловно, зависят от участия профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза в этих мероприятиях. Преподаватели вуза - ведущее звено всей воспитательной работы в вузе. Именно они большую часть времени общаются со студентами, как в учебное, так и внеучебное время. Как складываются взаимоотношения, взаимопонимание между ППС и студентами, таков и успех всей воспитательной работы. Студент всегда ищет кумира, учителя, с которого можно брать пример.

Какого преподавателя хотят видеть студенты. Это в первую очередь эрудита, интеллектуала, человека высокой культуры. Студенты высоко оценивают такие качества преподавателя, как нестандартное мышление, оригинальную форму изложения материала, собранность, аккуратность, научный авторитет, интеллигентность, готовность прийти на помощь, гуманизм.

Заинтересованность всех участников воспитательного процесса в формировании корпоративной политики вуза - залог процветания и успешного развития вуза. Выпускники вуза должны гордиться своей «Alma mater».

EDUCATION OF YOUNG STAFF IS THE MOST IMPORTANT, INTEGRAL PART OF HIGH MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION

I.P. Artyuhov, P.A. Samotesov, S. YU. Nikulina, M.M. Petrova, A.B.

Salmina, D.A. Rossiev, V.N. Timoshenko Krasnoyarsk state medical university named in honor of V.F. Vojno-Yasenetskij

The experience of educational work in Krasnoyarsk state medical university is generalized in the article.

Литература

1. Способы и модели обучения // Высш. образ. в России. - 2006. -№3. - С. 96-100.

2. Петров А. и др. Организация воспитания в вузе // Высш. образ. в России. - 2006. - №3. - С. 80-83.

3. Габдуллин Г. Воспитательный потенциал гуманитарного образования в современных условиях // Вестн. высш. школы. -2006. - №2. - С. 43-45.

4. Васильева Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университет управления: практика и анализ. - 2006. - №2. - С. 74-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.