Научная статья на тему 'Состояния и перспективы воспитательной работы в академии'

Состояния и перспективы воспитательной работы в академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / КРАСНОЯРСК / МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов И. П., Самотесов П. А., Никулина С. Ю.

Проведен анализ воспитательной работы в КрасГМА и определены основные направления в этой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхов И. П., Самотесов П. А., Никулина С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND TRENDS OF EDUCATIONAL WORK IN ACADEMY

The analysis of educational work in Krasnoyarsk state medical academy was made. The main trends of this work were determined.

Текст научной работы на тему «Состояния и перспективы воспитательной работы в академии»

ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА

© АРТЮХОВ И.П., САМОТЕСОВ П.А., НИКУЛИНА С.Ю.

СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В

АКАДЕМИИ

И.П. Артюхов, П.А. Самотесов, С.Ю. Никулина Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф.

И. П. Артюхов

Резюме. Проведен анализ воспитательной работы в КрасГМА и определены основные направления в этой работе.

Ключевые слова: воспитание студентов, основные направления, Красноярск, медицинская академия.

Воспитание личности в современных условиях - это воспитание

будущего специалиста, да непросто специалиста, а специалиста врача, который должен обладать набором определенных качеств: практичностью,

инициативностью, способностью ориентироваться в рыночных условиях, динамичностью, постоянным стремлением к развитию, интеллектуальностью, развитостью, умением обращаться и налаживать контакты с людьми и многими другими.

Сложность воспитательной работы связана с социальной неопределенностью, политической и экономической нестабильностью в нашей стране. Именно социальное положение личности занимает ведущее место в ее формировании. Ибо когда человек свободен экономически и политически, тогда он представляет собой личность и имеет возможность гармонично развиваться и приносить больше пользы для себя и общества.

Высшая школа, где человек получает образование и специальность, является ведущей сферой становления личности, ее востребованность в обществе, осуществляет функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создает основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности.

Радикальные изменения в сфере общественно-политической и государственной жизни нашей страны, затронули и высшее образование, которое на протяжении последних лет находится в стадии реорганизации.

В этой сложной и противоречивой ситуации студенческая молодежь оказалась наиболее уязвимой категорией общества. Уменьшение государственной поддержки образования в период резкого изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации обусловило ослабление, и частичное разрушение результативности образовательной, и воспитательной систем.

В тоже время именно молодежь оказывает решающее влияние на общественные процессы, демократическое и экономическое обновление России, ее духовную атмосферу, социально-психологический климат XXI века.

Существующие воспитательные системы вузов многообразны и отличаются вариативностью своего содержания по типу профессиональных задач, сложившейся молодежной субкультуры, своей размеренностью и результативностью.

Современные воспитательные системы должны создавать благоприятные условия для обучения и воспитания наиболее талантливой и наиболее активной части студенческой молодежи. Эта система предусматривает связь с жизнью, будущей профессией, единство воспитания и самовоспитания, формирование целостного духовного облика молодого человека, последовательность и преемственность воспитательного процесса.

Воспитание это сложный процесс, который включает личностную и социально - общественную составляющие.

Личностная составляющая - это самореализация, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание.

Социально - общественная составляющая - это процесс адаптации, социализации личности, ее формирование и воспитание.

При этом каждая профессиональная категория имеет свою специфику воспитания.

Большую роль, а может быть и основную роль в воспитании , в процессе обучения, имеет психологическая комфортность в вузе, которая влияет на настроение студента и его удовлетворенность гуманистической средой вуза. Она во многом определяется отношениями внутри коллектива между студентами, студентами и преподавателями, а так же отношением к студенту работников всех служб вуза.

Целью современной системы воспитания является подготовка профессиональной и культурно-ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному, и социальному творчеству, владеющий устойчивыми навыками и выполнения профессиональных обязанностей.

Задачи системы воспитания:

1. Формирование нравственно - целостных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности, личностной активности;

2. Обеспечение реальных условий развития личности и ее социальнопсихологической поддержки (стипендия, кредиты, льготы на услуги, свобода и права студента);

3. Приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести (клятва врача) и моральных ценностей, адекватной оценки (самооценки) результатов своей деятельности;

4. Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни (ЗОЖ), стремление создания семьи, обеспечение и воспитание нового поколения на основе гуманистических принципов и демократии;

5. Развитие студенческого самоуправления, системы клубов по интересам, факультетов общественных профессий;

6. Ориентирование молодежи на системное понимание фундаментальных связей: человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа; развитие самосознания, человек - здоровье;

Понимание целей и задач современного общественного развития, является предпосылкой для реализации функций воспитания, которые включают в себя два взаимосвязанных процесса:

Овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими личности реализоваться в практической деятельности и в различных жизненных ситуациях;

Социализация, которая ставит своей целью усвоение прав и обязанностей, связанных с обладанием ценностями (общечеловеческими, национальными, личностными);

В нашей медицинской академии всегда уделяли и уделяют большое внимание организации воспитательной системе.

Только за последний год в вузе создан ряд структурных подразделений факультет фундаментального медицинского образования (ФФМО), Союз молодежи (СМ), пресса. Проведено большое количество мероприятий воспитательного плана. Создана система всей воспитательной работы.

На сегодня в академии воспитательной работой занимаются многочисленные подразделения вуза: Ученый Совет, ректорат, Ученые Советы Институтов, факультетов, деканы факультетов и руководители Институтов, совет по воспитательной работе, художественный совет, кафедры и профессорско-преподавательский состав (ППС) академии, газета «Медик», библиотека, музей, кафедра физической культуры и спортивный клуб «Медик», кураторы групп, проф. союзы, Союз молодежи КрасГМА, СНО, студенческие советы общежитий, студенческий клуб, волонтерское движение, помощник проректора по воспитательной работе, зам. деканов по воспитательной работе, зам. проректора по АХЧ по воспитательной работе в общежитиях, первый проректор.

Основные направления воспитательной работы в вузе: профессиональное, нравственное, духовное, патриотическое, физическое, интеллектуальное, корпоративное, трудовое, эстетическое.

Ведущим звеном всей воспитательной работы в вузе - является ППС академии, который насчитывает более 600 сотрудников; из них более 140 д.м.н., более 300 - к.м.н., 18 - заслуженных врачей, заслуженный деятель России, заслуженные работники высшей школы [2], почетные работники высшего образования [8], почетные профессора, почетные ветераны академии, ведущие специалисты.

Основная роль воспитания, ложится на педагогов кафедры. Именно кафедра - ключевой компонент в структуре воспитательной работы. В большей степени воспитание идет через учебный процесс. Если коллектив кафедры использует все свои возможности по организации учебного процесса это уже 75 % успеха воспитательной работы.

Преподаватель не только профессионал своей специальности, но и источник культуры. Каждый из нас имеет или помнит своего учителя, которому хочется подражать всю свою жизнь.

Анализируя весь процесс воспитания в вузе, его условно можно разделить на 2 этапа. При чем, первый этап должен подготовить условия для перехода на второй этап.

Первый этап включает технологию воспитания студента, переступившего порог вуза (студент младших вузов). На этом этапе необходимо адаптировать студента к жизни вуза, воспитав студента-медика, привив чувство любви к вузу («Alma mater»), нравственность, духовность, корпоративность и безусловно студент должен получить достаточные фундаментальные знания.

Второй этап - это воспитание клинициста, будущего врача, который проходит обучение на базе клинической больницы. Задача ППС на этом этапе состоит в том, чтобы на личном примере а также старших товарищей, коллег воспитать у студента качества будущего врача: гуманность, внимательность, чувства сострадания и сопереживания, ответственность за здоровье больных, организаторские способности, стремление к познанию и безусловно этику поведения, деонтологию.

Очень важно в воспитательном процессе знать мнение воспитуемых (студентов). Что хотят увидеть студенты у своих преподавателей? Это профессионализм, интеллект, не стандартное ведение занятий и чтение лекций.

Что не хотят увидеть у своих преподавателей или что не нравиться студентам? Это безразличие преподавателя, и личные материальные вознаграждения.

С целью улучшения организации учебно-воспитательного процесса и контроля за ним в вузе были введены освобожденные должности деканов, руководителей институтов, созданы факультет фундаментального медицинского образования и студенческая молодежная организация (Союз молодежи).

Проведенная реорганизация учебно-воспитательного процесса в академии позволила улучшить воспитательный процесс, фундаментальную подготовку на младших курсах и решить ряд профессиональных вопросов.

В результате реорганизации, повысилась активность студентов в общественной жизни академии (50 % студентов участвуют в тех или иных мероприятиях вуза). Впервые показатели зимней экзаменационной сессии были лучшими на 1 курсе по сравнению с 2 и 3 курсами. Значительно снизился процент отчисленных студентов на 1 курсе, выявились способные, активные студенты.

Союз молодежи стал активным участником всех общественных мероприятий в вузе. Расширилась сфера студенческого самоуправления. Без мнения союза молодежи ректор не принимает ни одного решения по студентам.

Положительными моментами воспитательной работы в вузе явились: -признание вуза в номинации «профессия-жизнь», в области медицины - стал лучшим развивающимся медицинским вузом России. В 100% случаев целевые выпускники направляются в районы согласно договоров, свыше 90 % - приняли участие в предварительном распределении и почти все имели договора о прохождении интернатуры или ординатуры; уменьшилось количество отчисленных студентов младших курсов; отсутствуют грубые правонарушения среди студентов академии; по нарастающей идут достижения в области спорта,

науки, учебы; поток желающих получить профессию врача остается высоким (только в олимпиаде 25.03.2006 г. участвовало 275 человек); востребованность наших выпускников в крае превышает в 2 раза наши возможности.

Среди недостатков воспитательной работы в вузе следует отметить наличие у студентов вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков) появление в среде студентов скенхетов, нарушение учебной дисциплины, некоторая часть студентов не участвует в общественной жизни академии.

Основными направлениями воспитательной работы в вузе должны стать:

1. Создание условий для всестороннего развития личности;

2. Поднять престиж преподавателя как основного воспитателя в вузе; (воспитать воспитателя);

3. Расширить формы и методы воспитательной работы (круглые столы по проблемам, клубы по интересам, ректорские встречи и др.);

4. Создание центра здорового образа жизни (ЗОЖ на базе академии), на базе которого и с помощью которого сохранить и улучшить здоровье студентов;

5. Шире привлекать студенчество в решении вопросов жизни академии;

6. Расширять студенческое самоуправление;

7. Готовить врачей- патриотов достойных нашему отечеству.

STATE AND TRENDS OF EDUCATIONAL WORK IN ACADEMY I.P. Artyuhov, P.A. Samotesov, S.YU. Nikulina Krasnoyarsk state medical academy The analysis of educational work in Krasnoyarsk state medical academy was made. The main trends of this work were determined.

Литература

1.Болотов В.А. Педагогическое образование России в условиях перемен: принципы, технологии, управление - Волгоград, 2003. - 200 с.

2.Бурняшева Л. Пути и методы студенческого воспитания // Высшее образование в России. - 2004. - №7. - С. 80-85

3.Габдуллин Г.Г. Воспитательный потенциал учебного предмета // Высшее образование в России. - 2004 . - №7. - С. 157-159.

4.Кагерманьян В.С., Конохович Л.И., Бабочкин П.И., и др. Современные системы воспитания студентов вузов: состояние, концепция и направление развития. - М., 2002. - 80 с. (Система воспит. в высш. школе: аналитич. обзоры по основным направл. развития высш. образ-я / НИИВО; Вып 6).

5.Кагерманьян В.С., Кучер Н.И., Пономарев А.В., Маркова Н.А. Управление внеучебной воспитательной деятельностью. - М., 2005 - 64 с. (Система воспит. в высш. школе: аналитич. обзоры по основным направл. развития высш. образ-я / НИИВО; Вып 4).

6.Романец И. Воспитание, самовоспитание, иновоспитание // Высш. образов. в России - 2005 . - №11. - С. 150-152.

7.Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А Решетовой. -М., 2002. - С.299-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.