Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия воспитания студенческой молодежи в современных социокультурных условиях'

Социально-педагогические условия воспитания студенческой молодежи в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томчук Владимир Денисович

В статье отражен общий стратегический подход к цели воспитания, положения социализации студентов. Определены основные принципы разработки и развития воспитательных систем и субъект-субъектного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия воспитания студенческой молодежи в современных социокультурных условиях»

УДК 378: 37

В. Д. Томчук

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Воспитание студенческой молодежи в системе высшей школы обеспечивает формирование личности, умеющей отстаивать свои интересы, а также интересы определенной социально-профессиональной группы и российского общества в целом как на современном этапе, так и в долговременной перспективе.

Одной из наиболее важных проблем является формирование положительной мотивации, направленной на усвоение воспитательных воздействий. Все большее значение в современном обществе приобретает проблема формирования у студентов необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия.

К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств воспитания нами отнесены:

— определение системы воспитания в условиях развития государства и на перспективу;

— формирование потребности к труду;

— соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;

— формирование требуемых профессиональных и личностных качеств.

Целью современной системы воспитания является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.

Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.

Развитие воспитательной системы вуза в широком смысле — с усилением акцентов на конкретную личность будущего специалиста и на воспитательный потенциал объективных условий и возможностей подготовки и формирования - является и одним из важнейших путей и способов работы вуза в современных условиях.

Для этого необходимо решение следующих важнейших задач:

- создание в вузе гуманистической воспитательной системы;

- сохранение целостности учебно-воспитательного процесса, преодоление пассивности студентов на занятиях и в общественной работе;

- совершенствование работы студенческих научных обществ и их воспитательного потенциала;

- ориентация студентов на вечные абсолютные ценности, человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля;

- формирование у студентов чувства патриотизма и сознания активного гражданина;

- формирование у будущих специалистов необходимых качеств личности, общей, правовой и политической культуры;

- развитие клубной и досуговой деятельности;

- привитие студентам умений и навыков участия в управлении вузом и самоуправлении, поддержка студенческих объединений.

Ведущая роль в воспитании принадлежит профессорско-преподавательскому составу, ученым вуза.

Вуз не только дает знания, но и воспитывает. Нравственный облик студентов, их мировоззрение формируются всем ходом учебного процесса и всеми, кто к этому процессу причастен. Нравственное совершенствование человеческой личности - процесс сложный, многообразный и непрерывный, зависящий от усилий всего коллектива университета.

Вместе с тем существует общий стратегический подход к цели воспитания, который должен быть ориентирован на реализацию следующих условий:

- максимальное овладение студентами материальными и культурными ценностями, научными и техническими достижениями;

- оказание помощи молодому человеку в раскрытии его внутренних потребностей и способностей, содействующих самоопределению, самоутверждению, самореализации личности.

В основных направлений социализации студентов важное значение приобретает проблема сплочения студенческого коллектива, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.

В ходе исследования мы выявили следующие положения воспитания и социализации студентов:

- демократизация системы воспитания, переход от системы принудительного воздействия к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;

- гуманистическое отношение к субъектам воспитания, предполагающее отношение к личности студента как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию;

- демократизация самой системы воспитания, переход от системы с однонаправленной идеологией и принудительным воздействием на субъекты воспитания;

- духовность, проявляющаяся в формировании у студента смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

- патриотизм, предполагающий формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающий целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны и сохранение цивилизации;

- конкурентоспособность, выступающая как специфическая особенность демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной «борьбы» во всех сферах жизнедеятельности;

- толерантность, являющаяся одним из важных факторов воспитания студенческой молодежи в условиях развивающейся демократии в России и предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к инакомыслию, другим культурам, образу жизни, индивидуализация, заключающаяся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способности не только выжить, но и проявить творческую активность;

- вариативность, включающая различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не только на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей.

Формирование и развитие целостного воспитательного пространства, являясь этапом личного опыта педагогов, расширяет возможности педагога к инновациям, создает условия не только для более эффективного использования среды, но, прежде всего, для становления собственной субъектности.

Развитие педагогического управления воспитательным пространством позволяет затронуть основы всей управленческой системы и может привести к новому этапу ее эффективного функционирования. Педагогическое управление создает условия для введения инноваций в административное

управление, методическое сопровождение, т. е. создает условия для оптимального управления на основе сочетания традиций и инноваций.

В результате формируются микроколлективы, способные коллегиально управлять созданием сети педагогических событий, формирующих воспитательное пространство и влиять на изменение качества содержания образования студентов.

Основными субъектами воспитания являются: общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность; личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания; преподаватель и специалисты в области воспитания. Прежде всего, преподаватель, осуществляя функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать совершен" ствование взаимодействия двух основных социальных субъектов - общества и индивида, под воздействием которых формируется личность.

В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором является характер субъект-субьектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов. От этих условий зависит действенность и результативность воспитания в вузах. Психологическая комфортность в процессе обучения в вузе значительно влияет на настроение студента и его удовлетворенность гуманистической средой вуза.

Разрабатывая принципы создания современных воспитательных систем в учебных заведениях, следует учитывать важнейшую особенность воспитания. Как показывает практика, она состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.

В этих условиях важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современные воспитательные системы создают благоприятные условия для обучения и воспитания студенческой молодежи. Существенными особенностями воспитательных систем вузов различного профиля стала ориентированная поддержка вхождения молодежи в глобализированный и многополярный мир, в открытое информационное сообщество. Поэтому знчительное место в воспитании студентов занимают такие личностные качества как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, психологии, условий развития наций и национальностей.

Нами определенны основные принципы разработки и развития воспитательной системы вуза:

- связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

- деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;

- гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;

- единство воспитания и самовоспитания;

- органическая связь воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;

- последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения;

- творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Современная деятельность в сфере воспитания открывает новые возможности для педагогического творчества. Творческие возможности конкретного педагога-воспитателя зависят от его установки на себя с позиции воспитателя: воспринимает ли он себя прежде всего как передатчика-транслятора норм, правил педагогической деятельности или как профессионала, действия которого определяются не целью трансляции, а задачей влияния на конкретных студентов.

Не менее важны способности преподавателя, психологические особенности, глубина и масштаб знаний и умений в сфере воспитания. Преподаватель — воспитатель, владеющий набором приемов, методик, способов действий, скорее начинает их комбинировать, совершенствовать для изменения педагогической ситуации.

Субъект - субъектное взаимодействие, когда за каждым участником творческого процесса признается право и способность на собственное решение, все больше проникает в преподавательскую деятельность и «подталкивает» преподавателя к актуализации воспитательного потенциала обучения. Это возможно, если учебный процесс выступает как:

- жизнедеятельность студентов, вмещая в себя игру, труд, творчество, общение, личностные смыслы, профессиональные ориентации;

- способ овладения современной культурной традицией, при котором преподаватель выступает не как источник информации, а как посредник между студентом и культурой.

Преподавателю важно осознать, что воспитание, по сути, «вплетено» в весь процесс передачи содержания образования, различные методы обуче-

ния и формы учебной работы в вузе. Воспитательный потенциал субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента может быть раскрыт и в трудовой деятельности, и в художественной. Главное, что любая деятельность, организуемая со студентами, предполагает активную позицию и сохранение индивидуального стиля творчества каждого субъекта.

Таким образом главным воспитывающим фактором в организации взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студента являются складывающиеся отношения в границах воспитательной деятельности. От того, каков их характер, в какой мере они гуманистичны, зависит эффективность, действенность воспитания в вузе.

Библиографический список

1. Кагерманьян, В. С. Научно-методические рекомендации по модернизации воспитательного процесса в вузах / В, С. Кагерманьян - М., 2003.

2. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Г. Фокин. - М., Академия 2002.

3. Управление вяучебной деятельностью: Учебно-методическое пособие / В. С. Кагерманьян, А. В. Пономарев, Н. И. Кучер, Л. Г. Семушина, Н. А. Маркова. — М., 2004.

УДК 378.017

Т. Б. Сидорова

ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОСТОКОВЕДОВ

Практика подготовки специалистов-востоковедов, ориентированная на формирование такого важного личностно-профессионального качества, как способность принимающе относиться к культурному своеобразию Востока, показывает, что успешное решение данной задачи предполагает комплексный, межпредметный подход.

Учебные предметы по восточному языку и культуре первого и второго годов обучения не обладают в полной мере возможностями для организации встречи студентов с разнообразием восточной культуры и не способны целенаправленно формировать у студентов принимающее отношение к ее особенностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.