16.2. РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Гисматуллина Эльвира Курбангалеевна, аспирантка кафедры Экономической теории и инвестирования Московского государственного университета экономики статистики и информатики (МЭСИ)
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В процессе обучения в вузе студент получает целый ряд профессиональных компетенций, при этом дальнейшее трудоустройство выпускника и его становление как специалиста определяется социальными компетенциями и тем социальным капиталом, которые получает студент в стенах вуза. В этом процессе немаловажное значение имеет организация внеучебной работы со студентами, поскольку внеучебные мероприятия способствуют формированию компетенций, востребованных социумом.
Ключевые слова: организация внеучебной работы со студентами, личностные компетенции студентов, социальный капитал
ROLE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES DURING FORMATION OF PERSONAL COMPETENCE OF STUDENTS
Elvira Gismatullina, Graduate Department of Economic Theory and Investment, Moscow State University of Economics Statistics and Informatics (MESI)
Annotation: In the process of learning in high school student gets a number of professional competence, with the further employment of graduates and its emergence as a specialist determined by social competence and social capital so that the student gets in the walls of the university. In this process, little importance is the organization of extracurricular activities with students as extracurricular activities contribute to the formation of competence demanded by societies.
Keywords: organization of extracurricular activities with students, personal competence of students, social capital
В настоящее время проблема социализации личности является объектом пристального внимания общественных организаций, учебных заведений, различных социальных структур. Это не случайно: сегодня, в век интенсивных изменений, в век информатизации недостаточно быть просто гражданином - необходимо иметь активную жизненную позицию, активную нравственную позицию (быть толерантным), быть ответственным за свою судьбу, уметь использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе информационные, для личностного роста и т.д. Поведение индивидуума в обществе определяется не только личными характеристиками - в большой степени на человека оказывает влияние социальная среда, «различные социальные механизмы, контролирующие успехи индивидов независимо от их выбора, устремлений и навыков. В качестве таких механизмов в современной науке рассматриваются социальные институты и сети, высту-
пающие основными агентами социализации человека». Д.В. Попонов отмечает необходимость дополнения понятия «человеческий капитал» получившей широкое распространение концепцией «социального капитала». [1]
Следует отметить подход Дж. Коулмана, который представлял социальный капитал в качестве ресурсов, присущих социальным отношениям, в которые вовлечены индивиды. «Происхождение же социального капитала связано с изменениями в отношениях среди индивидов и облегчает их деятельность. Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же, как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами» [2].
Социолог Дж. Коулман выделяет такие факторы формирования социального капитала, как информационные каналы - это возможность получения и обмена информацией, семья, а также социальные структуры вне семьи - это, прежде всего, школы, вузы. Тип учебного заведения - муниципальное, частное, религиозное - оказывает непосредственное влияние на «качество» социального капитала. Исследователи отмечали роль таких вузов как Гарвард и Оксфорд в формировании социальных связей, способствующих дальнейшему карьерному росту выпускников данных учебных заведений. Социальная среда данных учебных заведений способствует возникновению социальных контактов, которые становятся хорошей базой для дальнейшего развития выпускников. Подобный опыт имеется и в российских вузах. Так, исследование, проведенное специалистами Высшей школы экономики, показало, что выпускники магистратуры расценивали свое обучение в вузе, как плацдарм для наработки нужных социальных контактов, иными словами, это инструмент расширения своего «социального капитала» за счет завязывания полезных знакомств в стенах университета [3].
Создатель теории социального капитала Р. Патнэм отмечает тревожные тенденции в жизни общества, связанные с индивидуализацией деятельности людей. Наблюдается отход от командной, коллективной деятельности в пользу деятельности в одиночку. Люди все больше отдаляются друг от друга как в семейной жизни, так и по работе, ослабевают связи с друзьями, ослабевает потребность в личном общении, на смену которому приходит общение в сети. «Социолог П. Бур-дье использовал термин «социальный капитал» для объяснения возможностей и преимуществ, которые дает людям членство в группах, а Дж. Коулман применял его для описания пользы социальных связей для индивидуума. С точки зрения Патнэма, социальный капитал означает, по сути, взаимодействие». [4]
Социальный капитал - это совокупность определенных качеств, которыми обладает индивид и которые имеют ряд общих свойств: они представляют собой аспекты социальных структур и способствуют действиям индивида внутри данных структур. Подобно другим видам капитала социальный капитал производителен: он позволяет достичь результатов, которые не-
возможно было бы получить в его отсутствие. Творческие союзы, спортивные организации, литературные и театральные общества вносят свой вклад в формирование элементов социального капитала.
Уровень социального капитала представляет один из факторов, влияющих на экономическое развитие стран и регионов. Глобализация современного мира также расширяет проблематику социального капитала как ресурса, необходимого для повышения эффективности экономики, устойчивого развития и международной безопасности. Межличностные связи и контакты позволяют людям в условиях ограниченной действенности системы государственной социальной защиты поддерживать друг друга в сложных жизненных ситуациях.
В современных условиях вопрос социализации личности имеет первостепенное значение с точки зрения развития общества в целом. Такие ученые, как А.В. Мудрик, Э. Майнберг, рассматривали социализацию, как двусторонний процесс: с одной стороны, в процессе социализации индивид получает необходимый опыт, с другой - он сам становится источником возникновения систем социальных связей, влияя на целый ряд обстоятельств и жизненных ситуаций.
А.В. Мудрик выделяет следующие группы факторов социализации (рис.1) [5]:
Макрофакторы
•планета
•сірана
«общество
#
Мезофакторы
•этнос •тип поселения
»
Микрофакторы
♦семья
•сверстники
•обраэматмьныеучреииении
Рис.1. Структура факторов социализацииі
жен показать на рынке труда не только весь спектр знаний, полученных в вузе, но и дополнительные компетенции, востребованные современным рынком труда. В настоящее время работодатели предъявляют повышенные требования к выпускникам: молодые специалисты должны уметь легко адаптироваться в корпоративной среде, владеть информационными технологиями как в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей, так и в процессе корпоративного обучения (многие современные компании имеют собственные корпоративные университеты, в которых практикуется дистанционное обучение), иметь гибкое мышление, быть открытыми и коммуникабельными.
Обучение в вузе является важнейшим жизненным этапом социализации человека. Это этап осознания себя и своего места на профессиональной арене, нарабатываются связи как в студенческой среде, так и бизнес-среде с представителями профессиональных ассоциаций, в научных кругах, в спортивной сфере и т.д. в процессе участия студентов в различных вне-учебных мероприятиях (конференциях, семинарах, диспут-клубах, спортивных соревнованиях, ярмарках вакансий и т.п.).
В целях обеспечения соответствия указанным требованиям вузам необходимо внедрять соответствующие методы работы со студентами в учебном процессе и в организации внеучебной деятельности студентов. Немалую роль в данном процессе играет учебно-воспитательная и внеучебная работа со студентами. Данные направления образовательной деятельности вуза имеют свои задачи в процессе социализации студентов. Так, задачей учебновоспитательной деятельности является создание благоприятных условий для формирования гуманитарной среды - это и корпоративная культура вуза, его традиции и история. Задачей внеучебной работы является развитие студентов как социализированных личностей за счет создания позитивного социально-психологического климата в вузе (рис. 2) [6].
Таким образом, учреждения образования, как микрофактор социализации личности, активно влияют на процесс формирования профессионально значимых качеств обучающихся. Содержание образования определяет уровень развития личности, формирования ее базовой культуры. Образование дает систематизированные знания, умения, навыки, активизирует познавательную деятельность студентов. В первую очередь, знания, являясь отражением духовного богатства человечества, способствуют социализации личности. В настоящее время в системе образования активно внедряется компетентностный подход, целью которого является формирование определенных общекультурных, социальных и профессиональных знаний, умений и навыков. Выпускник вуза сегодня дол-
1 Составлено автором по классификации А.В. Мудрика (2006). 334
Рис. 2. Социализация личности в вузе2
Традиционно вузы организуют внеучебную работу студентов по следующим основным направлениям:
• внеучебная научно-исследовательская работа;
• спортивно-массовая работа;
• студенческая художественная самодеятельность;
• мероприятия по организации досуга.
2 Составлено автором по материалам Социокультурные исследования: учебное пособие/ Р.М.Петрунева, Н.В.Дулина, А.В. Варакин; ВолгГТУ. Волгоград: РПК «Политехник», 2004.
Рассмотрим процесс организации внеучебной работы на примере Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Функция организации и проведения мероприятий внеучебной работы возложена на Управление внеучебной работы, основной целью которого является организация внеучебной работы со студенческой молодежью МЭСИ посредством создания благоприятных возможностей для удовлетворения многообразных интересов студентов в области творчества, культуры, спорта, досуга. В МЭСИ в рамках реализации единой молодежной политики университета внедрена проектная организация внеучебной работы по 10 основным проектам: «КВН-движение МЭСИ», «Межвузовские фестивали студенческого творчества», «Организация студенческих выездов», «Внутренние мероприятия МЭСИ», «Студенческая газета», «Студенческий совет МЭСИ» и т.д.
В рамках реализации молодежной политики достигается цель создания и укрепления позитивного имиджа студента МЭСИ - успешного, гармонично развитого профессионала в своей области, обладающего широким кругозором, собственным мнением, твердой гражданской позицией, возможностью адаптироваться к изменяющимся условиям.
Для достижения обозначенной цели реализуются задачи, стоящие перед основными проектами:
1. Содействие развитию творческой инициативы студентов посредством участия в работе студенческого театра, КВН.
2. Содействие развитию связей с филиалами МЭСИ, международному взаимодействию студентов, обмену знаниями и опытом между студентами.
3. Содействие развитию студенческих отрядов по различным видам творческой деятельности.
4. Развитие наполнения культурного досуга студентов, преподавателей и сотрудников МЭСИ в выходные и каникулярные дни, организации отдыха во внеучебное время.
5. Содействие созданию спортивных любительских объединений, клубов, секций и команд по видам спорта;
6. Развитие сотрудничества со студенческими спортивными организациями России и зарубежных стран, федерациями по видам спорта.
7. Организация работы органов студенческого самоуправления.
8. Организация и проведение массовых соревнований, универсиад, учебно-тренировочных сборов.
9. Организация и проведение профилактической работы по проблемам: отказ от вредных привычек, воспитание толерантности, борьба с ВИЧ-инфекцией.
В рамках каждого проекта осуществляется активное взаимодействие со студентами МЭСИ в целях массового вовлечения в мероприятия внеучебной работы. В этом процессе управление по внеучебной работе использует как традиционные формы коммуникаций -объявления, листовки, организационные собрания, так и инновационные - объявления на сайте университета, общение в чатах и форумах, ведение соответствующих рубрик в социальных сетях, таких как «В контакте», а также на корпоративном портале МЭСИ (sp.mesi.ru). Интеграция всех коммуникативных средств дает оптимальный эффект - во внеучебные проекты вовлекаются студенты всех форм обучения с 1 по 5 курс, студенты многочисленных филиалов МЭСИ. Такой подход также соответствует принципу информационной открытости внеучебного процесса.
В целях концентрации усилий используется технология адресного взаимодействия, когда организационной работе предшествует анкетирование студентов различных курсов для выявления их интересов и потребностей, что позволяет вовлекать в различные проекты внеучебной работы соответствующие заинтересованные сегменты.
Например, анкетирование первокурсников МЭСИ позволило выявить наиболее привлекательные проекты с точки зрения студентов, а также склонности первокурсников к участию в том или ином проекте внеучеб-ной работы (табл. 1)3.
Таблица 1
Результаты анкетирования первокурсников МЭСИ, направленного на выявление интересов_______________
Проект внеучебной работы Доля опрошенных студентов, %
Студенческий театр 70
КВН 60
Студенческий совет 54
Спортивные мероприятия 48
Студенческая газета 36
Результаты опроса свидетельствуют о высокой востребованности творческих мероприятий (театр и КВН), также стремлении студентов участвовать в процессе самоуправления.
Учет дифференцированных интересов студентов позволяет сформировать вариативные программы, учитывающие возможности и профессиональную специализацию студентов. В процессе внеучебной деятельности формируются разнообразные личностные компетенции студентов (рис. 3), которые имеют различный уклон в зависимости от проекта, в котором работают студенты:
Органы студенческого самоуправления, студенческие научные объединения:
Формирование твёрдой гражданской позиции, высокой социальной и моральной стабильности личности;
Практический опыт руководства, планирования работы;
Умение строить работу по проектному принципу;
Умение работать с людьми.
Студенческие творческие коллективы:
Ораторские навыки и опыт работы с большой аудиторией слушателей, развитая способность самопре-зентации;
Креативность и инициативность, умение и желание искать и находить нестандартный, оригинальный способ решения проблемы;
Умение работать в условиях стресса и дефицита времени.
Студенческие сборные команды по различным видам спорта:
Стремление к достижению наилучшего результата, максимальное использование доступных ресурсов для исполнения поставленной задачи;
Практические навыки здоровой конкуренции и умение с честью переносить неудачи, использование их как дополнительного мотиватора для самосовершенствования;
Стремление вести здоровый образ жизни.
3 Составлено автором по результатам анкетирования первокурсников МЭСИ, 2009/2010 учебный год.
Рис. 3. Компетенции специалиста, формируемые в процессе внеучебной деятельности4
Приобретая в процессе обучения, а также участия в мероприятиях внеучебной работы различные компетенции, востребованные социумом, студент МЭСИ на момент выпуска является гармонично развитой личностью с широким кругозором, наличием собственной позиции, умением адаптироваться к изменяющимся условиям в гармонии с общественной культурой.
Такой комплексный подход к формированию единой молодежной политики с учетом дифференцированных потребностей студентов позволил внедрить личностно ориентированные методы организации внеучебной работы, способствующие адекватной взаимосвязи и синтезу учебного процесса и внеучебной работы, полноценной реализации творческого потенциала студентов, проведению широких спортивно-оздоровительных мероприятий.
Список литературы:
1. Попонов Д.В. Проблемы воспроизводства человеческого капитала политической элиты // Известия Саратовского университета. - 2008. Т.8. Сер. Социология. Политология, вып. 2.
2. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - №3.
3. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента // Социологические исследования - 2010. - № 2. - С. 100-110.
4. Ричард Флорида. «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее». Классика-XXI, 2007.
5. Мудрик А.В. Социализация человека. Серия: Высшее профессиональное образование: Академия, 2006.
6. Социокультурные исследования: учебное пособие / Р.М. Петрунева, Н.В. Дулина, А.В. Варакин; ВолгГТУ. Волгоград: РПК «Политехник», 2004.
7. Пономарев А.В. «Организация внеучебной работы в УПИ: опыт, проблемы, перспективы» режим доступа [rtf.ustu. ru/Vneuchebnaja-zhizn.22.0.html].
5. Mudrik AV Socialization of man. Series: Higher education: Academy, 2006.
6. Sociocultural studies: a tutorial / RM Petruneva, NV Dulin, AV Varakin; VolgGTU.Volgograd: PKK "Polytechnic ", 2004.
7. Ponomarev AV "Organization of extracurricular activities in the OIP: experience, problems and prospects" access mode [rtf.ustu.ru/Vneuchebnaja-zhizn.22.0.html].
РЕЦЕНЗИЯ
В начале статьи «Роль внеучебной работы в процессе формирования личностных компетенций студентов» автор Гисматуллина Э.К. обосновывает актуальность ее проблематики: сегодня, в век интенсивных изменений, в век информатизации недостаточно быть просто гражданином - необходимо иметь активную жизненную позицию, активную нравственную позицию (быть толерантным), быть ответственным за свою судьбу, уметь использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе информационные, для личностного роста и т.д. Обучение в вузе является важнейшим жизненным этапом социализации человека. Это этап осознания себя и своего места на профессиональной арене, нарабатываются связи как в студенческой среде, так и бизнес-среде с представителями профессиональных ассоциаций, в научных кругах, в спортивной сфере и т.д. в процессе участия студентов в различных вне-учебных мероприятиях (конференциях, семинарах, диспут-клубах, спортивных соревнованиях, ярмарках вакансий и т.п.).
В целях обеспечения соответствия указанным требованиям вузам необходимо внедрять соответствующие методы работы со студентами в учебном процессе и в организации внеучебной деятельности студентов. В заключение автор подводит к выводу, что внеучебная работа способствует адекватной взаимосвязи, синтезу учебного процесса и полноценной реализации творческого потенциала студентов, проведению широких спортивно-оздоровительных мероприятий.
Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»
к.э.н. А.А. Тихонова
Reference list:
1. Poponov D.V. Problems of reproduction of human capital's political elite / / Proceedings of Saratov University. - 2008. V.8. Ser. Sociology. Politics, Vol. 2.
2. Coleman J. Social Capital and Human / Social Sciences and Modernity. - 2001. - №3.
3. Efendiev AG, Balabanova, ES Professional careers of graduates of faculty of management / Case studies - 2010. - № 2. - S. 100-110.
4. Richard Florida. "Creative Class. People who change their future. "Classica-XXI,2007.
4 Составлено по результатам авторского исследования процесса организации внеучебной работы студентов МЭСИ, 2009/2010 учебный год.