Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЦЕННОСТНЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СИСТЕМА ЦЕННОСТНЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куртвелиева Г.С., Ушакова В.Р.

В данной статье представлены результаты исследования системы ценностей молодежи разных этнических групп. Анализируются степень расхождения в системе ценностей, вызванные несоответствием между важностью и доступностью той или иной ценности.This article presents the results of a study of the value system of young people of different ethnic groups. The internal conflicts in the value system are analyzed, caused by the discrepancy between the importance and availability of a particular value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЦЕННОСТНЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

я спортом.

К сожалению, некоторые студенты ведут пассивный образ жизнив основном по двум причинам. Одни проводят много времени за компью тером, а других «отвлекают» большие умственные нагрузки. Но всеже каждый человек должен выделить себе в день всего час времени, чтоб ы заняться спортом, получить положительный заряд и гармонию. Всем ясно, что здоровый образ жизни не складывается только из правильного питания и сна, организму необходима физическая нагрузка. Полноценн ая жизнь невозможна без спорта.

Использованные источники :

1. Ильинич М. В. Физическая культура студентов. — М.,2002.

2. Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов // Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

3. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 1998 г.

4. Зотин В.В, Мельничук А.А. Физическая культура и спорт в вышем учебном заведении // сб.тр.межд.науч.конф. «Современные проблемы физической культуры и спорта :ретроспектива,реальность и будущее »-Курган ,2014._с.45-47.

УДК 159.923.2

Куртвелиева Г.С., к.психол.н. научный руководитель, преподаватель

кафедра психологии Ушакова В. Р. Россия, г. Симферополь СИСТЕМА ЦЕННОСТНЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ:

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования системы ценностей молодежи разных этнических групп. Анализируются степень расхождения в системе ценностей, вызванные несоответствием между важностью и доступностью той или иной ценности.

Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, ценность, доступность, здоровье.

THE SYSTEM OF VALUES OF MODERN YOUTH: THE ETHNOPSYCHOLOGICAL ASPECT Annotation: This article presents the results of a study of the value system of young people of different ethnic groups. The internal conflicts in the value system are analyzed, caused by the discrepancy between the importance and availability of a particular value.

Keywords: youth, value system, value orientations, value, availability, health.

Одной из актуальных проблем современной психологии является проблема ценностных ориентаций молодежи. Юношеский возраст характеризуется формированием личностных установок, иерархии ценностей и смысложизненных ориентаций. В этом возрасте происходит осознание своего места в социуме, объективной оценки себя и окружающей среды, выстраивание отношений со средой, что во взрослой жизни будет определять позицию и отношение к тем или иным вопросам.

Проблема ценностных ориентаций личности, как и любое многозначное научное понятие, по-разному интерпретируется в работах различных авторов (В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Вайзер, И.А. Кудрявцев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.Рокич, Э. Фромм, В. Франкл, А. Лэнгли и др.). Исследованием системы ценностей молодежи занимались Н. Е. Бондарь, А. А. Козлов, С. В. Сикевич, В.Т. Лисовский, К. А. Нечаева, И. А. Райгородский, Н. И. Стрелянова, Е. А. Подольская, А. М. Мордовец, И. Г. Попова. В ряде исследований отмечается, что в юношеском возрасте мировоззренческие установки еще достаточно сенситивные и зависят от социального окружения и мнения авторитетов, в большей степени референтной группах[4].

Ценности - это совокупность целей, установок и норм поведения личности, которые являются для него наиболее значимыми и определяют приоритеты в восприятии действительности, ориентируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности. Ценности формируют «жизненный стиль» общества. Система доминирующих ценностей в концентрированном виде выражает особенности культуры и исторического опыта данного общества [2].

Ценностные ориентации - это компоненты внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные на основе жизненного опыта индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, и дифференцирующие значимое для данного человека от незначимого. Этот процесс дифференциации происходит через принятие либо, наоборот, отвержения определенных ценностей, осознаваемых в качестве основных жизненных целей, а также через определение наиболее эффективных средств их реализации [1].

Ценности и ценностные ориентации многообразны, они могут быть актуальными и фиксированными, фундаментальными, непреходящими и преходящими, модными, подлинными и мнимыми и др. Каждый индивид может одновременно руководствоваться различными ценностными ориентациями[3]. Периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций является юношеский возраст. В этом возрасте ценности влияют на становление характера и личности в целом. Это объясняется тем, что на данном возрастном этапе для формирования ценностных ориентаций появляются фундаментальные предпосылки, такие как: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного опыта, определённое социальное положение. Данный процесс подкрепляется

значительным расширением общения, «знакомством» с многообразными формами поведения, появлением взглядов, идеалов и убеждений.

На базе ГБОУ РВУЗ КИПУ г.Симферополя проводилось исследование, выборка которого составляла 52 человека- это молодые люди в возрасте от 18 до 26 лет, представители славянской (26 человек) и крымско-татарской (26 человек) этнических групп. В качестве диагностического материала нами применялась методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой.

По результатам исследования было установлено, что для молодежи славянской принадлежности наиболее значимыми являются такие ценности, как: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь и уверенность в себе. Наименее важными ценностями в данной выборке являются: красота природы и искусства, а так же творчество. Для представителей крымскотатарской молодежи главными ценностями так же являются: здоровье, счастливая семейная жизнь и любовь, но потребность в уверенности в себе у них менее выражена, чем у славян. Выбор наименее значимых ценностей данной группы полностью совпадает с выбором славянской группы -это красота природы и искусства, творчество.

Что касается доступности различных ценностей, то для славянской молодежи наиболее доступны - здоровье и познание. Крымские татары выбрали, как наиболее достижимые ценности - здоровье и наличие хороших друзей. Следует отметить, что обе группы в качестве наименее достижимых ценностей отметили такие ценности, как интересная работа и материально обеспеченная жизнь.

Определение интегрального показателя дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере показало, что в выборке славян индекс расхождения "Ц - Д" равен 33 ^=33), а в выборке крымских татар индекс равен 49 ^=49). Это свидетельствует о том, что у представителей первой группы низкий, а у представителей второй группы - средний уровни дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

Также важным является то, что в обеих этнических группах наблюдаются значительные расхождения между значимостью и достижимостью каждой из ценностей, что может говорить о наличии внутреннего конфликта у современной молодежи.

Как показали результаты исследования, для обеих этнических групп в системе ценностей наиболее значимой ценностью является здоровье. Отношение к здоровью, как к ценности является достаточно сложным новообразованием, которое характеризуется формированием восприятия себя, как здоровой личности и способности использовать все свои знания для сохранения и укрепления здоровья. Механизмом формирования ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность индивида, направленная на осознание своего актуального поведения (наличие вредных привычек или же, наоборот, здоровый образ жизни и т.д.), так или иначе влияющего на состояние его здоровья.

Направленность современной молодежи относительно системы ценностей на сегодняшний день претерпевает определенные изменения. То есть появляются противоречия в ценностных ориентациях, которые в сфере потребительских ориентаций, половых интересов, досуга, художественных предпочтений, норм поведения, отношения к здоровью. Этому могут способствовать различные экономические, идеологические, духовные, психологические и социально -культурные факторы.

Использованные источники:

1. Иванова С.Ю. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества в контексте социокультурных трансформаций // Социологическое исследование. - М. - 2009. - N 12. - С. 13-19.

2. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

3. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. - М.: ИМЭМО РАН, 2005. - С. 3-8.

4. Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. - 2003. - № 1. - С. 115-124

5. Ушакова В.Р. Отношение к здоровью как медико-психологический феномен / В.Р. Ушакова // Ученые записки КИПУ. Серия: педагогика, психология. - 2016. - № 2 (4).- с. 186-190

6. Ушакова В.Р.,Куртвелиева Г.С.,Отношение к здоровью молодежи разных национальностей // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета 2016 г.№4(6)- С.60

УДК 331.52

Лагуткина И. А. студент 1 курса факультет базовой подготовки Новосибирский государственный университет экономики и

управления Россия, г. Новосибирск СТАРЕЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА РЫНКА ТРУДА РФ Анализируются демографические изменения в России, характеризующиеся высокой средней долей населения старше трудоспособного возраста. Обозначены региональные различия. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования рынка труда и дополнительных мерах помощи пожилым людям.

Ключевые слова: демография, старение населения, рынок труда, государственное регулирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.