Научная статья на тему 'Особенности системы ценностных ориентации современной сельской молодёжи'

Особенности системы ценностных ориентации современной сельской молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
292
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / МОЛОДЁЖЬ / РОКИЧ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS / YOUTH / ROKICH / RURAL AREA / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савицкая Ю.П.

В статье, на основе эмпирических данных инициативного социологического исследования, показаны особенности системы ценностных ориентации современной сельской молодежи. В частности, рассмотрена роль ценностной проблематики в характеристике различных социальных групп. Выделены ключевые подходы в исследовании системы ценностей в социологии. Описаны эвристические возможности и ограничения методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Приведены результаты исследования, характеризующие структуру ценностей современной сельской молодежи. Полученные выводы сопоставлены с исследованиями городской молодёжи проведёнными российскими социологами. Выделены социальнопсихологические особенности исследуемой когорты.The article, based on the empirical data of an initiative sociological study, shows the features of the system of value orientations of modern rural youth. In particular, the role of value issues in the characterization of various social groups is considered. Key approaches to the study of the value system in sociology are highlighted. Heuristic possibilities and limitations of the methodology for studying the value orientations of M. Rokich are described. The research results characterizing the value structure of modern rural youth are presented. The findings are compared with studies of urban youth conducted by Russian sociologists. The socio-psychological features of the studied cohort are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы ценностных ориентации современной сельской молодёжи»

Особенности системы ценностных ориентации современной сельской молодёжи

Савицкая Юлия Петровна

старший преподаватель кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, savitskajajp@tyuiu.ru

В статье, на основе эмпирических данных инициативного социологического исследования, показаны особенности системы ценностных ориентации современной сельской молодежи. В частности, рассмотрена роль ценностной проблематики в характеристике различных социальных групп. Выделены ключевые подходы в исследовании системы ценностей в социологии. Описаны эвристические возможности и ограничения методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Приведены результаты исследования, характеризующие структуру ценностей современной сельской молодежи. Полученные выводы сопоставлены с исследованиями городской молодёжи проведёнными российскими социологами. Выделены социально-психологические особенности исследуемой когорты.

Ключевые слова: система ценностных ориентаций, молодёжь, Рокич, сельская местность, социологическое исследование.

Понимание специфики существования и функционирования различных социальных групп, а также коллизий современной действительности затруднительно без определения содержания понятия "ценности". Именно сложившаяся в социуме система ценностных ориентаций является показателем потенциала и перспектив развития конкретного общества и составляющих его социальных групп. Примечательно, что ценностная проблематика актуализируется в информационном пространстве в трансформационные периоды существования обществ, обусловливая необходимость поиска путей формирования таких ценностных установок, которые бы способствовали выходу из кризисных состояний и снижению уровня конфликтности социальной среды [4].

Ценность человека - базовая философская категория, вокруг которой сформировался отдельный самостоятельный раздел - аксиология. Ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям и себе. Система ценностных ориен-таций традиционно представляет собой важный объект исследования в большинстве социально-гуманитарных дисциплин. В социологии теоретическая и эмпирическая интерпретация рассматриваемого понятия получила в работах таких учёных, как В.А. Ядов В.Г. Лисовский, А.Г. Здравомыслов, и многих других [3]. В частности, В. А. Ядов подчеркивал, что ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии пред-расположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. По мнению

В. А. Ядова именно ценностные ориентации выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [16].

Исследования ценностных ориента-ций молодёжи занимают особое место в отечественной науке. Учитывая, что вектор их направленности во многом определяет модели поведения будущих поколений, понимание ценностной структуры молодёжи позволяет прогнозировать многие аспекты развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

В настоящее время используются разнообразные методики исследования ценностных ориентаций. К их числу относят личностный тест самооценки, разработанный американским психологом Гордоном Олпортом; опросник А. Эд-вардса, также известный как «Личностный определитель» А. Эдвардса; методики М. Рокича, Ш.Шварца, Г. Три-андиса, Х. Кантрилла. Среди отечественных исследователей соответствующие методики были предложены Н.И. Лапиным, С.Г. Климовой, И.М. Клямки-ным, Г.Г. Силласте, В.А. Ядовым [8].

В отечественной исследовательской практике чаще других используют методику, разработанную Милтоном Роки-чем. Она представляет собой прямое ранжирование респондентов двух наборов ценностей: терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства). Изначально эта методика использовалась социальными психологами и предназначалась для диагностики небольших социальных групп (трудовые коллективы, учебные группы и т.д.), однако в последствии она получила распространение и среди социологов.

Во многих отечественных исследованиях методика используется в адаптированном виде. Корректировка была вызвана двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимость учёта культурной специфики обусловила изменение ряда формулировок. Например, в исследованиях В.А. Ядова корректировке подверглись формулировки некоторых

их терминальных ценностей [12]. Во-вторых, необходимость адаптации методики связана с трудоёмкостью процедуры ранжирования ценностей. Если в исследованиях психологов это не является проблемой, т.к. респонденты настроены на длительное общение с интервьюером, то в социологических исследованиях использование прямого ранжирования может привести к большому количеству пропущенных ответов, хаотичному и неосмысленному ранжированию или вообще, отказу от ответов. Таким образом, в социологических исследованиях вместо ранжирования респондентам предлагается выбрать из списка несколько, наиболее значимых для них вариантов.

Молодёжь как крупная социально-демографическая группа обладает высоким уровнем мобильности, творческой, политической и интеллектуальной активности. В то же время молодые люди сталкиваются с рядом социально-экономических препятствий, связанных с обретением самостоятельности. Этот жизненный период сопровождается необходимостью получения профессионального образования, созданием семьи, решением материальных и жилищных проблем [5,6].

Молодёжь, по сравнению с другими социальными группами обладает наибольшим потенциалом социальных перемен в обществе. И речь не только о решении проблем социально-экономического характера. Позитивные установки современной молодёжи - это творческая энергия, креативность, дух развития социума в будущем. Несмотря на то, что молодёжная проблематика довольно хорошо исследована в отечественной социологической научной литературе, недостаточно изученными остаются проблемы отдельных категорий молодёжи, в частности -сельской [7,8]. Данное обстоятельство обусловило выбор в качестве объекта нашего инициативного исследования сельскую молодёжь.

Исследование осуществлялось в 2018 году в Тюменской области (без Ханты-Мансийского автономного округа

- Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа). Тип выборки - квотная. Параметрами квот выступили такие ключевые социально-демографические характеристики сельской молодёжи, как пол, возраст, а также тип сельского поселения. Здесь следует сделать небольшое пояснение. При формировании выборки мы ориентировались на Тюменских исследователей, которые в результате изучения социально-экономических особенностей развития сельских территории создали центр-периферийную модель. Согласно этой модели, социально-экономическое состояние различных поселений в существенной степени различается и зависит от их расположения относительно ключевых «узлов»: городов, транспортных магистралей, крупных предприятий и т.п [9]. Мы посчитали важным, чтобы исследованием был охвачен максимально возможный спектр различных типов сельских поселений. Таким образом, в ходе реализации проекта в выборку попали жители 6-ти районов, 14 сельских поселений, различных типов.

Как правило, целью социальных исследователей является описание характеристик определённых социальных групп, а для определения объёма выборки исследователи пользуются заранее подсчитанными значениями, приводимыми в научной литературе. Так в «классическом» учебнике по методологии социологического исследования В.А. Ядова, автор, ссылаясь на В.И. Паниотто, приводит расчёты репрезентативной выборки с допущением 5% ошибки [10]. При этом он указывает, что для совокупности более 100 000 выборка составляет 400 единиц [11]. Такие же данные приводятся в учебнике В.И. Добренькова и А.И. Кравченко [2]. А на сайте socioline.ru авторы указывают, что выборка в 384 человека для генеральной совокупности более 500 000 означает доверительную вероятность 95% и доверительный интервал ±5% [6]. Общий объём выборочной совокупности нашего исследования составил - 533 ре-

спондента, что, по приведённым выше основаниям представляется достаточным для получения валидных результатов.

Одной из задач исследования являлось изучение особенностей системы ценностных ориентаций сельской молодёжи. Для её решения мы использовали описанную выше методику Рокича. В анкете массового опроса были представлены списки из 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, в каждом из которых респондентам предлагалось выбрать 5 вариантов. Формулировки самих вопросов выглядели следующим образом: «Какие ценности для Вас сейчас наиболее близки?» и «Какие личностные качества Вы больше всего цените в людях?».

Интерпретация результатов исследований, проводимых при помощи методики Рокича подразумевает их анализ в разрезе различных групп ценностей. Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования даёт возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку исходя из ответов респондентов в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы [5].

Для анализа результатов нашего исследования была использована следующая группировка. Для группы терминальных ценностей:

• «Конкретные» и «абстрактные»

• Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Для группы инструментальных ценностей:

• Этические ценности, ценности общения, ценности дела

• Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

• Ценности самоутверждения, ценности принятия других [1]

В приведённых ниже таблицах представлено распределение ответов респондентов на рассматриваемые вопросы анкеты, (табл. 1, 2). Для наглядности и удобства интерпретации мы добавили в таблицы колонки с пояснениями, к каким группам относится та или иная ценность.

Таблица 1

Терминальные ценности респондентов (Группа 1 - «Конкретные» и «Абстрактные» ценности, Группа 2 - ценности профессиональной самореализации и личной жизни)

Ценность % Груп па1 Груп па2

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 14,0% Конкретная Про-фе-сион.

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 15,0% Аб-страк тная -

3. Здоровье (физическое и психическое); 63,2% Конкретная Личная

4. Интересная работа; 26,9% Конкретная Про-фе-сион.

5. Красота природы и искусства; 10,4% Аб-страк тная -

6. Любовь; 26,4% Аб-страк тная Личная

7. Материально обеспеченная жизнь; 43,5% Конкретная Личная

8. Наличие хороших и верных друзей; 30,6% Конкретная Личная

9. Общественное признание (уважение окружающих); 11,9% Конкретная Про-фе-сион.

10. Познание (расширение своего образования, интеллектуальное развитие); 11,4% Аб-страк тная -

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 14,0% Конкретная Про-фе-сион.

12. Развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование); 20,7% Аб-страк тная Про-фе-сион.

13. Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 6,2% Конкретная Личная

14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 8,8% Аб-страк тная Личная

15. Счастливая семейная жизнь; 50,3% Конкретная Личная

16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 7,3% Аб-страк тная -

17. Творчество (возможность творческой деятельности); 7,8% Аб-страк тная -

18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий). 18,7% Аб-страк тная Личная

Анализ терминальных ценностей показывает, что чаще всего респонденты выбирали конкретные ценности. В частности 5 наиболее часто выбираемых позиций выглядит следующим образом: здоровье, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа. В таблице эти вари-

ц Гп::а 1

анты выделены красным цветом. Вторая «пятёрка» (на самом деле мы выделили здесь 6 позиций, поскольку две из них были выбраны одинаковым количеством респондентов) представлена в равной мере конкретными и абстрактными ценностями. Все остальные варианты, которые выбирались респондентами реже всего, представлены, по большей части абстрактными ценностями. Относительно отнесения ценностей ко второй группе, отметим, что наиболее часто упоминаемые ценности относятся к личным. Единственная ценность среди них «интересная работа», относится к профессиональным. Таким образом, можно констатировать доминирование конкретных личных терминальных ценностей сельской молодёжи.

Инструментальные ценности, как уже было сказано выше, разделяют на три группы (табл.2). Ответы респондентов показывают, что в группе 1 доминируют ценности дела и общения, а в группах 2 и 3, ценности не определённые к какому-либо классу, т.е. в равной степени присущие тому или иному виду внутри класса.

Следует отметить, что из числа инструментальных ценностей чаще всего участники опроса отмечали «воспитанность» (53,4%), «ответственность» (51,3%), «исполнительность» (32,6%), «жизнерадостность» (42%), «образованность» (26,4%), «честность, правдивость» (37,3%).

Таблица 2

Инструментальные ценности респондентов

(Группа 1 - этические ценности, ценности общения, ценности дела. Группа 2 - Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности. Группа 3 - Ценности самоутверждения, ценности принятия других)

Груп па1 Груп па 2 Гру ппа 3

1. Аккуратность 18,1 % Дело - -

2. Воспитанность(хорошие манеры); 53,4 % Общение Кон-фор м. -

3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 6,2% Этич - Само-утв.

4. Жизнерадостность (чувство юмора); 42,0 % Общение - -

5. Исполнительность (дисциплинированность); 32,6 % Дело - -

6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 16,6 % Этич Индивид. Само-утв.

7. Непримиримость к недостаткам в себе и других; 7,8% Общение Индивид. Само-утв.

8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура); 26,4 % Дело - Само-утв.

9. Ответственность (чувство долга, умение держать своё слово); 51,3 % Этич - -

10. Рационализм (умение логично мыслить, принимать обдуманные решения); 14,0 % Дело Индивид. -

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 20,7 % Этич Кон-фор м. Дру гие

12. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 18,7 % Дело Индивид. Само-утв.

13. Твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями); 15,0 % Дело Индивид. Само-утв.

14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки); 14,0 % Обще-ние Альт р. Дру гие

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 13,5 % Этич Кон-фор м. Дру гие

16. Честность (правдивость, искренность); 37,3 % Общение - Дру гие

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 11,9 % Дело - Само-утв.

18. Чуткость (заботливость); 11,9 % Обще-ние Альт р. Дру гие

Подводя итог анализа ценностей респондентов, отметим, что у современной сельской молодёжи они вполне конкретны и ориентированы скорее на личностные, семейные стороны жизни, чем на профессиональные достижения. Способы достижения жизненных целей при этом связаны с умеренными и позитивными человеческими качествами. Крайние позиции, связанные с целенаправленным и амбициозным подходом к жизни, необходимостью приложения значительных усилий для достижения успеха отмечало относительно небольшое количество респондентов.

Литература

1. Большая энциклопедия психологических тестов / [авт.-сост. А. Карелин]. - Москва : ЭКСМО, 2005. - 414 с. (с. 28)

2. Добреньков В. И. Методы социологического исследования : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 «Социология» [Текст] / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

3. Евдокимова Т. Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций [Текст] / Т. Г. Евдокимова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2018. - №1 (11). - С. 65-75.

4. Елишев С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий ценность, ценностные ориентации [Текст] / С.О. Елишев // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010. - №3. - С. 7490.

5. Попов Е.П., Попова М.В. Социальная идентичность молодежи современных сел [Текст] /Е.П., Попов, М.В. Попова // Вестник Иркутского университета. 2019. № 22. С. 85-87.

6. Попова М.В. Коммуникативное пространство сельской молодежи [Текст] /М.В. Попова // Социология. 2019. № 2. С. 257-260.

7. Попова М.В. Социальное самочувствие и социальная идентичность

сельской молодежи [Текст] /М.В. Попова // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Сборник научных трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2019. С. 328-334.

8. Попова М.В. Социальные связи сельской молодежи [Текст] /М.В. Попова // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2019. № 10. С. 274-280.

9. Потапова И. И. Система ценностных ориентаций и направленность личности [Текст] / И. И. Потапова // Научные исследования в образовании. -2010. - №6. - С. 33-38.

10. Расчет размера выборки [Электронный ресурс] // Сайт socioline.ru-учебники, монографии по социологии -URL: http://socioline.ru/rv.php

11. Фарахутдинов Ш.Ф. Удовлетворенность жизнью сельской молодежи в Западно-Сибирском регионе России / Ш.Ф. Фарахутдинов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2017. - № 5 (141). - С. 233-250.

12. Фомичева Т.В. Методики изучения ценностей в социологии: управленческий аспект [Текст] / Т.В. Фомичева // Материалы Афанасьевских чтений. -2015. - Т. 1. - № 13. - С. 312-318.

13. Шелудков А. В. Сельские муниципалитеты Тюменской области: пространство, статистика, власть. [Текст] / А. В. Шелудков, С. В. Рассказов, Ш. Ф. Фарахутдинов- М. : Страна ОЗ, 2016. -184 с.

14. Экспертные оценки в социологических исследованиях [Текст] / [С. Б. Крымский, Б. Б. Жилин, В. И. Паниотто и др.; Отв. ред. С. Б. Крымский]; АН УССР, Ин-т философии. - Киев : Наук. думка, 1990. - 318 с.

15. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социал. реальности : Учеб. для студентов вузов [Текст] / В. А. Ядов; В сотрудничестве с

B. В. Семеновой; Ин-т социологии РАН. - М. : Добросвет, 1999. - С. 118

16. Ядов В.А. Самореализация и прогнозирование социального поведения личности. [Текст] / В. А. Ядов - Ленинград: Наука, Ленингр. отд-е, 1979. -

C. 47 - 52.

Features of the system of value orientations

of modern rural youth Savitskaya Yu.P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tyumen Industrial University the article, based on the empirical data of an initiative sociological study, shows the features of the system of value orientations of modern rural youth. In particular, the role of value issues in the characterization of various social groups is considered. Key approaches to the study of the value system in sociology are highlighted. Heuristic possibilities and limitations of the methodology for studying the value orientations of M. Rokich are described. The research results characterizing the value structure of modern rural youth are presented. The findings are compared with studies of urban youth conducted by Russian sociologists. The socio-psychological features of the studied cohort are highlighted. Keywords: system of value orientations, youth,

Rokich, rural area, sociological research. References

1. Great Encyclopedia of psychological tests /

[ed. A. Karelin]. - Moscow: EKSMO, 2005 .-- 414 p. (p. 28)

2. Dobrenkov V. I. Methods of sociological research: a textbook for students of higher educational institutions studying in specialty 020300 "Sociology" [Text] / V. I. Dobrenkov, A. I. Kravchenko. - Moscow: INFRA-M, 2011 .-- 767 p.

3. Evdokimova T. G. Theoretical and methodological foundations of the study of value orientations [Text] / T. G. Evdokimova // Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series "Philosophy. Sociology. Art History ". - 2018. - No. 1 (11). - S. 65-75.

4. Elishev S. O. Theoretical and methodological

approaches to the study of concepts of value, value orientations [Text] / S.O. Elishev // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. -2010. - No. 3. - S. 74-90.

5. Popov EP, Popova MV Social identity of youth

in modern villages [Text] / EP, Popov, MV

Popova // Bulletin of the Irkutsk University. 2019.No 22.P. 85-87.

6. Popova M.V. Communicative space of rural

youth [Text] / M.V. Popova // Sociology. 2019.No 2.P. 257-260.

7. Popova M.V. Social well-being and social

identity of rural youth [Text] / M.V. Popova // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Collection of scientific papers. FSBEI HE "IGU"; under the general. ed. V.A. Reshetnikova, O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2019.S. 328-334.

8. Popova M.V. Social relations of rural youth

[Text] / M.V. Popova // The problem of the relationship between natural and social in society and man. 2019.No 10.P. 274-280.

9. Potapova I. I. The system of value orientations and personality orientation [Text] / I. I. Potapova // Scientific researches in education. 2010. - No. 6. - S. 33-38.

10. Calculation of the sample size [Electronic resource] // Socioline.ru site- textbooks, monographs on sociology - URL: http://socioline.ru/rv.php

11. Farahutdinov Sh.F. Satisfaction with the life of rural youth in the West Siberian region of Russia / Sh.F. Farakhutdinov // Monitoring of public opinion: economic and social changes. - 2017. - No. 5 (141). - S. 233-250.

12. Fomicheva T.V. Methods of studying values in sociology: managerial aspect [Text] / T.V. Fomicheva // Materials Afanasyev readings. - 2015. - T. 1. - No. 13. - S. 312-318.

13. Sheludkov A. V. Rural municipalities of the Tyumen region: space, statistics, power. [Text] / A.V. Sheludkov, S.V. Rasskazov, Sh. F. Farakhutdinov- M.: OZ Country, 2016. - 184 p.

14. Expert assessments in sociological research [Text] / [S. B. Krymsky, B. B. Zhilin, V. I. Paniotto and others; Repl. ed. S. B. Krymsky]; USSR Academy of Sciences, Institute of Philosophy. - Kiev: Science. Dumka, 1990 .-- 318 p.

15. Yadov V. A. Strategy of sociological research: Description, explanation, understanding of social. reality: Textbook. for university students [Text] / V. A. Yadov; In collaboration with V.V. Semenova; Institute of Sociology RAS. - M.: Dobrosvet, 1999 .-- S. 118

16. Poisons V.A. Self-realization and prediction of social behavior of an individual. [Text] / V. A. Yadov - Leningrad: Science, Leningrad. Dep., 1979.- S. 47 - 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.