5. Терроризм и экстремизм: история и современность: доклад начальника отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Андреева Юрия Николаевича на учебно-методических сборах со старостами студенческих групп I-V курсов от 25 ноября 2011 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.chuvsu.ru/.
6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.base.garant.ru/.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.base.garant.ru/.
8. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.referent.ru/.
УДК 17; 15(075.8)
ББК 87.713.1; 87.717; 88.5я73
Ю.Ю. Щеткин
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье с позиции аксиологического подхода к проблеме духовности личности рассматривается система ценностей в качестве важнейшей характеристики уровня духовно-нравственного становления и развития личности. Вводится понятие критериальных ценностей как обуславливающих существование всех других ценностей.
Ключевые слова: система ценностей, критериальные ценности, христианские ценности, ценности социальной работы, духовный уровень развития личности.
Yu.Yu. Shetkine
THE SYSTEM OF VALUES AS THE MOST IMPORTANT CHARACTERISTIC OF A LEVEL OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION AND DEVELOPMENT OF PERSONALITY
Abstract. The article from the position of the axiological approach to the problem of person's spirituality is considered the system of values as the most important characteristics of the level of spiritual and moral formation and development of personality. The concept of criterion values as contributing to the existence of all other values.
Key words: system of values, criterial values, christian values, values of social work, the spiritual level of personality development.
Понятие «ценность» характеризуется определенной языковой многозначностью. С одной стороны, слово «ценность» является синонимом таких понятий как «смысл» и «значимость». С другой стороны, в западной философии существует утилитаристский подход к ценностям (Д. Дьюи и др.), в соответствии с которым ценности определяются реализацией потребностей и интересов. С третьей стороны, имеется противоположное философское направление, описывающее ценность как особую реальность, не имеющую отношения к изначально сформулированной потребности. Такое понимание ценностей позволяет их актуализировать с точки зрения эвристического потенциала этой проблемы [4, 16]. Человек постоянно совершает поступки, а значит, он обречён на нравственный выбор. Существование любого человека связано со стремлением к определенным целям. Оно осуществляется через акты выбора (волеизъявления) и имеет нравственное измерение. На каком основании человек делает свой выбор: выбирает одну цель и отвергает другую? Этот вопрос невозможно решить без системы ценностей [2, 124].
Сами по себе ценности по отношению к человеку объективны, они существуют, а не создаются сознанием, они признаются, а не сочиняются. Однако сама иерархия ценностей глубоко субъективна, поскольку ранги реальным вещам и явлениям присваивает человек, исходя из индивидуального восприятия, собственных знаний, мотиваций и потребностей. Ценности не отношения, они создают отношения, поскольку являются определителями жизненного выбора. Именно по принципу поклонения определенным ценностям, тому или иному идеалу жизни, прежде всего, группируются люди. Только необходимо учитывать, что эти нравственные образы - образцы жизни могут быть направлены как на объединение людей, так и на их разобщение [2, 130]. С.В. Капи-канов выделяет две антагонистические и несовместимые друг с другом группы ценностей: социально-конструктивные и социально-деструктивные. Стремление к первым ценностям объединяет людей, стремление ко вторым разобщает их и делает соперниками [2, 125]. Вполне соглашаясь с принципом такой классификации, мы заостряем внимание на некоторых существенных уточнени-
ях. Так, С.В. Капиканов относит к социально-деструктивным ценностям богатство (деньги), комфорт, телесное наслаждение, известность. Стремление к этим ценностям, считает автор, приводит к деформированным отношениям к другим людям, которые становятся вещами, либо вещами -средствами для получения желаемого, либо вещами - препятствиями, вызывающими желание каким-то образом убрать их с пути. Отсюда берут начало такие явления как предательство, обман, убийство, воровство и т.п. К объединяющим социально-конструктивным ценностям автор относит такие, как семья, Родина, религиозная вера [2, 125-127]. Всё дело в том, что в действительности существует некая относительность ценностей. Невозможно определить к какой группе относится данная отдельно «выдернутая» из системы ценность, к объединяющим или разобщающим, без учета всей системы ценностей конкретного субъекта. Определяющим становится отношение к этой ценности самого субъекта в сравнении с другими отношениями - к людям, природе, животным, жизни и т.п. Например, нож может служить полезным орудием для приготовления пищи в руках одного субъекта, и быть орудием убийства в руках другого. Так и деньги могут быть разъединяющей ценностью, когда человек ради них идет «по головам» других. Но те же деньги становятся объединяющей ценностью, когда они совместно собираются на благие цели, например, на благотворительность, когда человек становится богатым, но остается щедрым, не «зацикливаясь» на деньгах и не ставя это самоцелью, когда он не возводит деньги в ранг ценности, превышающей других людей, природу и многие другие высшие ценности. То же самое относится и к комфорту, если при этом не забывать чувства меры и относительности. Зачем покупать «Мерседес» и потом годами, ущемляя свою семью, расплачиваться за кредит, если можно приобрести «Жигули» или даже ездить на общественном транспорте? Это есть чувство меры. Но если позволяют средства, и без ущерба для других можно купить «Мерседес», почему бы не приобрести более комфортную и качественную машину? Это есть чувство относительности. Оно разносторонне и охватывает не только относительность материального положения семьи. Например, если приобретение «Мерседеса» может вызвать зависть среди малоимущих коллег по работе или подчеркнуть бедность окружающих, вызывая разделение, то такая ценность действительно становится социально-деструктивной и от ее приобретения духовному человеку следует воздержаться. Точно таким же образом проявляется существенная относительность и в некоторых объединяющих ( социально-конструктивных) ценностях. Так, религиозная вера может выступать и как социально-конструктивная, и как социально-деструктивная ценность. Всё зависит не только от уровня духовно-нравственного развития личности, но и от ее установок. Вот пример из реальной жизни, показывающий различное отношение к животным и их жизни двух священнослужителей, принадлежащих к одной христианской концессии - Свидетелям Иеговы. Один считает, что Бог дал право людям господствовать над животными, и поэтому можно лишать их жизни в случае необходимости, например, топить новорожденных котят. Другой убежден в том, что слово «господствовать» означает разумно пользоваться животными на благо человеку и самим животным, заботясь о них, ухаживая и неся ответственность за их жизнь. Поэтому, по его мнению, человек не имеет морального права топить беспомощных котят, исходя из своей нравственности, заложенной Богом и из уважения к Творцу, который подарил людям животных не для убийства их. Лучше потратить немного времени, чтобы пристроить котят. На этом примере мы видим разногласия в восприятии ценности -жизни животного у единоверцев, людей одной концессии, причем отлично знающих Священное писание. Один и тот же стих из Библии они воспринимают и трактуют по-разному. Почему? Личности даже одного уровня духовно-нравственного развития опираются на различные установки, сформированные разными взглядами на одни и те же ценностные объекты. Взгляды в свою очередь формируются на основе информации и позиции «собственного удобства». Один священнослужитель, вопреки своему нравственному сознанию, убежден, что животные не имеют мышления, их поведение рефлекторно, и их уничтожение ничуть не отличается от ликвидации ненужных роботов на станции их утилизации. Источник этих взглядов - известная теория условных рефлексов великого физиолога и материалиста И.П. Павлова, который ошибочно был убежден в отсутствии мышления у животных и всё их сложное поведение объяснял рефлексами, Другой священнослужитель получил больше информации, изучая проблемы зоопсихологии второй половины XX века. Он знает, что животным, помимо инстинктов и условных рефлексов, свойственны формы мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, что уровень развития психики многих высших млекопитающих соответствует психике двух - трёхлетнего человеческого ребенка. Поэтому для него убийство новорожденного животного ничем не отличается, с моральной точки зрения, от убийства трехмесячного человеческого ребенка. Это информационный и нравственный аспекты. Что касается позиционного аспекта, то на протяжении всей истории человечества систематически выдвигался вопрос интеллектуального превосходства: одной расы над другими, одного народа над другими, одного класса над другими, одной касты над другими. Как часто мы, причисляющие себя к существам духовным, возвышаем себя над животными на основании превосходства в интеллекте, эволюционной продвинутости или богоизбранности и в результате этого осозна-
ния своего превосходства берем на себя право распоряжаться другими существами, включая право убивать. Не далеко ли мы ушли от нацистов с их идеями арийского, национального или религиозного превосходства? Все эти идеи эволюционного или Богом избранного неравенства по существу являются «замазкой», с помощью которой люди стараются залепить свою совесть, чтобы оправдать позицию собственного удобства: эксплуатировать других, воспринимаемых как вещи, и избавляться от других, которые, как вещи, становятся препятствием для собственного покоя, карьеры, обогащения или других «благих» целей. Такая ценностная система является основой нацизма.
Система ценностей является одной из важнейших характеристик выявленных Б.С. Братусем уровней духовно-нравственного становления и развития личности [5]. Если эгоцентрическому уровню соответствует своя специфическая система ценностей, в которой люди приравниваются к вещам, т.е. материальным ценностям и главные позиции занимают материальные ценности, в частности тесно связанные с эгоцентрическими потребностями, то ценности группоцентрического уровня уже начинают приобретать духовные начала в пределах своей корпорации.
Большой интерес представляет система ценностей духовного уровня в сравнении с системой ценностей гуманистического уровня развития личности. Проблеме духовности и духовно-нравственного развития личности посвящен ряд наших публикаций [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20]. Для того, чтобы представить систему ценностей духовной личности, выявить ее особенности, т.е. отличительные признаки от систем других уровней, целесообразно из огромного «океана» ценностей выделить лишь основные, характеризующие духовность. Следовательно, такими ценностями главным образом будут критериальные ценности. Под критериальными ценностями мы понимаем такие базовые духовные ценности, которые связаны с критериями духовности [20]. Эти ценности всегда социально-конструктивные, объединяющие людей. Поскольку критериальные ценности духовной личности тесно связаны с ее социальной деятельностью и соответственно с образом жизни, то есть смысл взять за основу уже существующие ценностные системы, основанные на социально полезной деятельности. Одним из видов такой деятельностью является социальная работа [11]. Социальные ценности выступают как характеризующие все разнообразные социальные общности, включая человечество в целом. Г. Бернлер и Л. Юнссон трактуют социальную работу как одну из форм деятельности, направленную на достижение общественных изменений [1; 4].
Социальная ценность, трансцендентная индивидуальному сознанию и деятельности, становится приоритетной по отношению к индивидуально-психологическому ценностному образованию [4, 36]. Ценности деятельности определяются смыслом и целями этой деятельности (терминальные или базовые ценности), а также ее задачами (инструментальные ценности). Профессиональная деятельность социального работника и основная деятельность духовной личности идентичны по смыслу, целям и задачам. Смыслом этой деятельности и в том, и в другом случае является спасение человека как личности, члена общества, члена семьи и как индивида. Целями ее становятся просвещение, оказание помощи в личностной трансформации, в коренном преобразовании личности нуждающегося, в моральной и материальной поддержке. Идентичными оказываются и задачи деятельности социального работника и духовной личности, поскольку они обусловлены тождественными целями и смыслом. Главные из этих задач - непрерывное самосовершенствование, самоконтроль и коррекция собственной личности, чтобы всегда оставаться для других примером, товарищем и другом; освоение элементарных законов и правил межличностного общения; непрерывное образование и самообразование, способствующее росту потенциала всесторонних знаний для информационной помощи нуждающимся. Фактически профессиональные ценности социального работника являются основой иерархии ценностей духовной личности. Как справедливо отмечает В.А. Мальцев, профессиональные ценности проявляются в двух аспектах: во-первых, их можно понимать как ценность самой профессиональной деятельности (в отличие от других видов деятельности, например, бытовой, досуговой), во-вторых, их можно рассматривать в виде ценностей конкретной профессии [3]. Не всякий социальный работник может оказаться духовной личностью, но каждый духовный человек не вправе считаться таковым, если он не занимается социальной работой. В данном случае мы понимаем под социальной работой не только сугубо профессиональную деятельность, когда работник состоит на службе, получает зарплату и получил профессиональную подготовку. Духовный человек может не состоять на службе, оказывать материальную помощь из своих собственных средств и получать профессиональную подготовку путём непрерывного самообразования, а также оканчивая специальные курсы (психологические, социальных работников, волонтёров и т.п.). Главное же заключается в том, что духовный человек должен быть способен всегда и в любых обстоятельствах оказать духовную помощь: моральную и информационную поддержку, внимание, заботу, сочувствие. Он должен уметь помочь нуждающемуся осознать своё положение в мире, обществе, семье, взглянуть на себя самого глазами личности другого, более высокого духовно-нравственного уровня, понять причину своих неудач и бед и, самое важное, - показать выход из проблемного положения. Духовная личность обязана потом поддерживать нуждающегося и никогда не покидать его. Как видим, в деятельности социального
работника и духовной личности есть много общего. Следовательно, их ценностные системы, определяющие деятельность, аналогичны (хотя и не равнозначны). Как для социального работника, так и для духовной личности важными профессиональными ценностями являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.
По мнению Ш. Рамона, ядро социальной работы составляют следующие ценности [3; 6; 7]:
1. Право индивида на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда он сталкивается с жизненными трудностями и невзгодами;
2. Право на уважение собственного человеческого достоинства;
3. Право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;
4. Право на ошибку;
5. Ответственность индивида за свои действия;
6. Право на самореализацию своих потенциальных возможностей.
Р. Сойер признаёт «право на ошибку» частью ценности самоопределения [21]. Следует обратить внимание на то, что древнейший источник величайших гуманистических ценностей - Библия призывает прощать, признавая тем самым право любого человека на ошибку (в определенной мере), а такое качество как долготерпение, которое отличается от просто терпения и толерантности, считает составной частью «плода духа», т.е. божественной духовности.
Р. Сарри отмечает в качестве важных ценностей для социального работника гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминацию, честность в профессиональной деятельности [8, 61]. Все эти ценности характерны и для духовной личности. Честность же должна присутствовать не только в профессиональной деятельности, но всегда и везде. Антидискриминации соответствует библейское понятие «нелицеприятие».
Ш. Хиндука выделяет для социального работника следующие главные профессиональные ценности: человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержку неимущих и наиболее уязвимых слоев, стремление к мирному сосуществованию, добрую волю [10, 14].
Н. Б. Шмелева строит свою ценностную классификацию социальной работы, исходя из смысла этой профессии - «служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели» [12, 115-116]. В этой классификации выделяются три группы взаимосвязанных ценностей деятельности социального работника, которые последовательно усваиваются им в процессе профессионального обучения и практики:
1. Ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь Другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку.
2. Ценности этической ответственности перед профессией - отстаивание защиты достоинства и важности профессии, а также развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы.
3. Ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма в деятельности [3; 12].
В.А. Мальцев на основе выявленных М. Рокичем различных ценностей предлагает свою классификацию профессиональных ценностей социальной работы. В ней все ценности подразделяются на две группы: терминальные и инструментальные [3]. Выделяются семь следующих терминальных ценностей и семь инструментальных. Терминальные ценности:
1. Активная деятельная жизнь - полнота и эмоциональная насыщенность жизни.
2. Интересная работа.
3. Познание - возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие.
4. Продуктивная жизнь - максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей.
5. Развитие - работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование.
6. Счастье других - благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом.
7. Творчество, возможность творческой деятельности.
Инструментальные ценности:
1. Жизнерадостность - чувство юмора.
2. Ответственность - чувство долга.
3. Терпимость - к взглядам и мнениям других, умение прощать другим ошибки и заблуждения.
4. Честность - правдивость, искренность.
5. Чуткость - заботливость.
6. Широта взглядов - умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.
7. Эффективность в делах - трудолюбие, продуктивность в работе.
Таким образом, приведенные выше взгляды ученых на профессиональные ценности социального работника подтверждают идентичность ценностей социальной работы и главной деятельности (по значению) духовной личности. Помимо того, эти научные взгляды, как показывает наше сравнительное исследование, почти полностью совпадают с библейскими взглядами на ценности духовной личности, касающиеся ее деятельности и отношений с другими людьми. В подтверждение приведем несколько примеров. Так, библейская заповедь призывает: «Счастливы милосердные, потому что к ним будет проявлено милосердие» [9, 1232]. Слова Иисуса Христа: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Поэтому пойдите и научитесь, что значит: «Я хочу милосердия, а не жертвы». Ведь я пришёл призвать не праведников, а грешников» [9, 1238]. Сравните: «с правом индивида на поддержку со стороны ближайшего окружения и общества в целом» (Ш. Рамон) и «правом на ошибку» (Ш. Рамон, Р. Сойер), с «помощью Другому, нуждающемуся в твоей поддержке» (Н. Б. Шмелева). Другая заповедь: «Честь оказывайте друг другу первыми» [9, 1440] соответствует уважению человеческого достоинства, по Ш. Хиндуке. Еще одна заповедь: «Воля Бога заключается в том, чтобы, делая добро, вы ставили преграду невежественным разговорам неразумных людей» [9, 1537] созвучна с ценностями этической ответственности перед профессией социального работника (Н. Б. Шмелева). Заповедь: «Почитайте людей всякого рода...» [9, 1537] равнозначна инструментальной ценности - толерантности (М. Рокич, В. А. Мальцев). Главная тема Библии - тема достижения человечеством рая и пути к нему. Рай в Священном Писании в действительности представлен не в качестве потустороннего загробного мира, как это трактует подавляющее большинство христианских концессий, а тождественен государственному строю, общественной экономической формации, очень похожей на коммунизм, только под руководством Всевышнего Бога, о чем публично заявил лидер фракции КПРФ Г. Зюганов. О каком потустороннем загробном мире может идти речь, если райское будущее общество описывается так: «Люди будут строить дома и жить в них, будут разводить виноградники и есть их плоды. Будет так, что они построят, а жить будет другой, посадят, а есть будет другой. . мои избранные будут в полной мере пользоваться делом своих рук. Не будут трудиться напрасно и рождать детей для бедствия.» [9, 983]; «... И они будут жить на своей земле. в безопасности, строить дома и сажать виноградники. [9, 1113]? Именно в Библии впервые на первое место выходят ценности социального характера, связанные с государственным и общественным устройством. Это созвучно с современными терминальными ценностями - счастьем: благосостоянием, развитием и совершенствованием людей, всего народа, человечества в целом (М. Рокич, В. А. Мальцев); с одной из главных ценностей социальной работы - социальной справедливостью (Ш. Хиндука). Заповедь: «Всё, что может делать твоя рука, делай, прилагая все силы.» [9, 906] перекликается с современной терминальной ценностью - продуктивная жизнь, что подразумевает максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей, а также с аналогичной инструментальной ценностью - эффективность в делах: трудолюбие, продуктивность в работе (М. Рокич, В. А. Мальцев). Заповеди: «.будьте совершенны, как совершенен ваш небесный Отец» [9, 1234], а также: «... давайте очистим себя от всего, что оскверняет плоть и дух, совершенствуя святость.» [9, 1468] согласуются с важнейшим терминальным ценностям социального работника - работой над собой, постоянным физическим и духовным совершенствованием (М. Рокич, В.А. Мальцев), а также ценности этической ответственности перед профессией, связанной с развитием этических норм и знаний, ценности самореализации и самосовершенствования личности социального работника (Н.Б. Шмелева), ценности - праву на самореализацию своих потенциальных возможностей (Ш. Рамон). Цепочки подобных примеров можно продолжить.
Таким образом, методологической основой для классификации ценностей духовной личности является деятельностный и мировоззренческий подходы, опирающиеся на христианскую систему ценностей и порожденную ею систему ценностей социальной работы. Обе эти системы выделяют в качестве доминирующих ценностей социальные ценности, обуславливающие позитивные преобразования в обществе, государстве, мире.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бернлер, Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М., 1992.
2. Капиканов, С.В. Ценности и общество: о влиянии ценностных предпочтений на совместную жизнь людей // Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сб. науч. ст. - Смоленск, 2009. - Вып. 5.
3. Мальцев, В.А. Профессиональная система ценностей социального работника // Сибирская психология сегодня: сб. науч. ст. - Кемерово, 2002.
4. Музыка, О.А. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинеретической парадигмы / О. А. Музыка. - Ростов н/Д., 2006.
5. Начала христианской психологии: учеб. пособие для вузов / Б.С. Братусь; под ред. Б.С. Братуся, С.Л. Воробьева. - М., 1995.
6. Обучение социальной работе: преемственность и инновации: пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро / под ред.
Ш. Рамон и Р. Сарри. - М.: Аспект Пресс, 1996.
7. Рамон, Ш. Исследование и обучение с точки зрения перспектив клиентов и опекунов: пер. с англ. под ред.
Ю. Б. Шапиро / Ш. Рамон; под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 29-44.
8. Сарри, Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе: пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро / под ред.
Ш. Рамон и Р. Сарри. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 59-69.
9. Священное писание. Перевод нового мира. - Нью-Йорк; Бруклин, 2007.
10. Хиндука, Ш.К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России: пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро / под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 13-28.
11. Целых, М.П. Социальная работа за рубежом. Соединенные Штаты Америки: учеб. пособие для студентов вузов / М.П. Целых. - М., 2007.
12. Шмелева, Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. - 1997. - № 1. - С. 115-124.
13. Шубин, В.И. Ценности и общество: о влиянии ценностных предпочтений на совместную жизнь людей // Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сб. науч. ст. - Смоленск, 2009. - Вып. 5.
14. Щеткин, Ю.Ю. Проблема духовности и пути ее решения / Ю.Ю. Щеткин, О.В. Щеткина // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - 2012. - Специальный выпуск № 1. - С. 118-123.
15. Щеткин, Ю.Ю. К вопросу о понимании духовности личности на основе библейских текстов // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 2 (69). - С. 209-215.
16. Щеткин, Ю.Ю. Культуро-нравственное сознание, нравственность и культура личности в структуре духовности // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. - 2013. - Специальный вып. № 1. - С. 131-135.
17. Щеткин, Ю.Ю. Критерии духовности [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2013. - Электрон. дан. - Режим доступа: covenok.ru>Концеш»author/798.
18. Щеткин, Ю.Ю. О дефиците духовности и актуальных проблемах современного российского образования // Научный поиск. Спец. выпуск. Актуальные проблемы современного образования: мат-лы заочной международ. науч.-практ. конф. - 2013. - № 4.1. - С. 223-230.
19. Щеткин, Ю.Ю. Структура духовности личности // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. -С. 223-230.
20. Щеткин, Ю.Ю. О разработке модели личности человека как важнейшей проблеме современного образования // Современные проблемы и перспективы развития гуманитарных, технических, общественных, естественных наук и промышленной безопасности: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. 16-17 окт. 2014 г. - СПб., 2014. - С. 161-170.
21. Soyer, R. The Right to Fail // McDermott J. (ed.) Self Determination in Social Work. Routledge. - London, 1975.
УДК 614+338(48+5) ББК 51.204.0+65.433
Ю.Ю. Щеткин
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (к вопросу об актуальности расширения практики оротерапии (на примере РГЭУ (РИНХ))
Аннотация. В статье, в контексте разработки инструментария формирования культуры здорового образа жизни, представлено описание деятельности, направленной на реализацию по-знавательно-туристско-рекреационных проектов оротерапии, которые анализируются в контурах развития человеческого потенциала студенческой молодежи.
Ключевые слова: горный воздух, культура здорового образа жизни, технологии оротерапии, развитие человеческого потенциала.
Yu.Yu. Shchetkin
CREATING A CULTURE OF HEALTHY LIFESTYLES AS A STRATEGIC GUIDELINE AND TECHNOLOGY HUMAN DEVELOPMENT (to the question about the relevance of expanding the practice of orotherapy (for example, the Rostov state economic University (RINCH))
Abstract. In the article, in the context of developing tools for forming the culture of a healthy lifestyle, provides a description of activities aimed at implementation of the cognitive tourism and recreational orotherapy projects, which are analyzed in the contours of the human development of students.
Key words: mountain air, the culture of a healthy lifestyle, technology orotherapy, the development of human potential.