Научная статья на тему 'Ценность нравственной ответственности для студентов технических вузов'

Ценность нравственной ответственности для студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / RESPONSIBILITY / PERSONAL VALUES / TERMINAL AND TOOL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубева Т. Б., Масленникова С. Ф.

В статье показана ценность ответственного поведения для общества и необходимость его формирования у студентов технических вузов. Приведены результаты исследования отношения студентов к ответственности как инструментальной ценности и выявлена положительная динамика их изменений в процессе учебной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article value of responsible behaviour for a society and necessity of its formation at students of technical colleges is shown. Results of is-following of the relation of students of responsibility as are led to tool value and positive dynamics of their changes in process of educational activity is revealed.

Текст научной работы на тему «Ценность нравственной ответственности для студентов технических вузов»

ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

ГОЛУБЕВА Т.Б., МАСЛЕННИКОВА С.Ф.

В статье показана ценность ответственного поведения для общества и необходимость его формирования у студентов технических вузов. Приведены результаты исследования отношения студентов к ответственности как инструментальной ценности и выявлена положительная динамика их изменений в процессе учебной деятельности.

In article value of responsible behaviour for a society and necessity of its formation at students of technical colleges is shown. Results of is-following of the relation of students of responsibility as are led to tool value and positive dynamics of their changes in process of educational activity is revealed.

В основные задачи высшего профессионального образования «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» включены не только подготовка компетентного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и формирование высоконравственной личности, обладающей «чувством ответственности за судьбу страны, ее социально - экономическое процветание» [8].

Требование к формированию социальной ответственности у выпускников вузов обосновано тем, что в современных исторических условиях проблема ответственности и её антипода - безответственного поведения - приобретает особую актуальность.

Известно, что в области политики с утерей социальной ответственности теряется не только значимость такого нравственного чувства как патриотизм, но и в целом способность к жизни в демократическом обществе, о чём предупреждал ещё И.А. Ильин: «Народ, лишённый чувства ответственности, неспособен к народоправству: он поведёт себя безответственно и погубит всё дело. И пока это чувство в нём не воспитано - взваливать на него бремя народоправства можно только сослепу, от доктринёрства и от своей собственной безответственности» [5].

В сфере экономики и бизнеса исчезновение чувства ответственности меняет качество трудовых ресурсов. Остроактуальными становятся проблемы управления организациями, мотивирования труда, борьбы с криминальными проявлениями, а всевозможные кодексы корпоративного поведения в виде собраний моральных, юридических, технических, профессиональных и организационных норм оказываются эффективными только при наличии нравственной ответственности у членов организации.

В сфере науки в связи с внедрением ряда открытий в военное производство, появлением экологически опасных мощных технологий, новых продуктов с недостаточно изученными последствиями их применения встают проблемы нравственной ответственности учёных не только перед своими современниками, но и перед будущими поколениями людей.

В идеологии на почве безответственного поведения культивируются ценности общества потребления с безразличным отношением индивидов друг к другу. В сфере культуры при отсутствии социальной ответственности её деятелей распространяются нигилистические течения с их отрицанием общечеловеческих ценностей, прежде всего в виде атаки на традиционные семейные ценности, росте наркотизации общества и других негативных явлениях.

Спецификой настоящего момента является и то, что впервые за всю историю человеческой цивилизации серьёзное влияние на жизнь людей начинает оказывать стремительно и непредсказуемо развивающаяся информационная среда. Уже выявлены некоторые негативные последствия применения компьютерных технологий для общества в виде сбоев в работе

информационных систем, угрожающих масштабными бедствиями; психологических зависимостей у части пользователей, подрыву их интереса к другим людям и общению с ними с последующим обрушением связей.

Описанные явления приводят к представлениям о том, что концепт нравственной ответственности должен занять центральное место в жизни общества, он должен быть значим для членов общества, обладать для них некой ценностью. Особенно, если речь идёт о руководителях производства, воспитываемых в технических вузах, ведь ответственность согласно Г. Ленку, есть функция власти, знания и влияния [10].

С точки зрения социологии управления, ответственность - это, во-первых, обязательство исполнения особых задач, которыми наделяются подчинённые; во-вторых, необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях и поступках. Ответственность должностного лица - это необходимость отвечать за свои действия, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, задержку и слабую работу в направлении поставленных целей, неполное использование предоставленных прав в рамках установленных должностной инструкцией [9].

В общественном сознании правовая и нравственная ответственность оказываются связанными с необходимостью выбора способов действия, его реализации, реакции на осуществлённое действие через анализ последствий. При этом в рамках законодательства гражданин несёт ответственность при наступлении юридически установленных отрицательных последствий действий после прохождения установленной законом процедуры, а в рамках нравственности ответственность наступает как через общественную реакцию, так и через внутренние регуляторы поведения человека, связанные с его системой личностных ценностей.

Профессор И.К. Джерелиевская в монографии «Человек в социокультурной реальности» определяет личностные ценности как осознанные общие смысловые образования, определяющие нравственную позицию человека, и помогающие ему совершить поступок, который в отличие от бесконечного числа действий, производимых им, есть акт нравственного самоопределения. Именно личностные ценности закрепляют единство и самотождество личности в значительных отрезках времени, надолго определяя ее стержень, ее нравственность [4].

Классифицируя все многообразие выделенных исследователями ценностей, М. Рокич выделяет терминальные и инструментальные ценности. Согласно его классификации ответственность можно отнести к инструментальной ценности [3].

В проведённых социологических опросах мы пытались выяснить отношение первокурсников технических вузов к ответственности как инструментальной ценности, а также сформиро-ванность у них чувства ответственности за состояние собственных дел.

В ноябре 2007 года анонимный опрос (организованный Т.Б. Голубевой) проводился среди 138 первокурсников Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). В ходе анкетирования респондентам предлагалось выбрать и расставить в порядке убывания их приоритетности пять наиболее значимых для них жизненных ценностей из тринадцати предложенных: религия, патриотизм, деньги, участие в политической жизни, комфорт, безопасность, здоровье, семья, образование, карьера, здоровый образ жизни, любовь, отдых в хорошей компании. Данные опроса показали, что ценности личного благополучия (здоровье, семья, любовь, образование с последующей карьерой) доминируют в сознании современных студентов.

В ходе анкетирования респондентам также было предложено оценить состояние собственного здоровья. Признали его отличным 12% первокурсников, около 60% посчитали его хорошим, каждый четвёртый - удовлетворительным. Остальные опрошенные оценили его неудовлетворительно. Наиболее распространённой причиной своих недугов студентами названы ОРЗ и ОРВИ (40,8%), наличие или отсутствие которых, в основном, определяется образом

жизни. Однако здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций занял всего лишь 78 места, пропустив вперёд такие ценности как карьера, деньги и безопасность. Причём ценность здорового образа жизни у опрошенных девушек - будущих матерей и хранительниц домашних очагов - оказалась существенно ниже, чем у юношей. Выяснилось, что причины своих болезней первокурсники часто видят в сложной экологической обстановке, некачественной и недоступной медицинской помощи, наследственных факторах, таким образом, перекладывая ответственность за состояние своего здоровья на независящие лично от них обстоятельства [2].

Следующие этапы нашего исследования (организованные С.Ф. Масленниковой) с применением модифицированного опросника М. Рокича [3] были осуществлены в сентябре 2008 года - мае 2009 года в одной и той же группе студентов. Данные по второму этапу, проводившемуся в первую сессию - критическое для первокурсников время - несколько отличаются от результатов, полученных в «спокойные» межсессионные периоды (I и III этапы).

В сентябре 2008 года по вопросам об их отношении к терминальным и инструментальным ценностям было опрошено 111 первокурсников УГЛТУ. В качестве терминальных были предложены следующие виды ценностей:

- активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл);

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

- любовь;

- материальное благополучие (отсутствие материальных затруднений);

- дружба (наличие хороших и верных друзей);

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива);

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие);

- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

- развлечения;

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- счастливая семейная жизнь;

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей);

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (внутренняя гармония).

Респондентам предлагалось проранжировать предложенные терминальные ценности. Некоторые, на наш взгляд, наиболее важные результаты анкетирования сведены в таблице 1.

Таблица 1. Место терминальных ценностей (по М. Рокичу) у первокурсников

(сентябрь 2008 года)

Место Ценность % респондентов, поставивших ценность на первые пять мест

1 Здоровье 74,7

2 Любовь 61,3

3 Дружба 55,9

4 Счастливая семейная жизнь 53,2

5 Свобода 37,8

5 Уверенность в себе 37,8

5 Материальное благополучие 37,8

6 Развитие 35,1

7 Жизненная мудрость 34,2

8 Активная, деятельная жизнь 27,9

9 Интересная работа 27,0

9 Познание 27,0

10 Продуктивная жизнь 26,1

11 Общественное признание 22,5

12 Развлечение 10,8

13 Творчество 9,9

13 Счастье других 9,9

14 Культура 6,3

15 Красота природы и искусства 4,5

16 Искусство 0,9

Как видно, на первые позиции снова встали ценности личного благополучия, что, на наш взгляд, может свидетельствовать о несоциализированности бывших абитуриентов и их возможной инфантилизации.

Ещё раз подтверждена высокая ценность здоровья для молодёжи. С аксиологической точки зрения интересно определение феномена здоровья, предложенное профессором В.А. Канке: антропологическое здоровье - это «интегральная ценность человека, назначение которой состоит в обеспечении ему максимально насыщенной в ценностном отношении продолжительной жизни» [7]. Однако у наших респондентов выделяется противоречие между высокой ценностью здоровья и низкими ценностями активной, деятельной жизни и продуктивной жизни с её максимально полным использованием своих возможностей, реализации возможностей своей творческой деятельности.

Высокой ценностью для опрошенных обладают отношения с ближайшим окружением -любовь, дружба, семья. Однако выделяется противоречие между высокими ценностями отношений с ближайшим окружением и низким уровнем таких ценностей как счастье других и культура, что заставляет сомневаться в способностях респондентов создавать гармоничные отношения с другими людьми. Чилийский философ Дарио Салас Соммэр считает подобное соотношение опасным, так как в будущем оно может привести к формированию синдрома желания незаслуженного: «Хотеть быть любимым, не пытаясь любить самому; требовать, но не давать ничего взамен; искать дружбы, не предлагая своей; ждать справедливости, не заслужив её, - вот проявления синдрома желания незаслуженного...» [12].

Ценность свободы оценена студентами довольно высоко и занимает пятое место в иерархии терминальных ценностей наших респондентов. В работе «Путь к очевидности» И.А. Ильин писал о том, что все душевные способности даются человеку «для благого и ответственного служения» [6]. Свобода же есть его искусство определять свою жизнь в заданных обстоятельствах в соответствии со своим признанием и ответственностью перед людьми и миром: «многое в настоящем и будущем даётся мне как готовое и неизменимое, но мой личный образ действий зависит от моего призвания и от моей ответственности» [6]. Исполнение этого положения определяется степенью духовной зрелости человека.

Вызывает обеспокоенность отношение респондентов к ценности красоты природы и искусства, то есть переживания прекрасного, эстетического в природе и искусстве, занявших последние места в иерархии ценностей первокурсников. Между тем широко известно о роли

эстетического в создании гармонии внутреннего мира. Так, Гегель считал, что лишь эстетическое может обеспечить единство и внутреннюю целостность духовности, а такие понятия, как истина и добро без красоты не вполне совершенны: «...высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. Ни в одной области нельзя быть духовно развитым . не обладая эстетическим чувством» [1].

По результатам последующих этапов получены сведения о динамике изменения отношений студентов к социально значимым ценностям. Некоторые данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Динамика изменения отношений студентов технического вуза к инструментальным ценностям

Инструментальная ценность % респондентов от общего числа, выделивших ценность

сентябрь 2008 г. январь 2009 г. май 2009 г.

Воспитанность 43,2 61,4 64,6

Са мостоятельность 37,8 45,6 37,5

Ответственность 35,1 64, 9 70,8

Честность 31,5 36,8 40,0

Из общих результатов анкетирования вытекают выводы о том, что некоторые ценности у первокурсников в процессе обучения в вузе мало поддаются корригированию и отношение к ним терпит определённые колебания, однако, ответственность характеризуется стабильным повышением значимости. Интересно отношение респондентов к самостоятельности, которая в обыденном сознании молодых людей связана с независимостью и свободой. Если в начале обучения в вузе ответственность для первокурсников имела несколько меньшую значимость, чем самостоятельность, то в дальнейшем это соотношение претерпевает кардинальные изменения в сторону повышения ценности ответственности, что свидетельствует о возрастании духовной зрелости опрошенных первокурсников. О последнем явлении можно судить и по росту числа респондентов позитивно относящихся к воспитанности, связанной с общей культурой человека. В лучшую сторону меняется и отношение учащихся к такому востребованному работодателями деловому качеству личности как честность.

Таким образом, в ходе поисковой работы выявлено, что такая инструментальная ценность как ответственность, по мнению студентов, в процессе обучения претерпевает позитивные изменения. Так как ответственность - это не элементарная, а интегральная ценность [7], то полученные результаты можно объяснить целым комплексом организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, существующих в вузах.

К организационно-педагогическим условиям можно отнести, во-первых, повышенную по сравнению со средней школой роль самостоятельной работы с индивидуальной ответственностью за её результаты; во-вторых, необходимость обустраивать свой быт и организовывать свой досуг и самому отвечать за собственные просчёты. Таким образом, обретаемая молодым человеком в высшей школе свобода от мелочной опеки со стороны взрослых способствует пониманию инструментальной ценности ответственного поведения для создания, как собственного благополучия, так и благополучия своего малого круга общения.

В качестве психолого-педагогических условий формирования ответственности в техническом вузе можно выделить, во-первых, постепенно складывающиеся отношения социального партнёрства со всеми участниками образовательного процесса - другими студентами, преподавателями, представителями администрации и общественных организаций; во-вторых, элек-тивность обучения с предоставлением обучающимся определённой свободы в выборе форм,

методов, источников, средств, сроков, места обучения, оценивания результатов обучения; в-третьих, изучение дисциплин Учебного плана. К ним, на наш взгляд, в первую очередь следует отнести изучение предметов гуманитарного блока, прежде всего культурологических, с их ярко выраженной аксиологической направленностью. Результаты наших исследований доказывают, что освоение художественных ценностей в процессе изучения дисциплин культурологического цикла могут существенно изменить отношение молодёжи как к терминальным, так и к инструментальным ценностям, в том числе к ответственности [11]. Естественнонаучные же дисциплины формируют у обучающихся научное мышление с анализом проблемных ситуаций и способностью предвидеть последствия (технические, технологические, экологические, экономические, социальные и др.) собственных действий, что также способствует формированию социально-ответственного поведения.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет [Текст]: В 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1970. Т.1. - С.212.

2. Голубева Т.Б., Кривокорытова Т.В. Место семьи в иерархии жизненных ценностей студентов [Текст]/ Т.Б. Голубева, Т.В. Кривокорытова // Семья и будущее России: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2008. - С.29.

3. Гущина Т.Н. Я и мои ценности [Текст] / Т.Н. Гущина. - М.: АРКТИ, 2008. - 128с.

4. Джерелиевская И.К. Человек в социокультурной реальности [Текст]: Монография / И.К. Джерелиевская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - С. 75-76.

5. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1 [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 191.

6. Ильин И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Республика, 1993. - С. 300-306.

7. Канке В.А. Современная этика: учебник [Текст] / В.А. Канке. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. - 394 с.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] / сост. Т.И. Тюляева // Гражданское образование в российской школе - М.: Апрель, 2003. - С. 9-23.

9. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.И. Кравченко, И.О. Тюрина.-М.: Академический Проект, 2005. - С. 241.

10. Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии [Текст] / Г. Ленк // Вопросы философии - М., 1998. - № 11- С. 30-42.

11. Масленникова С.Ф. Зачем нужна культурология в техническом вузе [Текст] / С.Ф. Масленникова // Формирование научного мышления у молодёжи: Сборник статей по материалам регионального семинара «Школа-ВУЗ. Непрерывное образование: проблемы и решения»/ Под научн. ред. Т.Б. Голубевой - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2009. - С. 37-42.

12. Соммэр С.Д. Мораль XXI века: Пер. с исп./ Д.С. Соммэр. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004.- С. 420-421.

Ключевые слова: ответственность, личностные ценности, терминальные и инструментальные ценности.

Keywords: responsibility, personal values, terminal and tool values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.