Научная статья на тему 'СИСТЕМА ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНИКЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС" ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПОД РЕДАКЦИЕЙ М. М. РАЗУМОВСКОЙ'

СИСТЕМА ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНИКЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС" ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПОД РЕДАКЦИЕЙ М. М. РАЗУМОВСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И ЗАДАНИЯ / СИСТЕМА ТЕКСТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИЕ / АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЕ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саплева Арина Сергеевна

В статье представлен фрагмент студенческой контрольной работы по методике преподавания русского языка. На примере современного учебника «Русский язык: 6 класс» из учебно-методического комплекта под редакцией профессора М. М. Разумовской представлен опыт лингводидактического описания поклассной практической методики развития речи. Выявлена система рассредоточенных и специальных коммуникативно-речевых заданий аналитического, аналитико-синтетического и синтетического типов в упражнениях по исходным текстам и с созданием нового текстового высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TEXT TASKS IN THE TEXTBOOK "RUSSIAN LANGUAGE. 6TH GRADE" FROM THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL KIT EDITED BY M. M. RAZUMOVSKAYA

The article presents a fragment of a student's test work on the methodology of teaching the Russian language. The experience of linguodidactic description of classroom-by-class practical methods of speech development is presented on the example of a modern textbook "Russian language: 6th grade" from the educational and methodological kit edited by Professor M. M. Razumovskaya. The system of dispersed and special communicative-speech tasks of analytical, analytical-synthetic and synthetic types in exercises on source texts and with the creation of a new text utterance is revealed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНИКЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС" ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПОД РЕДАКЦИЕЙ М. М. РАЗУМОВСКОЙ»

УДК 811.161.1'42:371.671.1

СИСТЕМА ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНИКЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС» ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПОД РЕДАКЦИЕЙ М. М. РАЗУМОВСКОЙ

Саплева Арина Сергеевна,

студент

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлен фрагмент студенческой контрольной работы по методике преподавания русского языка. На примере современного учебника «Русский язык: 6 класс» из учебно-методического комплекта под редакцией профессора М. М. Разумовской представлен опыт лингводидактического описания поклассной практической методики развития речи. Выявлена система рассредоточенных и специальных коммуникативно-речевых заданий аналитического, аналитико-синтетического и синтетического типов в упражнениях по исходным текстам и с созданием нового текстового высказывания.

Ключевые слова: учебник по русскому языку, развитие связной речи, коммуникативно-речевые умения и задания, система текстовых упражнений, коммуникативная компетенция, упражнения и задания аналитические, аналитико-синтетические, синтетические.

THE SYSTEM OF TEXT TASKS IN THE TEXTBOOK "RUSSIAN LANGUAGE.

6TH GRADE" FROM THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL KIT EDITED

BY M. M. RAZUMOVSKAYA

Sapleva Arina. Sergeevna,

student

Scientific adviser — T. A. Ostrikova, D. E., Dr. ofPedagogy, Associate Professor, the Department of the Russian Language and Literature Katanov Khakass State University Katanov Khakass State University (Abakan)

The article presents a fragment of a student's test work on the methodology of teaching the Russian language. The experience of linguodidactic description of classroom-by-class practical methods of speech development is presented on the example of a modern textbook "Russian language: 6th grade" from the educational and methodological kit edited by Professor M. M. Razumovskaya. The system of dispersed and special communicative-speech tasks of analytical, analytical-synthetic and synthetic types in exercises on source texts and with the creation of a new text utterance is revealed.

Key words: textbook on the Russian language, development of coherent speech, communicative-speech skills and tasks, system of text exercises, communicative competence, analytical exercises and tasks, analytical-synthetic, synthetic.

Общеизвестно, что при обучении учащихся русскому языку развитие их связной устной и письменной речи является для учителя-словесника одной из основных практических задач, которая должна решаться «целенаправленно в определённой системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников» [1, с. 227]. К числу важных условий успешного развития речи учащихся относят умение учителя «выбирать и включать элементы этой работы во всю систему учебно -

воспитательной работы так, чтобы каждый методический приём обучения активно влиял на речь учащихся» [2, с. 17].

Содержание работы по развитию речи, определяемое сегодня ФГОС ООО и примерной основной образовательной программой учебного предмета, вариантно реализуется в разных УМК, в том числе в поклассных программах и учебниках. На примере учебника для 6 класса из УМК под редакцией М. М. Разумовской [3] покажем, как на теоретико-практической основе осуществляется развитие

устной и письменной речи учащихся в основной общеобразовательной школе.

Проведённый анализ показал, что в указанной учебной книге имеется 17 текстоведческо-стилистических параграфов (см. ниже). Они создают теоретическую базу развития речи учащихся во всех её основных функциональных разновидностях и включают разнообразные виды коммуникативно-речевых заданий, необходимых для формирования языковой и коммуникативной предметных компетенций с учётом планируемых для каждого класса результатов обучения, в том числе на уровне текстовых умений и навыков. Приведём последовательно эти текстоведческо-стилисти-ческие параграфы вначале из первой части учебника, затем - из второй.

Текстоведческо -стилистические параграфы из первой части учебника: § 3. Что мы знаем о речи, её стилях и типах (с. 8); § 11. Что мы знаем о тексте (с. 33).; § 21. Разграничение деловой и научной речи (с. 80); § 22. Характеристика научного стиля (с. 82); § 23. Определение научного понятия (с. 83); § 24. Рассуждение-объяснение (с. 86); § 25. Характеристика делового стиля (с. 88); § 31. Способы связи предложений в тексте (с. 115); § 32. Средства связи предложений в тексте (с. 117); § 33. Употребление параллельной связи с повтором (с. 120); § 34. Как исправить текст с неудачным повтором (с. 122); § 40. Описание места (с. 146).

Текстоведческо-стилистические параграфы из второй части учебника:

§ 47. Описание состояния окружающей среды (с. 14); § 56. Повествование в художественной и разговорной речи (с. 49); § 57. Повествование в рассказе (с. 56); § 58. Повествование делового и научного стилей (с. 61); § 67. Соединение в тексте разных типовых фрагментов (с. 93).

В первую очередь школьников нужно научить понимать чужой текст, а затем создавать свой текст как тематическое, смысловое, сти-

левое, структурное и грамматическое единства. Для этого необходимо определить / выработать целесообразную систему упражнений / заданий по работе с готовым (исходным) текстом и работе по проектированию нового текста. С этой целью в упражнениях по русскому языку предлагается система специальных заданий по подготовке коротких и полных текстовых работ (см. пересказы, конспекты, тезисы, изложения, сочинения и т. д.) и система попутных, рассредоточенных по языковым упражнениям текстовых, то есть коммуникативно-речевых заданий. И первая, и вторая группы упражнений / заданий должны быть аналитического, аналитико-синтетического и синтетического типов [1, с. 283].

Для формирования текстовых навыков в анализируемом нами учебнике предлагаются чаще всего задания по данному в упражнениях текстовому дидактическому материалу. Рассмотрим последовательно характер таких заданий.

Задания аналитического типа по готовому тексту:

- Определение основной мысли текста (высказывания): упр. 5 (с. 7), упр. 91 (с. 37) \

- Озаглавливание отрывков текста словами этого текста: упр. 83 (с. 33).

- Сравнение теоретического материала разных форм преподнесения информации: упр. 79 (с. 32), упр. 212 (с. 81), упр. 267 (с. 99), упр. 280 (с. 104).

- Анализ данных текстов: упр. 13 (с. 10), упр. 87 (с. 35), упр. 92 (с. 38), упр. 115 (с. 48), упр. 214 (с. 82), упр. 230 (с. 87), упр. 235 (с. 89), упр. 285 (с. 106), упр. 316 (с. 117), упр. 331(с. 121), упр. 404 (с. 146), упр. 417 (с. 151), упр. 564; упражнения из 2-й части

1 Обращаем внимание на специфику указания номеров упражнений из анализируемого источника: а) если к их перечню нет указания на часть учебника - 1-ю или 2-ю, это означает, что упражнения имеют отношение к 1-й части учебника; б) принадлежность упражнений ко 2-й части указывается записью «упражнения из 2-й части учебника» полужирным шрифтом. Соответственно указания на упражнения, предшествующие этой записи, имеют отношение к 1 -й части учебника.

учебника: упр. 2 (с. 54), упр. 573 (с. 59), упр. 650 (с. 93).

Задания аналитико-синтетического типа по готовому тексту и изложения-пересказы:

- Письменная работа с установкой на определённую речевую ситуацию: упр. 11 (с. 9), упр. 12 (с. 10), упр. 209 (с. 36), упр. 234 (с. 88) и др.

- Формулирование основной мысли текста: упр. 283 (с. 105); упражнения из 2-й части учебника: упр. 442 (с. 10), упр. 515 (с. 35), упр. 519 (с. 36), упр. 692 (с. 113), упр. 698 (с. 114).

- Чтение и озаглавливание лингвистического текста: упр. 25 (с. 15), упр. 67 (с. 28), упр. 117 (с. 49);

- Составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов и пересказ текста на их основе: упр. 129 (с. 54), упр. 229 (с. 86); упражнения из 2-й части учебника: упр. 595 (с. 69), упр. 607 (с. 75).

- Переработка готового текста в плане его совершенствования - редактирование текста: упражнения из 2-й части учебника: упр. 429 (с. 5), упр. 438 (с. 9), упр. 474. (с. 21), упр. 548 (с. 47), упр. 699 (с. 115).

Теперь зафиксируем внимание на системе упражнений, связанных с развитием навыков говорения в процессе создания вторичного текста.

Нет сомнения в том, что работа по созданию коротких и полных вторичных текстов обеспечивает гармоничное развитие навыков устной и письменной речи. Подробнее рассмотрим упражнения на создание разных видов изложений-пересказов зрительно воспринимаемого текста, в отличие от аудиоизложе-ний, проводимых с восприятием исходного текста на слух.

Устные изложения-пересказы, направленные на совершенствование навыков говорения путём контроля прерывистости речи, преодоления интонационной нерасчленённости, выбора нужной интонации и тона, соответст-

вующего содержанию и назначению текста, связаны с заданиями и материалами следующих упражнений: упр. 100 (с. 41), упр. 104 (с. 43), упр. 115 (с. 48), упр. 129 (с. 54), упр. 216 (с. 84), упр. 229 (с. 86), упр. 385 (с. 139), упр. 390 (с. 141); упражнения из 2-й части учебника: упр. 424 (с. 3), упр. 488 (с. 27), упр. 568 (с. 56), упр. 595 (с. 69), упр. 607 (с. 75).

- Чтение и пересказ текста: упр. 100 (с. 41), упр. 104 (с. 43), упр. 216 (с. 84), упр. 385 (с. 139), упр. 390 (с. 141); упражнения из 2-й части учебника: упр. 424 (с. 3), упр. 488 (с. 27), упр. 568 (с. 56).

- Устное сообщение / высказывание по теме на основе готового текста с соблюдением требований к выполнению и оценке речевых работ в рамках тренинга и контроля приобретённых знаний, умений и навыков: упр. 36 (с. 19), упр. 38 (с. 20), упр. 43 (с. 21), упр. 48 (с. 22), упр. 101 (с. 42), упр. 122 (с. 52), упр. 156 (с. 62), упр. 208 (с. 79), упр. 225 (с. 85), упр. 255 (с. 96), упр. 270 (с. 100), упр. 280 (с. 104), упр. 308 (с. 115), упр. 317 (с. 118), упр. 356 (с. 131), упр. 386 (с. 139), упр. 402 (с. 145); упражнения из 2-й части учебника: упр. 464 (с. 18), упр. 512 (с. 34), упр. 518 (с. 36), упр. 524 (с. 38), упр. 541 (с. 44), упр. 613 (с. 77).

- Устное рассуждение по теме текста: упр. 84 (с. 33), упр. 98 (с. 40), упр. 312-313 (с. 116); упражнения из 2-й части учебника: упр. 475 (с. 21), упр. 525 (с. 39), упр. 690 (с. 112).

- Устный ответ на лингвистический вопрос: упр. 18 (с. 14), упр. 32 (с. 18).

- Устное высказывание на основе ответов на вопросы: упр. 3 (с. 6), упр. 21 (с. 15), упр. 58 (с. 24), упр. 125 (с. 53), упр. 141 (с. 58); упражнения из 2-й части учебника: упр. 504 (с. 32).

Письменные изложения-пересказы ориентированы на развитие навыков запоминания и сжатия исходного текста, расширение сферы использования слов и разнообразных языко-

вых средств, улучшение правописных, грамматических, лексических, стилистических и других речевых умений. К ним относятся:

1) подробные изложения-пересказы:

- упр. 332 (Ч. 1, с. 122) - близкий к тексту письменный пересказ по тексту предыдущего упражнения с сохранением содержания, типа, стиля и эмоциональности авторской речи;

- упр. 565 (Ч. 2, с. 54) - запись исходного текста (предыдущего упражнения) с сохранением особенностей языка автора и языковой подготовительной работой (требуется озаглавить текст, отразив основную мысль, и провести сравнительную операцию предварительных записей, сделанных разными учениками на этапе подготовки к пересказу с целью выявления полной, целостной рабочей заготовки);

- упр. 570 (Ч. 2, с. 57) - воспроизведение полного содержания исходного текста с предварительным выполнением различных операций: сокращением только вступительной части текста до очень короткого сообщения, анализом основной части, выявлением особенностей построения повествовательных и описательных фрагментов (их роль, способы включения в текст), выборочным добавлением (по желанию) заключительного предложения с выражением важной для первичного текста мысли;

- упр. 571 (Ч. 2, с. 58) - подробное изложение с выполнением заданий, соответствующих основным этапам данной работы на уроке;

2) сжатое изложение-пересказ: упр. 655 (ч. 2, с. 96) - создание вторичного текста с помощью сжатия исходного материала (по абзацам) с предварительным повторением и тренировкой основных приёмов лаконизации текста;

3) выборочное изложение-пересказ: упр. 418 (ч. 1, с. 151) - подробный пересказ материала по одной из тем (одного из текстов) с использованием иллюстраций;

4) изложение с языковым заданием: упр. 585 (ч. 2, с. 64) - письменный пересказ материала с заменой глаголов 1 -го лица формами, более распространёнными в текстах инструк-

тивного характера (форма глагола выбирается по усмотрению ученика).

Изложения-пересказы помогают формировать комплекс коммуникативно-речевых навыков на основе углублённого анализа содержания исходного текста, его основной мысли, композиционного своеобразия, языковых, в том числе стилистических, особенностей. Этому способствует пересказ с элементами сочинения - см., например, упр. 242 из 1-й части (с. 91), в котором в соответствии с заданием учащимся предлагается дать письменный пересказ со стилизацией исходного текста (художественный стиль) или превращением в инструкцию на заданную тему. Такие творческие задания способствуют овладению языковыми приёмами синонимической замены лексических единиц, обобщения и переформулировки высказываний, исключения повторений, синонимической замены прямой речи косвенной, разных видов предложений и т. д.

Далее рассмотрим синтетические задания, требующие создания своего текста в форме сочинения

Сочинение как тип творческих письменных работ аналогично обеспечивает формирование коммуникативно-речевых навыков учащихся, помогает им овладевать умениями «обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать» [4, с. 15], а попутно обогащать свой словарный запас, тренироваться в употреблении различных грамматических форм слов и видов предложений. Создание своего речевого произведения основано на общих текстовых умениях. Как и создание вторичных текстов, сочинение связано с обдумыванием темы и основной мысли будущего текста, сбором материала и его систематизацией по плану-композиции и текстовому плану, с оформлением в определённом стиле и жанре, с редактированием и корректурой готового текста.

В систему упражнений рассматриваемого учебника включены разные виды устных и

письменных сочинений. Вначале остановимся на устных сочинениях - коротких и полных:

1) устный рассказ (сообщение) на предложенную тему: упр. 23 (с. 88), упр. 31 (с. 18), упр. 75 (с. 31), упр. 94 (с. 38), упр. 107 (с. 44), упр. 114 (с. 48), упр. 120 (с. 51), упр. 166 (с. 65), упр. 195 (с. 75), упр. 232 (с. 88), упр. 393 (с. 142), упр. 420 (с. 152); упражнения из 2-й части учебника: упр. 453 (с. 14), упр. 591 (с. 66), упр. 657 (с. 98);

2) устное описание схем, таблиц, картин и др. наглядности: упр. 14 (с. 11), упр. 26 (с. 16), упр. 77 (с. 31), упр. 99 (с. 40), упр. 187 (с. 73), упр. 201 (с. 77), упр. 286 (с. 107), упр. 295 (с. 109), упр. 299 (с. 111), упр. 421 (с. 152); упражнения из 2-й части учебника: упр. 448 (с. 12), упр. 467 (с. 19), упр. 632 (с. 85), упр. 663 (с. 101);

3) устные сочинения на лингвистические темы научного и учебно-научного стилей (по схемам и таблицам, по данным примерам и т. д.: упр. 26. (с. 16), упр. 36 (с. 19), упр. 38 (с. 20), упр. 43 (с. 21), упр. 48 (с. 22), упр. 94 (с. 38), упр. 99 (с. 40), упр. 120 (с. 51), упр. 122 (с. 52), упр. 156 (с. 62), упр. 166 (с. 65), упр. 180 (с. 70), упр. 195 (с. 75), упр. 201 (с. 77), упр. 208 (с. 79), упр. 255 (с. 96), упр. 270 (с. 100), упр. 280 (с. 104), упр. 308. (с. 115), упр. 317. (с. 118), упр. 356 (с. 131), упр. 386 (с. 139), упр. 402 (с. 145); упражнения из 2-й части учебника: упр. 502 (с. 32), упр. 518 (с. 36), упр. 524 (с. 38), упр. 525 (с. 39), упр. 591 (с. 66), упр. 613 (с. 77), упр. 690 (с. 112), упр. 706 (с. 117);

4) устные сочинения на свободные и лингвистические темы как ответы на поставленные вопросы: упр. 3 (с. 6), упр. 21 (с. 15), упр. 58 (с. 24), упр. 114 (с. 48), упр. 125 (с. 53), упр. 141 (с. 58), упр. 504 (с. 32).

Теперь назовём сочинения смешанного характера:

- устные и письменные сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: упр. 75. (с. 31), упр. 89 (с. 36), упр. 232 (с. 88);

упражнения из 2-й части учебника: упр. 426 (с. 4);

- устные и письменные сочинения-описания по изобразительной наглядности -по картине, иллюстрации, фотографии, рисунку): упр. 17 (с. 12), упр. 541 (с. 44), упр. 187 (с. 73), упр. 286 (с. 107), упр. 295 (с. 109), упр. 299 (с. 111), упр. 421 (с. 152); упражнения из 2-й части учебника: упр. 448 (с. 12), упр. 467 (с. 19), упр. 602 (с. 73), упр. 605 (с. 38), упр. 632 (с. 85), упр. 663 (с. 101), упр. 689 (с. 112);

- устные и письменные сочинения-описания на свободную тему с дополнительным языковым заданием: упр. 420 (с. 152); упражнения 2-й части: упр. 630 (с. 85), упр. 657 (с. 98), упр. 664 (с. 101);

- устные и письменные сочинения-повествования на свободную тему на основе жизненного опыта и по воображению: упр. 314 (с. 117), упр. 317 (с. 118); упражнения из 2-й части учебника: 439 (с. 9), упр. 446 (с. 11), упр. 576 (с. 60), упр. 617 (с. 79);

- устные и письменные сочинения-повествования по изобразительной наглядности - картине, рисунку: упр. 77 (с. 31), упр. 396 (с. 143); упражнения из 2-й части учебника: упр. 501(с. 31), упр. 541 (с. 45), упр. 557 (с. 50);

- сочинения-миниатюры на свободные и лингвистические темы: упр. 107 (с. 44), упр. 236 (с. 89); упражнения из 2-й части учебника: упр. 464 (с. 18), упр. 466 (с. 18), упр. 468 (с. 19), упр. 589 (с. 65), упр. 665 (с. 102).

Таким образом, проведённый нами анализ практической методики развития речи в процессе обучения русскому языку по учебнику для 6 класса из УМК М. М Разумовской показал, что анализируемый учебник имеет достаточную систему упражнений и заданий, необходимых для формирования коммуникативно-речевых текстовых умений и навыков, а в целом - коммуникативной компетенции. Преобладающие виды текстовых работ обусловлены

печатной формой учебника, поэтому учителя должны обратить внимание на использование аудиоизложений, исходные тексты для которых можно выбрать в фонозаписях, электронных приложениях к учебникам или подобрать самостоятельно. Если формирование коммуникативной компетенции учащихся каждого класса осуществляется последовательно и пла-

номерно в единстве с развитием их мышления и памяти, характера и трудолюбия, если продуманная авторами учебников система развития речи целенаправленно дополняется и развивается учителями-словесниками, то это позволяет им добиваться планируемых результатов на каждом уроке и от предметного обучения в целом.

Библиографический список

1. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 2000. 368 с.

2. Гулевич О. Е. Развитие речи учащихся / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т методов обучения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 184 с.

3. Русский язык: 6 класс: учебник. В 2 ч. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; науч. ред. М. М. Разумовская. М.: Дрофа, 2020. Ч. 1. 175, [1] с.; Ч. 2. 140, [4] с.

4. Ладыженская Т. А., Ивченков П. Ф., Равенский Ю. И. [и др.]. Система обучения сочинениям в V-VПI классах / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1967. 312 с.

© Саплева А. С., 2020

УДК 811.161.1'42:371.671.1

НАГЛЯДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ)

Сорокина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Кочергинская СОШ № 19» с. Кочергино, Курагинский район, Красноярский край

магистрант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлен аспектный анализ раздела «Словообразование» учебников по русскому языку для 5-х классов, выполненный в рамках курса по выбору «Визуально-графическая подготовка учителя-словесника». Рассмотрены предложенные в данных учебниках такие виды дидактической наглядности, как языковые таблицы, схемы, рисунки; определена роль этих видов наглядности в обучении и развитии учащихся пятых классов. Источником фактологического материала послужили учебники по русскому языку для 5-х классов из разных учебно-методических комплектов: под редакциями А. А. Леонтьева, С. И. Львовой, М. М. Разумовской и П. А. Леканта.

Ключевые слова: методы обучения, виды наглядности по русскому языку, принцип наглядного обучения, словообразование русского языка.

VISUAL WAYS OF STUDYING WORD-BUILDING TYPES (BASED ON THE MATERIALS OF SCHOOL TEXTBOOKS)

Sorokina Natalia Vladimirovna,

teacher of Russian language and literature, municipal budgetary educational institution "Kocherginskaya secondary school № 19"

Kochergino, Kuraginsky district, Krasnoyarsk territory graduate student Katanov Khakass State University (Abakan)

The article presents an aspect analysis of the section "Word-Building" of textbooks in the Russian language for the 5 th grade, performed as part of the elective course "Visual and graphic training of a teacher of words". The types of didactic visualization proposed in these textbooksare considered, such as language tables, diagrams, drawings; the role

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.