Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ В 8-9-Х КЛАССАХ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ В 8-9-Х КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ФОТОГРАФИИ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ / МОНОЛОГ ПО ФОТОГРАФИИ / УЧЕБНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / СИСТЕМА ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саплева Арина Сергеевна

В статье рассмотрена система обучения сочинению-описанию фотографии в рамках подготовки учащихся 8-9-х классов к итоговому собеседованию как допуску к Основному государственному экзамену по русскому языку. На примере современных учебников «Русский язык: 5 класс» из учебно-методического комплекта М. М. Разумовской и др., «Русский язык: 7 класс» из учебно-методического комплекта М. Т. Баранова и др. представлена система текстовых упражнений, направленных на поклассное развитие коммуникативно-речевых умений школьников. Предложена группировка специальных видов заданий в исходных упражнениях по формированию основных базовых умений для создания сочинения-описания фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саплева Арина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL METHODS OF COMPOSING DESCRIPTION OF PHOTOGRAPHS IN THE 8-9THGRADES

The article considers the system of teaching composition-description of a photograph, related to the preparation of students of the8-9thgrades for the final interview as admission to the Main State Exam in the Russian language. The author presents a system of text exercises aimed at the class-by-class development of communicative and speech skills of schoolchildren by the example of modern textbooks "Russian language: 5th grade" by M. M. Razumovskaya and others. "Russian language: 7th grade" by M. T. Baranov. The grouping of special types of tasks is also proposedin the initial exercises for the formation of basic skills for writing description of a photo.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ В 8-9-Х КЛАССАХ»

УДК 81:371.315-053.5"465.14/.15"

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ В 8-9-Х КЛАССАХ

Саплева Арина Сергеевна,

студент

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассмотрена система обучения сочинению-описанию фотографии в рамках подготовки учащихся 8-9-х классов к итоговому собеседованию как допуску к Основному государственному экзамену по русскому языку. На примере современных учебников «Русский язык: 5 класс» из учебно -методического комплекта М. М. Разумовской и др., «Русский язык: 7 класс» из учебно-методического комплекта М. Т. Баранова и др. представлена система текстовых упражнений, направленных на поклассное развитие коммуникативно -речевых умений школьников. Предложена группировка специальных видов заданий в исходных упражнениях по формированию основных базовых умений для создания сочинения-описания фотографии.

Ключевые слова: сочинение-описание фотографии, система обучения сочинению-описанию, подготовительная работа к написанию сочинения, монолог по фотографии, учебник по русскому языку, система текстовых заданий, коммуникативно-речевые умения.

PRACTICAL METHODS OF COMPOSING DESCRIPTION OF PHOTOGRAPHS IN THE 8-9THGRADES

Sapleva Arina Sergeevna,

student

Scientific adviser — T. A. Ostrikova, D. E., Dr. ofPedagogy, Associate Professor, the Department of the Russian Language and Literature

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article considers the system of teaching composition-description of a photograph, related to the preparation of students of the8-9thgrades for the final interview as admission to the Main State Exam in the Russian language. The author presents a system of text exercises aimed at the class-by-class development of communicative and speech skills of schoolchildren by the example of modern textbooks "Russian language: 5 th grade" by M. M. Razumovskaya and others. "Russian language: 7th grade" by M. T. Baranov. The grouping of special types of tasks is also proposedin the initial exercises for the formation of basic skills for writing description of a photo.

Key words:composition-description of a photograph, the system of teaching composition-description, preparatory work for writing a composition, monologue on a photograph, a textbook in the Russian language, a system of text tasks, communicative and speech skills.

Общеизвестно, что в современной основной школе вопрос о системе обучения сочинениям требует дальнейшей разработки. В частности, это связано с итоговым собеседованием по русскому языку для выпускников 9-х классов в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Задание 3 итогового собеседования включает три варианта беседы, один из которых обучаемый должен выбрать. Описание фотографии является одним из предлагаемых вариантов беседы с учеником. Таким образом, фотография становится новой темой устных сочинений-описаний. Поэтому на

уроках русского языка в 8-9-х классах важно усилить внимание к подготовке к итоговому собеседованию и экзамену в формате Основного государственного экзамена (ОГЭ).

В соответствии со сказанным учитель-словесник должен более глубоко знать методику написания сочинения-описания по фотографии. С этой целью проанализируем методическую систему обучения сочинениям-описаниям фотографий в учебниках по русскому языку и опишем практическую методику написания устных сочинений-описаний фотографий в рамках подготовки выпускников 9-х классов к итоговому собеседованию как допуску к ОГЭ.

Обучение написанию сочинения - это целенаправленная работа учителя с учащимися по разработке содержания, построения и речевого оформления будущего текста. Продуманная система обучения предполагает «развитие у учеников необходимых умений и навыков работы над сочинением при постепенном усложнении разнообразных по тематике и жанру создаваемых текстов» [1, с. 14].

В целостном процессе создания любого сочинения учащиеся должны овладеть следующими коммуникативными умениями:

1) обдумывать темы и отбирать факты на их основе;

2) определять основную мысль письменной/устной работы, заключённую в готовой формулировке темы либо сформулированную самостоятельно;

3) собирать материал для сочинения с целью раскрытия его основной мысли, посредством наблюдения работыс различными литературными источниками и наглядностью (картины, фотографии, иллюстрации; схемы, таблицы и т. д.);

4) систематизировать собранный материал;

5) построение сочинения в определённом жанре;

6) ярко и точно выражать мысли в соответствии с нормами литературного языка и правильно их располагать;

7) оформлять все мысли в связное целое и редактировать готовый текст.

Каждый жанр сочинений имеет свои особенности построения, следовательно, к каждому из них требуется отдельная система подготовки, благодаря которой учащиеся приобретут опыт в придании тексту определённой композиционной формы, в подборе соответствующих ей языковых и изобразительно-выразительных средств, а также синтаксических конструкций в зависимости от предмета речи. Так, в процессе накопления знаний об описании как типе речи школьники учатся «определять тему и основную мысль текста

типа описания; строить текст-описание с использованием простых и сложных композиционных форм; создавать текст-описание в различных стилях речи; использовать языковые средства выразительности, характерные для описания; совершенствовать и редактировать созданный текст» [2, с. 67].

Работа над сочинением-описанием включает прежде всего организацию наблюдения, восприятие увиденного и последующее изложение личных впечатлений от предмета с указанием его признаков. Для приобретения необходимых навыков создания сочинения-описания предшествует ряд подготовительных видов работ, в том числе подробное изложение (пересказ) текстов, диктант по картине, устное сообщение на основе музыкальных впечатлений или телепередач, редактирование текстов-описаний. На основе выполнения данных упражнений школьники учатся владеть словом, составлять словосочетания и предложения описательного характера, обогащая речь определёнными языковыми средствами и средствами выразительности, тем самым развивая и обогащая активный словарь.

Независимо от предмета сочинения-описания (картина, пейзаж, фотография, помещение и т. д.) имеются общие положения для проведения подготовительной работы к нему. Такая подготовка должна состоять из следующего:

1) накопления материала для сочинения из разных источников: собственных наблюдений за окружающей жизнью; сведений, полученных во время экскурсий в музеи, на различные выставки и т. д.; чтения разнообразной литературы и др.;

2) беседы об общих впечатлениях от увиденного на картине, фотографии, в помещении и т. д.;

3) составления плана, заключающегося в рассредоточении накопленного материала в определённой последовательности с одновременным подбором лексики и составлением

отдельных словосочетаний к каждой части будущего текста сочинения;

4) выбора языковых средств к данной теме в соответствии с замыслом её раскрытия и их систематизации с попутным обсуждением и выделением существенных доводов.

Кроме отбора содержания, построения и речевого оформления текста-описания, важна работа по предупреждению ошибок, организации самопроверки написанного, исправлению ошибок (их корректура) и совершенствованию написанного текста (его редактирование).

Словесное изображение запечатлённого фотографом предмета/события имеет свои преимущества: фотография отражает действительность, выступает как готовый материал для наблюдений, является выражением конкретной мысли фотографа, поэтому акцент делается на тех признаках предметов, которые важны для раскрытия идейно-художественного замысла, кроме того, при описании фотографии к ней можно обратиться столько раз, сколько нужно для полноценной фиксации наблюдений.

Обучение работе по фотографии начинается прежде всего с напоминания учащимся структуры текста-описания данного вида: «вначале передаётся общее впечатление от предмета, затем указываются отдельные его признаки, которые подтверждают это общее впечатление, в конце даётся оценка» [1, с. 25]. В более привычном для учащихся виде композиция сочинения-описания выглядит следующим образом:

1) вступление - определение главных образов снимка и указание на их общие признаки;

2) основная часть - детальные (конкретные) признаки ключевых образов;

3) заключение - впечатление от изображённого.

Следующим шагом работы по описанию является определение типа изображения на снимке - место, состояние (человека, природы) или предмет. В зависимости от характера

изображённого на фотографии учитель направляет внимание учащихся на определённые признаки с помощью наводящих вопросов, которые будут влиять на восприятие и глубину понимания фотографии. Приведём примерные вопросы учителя для беседы с классом:

- Что вы видите на фотографии?

- Как вы думаете, почему фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

- Что на снимке выделено особо с помощью крупного плана, композиции, деталей, света или использованных цветов?

- Что больше всего привлекает ваше внимание на фотографии?

- Какие чувства и мысли вызывает изображённое на снимке?

После беседы ученики формулируют основную мысль, которую должны раскрыть в сочинении по фотографии. Затем устанавливается последовательность описания, которое проводится по аналогии с описанием картины (что изображено на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа), иначе говоря, составляется композиционная схема фотокадра, отражающая «распределение отдельных элементов фотографического изображения, обусловленных содержанием и характером произведения и во многом определяющих его восприятие» [3, с. 32].

По ходу беседы учащиеся записывают в свои тетради рабочие материалы, которые понадобятся им при написании сочинения: это ключевые слова, словосочетания и фразы из обсуждённых положений, изобразительно-выразительные средства, а также лексика, актуальная для расширения их словарного запаса, последовательного описания фотографии на основе целостного восприятия изображённого на снимке. Внимание к образным языковым средствам (эпитеты, сравнения, метафоры, эмоционально-оценочные слова и др.) необходимо для полного и глубокого описания фотографии, образов, запечатлённых на ней, с

целью выявления смыслового центра снимка, осознания его идеи.

Завершающим этапом в творческом процессе должна стать коллективная проверка рабочих материалов учащихся, которая позволит предупредить возможные ошибки и недочёты в сделанных выписках, затем - самостоятельная работа школьников по написанию текстов сочинения-описания в устной и/или письменной формах.

Как видим из сказанного, система обучения описанию фотографий в целом построена на классической методике обучения сочинениям-описаниям, в том числе описанию картин и других изображений, основанных, главным образом, на наблюдениях обучаемых за предметами, явлениями, событиями окружающей жизни, состояниями людей и т. д.

Напомним, что на итоговом собеседовании в рамках проведения ОГЭ описание фотографии представляет собой сочинение не как вид письменно закреплённой формы словесного выражения, а как вид устной работы школьника, отражающей процесс естественного и осмысленного изложения своих мыслей и чувств по заданной теме (теме фотографии). Причём описание фотографии должно быть основано на достаточном количестве данных. Устное собеседование является формой допуска учащихся выпускных (9-х) классов к итоговому экзамену за курс основного общего образования, оно служит контролем знаний, полученных учащимися в 5-9-х классах, и способом проверки овладения ими всеми видами речевой деятельности, способности решать с использованием различных языковых средств коммуникативные задачи с соблюдением орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических норм.

Подготавливаясь к монологу по фотографии, учащиеся должны произвести последовательно следующую работу:

1) внимательно рассмотреть фотографию;

2) составить словосочетания и предложения по теме изображённого на снимке, выделив

главные объекты, которые являются смысловым центром снимка, и вторичные, помогающие в раскрытии «авторского» замысла;

3) вычленить характерные признаки каждого предмета (цвет, форма, размер и т. д.) и людей (внешний облик, лица, волосы, одежду, позы и т. д.);

4) описать изображённые предметы и людей опорными словами, подобрав соответствующие лексические и изобразительно-выразительные средства (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и т. д.), чтобы избежать стилистических ошибок;

5) выразить своё отношение к запечатлён-ному на фотографии [3, с. 16].

Описание должно соответствовать определённому алгоритму, позволяющему выполнить необходимые требования: рассказать только о том, что есть на снимке (без введения ложных образов) с содержанием всех пунктов, указанных в задании (см. помощник «Не забудьте рассказать!») и структурно связанных между собой.

При построении монолога по фотоснимку от учащихся требуется привести не менее десяти фраз по теме высказывания без допуска фактических ошибок и с учётом всех условий речевой ситуации. Причём речевое оформление высказывания выпускника должно быть ясным, образным, грамматически правильным. Следовательно, на уроках русского языка тренинг устных высказываний должен проводиться систематически с разбивкой по годам обучения посредством выполнения аналогичных заданий, направленных на создание нового речевого произведения в рамках учебного предмета по действующим школьным учебникам.

Представим для примера такую систему упражнений из УМК-1 (М. М. Разумовская [4; 5] и УМК-2 (М. Т. Баранов) [6; 7].

В учебнике «Русский язык: 5 класс» М. М. Разумовской подготовка к сочинению-описанию фотографии направлена на отработку

у учащихся первичных навыков, связанных с осмыслением содержания изображения и устным оформлением личных мыслей на его основе. Упражнения представлены как совокупность последовательных задач (аналогичных действиям, выполняемым при подготовке к монологу), которые необходимо решить, чтобы получилось логичное, связное, полноценное сочинение-описание фотографии. Данные виды работ помогают школьникам в определении темы и основной мысли изображения, составлении простого или сложного плана будущего высказывания, использовании в сочинении фрагментов других типов речи (повествовательного или доказательного характера) и т. д. Так, виды заданий в упражнениях можно сгруппировать по формированию следующих умений:

1) устно излагать мысли, выражать первые впечатления: а) устное описание содержания фотографии - упр. 50 (ч. 1, с. 22), упр. 535 (ч. 2, с. 54); б) дополнение содержания своими рассуждениями по существу обсуждаемого фото - упр. 172 (ч. 1, с. 60), упр. 535 (ч. 2, с. 54), упр. 546 (ч. 2, с. 58);

2) раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста: а) определение темы и основной мысли запечатленного фотографом изображения - упр. 50 (ч. 1, с. 22); б) собственная формулировка замысла фотографа -упр. 535 (ч. 2, с. 54);

3) собирать и систематизировать материал: подбор к снимку заголовков, отражающих его основную мысль, - упр. 50 (ч. 1, с. 22), упр. 535 (ч. 2, с. 54), упр. 546 (ч. 2, с. 58);

4) строить высказывание в определенной композиционной форме: создание композиционной схемы, плана, рабочих материалов -Упр. 172 (Ч. 1, с. 60);

5) определять главные и второстепенные элементы: вычленение ключевых деталей, которые необходимо описать - упр. 50 (ч. 1, с. 22), упр. 546 (ч. 2, с. 58);

6) отбирать языковые средства: а) подбор соответствующей лексики для подробного

описания признаков предметов или места, состояния природы, животного или человека - упр. 172 (ч. 1, с. 60), упр. 535 (ч. 2, с. 54); б) подбор языковых средств для раскрытия личного отношения к изображению - упр. 535 (ч. 2, с. 54), упр. 546 (ч. 2, с. 58); в) составление определенных синтаксических конструкций (словосочетаний) с целью характеристики формы, размера, света, положения и т. д., смыслового центра фото - упр. 172 (ч. 1, с. 60);

7) совершенствовать текст: построение текста определенного типового значения -упр. 535 (ч. 2, с. 54), упр. 783 (ч. 2, с. 134).

Таким образом, представленная в учебнике «Русский язык: 5 класс» М. М. Разумовской система разных видов заданий по подготовке пятиклассников к написанию сочинения-описания фотографии, направлена на формирование таких коммуникативных умений и навыков, которые являются основой мета-предметных результатов их обучения и которые сгруппированы по видам речевой деятельности учащихся.

В учебнике для 7 класса М. Т. Баранова и др. предлагаются упражнения, требующие от учащихся более сложной и сосредоточенной умственной деятельности, ориентированные уже на другую возрастную категорию и предполагающие свободное владение учащимися основными базовыми умениями для создания сочинения.

Так, упр. 96 (ч. 1, с. 42) направлено на одновременное развитие монологической и диалогической речи. При его выполнении учащиеся должны: во-первых, поделиться своими наблюдениями (отметить характерные черты внешности художницы), во-вторых, поразмышлять после сосредоточенного изучения фотографии, кто она и почему занимается творчеством, в-третьих, составить диалог, продумывая материал, его последовательное расположение, отражая в заданной форме основную мысль фотографа.

В упр. 155 (ч. 1, с. 65) учащимся предстоит самим подобрать материал для наблюдения среди фотографий близких людей, по которому будет создаваться дальнейшее высказывание. После этого требуется описать самостоятельно выбранный смысловой центр снимка путём ответов на поставленные вопросы, акцентируя внимание на подборе соответствующей лексики, подходящих речевой ситуации синонимов. В итоге должно получиться сочинение-миниатюра в форме подписи к снимку, направленное, главным образом, на поиск средств лаконичного выражения мысли и их систематизацию в отличие от полного сочинения.

По ходу выполнения различных речевых упражнений школьники накапливают опыт связного изложения мыслей, впечатлений и оценочных суждений, постигают правила организации частей текста-описания с попутным усвоением речевых клише, облегчающих уча-

щимся задачу плавного перехода от одной мысли к другой.

Таким образом, проведённый нами анализ системы обучения сочинению-описанию фотографии показал, что практическая методика сочинения-описания фотографии в рамках подготовки к итоговому собеседованию в 9-м классе, отражённая в учебниках УМК М. Т. Баранова, М. М. Разумовской, представляет собой развёрнутый многокомпонентный процесс, включающий многолетнюю работу по созданию текстов описательного характера, в том числе тренировку устной монологической речи учащихся, что улучшает навыки говорения, способствует устранению речевых недочётов и ошибок. Целью анализируемых упражнений является отработка у учащихся первичных навыков осмысления содержания изображения и устного оформления личных мыслей на его основе.

Библиографический список

1. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям в V-VШ классах / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1967. 312 с.

2. Подосинникова А. Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. С. 65- 68.

3. Егораева Г. Т. ОГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр. Итоговое собеседование для выпускников основной школы. М.: Экзамен, 2020. 80 с.

4. Русский язык: 5 класс. В 2 ч. Ч. 1.: учебник / Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. [и др.].; под ред. М. М. Разумовской. М.: Дрофа, 2020. 144 с.

5. Русский язык: 5 класс. В 2 ч. Ч. 2.: учебник / Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. [и др.].; под ред. М. М. Разумовской. М.: Дрофа, 2020. 176 с.

6. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. / Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тро-стенцова Л. А. [и др.].; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2020. 176 с.

7. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 2. / Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тро-стенцова Л. А. [и др.].; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2020. 144 с.

© Саплева А. С, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.