Научная статья на тему 'НАГЛЯДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ)'

НАГЛЯДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Наталья Владимировна

В статье представлен аспектный анализ раздела «Словообразование» учебников по русскому языку для 5-х классов, выполненный в рамках курса по выбору «Визуально-графическая подготовка учителя-словесника». Рассмотрены предложенные в данных учебниках такие виды дидактической наглядности, как языковые таблицы, схемы, рисунки; определена роль этих видов наглядности в обучении и развитии учащихся пятых классов. Источником фактологического материала послужили учебники по русскому языку для 5-х классов из разных учебно-методических комплектов: под редакциями А. А. Леонтьева, С. И. Львовой, М. М. Разумовской и П. А. Леканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL WAYS OF STUDYING WORD-BUILDING TYPES (BASED ON THE MATERIALS OF SCHOOL TEXTBOOKS)

The article presents an aspect analysis of the section "Word-Building" of textbooks in the Russian language for the 5th grade, performed as part of the elective course "Visual and graphic training of a teacher of words". The types of didactic visualization proposed in these textbooksare considered, such as language tables, diagrams, drawings; the role of these types of visualization is determinedin teaching the fifth grade students. The source of the material was textbooks in the Russian language for the 5th grade by A. A. Leontiev, S. I. Lvova, M. M. Razumovskaya and P. A. Lekant.

Текст научной работы на тему «НАГЛЯДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ)»

печатной формой учебника, поэтому учителя должны обратить внимание на использование аудиоизложений, исходные тексты для которых можно выбрать в фонозаписях, электронных приложениях к учебникам или подобрать самостоятельно. Если формирование коммуникативной компетенции учащихся каждого класса осуществляется последовательно и пла-

номерно в единстве с развитием их мышления и памяти, характера и трудолюбия, если продуманная авторами учебников система развития речи целенаправленно дополняется и развивается учителями-словесниками, то это позволяет им добиваться планируемых результатов на каждом уроке и от предметного обучения в целом.

Библиографический список

1. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 2000. 368 с.

2. Гулевич О. Е. Развитие речи учащихся / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т методов обучения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 184 с.

3. Русский язык: 6 класс: учебник. В 2 ч. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; науч. ред. М. М. Разумовская. М.: Дрофа, 2020. Ч. 1. 175, [1] с.; Ч. 2. 140, [4] с.

4. Ладыженская Т. А., Ивченков П. Ф., Равенский Ю. И. [и др.]. Система обучения сочинениям в V-V[II классах / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1967. 312 с.

© Саплева А. С., 2020

УДК 811.161.1'42:371.671.1

НАГЛЯДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ)

Сорокина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Кочергинская СОШ № 19» с. Кочергино, Курагинский район, Красноярский край

магистрант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлен аспектный анализ раздела «Словообразование» учебников по русскому языку для 5-х классов, выполненный в рамках курса по выбору «Визуально-графическая подготовка учителя-словесника». Рассмотрены предложенные в данных учебниках такие виды дидактической наглядности, как языковые таблицы, схемы, рисунки; определена роль этих видов наглядности в обучении и развитии учащихся пятых классов. Источником фактологического материала послужили учебники по русскому языку для 5-х классов из разных учебно-методических комплектов: под редакциями А. А. Леонтьева, С. И. Львовой, М. М. Разумовской и П. А. Леканта.

Ключевые слова: методы обучения, виды наглядности по русскому языку, принцип наглядного обучения, словообразование русского языка.

VISUAL WAYS OF STUDYING WORD-BUILDING TYPES (BASED ON THE MATERIALS OF SCHOOL TEXTBOOKS)

Sorokina Natalia Vladimirovna,

teacher of Russian language and literature, municipal budgetary educational institution "Kocherginskaya secondary school № 19"

Kochergino, Kuraginsky district, Krasnoyarsk territory graduate student Katanov Khakass State University (Abakan)

The article presents an aspect analysis of the section "Word-Building" of textbooks in the Russian language for the 5 th grade, performed as part of the elective course "Visual and graphic training of a teacher of words". The types of didactic visualization proposed in these textbooksare considered, such as language tables, diagrams, drawings; the role

of these types of visualization is determinedin teaching the fifth grade students. The source of the material was textbooks in the Russian language for the 5th grade by A. A. Leontiev, S. I. Lvova, M. M. Razumovskaya and P. A. Lekant.

Key words: methods of teaching, types of visualization in Russian, principle of visual teaching, word building in the Russian language.

Принцип наглядного обучения - один из важнейших общедидактических принципов, обязательных в том числе и для применения в теории и практике преподавания русского языка. Как известно, теоретическое обоснование принципа наглядного обучения впервые дал великий чешский педагог Я. А. Комен-ский. Название одной из его учебных книг «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» показывает путь, которым должно идти познание ученика [1, с. 7]. Схемы, иллюстрации, рисунки и другие виды наглядности помогают ученику лучше и проще представить изучаемые предметы и явления.

Следует сказать, что проблеме наглядности применительно к обучению школьного предмета «Русский язык» (сущности данного принципа; её типологии, классификации средств обучения, реализующих принцип наглядности, функций наглядности и т. д.) посвящено достаточно много работ. Это труды таких исследователей, как А. В. Текучёв [2], М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов [3], Л. М. Зельманова [4], В. К. Дьяченко [5], Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева [6], Н. М. Старцева [7], А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало [8] и др.

Дидактическая наглядность - это визуальные и технические средства наглядности, а также методы наглядного обучения (см. метод демонстрации, метод иллюстрации), применяемые в сочетании со словесными (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия и др.) и практическими методами обучения (устные и письменные упражнения, лабораторные и практические работы, творческие работы). К средствам наглядности также относят натуральные вещественные модели: реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты разных объектов и т. д. Метод демонстраций находит-

ся в тесной связи с проведением опытов и работой технических средств обучения - приборов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, слайдов, видео и мультимедиа. Метод иллюстраций представляет собой показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, графиков, схем, рисунков, чертежей, фотографий и других изображений, в том числе их создание на доске, экране, работа с иллюстрациями в школьных учебниках.

Современная школа во многом становится школой визуальной, когда роль различных средств наглядности возрастает в силу объективных причин, продиктованных условиями жизни общества и достижениями технического прогресса [3, с. 341]. Совмещая словесные и практические методы со средствами наглядного обучения, можно решить многие учебные задачи, в частности, такие как: мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объёма усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация [3, с. 85].

При обучении русскому языку наглядность способствует достижению предметных целей обучения (например, формирования чётких представлений о правилах и понятиях), а также общепредметных целей на уровне развития логического мышления и речи. Средства дидактической наглядности могут применяться практически на всех этапах обучения: и на этапе объяснения нового материала, и на этапе формирования и закрепления учебно-языковых и речевых навыков, и на этапе контроля за усвоением и формированием умений (оценка результата работы), и на этапе систе-

матизации, повторения, обобщения материала (выделение главного в изучаемом материале) [3, с. 85]. Поэтому важно подобрать наиболее эффективное наглядное средство к каждому этапу обучения для получения максимального результата от определённого вида работы.

Мы уже говорили, что к дидактической наглядности относят визуальные и технические средства и методы наглядного обучения, однако при обучении русскому языку (да и любому языку вообще) главным и, пожалуй, универсальным средством был и остаётся учебник. Именно от его содержания, способов и приёмов подачи в нём учебного материала во многом зависит эффективность обучения предмету [3, с. 342]. Наш анализ показал, что во многих учебниках для основной общеобразовательной школы используются такие средства наглядности, как схемы, таблицы, иллюстрации, картинки, репродукции картин, цветные текстовые выделения, которые помогают представить изучаемые объекты в «образной, чувственно воспринимаемой форме». Если учитель соблюдает перечисленные выше условия, то ученик через наглядные образы более успешно познаёт сущность изучаемого материала и лучше запоминает его.

Дидактические исследования в области использования наглядности определяют некоторые общие правила её применения. Например, академик А. В. Текучёв так сформулировал основные методические правила использования наглядных пособий на уроках русского языка:

- наглядность должна точно соответствовать теме урока;

- методически умело знакомить учащихся с содержанием наглядности, в частности таблицы (вначале обратить внимание на основные разделы, затем переходить от главного к частному, по мере объяснения материала раскрывать содержание каждого пункта, устанавливать необходимые связи с теоретическим материалом темы, сопоставляя с другими фактами и т. д.);

- подготавливать учащихся к восприятию наглядности путём предварительной беседы по теме урока, путём постановки предварительных вопросов;

- учить учащихся читать наглядный материал, то есть самостоятельно разбираться в нём, находить символические обозначения, устанавливать связь между фактами и т. д.;

- закреплять в памяти содержание наглядности путём воспроизведения в тетрадях, составления аналогичных таблиц и схем;

- учить учащихся самостоятельно составлять схемы, таблицы, графики к изучаемому материалу;

- не следует перегружать урок наглядными материалами, так как большое количество демонстрируемого рассеивает внимание;

- не использовать наглядность, если в этом нет крайней необходимости [2, с. 108-110]. Вопрос эффективного использования наглядного материала, данного в школьных учебниках по русскому языку, сегодня актуален как никогда в связи с распространением в школах учебников из разных учебно-методических комплектов (УМК). Практическую реализацию принципа наглядного обучения в учебниках по русскому языку рассмотрим на примере фактического материала из раздела «Словообразование» нескольких учебников для 5-го класса.

Известно, что одним из важных и сложных разделов русского языка в школьных учебниках является раздел «Словообразование», который имеет большое теоретическое и практическое значение. К сожалению, данный раздел изучается в сравнительно небольшом объёме, несмотря на то, что материал, предлагаемый к изучению учащимися, вызывает немало затруднений у школьников. Для лучшего усвоения, осознания и осмысления словообразовательного материала в этом разделе представлены различные виды иллюстрированных (в монохромном и двухцветном виде) упражнений, заданий, познавательных таблиц и схем,

которые упорядочивают, конкретизируют и систематизируют изучаемые языковые единицы, явления и факты. Рассмотрим перечисленные материалы, представленные в учебниках по русскому языку для 5-го класса.

Наиболее распространённым в печатных и электронных учебниках по русскому языку средством зрительной наглядности являются таблицы (распределение структурированных данных по строкам и столбцам) с двумя входами (это классические таблицы-матрицы) и с одним входом, в которых материал распределён только по строчкам или по столбикам.

По мнению профессора Л. М. Зельмановой, основной дидактической функцией таблиц является вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. Она подразделяет таблицы на языковые и речевые. Последние, речевые, состоят только из примеров (слов, словосочетаний, предложений, текстов) и облегчают запоминание наиболее трудных случаев словоупотребления, словообразования, соблюдения норм литературного произношения [4, с. 10]. Таким образом, указанные таблицы, как правило, являются словарными, поэтому их задача - служить для облегчения запоминания того или иного языкового материала.

Языковые таблицы, в отличие от речевых, отражают закономерность правил, понятий, что способствует наиболее быстрому их осознанию и запоминанию. Примерами подобных таблиц могут служить познавательные таблицы с одним входом, представленные в учебнике для 5-го класса из УМК по русскому языку под редакцией С. И. Львовой [9, с. 20] (рис. 1 и 2). Они содержат новые сведения, ранее неизвестные ученикам. Такие таблицы раскрывают определённую закономерность, дают своеобразную модель изучаемого, что соответствует общедидактическим требованиям к обучающим таблицам как средству формирования представлений и понятий [4, с. 18]. В отличие от таблицы на правописание приставок пре- и при- (рис. 1) таблица, содержащая сведения о чередовании согласных в корне, выполнена в двух цветах: её заголовочная часть выделена другим цветом (рис. 2). Безусловно, использование дополнительного цвета способствует улучшению восприятия нового материала.

В составе иллюстрированных упражнений [10, с. 109] такие вербальные таблицы предназначены для многократного тренинга формируемых учебно-языковых навыков, что позволяет закреплять те выводы, которые были сделаны в процессе анализа демонстрационного варианта (рис. 3).

У. Приставки пре- и при- пишутся по особому правилу. Его вы будете изучать в следующем учебном году. Но уже сейчас можно запомнить значения этих приставок, чтобы различать их на письме.

Значение при' значсние!

1) приближение, присоединение, прибавление {приехать, прибить)', 2) рпеполо^енне вблизи яаго-ни-Судь (вривт.шлыщй, Приморье)-, 3) неполнота действии {приоткрыть, привстать) 1) близкое к значению слоен вчень (предобрый, премудрый)] 2) близкое к значению приставки (ярераать, преградить)

1. Рассмотрите таблицу и объяснит«, капля информация и ней содержится.

Ч 11р е л он а ли с согласных н корне

Чередование Корпи Примеры

к//ч К//Ч//Ц Х//11! Г//Ж Г !М!з т//ч//щ Д//Ж река — речка казак — казачий — казацкий ухо — ушной снег — снежинка друг — дружеский — друзья свет — свеча — освещение обида — обижаться

Рис. 1. Таблица «Правописание приставок пре- и при-» Рис. 2. Таблица «Чередование согласных в корне»

1- Спишите слоиа, распределяя нк по графам таблицы.

Басня, башня, флажка, клочка, черешня, угла, угли, подрывать, сынка, подсылать, лбы, льдв, кавказец, срывать, городок.

Чередование е по с нулём зиука

л тфисгйпКе б корне в суффиксе

надорвать — надрывать о//нульзвука сон — сна о//нульзвука пучок — пучка о//иуль звука

содрать — сдирать 0//нуль звука <кнь — дня е//нуль звука испанец — испанца е//нульзвука

2. Дополните каждую графу таблицы своими примерами.

Рис. 3. Образец упражнения, иллюстрированного вербальной таблицей

Упражнения с использованием таблицы [10, с. 103]) обеспечивают формирование как предметных, так и метапредметных навыков учащихся. На рисунке 4 дан образец такого упражнения, в соответствии с заданием которого ученикам предлагается распределить слова, данные под таблицей, по её колонкам с указанными приставками. Выполнение подобных упражнений развивает навыки группировки лексического материала и способствует запоминанию морфем, с помощью которых образуются слова.

На конкретном языковом материале строятся (по типу речевых таблиц) орфографические упражнения. Таково, например, упражнение в учебнике из УМК под редакцией Р. Н. Бунеева и др. [11, с. 118], направленное на формирование умения выбирать буквы Ы / И после приставок на согласный (рис. 5).

Основой речевой таблицы могут стать слова, словосочетания, фразы, предложения и даже тексты, которые требуется запомнить. В данных таблицах нецелесообразны текстовые пояснения, освобождающие учеников от задачи думать, но весьма желательны различные условные обозначения, как то: стрелки, подчёркивания, шрифтовое выделение букв и морфем, цветовое разграничение противопоставляемых явлений [4, с. 26]. Примером речевой таблицы-схемы (под схемой будем понимать условное изображение чего-либо в упро-

щённом виде) может служить упр. 427 из учебника (УМК по русскому языку под редакцией С. И. Львовой) [9, с. 16] (рис. 6).

Из информации, находящейся на рисунках 5 и 6, можно сказать, что речевые таблицы возможны к применению на разных этапах урока: объяснения нового материала, закрепления изученного, а также при повторении пройденного.

Помимо таблиц разных видов, в качестве учебной наглядности полезно использование разнообразных схем. Так, учебник русского языка для 5-го класса под редакцией С. И. Львовой предлагает достаточно разнообразный теоретический материал в форме схем-моделей, способствующих осознанию и закреплению изученного по словообразованию материала, овладению учебно-языковыми навыками и параллельно развитию логического мышления детей. См., например, подобные схемы-модели, иллюстрирующие приставочный и суффиксальный способы образования слов [9, с. 5] (рис. 7).

Дополнительная информация, отображаемая в подобных схемах, например, о правописании приставок, корней, суффиксов и окончаний [9, с. 21], не только упрощает понимание материала, но и максимально сокращает его до более точных единиц за счёт графического расположения взаимосвязанных объектов (рис. 8).

Распределите слова по графам таблицы. В иле л ля приставки и корни, не забудьте выяснить, как образовано слово (от какого слова II о помощью какой морфемы).

Нет приставки о- от- ото-

ЮЗ

Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отобразить, отодвинуть, отопить.

Рис. 4. Образец упражнения с применением таблицы для её заполнения соответствующим языковым материалом

обыграть - игра безымянный - имя разыщет - ищет

• Прочитайте пары слов. Как они называются? -1 Что необычного вы заметили в этих словах?

• Какой возникает вопрос? Сформулируйте его.

^ Сравните свою формулировку с формулировкой на с. 238

Рис. 5. Образец упражнения, построенного по типу речевой таблицы

1Д] 427, Устное высказывание. 1. Внимательно изучите следующие схемы. Объясните, почему приведённые ниже слова разделены на три группы. Покажите, как образовано каждое прилагательное.

1> ( ) + ^ — = (шоколад') + -н(ый) — шоколадный; ... Ветвистый, доверчивый, вражеский.

2) + С ) —>;«?-+ (красивый ) — некрасивый; ... Неприятный, безграмотный, антисанитарный.

3) С_1) + е(°) + (___) : {юг ) + о + (восточный

юго-восточный; ...

Засухоустойчивый, научно-популярный.

2. Обратите внимание на прилагательные с дефйсным написанием. Составьте и запишите предложения с этими словами.

3. Используя материалы данного упражнения, расскажите об основных способах образовании имён прилагательных.

Рис. 6. Образец речевой таблицы с использованием разных условных обозначений

440. Распределите «зашифрованные» слона на две группы в зависимости от написания приставки. Что объединяет записанные вами слова? Сделайте выводы.

без -билет-, -бреж-, -корыст-, -страш-, -сон-, -грамот-,

н[ый]: -характер-, -забот-, -облач-, -цен-, -обид-, -звуч-, бёс -человеч-, -дом-, -компромисс-, -слав-.

Рис. 8. Образец упражнения с применением схемы-модели словообразовательной структуры производных слов

Рис. 7. Образцы словообразовательных схем-моделей

Наиболее оправданным и результативным, по нашему мнению, является использование таблиц-схем обобщающего характера. особенно на этапе закрепления изученного материала; см., например, схемы-таблицы, заимствованные нами из разных УМК: [9, с. 9] (рис. 9) и [10, с. 105] (рис. 10).

Как показывает практика, в том числе и наша, подобного рода таблицы-схемы целесообразно применять в том случае, когда ученики провели самостоятельные наблюдения по изучаемой теме, ознакомились с достаточным объёмом языкового материала и готовы к осознанию соответствующих теоретических сведений [4, с. 36]. В таких таблицах-схемах

языковой материал излагается очень сжато и компактно, что, несомненно, удобно не только для его зрительного восприятия, но и для построения своих рассуждений, высказываний, которые объединены одной мыслью.

В качестве наглядности в рассматриваемых нами учебниках размещены также лаконичные рисунки и схематические изображения различных предметов, их групп, поясняющие значение отдельных морфем. Рисунками иллюстрируются как упражнения, так и таблицы и схемы. Рассмотрим пример иллюстрированного упражнения из раздела «Слово, его образование и строение» учебника под редакцией Р. Н. Бунеева [11, с. 87] (рис. 11).

Рис. 9. Образец кольцевой таблицы-схемы

Рис. 10: Образец ветвящейся таблицы-схемы

Рис. 11. Образец иллюстрированного упражнения к теме «Текст-повествование»

Рисунок эмоционально окрашивает восприятие материала, уточняет смысловое различие словообразующих приставок и суффиксов, имеет дидактически обоснованную связь с текстом, тематически связан с заданием упражнения. Наглядность такого плана развивает предметные умения и логическое мышление учеников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дидактическая наглядность, рассмотренная нами в разделе «Словообразование» в учебниках по русскому языку для 5-го класса разных

УМК и представленная разными формами (таблицами, схемами, рисунками), различными цветами (в цветном или монохромном виде), а также используемая в различных видах упражнений, заданий и теоретическом материале, имеет огромное значение в восприятии и понимании изучаемого материала. Она может служить мнемоническим средством осознания и запоминания материала через визуальные образы, что характерно для учеников 5-х классов. Визуальная наглядность активизирует

внимание школьников, мотивирует их получать новые знания, развивает теоретическое и логическое мышление, а также управляет процессом понимания изучаемого материала, попутно способствует формированию основных учебных компетенций учеников. Предлагаемая в учебниках по русскому языку для 5-х классов наглядность позволяет при изучении языковых фактов осуществлять связь мышления учащихся с реальностью, которая всегда богаче, конкретнее, ярче, информативнее и полнее, чем визуально-графические способы её отражения. Конечно, учебники не используются изолированно от других средств обучения. На наш взгляд, комплексное применение средств и методов обучения даёт максимальный эффект в восприятии и запоминании материала.

Мы убеждены в том, что будущие учителя-словесники должны изучать основы визуальной грамотности, для того чтобы целесообразно и

методически верно использовать в своей профессиональной деятельности имеющиеся в учебниках по русскому языку разные средства визуально-графической наглядности, точно описывать их словами, в необходимых случаях самим уметь графически визуализировать теоретико-практический материал. Хорошим подспорьем с точки зрения способов визуализации теоретических знаний, словесного описания графической наглядности по русскому языку, которые могут дополнить наглядность, представленную в учебниках, служит пособие Т. А. Остриковой «Визуально-графическая подготовка учителя-словесника» [12]. Особое внимание рекомендуем обратить на комплексные задания под номерами 330, 333, 341, 342, 348, 363, 364, 365, 376, 426, 442 и другие данного пособия. Здесь же можно ознакомиться со списком литературы, который включает более 190 источников по рассмотренной нами проблеме.

Библиографический список

1. Лорсанова А. А., Лорсанова Л. С. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы // Инновационные педагогические технологии: мат-лы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь, 2015 г.). Казань: Бук, 2015. 88 с. С. 7-11.

2. Текучёв А. В. Методика русского языка в средней школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1970. 606 с.

3. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.; под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. 368 с.

4. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. 159 с.

5. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

6. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пос. для студ.; ред. Е. И. Литневская. М.: Академический проект, 2006. 590 с.

7. Старцева Н. М. Роль и место наглядности в современных учебниках русского языка // Совершенствование организационной и методической работы университета для повышения качества подготовки по программам высшего образования: м-лы 64-й учеб.-метод. конф. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. С. 341-343.

8. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и её функции обучения // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102-109.

9. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2. 9-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2012. 167 с.

10. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; ред. М. М. Разумовская, П. А. Лекант. М.: Дрофа, 2012. 317 с.

11. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В., Исаева Н. А. Русский язык. 5 класс: учебник для организаций, осуществл. образоват. деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / науч. ред. А. А. Леонтьев. Изд. 4-е, перераб. М.: Ба-ласс, 2015. 256 с.

12. Острикова, Т. А. Визуально-графическая подготовка учителя-словесника. УМК по дисциплине: практикум. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». 2021. 124 с.

© Сорокина Н. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.