Научная статья на тему 'ГРУППЫ И ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ'

ГРУППЫ И ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
786
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / МЕТОДИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / ПЛАН И ОБРАЗЕЦ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА / МОРФЕМНО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чучва Лариса Михайловна

В статье рассмотрена практическая методика обучения словообразовательному разбору на материале специальных и аспектных словообразовательных упражнений из разделов «Морфемика. Словообразование. Орфография» и «Морфология» учебников для 5-7 классов под редакцией Н. М. Шанского, выпускаемых для общеобразовательных учреждений издательством «Просвещение». На примере типичных упражнений показана их роль в формировании учебно-языковых умений частичного (по отдельным пунктам плана) и полного словообразовательного разборов слов на уровне пары и цепочки однокоренных слов. С опорой на методические труды и вузовские учебники по методике русского языка сделан вывод о том, что в рассматриваемых учебниках в целом представлены разные группы и виды упражнений, выработанных в методике словообразования. В то же время отмечается, что в анализируемых источниках недостаточное внимание уделяется изучению словообразовательных моделей слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чучва Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUPS AND TYPES OF WORD-BUILDING EXERCISES FOR TEACHING SCHOOLCHILDREN DERIVATIONAL ANALYSIS OF DERIVATIVE WORDS

The article discusses a practical method of teaching word-formation analysis on the material of special and aspect-based word-building exercises from sections "Morphemics. Word formation. Spelling"and"Morphology"of textbooks for grades 5-7 edited by N. M. Shanskiy. Using the example of typical exercises, the author showstheir role in the formation of educational and language skills of partial (for individual points of the plan) and complete derivational parsing of words at the level of a pair and a chain of one-root words. Based on methodological works and university textbooks on the methodology of the Russian language, it was concluded that the textbooks under consideration as a whole present different groups and types of exercises developed in the methodology of word formation, although insufficient attention is paid to the study of word-formation models of words.

Текст научной работы на тему «ГРУППЫ И ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ»

УДК 8ПЛ61Л'373.6Щ075.3)"199"

ГРУППЫ И ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РАЗБОРУ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ

Чучва Лариса Михайловна,

аспирант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассмотрена практическая методика обучения словообразовательному разбору на материале специальных и аспектных словообразовательных упражнений из разделов «Морфемика. Словообразование. Орфография» и «Морфология» учебников для 5-7 классов под редакцией Н. М. Шанского, выпускаемых для общеобразовательных учреждений издательством «Просвещение». На примере типичных упражнений показана их роль в формировании учебно-языковых умений частичного (по отдельным пунктам плана) и полного словообразовательного разборов слов на уровне пары и цепочки однокоренных слов. С опорой на методические труды и вузовские учебники по методике русского языка сделан вывод о том, что в рассматриваемых учебниках в целом представлены разные группы и виды упражнений, выработанных в методике словообразования. В то же время отмечается, что в анализируемых источниках недостаточное внимание уделяется изучению словообразовательных моделей слов.

Ключевые слова: русский язык, школьный учебник, методика словообразования, план и образец словообразовательного разбора, морфемно-словообразовательные упражнения, словообразовательно-морфологические упражнения.

GROUPS AND TYPES OF WORD-BUILDING EXERCISES FOR TEACHING SCHOOLCHILDREN DERIVATIONAL ANALYSIS OF DERIVATIVE WORDS

Chuchva Larisa Michaylovna

postgraduate student Katanov Khakass State University (Abakan)

The article discusses a practical method of teaching word-formation analysis on the material of special and aspect-based word-building exercises from sections "Morphemics. Word formation. Spelling"and"Morphology"of textbooks for grades 5-7 edited by N. M. Shanskiy. Using the example of typical exercises, the author showstheir role in the formation of educational and language skills of partial (for individual points of the plan) and complete derivational parsing of words at the level of a pair and a chain of one-root words. Based on methodological works and university textbooks on the methodology of the Russian language, it was concluded that the textbooks under consideration as a whole present different groups and types of exercises developed in the methodology of word formation, although insufficient attention is paid to the study of word-formation models of words.

Key words: Russian language, school textbook, word formation technique, plan and sample of word-formation analysis, morphemic-word-formation exercises, word-formation-morphological exercises.

Формирование навыков частичного и полного словообразовательного разборов предполагает опору на учебно-языковые умения по морфемике, лексике и лексической стилистике, морфологии и орфографии. Обучение словообразовательному разбору с учётом внутрипредметных связей словообразования со всеми разделами науки о русском языке предполагает наличие в методике словообразования разветвлённой системы специальных и аспектных морфемно-слово-

образовательных упражнений: фонетико-словообразовательных, лексико-словообра-зовательных, словообразовательно-морфологических, словообразовательно-орфографических, словообразовательно-стилистических и др. Разные виды таких аспектных упражнений обеспечивают взаимосвязанное формирование базовых учебно-языковых умений, лежащих в основе каждого пункта планов и образцов словообразовательного разбора производных слов.

Система словообразовательных упражнений вариантно представлена в параллельных учебниках для 5-7 классов разных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку. Данный факт объясняется тем, что авторы школьных учебников по-разному ставят и решают цели и задачи формирования как предметных компетенций (языковой, коммуникативной и др.), так и метапредметных.

Цель данной статьи - проанализировать учебники для 5-7 классов, изданных под редакцией Н. М. Шанского с учётом требований ФГОС-2010, и выявить в них систему аспект-ных морфемно-словообразовательных упражнений, являющихся базой для формирования навыков частичного словообразовательного анализа по всем пунктам планов и образцов данного вида языкового разбора.

Для достижения указанной цели нами решались следующие задачи:

- определить понимание полного и частичного словообразовательного разбора на уровне пар и цепочек однокоренных слов в методике преподавания русского языка;

- выявить группы морфемно-словообра-зовательных упражнений, предлагаемые в методике русского языка;

- вычленить виды аспектных морфемно-словообразовательных упражнений, базовых для обучения частичному и полному словообразовательному разбору производных слов в методической науке.

Следует сказать, что виды морфемно-словообразовательных упражнений в практической методике русского языка складывалась со 2-й половины ХУШ века под влиянием теории и практики словопроизводства, представленной в грамматике М. В. Ломоносова. В изданиях XIX века даны многие из применяемых в современное время морфемно-словообра-зовательных упражнений, хотя они закономерно имели (в силу научно-методического уровня развития теории и практики словообразования в то время) фактические ошибки и

включали архаичные для нашего времени лингвистические термины. Например, по И. Ф. Тимковскому, при разборе «речений» следовало давать десятки примеров одноко-ренных слов: «Пред всеми животными .... 1. Пред, перед есть предлог и имя существительное. Производные слова: передний, прежде, прежний. Сложные слова: опередить, упредить ... предвещать, предлог, ...» [1, с. 6 и др.] (дано нами в современной орфографии). При изъяснении «произведения слов» (словопроизводства) названный автор использовал специальные словарики, включающие, по-современному, одноструктурные слова, например: подличать, садовничать, вольничать и т. д. В перечне морфемно-словообра-зовательных упражнений, составленных В. П. Шереметевским, этот способ сопоставления слов был описан как седьмая группа упражнений, а их всего дано в количестве двенадцати: «7. Подбор слов разных корней, но с одинаковыми подставками (по-современному, суффиксами - Л. Ч.), или приставками, или теми и другими вместе (учитель, зритель, смотритель; приделать, придать, привалить; подземный, подгородный, подручный)» [2, с. 134]. Под восьмым номером в его списке шло упражнение «корнесловная мозаика» с однокоренными словами «из одной и той же семьи (дом, домик, домосед, домовой, домовничать .» [2, с. 134]. В 12-м пункте рекомендовано было составлять свои «корнесловные словарики» и т. д. (см. подробнее: [2, с. 135]).

Разные подходы к описанию систем упражнений представлены в вузовских учебниках по предметной методике докомпьютерного периода. Так, А. В. Текучёв актуализировал четыре группы словообразовательных упражнений, в том числе собственно словообразовательные, «для закрепления знаний о словообразовательных понятиях»; «для развития умения членить слово по составу и производить словообразовательный разбор», а также аспектно-словообразовательные, в ряду кото-

рых важными полагались словообразовательно-стилистические упражнения, необходимые «для осознания учащимися выразительной функции в художественных произведениях тех производных слов, выразительную характеристику которым придают соответствующие аффиксы», а также словообразовательно-орфографические упражнения, выполняемые «для формирования орфографических навыков». К основным заданиям в указанных группах упражнений отнесены: деление слов на части, заполнение таблиц примерами, подбор слов с разным количеством морфем, подбор слов с одной и той же приставкой или суффиксом, подбор однокоренных слов [3, с. 65-66], но при этом нужно заметить, что способы подбора слов не объясняются.

М. Т. Баранов в учебнике «Методика преподавания русского языка в школе» выделил группы аспектных упражнений по их отношению к изучаемому разделу русского языка. К ним автор отнёс следующие: фонетические, фонетико-графические, лексико-фразеологи-ческие, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические. По его мнению, словообразовательные упражнения развивают «умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова». К словообразовательным учёный-методист отнёс четыре упражнения (а точнее - четыре типичных задания), имеющие «громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков»:

- «определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово»;

- «составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования)»;

- «определите способ образования слова»;

- «подберите однокоренные слова к данному слову» [4, с. 144-146].

Помимо учебников и пособий по методике русского языка, система словообразовательных упражнений разрабатывалась в диссерта-

ционных исследованиях по методике словообразования (см., например: [5-11 и др.]). Так, С. И. Львова представила систему упражнений для обучения структурному разбору производных слов разных частей речи по их словообразовательным моделям [8]. Группы и виды морфемно-словообразовательных упражнений, представленных в теоретико-практической литературе по методике русского языка и в школьных учебниках под редакцией Н. М. Шанского, были систематизированы Т. А. Остриковой [7]. В свой перечень автор включил следующие три группы морфемно-словообразовательных упражнений с разными их видами:

«1) упражнения для выявления словообразовательной семантики, для формирования умения определять значение слов и морфем: почему предмет или животное так названы; в каком лексическом значении употреблено слово; выделение морфемы с определённым словообразовательным значением; объяснение лексического значения слова по образцу; сравнение данных толкований и выбор необходимого; определение значения морфем; подбор слов с заданной семантикой; определение общего значения слов одной словообразовательной модели и др.;

2) упражнения для изучения морфемного состава слов, для формирования умений и навыков разбора слова по составу: выделение отдельных значимых частей слова; распределение слов по общности корня; распределение слов по общности суффикса или приставки; сравнение морфемного состава слов; подбор слов определённого морфемного состава; рассуждение по образцу - почему в слове оказались по два суффикса или две приставки; подбор слов с данными морфемами по орфографическому словарю; определение строения основы; выявление чередований в различных морфемах и др.;

3) упражнения для изучения способов образования слов, для формирования умений и на-

выков словообразовательного разбора слова: расположение данных слов с учётом последовательности образования - по образцу; восстановление пропущенного слова в ряду одноко-ренных слов; запись рядов слов по данному <...> непроизводному слову; определение способа образования слова путём рассуждения по образцу; группировка слов по общности способа словообразования; подбор слов определённого способа образования и т. д.» [7, с. 34].

Далее опишем систему аспектно-словообразовательных упражнений в учебниках для 5-7 классов из УМК-1 Н. М. Шанского; при этом будем учитывать учебно-языковые умения, базовые для каждого пункта плана словообразовательного разбора, и опираться на указанные и другие группы словообразовательных упражнений.

I. Упражнения для изучения словообразовательной семантики, формирования умения определять значение слов и морфем. Такие упражнения обеспечивают правильное выполнение учебно-языковых действий по первому пункту плана словообразовательного разбора: «1. Дать толкование лексического значения слова» [13, с. 124]. На отработку указанного пункта плана в учебнике для 5 класса дано упр. 171 в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», ряд упражнений (329, 330, 331, 334, 336, 341, 344) в разделе «Лексика. Культура речи», упр. 475 в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» и упр. 708 в разделе «Повторение и систематизация изученного». Проиллюстрируем сказанное:

- Упр. 331. «Разгадайте кроссворд, используя лексические толкования слов. Запишите под цифрами отгаданные слова» [12, ч. 1, с. 152].

- Упр. 334. «Запишите объяснение лексического значения слов по образцам» [12, ч. 2, с. 152].

- Упр. 475. «Пользуясь толковым словарём, запишите лексические значения слов ц..када, ж..кей, бр..шюра, ж..рнов» [12, ч. 2, с. 45].

- Упр. 708. «Вставьте пропущенные буквы. Укажите (устно) лексическое и грамматическое значения выделенного слова. Подберите к нему синонимы. Почему это слово здесь употреблено уместно?» [12, ч. 2, с. 139].

В учебнике для 6 класса для отработки умений, базовых для указанного пункта плана, даны упражнения 92, 93, 102, 110, 123, 131, 132, 134, 136 в разделе «Лексика. Культура речи», а в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи» - упр. 206 и 385. Приведём типовые упражнения, в том числе имеющие дополнительную теоретико-практическую информацию о способах толкования лексического значения слов:

- Упр. 93. «Разъясните лексическое значение слова: а) через раскрытие значения частей слова: Образец. Ледоход, -а, м. Движение (ход) льда по реке весной; 6) через указание на обобщённое понятие и отличительные признаки предмета. Образец. Изба, -ы, ж. Деревянный крестьянский дом; в) через подбор близких по значению слов. Образец. Биллион -миллиард» [13, ч. 1, с. 52-53].

- Упр. 102. «Есть ли такие слова, которые вы часто слышите, а значения их не понимаете? Запишите несколько таких слов, объясните их значение с помощью словаря» [13, с. 56].

- Упр. 206. «Здесь приведены объяснения лексических значений нескольких слов из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Определите, о каких словах идёт речь. Какую приставку надо в них писать и почему?» [13, ч. 2, с. 114].

- Упр. 131. Значения многих современных слов школьникам неизвестны, несмотря на то, что эти слова часто употребляются в СМИ. Прочитайте толкования слов, данные учениками 9 классов (по материалам журнала «Первое сентября». 2006. № 13). Верные ли ответы были представлены? Запишите правильные значения этих слов, используя «Толковый словарь» [13, ч. 2, с. 73].

По-нашему мнению, в УМК-1 дан необходимый объём упражнений для изучения словообразовательной семантики, формирования умения определять значение слов и морфем; упражнения равномерно распределены по разделам учебников для 5-7 классов, давая возможность учащимся регулярно возвращаться к заданиям по определению лексического значения слова. Сравним в отношении сказанного УМК-1 с УМК-2 В. В. Бабайцевой [14]. В учебниках «Русский язык. Практика», соответственно для 5-7 классов УМК-2 [15-17] дано не так много упражнений для отработки первого пункта плана словообразовательного анализа слова; они представлены в небольшом количестве (упр. 696, 698, 849, 703, 864) лишь в учебнике для 5 -го класса в разделе «Лексикология и фразеология» в блоке «Основной курс» [15]. По-нашему предположению, причиной недостаточного внимания к словообразовательной семантике в упражнениях УМК-2 является отсутствие в плане словообразовательного разбора пункта «Определить лексическое значение слова, данного в Теории и Практике УМК-2».

В то же время в учебниках УМК-3 М. М. Разумовской [18-20] представлены упражнения с более разнообразным материалом, предназначенные для формирования умения учащихся определять значения слов и морфем. Например, по заданию к упр.106 (раздел «Строение слова») ученикам предлагается на основе предложенных примеров доказать, что «суффикс несёт информацию о лексическом значении слова» [18, с. 42], а в соответствии с формулировкой задания к упр. 239 раздела «Лексика. Словообразование. Правописание» школьникам необходимо через подбор однокорен-ных слов объяснить лексическое значение слова [18, с. 86]. Или по заданию к упр. 285 [18, с. 102] детям нужно придумать слова по предложенной модели и определить, меня-

ется ли при этом лексическое значение образованного слова.

II. Упражнения для изучения способов словообразования слов, формирования умений и навыков словообразовательного разбора слов. Работа над этими упражнениями обеспечивает правильное выполнение учебно-языковых действий по второму пункту плана словообразовательного разбора: «Сравнить состав данного слова с ближайшим однокоренным, выявить ту часть (или части слова), с помощью которых оно образовано» [13, с. 124].

На указанный пункт плана в учебнике для 5 класса (УМК-1) даны упр. 29 и 31 в разделе «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»; с отработкой названных учебно-языковых действий связан ряд упражнений в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» (378, 391, 393, 395, 398, 401, 403-411, 415, 427, 433, 435, 442, 445, 457), а в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» для этого предназначены упражнения 608, 611, 642. Приведём примеры типовых упражнений.

- Упр. 403. «Прочитайте слова, образованные от слова «рыба» с помощью различных суффиксов. Объясните, чем различаются по значению два любых слова».

- Упр. 404. «Спишите, вставляя нужные слова. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии. Укажите существительные 1-го и 3-го склонений. На баяне играет баянист, на гитаре —, на пианино — ...» [12, ч. 2, с. 17].

- Упр. 29. «Прочитайте стихотворение С. Михалкова. Найдите однокоренные слова» [12, ч. 1, с. 18].

- Упр. 405. Вставьте в предложение нужные слова. Выделите в них суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Укажите разницу в правописании названия города (края, страны) и названия человека, проживающего в этом городе. Запишите названия жителей вашего города,

областного (краевого) центра, других городов области (края). Обозначьте в этих названиях суффикс (если он есть). В Рязан... живёт ряза-нец, в Петербург. -, в Москве -..., в Сибири - ...».

- Упр. 406. Запишите ряды однокоренных слов. Образец. Баскетбол ^ баскетболист ^ баскетболистка».

- Упр. 407. «Подберите однокоренные слова с суффиксом -тель к словам читать, преподавать, наблюдать, учить, водить, строить. Какое общее значение имеют подобранные слова? Образец. Исследова(ть) + -тель ^ исследователь» [12, ч. 2, с. 18].

Приведём подобные упражнения из учебника «Русский язык. 5 класс» Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. [12, ч. 2]:

- Упр. 391. «Продолжите ряд однокоренных слов смелый, осмелеть» (с. 13).

- Упр. 395. «Выпишите только однокорен-ные слова, выделите в них корень.

Спешить (к поезду): спешка, спешный, спешим, поспешить, поспешный, спешиться.

Серый (костюм): сероватый, сереть, сера, серенький, серный, сернистый.

Горец, гореть, горный, пригорок, гора» (с. 13-14).

Для тренировочного обеспечения указанного выше пункта плана в учебнике для 6 класса этого же УМК в разделе «Повторение изученного в 5 классе» даны упражнения 23 и 45; в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи» - 157-159, 169, 170, 172-176, 198, 199, 205, 227-229; в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» - 469, 519, 520, 615. Приведём примеры типовых упражнений указанной группы.

- Упр. 23. Прочитайте словосочетания. Сочетаются ли прилагательные из первой колонки с существительными из второй колонки? Почему? Выделите морфемы, благодаря которым образованы однокоренные слова с различным лексическим значением. Приведите

примеры однокоренных слов с разными приставками, суффиксами.

обидное замечание обидчивый ребёнок обидное слово обидчивый мальчик

обидное прозвище обидчивая девочка»

[13, ч. 1, с. 16].

- Упр. 170. «Образованы ли друг от друга слова берёзовый и березняк; смородинный и смородинка; ветреный и ветерок; лесник и лесной; луговой и лужок; травяной и травинка? Если нет, то от каких слов они образованы?».

- Упр. 172. Сгруппируйте слова по признаку: а) образованные приставочно-суффиксаль-ным способом; б) образованные остальными способами. Обозначьте в записанных словах значимые части слов, с помощью которых они образованы. Какие слова образованы бессуф-фиксным способом?» [13, ч. 1, с. 97].

- Упр. 175. Расположите данные одноко-ренные слова с учётом последовательности образования их друг от друга. Вы создадите словообразовательные гнёзда» [13, ч. 1, с. 99].

Обучение структурному разбору слов предполагает формирование умения подбирать и записывать однокоренные слова разными способами. Приведём соответствующие упражнения из учебника «Русский язык. 6 класс»» М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулиба-бы и др. [13, ч. 1].

А. Способ свободного перечисления одно-коренных слов с разными суффиксами и приставками и без них.

158. Расположите столбиком однокоренные слова Обозначьте в них

значимые части слов, поставьте ударение

Образец. Половик, пол, подпол.

у И Стенной, настенный, стена.

nopé3Q Водопровод, водопой, вода, ЗАВОДЬ.

__^д Стёклышко, застеклить, стекло,

péa стеклотара.

вырезк@ хлеёарёзкд.

(с. 89).

Б. Способ перечисления однокоренных слов цепочкой - с учётом последовательности их образования.

227. Постройте словообразовательные цепочки. Выделите в каждом слове новую морфему. Какой это разбор слова — морфемный или словообразовательный?

ОбраЗеЦ. .;:;;.,.■;: '.!';. ,;>:>.

Раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный, ненаучный, прескучный, доледниковый.

(с. 125).

229. Восстановите промежуточное слово а словообразовательной цепочке.

Образец. ;- • сучок--су-,

Приятный — пренеприятный; разговор — разговорчивость; красить — пр. .украсить; боль — болезненность,

(с. 126).

Представленные в данном УМК упражнения для изучения способов словообразования слов, формирования умений и навыков словообразовательного разбора слов обеспечивают-правильное выполнение учебно-языковых действий по второму пункту плана словообразовательного разбора.

III. Упражнения для изучения способов образования слов, формирования умений и навыков словообразовательного разбора слова. Эти упражнения обеспечивают формирование учебно-языковых умений по третьему пункту плана словообразовательного разбора: «Определить, от чего образована основа» [13, с. 124].

Приведём пример упражнения из учебника для 5 класса УМК-1.

- Упр. 392. «От какого слова образованы эти однокоренные слова? Спишите, обозначая в словах корень» [12, ч. 2, с. 13].

В учебнике для 6 класса этого же УМК даны упражнения 160, 168, 169, 170 в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи» и упр. 293 в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи». Приведём некоторые формулировки заданий к этим упражнениям:

- Упр. 160. «Прочитайте слова в правой колонке. Все ли они имеют тот же корень, что и слова в левой колонке? От каких слов образованы остальные слова?

Образец. Письмо письменным, письмецо

Вода Водяной, водянистый, водитель, подводник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белый Белизна, побелить, беловатый, беличий.

Зима Зимний, зимушка, перезимовать, зимовщик». [13, ч. 1, с. 90].

- Упр. 168. «Прочитайте стихотворение. Каким вы представляете себе словесный сад? От какого слова и каким способом образованы выделенные слова?».

- Упр. 169. «Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова. Образец. Берёзовый ^ берёза; паровоз ^ пар..., возить [13, ч. 1, с. 95-96].

Приведём подобное упражнение из учебника «Русский язык. 6 класс» М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы и др. [13, ч. 1].

170. Образованы ли друг от друга слова берёзовый и березняк; смородинный и смородинка; ветреный и ветерок: лесник и лесной; луговой и лужок, травяной и травинка? Если нет, то от каких слов они образованы?

Образец.

домище

(с. 97).

Морфемно-словообразовательные упражнения включены также в учебники для 6 и 7-го классов в разделе «Морфология». Их цель -формирование и совершенствование навыков словообразовательного разбора попутно с изучением особенностей образования слов разных частей речи. Как показал анализ фактического материала, частотными заданиями в морфем-но-словообразовательных упражнениях являются три: 1) определить способ образования слова; 2) ответить на вопрос, как образовано слово; 3) образовать слова от предложенных слов. См., например, задания к упр. 251 «Вспомните основные способы словообразования <...> Какими способами образованы данные существительные?» [13, ч. 1, с. 135] и упр. 256 «Определите, как образованы данные наречия» [14, с. 106].

Широко представлены в анализируемом УМК аспектно-словообразовательные упражнения - прежде всего словообразовательно-орфографические с графическим обозначением орфограммами в морфемах существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоиме-

ний и др. частей речи. Приведём пример из учебника «Русский язык. 6 класс» М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы и др. [13, ч. 1].

306. Письменно объясните способ образования данных слов. Какое значение имеют в них суффиксы? • Подчеркните чередующиеся согласные • Составьте 2-3 сложных предложения с любыми из данных слое.

Образец. ЬигиуЮкок — гл';;^.:

Медвежонок, зайчонок, волч.,нок, мыш..нок, скворчонок, галч..нок.

(с. 159).

Наш анализ показал, что в разделах по морфологии, по вполне понятным причинам, частотно встречаются упражнения на отработку разных навыков по данному разделу. Но и упражнения по словообразованию в связи с производством слов разных знаменательных частей речи здесь представлены. Продемонстрируем сказанное на типичном примере из учебника «Русский язык. 7 класс» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. [21]:

196. Образуйте деепричастия несовершенного вида. • Составьте предложения с четырьмя деепричастиями с частицей не, обозначая условия её раздельного написания.

Треб..вать — требу\ют —требуя; корч-.вать, жевать, миновать, лик..вать, сн..вать, е.,рать, ворк-.вать, во..вать, потч..вать, аавид..вать, брезг..вдгь, бал..наться.

Волочить — волоч.\агп]— воличй; спешить, держать.

Ржаветь — рж&ве\ют\ — ржавея: черпать, улыбаться,

(с. 84).

Данные упражнения, направленные на обеспечение формирования учебно-языковых умений по третьему пункту плана словообразовательного разбора, соответствуют концепции курса словообразования и в достаточной степени отрабатывают основные навыки, сформированные у учащихся при изучении данного раздела.

Проведённый анализ показал, что в УМК-1 недостаточно уделяется внимание изучению словообразовательных моделей слов разных знаменательных частей речи. К примеру, в УМК-3 М. М. Разумовской такие упражнения есть, но их, по нашему мнению, здесь излишне много. Наш подсчёт показал, что в учебниках для 5-7 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта таких упражнений представлено 77. В учебнике для 5 класса данного УМК в блоке «Повторение изученного в на-

ржавея черпая балуяеь

чальных классах» в разделе «Строение слова» представлены упражнения на подбор слов одной словообразовательной модели, на выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.; в блоке «Систематический курс русского языка» в разделе «Лексика. Словообразование. Правописание» наиболее частотными заданиями являются: 1) определить, от каких слов образованы слова и каким способом; 2) образовать от данных слов новые по образцу.

Обратимся к примерам из учебника «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. [18]: - Упр. 281. «Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом» (с. 101).

образец записи: (болот)о + -н ( ¿Щ )—» болотный.

См. далее формулировку задания к упр. 282:

_ /\

| 1. От данных слов образуйте новые по образцу: ( ) + -чы/с ([_)).

(с. 102).

В учебниках для 6 и 7-го классов УМК-3 М. М. Разумовской в разделе «Морфология. Речь» представлены морфемно-словообразо-вательные упражнения, направленные на работу со словообразовательными моделями слов разных знаменательных частей речи. Чаще всего встречаются задания типа: 1) от указанных слов по данной модели образовать и записать слова; 2) выписать слова, строение которых соответствует указанной модели; 3) вставить вместо словообразовательных моделей соответствующие им слова.

Приведём пример из учебника «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. [19]:

От данных глаголов образуйте существительные по указан-

(с. 49).

Укажем типичный пример из учебника «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. [20]:

(с. 231).

Таким образом, в систему аспектных мор-фемно-словообразовательных упражнений, представленных в учебниках для 5-7 классов под редакцией Н. М. Шанского, необходимо включение заданий, направленных на работу со словообразовательными моделями и на обучение словообразовательному моделированию, так как данные умения важны для формирования навыков частичного словообразовательного анализа.

Общий анализ упражнений как основного практического материала в учебниках для 5-7 классов под редакцией Н. М. Шанского показал, что здесь в целом представлены все группы упражнений, выработанных в методике словообразования, однако недостаточно уделяется внимание словообразовательным моделям слов разных знаменательных частей речи. Основное место в специальных разделах по морфемике и словообразованию занимают морфемно-словообразовательные упражнения, необходимые:

а) для выявления и фиксации по данным образцам морфемных и словообразовательных связей однокоренных слов, данных в простых перечнях и в словообразовательных парах, реже цепочках (см. подробнее: [22]);

б) для формирования навыков словообразовательного разбора производных слов с учётом их лексического значения, словообразовательного значения суффиксов и приставок;

в) для закрепления навыков написания орфограмм в словах различных частей речи и в разных морфемах и на стыке морфем.

Морфемно-словообразовательные навыки учащихся формируются не изолированно, а параллельно с развитием их связной речи; поэтому в учебниках часто предлагаются задания составление предложений с теми или иными словами, с которыми школьники имеют дело, выполняя морфемно-словообразовательные задания. Таким образом, словообразовательные упражнения представленные в УМК Н. М. Шанского в целом соответствуют задачам формирования у учащихся языковой и коммуникативной предметных компетенций, однако, на наш взгляд, в перечень этих упражнений требуется, в частности, включить упражнения, связанные с анализом словообразовательных моделей слов.

Библиографический список

1. Тимковский И. Ф. Опытный способ к философическому познанию российского языка, сочинённый Илиею Тимков-ским. Харьков: Императорский Харьковский ун-т, 1811. 310 с.

2. Шереметевский В. П. Сочинения Вл. П. Шереметевского. С портретом авт. Приложение: Речи Ф. И. Егорова, С. Г. Смирнова, А. Д. Алферова, А. Н. Острогорского, посв. памяти В. П. Шереметевского. М.: Комис. преподавателей русского языка при Учеб. отд. О-ва распространения техн. знаний, 1897. VIII, 330. 41 с.

3. Текучёв А. В. Методика русского языка в средней школе: учеб. для студ. пед. ин-тов. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. 413 с.

4. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; ред. М. Т. Баранов. М.: Академия, 2001. 368 с.

5. Вознюк Л. В. Методика изучения состава слова и словообразования русского языка в школе с украинским языком обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1974. 23 с.

6. Маркова Л. Л. Роль ознакомления учащихся ГУ—У классов со словообразовательным значением для обогащения их словарного запаса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1980. 18 с.

7. Острикова Т. А. Обучение учащихся 4-6 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов: дис. ... канд. пед. наук. М., 1985. 198 с.

8. Львова С. И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка: автореф. дис. ...докт. пед. наук. М., 1993. 41 с.

9. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ в системе обучения русскому языку младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. 18 с.

10. Рябова О. В. Словообразовательный анализ как средство усвоения младшими школьниками лексического значения слова: (3-4 кл.): автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2001. 21 с.

11. Чудаева Н. Л. Непрерывное изучение морфемики и словообразования в средней школе и колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 22 с.

12. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тро-стенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012-2018. Ч. 1. 192 с.; Ч. 2. 176 с.

13. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2012-2018. Ч. 1. 191 с.; Ч. 2. 175 с.

14. Бабайцева В. В. Русский язык: 5-9 кл.: теория: учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2012. 2018. 319 с.

15. Русский язык. Практика. 5 класс: учебник / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова; под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2012-2018. 271 с.

16. Русский язык. Практика. 6 класс: учебник / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева; под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2013-2018. 318 с.

17. Русский язык. Практика. 7 класс: учебник / С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалов; под ред. С. Н. Пименова. М.: Дрофа, 2012-2018. 254 с.

18. Русский язык: 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2012-2018. 317 с.

19. Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2013-2018. 335 с.

20. Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2014-2018. 286 с.

21. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2013-2018. 223 с.

22. Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование: пос. для учит. М.: Просвещение, 1975. 239 с.

© Чучва Л. М., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.