Научная статья на тему 'Алгоритм и опыт анализа визуально-графических ресурсов профессионального журнала «Русский язык в школе»'

Алгоритм и опыт анализа визуально-графических ресурсов профессионального журнала «Русский язык в школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ» / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХСЯ / АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / НАГЛЯДНОСТЬ СХЕМАТИЧЕСКАЯ / ТАБЛИЧНАЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ / JOURNAL "RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL» / DIDACTIC GRAPHICS / VISUAL AND GRAPHIC MATERIALS FOR TEACHERS AND STUDENTS / ALGORITHM FOR ANALYZING VISUAL AND GRAPHICAL RESOURCES / SCHEMATIC / TABULAR AND PICTORIAL VISIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломатова Юлия Дмитриевна

В статье рассматривается дидактическая инфографика, размещённая в журнале «Русский язык в школе». Для осмысления сущности и своеобразия визуально-графических ресурсов издания автором разработан алгоритм их анализа. Он осуществляется на основе разграничения элементов оформления журнала и постатейной графической наглядности, входящей в текст публикаций. Схематическая, табличная и изобразительная инфографика (наглядность) издания подразделена на профессионально-методическую для учителя и учебно-языковую для обучающихся и обучающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломатова Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM AND EXPERIENCE IN ANALYZING VISUAL AND GRAPHIC RESOURCES OF THE PROFESSIONAL JOURNAL "RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL"

The article analyzes didactic infographics posted in the journal "Russian Language at School". To comprehend the essence and originality of the visual-graphic resources of the edition, the author developed an algorithm for their analysis. It is carried out on the basis of differentiation of the magazine’s design elements and item-by-article graphic visualization included in the text of publications. Schematic, tabular and graphic infographics (visualization) of the edition are subdivided into professional and methodical for the teacher and educational and linguistic for students and trainees.

Текст научной работы на тему «Алгоритм и опыт анализа визуально-графических ресурсов профессионального журнала «Русский язык в школе»»

6. Туристическая география как исследовательское направление в системе географических наук / Ю. А. Веденин, Ю. Н. Голубчиков, А. А. Тишков // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2017. № 4. С. 128-140.

7. Беськаев А. А. О возможностях развития экологического туризма в Республике Хакасия // Эколого-географические проблемы регионов России: мат-лы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения заведующего кафедрой географии СГПУ, к.г.-м.н., доцента В. В. Шнырева. Самара: Изд-во ПГСГА, 2015. С. 28-31.

8. Кузнецова Н. Ф. Культурно-историческое наследие как ресурс для развития детского туризма в республике Хакасия // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. С. 104-106.

9. Использование промышленного потенциала города для развития туризма / Т. Р. Нерсиян, М. В. Хортова // Социально-экономические проблемы развития старопромышленных регионов: сборник материалов Международного экономического форума, 20-21 мая 2015 г., посвященного 65-летию КузГТУ. Кемерово: Изд-во КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева, 2014. С. 114.

10. Визит-центр заповедника «Хакасский» в Абазе. URL: https://rassia.travel/objects/309353/ (дата обращения: 17.09.2019).

11. Осокина И. В. Образовательный туризм как образовательная технология // Гуманитарные технологии в современном мире: мат-лы VI Международной научно-практической конференции. Калининград: Изд-во «Западный филиал РАН-ХиГС,», 2018. С. 243-245.

© Платонова Н. А., 2020

УДК 001.82:[741/744+050]

АЛГОРИТМ И ОПЫТ АНАЛИЗА ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ»

Соломатова Юлия Дмитриевна,

студент

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается дидактическая инфографика, размещённая в журнале «Русский язык в школе». Для осмысления сущности и своеобразия визуально-графических ресурсов издания автором разработан алгоритм их анализа. Он осуществляется на основе разграничения элементов оформления журнала и постатейной графической наглядности, входящей в текст публикаций. Схематическая, табличная и изобразительная инфографика (наглядность) издания подразделена на профессионально-методическую для учителя и учебно-языковую для обучающихся и обучающих.

Ключевые слова: журнал «Русский язык в школе», дидактическая инфографика, визуально-графические материалы для обучающих и обучающихся, алгоритм анализа визуально-графических ресурсов, наглядность схематическая, табличная, изобразительная.

ALGORITHM AND EXPERIENCE IN ANALYZING VISUAL AND GRAPHIC RESOURCES OF THE PROFESSIONAL JOURNAL "RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL"

Solomatova Yuliya Dmitrievna,

student,

Scientific adviser - T. A. Ostrikova, D. E., Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of Russian Language and Literature

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes didactic infographics posted in the journal "Russian Language at School". To comprehend the essence and originality of the visual-graphic resources of the edition, the author developed an algorithm for their analysis. It is carried out on the basis of differentiation of the magazine's design elements and item-by-article graphic visualization included in the text of publications. Schematic, tabular and graphic infographics (visualization) of the edition are subdivided into professional and methodical for the teacher and educational and linguistic for students and trainees.

Key word: magazine "Russian language in school», didactic graphics, visual and graphic materials for teachers and students, algorithm for analyzing visual and graphical resources, schematic, tabular and pictorial visibility.

В настоящее время визуально-графическое представление учебной информации является наиболее актуальным, эффективным и целесообразным способом предъявления новых знаний и формирования умений. Это связано с тем, что современным учащимся легче воспринимать сплошной текст не вербально, а зрительно, например, через изображения, схемы, коллажи и т. д. В связи с важностью графической наглядности считаем необходимым рассматривать её как дидактическую информационную графику, по форме восходящую к инфографике.

Инфографика, по С. В. Острикову, представляет собой «способ передачи информации (сообщений, сведений, данных) изобразительными и/или вербально-графическими средствами» [1, с. 17]. К. В. Нефедьева считает, что инфографика - это «новый, эффективный способ, который позволяет донести информацию, данные и знания посредством визуальных образов» [2, с. 89].

В настоящее время выделяют несколько основных типов и видов инфографики: изображения (рисунки, фотографии, иллюстрации и др.), таблицы (расписания, календари и т. д.), логические схемы и другие их виды (блок-схемы, деревья и пр.), карты и картоиды (географические, картограммы и др.), диаграммы (секторные, столбиковые, площадные), графики - линейные, временные, рассевания и др. [1, с. 21].

Объектом исследования данной статьи является дидактическая инфографика по русскому языку, предметом - дидактическая инфо-графика: а) для учителя; б) для учителя и учащихся. Источником сбора графической наглядности послужил профессиональный журнал «Русский язык в школе» за 1980 год (далее - РЯШ-1980). Проанализированы первые шесть выпусков журнала за указанный год [3]. Данные номера издания выбраны нами в целях выполнения соответствующего задания в рамках курса по выбору «Визуально-графическая подготовка учителя словесника». На отобранном фактологическом материале нами определены основные типы и виды лин-гводидактической инфографики, а также выяснены возможности их применения в обучении русскому языку.

Аспектный анализ содержания указанных номеров журнала РЯШ показал, что в нём имеются достаточно богатые визуальные ресурсы - средства наглядного представления учебной информации. Полученные нами статистические данные представлены в таблице. Поясним, что систематизированные числовые данные указаны во 2-й колонке и представлены в градационном порядке - от более частотных к менее частотным. В 1-й колонке даны три типа дидактической наглядности, а в рамках каждого из них указаны виды.

Таблица

Типы и виды дидактической инфографики в журнале «Русский язык в школе»

Типы и виды визуально-графической наглядности в № 1-6 РЯШ за 1980 год

Кол-во примеров

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

Рисунки-заставки 16

Фотографии-иллюстрации 15

Титульные фотографии 5

ТАБЛИЧНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

Речевая таблица 14

Языковая таблица 9

Методическая таблица 1

Статистическая таблица 1

Алгоритмическая таблица 1

Учебно-языковая иллюстрированная таблица 1

СХЕМАТИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

Аспектные схемы по основным разделам русского языка 5

Структурные схемы (схемы-модели языковых единиц) 5

Анализ дидактической инфографики, представленной в изученных выпусках РЯШ, позволил выявить следующие её типы: изобразительная наглядность (36 примеров), табличная (27 примеров) и схематическая (10 примеров) (см. подробнее о них: [4-7]). Предъявленные в таблице данные показывают, что изобразительная и табличная наглядность является наиболее частотной.

Чтобы проанализировать выявленные визуальные ресурсы, составим алгоритм, иначе говоря, представим последовательность этого анализа. Созданный алгоритм дан на рисунке 1.

Для выявления учебно-языковой дидактической инфографики по русскому языку сначала отделим от неё изобразительные элементы внешнего оформления анализируемого издания как средства рубрикации его содержания: а) элементы аппарата ориентировки; б) элементы оформления обложки.

Изображение - это воспроизведение на плоскости или в пространстве различными средствами внешнего, чувственно конкретного восприятия облика какого-либо объекта, предмета или явления действительности. Так, в

журнале РЯШ-1980 к элементам аппарата ориентировки относится рисунок-заставка как символ его рубрики. Например, рисунок-заставка «Методическая почта» (рис. 2.1) используется в качестве аппарата ориентировки к названию этого раздела, поскольку в элементах визуального объекта (конверте, письме, чернилах, пере - орудии письма) раскрывается смысл и специфика этого раздела (другие рисунки-заставки см. в: № 1, с. 3, 53, 68; № 2, с. 58; № 5, с. 38). (Здесь и далее в аналогичных ссылках указываются только номера и страницы анализируемого журнала - Ю. С.).

Аналогичным образом такие рисунки-заставки представлены в школьных учебниках по русскому языку. Они помогают учащимся ориентироваться в системе упражнений и заданий. Так, в школьном учебнике для 5 класса (под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта) изображение буквы «Т» над чёрной шапочкой выпускника означает задание повышенной трудности [8, с. 13]; изображение буквы «Д» со значком плюс - дополнительные задания к упражнению [8, с. 26].

Рис. 1. Алгоритм анализа визуально-графических ресурсов РЯШ

145

Методическая почта

Методика и опыт

Консультация

Рис. 2.1. (№ 1. с. 44)

Рис. 2.2 (№ 1, с. 3)

Рис. 2.3 (№ 2, с. 120)

Рис. 2. Рисунки-заставки как элементы ориентировки в разделах журнала

Кроме рисунка-заставки, в РЯШ-1980 предлагается титульная фотография (рис. 3) как элемент оформления обложки, которая обозначает тематику того или иного номера журнала (обычно такие фотографии посвящены знаменательной дате какого-нибудь выдающегося писателя, ученого-лингвиста). Например, портрет А. А. Блока (рис. 3.1) означает, что данный номер журнала посвящен его жизни и творчеству, а итоговая статья с дублированием его фотографии выступает в качестве заключения, описывающего значительный вклад данного писателя в мировую и отечественную литературу

Помимо указанных титульных фотографий, в итоговых статьях помещены фотографии-

иллюстрации, предназначенные для дополнения, конкретизации, замены и дублирования текста статьи. Так, в статье «Читателя найду в потомстве я», наряду с текстом, посвященным 180-летию со дня рождения Е. А. Баратынского, представлена его фотография (рис. 4). Целью данного визуального средства является наглядное сопровождение материала статьи (примеры других фотографий-иллюстраций см. в: № 1, с. 126; № 2, с. 99; № 3, с. 61; № 4, 53; № 5, 442; № 6, с. 59).

Далее отметим постатейную графическую наглядность (дидактическую инфографику) в РЯШ-1980, предназначенную: а) для учителя; б) для учителя и учащихся.

А. А. Блок

А. Т. Твардовский

А. С. Грин

Рис. 3.1. (№ 5, с. 42)

Рис. 3.2 (№ 3, с. 61)

Рис. 3.3 (№ 4, с. 53)

Рис. 3. Титульные фотографии как элемент оформления обложки

Е. А. Баратынский

Рис. 4.1 (№ 1, с. 59)

Л. В. Щерба

Д. Э^Розенталл

Рис. 4.3 ( № 4. с. 109)

Рис. 4.2 (№ 2, с. 99)

Рис. 4. Фотографии-иллюстрации как элемент сопровождения текста статьи

Так, методическая инфографика, предназначенная для учителя, подразделяется на статистическую, методическую и лингвистическую виды наглядности. Для начала рассмотрим разновидности таблиц. Например, на рисунке 5 представлена статистическая таблица по орфографии. Чаще всего такие таблицы используются учителем для подсчёта орфографических ошибок при написании различных самостоятельных и контрольных работ (домашних заданий, диктантов, сочинений, изложений и др.). Заметим, что все представленные виды таблиц в журнале РЯШ-1980 структурированы следующим образом: 1) таблица-пустографка с пустыми ячейками/заполненная таблица; 2) таблица с двумя входами (матричная)/таблица с одним входом; 3) таблица языковая/речевая; 4) таблица методическая.

Методические схемы (рис. 6) используются учителем в процессе учебной деятельности обучающихся. Например, при подготовке к изучению новой темы урока учитель осуществляет выборку средств наглядности при составлении конспекта урока. Важно отметить, что примерам схематического изображения языковой сути правил, включая наглядность и «опорные сигналы», посвящено немало статей в анализируемом нами издании {см. статьи Г. К. Лидман-Орловой - 1981, № 4; К. И. Прохоренко - 1983, № 4; С. И. Львовой - 1990, № 2; В. Ф. Габитовой - 1991, № 1; М. И. Емельянчик - 1991, № 1; М. Т. Баранова

- 1991, № 2; З. П. Ларских - 1991, № 5; С. И. Автомоной - 1995, № 2; Н. В. Фроловой

- 2008, № 5; П. В. Афанасьевой - 2009, № 4; Л. М. Степановой - 2014, № 10 и др. (подробнее см.: [9])}.

Методические таблицы (рис. 7.1 и 7.2) используются для планирования учителем учебного материала (см. № 2, с. 15; № 3, с. 29; № 5, с. 16), объяснения ученикам темы урока (см. № 2, с. 17; № 4, с. 51; № 5, с. 16).

Оставшуюся наглядность по русскому языку (учебно-языковые таблицы и схемы) будем ана-

лизировать по отражению в них теории и вербальных примеров по изучаемым разделам и темам. С программно-тематической точки зрения в рассматриваемых выпусках журнала в основном представлены учебно-языковые аспект-ные таблицы, в основном орфографические, реже семантические, словообразовательные, лексические, отражающими вопросы по разным разделам русского языка (см. № 2, с. 20; № 3, с. 77, с. 85; № 6, с. 88, с. 90). По соотношению теории и практики они в основном речевые, то есть состоящие из вербальных примеров.

Например, в орфографической таблице с одним входом (рис. 8.1) представлены частотные слова с проверяемой безударной гласных корня (рис. 8). Лексический материал расположен в двух колонках так, чтобы ученики смогли легко запомнить сопоставляемый материал. Данная таблица будет полезна и дома, и на уроках при повторении и закреплении материала по орфографии.

Аналогичного типа учебно-языковая таблица по темам «Дефисное написание прилагательных» (рис. 9.1) и «Деривационные отношения слов» (на примере базового слова «вуз») (рис. 9.2) дана на следующем рисунке (рис. 9).

Такая таблица эффективна на уроках закрепления и повторения учебного материала, так как визуальное восприятие слов-примеров, данных в столбиках таблицы, позволяет ученикам быстрее вспомнить их значение и формулировку правил написания вариантов, указанных в таблице.

Далее остановимся на таблицах, включающих пунктуационно-синтаксические схемы. Например, на рисунке 10.2 представлена учебно-языковая (синтаксическая) схема-модель как вид структурной схемы языковых единиц (см. подробнее: № 2, с. 34; № 4, с. 38, 49). Такие синтаксические схемы помогают соотносить, например, структуру сложносочинённого предложения в его словесном наполнении и схематическом изображении.

Показатель орфографической грамотности учащихся в начале и конце учебного года (СТ с двумя входами)

Класс

Успешность выполнения

V класс (конец учебного ■года)

VI класс (начало учебного года)

VII класс (начало учебного года)

VIII класс (начало учебного года)

78% 3,7

73,2% 4,7

82% 3,3

74% 3,3

Количество ошибок на 1 ученика

(№ 2, с. 16)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы изучения побудительных предложений

Цель изучения M-'ITIIK.4.

отдельных раз- у уч^-

Аелэа -М; ■' : п определен EIUIÍ

С ti CTE\Í и li СII f?>:o,J UM MX

грп.ммл I b[1 IC.-.KH X iron л-

lLltl^ уеглпоплгщ!^ функций ]! flTEtOUlCHÍlfl COOT -. i1 у. i 'iим ч". i': vi язык:! лля актпт:зэщ< и íttxr.l! tT ЯЗЫКЛ iq я

pj¿EHT(le мктлсиил ti использования его как средства оОщсиня

1

црлк изучеип? г-.|[т:,к, |.-подраздела Сфпрмнров ать у уча-шкхся с «с тем у с El н Токсических понятий в их

R ЭЛ11 мое ПЯЛ II с ЛЕШГЯН-

стичееенмн понятиями других уровней языка »1 «я учить правильному употреблению разнообразных си нтаксн чос кнх конструкций а собсггьсн-иыя устных и письмен-HUX ItiJtKfi-IIJRaHHBx с учетом ил стнлистнчес-____КОЙ linilp;iflJ3ci[IK)CTI1e

(№ 4, с. 23)

Рис. 5. Статистическая таблица по орфографии

Рис. 6. Методическая схема

Планирование материала для повторения орфографии в VIII классе (таблица с одним входом)

Соотношение правил и умений в процессе изучения отдельных орфографических тем (таблица с двумя входами)

Синтаксические «

ПуНКТуйЦНОИННб

Слооосочетатт ií предложение (í¡ S— 1U)

Предложения дпусп-стянные и односоставные. Предложения распространенные и иераепространсшгие (5 П)

I лавньте члены предложения (§ 12—21)

Предложения определенно-личные, псоп-ределенно-лпчные и обобщенно-личные (§ 22—23) _

Попторяемая группа орфограмм

Гласние в окончании самостоятельных частей речи

Безударные гласные ts корне слова (не после шипящих)

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи

ü на' конце слоь после шипящих

!) Буквы 3 — с на копне приставок -

2) Правописание слон с чередующимися о — а в корнях

-лож--лаг-,

-рос---раст-.

1) Правописание приставок прв--

при-.

2) Правописание о—-е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прила-гательнш._

Распознавать буквы глухих п зионких согласных, обнаруживать приставки на я — с.

Опознавать признаки, определяющие написание о или а в корнях.

Различать смысловое значение приставок.

Различать ударные и безударные суффиксы имен существительных и имен прилагательных.

Рис. 7.1 (№ 2, с. 15)

Рис. 7.2 (№ 2, с. 17)

Рис. 7. Методические таблицы как постатейная наглядность

Основные случаи правописания проверяемых

безударных гласных корня (орфографическая таблица с одним входом)

Орфограммы и их место в слове и между словами (орфографическая таблица с двумя входами)

в части знаменательного слова и в служебном слове между частями слова и между словами между словами и между частями слова

между частями слова

при переносе

слов

so ре л Л серебря-н.ый.Л примо рс-Ku£t. по улице, к. двери

гго-моему* светло-красный.. Ои-

роаать красный, шар; пошел а быстро вер муле sit t-tii t чем не участвовал

ripe к. расн.ый, вдоль* слева во- ро-бей

Рис. 8.1 (№ 2, с. 112)

Рис. 8.2 (№ 2, с. 13)

Рис. 8. Учебно-языковые таблицы как постатейная наглядность

Примеры дефисного написания сложных прилагательных

_снежно-белый

Имя

прилагательное*

.севе ро-восточныи _завлекательно-беспечное —тихая-п ре тихая

Деривационные отношения слова «вуз»

--► вузовский

предмет—

—» лицо

Рис. 9.1 (№ 2, с. 20)

вуз-

признак Рис. 9.2 (№ 3, с. 85)

вузовец

Рис. 9. Учебно-языковые таблицы по словообразованию и орфографии

Текст «Наша учительница»

Сложносочиненные предложения.

«Наша учительница».

I. Ей было девятнадцать лет, а самому младшему из нас —двенадцать, и все мы по-своему любили ее.

Стоял октябрь, и лил мелкий холодный дождик. Темно и хмуро было в классе, ребята также были сумрачные и нахохлившиеся, как цыплята, Мы с трудом решали задачку о колхозе о картошке, о трудоднях.

Рис. 10.1 (№ 1, с. 38-39)

Структура сложносочинённых предложений из текста «Наша учительница»

Рис. 10.2 (№ 1, с. 38-39)

Рис. 10. Учебно-языковая синтаксическая схема-модель

В первом номере журнала РЯШ-1980 дана учебно-языковая иллюстрированная таблица по орфографии, предназначенная для запоминания правил написания смешиваемых орфограмм (рис. 11). В данной таблице эффективному запоминанию материала способствуют иллюстрации, передающие значение слов «прекрасный» и «прервать». Образное представление информации через типовые ситуации (контекст) употребления слов с пре- и при- позволяет учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем быстро воспроизвести его.

Примером статистической таблицы для учителя служит рисунок 12.

Помимо традиционных таблиц, в журнале РЯШ-1980 представлены учебно-языковые алгоритмы по русскому языку (рис. 13) как разновидность алгоритмических таблиц. Алгоритмы применяются в процессе учебной деятельности обучающихся (например, при повторении и закреплении правописания безударных личных окончаний глаголов), организованной посредством методической деятельности учителя, в том числе путём вы-

борки средств наглядности для конспекта урока.

В завершение приведём тестоведческий пример структурной схемы-модели, отражающей типовую композицию текста типа рассуждения, необходимую для уроков подготовки к изложениям и сочинениям указанного типа речи (рис. 14).

Таким образом, рассмотренная дидактическая (учебно-языковая и методическая) инфо-графика в профессиональном журнале «Русский язык в школе» (1980, № 1-6) характеризуется разнообразием визуальных ресурсов для учителя и учащихся.

Проведённая нами группировка I и II типов сводится к следующему: элементы оформления журнала прямо не связаны с методикой обучения русскому языку, поэтому их надо рассматривать отдельно от дидактической ин-фографики. Элементы аппарата ориентировки (рисунки-заставки) выполняют дополнительную функцию в журнале, а элементы оформления обложки (титульная фотография, фотография-иллюстрация) - конкретизирующую, замещающую, дублирующую функции. Поста-

тейная наглядность журнала предназначена для конкретного потребителя - учителя и/или учащихся как субъектов обучения и учения.

Анализ постатейной наглядности проведён по её назначению для обучающих и обучающихся и по программной тематике. В соответствии с составленным нами алгоритмом выбора и характеристики визуально-графической информации сначала рассматривались методические материалы, предназначенные только

для учителя (профессионально-методические), необходимые при планировании учебной работы на четверть, полугодие, учебный год, при написании конспекта урока. Затем характеризовалась основная учебно-языковая наглядность, общая как для учителя, так и учащихся и актуальная на этапе объяснения нового материала, выполнения различных упражнений в классе и дома.

Гласные в приставках пре- и при-

Показатель орфографической грамотности учащихся в начале и конце учебного года

Класс

Успешность выполнения

V класс (конец учебного года)

VI класс (начало учебного года)

VII класс (начало учебного года)

VIII класс (начало учебного года)

78% 3,7

73,2% 4,7

82% 3,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

74% 3,3

Количество ошибок на 1 ученика

(№ 1, с. 31) (№ 2, с. 16)

Рис. 11. Иллюстрированная таблица как постатейная Рис. 12. Статистическая таблица

наглядность для учащихся как постатейная наглядность для учителя

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Безударные личные окончания глаголов.

1. Поставь глагол в неопределенной форме и посмотри, на что он оканчивается

на -ить i

Вывод: это глагол II спряжения, пиши -и-, -ат(-ят)

входит i

Вывод: это глагол II спряжения, пиши •и-, -ат(-ят).

не на -ить i

2. Проверь, входит ли он в исключения

не входит +

Вывод: это глагол I спряжения, пиши -е-, -ут(-ют).

Композиционная схема текста типа рассуждения

I ' Вступление

i

i ' Во-перзы?:, !

4.

1 Во-вторых,

4-

I ' В-третьих,

i

1 ! Наконец,

4-

Г"1 Заключение

(№ 2, с. 38)

(№ 6, с. 34)

Рис. 13. Алгоритмическая таблица как постатейная наглядность

Рис. 14. Структурная схема-модель как постатейная наглядность

Библиографический список

1. Остриков, С. В. Теоретические основы и принципы инфографического дизайна. М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2014. 208 с.

2. Нефедьева К. В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности // Труды Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. 2013. Т. 197. С. 89-93.

3. Русский язык в школе: методический журнал Минпроса РСФСР. М.: Просвещение, 1980. № 1-6.

4. Белова З. С. Визуализация научно-теоретического знания. Чебоксары: Чувашский ун-т, 2001. 237 с.

5. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

6. Зельманова Л. М. Методика использования средств обучения на уроках русского языка. М.: НИИШОТСО, 1990. 85 с.

7. Курцева З. И. Использование средств наглядности на уроках русского языка. М.: МШУ, 1990. 58 с.

8. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобр. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2013. 317 с.

9. Ларионова Л. Г. Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала «Русский язык в школе» (19792019) // Русский язык в школе. 2020. № 1. С. 36-45.

© Соломатова Ю. Д., 2020

УДК 378.147+004.4

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА НА ПЛАТФОРМЕ

LMS MOODLE

Старикова Елена Михайловна,

магистрант

Научный руководитель — И. Б. Ахпашева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики

и информационных технологий Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье представлены сведения о том, что такое электронный учебный курс, проведён анализ работы по созданию электронного учебного курса на платформе MOODLE Абаканского медицинского колледжа, Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Выделены этапы разработки электронного курса, содержание работы на каждом этапе и обучающие возможности платформы MOODLE для реализации качественного высшего профессионального образования.

Ключевые слова: электронный учебный курс, учебный и обучающий курс, LMS MOODLE, этапы создания электронного курса, элементы и ресурсы электронного курса, информационно-образовательная среда, электронные средства обучения, электронные учебники, электронные учебные пособия, образовательные сайты Интернета, электронные книги (издания), электронные тесты.

STAGES OF ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSE DEVELOPMENT ON THE LMS MOODLE PLATFORM

Starikova Elena Mikhailovna,

graduate student,

Scientific adviser — I. B. Akhpasheva, Ph.D in Pedagogy, Associate Professor, the Department of Physics and Information Technology

Katanov Khakass State University (Abakan)

This article provides information about what an e-learning course is, and analyzes the work at creating an e-learning course on the Moodle platform of the medical college in Katanov Khakass State University. The author presents stages of the e-course development, the content of the research work at each stage, and the training features of the Moodle platform for implementing qualitative higher professional education.

Key words: E-learning course, educational and training course, LMS MOODLE, stages of creating an e-course, elements and resources of an e-course, information and educational environment, e-learning tools, e-textbooks, Internet educational sites, e-books (publications), e-tests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.