Научная статья на тему 'Использованиеинформационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в начальной школе'

Использованиеинформационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРФОГРАФИЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Наталья Алексеевна

Рассматривается проблема формирования орфографической зоркости, умения решать орфографические задачи в процессе формирования универсальных учебных действий с использованием информационно-коммуникативных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of InformationCommunication Technologies at theLessons of Russian at Primary School

The problem of spelling vision and skill of solving spelling problems in the process of forming universal learning operations with information communication technologies is discussed.

Текст научной работы на тему «Использованиеинформационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в начальной школе»

УДК 372.6 ББК 74.268.19

Н.А. Корниенко ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

о

Рассматривается проблема формирования орфографической зоркости, умения решать орфографические задачи в процессе формирования универсальных учебных действий с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, орфография, орфографическая зоркость, дидактические задачи.

Современность предъявляет все более высокие требования к обучению русскому языку. Объёмы информации растут, и часто традиционные способы ее передачи, хранения и обработки оказываются неэффективными. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются боль-

шие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. И, как отмечает С.В. Зенкина, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе, прежде всего, позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной по-

га 5 ср

о ■&

знавательной и практической деятельности обучаемых [3].

В концепции стандартов общего образования второго поколения Российской Федерации отмечается, что «современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний к развитию метапредметных универсальных учебных действий. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, усвоенная учащимися сама по себе, а набор заявленных государ -ством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую средствами массовой информации» [8; 9].

Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Перед учителем начальных классов встаёт задача совершенствования форм и методов преподавания различных предметов. Для выполнения этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий как новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса [8].

По определению Азимова Э.Г., Щукина А.Н., информационно-коммуникационные технологии это « совокупность методов, процессов и программно-§ технических средств, интегрированных ^ с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и исполь-^ зования информации. Они включают в I себя различные программно-аппаратные

средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [1].

Проводимые психолого-педагогические исследования, среди которых можно выделить работы Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. По-лат, В.В. Рубцова, Б.К. Тихомирова, говорят о большом потенциале использования методики обучения, основанной на применении информационно-коммуникационных технологий. Разделяя их точку зрения, Е.В. Гадустова обращает внимание на то, что применение данной методики обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, адаптацию к способностям, интересам и возможностям обучаемых, развивает их творческую деятельность и самостоятельность, открывает доступ к новым источникам знаний и информации. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют развивать различные виды речевой деятельности и использовать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия [2].

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Действительно, использование мультимедиа позволяет заинтересовать каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делая урок ярче и насыщеннее. Теоретическое осмысление проблемы подтвердило нашу мысль о том, что именно развитие информационных образовательных технологий обладает соответствующим педагогическим ресурсом, реализация которого будет способствовать описанным выше изменениям в образовании.

Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся начальных классов русский язык, а в частности, его составляющая часть - орфография, является одним из самых сложных разделов.

С точки зрения Ивановой В.Ф. [4]: «Орфография - это:

• исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество;

• правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;

• соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий);

• часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)».

Разделы орфографии - это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами - закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Практика показывает, что понять принцип орфографии - значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. Важное условие формирования орфографических умений - понимание принципов орфографии - общих оснований для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам. Орфографические принципы - это

руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно [4].

У лингвистов нет единого мнения о количестве принципов русской орфографии и их наименовании. Гвоздев А.М., Зингер Л.Р., Иванов В.В., Иванова В.Ф. считают, что русское правописание построено на трёх принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном [6]. Понять принцип орфографии - значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания. Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем - корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах - корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончение глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний [5]. Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ,

о

а.

>

J

га 5

О. О

I

ф

I

О <

±

определения слогового состава, ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) - определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т. д. [6]. Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова [5].

На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка.

В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе и на уроках русского языка электронных средств обучения.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.

Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т. д., позволяет усилить продуктивность визуальной среды [2].

Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий. Так, в демонстрационном режиме на уроке ис-

пользуется один компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов. Для организации индивидуальной работы урок проводится в кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься самостоятельно за персональным компьютером. Комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке. Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала.

При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран. Учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делится на группы, каждая из которых работает в своем режиме. При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.

При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной [2].

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одно из главных причин, тормозящих развитие орфографической зоркости. Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия.

Таким образом, применение разнообразных приемов и упражнений - обязательное условие успешной работы по орфографии на уроках русского языка. Но при выборе приёмов всё должно быть продумано. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется условиями [3]:

• степень соответствия его изучаемому в данный момент материалу;

• подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;

• доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;

• последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов.

Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразо-

ванию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных - звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и др.

Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок. Необходимо заметить, что орфографические ошибки - это один из видов ошибок по русскому языку. Они могут быть самыми разнообразными, и природа их тоже различна. Компьютерные технологии помогают решить основные задачи по формированию орфографической зоркости.

По методике, разработанной Жохо-вым В.И., рекомендуется использовать такие работы, как словарные диктанты - слайды, где удачно сочетаются графический и художественный образ слова (рис. 1).

^ООМНИГ^

кОрОва Осёл

вОлчица бАрАн

сОбака лОшадь хОмяк

Названия большинства животных, кроме барана, пишутся с буквой О:

Рис. 1. Слайд - словарный диктант

Отметим далее, что важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил, удобство такой работы также предоставляют для нас компьютерные технологии.

о о.

га 2

.

о

X

о

X

ср

о <

НС

И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии. Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык - это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая при этом орфографические формы. Осуществлять поставленные задачи стало возможным благодаря таким упражнениям, как: • «Буква убежала» (рис. 2);

у)

<оч<з'

1

й*

Тверь

небо

яйцо

стриж

шишка

Угадайте, какая буква убежала из каждого слова.

Рис. 2. Слайд к заданию «Буква убежала»

• диктант с самопроверкой «Продиктуй Неумейкину» (рис. 3);

Диктант с самопроверкой

11родииуЙ1С НеумеШШОШу

Ф^ограмма Вскоре Сквозь спак

Рис. 3. Слайд - диктант с самопроверкой

работа по преобразованию слов: найдите слова из левого и правого столбика, которые отличаются только одной буквой. Выделите пары одним цветом (рис. 4);

ТАНК БУСЫ

КОТЫ СОР

УСЫ КРОТЫ

УТКА ЛАМПА

СПОР ТАК

ЛАПА ШУТКА

Рис. 4. Слайд к заданию по преобразованию слов

чтение слов-перевертышей (рис. 5).

Рис. 5. Слайд «Чтение слов-перевертышей»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При изучении орфографии системати -чески проводится работа над значением слов и фразеологизмов, что способствует формированию орфографического навыка и обогащению словаря учащихся, например: тушь-туш, недостает-не достает, не покладая рук и т. д. в этой работе компьютерные слайды незаменимы для сравнения оптического и графического образов (рис. 6, с. 43).

Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою специфику: учащиеся по зависимому слову устанавливают основное слово, например, при изучении правил правописания мягкого знака в глаголах на -тся, -ться и др. В этом заключается трудность для учащихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями с помощью компьютера. В этой работе

нам помогает упражнение «Подбери пару» (рис. 7):

Аккуратный,

— ая, — ое.

Соблюдающий чистоту, порядок, осторожность или регулярность.

Однокоренные слова:

аккуратно, аккуратность, аккуратист.

Рис. 6. Слайд - задание по сравнению написания слов

Что делают?

мчатся скачут

Подберите пару:

Рис. 7. Слайд - задание «Подбери пару»

Работа над связной речью ведется исходя из того, какие задачи ставятся по развитию связной речи. Работа по орфографии осуществляется попутно.

Готовя учащихся к очередному изложению и сочетанию, учитель, с одной стороны, систематически ведёт работу над орфографическими ошибками, допущенными в последней работе, с другой, -систематически ведёт работу по предупреждению орфографических ошибок в очередном изложении или сочетании. Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью умствен-

ного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации способ -ствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя начатое дело до конца - всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной трудовой деятельности.

Следует подчеркнуть, что именно с помощью информационных технологий появилась возможность использовать все виды деятельности, способствующие формированию орфографической зорко -сти с первого по четвертый класс.

Приведём примеры учебных видов деятельности по классам.

Первый класс: звукобуквенный разбор; списывание с печатного текста; списывание с проговариванием; запись под диктовку; нахождение орфограмм; исправление ошибок.

Второй класс: фонетический разбор; грамматический разбор слов (по частям речи); синтаксический разбор предложе -ния; изложения, сочинения (обучающие); диктант «проверяю себя»; словарно-ор-фографическая работа; морфологиче -ский разбор (корень, окончание).

Третий класс (к изученному ранее добавляется): морфологический разбор слова; комментирование; свободные диктанты; обобщение материала; примене -ние алгоритмов; самостоятельное письмо; таблицы приставок, суффиксов и др.

Четвертый класс (использую все приёмы, которые имели место ранее): все виды языкового анализа; списывание; диктанты разных видов; изложения, сочинения; решение орфографических задач; само -проверка; исправление ошибок и др.

Обобщая вышеизложенное, необхо-димо подчеркнуть, что преимущества использования информационно коммуникативных технологий в обучении неоспоримы: это и возможность оперативно -го контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего инте-рес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирова-

ш о

т

го

к о

о

ср >

05

О О

о

о

ния навыка самоконтроля и самооценки. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.

Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать проблему, связанную с развитием орфографической зоркости, различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся начальных классов и включить их в активную познавательную деятельность. Библиографический список:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. - М., 2009.

2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 9.

3. Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. 2008. № 6.

4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М.: Просвещение, 1982.

5. Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы // Информатика и образование. 2002. № 12.

6. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму // Начальная школа. 2006. № 19.

7. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Использование словарей как способ решения орфографических задач // Начальная школа. 2006. № 20.

8. Трубайчук Л.В. Каким быть учебнику нового поколения? // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 5.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. (01.09.2010г.) // [Электронный ресурс]: Ы^р://миноб-рнауки.рф/документы/922

I

I р

0 <

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.