УДК 371.277
С.С. Угринова
Система работы по подготовке к выполнению текстовых заданий ВПР и ОГЭ с учетом их преемственности
Рассматривается вопрос преемственных связей текстовых заданий в контрольно -измерительных материалах ВПР и ОГЭ по русскому языку в 6 классе. Автор описывает методический эксперимент и предлагает методику рассредоточенной подготовки к выполнению текстовых заданий ВПР на примере конкретных упражнений, основанных на применении приемов технологии продуктивного чтения.
Ключевые слова: преемственность, всероссийские проверочные работы, основной государственный экзамен, развитие речи, текст, коммуникативные умения, технология продуктивного чтения, основная мысль текста, комплексный анализ текста, план, ключевые слова.
Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения является одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку.
Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся освещена в огромном количестве научных трудов (Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Е.И. Никитина, Е.А. Баринова, А.П. Еремеева, Н.И. Демидова, Е.В. Архи-пова, Т.М. Воителева и др.).
В рамках созданной в России национальной системы оценки качества образования в 2015 г. была введена новая форма контрольных работ - всероссийские проверочные работы (ВПР) - с целью обеспечения единства образовательного пространства РФ и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. По мысли разработчиков, ВПР призваны психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ, определить уровень знаний, полученных в течение года обучения, выявить недостатки учебной программы, улучшить общую систему обучения, стимулировать обучающихся к систематическим занятиям в течение всех лет обучения.
Содержательный анализ результатов ВПР 2020 г. по русскому языку за курс 5
класса (проведенных в 6 классе) в числе прочих выявил такие проблемные направления, как читательская грамотность и речевая культура. О низком уровне развития читательской грамотности говорят и результаты участия пермских школьников (6, 8 классы) в региональных мониторинговых исследованиях грамотности чтения в 2020 г. [4]. Из этого следует, что необходимо вести работу по совершенствованию читательской грамотности и речевой культуры обучающихся, их умений работать с текстами разных стилей и жанров. Несмотря на то что это общая забота всех учителей, важную роль здесь играют именно филологи. Работа с текстом должна быть на каждом уроке русского языка.
Работа с текстом требует сформиро-ванности коммуникативных умений, связанных с репродуктивными и продуктивными видами речевой деятельности: чтением, пониманием прочитанного, созданием собственного текста.
Принцип преемственности в процессе формирования коммуникативных умений учащихся предполагает связь между содержанием, формами, методами и средствами формирования коммуникативных умений, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы. Преемственность, с одной стороны, аккумулирует систему формирования коммуникативных умений, с другой -обеспечивает их развитие, преобразование.
В контрольно-измерительных материалах (КИМ) ВПР и ОГЭ по русскому языку
встречаются разные типы заданий, ориентированных на текст (по классификации М.Т. Баранова): 1) аналитические по готовому тексту, 2) аналитико-синтетические по готовому тексту и 3) задания, требующие создания собственного текста [2, с. 283284].
Анализ КИМ указанных выше работ дал следующие результаты. В ВПР по русскому языку для 6 класса к первой группе заданий относится задание № 10, которое проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).
Ко второй группе относится задание № 9, где на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. То есть здесь проверяется не только умение определить основную мысль, но и умение сформулировать ее, создать элемент текста.
К этой же группе относится задание № 11, которое также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание
(предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления. Здесь обучающимся необходимо ответить на вопрос по содержанию прочитанного текста.
К третьей группе заданий относится задание № 14, оно предполагает распознавание значения фразеологической единицы; умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма, умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме; задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации, и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения, и на осознание обучающимися эстетической функции русского языка.
При сопоставлении КИМ диагностической работы 6 класса с КИМ ОГЭ по русскому языку приходим к выводу, что преемственность обнаруживается между заданиями ВПР № 9, 11 и № 6 ОГЭ, требующим анализа содержания текста. Все вышеперечисленные задания ВПР (№ 9, 10, 11, 14) коррелируют с заданием № 9 ОГЭ, требующим создания собственного текста-рассуждения научного и публицистического стилей. Косвенно они связаны и с изложением, которое необходимо написать в задании № 1. Косвенный характер связи обусловлен разностью способа восприятия текста: в изложении обучающиеся сталкиваются с устной речью, а не с письменной. Заданий, связанных с аудированием, умением воспринимать речь на слух, анализировать и воспроизводить ее, в ВПР нет. Умение составлять план текста на основе выявления его микротем, проверяемое в 6 классе, станет базой для членения на абзацы текста изложения, воспринимаемого аудиально во время ОГЭ.
Кроме умений читать, понимать и анализировать художественный или публицистический текст от обучающихся требуется
умение понимать формулировки заданий. Таким образом, задания выступают в качестве микротекстов и прослеживается преемственность в формулировке заданий ВПР и ОГЭ и в методике работы с ними (знание
определений основных понятий, выявление ключевых слов).
В табл. 1 даны формулировки заданий диагностических материалов ВПР 6 класса и КИМ ОГЭ по русскому языку.
Таблица 1
Формулировки заданий, ориентированных на работу с текстом в ВПР и ОГЭ по русскому языку
ВПР 6 класс ОГЭ
№ 9. Определите и запишите основную мысль текста. № 10. Составьте и запишите план текста, состоящий из трех пунктов. № 11. Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество? № 14. Объясните и запишите значение фразеологизма ... . Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. № 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. № 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. № 9. Сочинение-рассуждение. 9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания. 9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: ... . 9.3. Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать смелым?»
Резюмируя вышесказанное, приходим к выводу, что преемственные связи в заданиях КИМ ВПР и ОГЭ, ориентированных на текст, прослеживаются. Их учет при систематической подготовке будет способствовать более успешному выполнению экзаменационных заданий.
Для доказательства или опровержения гипотезы, гласящей, что учет преемственных связей ВПР и ОГЭ при систематической рассредоточенной методике работы с текстом на каждом уроке способствует качественной подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, был проведен методический эксперимент. Его целью явилось развитие основных умений работы с текстом по типу заданий ВПР, которые окажут влияние на успешное выполнение заданий ОГЭ по русскому языку.
Задачи эксперимента: обучить приемам продуктивного чтения; совершенствовать
навыки анализа текста, связной письменной речи; отобрать наиболее эффективные формы и приемы работы с текстом.
Участниками эксперимента стали обучающиеся 6а и 6б классов МАОУ «Комсомольская СОШ». В качестве контрольного класса был выбран 6а класс, в качестве экспериментального - 6б класс. Оба класса занимаются по программе
М.М. Разумовской.
Преимуществом программы под редакцией М.М. Разумовской является хорошо проработанный раздел «Развитие речи». Учебник по русскому языку для 6 класса содержит богатый текстовый материал: в каждом разделе представлены тексты разных типов и стилей, прозаические и стихотворные, монологические и диалогические. Разумеется, наибольшее их количество дано в разделе «Речь», поскольку в 6 классе продолжается работа по изучению стилей речи: разграничиваются научный и официально-
деловой стили, оттачиваются умения отличать художественную речь с помощью использованных языковых средств. Разделы «Правописание» и «Морфология» содержат уже меньшее число упражнений, основанных на текстовом материале; имеющиеся тексты детально рассматриваются с точки зрения орфографии и грамматики в рамках изучаемых или повторяемых тем, а с точки зрения теории текста, развития речи - формально. Даже теоретический материал параграфов представлен в форме упражнений «Учимся читать и пересказывать лингвистический текст», требующих предварительной подготовки по выявлению микротем и составлению плана. Задания типа «Учимся говорить на лингвистическую тему» формируют умение строить собственное монологическое связное высказывание в научном стиле. При этом в учебнике дано лишь одно упражнение из разряда «Учимся читать художественный текст» (упр. 80 в разделе «Речь» [3, с. 33]). Этого недостаточно, ведь в ВПР для анализа даются художественные или публицистические тексты.
Более чем достаточно упражнений, связанных с умением продуцировать собственный текст: сочинения-описания по картине, изложения, художественные зарисовки, задания, требующие составления диалогов на заданные темы или ситуации общения.
На диагностирующем этапе обучающиеся выполнили ряд заданий, связанных с анализом содержания готового текста: определить и записать его основную мысль, составить план из трех пунктов, ответить на вопрос по содержанию текста, также шестиклассникам нужно было объяснить значение фразеологизма и описать ситуацию, в которой было бы уместно использовать этот фразеологизм.
Задание: Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — черная лисица. (2) Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3) Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
(4) Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5) Черная лисица делала так: охотник идет за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6) Так они и не могли ее поймать.
(7) Один молодой зверолов понял эту ее хитрость. (8) Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9) Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провел. (10) Он ходит, и черная лисица от него не отстает. (11) Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою веревочку, и нечаянно задел ее ногой. (1 2) Стрела попала ему под колено. (13) Эту зиму он больше не охотился. (14) А черная лисица так и исчезла.
1. Определите и запишите основную мысль текста.
2. Составьте и запишите план текста из трех пунктов.
3. Почему охотники стали охотиться за черной лисицей?
4. Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Результаты диагностирующего этапа эксперимента можно увидеть в табл. 2.
Таблица 2
Результаты выполнения диагностирующего задания
Номер задания Результат 6а класс, % Результат 6б класс, %
Справились Не справились Справились Не справились
1 73 26 56 44
2 93 7 83 17
3 78 22 63 37
4 63 37 48 52
Как видно из приведенной таблицы, результаты 6б класса оказались ниже результатов 6а класса. Наибольшую сложность у учеников обоих классов вызывают задания, связанные с анализом идейного содержания текста, то есть определением его основной мысли (большинство смешивает понятия темы и основной мысли), толкованием фразеологизма и составлением собственного текста с ним. Поэтому на формирующем этапе эксперимента необходимо сосредоточить внимание на понимании шестиклассниками текста и умении определять его основную мысль, а также грамотно формулировать ее.
Следует учесть, что предыдущий год обучения был завершен в дистанционном формате, что значительно сказалось на качестве обучения. Систематическая подготовка к ВПР по программе 5 класса у данных обучающихся автором работы осуществлена не была, так как русский язык преподавал другой учитель.
На формирующем этапе эксперимента была разработана методика рассредоточенной работы по подготовке к выполнению текстовых заданий ВПР с учетом их преемственности с заданиями, ориентированными на текст, в ОГЭ. Она подразумевала включение в каждый урок 7-10-минутных упражнений, связанных с анализом текста, продуцированием собственных текстов.
Для организации формирующего этапа эксперимента были выбраны имеющиеся в методических пособиях упражнения, ориентированные на работу с текстом, или дополнены текстовые упражнения учебника необходимыми, на наш взгляд, вопросами, поскольку анализ содержания учебника показал однотипность заданий. Как правило, к упражнениям на материале текста дается стандартное задание: «Прочитайте и озаглавьте текст». Обучающиеся без труда подбирают заголовок, механически ориентируясь на тему текста, ключевые слова, забывая или не задумываясь о том, что более точные заголовки связаны с основной мыслью, для определения которой нужно вдумчиво читать текст.
Предлагаемые нами упражнения состоят из небольших по объему заданий и могут
либо вводиться в связи с темой урока, либо быть направленными на повторение основных признаков текста. Работа с такими упражнениями подразумевает парную, групповую и фронтальную форму. Вопросы могут быть заданы всему классу с целью его активизации и повторения материала. Во время индивидуальных ответов любой ученик может задать вопрос, исправить ошибку, аргументировать свой ответ.
Выполнение задания № 14 в ВПР по русскому языку осложняется сопряженностью с лексикой. К сожалению, современные дети мало читают и редко встречают в повседневном общении фразеологизмы, поэтому не знают их значений. Следовательно, не могут описать ситуации, в которых уместно их употребление. В учебнике материал для повторения фразеологии дан в рамках раздела «Морфология», он включен в темы, связанные с употреблением лексико-грамматических классов слов (имен существительных, прилагательных, числительных, глаголов, причастий, деепричастий и местоимений) в речи.
Методика подготовки к выполнению задания № 14 специфична. Здесь уместно использовать индивидуальные проекты или сообщения, содержанием которых было бы происхождение и значение фразеологизмов. Результаты ученических работ могут быть озвучены на уроке или оформлены на стенде в классе. Можно практиковать коллективные устные упражнения, когда дети тренируются в правильном толковании фразеологизмов, моделировании ситуаций, в которых фразеологизм может быть употреблен.
Успешность выполнения текстовых заданий зависит в первую очередь от умения понимать текст, осмысливать его содержание. Обучать осмыслению текста можно на разных этапах: до начала чтения, во время чтения и после чтения.
Прежде чем приводить примеры приемов работы, следует отметить, что любое упражнение на материале текста надо начинать с задания прочитать текст. Очень часто в учебнике заданиям на чтение предшествуют задания на списывание текста, проведение разных видов языкового разбо-
ра. Например, в упражнении 147 из раздела «Правописание» [3, с. 60] первым дано задание списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, а задание на правильное и выразительное чтение дано пятым. В таком случае обучающиеся сразу принимаются списывать текст, механически, поступательно переписывая отдельные лексические единицы, вставляя пропущенные буквы и знаки. Они вырывают слова из контекста. Отсюда возникают ошибки в написании безударных окончаний частей речи в различных грамматических формах, безударных гласных в корне слова из-за непонимания лексического значения и др. Таким образом, учителю нужно грамотно выстраивать методическую работу, всегда настаивать на чтении языкового материала (текста, предложения, словосочетания) целиком перед списыванием.
На начальном этапе целесообразно использовать приемы продуктивного чтения, а именно прием антиципации - прогнозирования по заголовку темы и содержания текста. Например, в уже упомянутом упражнении 147 при повторении орфографических тем целесообразно поработать с заголовком теста М.Ю. Лермонтова «Родина». Перед чтением текста зададим обучающимся вопросы: Какие ассоциации возникают у вас в связи с заголовком? Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?
Необычно название стихотворения В. Выркина «Ищу слова» в упражнении 239 [3, с.97]: заголовок сформулирован глагольным словосочетанием с устойчивым значением. Спросим обучающихся: Что значит выражение «искать слово»? Чему будет посвящен текст? После чтения текста нужно сравнить предположения шестиклассников с реальным содержанием текста.
Постановка вопросов перед знакомством с содержанием текста делает процесс чтения осмысленным.
На этапе чтения можно рекомендовать обучающимся работать с карандашом и выделять ключевые слова, задавать вопросы к каждой части текста, вести диалог с текстом. Опять-таки на помощь приходят приемы продуктивного чтения, например чтение с остановками. На заключительном эта-
пе с опорой на ключевые слова можно выделять информацию, полученную в результате диалога с текстом. Здесь происходит окончательное осмысление темы и основной мысли.
Задание: Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Необыкновенная история.
Это дерево всегда теперь стоит у меня перед глазами. Его необыкновенную историю рассказал мне старик в маленькой подмосковной деревне.
Вот эта история.
...Когда пришли сюда фашисты, они прежде всего устроили в Вертушинке лагерь для военнопленных - срубили сотни две или три тополей, понаставили столбов, натянули на них усеянную шипами проволоку в несколько тесных рядов.
Потом фашистов прогнали. Бегство их было таким скоропостижным, что они не успели учинить расправу над пленными.
Вскоре началась весна. Весна нашего первого наступления. Веселые стали сводки. Веселее становилось на душе.
Однажды утром ребятишки вертушин-ской школы, проходя мимо бывшего лагеря, мимо скованных железом столбов, заметили невероятное. Как вы думаете, что увидели ребята?
Прибежали ребята к учительнице и, перебивая друг друга, задыхаясь от восторга, загалдели:
- Татьяна Николаевна, он растет!
- Кто «он»? Предположите, о чем идет речь.
- Столб растет. Если не верите - идемте покажем.
Когда Татьяна Николаевна подошла к этому месту, куда тащила ее детвора, она увидела: кусок дерева, скованный со всех сторон железом, действительно ожил! На его изрубцованном теле туго набрякли большие клейкие почки, и казалось, вот-вот они лопнут, прорвутся зеленым пламенем первого листа.
Постояли ребята, посмотрели в широко раскрытые глаза учительницы, и вдруг все, как будто сговорились, понеслись наперегонки в деревню, а оттуда обратно: кто с клещами, кто с топором, кто с чем.
Вытащили из дерева длинные скрученные гвозди. Размотали проволоку. Кора у дерева оказалась красной от ржавчины, но это было уже именно дерево.
Взрыхлили землю вокруг ствола, как сумели перебинтовали раны.
Тополь начал набирать силу, выбросил устремленные к солнцу побеги, зашумел еще недружной, еще несмелой, но уже ярко-зеленой листвой.
С тех пор прошло много лет. Красавец тополь так разросся, что сейчас трудно представить, что он был кургузым обрубком в два метра высотой. Спиленный верх его оброс со всех сторон ветвями, обтянулся свежей корой, и венчает его такая мощная островерхая крона, что сразу и не разглядишь, где тот горизонтальный срез, когда-то тупо нацеленный в небо. Только посеревшие от времени столбы, стоящие в одной шеренге с деревом, красноречивее человека рассказывают нам историю собрата.
Вот какая это история. Вот как в маленькой деревеньке, в Вертушинке, началась весна нашего первого наступления.
(В. Тельпугов)
1. В какой момент истории России и в какое время года происходили описанные в тексте события?
2. Почему фашисты не расправились с пленными? Ответ подтвердите словами из текста.
A) Фашистам пришлось очень быстро отступать, поэтому они не успели учинить расправу над пленными.
Б) Фашисты проявили милосердие и оставили пленных в живых.
B) Советские войска неожиданно вошли в деревню, и фашистам было не до расправы над пленными.
Г) Началась весна.
3. Автор назвал историю необыкновенной. Найдите в тексте детали, подтверждающие ее необыкновенность.
4. Как отреагировала учительница на сообщение ребят о невероятном событии?
5. Что сделали ребята для того, чтобы тополь быстрее залечил свои раны и стал расти с новой силой? Как вы счита-
ете, нужна ли была такая помощь и почему?
6. Найдите в тексте ответ на вопрос: Кто (или что) рассказывает нам теперь историю ожившего дерева?
7. В тексте идет речь об ожившем дереве. Почему воспоминания старика начинаются с рассказа о лагере для военнопленных? [1, с. 43-46].
8. Определите тему, основную мысль этого текста.
Задания к данному тексту можно дополнить лингвистическими, например, попросить обучающихся найти причастия или местоимения и определить их разряды, объяснить правописание; прокомментировать известные пунктограммы.
Работа с художественным стихотворным текстом осложняется метафоричностью и инверсией, пока незнакомым шестиклассникам понятием. Читать стихотворения приходится по предложению, подчеркивая грамматические основы и восстанавливая прямой порядок слов. Только после этого можно приступать к работе с незнакомыми, устаревшими словами и со словами в переносном значении, осмысливать метафоры, доходить до сути стихотворения.
Публицистические и художественные тексты на морально-этические темы помогают решать воспитательные задачи урока.
Поскольку учебник для 6 класса насыщен заданиями типа «Учимся читать и пересказывать лингвистический текст» и большая часть теоретического материала, особенно при повторении в начале года, дана в таком формате, целесообразно применять прием маркирования текста при чтении - «INSERT». На полях при чтении обучающиеся ставят условные знаки: «V» - известная информация, «+» - новая информация, «?» - информация, требующая объяснения. Этот прием позволяет критически воспринимать информацию, осознанно читать. Работа с учебно-научными текстами в ВПР не встречается, но есть в ОГЭ: в альтернативном задании 9.1 требуется написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Поэтому необходимо, чтобы к изучению теории обучающиеся подходили
серьезно, не заучивали, а критически осмысливали материал.
При подготовке к пересказу обучающиеся самостоятельно составляют план учебной статьи из учебника, что является тренировкой к выполнению задания № 10.
Умение составлять план готового художественного текста совершенствуется на уроках развития речи при подготовке к изложению. Но следует вводить эту работу и на других уроках, а с целью экономии времени переводить с формат теста.
Задание: Прочитайте текст, выполните задание к нему.
Сыроежка
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже паркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку -здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами - пень. Рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая стара, что края ее завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик - маленький, сухой, желтый.
Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна.
М.М. Пришвин
1. Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр.
План.
1. Старая сыроежка.
2. Дорога через ельник.
3. Чаша выпита.
4. Осенний день.
5. Лесная полянка.
6. Вводная часть. [1, с. 40]
Задания такого формата могут быть включены в проверочные и контрольные работы по грамматическим темам.
Эффективной формой работы по подготовке к ВПР является комплексный анализ текста, в ходе которого обучающиеся не только анализируют морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, лексику, изобразительно-выразительные средства языка, выполняют орфографический и пунктуационный разборы, но и определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи, составляют план.
Комплексный анализ текста - мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития ассоциативно-образного и логического типов мышления.
На контрольном этапе эксперимента шестиклассникам была предложена итоговая работа в форме текстового задания с открытым ответом, аналогичная работе на констатирующем этапе, чтобы проверить результаты эксперимента и выявить уровень развития умений работы с текстом.
Задание: Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Прекрасное мгновенье.
(1) Летний день погас. (2) На баскетбольной площадке в парке вспыхнули яркие лампы. (3) Десятки людей стекаются к ней со всех сторон. (4) Может быть, особо интересный матч и здесь собираются болельщики? (5) Где же тогда игроки?
(6) Между тем люди заняли всю площадку. (7) Они плотно окружили подставку с высоким, более двух метров, растением. (8) Его ветки усыпаны крупными бутонами. (9) Совсем стемнело. (10) И вот верхняя бледно-розовая кожица одного бутона раскололась, сдвинулась, из-за нее проглянули и развернулись трепещущие нежные лепестки. (11) Не прошло и часа, как цветок открылся пушистым, словно снежным, шаром. (12) Почти одновременно на соседних ветках среди плотных полуметровых листьев забелели и другие цветки - их около двадцати. (13) Лепестки развернулись как живые, приоткрыв щеточки тычинок.
(14) Это цветок таньхуа. (15) Он цветет один раз в год и успевает распуститься и
увянуть в течение пяти-шести часов. (16) Его разводят во многих парках Китая. (17) В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться редким и красивым зрелищем.
1. Определите и запишите основную мысль текста.
2. Составьте и запишите план текста из трех пунктов.
3. Почему цветение таньхуа привлекает большое количество зрителей?
Как видно из приведенной таблицы, систематическая работа с обучающимися 6б класса позволила повысить качество их работы с текстом, сократить разрыв в результатах по первому и четвертому заданиям с 6б классом. Результаты обучающихся 6б класса не могли стать выше, чем у обучающихся 6а, так как классы не равны по силам: 6б класс относят к категории классов с низкими образовательными результатами, в нем есть обучающиеся с ЗПР.
В ходе наблюдения за шестиклассниками во время выполнения текстовых заданий, связанных с чтением и осмыслением содержания текста, с применением технологии продуктивного чтения (чтение с остановками, подчеркивание ключевых слов, маркирование текста) было замечено, что школьникам легче определить основную мысль текста после проведенных процедур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Объясните значение фразеологизма «несолоно хлебавши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Результаты контрольного этапа эксперимента даны в табл. 3.
Все потому, что их читательская деятельность становится осмысленной, а они превращаются в активных субъектов образовательного процесса. Постоянная работа по составлению плана текста позволила совершенствовать это умение. А индивидуальная работа по поиску толкований фразеологизмов с последующей презентацией результатов и работа по оформлению стенда расширили словарный запас обучающихся и повысили процент выполнения задания № 4 - описание ситуации с включением фразеологизма.
Таким образом, система рассредоточенной подготовки путем включения в урок 7-10-минутных фрагментов, направленных на работу с текстом, может повысить читательскую грамотность и, как следствие, будет способствовать качественному выполнению заданий ВПР и ОГЭ.
Таблица 3
Результаты контрольного этапа эксперимента
Номер задания Результат 6а класс, % Результат 6б класс, %
Справились Не справились Справились Не справились
1 83 17 74 26
2 96 4 93 7
3 85 15 85 15
4 71 29 68 32
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 6 класс. - М.: Экзамен, 2014. - 126 с.
2. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
3. Русский язык. 6 класс: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.]; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2017. - 286 с.
4. Сборник методических материалов по результатам проведения всероссийских проверочных работ, региональных мониторинговых исследований, проводимых в Пермском крае в 2019-2020 учебном году, и рекомендаций по анализу и использованию результатов оценочных процедур / Министерство образования и науки Пермского края, ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края». - Пермь, 2020. - 484 с. [Электронный ресурс]. - иРЬ: https://minobr.permkrai.ru/upload/iblock/3f0/Sbornik-metodicheskikh-materialov-po-rezultatam-provedeniya-VPR_-regionalnykh-monitoringovykh-issledovaniy_-provodimykh-v-Permskom-krae-v-2019_2020-.pdf (дата обращения: 23.12.2020).