Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД УСТОЙЧИВЫМИ ОБОРОТАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД УСТОЙЧИВЫМИ ОБОРОТАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
устойчивые обороты / фразеология / фразеологическая единица / паремиология / паремиологическая единица / фразеологическая работа в начальной школе / языковое образование / методика изучения русского языка / имитативные методы / метод языковой «реконструкции» / метод эвристического анализа / аналитические упражнения / аналитико-синтетические упражнения / синтетические упражнения. / stable turns / phraseology / phraseological unit / paremiology / paremiological unit / phraseological work in primary school / language education / method of studying the Russian language / imitative methods / method of language «reconstruction» / method of heuristic analysis / analytical exercises / analytical and synthetic exercises / synthetic exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Екатерина Александровна

В статье рассмотрены особенности методической системы обучения употреблению устойчивых оборотов (фразеологических и паремиологических единиц) на уроках русского языка в начальной школе. Дидактической целью данного педагогического процесса является формирование такого коммуникативного качества речи младших школьников как «выразительность». Фразеологизмы и пословицы обладают образностью и экспрессивностью, что делает их доступными для понимания младшими школьниками в качестве изобразительно-выразительных средств речи. Педагогическая работа по обогащению речи учащихся устойчивыми оборотами основывается на применении имитативных методов обучения речи в процессе выполнения учащимися аналитических упражнений; на включении в процесс обучения метода «реконструкции» и метода эвристического анализа значения устойчивых оборотов в контексте во время во время подготовки аналитико-синтетических и синтетических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SYSTEM OF WORKING ON SUSTAINABLE TURNOVER OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL

The article examines the features of the methodological system of teaching the use of stable turns (phraseological and paremiological units) in the lessons of the Russian language in primary school. The didactic goal of this pedagogical process is the formation of such a communicative quality of speech of younger students as «expressiveness». Phraseologisms and proverbs are imaginative and expressive, which makes them understandable by primary schoolchildren as pictorial and expressive means of speech. Pedagogical work to enrich the speech of pupils with stable turns is based on the use of imitative methods for teaching speech in the process of performing analytical exercises by pupils; on the inclusion in the learning process of the method of «reconstruction» and the method of heuristic analysis of the value of stable revolutions in the context during the preparation of analytical-synthetic and synthetic exercises.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД УСТОЙЧИВЫМИ ОБОРОТАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.8 ГРНТИ 14.25.09

DOI 10.24412/2409-3203-2021 -28-3 54-357

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД УСТОЙЧИВЫМИ ОБОРОТАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Петрова Екатерина Александровна

учитель начальных классов, МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова» Россия, г. Ульяновск

Аннотация: В статье рассмотрены особенности методической системы обучения употреблению устойчивых оборотов (фразеологических и паремиологических единиц) на уроках русского языка в начальной школе. Дидактической целью данного педагогического процесса является формирование такого коммуникативного качества речи младших школьников как «выразительность». Фразеологизмы и пословицы обладают образностью и экспрессивностью, что делает их доступными для понимания младшими школьниками в качестве изобразительно-выразительных средств речи. Педагогическая работа по обогащению речи учащихся устойчивыми оборотами основывается на применении имитативных методов обучения речи в процессе выполнения учащимися аналитических упражнений; на включении в процесс обучения метода «реконструкции» и метода эвристического анализа значения устойчивых оборотов в контексте во время во время подготовки аналитико-синтетических и синтетических упражнений.

Ключевые слова: устойчивые обороты, фразеология, фразеологическая единица, паремиология, паремиологическая единица, фразеологическая работа в начальной школе, языковое образование, методика изучения русского языка, имитативные методы, метод языковой «реконструкции», метод эвристического анализа, аналитические упражнения, аналитико-синтетические упражнения, синтетические упражнения.

METHODOLOGICAL SYSTEM OF WORKING ON SUSTAINABLE TURNOVER OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL

Petrova Ekaterina Aleksandrovna

primary school teacher MBOU «Lugovsk basic school» the name of M. P. Khvatkov» Russia, Ulyanovsk

Abstract: The article examines the features of the methodological system of teaching the use of stable turns (phraseological and paremiological units) in the lessons of the Russian language in primary school. The didactic goal of this pedagogical process is the formation of such a communicative quality of speech of younger students as «expressiveness». Phraseologisms and proverbs are imaginative and expressive, which makes them understandable by primary schoolchildren as pictorial and expressive means of speech. Pedagogical work to enrich the speech of pupils with stable turns is based on the use of imitative methods for teaching speech in the process of performing analytical exercises by pupils; on the inclusion in the learning process of the method of «reconstruction» and the method of heuristic analysis of the value of stable revolutions in the context during the preparation of analytical-synthetic and synthetic exercises.

Keywords: stable turns, phraseology, phraseological unit, paremiology, paremiological unit, phraseological work in primary school, language education, method of studying the Russian

354

language, imitative methods, method of language «reconstruction», method of heuristic analysis, analytical exercises, analytical and synthetic exercises, synthetic exercises

На этапе начального общего языкового образования речевое развитие младших школьников достигается за счёт овладения её коммуникативно-нормативным компонентами. В программах по русскому языку большая часть учебного времени отведена для формирования нормативности речи; меньшая - развитию таких коммуникативных качеств как логичность, точность, чистота, уместность, выразительность. С методической точки зрения наиболее сложной задачей является разработка педагогических средств и методов для обучения созданию выразительных высказываний, устных или письменных.

В младшем школьном возрасте выразительную строну речи возможно развить посредством освоения экспрессивных и эмоциональных средств для общения. Фразеологические и паремиологические единицы в наибольшей степени обладают экспрессивностью, позволяющей усилить эмоциональность и выразительность речи, делают её более яркой, впечатляющей. Ввиду специфических свойств устойчивых оборотов (фразеологизмов, пословиц и пр.) - их образности и экспрессивности - они более доступны для понимания младшим школьникам в качестве изобразительно-выразительных средств речи по сравнению с омонимичными свободными сочетаниями слов. Уникальность и ценность фразеологизмов заключается в том, что они не столько раскрывают взгляд человека на объекты действительности, сколько отображают эмоциональную оценку этих явлений, оценку человеческих качеств, взаимоотношений [3, с. 83] Живописность формы и яркая выразительность позволяет пословицам сопоставлять предметы или явления через сравнение [4, с. 336]. Таким образом, целенаправленная работа над устойчивыми оборотами русского языка в начальной школе создаёт условия для овладения младшими школьниками способами придать речи выразительность.

Методика обучения использованию фразеологических и паремиологических оборотов основывается на следующих специфических принципах:

- функциональном, заключающемся в сопоставлении устойчивых оборотов со сферами их употребления;

- нормативно-стилистическом, основывающемся на освоении норм употребления и уместности употребления языковых единиц;

- контекстном, который предполагает рассмотрение устойчивых оборотов в их синтаксических связях в связной речи (тексте).

При отборе языкового материала педагогу необходимо ориентироваться на коммуникативный подход к изучению русского языка: значение устойчивых оборотов должно отражать общечеловеческие и морально-нравственные ценности, фразеологизмы и паремии должны удовлетворять реальные потребности в общении детей младшего школьного возраста.

Формирование выразительности речи учащихся начальной школы посредством активного использования фразеологических и паремиологических единиц осуществляется поэтапно, включает следующие стадии: 1) восприятие словосочетания в устной и письменной речи, определение его значения; 2) трансформация устойчивого оборота; 4) использование устойчивого оборота в устной речи; 4) анализ фразеологизмов и паремий в художественном тексте, определение их значения по контексту; 5) использование устойчивого оборота в письменной речи. Организация каждой стадии осуществляется с применением следующих методов, основанных на мотивированном использовании словосочетаний в переносном значении с учётом речевых задач и ситуаций общения.

1) Имитативные методы обучению речи - пересказ прочитанных художественных текстов, включающих фразеологизмы и паремии; составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели с включением уже изученных устойчивых оборотов; письменные сочинения по аналогии с прочитанным

355

(сочинение-ремейк, сочинение-ремикс, сочинение-мидквел, сочинение-приквел, сочинение-сиквел и т.д. [2]).

2) Метод «реконструкции» - переоформление фразеологизмов и паремий для создания художественно-стилистических эффектов (каламбуров, игры слов и т. д.). Применение данного метода обусловлено тем, что пословичный фонд характеризуется такими особенностями, как воспроизводимость, возможная компонентная вариативность, коммуникативная самостоятельность [6, с. 133]. Таким образом, устойчивый оборот получает новые экспрессивные свойства, которые необходимо научиться видеть начинающему читателю [5, с. 374]. Поскольку фразеологические обороты возникают на основе ситуаций, соответствующей их буквальному значению [7, с. 143], то перед тем, как учащиеся предпримут попытки «реконструировать» устойчивые словосочетания необходимо ознакомить их с историческими событиями, а также подробностями быта и культуры народа, облегчающими понимание их содержание и значение.

3) Метод эвристического анализа значения устойчивого оборота в контексте. Технология эвристического обучения фразеологии и паремиологии основывается на принципах аудирования: педагог задаёт учащемуся вопросы на неизвестную ранее ему тему, ответы на данные вопросы (о значении словосочетания / оборота) ребёнок может получить самостоятельно, анализируя полученную в начале занятия новую информацию [1, с. 46]. Результатом анализа значения устойчивого оборота может являться составление устного или письменного мини-сочинения, в котором учащиеся необходимо интерпретировать в соответствии с заданной учителем речевой ситуацией значение фразеологизма или паремии. Необходимо отметить, что интерпретация - сложный и неоднозначный процесс, осуществление которого как для учителя, так и для учащихся, является непростой задачей [2, с. 14]. Для того чтобы её облегчить эвристическому анализу предшествует подготовительная работа на коммуникативном уровне, которая заключается в том, чтобы младшие школьники научились распознавать устойчивые обороты в речи, объяснять переносное значение используемых в их составе слов, заменить фразеологические обороты словами-синонимами.

Поскольку акт коммуникации тесно связан с сохранением в памяти устойчивых оборотов. Для того чтобы изученный материал не был забыт младшими школьниками, процесс освоения и применения в речи фразеологизмов и пословиц должен включать, помимо лексико-семантической работы, разнообразные виды деятельности: иллюстрирование устойчивого оборота, моделирование коммуникативных речевых ситуаций, орфографическая работа (выделение орфограмм в словах, составляющих устойчивый оборот), синтаксическая работа (выделение устойчивых словосочетаний в качестве членов предложения).

Для обеспечения эффективного формирования коммуникативного качества речи «выразительность» посредством учебной работы с устойчивыми оборотами рекомендуются следующие типы упражнений на уроках русского языка и развития речи в начальной школе:

1) Аналитические упражнения - выделение и классификация (по значению, общему признаку, содержательному объекту) фразеологизмов и паремий в учебном и художественном тексте; определение свойства устойчивого оборота в контексте рассматриваемого текста (цели его употребления); обозначение эмоциональной и экспрессивной окраски устойчивого оборота.

2) Аналитико-синтетические упражнения - введение в готовый текст устойчивых оборотов в соответствии с поставленной учителем речевой ситуацией (выразить собственное отношение к описываемому объекту или явлению действительности); замена устойчивых оборотов на синонимы и антонимы; трансформация устойчивых оборотов.

3) Синтетические упражнения - моделирование устных и письменных высказываний по опорным фразеологическим и паремиологическим единицам, подбор устойчивых выражений для эпиграфа к художественному тексту.

Подводя итоги, необходимо отметить, что разработка охарактеризованных выше типов упражнений на основе употребления младшими школьниками в устной и письменной речи устойчивых оборотов является эффективным средством формирования одного из важнейших коммуникативных компонентов речи выразительности, ввиду того, что фразеологические и паремиологические единицы придают речи эмоциональность и экспрессивность. Методы обучения употреблению устойчивых оборотов в речи обеспечивают не только их толкование, но и выявление учащимися различных лексических связей в тексте

Список использованной литературы:

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Методика подготовки учащихся начальной школы к написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров // Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования: сборник научных трудов по материалам XXI Международной научно-практической конференции, Анапа, 22 сентября 2021 года. - Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. - С. 43-49.

2. Алферьева-Термсикос В.Б. Обучение написанию сочинений нетрадиционных форм по мотивам художественных произведений в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 9-2(60). - С. 1316/

3. Гриднева Т.В. Методика использования компонентного анализа семантики фразеологических единиц в начальной школе // Грани познания. - 2021. - № 1(72). - С. 8185.

4. Казакова В.В., Жесткова Е.А. Пословицы и поговорки как лингводидактический материал на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 335-343.

5. Мангушева Г.Р. Эстетическая функция фразеологии и ее изучение в начальной школе // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, Москва, 07 февраля 2020 года / Составитель и отв. редактор Т.П. Зиновьева. - М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2020. - С. 372-376.

6. Свиридова A.B., Шиганова Г.А., Юздова Л.П. Содержание лингвокультурологической компетенции будущего педагога начального образования при изучении паремиологии // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - № 1. - С. 128-144.

7. Чиликова И. А. Фразеологизм как особая единица изучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях полиэтнического класса // Филологическое

образование в период детства. - 2019. - № 26. - С. 140-146.

♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.