Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СЛОВАРНО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЭТАПЫ СЛОВАРНО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
фразеология / фразеологическая единица / фразеологическая работа в начальной школе / пословицы / поговорки / языковое образование / методика изучения русского языка / лингвистическая компетенция младших школьников / phraseology / phraseological unit / phraseological work in primary school / proverbs / sayings / language education / methodology of studying Russian language / linguistic competence of schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Екатерина Александровна

В статье охарактеризована методическая работа учителя начальных классов, направленная на обучение лексическому анализу фразеологических оборотов на уроках русского языка. Методика обучения заключается в поэтапном выполнении следующих видов учебных заданий: 1) изучение пословиц и поговорок; 2) составление тезисов к сочинениям-миниатюрам на основе пословиц и поговорок; 3) выведение определения «фразеологическая единица», подбор синонимичных значений к фразеологическим оборотам; 4) классификация фразеологизмов; 5) выполнение реконструирование художественных текстов с помощью фразеологизмов, выполнение творческого коллективного проекта «Иллюстрированный словарь фразеологизмов». Предложенная система занятий в начальной школе способствует формированию основ лексических знаний для углубленного изучения фразеологии в средних и старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DICTIONARY AND PHRASEOLOGICAL WORK AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

The article describes the methodological work of a primary school teacher, aimed at teaching the lexical analysis of phraseological turns at Russian language lessons. The teaching methodology consists in the step-by-step implementation of the following types of educational tasks: 1) the study of proverbs and sayings; 2) drawing up abstracts for miniature works based on proverbs and sayings; 3) derivation of the definition of «phraseological unit», the selection of synonymous meanings to phraseological turns; 4) classification of phraseological units; 5) the implementation of the reconstruction of literary texts using phraseological units, the implementation of the creative collective project «Illustrated dictionary of phraseological units». The proposed system of classes in primary school contributes to the formation of the foundations of lexical knowledge for in-depth study of phraseology in the middle and high school.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СЛОВАРНО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.8 ГРНТИ 14.25.00

DOI 10.24412/2409-3203-2021-26-140-144

ЭТАПЫ СЛОВАРНО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Петрова Екатерина Александровна

учитель начальных классов МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова» Россия, г. Ульяновск

Аннотация: В статье охарактеризована методическая работа учителя начальных классов, направленная на обучение лексическому анализу фразеологических оборотов на уроках русского языка. Методика обучения заключается в поэтапном выполнении следующих видов учебных заданий: 1) изучение пословиц и поговорок; 2) составление тезисов к сочинениям-миниатюрам на основе пословиц и поговорок; 3) выведение определения «фразеологическая единица», подбор синонимичных значений к фразеологическим оборотам; 4) классификация фразеологизмов; 5) выполнение реконструирование художественных текстов с помощью фразеологизмов, выполнение творческого коллективного проекта «Иллюстрированный словарь фразеологизмов». Предложенная система занятий в начальной школе способствует формированию основ лексических знаний для углубленного изучения фразеологии в средних и старших классах.

Ключевые слова: фразеология, фразеологическая единица, фразеологическая работа в начальной школе, пословицы, поговорки, языковое образование, методика изучения русского языка, лингвистическая компетенция младших школьников.

STAGES OF DICTIONARY AND PHRASEOLOGICAL WORK AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

Petrova Ekaterina Aleksandrovna

primary school teacher, MBOU «Lugovsk basic school» the name of M. P. Khvatkov»

Ulyanovsk

Abstract: The article describes the methodological work of a primary school teacher, aimed at teaching the lexical analysis of phraseological turns at Russian language lessons. The teaching methodology consists in the step-by-step implementation of the following types of educational tasks: 1) the study of proverbs and sayings; 2) drawing up abstracts for miniature works based on proverbs and sayings; 3) derivation of the definition of «phraseological unit», the selection of synonymous meanings to phraseological turns; 4) classification of phraseological units; 5) the implementation of the reconstruction of literary texts using phraseological units, the implementation of the creative collective project «Illustrated dictionary of phraseological units». The proposed system of classes in primary school contributes to the formation of the foundations of lexical knowledge for in-depth study of phraseology in the middle and high school.

Keywords: phraseology, phraseological unit, phraseological work in primary school, proverbs, sayings, language education, methodology of studying Russian language, linguistic competence of schoolchildren.

Одна из актуальных задач современной педагогической практики - повышение речевой культуры подрастающего поколения, что невозможно без изучения

140

выразительных средств русского языка, начиная с начального общего образования. Учёные-филологи (М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева) обосновали необходимость ознакомления младших школьников с фразеологией, поскольку для детей картина мира, отражённая во фразеологии, будет более понятна, нежели картина мира, изображённая в лексике, так как она образна и зрима [9, с. 57]. Кроме того, важно помнить, что язык как «ядро» культуры содержит в себе богатейший нравственно-эстетический потенциал, раскрытие которого позволяет решать столь актуальные на сегодня проблемы всестороннего развития личности [1,2], в числе которых - постижение к принятие каждым учеником ценностных смыслов образования [3].

Необходимо отметить, что определение значения языковых единиц вторичной номинации, к которым относятся устойчивые словосочетания, слова в переносном смысле и фразеологические обороты, достаточно сложный процесс для детей младшего школьного возраста, поскольку в данный период у детей сформировано конкретное мышление, а абстрактное находится в стадии развития. По утверждению Л.И. Айдаровой [5] и других ученых, период младшего школьного возраста - сензитивный период для языкового развития.

Поэтому одной из основных задач начального общего языкового образования является создание условий для развития у младших школьников таких мыслительных операций, как проводить аналогию, сравнение, синтез информации. Наибольшую эффективность в этом отношении представляют упражнения, направленные на формирование умения обобщать представления о предмете или явлении в переносном значении, то есть определять значение фразеологизмов.

Педагоги-практики рекомендуют проводить занятия, направленные на освоение фразеологического строя в четвёртом классе, когда у младших школьников уже имеется опыт лингвистического анализа [10, с. 502].

Методика обучения лексическому анализу текста в начальной школе предполагает следующую поэтапную организацию словарно-фразеологической работы на уроках русского языка включает следующие этапы:

1.Знакомство с пословицами и поговорками: выявление данного вида народных изречений из текстового массива, понимание прямого и переносного их смысла. Первому этапу формирования образности речи младших школьников способствует применение педагогом таких рецептивных методов обучения как беседа и рассказ, в процессе организации которых понимание переносного значения пословиц происходит после обобщения учителем, подкреплённым обычно рядом многообразных конкретных примеров.

Необходимо уточнить, почему словарно-фразеологическую работу необходимо начинать именно с анализа пословиц и поговорок. Большинство исследователей и педагогов-практиков отмечают, что при первичном знакомстве с фразеологизмами, дети испытывают трудности в определении переносного значения словосочетания, только после лексической работы с малыми формами фольклора, которые им известны с дошкольного периода, основное идейное содержание сложного фразеологического образа воспринимается ими легче.

Диагностика эффективности занятий проводится с помощью методики, предложенной Т.Г.Богдановой и Т.В.Корнилова: сначала детям предлагается изучить серию карточек (меньшая часть из них содержит пословицы и поговорки; большая -фразы их объясняющие), затем скомпоновать по группам (речевое изречение - значение), в конце составить небольшое высказывание с использованием наиболее понравившейся пословицы. Данное тестирование можно проводить несколько раз, только после того как большинство учащихся успешно его пройдёт, педагог переходит к следующему этапу обучения.

2. Включение изученных кратких высказываний в письменную речь, построение с их помощью аргументации при написании мини-сочинений.

Эффективным средством развития связной речи младших школьников является написание сочинений малой формы, к которым относится сочинение-миниатюра, представляющее собой небольшое по объёму письменное высказывание автора, где его мысли логически аргументированы и переданы при помощи тщательно отобранных средств языковой выразительности. Цель аргументации - обосновать истинность выдвинутых в собственном высказывании положений-тезисов [4, с. 94]. В качестве тезисов младшим школьникам предлагается использовать пословицы и поговорки, либо выводить собственное суждение-эквивалент данным речевым высказываниям.

В качестве метода обучения на данном этапе целесообразно использовать такой продуктивный метод как эвристическая беседа, когда в результате ответа на последовательные проблемные вопросы учащийся формулирует тезис. Результатом данного этапа являются сформированные умения сравнивать прямое и переносное значения словосочетаний.

3. Предшествующие два этапа подготавливали младших школьников к знакомству с фразеологическими оборотами.

Вначале изучается определение «фразеологизмы», для чего педагогу необходимо объяснить отличие данных устойчивых словосочетаний от пословиц и поговорок, в результате на основании составления вывода по аналогии младшие школьники тренируются в распознавании фразеологических единиц из ряда словосочетаний. Далее необходимо выполнить упражнения по подбору синонимичных значений к словам, составляющим фразеологический оборот и имеющим переносное значение.

На данном этапе целесообразно использовать метод сообщения, когда показ изучаемых языковых единиц (фразеологизмов) сопровождается пояснительным комментарием, визуальной демонстрацией фрагмента из словарной статьи.

4.Следующий этап работы заключается в закреплении у младших школьников умения идентифицировать фразеологические обороты, для чего необходимо выполнить упражнения, обучающие категоризации: найти в тексте данные лексические единицы и произвести их классификацию на основании значения.

Ознакомление младших школьников с азами классификаций фразеологических оборотов должно опираться на когнитивную сложность познавательной сферы, то есть учитывать степень категориальной дифференцированности сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредующей его деятельность [8, с. 166-167]. Параметры для категоризации фразеологизмов в начальной школе: обозначающие деятельности, эмоционального состояния, оценочного суждения, процесса или явления.

5. Закрепление изученных фразеологических единиц осуществляется при выполнении заданий на реконструирование, то есть видоизменение предложенного художественного текста (например, из списка литературы для внеклассного чтения).

Младшим школьникам предлагается дополнить предложения изученными фразеологизмами, заменить устойчивые словосочетания фразеологизмами и наоборот (фразеологизмы на устойчивые словосочетания, а также пословицы и поговорки). При выполнении данного задания также допускается применение фразеологических оборотов с изменениями, то есть авторской обработкой семантики или структуры.

На данном этапе в заключение работы совместно с учителем младшие школьники сравнивают созданные ими тексты с исходными авторскими, после чего делается вывод о том, что использование фразеологизмов в тексте усиливает его экспрессивную окраску, делает текст ярче и выразительнее об обогащении речи фразеологическими оборотами [5, с. 45].

На занятиях по русскому языку в рамках лексико-фразеологической работы также параллельно затрагивается изучение многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, архаизмов, историзмов, заимствованных слов, отличающихся

высокой метафоричностью, образностью, экспрессивно-стилистическими свойствами [7, с. 65].

6. Заключительный этап работы состоит в реализации педагогом такого продуктивного метода обучения как выполнение коллективного творческого проекта «Иллюстрированный словарь фразеологизмов». Учителю необходимо распределить между детьми фразеологизмы, к которым они подготовят зарисовки, поясняющие их смысл, после чего все работы скрепляются в виде книги. В режиме дистанционного обучения, данное задание можно выполнить в виде слад-шоу (презентация PowerPoint) и Jam-файлов (цифровая доска Jamboard), после компоновки которых учитель размещает продукт проектной деятельности на сайте школы. Для того чтобы мотивировать младших школьников к данному достаточно сложному виду лексико-творческой работы, возможно организовать соревнование между параллельными классами.

Предложенная словарно-фразеологическая работа в начальной школе носит пропедевтический характер, т.е. закладывает те лексические знания, на основе которых в средних и старших классах основной школы будет продолжено углубленное, систематическое изучение фразеологии на уроках русского языка и литературы.

Список использованной литературы:

1. Арябкина И.В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы: структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования // Поволжский педагогический поиск. - 2012. -№1(1). С. 61-68.

2. Арябкина, И. В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования [Текст] / И. В. Арябкина // Научный потенциал. - 2015. - № 2 (19). - С. 32-35. - ISSN 2218-7774

3. Арябкина И.В., Марковцева О.Ю. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к культурно-эстетическому взаимодействию с младшими школьниками в условиях педагогического вуза // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2. - С. 191-197.

4. Алферьева-Термсикос В.Б. Методический аспект обучения приёмам аргументации собственной позиции младшего школьника в сочинении-миниатюре // Лучшая научная статья 2020. Сборник статей XXXIX Международного научно-исследовательского конкурса (25 декабря 2020 г.). - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. - С. 93-97.

5. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку: монография URL: https:// sheba.spb.ru/ shkola/psih-rus-1978.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 27.03.2021).

6. Артамонов В.Н., Уба Е.В., М.С. Узерина Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017. - 145 с.

7. Выготский, Л.С. Мышление и речь URL: http:// psychlib.ru/ mgppu/ VMr-1934/VMR-001.HTM#$pI. - Загл. с экрана (дата обращения 27.03.2021).

8. Коваленко Е.Г. Методические основы обогащения речи младших школьников лексикой и фразеологией русского языка // Российская наука: тенденции и возможности. С борник научных статей. - М.: Перо, 2020. - С. 64-69.

9. Свиридова А.В. Лингвистическая природа фразеологизмов как объект изучения в начальной школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5. - С. 163-173.

10. Семенова А.Р. Формирование языковой картины мира младшего школьника средствами фразеологии // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования. - Могилев: МгУ имени А.А.Кулешова, 2019. - С. 56-58.

11. Шиганова Г.А., Юздова Л.П., Свиридова А.В. Освоение фразеологических единиц младшими школьниками: лингвокогнитивный подход // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №5(72). - С. 500-502.

УДК 101.8 ГРНТИ 02.21

DOI 10.24412/2409-3203-2021-26-144-147

ИСТОКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Поляруш Альбина Анатольевна

к.п.н., доцент кафедры гуманитарных и естественных дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация. Статья носит междисциплинарный характер, написана на стыке философии, психологии, социологии, педагогики. На основе привлечения великих философов, обосновывается идея о том, что диалектика как наука и метод познания генерирована социальным процессом отчуждения, возникшим с появлением труда. Рассматриваются условия формирования критического мышления, активной преобразовательной деятельности, а также природа и сущность свободы. Автор приходит к выводу об объективной необходимости коренного переформатирование образовательного процесса через осмысление диалектического способа познания мира, актуализирующего критическое мышление.

Ключевые слова: диалектика, труд, противоречие, разум, отчуждение, развитие, деятельность, образовательный процесс.

ORIGINS AND CONDITIONS OF FORMATION OF DIALECTIC THINKING

Polyarush Albina. A.

PhD, Associate Professor of Humanities and natural sciences Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract. The article is interdisciplinary in nature, written at the intersection of philosophy, psychology, sociology, pedagogy. Based on the involvement of great philosophers, the idea is substantiated that dialectics as a science and a method of cognition is generated by the social process of alienation that arose with the appearance of labor. The conditions for the formation of critical thinking, active transformative activity, as well as the nature and essence of freedom are considered. The author comes to the conclusion about the objective necessity of a radical reformatting of the educational process through understanding the dialectical way of knowing the world, which actualizes critical thinking.

Key words: dialectics, labor, contradiction, reason, alienation, development, activity, educational process.

Состояние современного общества: «снижение культурного уровня, моральная деградация и криминализация общества, размытость ценностей и социальных норм» [1]. Философ М. Мамардашвили определил эту тревожную ситуацию как «антропогенная катастрофа», угрожающая человечеству. Совершенно очевидно - и это доказывает многовековая история, - что ни морализаторство, ни нравственные увещевания, ни

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.