УДК 37.02 ГРНТИ 14.25.09
DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -28-268-271
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАПИСАНИЮ
СОЧИНЕНИЯ-РЕПОРТАЖА
Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна
старший преподаватель ООО «Центр дефектологии» Россия, г. Ульяновск
Аннотация: В статье охарактеризована методика подготовки учащихся начальной школы к написанию сочинения в форме репортажа на краеведческую тему, которая заключается в поэтапном выполнении заданий, способствующих формированию нормативного и коммуникативного компонентов речи. Целью методики является формирование у младших школьников навыка продуцирования высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Автором рассмотрены учебные задания, позволяющие учащимся усвоить коммуникативную цель текста в форме репортажа, заключающуюся в подробном описании событий от лица их участника.
Ключевые слова: развитие связной речи младших школьников, сочинение-репортаж, краеведение в начальной школе, речевая активность, грамматико-орфографические упражнения, лексические упражнения, ролевая лингвистическая игра.
METHODOLOGY OF PREPARING PRIMARY SCHOOLCHILDREN FOR WRITING
AN ESSAY-REPORT
Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna
senior Lecturer LLC «Center for Defectology» Russia, Ulyanovsk
Abstract: The article describes the methodology of preparing primary schoolchildren for writing an essay in the form of a reportage on a local history topic, which consists in the phased implementation of tasks that contribute to the formation of the normative and communicative components of speech. The purpose of the methodology is to form the skill of producing an utterance of primary schoolchildren in accordance with the speech situation. The author considers educational tasks that allow pupils to master the communicative purpose of the text in the form of a reportage, which consists in a detailed description of events on behalf of their participant.
Keywords: development of coherent speech of junior schoolchildren, essay-reportage, local history in elementary school, speech activity, grammar and spelling exercises, lexical exercises, role-playing linguistic game.
Цель начального языкового образования заключается не только в овладении младшими школьниками нормативных компонентов речи, но и, в первую очередь, формировании способности к продуцированию высказывания в соответствии с ситуацией общения. Наиболее сложной коммуникативной деятельностью для учащихся является работа над сочинением (как в устной, так и в письменной форме). Однако именно моделирование текста в соответствии с предложенными учителем задачами и структурными схемами позволяет создать условия для развития связной инициативной
268
речи. Развитие и совершенствование навыка выражать свои мысли у детей младшего школьного возраста необходимо начинать с работы над объектной речью, т.е. составлением описания. Сочинение-репортаж, которое строится на развёрнутом описании событий, объектов и явлений окружающей реальности, по своему содержанию является для учащихся начальной школы наиболее привлекательным, поскольку по своей структуре похоже на «пересказ с места событий», пост в социальных сетях, т.е. привычную повседневную речевую деятельность.
Письменная работа в форме «репортажа» предполагает воспроизведение информации об окружающем мире на основе личных впечатлений, для младших школьников предпочтительно задействовать для описания знакомые им локации, т.е. места, связанные с историей и культурой родного края. Таким образом, учителю необходимо проанализировать содержание регионального компонента в рабочих программах (по литературному чтению, окружающему миру, предметам эстетического цикла) на предмет дальнейшего корректного подбора мероприятий в онлайн и офлайн режиме (региональных праздников, книжных выставок, посещение экскурсий), которые учащиеся могли бы осветить в своих творческих работах. Краеведение - эффективное средство социокультурного развития на ступени начального общего образования, которое позволяет учащимся включаться в разнообразные виды деятельности: учебно-познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную, игровую. Интеграция русского языка и краеведения в форме подготовительных занятий к написанию самостоятельной письменной работы способствует одновременно формированию этнокультурной и коммуникативной компетентности младших школьников.
Методика подготовки к написанию сочинения-репортажа на краеведческую тему заключается в поэтапном выполнении учащимися заданий, способствующих формированию нормативного (соблюдение норм русского языка) и коммуникативного (формулирование мысли в соответствии с поставленными речевыми задачами) компонентов.
На первом этапе подготовки к написанию сочинения-репортажа формирование нормативного компонента состоит из упражнений, в которых необходимо трансформировать словосочетания: определять форму слова, орфограммы в нём. Лексическая работа (коммуникативный компонент) учащихся заключается в редактировании текста с точки зрения использования в нём языковых средств. В качестве дидактического материала для данного задания используются специально составленные учителем мини-рассказы, содержащие ошибки, связанные с нарушением норм лексики (неточное употребление фразеологизмов и устойчивых оборотов, плеоназм и тавтология). Важной составляющей подготовительной работы к написанию сочинения является объяснение учащимся коммуникативной цели текста в форме репортажа, т.е. подробное описание событий от лица их участника. В качестве учебного задания используется изучение текстов-эталонов с примерами репортажей с последующим совместным анализом средств языковой выразительности.
На втором этапе выполнение упражнений нормативного компонента, рекомендованных С.Н. Цейтлин для развития речи и предупреждения в ней ошибок [5], включает трансформацию языковых форм, выбор слов в соответствии с лексическим контекстом, конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня (из словосочетаний составляются предложения, из простых предложений -сложное), анализ языковых средств.
В исследованиях Т.Н. Кизиловой [2], В.В.Ольшанской [3], И.Ж. Шахмаловой, Д.В. Хлобыстиной [6] подчёркивается, что языковой опыт ребёнка неотделим от эмпирического знания. В связи с чем учебные задания, способствующие развитию коммуникативного компонента речи, необходимого для написания сочинения, должны включать такой вид практической работы как построение повествования на основе
269
воспоминаний. В связи с тем, что при написании сочинения-репортажа повествование необходимо вести от автора и использовать косвенную речь, то при подготовке учащихся к составлению устного рассказа о произошедших событиях необходимо потренироваться в употреблении грамматических категорий глагола: 1 лица единственного числа -изложение последовательности событий от лица рассказчика; 3 лицо единственное или множественное число - пересказ короткого интервью очевидцев. При составлении адаптированного плана для данного жанра сочинения необходимо пометить в какой части повествования, какую категорию глагола необходимо употреблять. Эффективное упражнение, позволяющее формировать навык постановки глаголов в необходимую грамматическую категорию (лицо и число) - творческое списывание, т.е. подбор пропущенных глаголов в учебном тексте.
Для сочинения в форме репортажа характерно то, что младшим школьникам необходимо описать весь ход событий, а не один конкретный момент. Основой мыслительной конструкции при подготовке к данной письменной работе является понятие «хронологическая последовательность», раскрыть сущность которого для учащихся рекомендуется с помощью индуктивной образовательной технологии, основывающейся на формировании понятий с помощью таких логических приёмов как анализ, синтез, обобщение. Развитию способности анализировать способствуют «упражнения-пазлы», в которых необходимо восстановить последовательность действий, т.е. собрать связный текст из отдельных предложений. Конструируя данное задание, учитель должен учитывать, чтобы в каждом текстовом фрагменте содержалось указание на результат предыдущего действия, так младшим школьникам будет легче определить логические взаимосвязи. Способность синтезировать информацию формируется посредством выполнения сравнительной характеристики объектов и явлений, в процессе которой учащиеся формулируют обобщающие выводы.
Для полноценного сочинения-репортажа важно, чтобы описание объектов и явлений сопровождалось выражением субъективной позиции автора. Поэтому учащиеся должны усвоить, что основной задачей их письменной работы в форме репортажа является не только трансляция краеведческой информации, а выражение личного отношения к описываемым событиям, для чего необходимо организовать занятие-беседу, в процессе которого, отвечая на проблемные вопросу педагога, учащиеся смогут проанализировать собственное отношение к тому или иному мероприятию. После чего младшие школьники составляют устные реплики с целью ознакомительного построения предложений с вводными конструкциями («по моему мнению», «с моей точки зрения»).
На данном этапе для активизации устной связной речи также возможно применение метода проблемного обучения «case-study», технология которого заключается в разработке учителем модели конкретной ситуации и в её последующем коллективном анализе [1, с. 189], способствующем развитию логического мышления. Например, педагог зачитывает учащимся кейсы, в которых предлагается представить себя участником экскурсии, во время которой в музее плохо работало электричество, и часть экспозиции не было видно; или «побыть» гидом для гостей из другого региона, которые хотят узнать об особенностях культуры родного края. Таким образом, создаётся атмосфера эмоциональной вовлечённости, в которой младшему школьнику легче формулировать субъективное отношение к той или иной предлагаемой ситуации, данный опыт будет впоследствии им задействован при написании своей творческой работы.
Необходимо отметить, что на всех этапах подготовки к написанию сочинения-репортажа речь младших школьников необходимо обогащать словами краеведческой тематики. Организация данной культуроведческой работы, согласно рекомендациям Е.В. Михайленко, предполагает разработку учителем орфографических упражнений с новой лексикой, подготовку образцов употребления новых краеведческих терминов [4, с. 133].
На заключительном занятии, предваряющим самостоятельное написание учащимися сочинения-репортажа, занятие, во время которого проводится ролевая
270
лингвистическая игра «Репортаж». Младшим школьникам демонстрируется виртуальный тур (посещение краеведческого музея в онлайн-формате), после чего дети делятся на три группы («корреспонденты», «участники событий», «комментаторы»), каждая из которых составляет в соответствии с задачами своей группы вопросы, ответы и реплики, соответствующие содержанию экскурсии. В процессе игры педагог вносит необходимые комментарии в диалоги участников: исправляет речевые ошибки и лексические неточности, при необходимости напоминает хронологию событий (какая экспозиция была продемонстрирована в начале и в конце тура).
Перед тем как учащиеся приступят к написанию сочинения-репортажа, учитель проводит инструктаж, во время которого составляется развёрнутый план сочинения с комментариями:
1) Вступление: сообщение места нахождения корреспондента, первые впечатления (глаголы в 1 л. ед.ч.: «я посетил», «я нахожусь»),
2) Репортаж: хронология событий.
- Подробное описание объектов и явлений.
Краткое интервью очевидцев, пересказ их впечатлений (глаголы в 3 л. ед.ч./ мн.ч.: «он/она рассказала», «они ответили»).
3) Вывод: собственное мнение о мероприятии /событии.
Данная языковая практика может быть задействована при подготовке школьной стенгазеты, на которой могут быть размещены небольшие заметки о праздниках и соревнованиях в школе.
Подводя итоги, необходимо отметить, что охарактеризованная выше методика подготовки к написанию сочинения-репортажа в начальной школе, способствует формированию навыка уместного применения языковых единиц в соответствии с реальной речевой ситуацией.
Список использованной литературы:
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Метод Case-study на уроках развития речи в начальной школе // Инновационная деятельность в образовательных организациях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. М.Г. Заббаровой. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н. Ульянова», 2018. - С. 189192.
2. Кизилова Т.Н. Система работы по развитию связной речи младших школьников // Наука и образование сегодня. - 2020. - № 1. - С. 33-34.
3. Ольшанская В.В. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 4 (44). - С. 668-671.
4. Михайленко Е.В. Культуроведческий подход в обогащении речи младших школьников словами краеведческой тематики. - 2020. - № 1. - С. 132-137.
5. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. -М.:3нак, 2009.-592 с.
6. Шахмалова И.Ж., Хлобыстина Д.В. Развитие речи младших школьников посредством факультатива «Живое слово» // Современное педагогическое образование. -2021,-№6.-С. 118-120.
<е>-