Научная статья на тему 'Система социокультурно-педагогической эмотивации как одна из стратегических областей общественной безопасности российского общества'

Система социокультурно-педагогической эмотивации как одна из стратегических областей общественной безопасности российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ANALYTICAL ISSUES / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL MOTIVATION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / INFORMATION AND COMMUNICATION APPROACHES / КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ / COMPREHENSIVE SOLUTION / СИСТЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА / COPYRIGHT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук Алексей Юрьевич

Для российского общества в XXI в. первостепенное значение имеет развитие коммуникативных компетенций современного студента, учащегося бакалавриата, магистранта, аспиранта, докторанта кафедры социальной или семейной педагогики. В лонгитюдном исследовании принимали участие различные возрастные группы (от раннего детства до подросткового возраста и юности, в зрелость в 25-37 лет или больше). Тестирование проводилось в 1969-2015 гг. и охватывало весь период педагогической деятельности автора. Получила подтверждение достоверность эффективности результатов разработанного автором подхода к разработке третьего государственного образовательного стандарта. Результаты многолетней экспериментальной работы автора подтверждены также в сотнях университетских научных школ России, СНГ и дальнего зарубежья, а также в экспертизе ЮНЕСКО. Тестирование эффективной системы методолого-теоретических основ концептуальной стратегии инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации подтвердило базисный характер составляющей коммуникационных образовательных систем. Теоретические основы концептуальной стратегии инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации как базисной составляющей формирования стратегических направлений общественной безопасности России технологически определили правильность авторской позиции применительно к органически-естественной реализации не только в процессах обучения, развития, воспитания молодежи, но и в совершенствовании экономических и политических структур передовых технологических коммуникаций. Социокультурно-педагогическая эмотивация изначально, косвенно повышает производительность, тонус занятых практически во всех сферах социальной и экономической жизни российских граждан посредством активизации социально-коммуникативных регуляторов художественно-творческого потенциала инновационных систем в реальность. Сегодня стратегический информационный ресурс гибких образовательных технологий выражается в гарантированной общественной безопасности российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of a Social, Cultural and Pedagogical Emotivations as One of Strategic Areas of Public Safety of Russian Society

For the contemporary Russian society the development of communicative competences of modern bachelor students, post-graduate students, doctoral students of social or family pedagogy departments is of paramount importance. Various age groups (from the early childhood to teenage age and youth, in a maturity in 25-37 years or more) took part in longitudinal study. Testing was held in 1969-2015 and covered the entire period of pedagogical activity of the author. The reliability of the efficiency of results of the approach to development of the third state educational standard developed by the author has been confirmed. Results of long-term experimental work of the author are confirmed also at hundreds of university schools of sciences of Russia, the Commonwealth of Independent States, foreign countries, and at the examination of UNESCO as well. Testing of effective system of methodical and theoretical bases of conceptual strategy of innovative educational model of sociocultural and pedagogical emotivation confirmed the basic character of the component of communication educational systems. Theoretical bases of conceptual strategy of innovative educational model of sociocultural and pedagogical emotivation as a basic component of formation of the strategic directions of public safety of Russia technologically defined the correctness of the author’s position in relation to organic and natural realization not only in the processes of training, development, education of youth, but also in the improvement of economic and political structures of advanced technological communications. The sociocultural and pedagogical emotivation initially indirectly increases the productivity and tonus of busy practically in all fields of social and economic life Russian citizens by means of activation of social and communicative regulators of art and creative potential of innovative systems into reality. Today the strategic information resource of flexible educational technologies is expressed in the guaranteed public safety of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Система социокультурно-педагогической эмотивации как одна из стратегических областей общественной безопасности российского общества»

слово

ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ...

1УДК 378.1 ББК 74.58

система социокультурно-педагогической эмотивации как одна из стратегических областей общественной безопасности российского общества

А.Ю. Гончарук

Для российского общества в XXI в. первостепенное значение имеет развитие коммуникативных компетенций современного студента, учащегося бакалавриата, магистранта, аспиранта, докторанта кафедры социальной или семейной педагогики. В лонгитюдном исследовании принимали участие различные возрастные группы (от раннего детства до подросткового возраста и юности, в зрелость в 25-37 лет или больше). Тестирование проводилось в 1969-2015 гг. и охватывало весь период педагогической деятельности автора. Получила подтверждение достоверность эффективности результатов разработанного автором подхода к разработке третьего государственного образовательного стандарта. Результаты многолетней экспериментальной работы автора подтверждены также в сотнях университетских научных школ России, СНГ и дальнего зарубежья, а также в экспертизе ЮНЕСКО. Тестирование эффективной системы методолого-теоретических основ концептуальной стратегии инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации подтвердило базисный характер составляющей коммуникационных образовательных систем. Теоретические основы концептуальной стратегии инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации как базисной составляющей формирования стратегических направлений общественной безопасности России технологически определили правильность авторской позиции применительно к органически-естественной реализации не только в процессах обучения, развития, воспитания молодежи, но и в совершенствовании экономических и политических структур передовых технологических коммуникаций. Социокультурно-педагогическая эмотивация изначально, косвенно повышает производительность, тонус занятых практически во всех сферах социальной и экономической жизни российских граждан посредством активизации социально-коммуникативных регуляторов художественно-творческого потенциала инновационных систем в реальность. Сегодня стратегический информационный ресурс гибких образовательных технологий выражается в гарантированной общественной безопасности российского общества.

Ключевые слова: аналитические проблемы, социально-педагогическая мотивация, социально-педагогическое образование, инновации, информационные и коммуникационные подходы, комплексное решение, системы авторского права.

SYSTEM OF A SOCiAL, CULTURAL AND PEDAGOGiCAL EMOTiVATiONS AS ONE OF STRATEGiC AREAS OF PUBLiC SAFETY OF RUSSiAN SOCiETY

A. Yu. Goncharuk

For the contemporary Russian society the development of communicative competences of modern bachelor students, post-graduate students, doctoral students of social or family pedagogy departments is of paramount importance. Various age groups (from the early childhood to teenage age and youth, in a maturity in 25-37 years or more) took part in longitudinal study. Testing was held in 1969-2015 and covered the entire period of pedagogical activity of the author. The reliability of the efficiency of results of the approach to development of the third state educational standard developed by the author has been confirmed. Results of long-term experimental work of the author are confirmed also at

hundreds of university schools of sciences of Russia, the Commonwealth of Independent States, foreign countries, and at the examination of UNESCO as well. Testing of effective system of methodical and theoretical bases of conceptual strategy of innovative educational model of sociocultural and pedagogical emotivation confirmed the basic character of the component of communication educational systems. Theoretical bases of conceptual strategy of innovative educational model of sociocultural and pedagogical emotivation as a basic component of formation of the strategic directions of public safety of Russia technologically defined the correctness of the author's position in relation to organic and natural realization not only in the processes of training, development, education of youth, but also in the improvement of economic and political structures of advanced technological communications. The sociocultural and pedagogical emotivation initially indirectly increases the productivity and tonus of busy practically in all fields of social and economic life Russian citizens by means of activation of social and communicative regulators of art and creative potential of innovative systems into reality. Today the strategic information resource of flexible educational technologies is expressed in the guaranteed public safety of the Russian society.

Keywords: analytical issues, social and pedagogical motivation, social and pedagogical education, innovation, information and communication approaches, comprehensive solution, copyright system.

Политические, экономические, социокультурные преобразования, охватившие все сферы нашей жизнедеятельности, обуславливают возрастающую роль системы университетской научной школы в формирования демократичного общества в его гармоничном становлении и совершенствовании. В сегодняшних условиях решения актуальных проблем разработки теоретико-методологических основ стратегии, инновационных технологий, тактик гарантированного обеспечения единства России необходимы целостные, разносторонне-гармоничные подходы сохранения, преумножения, технологического саморазвития профессиональных компетенций студенчества в системе психосоциокультурных ценностей в контексте метафизики языковой семантической креативности, что невозможно без сочетания классически-традиционных, современных и потенциально-перспективных подходов, создаваемых лишь в системе коммуникативно-творческих комплексов стратегии и тактики отечественного образования. В целостном, многоплановом университетском образовательном процессе инициации стратегического ресурса безопасности российского общества в ХХ1 в. первостепенное значение приобретает развитие коммуникативно-технологического комплекса компетенций современного студента, учащегося бакалавриата, магистранта, аспиранта, докторанта в психосоциокультурно-педагогическом отношении к потенциально качественно новой действительности эпохи инновационных информационных тех-

нологий постиндустриального мира в системе метафизики семантической креативности. В настоящее время очевидна высокая степень расхождения между насущной потребностью системы образования России в социокультурно-педагогических идеях в области коммуникативно-технологических компетенций нравственно-эстетического развития учащейся молодежи и результатами соответствующих исследований. Его методологические аспекты целостно не рассмотрены сегодня ни в отечественной, ни в зарубежной педагогике университетского образования. Экспериментально не изучена совокупность педагогических условий, благоприятствующих (либо препятствующих) разностороннему, гармоничному развитию юношества средствами зрелищных и аудиови-деоискусств. Именно социокультурно-педагогическое использование лучших произведений художественного творчества принципиально важно в эпоху информационных технологий: оно открывает перед молодым россиянином наиболее доступный способ получения элементарных начал эстетических знаний. С другой стороны, засилье в аудиовидеопрокате, на театральных подмостках американизированной массовой поп-субкультуры чревато не только опасностью утверждения примитивного кругозора «кассетного» человека-наркомана среди нашей молодежи, но и способно приводить ее к мысли о том, что подобные суррогаты и есть настоящее искусство. Автор проанализировал совокупность социокультурно-педагогических условий развития коммуникативно-тех-

нологических компетенций в контексте нравственно-эстетического отношения учащихся бакалавриата по специальности «Социальная педагогика» факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета к действительности в контексте прогресса корпоративно-коммуникативной системы нынешнего университетского содружества, взятой в ее генезисе, самовоспроизводстве как целостное понятие процессуального эволюционно-демо-кратичного и меритократичного характера. Геополитическая реальность закономерно выдвигает в современном образовательном пространстве России на передний план прогресса всего научно-гуманитарного содружества и каждой отдельной личности именно социокультурно-педагогический контекст, обуславливая ведущую роль в нем университетского образования, искусств, нравственно-эстетического творчества. Только они в состоянии в потенциально постиндустриальную эпоху естественно органично взаимодействовать с экономической, политической, общественной и другими сферами жизнедеятельности субъектов эволюционно-демократичного развития земной цивилизации XXI столетия, обеспечивая благоприятное гармоничное самосовершенствование структуры каждого из этих закономерно объективных диалектических процессов как факторов-сорегуляторов стратегического коммуникативного информационного пространства России. Педагоги-социокульту-рологи, работающие в системе базового, дополнительного университетского образования, преподаватели воспитательных заведений на разных ступенях общественной «иерархии» испытывают насущную потребность в системном обновлении фундаментальных мировоззренческих основ своего профессионального инструментария, эффективном внедрении прогрессивных подходов в комплексный процесс разностороннего развития личности каждого нашего сегодняшнего воспитанника - потенциального гражданина всемирного содружества людей второй половины наступившего столетия. По существу, эта цель представляет собой реальный образовательный ценностный ориентир социокультурной педагогии зрелищных, аудиовидеоискусств и нравственно-эстетиче-

ского творчества как вероятностно-перспективных функций эмоционально-образных факторов-регуляторов коммуникативно-творческой энергетики рассматриваемого диалектического процесса, акцентуируемого гармоничными доминантами геополитического контекста соразвития государства, общества и личности Homo sapiens noosphaericus. По данным нашей экспертизы в ЮНЕСКО, стилистика нравственно-эстетического отношения современных молодых россиян к действительности дифференцируется на следующие системы подходов: а) авторитарно-диктаторскую (около 40%); б) либерально-попустительскую; и в) демократическую (примерно 10%). Преимущественно из потенциально-перспективных «ядер» более последней, менее первых двух, - формируются оптимально-прогрессивные инновационные образовательные технологии; это - эволюци-онно-демократичный и меритократичный (от лат. meritus + др.-греч. kratos 'власть по заслугам, достоинству') подходы. Разработка фундаментальных социокультурно-педагогических исследований, посвященных проблемам естественно-гармоничного «вхождения» растущей личности в эволюционно-демократичные, ме-ритократичные области потенциальной ноосферы, ориентирована в прогрессивных развивающих системах университетского образования на духовно-самоообразовательные стандарты, единые эстетически-разносторонние пространства и коммуникативно-общечеловеческий художественно-творческий язык зрелищных, аудиовидеоискусств как их основополагающий стратегический информационный ресурс. Несмотря на частоту употребления термина в зарубежных и отечественных общественных науках, еще методологически не выработан комплекс фундаментальных социокультурно-педагогических понятий, отражающих специфику развития нравственно-эстетического отношения (его объективной основы, структуры, функций, качественно результативной формы) в коммуникативно-творческом контексте современной российской университетской научной школы. Это затрудняет раскрытие специфики нравственно-эстетического отношения юношества к действительности в сегодняшних педагогических условиях как социокультурно-образовательного, развивающе-

го их личность мировоззренческого феномена. В контексте социокультурно-педагогической науки мы выделяем под нравственно-эстетическим отношением содержательную совокупность целостных системно-коммуникативных взаимосвязей личности учащегося со всеми семантическими объектами современной ему действительности, порождаемых эмоционально-образной спецификой идеальных художественно-духовных ориентиров прогрессивного мировоззренческого, социокультурного самосовершенствования общества и профессионально реализуемых в комплексном процессе разностороннего образования сегодняшнего воспитанника университета как субъекта-носителя языка семиотики рассматриваемого отношения. В методологическом смысле нравственно-эстетическое отношение индивида к действительности всегда опосредовано общественными системами и ценностями исторически определенной педагогики коммуникационной образовательной культуры, интериори-зованными личностью, то есть воспринятыми как ее собственные. Действительно, целесообразен именно социокультурно-педагогический анализ, опирающийся на логическую реконструкцию коммуникативно-информационного ресурса в процессе развития рассматриваемого отношения. Он позволяет конкретно интерпретировать классические нравственно-эстетически воспитывающие личность возможности университетской научной школы в стратегические реалии России дня завтрашнего. Большинство социокультурно-педагогических разработок ориентировано сегодня на технологические, но не на поисковые инновационные компоненты развивающего процесса; лишь единицы прогрессивных исследований направлены на то, чтобы воспитывающийся сегодня человек России XXI в., попадая в поле «другой» культуры, не терялся, но самореализовывался гармонично и творчески. В нынешнюю эпоху, в начале нового тысячелетия всемирной истории, социокультурно-педагогические аспекты формирования коммуникативно-информационной цивилизации образования, его настоящего, будущего нравственно-эстетическими, мировоззренчески-отношенческими средствами становятся особенно актуальными. Тем более необходимы исследование, разре-

шение инновационных проблем развития нравственно-эстетического отношения учащегося бакалавриата, студента, магистранта к действительности для нашей страны, сделавшей за предыдущее столетие невиданный в истории скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобразовательного типа, но в наши дни столкнувшейся с угрозой разрушения университетского образования, общедоступного обучения как стратегического социокультурно-педагогического ресурса и резкого падения уровня художественной воспитанности своих молодых сограждан. Пессимистически-упадочнические утверждения отдельных ученых, многих преподавателей-практиков о непрестижности, «вторичности» социокультурно-педагогической культуры, образования, нравственно-эстетического развития носят, как правило, критиканский (но не критичный) характер, «гася» при этом ростки и наметки новых образовательных систем университетского уровня, по существу, «на корню».

Современные руководители университетских школ, высших образовательных учреждений различных типов - как привычных, так и вновь возникающих, - в погоне за модернизацией учебного процесса повсеместно вводят в качестве обязательных предметов основы рыночной экономики, электронной и вычислительной техники, предпринимательской деятельности, менеджмента, маркетинга и т. п. Однако все более вовлекаемые в рыночную, подчас спонтанно и агрессивно коммерциализирующуюся жизнедеятельность учащийся бакалавриата, магистрант, студент достаточно болезненно, в основном вопреки собственной природе, бывают искусственно оторваны от эмоционально-образного «эмбриона» системы органически естественного, эволюционного социокультурно-педагогического саморазвития. Как следствие - теряются оптимальные мировоззренческие, ценностно-художественные ориентиры подлинного нравственно-эстетического творчества, психологическая комфортность, которые современный учащийся молодой человек не в силах ощутить в условиях нестабильной образовательной ситуации, не обеспечивающей своим субъектам уверенности в завтрашнем дне, благополучии своей семьи, народа и страны (как бы эти понятия ни пред-

ставлялись кому-то «устаревающими», оттесняясь изначально инородной воинствующе-американизированной в нравственно-эстетическом отношении макро- и микросоциокультурной средой. Бесспорно, перечисленные здесь аспекты подготовки потенциальных предпринимателей, экономистов, электронщиков, финансовых работников важны не только в узкоспециализированном применении во, все еще, непривычных для большинства учащихся бакалавриата, магистрантов, и студентов рыночных условиях, но и в общеобразовательном, «ликбезовском» плане необходимы как «новым русским», так и традиционно воспитываемым на классически-гуманитарной основе юным гражданам духовно и производственно качественно-эволюционно обновляющейся России. При всем изобилии и кажущемся разнообразии экономических, политических, социокультурных процессов, все они диалектически взаимосвязаны между собой не только во времени-пространстве-темпоритмике, но и в эстетически-отношенческой сути объективно функционирующей и осмысливаемой субъективно-современной и потенциально-перспективной действительности обозримого будущего России.

Справедливо отказываясь от былого всевластия единственно допустимой диалектико-материалистической методологии, прессинга приказов «сверху», авторитарного диктата, подавления уникальности личности по идентификации с прочими «средними» такими же «колесиками-винтиками» партократического государства, избирая оптимальную эволюционно-демократичную общественно-политическую ориентацию, организаторы образовательных структур XXI столетия не в состоянии в большинстве случаев избежать неразберихи в тактических проблемах изучения в университетах основ, скажем, религиозных знаний. Повсеместное принудительно-неукоснительное введение Закона Божьего в расписания занятий без ведома, желания, интереса к религии со стороны учащейся молодежи, родителей, методической подготовленности преподавателей превращается не только в формально «обновленный», но содержательно-поверхностный и одновременно насильственный, подавляющий свободное развитие личности воспитанника

диктат. Бесспорно, основы религиозных учений, отечественной и зарубежной духовной культуры должны быть естественно освоены растущей личностью, но лишь в добровольной, природосообразно-потребностной форме. В нашем исследовании доказывается, что и этот процесс может быть значительно модернизирован и облегчен средствами социокультурно-педагогических ценностей зрелищных, аудиовидеоискусств, имеющих оригинальные взаимосвязи как с художественно-творческими, так и с духовно-религиозными аспектами взаимоотношений растущей личности с действительностью.

Представленный нами проблемный материал как инновационный проект, исходя из анализа теоретических основ художественного развития воспитанника университетской научной школы, базируется на авторской концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной на фундаменте классических и инновационных образовательных идей с учетом реалий современной жизни. Первоначальное теоретическое оформление концепции авторской системы инновационных эмотивационных технологии образования и культуры восходит к аристотелевым понятиям «мимезиса» - подражания искусства действительности и калокагатии, в которых социокультурно-педагогические категории воспитания этически «хорошего» и эстетически прекрасного диалектически взаимосвязаны. Органично адаптировать к проблематике нашей исследовательской работы идеи художественной культуры России «золотого» и «серебряного» веков позволила современная интерпретация автором теоретических идей, изложенных в диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.).

Апробация велась в 1969-2014 гг., охватывающих весь учительский, вузовский стаж социокультурно-педагогической деятельности автора. В лонгитюдном исследовании, которое охватывало нравственно-эстетическое развитие участников экспериментальной деятельности на протяжении разных возрастных периодов их жизни (от дошкольного детства через отрочество и юность к взрослости в 25-37 и более лет), получила подтверждение право-

мерность разрабатываемого коллективом авторов подхода к разработке III государственного образовательного стандарта.

Привлечение социокультурно-педагогических идей о сущности нравственно-эстетического развития личности слушателя, структуре, свойствах ее коммуникативно-творческого отношения к реальности, понимание эмоционально-образной природы художественного творчества позволяет реализовывать стратегические идеи концептуального образовательного моделирования проектируемых учеными условий и процессов в конкретных воспитывающих юношество универсально-феноменальных формах и методах. Так, субъективные факторы развития нравственно-эстетического отношения воспитанника университета к действительности в конкретных формах-содержаниях лучших произведений зрелищных, аудио-видеоискусств объективируются в теоретически-концептуальном моделировании и инструментальных разработках, направленных на творческое преобразование исследуемого экспериментаторами процесса. Это становится весьма актуальным при изучении нами механизмов совместного соуправления педагогом-социокультурологом и учащимся динамикой, интенсивностью и «знаковостью» развития нравственно-эстетического отношения последнего к реальности. Тем самым социокультурные, нравственно-эстетические концепции соотносятся с возникающими проблемными ситуациями, имеющимися материалами исследований, что обеспечивает аналогизацию концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации и психолого-образовательных модулей организации системно-комплексного развития нравственно-эстетической культуры юношества, в целом. В ходе социокультурно-педагогической практики мы пока еще чисто теоретически, но уже и профессионально-сознательно уяснили: эстетико-разви-вающий эксперимент, проведенный в базовых экспериментальных контрольных студенческих группах всех факультетов университета, обеспечивает диалогичное соотнесение фундаментальных разработок теоретиков с прак-тически-исследуемым объектом-воспитанником как самостной личностью. Осуществляется «перенос» общеметодологических идей, ранее

выдвинутых социокультурной педагогикой зрелищных, аудиовидеоискусств искусств, на конкретную действительность мира университетского образования в мире коммуникативных информационно-безопасностных стратегических ресурсов. Наблюдается сужение проблематики теоретического исследования через две зафиксированные учеными и педагогами-практиками тенденции:

• ограничение средств социокультурно-педагогического взаимодействия по нравственно-эстетическому отношению к общему предмету;

• оформление результативной стороны процесса при изучении разнообразных социально-культурных средств данного взаимодействия.

На основе лекций, семинарских, практических занятий и особенно на деле, в школе, оздоровительном лагере, муниципальных службах начинающие социальные педагоги-психологи могут, при желании, получать как надежные методологические идеи, так и методические рекомендации-тренинги, позволяющие использовать универсальность теории социокультурно-педагогической эмотивации в принципиально любой из форм урочной, внеклассной, внешкольной образовательной деятельности в обычной или специализированной школе. Практическое внедрение концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации, на первый взгляд, требует дополнительных материальных, организационных, интеллектуальных затрат отдельным социальным работником, коллективом педагогов или ученых-исследователей. Однако пресловутая мотивация как развитие осознанной потребности юношества в полноценном освоении мира не столько через «порнушно-чернушный» сумбур медиакоммуникативных средств с отрицательной эмотивной направленностью, сколько посредством личностно-деятельностного потребления естественно-творческих ценностных ориентаций подлинного нравственно-эстетического самообразования, - без неопозитивной социокультурной эмотивации также сегодня уже нереальна. Преподавая десятилетиями, скажем, математику или даже историю в одних и тех же классах, преподаватель неотвратимо-искусственно отупляется всей систе-

мой однообразных, доведенных до автоматизма знаний, умений и навыков, «провоцируемых» шаблонами и стереотипами «поурочно-многочасовой, потогонной» профессии; он становится примитивным, малотворческим и психологически-закомплексованным урокодате-лем. Элементы теории социокультурно-педагогической эмотивации, внедряемые в каждый из компонентов образовательного процесса, позволяют любому, даже просто исполнительному, самому обычному преподавателю и давать учащимся основы общеобразовательной подготовки, и развивать творчески особенно одаренных ребят, и самовоспитываться самому посредством тренингов арттерапии, методик снятия и предотвращения стрессов, избегания однообразных шаблонов и стереотипов через повседневные новизну и проблемность свого профессионализма. Сегодня духовно-самообновляющемуся университетскому образованию России особенно необходимы неопозитивные эмотивные ориентиры фундаментально-методологических мировоззренческих «опор», на которых будут строиться государство и общество, внешняя и внутренняя политика, национальные ценности искусств, социально-экономический курс, наука и культура. Теория социокультурно-педагогической эмо-тивации не является «панацеей» от всех бед кризисных процессов в экономической, политической, культурной, собственно образовательной сферах социума. Однако, без ее творческого внедрения в университетскую научную систему, связанного с подготовкой качественно новых преподавателей-эмотиваторов высокоэстетичной жизнедеятельности воспитанников и своей собственной - неопозитивный прогресс ни отечественной, ни зарубежной систем образования становится нереальным по определению. Автор уверен, что с годами-десятилетиями не мы, так наши дети увидят, как эффективное использование данной теории окупится сторицей и в экономическом, и в политическом, и особенно в духовно-нравственном отношении так, как мы это констатировали во время социокультурно-педагогической практики студентов - социальных педагогов.

Результаты многолетней экспериментальной деятельности автора внедрены в сотнях университетских научных школ в России, стра-

нах ближнего и дальнего зарубежья, а также в системе экспертизы ЮНЕСКО. Апробация эффективно системы методолого-теоретических основ стратегии концептуальной инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации как базального компонента стратегической области общественной безопасности России констатировала, что авторский комплекс в состоянии органично-естественно внедряться не только в процессы обучения, развития, воспитания молодежи, но и в экономические, политические структуры прогрессивных технологических коммуникаций. Социокультурно-педагогическая эмотивация изначально, опосредованно повышает производительность труда, тонус занятых практически в любых сферах общественно-экономической жизнедеятельности граждан России, создавая общественно-коммуникативные художественно-творческие основы перспективно-потенциальных инновационных систем в реальности сегодняшнего дня как стратегического информационного ресурса гибких образовательных технологий в гарантированной обеспеченности общественной безопасности российского общества.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончарук, А. Ю. Социально-педагогическая культура, искусство и религии регионов России (народное художественное творчество) [Текст]: моногр. / А. Ю. Гончарук. - М.: РГСУ, 2012. - 216 с.

2. Гончарук, А. Ю. Социально-педагогическая культурология [Текст]: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. / А. Ю. Гончарук. - М.: Перспектива, 2012. - Ч. 1. - 180 с.

3. Гончарук, А. Ю. Основы теории и истории социально-педагогической культуры [Текст]: учеб. пособие / А. Ю. Гончарук. - Саарбрюк-кен: LAP LAMBERT Acadimic Publishing, 2012. - 164 с.

4. Гончарук, А. Ю. Образование и духовность в современном российском обществе в системе теории и истории музыкальной социально-педагогической культуры [Текст]: моногр. / А. Ю. Гончарук. - М.: Перо, 2012. - С. 3467.

5. Гончарук, А. Ю. Авторская технология социально-педагогической эмотивации в контек-

сте инновационной деятельности в системе образования [Текст]: моногр. / А. Ю. Гонча-рук. - М.: Перо, 2012. - С. 6-48.

6. Гончарук, А. Ю. Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности [Текст]: моногр.: в 2 ч. / А. Ю. Гончарук. - М.: Перспектива, 2013. - Ч. 1. -148 с.; Ч. 2. - 184 с.

7. Гончарук, А. Ю. Психология и педагогика высшей школы [Текст]: учеб.-пед. пособие по 3-му гос. стандарту / А. Ю. Гончарук. -М.: Перспектива, 2013. - 172 с.

8. Goncharuk, A. Yu. Sociocultural and pedagogical emotivation as a theoretical and methodological basis and prospect of development of communicative and creative university systems in XXI century [Text] / A. Yu. Goncharuk // Science, Technology and Higher Education. -Jan. 30-th, 2014. - Westwood, Canada, 2014, pp.157-159.

9. Гончарук, А. Ю. Разносторонне-гармоничное воспитание учащейся молодежи средствами зрелищных, аудиовидеоискусств [Текст]: моногр. / А. Ю. Гончарук. - М.: Перспектива, 2014. - 166 с.

10. Гончарук, А. Ю. Аналитические проблемы социально-педагогического образования в условиях информатизации общества [Текст] / А. Ю. Гончарук // Наука и школа. - 2014. -№ 5. - C. 47-53.

11. Гончарук, А. Ю. Современные подходы социально-педагогического образования средствами аудиовидеоискусств [Текст] / А. Ю. Гончарук // Вестн. Моск. Гос. Ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 2. - C. 274-281.

12. Гончарук, А. Ю. Социально-педагогическая культурология [Текст]: моногр. / А. Ю. Гончарук. - М.: Перспектива, 2014. - 160 с.

13. Гончарук, А. Ю. Парадигмальные измерения в областях гуманитарных наук в свете авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации [Текст] / А. Ю. Гончарук // Междунар. науч.-исслед. журн. - Екатеринбург, 2014. - № 10 (29). - С. 99-101.

14. Гончарук, А. Ю. Актуальные проблемы психологии и педагогики высшей школы аудио-видеоискусств [Текст] / А. Ю. Гончарук // Вестн. Акад. права и управления. - М., 2014. - № 35. - С. 154-161.

15. Гончарук, А. Ю. Коммуникативно-творческие основы инновационных подходов в нравственно-эстетическом воспитании юношества в контексте авторской системы социально-педагогической эмотивации [Текст] / А. Ю. Гончарук // Педагогика. Общество. Право. - Вятка, 2014. - № 3 (11). - С. 4-13.

REFERENCES

1. Goncharuk A. Yu. Sotsialno-pedagogicheskaya kultura, iskusstvo i religii regionov Rossii (narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo): monogr. Moscow: RGSU, 2012. 216 p.

2. Goncharuk A. Yu. Sotsialno-pedagogicheskaya kulturologiya: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Perspektiva, 2012. Part 1, 180 p.

3. Goncharuk A. Yu. Osnovy teorii i istorii sotsial-no-pedagogicheskoy kultury: ucheb. posobie. Saarbrucken: LAP LAMBERT Acadimic Publishing, 2012. 164 p.

4. Goncharuk A. Yu. Obrazovanie i dukhovnost v sovremennom rossiyskom obshchestve v sisteme teorii i istorii muzykalnoy sotsialno-peda-gogicheskoy kultury: monogr. Moscow: Pero, 2012, pp. 34-67.

5. Goncharuk A. Yu. Avtorskaya tekhnologiya sot-sialno-pedagogicheskoy emotivatsii v kontekste innovatsionnoy deyatelnosti v sisteme obra-zovaniya: monogr. Moscow: Pero, 2012, pp. 6-48.

6. Goncharuk A. Yu. Vospitanie nravstvenno-es-teticheskogo otnosheniya yunoshestva k deyst-vitelnosti: monogr. Moscow: Perspektiva, 2013, 148 p. (Part 1), 184 p. (Part 2)

7. Goncharuk A. Yu. Psikhologiya i pedagogika vysshey shkoly: ucheb.-ped. posobie po 3 gos. standartu. Moscow: Perspektiva, 2013. 172 p.

8. Goncharuk A. Yu. Sociocultural and pedagogical emotivation as a theoretical and methodological basis and prospect of development of communicative and creative university systems in XXI century. Science, Technology and Higher Education, Jan. 30-th, 2014, Westwood, Canada, 2014, pp.157-159.

9. Goncharuk A. Yu. Raznostoronne-garmonich-noe vospitanie uchashcheysya molodezhi sred-stvami zrelishchnykh, audiovideoiskusstv: monogr. Moscow: Perspektiva, 2014, 166 p.

10. Goncharuk A. Yu. Analiticheskie problemy sot-sialno-pedagogicheskogo obrazovaniya v us-

loviyakh informatizatsii obshchestva. Nauka i shkola, 2014, No. 5, pp. 47-53.

11. Goncharuk A. Yu. Sovremennye podkhody sot-sialno-pedagogicheskogo obrazovaniya sredst-vami audiovideoiskusstv. Vestn. Mosk. Gos. Un-ta kultury i iskusstv, 2014, No. 2, pp. 274281.

12. Goncharuk A. Yu. Sotsialno-pedagogicheskaya kulturologiya: monogr. Moscow: Perspektiva, 2014. 160 p.

13. Goncharuk A. Yu. Paradigmalnye izmereniya v oblastyakh gumanitarnykh nauk v svete avtor-skoy sistemy sotsiokulturno-pedagogicheskoy

emotivatsii. Mezhdunar. nauch.-issled. zhurn., Ekaterinburg, 2014, No. 10 (29), pp. 99-101.

14. Goncharuk A. Yu. Aktualnye problemy psik-hologii i pedagogiki vysshey shkoly audiovid-eoiskusstv. Vestn. Akad. prava i upravleniya, Moscow, 2014, No. 35, pp. 154-161.

15. Goncharuk A. Yu. Kommunikativno-tvorcheskie osnovy innovatsionnykh podkhodov v nravst-venno-esteticheskom vospitanii yunoshestva v kontekste avtorskoy sistemy sotsialno-peda-gogicheskoy emotivatsii. Pedagogika. Ob-shchestvo. Pravo. Vyatka, 2014, No. 3 (11), pp. 4-13.

гончарук Алексей Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета e-mail: a-goncharuk@bk.ru

Goncharuk AlexeyYu., ScD in Education, Professor, Social and Family Pedagogy Department, Social Work, Pedagogy and Youth Studies Faculty, Russian State Social University e-mail: a-goncharuk@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.