ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
^КУ ЛЬ ТУРА ПЕДА ГОГИЧЕСКО ГО ОБ ЩЕ НИЯ
— СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
УДК 37.01:001.8
Т. В. Христи д ис
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования проблемы культуры педагогического общения как социального явления. Философские концепции зарубежных и отечественных учёных прошлого, касающиеся социального функционирования и межличностного взаимодействия людей, и сегодня являются приоритетными в решении проблемы формирования культуры педагогического общения. Культура педагогического общения рассматривается как составная часть общей культуры педагога, важнейший созидательный ресурс высшего профессионального образования, условие удовлетворённости личности отношениями с окружающими людьми, важная составляющая эффективной профессиональной деятельности. Характеризуются основные стороны общения в единстве как важное условие оптимизации совместной деятельности людей, где культура общения выступает как ведущий компонент успеха. Социально ориентированное педагогическое общение (лекция, доклад, ораторская речь), групповое, предметно-ориентированное общение (включённое в учебный творческий процесс и непосредственно его обусловливающее), личностно ориентированное общение — решают множество задач, меняющихся и развивающихся, но центральной остаётся одна — коммуникативная задача.
Ключевые слова: общество, общение, культура, межличностное взаимодействие.
T. V. Khristidis
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
CULTURE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION — A SOCIAL PHENOMENON
The article examines theoretical and methodological basis of the research of problems of culture of communication as a social phenomenon. Philosophical concepts of foreign and domestic scientists of the past relating to social functioning and interpersonal interaction of people today also are priority solutions of the problem of the formation of culture of pedagogical communication. The culture of pedagogical communication is considered as an integral part of the general culture of the teacher, the most important creative resource of higher education, subject of satisfaction of relationships of an individual with others, an important component of an effective professional activity. The article characterizes main parties of communion in the unity as an important condition for the optimization of peoples activities, where the culture acts as a leading component of success. Socially oriented pedagogical communication (lecture, report, oratorical speech), group, object-oriented communication (included to the learning and creative process), individual-centered communication — solve many problems, changing and developing, but one of the central remains — communicative problem.
Keywords: society, communication, culture, interpersonal interaction.
ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и ис-
270 кусств
KHRISTIDIS TAT'IANA VITAL'EVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Христидис Т. В., 2014
^ Образование в сфере культуры
Ф
Педагогическое общение молено определить как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной профессионально-педагогической деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания человека человеком.
В качестве характеристики процесса педагогического общения молено выделить намерение его управляющей стороны (педагога) повлиять на управляемую сторону (студентов) и друг на друга, то есть оказать воздействие на поведение одного на другого, через использование языка культуры.
Вместе с тем, важно одинаково понимать ситуацию, в которой происходит межличностное педагогическое общение, так как его культура влияет и на построение общей стратегии взаимодействия при решении деловых ситуаций и дидактических задач. При этом можно различать несколько типов взаимодействия, и прежде всего кооперацию, препятствующую возникновению конфликтной ситуации, и конкуренцию, способствующую её возникновению или наоборот.
Основными психологическими механизмами познания другого человека являются личностная идентификация, эмпатия, физиогномическая редукция, каузальная атрибуция, социальная категоризация, рефлексия, сопут ст вующие процессу меж лич ност но-го восприятия. Связь культуры педагогического общения с определённым характером отношений между людьми проявляется при эмоциональной регуляции этого процесса, в частности в явлении аттракции. Рассмот-ре ние ос нов ных сторон об ще ния в единстве — валеное условие оптимизации совме-ст ной дея тель но сти людей, ес ли при нять во внимание, что культура общения — процесс мелсличностного взаимодействия, осуществляющийся внутри определённой социальной общности — группы, коллектива, общества в целом, результат возникающей
потребности, обеспечивающей конкретную дея тельность.
Педагогическое общение в этом случае выралсает или реализует социальные отношения. Существуют различные виды общения, где культура его выступает как ведущий компонент успеха деятельности специалиста. Это социально ориентированное педагогическое общение (лекция, доклад, оратор ская речь), групповое, пред метно-ори ен ти рован ное обще ние (вклю чён ное в учебный творческий процесс и непосредственно его обусловливающее), личностно ориентированное общение. Во всех этих видах общения решается мнолсество задач, меняю щихся и раз ви ваю щихся, но цен тральной остаётся одна — коммуникативная задача.
Несмотря на то, что педагогическое общение — про цесс слож ный, мно го слой ный, не-пре рывно раз ви ваю щий ся на ос но ве раз личных форм и методов взаимодействия, можно сказать, что оно всегда, и теоретически, и практически, основывается на культуре и этических нормах взаимодействия.
Современная теоретическая и практическая область исследования проблемы культуры педагогического общения в системе «преподаватель — студент» основана на имеющемся историческом опыте и связана с наработанными методологическими подходами, различными методологическими знаниями. Среди них труды русских и зарубежных мыс лите лей.
Так анализ концепций русских религиозных философов XX столетия В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, П. А. Флоренского позволяет сделать вывод, что методология общения, с одной стороны, выступает средством познания че ло века че лове ком, с дру гой — по зи-тивного (негативного) преобразования дей-ст вительности.
Так, Н. А. Бердяев на первое место ставит духовное начало людей, индивидуальные цен но сти лич но сти и рассмат ри ва ет общение как «непосредственное отношение че-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
ло ве ка к че лове ку че рез Бо га» [2, с. 294]. Он выделяет общение в творчестве, общение в любви и общение в Духе. Через все творчество Н. А. Бердяева проходит мысль о формировании личности человека в свободе, через свободу, для свободы. Он вводит понятие «коммюнотарность», которое обозначает непосредственное отношение человека к человеку через Бога, как внутреннее начало жизни. Общение, по его мнению, есть духовный феномен, выходящий за пределы органической природы [3, с. 306, 309].
Интересна точка зрения, высказанная Б. Спинозой, который, как известно, делил со вре мен ное ему об ще ст во на две по лови ны, что определило в дальнейшем многие этические системы. Первая — та, в которую входят люди, уже по природе своей склонные к ненависти и зависти. Они находят удовольствие в бессилии себе подобных. Здесь существует непомерное желание каким бы то ни было образом подавить другого. Вторая по лови на — люди, жи ву щие в со от вет ст-вии с принципами разума, а не страстей, они едины, подобны друг другу, и поэтому постоянно стремятся к взаимному общению.
По мнению Б. Спинозы, человек, руководствующийся разумом, является более свободным в государстве, где он живёт со-образ но с об щи ми по ста нов ле ния ми, чем в одиночестве, где он повинуется только самому себе [5].
Та и другая точки зрения известных мыслителей прошлого актуальны и сегодня. Дей ст ви тель но, ос нов ной цен но стью, формирующей культуру общения людей, молено считать свободу, ибо только свободные люди бывают наиболее благородными по отношению друг к другу и связаны между собой дружбой. Именно дружба может стать основой культуры общения людей.
Не менее ва жен для пони ма ния обо значенной нами проблемы взгляд В. Гегеля на гражданское общество. Его он считал объединением «особенных лиц» в единое общественное целое для удовлетворения своих потребностей и интересов. В обществе,
по его мнению, необходима некоторая положительная связь между людьми, так как «без соотношения с другими он не может достигнуть объёма своих целей» [4]. Таким образом, он поставил задачу — решение социальной проблемы, устранение конфликта между индивидом и обществом.
Пожалуй, особое место в исследовании проблемы общения принадлежит Л. Фейербаху. «Человеческая сущность, — пишет Фейербах, — налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между "Я" и "ТЫ"» [5]. Ему принадлежит антропологическая трактовка общения. «Идеи возникают только из общения между людьми, только из разговора человека с человеком... Сообщество людей есть начальный принцип и критерий истинности», — считает Фейербах [5]. Общение у Фейербаха — не обходи мое ус ловие ста нов ле ния личности, её нравственное совершенствование и средство передачи культурно-значимых ценностей; это сфера подлинного равенства между людьми. «Уединённость есть конечность и ог ра ни чен ность, об щение есть свобода и бесконечность» [5].
Проблема человеческого общения волновала мыслителей и педагогов на протя-же нии мно гие веков. На ка ж дом вит ке социального и культурного развития анализ этой слож ной про бле мы обога щался новыми фактами, концепция ми, откры тия ми.
Выдающиеся педагоги прошлого Комен-ский, Ушинский, Песталоцци, Толстой утверждали, что любая методика обучения, не согретая любовью педагога, обречена на про вал, что от ноше ния люб ви и до верия есть высшая форма педагогического общения, а вос пи та ние лич но сти, по стро ен ное по законам Любви и Свободы, Добра и Справедливости, Разума и Правды, есть Идеал педагогический и социальный.
Сегодня жизнь показывает, что многие педагоги без разбору пытаются переносить на нашу отечественную почву западноевропейские методики и теории. Однако при вся-
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
ком пере не се нии чу жих сис тем на род ную почву важно не забывать своей культуры, не забывать и далее предвидеть то, какой гибрид может получиться от объединения различных культур.
Известный отечественный педагог Ю. П. Азаров предложил новый метод в педагогике — синтез искусств и педагогических средств. Его Педагогика, отвергая технократизм, демонстрирует новую технологию обучения — серд це ви ну кон цеп ции це ло ст ного процес са воспитания творческой личности. В процессе такого общения своеобразно возникает и развивается эстетическая потребность человека, которая применительно к межличностному взаимодействию выступает как ос вое ние че ло веком ми ра дру гих людей на основе гармонии, целесообразности и гума-низ ма. Та кой под ход пред по ла га ет пе ре вод в практику педагогического общения тех общекультурных ценностей, которыми располагает педагог [1].
Культура педагогического общения — важная составляющая часть общей культуры личности, является одной из сторон базовой культуры, представляющих комплекс характеристик (знаний,способностей, ценно ст ных ори ен та ций и т.д.), ко торые позволяют человеку находиться в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой.
Культура педагогического общения — важ ней шее ус ловие удов ле тво рён но сти участников образовательного процесса жизнью в целом, а также необходимая составляющая про фессионального мас тер ства специалиста и, пожалуй, одно из важнейших условий эмоционального, психического и социального развития личности.
Культура педагогического общения испытывает на себе влияние как общих законов, су ще ст вую щих в об ще ст ве, так и со стоя ния
культуры общества в целом.
Низкий уровень коммуникативной культуры личности сегодня стал острейшей со-ци аль ной про бле мой и про яв ляет ся в рав но-душии и безразличии, неуважении и нежелании взаимопонимания, повышении уровня агрессивности и тревожности.
Мы понимаем, что культура педагогического общения является инструментом воз-дейст вия, пу тём к взаи мопони ма нию и продуктивной социальной деятельности.
Высокий уровень культуры педагогического общения характеризуется развитыми педагогическими способностями, высоким уровнем эмпатии и рефлексии, владением техникой активного слушания и «Я-выска-зывания», умением использовать позитивные средства невербальной коммуникации, желанием конструктивно решать конфликтные ситуации.
Основываясь на вышесказанном, молено сделать вывод, что культура общения, в том числе и педагогического, — социальное явление, иногда рассматриваемое в узком смысле для характеристики наиболее непосредственных отношений людей между собой. Вме сте с тем очевид на не обходи мость употребления понятия культура общения в более широком смысле для обозначения всех форм связей и отношений, как прояв-ле ние спо собно сти к об ще нию не за ви си мо от конкретного содержания и условий социальной среды обитания и деятельности людей, как осоз нан ные свя зи людей, вхо дя-щие в лю бую че лове че скую общ ность. Способность к общению в данном случае — это одна из наиболее общих психологических категорий. Спо соб ность к об ще нию, как и культуру педагогического общения, молено и нужно развивать в процессе профессио-наль ной под го тов ки специа ли стов в ву зе.
Примечания
1. Азаров Ю. П. Педагогика свободы и любви. Москва, 1994.
2. Бердяев Н. А. Судьба России. Москва, 1990.
3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Москва, 2001.
4. Гегель Г. В. Феноменология Духа. Философия истории. Москва, 2007.
5. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры. Москва, 2011.
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
6. Спиноза Б. Сочинения : в 2 т. Москва, 1999. Т. 1.
7. Фейербах А. Избранные философские произведения. Москва, 1995. References
1. Azarov Yu. P. Pedagogika svobody i lyubvi [Pedagogy of freedom and love]. Moscow, 1994.
2. Berdyaev N. A. Sudba Rossii [The destiny of Russia]. Moscow, 1990.
3. Berdyaev N. A. Filosofiya svobodnogo dukha [The philosophy of a free spirit]. Moscow, 2001.
4. Hegel G. V. Fenomenologiya Dukha. Filosofiya istorii [Phenomenology of ac Spirit. Philosophy of history]. Moscow, 2007.
5. Sadovskaya V. S., Remizov V. A. Osnovy kommunikativnoy kul'tury [Basics of communicative culture]. Moscow, 2011.
6. Spinoza B. Sochinenia [Works]. Moscow, 1999, Vol. 1.
7. Feuerbach L. Izbrannii filosofskie proizvedenia [Selected philosophical works]. Moscow, 1995.
В статье рассматривается целостный, многоплановый университетский образовательный процесс инициации стратегического ресурса России в XXI веке. Первостепенное значение приобретает развитие коммуникативно-технологического комплекса компетенций современного студента, учащегося бакалавриата, магистранта, аспиранта, докторанта в психосоциокультурно-педагогическом отношении к потенциально качественно новой действительности эпохи инновационных информационных технологий постиндустриального мира в системе именно метафизики семантической креативности. Представленный проблемный материал как инновационный проект базируется на авторской концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной на фундаменте классических и инновационных педагогических идей с учётом реалий современной жизни. Апробация эффективности системы методолого-теоретических основ стратегии концептуальной инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации констатировала, что авторский комплекс в состоянии органично-естественно внедряться не только в процессы обучения, развития, воспитания молодёжи, но и в экономические, политические структуры прогрессивных технологических коммуникаций.
Ключевые слова: социально-педагогическое образование, аудиовидеоискусства, авторская система социокультурно-педагогической эмотивации.
ГОНЧАРУК АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета; эксперт: ЮНЕСКО, министерств образования и науки, культуры и массовых коммуникаций; член: Союза театральных деятелей, правления Центрального Дома работников искусств
GONCHARUK ALEKSEY YUR'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of the social&family pedagogics of the Russian state social university; expert for the UNESCO, ministries for the: education&science, culture&mass-communications; member of the Theater Liders Union, Art creators department-House
О ВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ АУДИО ВИДЕО ИСКУССТВ
Ф
УДК 37.01:001.8 А. Ю. Гончарук
Российский государственный социальный университет
Ф
e-mail: [email protected] © Гончарук А. Ю., 2014
Ф