Научная статья на тему 'Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова'

Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАДИЦИИ / ИДЕЯ НАРОДНОСТИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО ПРОШЛОГО / НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО / ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ СТРЕЛЬЦОВ / VALUE-ORIENTED EDUCATION AND TRAINING OF IDENTITY / SPIRITUAL VALUES OF THE RUSSIAN CULTURE / SPIRITUAL AND VALUE EDUCATION IN THE EDUCATION SYSTEM / TRADITIONS / IDEA OF NATIONALITY / EDUCATIONAL / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CONTEMPORARY AXIOLOGICAL CONSCIOUSNESS / THE FORMATION OF SPIRITUALLY ORIENTED RUSSIAN CIVILIZATION / GOAL-SETTING / THE UNITY OF PAST / PRESENT AND FUTURE / YURI ANDREEVICH STRELTSOV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Надежда Дмитриевна

Статья посвящена проблемам ценностно-ориентированного воспитания молодёжи на современном этапе. В центре внимания находятся идеи, представления и мысли видного теоретика социально-культурной деятельности, доктора педагогических наук, профессора Московского государственного университета культуры и искусств Юрия Андреевича Стрельцова, в частности, его идея о необходимости формирования духовно ориентированной российской цивилизации как основной составляющей современного ценностного сознания молодёжи. Опираясь на труды педагогической системы известного учёного, в статье выстраивается логическая цепочка ретроспективного анализа традиций ценностно-ориентированного воспитания и обучения и путей решения проблемы формирования духовных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF THE VALUE-ORIENTED TRAINING OF PERSONALITY IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF YU.A. STRELTSOVA

Article is dedicated to the problems of the value-oriented training of young people in the present stage. In the center of attention are located the ideas, views and thoughts of the prominent theorist of sociocultural activity, the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Moscow State University of culture and arts Yuri Andreevich Streltsov, in particular, his idea of the need for shaping of the spiritually oriented Russian civilization as fundamental component of the contemporary value consciousness of young people. Based on the proceedings of the pedagogical system of the famous scientist, the article builds a logical chain retrospective analysis of the traditions of value-oriented education and training and solutions to the problems of formation of spiritual values and value orientations of students of the University of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова»

У/СРАДИЦИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Ю. А. СТРЕЛЬЦОВА

УДК 37

Н. Д. Булатова

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена проблемам ценностно-ориентированного воспитания молодёжи на современном этапе. В центре внимания находятся идеи, представления и мысли видного теоретика социально-культурной деятельности, доктора педагогических наук, профессора Московского государственного университета культуры и искусств Юрия Андреевича Стрельцова, в частности, его идея о необходимости формирования духовно ориентированной российской цивилизации как основной составляющей современного ценностного сознания молодёжи. Опираясь на труды педагогической системы известного учёного, в статье выстраивается логическая цепочка ретроспективного анализа традиций ценностно-ориентированного воспитания и обучения и путей решения проблемы формирования духовных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза культуры и искусств.

Ключевые слова: ценностно-ориентированное воспитание и обучение личности, духовные ценности отечественной культуры, духовно-ценностное воспитание в системе образования, традиции, идея народности, просветительно-образовательная деятельность, современное ценностное сознание, формирование духовно ориентированной российской цивилизации, целеполагание, смысловое единство прошлого, настоящего и будущего, Юрий Андреевич Стрельцов.

N. D. Bulatova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

TRADITIONS OF THE VALUE- ORIENTED TRAINING OF PERSONALITY IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF Yu. A. STRELTSOVA

Article is dedicated to the problems of the value- oriented training of young people in the present stage. In the center of attention are located the ideas, views and thoughts of the prominent theorist of sociocultural activity, the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Moscow State University of culture and arts Yuri Andreevich Streltsov, in particular, his idea of the need for shaping of the spiritually oriented Russian civilization as fundamental component of the contemporary value consciousness of young people. Based on the proceedings of the pedagogical system of the famous scientist, the article builds a logical chain retrospective analysis of the traditions of value-oriented education and training and solutions to the problems of formation of spiritual values and value orientations of students of the University of culture and arts.

Keywords: value-oriented education and training of identity, spiritual values of the Russian culture, spiritual and value education in the education system, the traditions, the idea of nationality, educational, educational activities, contemporary axiological consciousness, the formation of spiritually oriented Russian civilization, goal-setting, the unity of past, present and future, Yuri Andreevich Streltsov.

В любую историческую эпоху молодёжи при- следовать ли прежним морально-нравствен-

ходилось нелегко в силу неустойчивости её ным нормам или приспосабливаться к новой

социального положения. А современные мо- действительности, отрицая последние.

лодые люди поставлены перед выбором: Причин тому много: и изменение уклада

БУЛАТОВА НАДЕЖДА ДМИТРИЕВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного института культуры

BULATOVA NADEZHDA DMITRIEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of theory and history of folk art culture, Moscow State Institute of Culture

e-mail: ndbulatova@yandex.ru © Булатова Н. Д., 2015

жизни постсоветской России, и присоединение к Болонской конвенции, и ценностный кризис, вызванный общими проблемами развития постиндустриального общества.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации существенное значение для обретения «твёрдой» почвы под ногами имеет привитие молодым людям духовных ценностей отечественной культуры в ходе духовно-ценностного воспитания в системе образования. В связи с этим, несмотря на приоритет компе-тентностного подхода в современном образовании, не следует отказываться и от того ценностного, что веками было апробировано в традициях народной педагогики.

надо сказать, что идея ценностно-ориентированного воспитания и обучения человека имеет древние истоки. Ещё во времена античности (Сократ, Платон и др.) уделялось большое внимание идеалу, как физическому (например, красоте человеческого тела), так и духовному. в россии первым к ценностной проблематике обратился В. П. Тугаринов в книге «О ценностях жизни и культуры».

Ценности, по мнению учёного, «... суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определённого общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [9].

Исследованием ценностных ориентаций в системе образования занимались Н. В. Богуславский, Б. Г. Гершунский, В. И. Додонов, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Л. А. Степашко и др.

З. И. Равкин возглавил ряд исследований, посвящённых новым ценностям современного образования в период социально-экономических преобразований в России. Учёный убеждён, что в ходе исторического развития постоянно пополняется «ценностно-мотивацион-ный ряд, побуждающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности» [6].

В конце XX века оформилась новая отрасль педагогики — педагогическая аксиология —

наука о ценностях образования и воспитания, их природе, функциях, структуре, взаимосвязях. Сегодня разработка педагогической аксиологии рассматривается как основа возрождения духовно-нравственных начал в образовании (З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов).

За последние годы защищено значительное количество кандидатских и докторских диссертаций (Н. А. Асташова, Г. А. Аргунова, С. Г. Бугаев, С. Г. Гладнева, С. А. Куликова, Г. П. Михеева, О. Н. Никитина, П. И. Смирнов, М. Г. Резниченко, С. М. Яковлюк и др.), по-свящённых формированию ценностных ори-ентаций подрастающего поколения с помощью использования различных средств обучения и воспитания.

Почти в каждой работе учёных МГИК говорится об этом, но особенно хочется выделить труды А. А. Аронова, А. Д. Жаркова, Н. Н. Ярошенко, Л. С. Зориловой, В. И. Черниченко, Т. В. Христидис и других учёных-практиков, которые рассматривают проблемы духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров.

По-нашему мнению, проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из вечных проблем в истории человечества, такой же, как проблема отцов и детей. Изживают себя старые формы жизни, перестав отвечать общественным запросам, вследствие чего возникает острая потребность в культурном обновлении и выработке нового мировоззрения в целом. И в такие периоды особенную актуальность и общественную значимость приобретают вопросы воспитания и обучения будущих поколений.

Юрий Андреевич Стрельцов также не обошёл вниманием проблему ценностного ориентирования личности. В книге «Педагогика досуга» он пишет, что «в своём историческом развитии теория и практика ценностно-ориентированной деятельности последовательно впитала в себя опыт народного, религиозного, семейного, сословного, школьного воспитания» [7, с. 102].

Попробуем вместе с известным учёным, ос-

новываясь на его педагогической системе, проследить в ретроспективе традиции ценностно-ориентированного воспитания и обучения.

Ещё в мифическое (начальное, правремя) люди различали добро и зло, способны были оценить хорошие и плохие поступки и т.д. Многие учёные, в том числе и ю. А.Стрельцов, отмечают, что мифология включала в себя самые разнообразные элементы духовной культуры и одновременно выполняла функции первобытной религии, философии и искусства древнего человека. А фольклор, как «социокультурное образование», по терминологии Ю. А. Стрельцова, тоже носил «ярко выраженный синкретический характер, хотя существенные отличия от мифологии уже прослеживались. Главное отличие заключалось в том, что в фольклоре распалась нерас-членность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и имени этого существа. В контексте фольклора на подобной основе родился художественный образ в собственном виде со всеми своими атрибутами....» [7, с. 102].

Большое значение на формирование духовности личности человека оказала религия, в частности христианство. «Православная традиция особенно глубоко пронизана воспитательным началом. Религия не только передаёт определённую сумму представлений о мире, но и стремится сформировать у людей определённые социальные установки. То, что мы называем сегодня общечеловеческими ценностями, во многом уходит своими корнями именно в ценностно-ориентированную сферу религиозных верований.», — констатирует Ю. А. Стрельцов [7, с. 102].

Конечно, отношение к религии всегда было неоднозначным: от полного погружения до полного отказа (вспомним атеистическое воспитание в советское время и какие ценности пропагандировались в то время). Однако, как утверждает Ю. А. Стрельцов, и мы с ним полностью согласны: «Православие на протяжении более двух тысячелетий выступало в качестве надёжной духовной опоры для мил-

лионов людей. Трудно переоценить ценност-но-ориентационную роль провозглашённого в Священном Писании золотого правила нравственности и этических заповедей» [7, с. 103].

Религия на Руси сама по себе являлась и является мощным зарядом духовности, много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание. [1]. Именно религиозное учение приучало детей «сызмальства» заботиться о своём доме, о других людях, прививало почтительное отношение к родным и близким, в основе такого воспитания была Любовь, любовь к ближнему своему.

«На разных исторических этапах на Руси и в России складывались различные отношения двух культур — духовной и светской, — пишет Ю. А. Стрельцов. — Однако лучшие представители властных структур и общественности никогда не склонялись к их противопоставлению. Более того, сами представители власти, как и деятели культуры, не раз вносили очень ценную лепту в процесс ценностного ориентирования. Одним из первых на этом пути был великий киевский князь Владимир Мономах — автор величайшего памятника древнерусской литературы и педагогической мысли "Поучение детям"» [7, с. 103].

Появившийся позже «Домострой» (XV— XVI века) рассказал, почему и как следует прививать молодому поколению почтительность к старшим, вежливое отношение к окружающим, трудолюбие, честность, скромность, трезвость и милосердие.

В начале XVIII века вышло руководство по правилам поведения «Юности честное зерцало» (1717), подготовленное по указанию Петра I. «Интереснейший памятник культуры XVIII века включал в себя, наряду с традиционными нормами православной морали и древнерусскими поучениями, новые специфические правила поведения, связанные с культурой и образом жизни передовых западноевропейских стран» (Ю. А. Стрельцов).

Ю. А. Стрельцов подчёркивает, что «российская интеллигенция сделала много полез-

ного для обоснования русской национальной идеи как исходной доктрины для конкретных программ развития ценностного сознания граждан» [7, с. 104].

Анализируя старую систему воспитательной работы и ценностного ориентирования граждан в советский период, Ю. А. Стрельцов совершенно справедливо отмечает, что советской системе воспитания «очень трудно дать однозначную оценку. Здесь были и свои плюсы, и свои минусы». И дальше: «Во всяком случае, внимания к проблемам развития ценностного сознания партийно-государственные структуры уделяли много и средств на эту работу тоже не жалели. Гораздо хуже дело обстояло с доктринальными основами идеологических программ. С самого начала они стали рассматриваться как практическая пропаганда коммунизма и коммунистическое воспитание граждан. Характерными чертами их целей и содержания стали откровенная мифо-логичность, фантастичность, окопная психология, а по многим параметрам — догматизм и схоластика» [7, с. 104—105].

Значимо и современное видение проблемы: «На современном этапе парадигмальные проблемы ценностного ориентирования всецело обусловлены общим и кризисным состоянием России, которая находится в исторической полосе цивилизованного перелома — болезненных экономических и социокультурных перемен, затронувших буквально все аспекты жизнедеятельности общества» [7, с. 105]. Кроме того, известный учёный пишет, что «вопросы, связанные с формированием ценностного сознания личности, особенно обострились в связи с тем, что сегодня у нас отсутствуют единые для всех идеологические установки» [7, с. 105]. Это высказывание учёного особенно актуально, так как старая идеология потеряла свою силу, новая только формируется, а единой нет, по которой всегда строился образовательный и воспитательный процесс, подготовка молодёжи к жизни.

По мнению Ю. А. Стрельцова, «Одной из основных составляющих современного ценностного сознания могла бы стать идея не-

обходимости формирования духовно ориентированной российской цивилизации. Соединяющее в себе как религиозные, так и безрелигиозные компоненты понятие «духовность» содержит твёрдую установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значимое, чем прагматические, вещественные ценности. Такая установка реализуется в непременном стремлении человека к истине, добру и красоте» [7, с. 109].

В качестве ещё одного компонента содержания ценностно-ориентированной деятельности Ю. А. Стрельцов выделяет «народность». Народ всегда национален. «Лишённый национальных признаков, он (народ) (уточнение наше. — н. Б.) будет представлять собой аморфную и безликую массу людей, не связанных единой историей, национальными идеалами; менталитетом и образом жизни. Потеря этой самобытности означает гибель нации» [7, с. 109].

Вспомним, что идея народности пропагандировалась русским педагогом-теоретиком К. Д. Ушинским на основе ценностного отношения к языку. Обратимся к словам К. Д. Ушинского, посвящённым русскому языку: «... в сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой жизни, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Когда исчезает народный язык, — народа нет более».

По Ю. А. Стрельцову, «идея народности ценностного сознания, установок и ориента-ций означает их неразрывную связь с жизненными интересами, чаяниями и устремлениями народа. Другой аспект этой идеи отражает приоритет национальной самобытности, которую следует не просто ценить, но всячески сохранять и подтверждать как отличающееся «не общим выражением» лицо нации» [7, с. 109—110].

Мы полностью согласны с мнением учёных-педагогов, что к такому пониманию народности как одной из важных духовных ценностей

вплотную примыкает идея патриотизма, патриотических ориентаций и установок личности. По мнению Ю. А. Стрельцова, «... эти установки проявляются в чувстве любви к родине, гордости за достижения родной страны, уважении к её историческому прошлому, бережном отношении к народной памяти и национальным традициям» [7, с. 109—110].

В своё время З. П. Васильцова писала, что любовь к родине должна быть деятельной. Ю. А. Стрельцов отмечает: «На современном этапе особую значимость приобретает прак-тико-деятельный аспект патриотизма. Речь идёт не просто о любви к Отечеству, а об активном отстаивании его интересов, беззаветном служении Родине» [7, с. 110].

Именно это качество патриотических чувств выдвигается на первый план в таких принятых государственных документах, как программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011—2015 годы» и программа, посвящённая проблемам формирования толерантности и борьбы с экстремизмом.

Юрий Андреевич Стрельцов в своих трудах выделяет просветительно-образовательную деятельность, отмечая, что именно она «является важным и необходимым компонентом общего процесса развития человека» [7, с. 96] .

определяющей для ценностного сознания русского народа, как известно, занимает идея соборности. В связи с этим известный учёный подчёркивает: «У русского ценностного сознания исконно был коллективно-общинный характер, и к типичному для Запада индивидуалистическому укладу жизни здесь всегда относились неодобрительно» [7, с. 111]. Это ценное замечание Ю. А. Стрельцова, по нашему мнению, необходимо взять на вооружение при конструировании ценностно-ориентированного воспитания современного россиянина.

В построении системы ценностного ориентирования на современном этапе нельзя обойтись без таких основополагающих понятий, как культура личности, группы, общества в целом. «Именно культура включает в себя отработанные тысячелетиями представления о

нравственной ответственности, о границах, которые никому нельзя переступать, о том, как быть добрым, создавать красоту и уметь любить», — пишет Ю. А. Стрельцов [7, с. 112].

В связи со сказанным и опираясь на педагогическую систему известного учёного, необходимо отметить, что для решения вышеназванных проблем необходимы определённые социокультурные программы, планы, рекомендации, целеполагания.

Воспитание как социальное явление в истории человечества всегда содержало в себе элемент цели и выстраивалось людьми на протяжении длительного общественного развития с ориентацией на определённые цели и ценности.

По мнению Ю. А. Стрельцова, «целепола-гание — довольно сложный по своему осуществлению процесс. В этой ситуации особенно опасны однобокие и ошибочные установки. Именно так обстоит дело с явным завышением целей, когда нереально поставленные ориентиры отличаются чрезмерной масштабностью, абстрактностью и расплывчатостью» [7, с. 45—46]. Отталкиваясь от слов учёного, для того чтобы цель работала, она должна быть реальной и доступной.

Да, на разных этапах своего развития ценности меняются, модифицируются, но основное ядро должно оставаться неизменным. И в заключение как нельзя лучше подходят слова Юрия Андреевича Стрельцова: «Вот почему при любых исторических изменениях продуктивнее всего не прерывать по возможности того, что называют "связью времён", а всемерно обеспечивать в системе ориентаций и установок внутреннее смысловое единство прошлого, настоящего и будущего» [7, с. 114].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что цели и задачи современного образования и воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя социальный заказ в профессиональном и личностном становлении специалиста культуры, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования ценностных ориентаций студентов.

^ Социально-культурная деятельность taillll fl i

Примечания

1. Булатова Н. Д. Этнопедагогика : методическое пособие. Москва : МГУКИ, 2007.

2. Булатова Н. Д. Этнопедагогический потенциал культурных ценностей в профессиональном становлении специалиста культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

2008. № 6. С. 114—116.

3. Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодёжи : материалы «круглого стола» / науч. ред. В. С. Слепокуров, Н. Н. Ярошенко, В. И. Черниченко, В. С. Садовская. Москва : МГУКИ, 2008. 151 с.

4. Жарков А. Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 98—103.

5. Непрерывное образование: история и современные проблемы : коллективная монография. // колл. авторов : Н. Д. Булатова, О. Г. Живейнова, Т. В. Христидис, В. И. Черниченко. Москва : Издательство МБА, 2009. 250 с.

6. Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87—90.

7. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва : МГУКИ, 2010. 307 с.

8. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. Изд. 2-е. Москва : МГУКИ, 2003. 298 с.

9. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград : ЛГУ, 1960. 156 с.

10. Ярошенко Н. Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств — участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 150—154.

References

1. Bulatova N. D. Etnopedagogika [Ethnopedagogics]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2007.

2. Bulatova N. D. Etnopedagogicheskii potentsial kul'turnykh tsennostei v professional'nom stanovlenii spetsialista kul'tury i iskusstv [Ethnopedagogical potential of cultural values in professional formation of the expert of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, No. 6, pp. 114—116.

3. Slepokurov V. S., Yaroshenko N. N., Chernichenko V. I., Sadovskaya V. S., ed. Vospitanie v sisteme formirovaniya tsennostnykh orientatsii molodezhi: materialy "kruglogo stola" [Education in system of formation of valuable orientations of youth: materials of "a round table"]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2008. 151 p.

4. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak sposob sokhraneniya i razvitiya obshchechelovecheskikh tsennostei [Welfare activity as way of preservation and development of universal values]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 3 (53), pp. 98—103.

5. Bulatova N. D., Zhiveynova O. G., Khristidis Т. V., Chernichenko V. I. Nepreryvnoe obrazovanie: istoriya i sovremennye problemy [Continuous education: history and modern problems]. Moscow, Publishing house "MBA",

2009. 250 p.

6. Ravkin Z. I. Razvitie obrazovaniya v Rossii: novye tsennostnye orientiry (kontseptsiya issledovaniya) [Development of education in Russia: new valuable reference points (concept of research)]. Pedagogika. Scientific-theoretical journal of the Russian Academy of Education. 1995, No. 5, pp. 87—90.

7. Streltsov Yu. A., Streltsova E. Yu. Pedagogika dosuga [Leisure Pedagogy]. 2nd edition. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 307 p.

8. Streltsov Yu. A. Kul'turologiya dosuga [Leisure cultural science]. 2nd edition. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2003. 298 p.

9. Tugarinov V. P. О tsennostyakh zhizni i kul'tury [About values of life and culture]. Leningrad, 1960. 156 p.

10. Yaroshenko N. N. Potentsial khudozhestvennogo obrazovaniya v gumanitarnom sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov SNG: strategicheskie podkhody YuNESKO [Potential of art education in humanitarian cooperation of the State Parties of the CIS: strategic approaches of UNESCO]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 2 (52), pp. 150—154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.