ртпедагогика как область научно-практического знания
УДК 378
Т. В. Христидис
Московский государственный институт культуры
В статье даётся краткая характеристика исторических предпосылок развития артпедагогики, определены цель, задачи артпедагогики, её место в системе педагогических наук. Актуализированы возможности артпедагогики в художественно-творческом развитии как здоровых людей, так и людей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается, что артпедагогика как область научного знания и практика обучения, воспитания и развития личности при использовании различных видов искусства позволяет решать разные педагогические проблемы, в частности, развивать творческие способности и корректироваь поведение.
Ключевые слова-, артпедагогика, арттерапия, воспитание, образование, развитие, методы, средства и формы воспитания, художественно-творческое развитие, искусство, культура.
T. V. Khristidis
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
the pedagogic as a field of scientific KNOWLEDGE
In article the short characteristic of historical prerequisites of development of art pedagogics is given, the purpose, problems of art pedagogics, her place in system of pedagogical sciences are defined. Possibilities of art pedagogics in art and creative development of both healthy people, and physically disabled people are staticized. It is noted that in art pedagogics as areas of scientific knowledge and practice of training, education and development of the personality, when using different types of art it is easier to solve pedagogical problems, in particular, in development of creative abilities and correction of behavior. Keywords: pedagogic, therapy, upbringing, education, development, methods, means and forms of education, artistic and creative development, art, culture.
Становление артпедагогики началось ещё в древние времена, а в начале XXI века это инновационное направление педагогики стало наиболее востребованным в силу ряда причин, среди которых главной является изменение отношения к человеку, к целям его воспитания. Сегодня наиболее эффективным средством развития гармоничной личности, повышения духовной культуры человека считается приобщение к достижениям культуры, искусству и творчеству. К объектам культурных ценностей
относятся памятники архитектуры, скульптуры, живописи, прикладное искусство, музыка, фольклор, а также традиции и навыки в области искусства, науки, образования, воспитания разных народов и групп населения России и других стран.
Искусство уже в Древней Греции, Древнем Риме, Китае, Японии, Индии считалось мощным средством воздействия на человека. Так, например, Аристотель, Платон, Пифагор считали, что музыка и танец восстанавливают нарушенную гармонию в че-
ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры 14q KHRISTIDIS TATYANA VITALYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences Professor, Head of
Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: tahris@mail.ru © Христидис Т. В., 2016
ловеческом теле и душе, а музыкальная мелодия и ритм изменяют эмоциональное состояние человека, в этом помогало сочетание музыки, танца, жестикуляции. Здесь мы видим истоки эвритмии - искусства, помогающего человеку находить верный ритм во многих проявлениях своей творческий натуры: в пении, музыке, танце, жестах, декламации стихов.
О влиянии музыки, извлекаемой из различных музыкальных инструментов, на душевное и физическое здоровье человека указывал Демокрит, советуя для этого слушать флейту, а Платон предлагал душевные раны лечить пением и музыкой.
Другие виды искусства, основанные на зрительном восприятии прекрасного (чаще всего изобразительное искусство, представленное в скульптуре и живописи), также рассматривались как эффективное средство воздействия на духовное совершенствование человека.
Однако именно музыку чаще всего использовали для улучшения самочувствия человека, усмирения гнева, снятия эмоционального напряжения. Так, в Древней Греции верили в то, что сольные вокальные произведения, исполняемые певцами под аккомпанемент различных музыкальных инструментов - кифар, лир, цитр, тригона - прародителя арфы, оказывают воздействие, очищающее душу и сознание человека, приводя его к катарсису. Аристотель даже создал учение о катарсисе - концепцию очищения души человека в процессе восприятия искусства, акцентируя внимание на том, что это - особое очищение, способствующее обновлению чувств, гармонии с миром, а также на том, что очень важно в обучении и воспитании детей развивать умственное, физическое и творческое начала в их сочетании. Досуг человека он рассматривал не как забаву, а как времяпрепровождение, доставляющее человеку удовольствие и эстетическое наслаждение.
Музыка, по его мнению, должна не только заполнять досуг людей, но и входить в программу воспитания и обучения.
В Древнем Риме практически без всякого изменения была принята система древнегреческих традиций воспитания и обучения детей. Дошедшее до нас сочинение карфагенского ритора 1У-У веков Марциана Капеллы "Satyпcon" знакомит нас с теми «свободными искусствами», которые изучала молодёжь того периода в Риме.
В Древнем Китае, как и в Греции, музыка в педагогике использовалась достаточно широко, но особое внимание обращалось на музыку и её воздействие на врачевание тела и души. Музыка была неотъемлемой частью жизни китайцев, её философской, педагогической и религиозной составляющей в течение нескольких тысячелетий. Древние китайцы заметили, что благотворное влияние музыки в установлении гармонии человека с природой имеет огромную силу воздействия на его духовный рост и физическое совершенствование. Это воздействие, подтверждённое многовековым опытом, используется в Китае и сейчас -главным образом в нетрадиционной китайской медицине.
Особое значение средствам искусства в формировании личности ребёнка через участие его в художественно-творческой деятельности придавал Л. С. Выготский, отмечая, что процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребёнка.
Позднее стала развиваться теория аффектов, в которой было обосновано воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Были выявлены взаимосвязи между темпераментом человека и выбором им того или иного ритма музыки.
К опыту, накопленному предыдущими поколениями учёных в разработке проблем обучения, воспитания и развития лично-
сти под влиянием культурных ценностей и через воздействие различных видов искусства на человека, обращаются и современные учёные, такие как Ю. П. Азаров, Л. Н. Азарова, Н. Д. Булатова, А. А. Аронов, А. Д. Жарков, В. И. Закутский, Л. С. Зо-рилова, М. И. Кнебель, Д. С. Лихачев, К. С. Станиславский и другие.
Рассмотрим сущность понятия «артпедагогика». Артпедагогика - это не просто механическое соединение двух составляющих - искусства и педагогики, а синтез их воздействия на сознание, поведение и деятельность человека в процессе обучения, воспитания и развития личности с помощью культурного наследия, различных видов искусства и творчества, оптимизирующих социализацию. Иммануил Кант высказывал мысли о том, что такое культура и искусство, как они влияют на открытие в человеке гения. По его мнению, вся культура и искусство, украшающие человечество, самое лучшее общественное устройство - это всё плоды необщительности. Шедевры искусства создаются гениями, а гении чаще всего творят в одиночестве, мало общительны и избегают популярности. Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться. Учитывая, что гении рождаются не очень часто, можно сделать заключение о том, что развивать нужно талант у обычных людей, и здесь артпедагогика может быть наиболее оптимальна и результативна -как в творческом, так и профессиональном развитии личности, но особенно в оказании помощи в улучшении самочувствия «особенных» людей.
В специальном образовании используются термины «арттерапия» и «артпедагогика». В Федеральный государственный образовательный стандарт по специальному образованию включён курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании». Понятия «артпедагогика» и
«арттерапия» имеют некоторое сходство в архитектуре названий, но большое различие в содержании образования, в силу его специфики.
Сходство в том, что в оба понятия включён компонент «арт» - искусство для повышения эффективности работы с людьми различного возраста и состояния здоровья. Различие состоит в специфике задач, методов, средств. Если для арттерапии главной частью является лечение недугов у больных людей, то для артпедагогики - воспитание, обучение и творческое развитие личности здоровых и «особенных» людей.
В артпедагогике как области научного знания и практики обучения, воспитания и развития личности при использовании различных видов искусства легче решать педагогические проблемы, в частности, развивать творческие способности и корректировать поведение.
Цель артпедагогики как синтеза двух областей научного знания (искусства и педагогики) состоит в обеспечении оптимального сочетания теории и практики педагогического процесса воспитания, обучения и развития людей через искусство и художественно-творческую деятельность.
Основные задачи артпедагогики:
• привлечение в педагогическое поле средств и методов искусства, творчества и разных видов художественной деятельности, воздействующих оптимально на воспитание, обучение, развитие;
• использование возможностей искусства и культуры для активизации личностного развития и социальной адаптации как здоровых людей, так и имеющих ограниченные возможности здоровья;
• воспитание умения ценить высокие образцы национальной культуры и усваивать духовно-нравственные ценности;
• воспитание умения понимать окружающий мир через искусство для личностного и разностороннего развития;
• обучение умению контактировать с другими людьми в процессе совместного взаимодействия;
• создание и использование ресурса комфортного психологического состояния в творчестве;
• организация обмена мнениями, эмоциональной оценки предметов искусства и культуры;
• пробуждение желания не только подражать увиденному на мастер-классах, но и самому проявлять творческое Я;
• развитие эстетического вкуса, следуя от хобби к возможному выбору будущей профессии и другие.
Представляя артпедагогику не только как науку, но и как феномен культуры и искусства, можно выделить следующие концептуальные системообразующие компоненты:
1) осмысление художественно-культурного и педагогического опыта предыдущих поколений на основе постижения истории культуры;
2) обоснование системы идей, влияющих на личностное и культурное развитие человека во времени, на его субъективное понимание и оценку себя в современном социуме как творческой личности, способной к культурной коммуникации, освоению культурных и художественных ценностей;
3) разработку приёмов и методов, форм и средств развития художественно-творческого воображения и коммуникации как основы творческой самореализации человека, восприятия художественно-эстетических и морально-этических принципов существования в обществе.
Артпедагогика взаимодействует с рядом других наук, применяя их разработки в теории и практике для развития содержания и реализации поставленных задач. Так, аксиология, философия, этика, эстетика дают дополнительные импульсы в векторном развитии артпедагогики в поис-
ках оптимальных путей в развитии разносторонней личности. Культурология и теория художественной культуры, рассматривающие формирование художественного образа на основе деятельностного и культурологического подходов, помогают артпедагогам увидеть влияние культурно-исторических традиций на личность ребёнка уже на раннем этапе развития.
Как показывает опыт, достаточно тесна взаимосвязь артпедагогики с искусствознанием, социологией искусства и психологией художественного творчества. Эти науки расширяют точку зрения арт-педагога о возможностях влияния искусства на духовно-нравственную сторону жизни человека, формируют понимание сущности воспитательного и развивающего влияния искусства. Связь артпедагогики с общей, возрастной и социальной психологией даёт знания об особенностях высшей нервной деятельности человека, помогает правильно включать в развивающий процесс средства искусства и художественного творчества.
Как уже отмечалось, артпедагогика тесно связана с арттерапией. Артпедагогика и арттерапия основываются на теоретических положениях: о соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности; о зонах «ближайшего развития» (Л. С. Выготский); об учёте особенностей развития людей с проблемами, что даёт возможность выбрать конкретные способы и приёмы работы, привлекая нужные для этого средства искусства. При этом для артпедагогики ведущим становится развивающий процесс, соответствующий культурно-личностным интересам личности, помогающий артпедаго-гам раскрыть возможности использования искусства в воспитательной, обучающей и развивающей работе с людьми с учётом их специфических возрастных и индивидуальных особенностей.
Артпедагогика, интегрируясь с общей, возрастной и специальной педагогикой, тем не менее в основе имеет дидактические подходы в художественном развитии детей. Основываясь на личностно-ориентирован-ном подходе при выборе средств искусства и методов общения, артпедагогика определяет единственно верный способ - «субъ-ектно-субъектные отношения», предполагающий сотрудничество и оптимизацию творческих способностей.
Артпедагогика частично решает общие с социальной педагогикой цели и задачи - обеспечение интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие с социальной психологией позволяет ей решать задачи социализации личности, используя специфические
методы и приёмы психолого-педагогического воздействия.
Таким образом, современная артпедаго-гика поднимает огромный пласт не использованных ранее возможностей активизации воспитания, обучения и развития личности с помощью различных видов искусства. Особенно она важна для людей, имеющих проблемы со здоровьем, которых в современном мире становится всё больше.
В заключение отметим, что на кафедре педагогики и психологии Московского государственного института культуры впервые в России началась подготовка бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки», профиль «Артпедагогика», и нам видится большая перспектива в развитии этой отрасли знания и практическом её применении.
Примечания
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник / [Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская]. Москва : Academia, 2001. 247 с.
2. Блок О. А. Педагогический потенциал музыкального искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 227-232.
3. Лобанов И. В. Развитие Московского государственного института культуры в процессе реализации культурной политики в Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 11-22.
4. Спинжар Н. Ф. Вопросы гуманитарной подготовки и самореализации личности будущего специалиста в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 211-217.
5. Христидис Т. В. Артпедагогические технологии в инклюзивном образовании // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений, Одинцово, 21 февраля 2016 г. / отв. ред. В. Е. Цибульникова. Москва : Перо, 2016. С. 71-74.
6. Христидис Т. В. Формирование профессионально-педагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 172-175.
References
1. Medvedeva E. A. and others Artpedagogika i artterapiia v spetsial'nom obrazovanii [Art pedagogics and art therapy in vocational education]. Moscow, Academia Publishing house, 2001. 247 p.
2. Blok O. A. Pedagogical potential of music art. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 1 (69), pp. 227-232. (In Russian)
3. Lobanov I. V. The development of the Moscow State Institute of Culture in the process of implementation of state cultural policy in the Russian Federation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, No. 1 (69), pp. 11-22. (In Russian)
4. Spinzhar N. F. Voprosy gumanitarnoi podgotovki i samorealizatsii lichnosti budushchego spetsialista v vuze [Questions of humanitarian preparation and self-realization of the identity of future expert in higher education institution]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 211-217.
5. Khristidis T. V. Artpedagogicheskie tekhnologii v inkliuzivnom obrazovanii [Art pedagogical technologies in inclusive education]. In: Tsibulnikova V. E., ed. Psychology and pedagogical escort of the personality in education: union of science and practice: collection of articles of the IVInternational Scientific and Practical Conference, Odintsovo Psychology and Pedagogical Readings, Odintsovo, on February 21, 2016. Moscow, Pero Publishing house, 2016. Pp. 71-74.
6. Khristidis T. V. Formirovanie professional'no-pedagogicheskogo masterstva spetsialistov sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Formation of professional and pedagogical skill of experts of social and cultural activities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 172-175.
^Коэволюционный ПОДХОД в социально-гуманитарных НАУКАХ (на примере библиотековедения)
УДК 02:378
Н. В. Лопатина
Московский государственный институт культуры
Раскрывается перспективность применения коэволюционного подхода в социально-гуманитарных науках для решения задач регулирования социокультурных новаций информационного общества. Коэволюционный подход рассматривается на примере актуальных проблем современной библиотечной науки и библиотечного образования. Отмечается, что коэволюция институциональных и социокультурных составляющих трансформации библиотеки в условиях информатизации обеспечивает баланс системообразующих и системоизменяющих факторов, определяет параметры конкуренции формальных и неформальных институтов, влияет на функциональность социальных систем, а не только библиотечных практик.
Ключевые слова: социальные науки, гуманитарные науки, библиотековедение, информатизация, информационное общество, социальное управление, социокультурное проектирование, коэволюци-онный подход, методология, методология библиотековедения, развитие методологии.
N. V. Lopatina
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
the coevolutionary approach in the social sciences, humanities and the SOCIOCULTURAL design (the library science case)
It reveals the prospects of using co-evolutionary approach in the social sciences and humanities to solve the problems of regulation of social and cultural innovations of the information society. Coevolutionary approach is considered by the example of actual problems of modern library science and librarian training. It is noted that the co-evolution of institutional and socio-cultural components of the transformation of the library under conditions of informatization provides a balance of the backbone and sistemoizmenyayuschih factors that determines the parameters of competition, formal and informal institutions that affect the functionality of social systems, not just library practices.
Keywords: social sciences, humanities, library science, information, information society, social management, social and cultural development, co-evolutionary approach, methodology, methodology of library science, development methodology.
ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА — доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
LOPATINA NATALYA VIKTOROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head 145
of Department of Library Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: dreitser@rambler.ru © Лопатина Н. В., 2016