Научная статья на тему 'Артпедагогика как инновационная технология в образовательном пространстве'

Артпедагогика как инновационная технология в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1851
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ПЕДАГОГИКА / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / ИСКУССТВО / ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА / МАГИСТРАТУРА / CREATIVE THINKING / FACTORS AND CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING / ART / PERCEPTION OF ART / MASTERS PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маковец Людмила Анатольевна

В современных условиях переход к артпедагогике имеет особую актуальность. Система государственных стандартов образования при всех своих очевидных плюсах имеет слабые стороны: в ней почти не остается места широкому, «избыточному», творческому подходу. Воспитание и обучение всесторонне развитой личности возможно лишь в условиях полифонической образовательной среды, изобилия приемов и методов обучения, разнонаправленного творческого процесса, в который включены не только педагоги и тьюторы, но и сами ученики. Суть артпедагогики состоит в интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности. При этом искусство становится неким посредником, который обеспечивает психолого-педагогические условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического содержания. Вместе с тем, артпедагогика помогает изучению искусства. Педагогика искусства имеет богатый потенциал для успешного решения задач художественного образования, который пока используется недостаточно, имеет спонтанный и эпизодический характер по ряду причин. Из них главные: откровенное непонимание ценности и возможностей художественного образования; малое время, отведенное для преподавания художественного цикла; бедное и не вполне отвечающее специфике времени предметное наполнение этого цикла. К числу таких причин относится и недостаточная подготовка учителей и педагогов к творческой инновационной работе. Эту ситуацию может исправить целенаправленное обучение педагогических кадров как в основном курсе высшего образования, так и в магистратуре по профилю артпедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART PEDAGOGY AS A MEANS OF REALIZING PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL SPACE

In modern conditions, the transition to art pedagogy is of particular relevance. The system of state educational standards, with all its obvious advantages, has its weak points: there is almost no room for a broad, "excessive" creative approach. The upbringing and education of a fully developed personality is possible only in conditions of a polyphonic educational environment, an abundance of ways and means of teaching, and a multidirectional creative process, which includes not only teachers and tutors, but also the students themselves. The essence of art pedagogy is the integration of art, pedagogy, educational psychology, training, development, and support for a growing personality. At the same time, art becomes a kind of intermediary, which provides psychological-pedagogical conditions for perception, comprehension, and consolidation of pedagogical content. At the same time, art pedagogy helps one to study art itself. The pedagogy of art, while having a rich potential for successfully solving the problems of artistic education, is still inadequately used and has, for several reasons, only a spontaneous and episodic presence in today’s educational system. Of these reasons, the main ones are: a frank misunderstanding of the value and possibilities of art education; the short time allocated for teaching of the artistic curriculum; the poor content of this curriculum, which is not fully relevant to current times. Among these reasons is insufficient training of teachers for the work of creative innovation. This situation can be corrected by the purposeful training of pedagogical personnel, both in the main course of higher education and in the masters programs in the field of art pedagogy.

Текст научной работы на тему «Артпедагогика как инновационная технология в образовательном пространстве»

педагогические науки

Маковец Людмила Анатольевна АРТПЕДАГОГИКА КАК ...

УДК 37

АРТПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© 2018

Маковец Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Музыкально-художественное образование» Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660060, Россия, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, e-mail: makovez@mail.ru)

Аннотация. В современных условиях переход к артпедагогике имеет особую актуальность. Система государственных стандартов образования при всех своих очевидных плюсах имеет слабые стороны: в ней почти не остается места широкому, «избыточному», творческому подходу. Воспитание и обучение всесторонне развитой личности возможно лишь в условиях полифонической образовательной среды, изобилия приемов и методов обучения, разнонаправленного творческого процесса, в который включены не только педагоги и тьюторы, но и сами ученики. Суть артпедагогики состоит в интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности. При этом искусство становится неким посредником, который обеспечивает психолого-педагогические условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического содержания. Вместе с тем, артпе-дагогика помогает изучению искусства. Педагогика искусства имеет богатый потенциал для успешного решения задач художественного образования, который пока используется недостаточно, имеет спонтанный и эпизодический характер по ряду причин. Из них главные: откровенное непонимание ценности и возможностей художественного образования; малое время, отведенное для преподавания художественного цикла; бедное и не вполне отвечающее специфике времени предметное наполнение этого цикла. К числу таких причин относится и недостаточная подготовка учителей и педагогов к творческой инновационной работе. Эту ситуацию может исправить целенаправленное обучение педагогических кадров как в основном курсе высшего образования, так и в магистратуре по профилю артпедагогики.

Ключевые слова: артпедагогика, условия развития творческого потенциала личности, искусство, восприятие искусства, магистратура.

ART PEDAGOGY AS A MEANS OF REALIZING PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL SPACE

© 2018

Makovets Lyudmila Anatolyevla, candidate of pedagogical science, associate professor, head of the Department «Music and Arts Education» Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (660060, Russia, Krasnoyarsk, Ada Lebedeva street, 89, e-mail: makovez@mail.ru)

Abstract. In modern conditions, the transition to art pedagogy is of particular relevance. The system of state educational standards, with all its obvious advantages, has its weak points: there is almost no room for a broad, "excessive" creative approach. The upbringing and education of a fully developed personality is possible only in conditions of a polyphonic educational environment, an abundance of ways and means of teaching, and a multidirectional creative process, which includes not only teachers and tutors, but also the students themselves. The essence of art pedagogy is the integration of art, pedagogy, educational psychology, training, development, and support for a growing personality. At the same time, art becomes a kind of intermediary, which provides psychological-pedagogical conditions for perception, comprehension, and consolidation of pedagogical content. At the same time, art pedagogy helps one to study art itself. The pedagogy of art, while having a rich potential for successfully solving the problems of artistic education, is still inadequately used and has, for several reasons, only a spontaneous and episodic presence in today's educational system. Of these reasons, the main ones are: a frank misunderstanding of the value and possibilities of art education; the short time allocated for teaching of the artistic curriculum; the poor content of this curriculum, which is not fully relevant to current times. Among these reasons is insufficient training of teachers for the work of creative innovation. This situation can be corrected by the purposeful training of pedagogical personnel, both in the main course of higher education and in the masters programs in the field of art pedagogy.

Keywords: creative thinking, factors and conditions for development of creative thinking, art, perception of art, masters programs.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Преподавание искусства в российской школе сегодня находится на периферии образовательного процесса - несмотря на огромный обучающий потенциал. Артпедагогика как новое направление школьного образования может изменить ситуацию, причем в современную эпоху существуют все предпосылки к ее активному внедрению.

Споры о необходимости реформы школьного образования в России не утихают десятилетиями, и подходы к обучению подчас меняются на протяжении одной ученической жизни. Стремительно преобразуя практику учебно-воспитательного процесса, свою лепту вносит и технологическая революция с ее тотальным проникновением информационных технологий.

В этих условиях артпедагогика видится одним из самых актуальных направлений современной педагогической науки — как способ компенсировать растущую стандартизацию и «технократизацию» образования, воспитать личность с широкими воззрениями и эстетическим вкусом, сделать ученика центром преобразований. Вместе с тем, именно сейчас, сложились все условия для активного внедрения артпедагогики в образовательный

процесс.

Ни петь, ни рисовать: творческие предметы в современной школе.

Еще в древности великие мыслители Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон определяли искусство как источник становления гармонии и порядка не только во всей вселенной, но и в человеческой душе. О педагогических возможностях искусства писали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие [1, 2].

Искусство определяющим образом участвует в формировании личности человека — прежде всего, ее эмоциональной сферы. Но не только: оно обогащает познавательную деятельность, сокращает время приобретения знаний, умений и навыков. Кроме того, искусство дает возможность выработать собственную систему ценностей, понять свое место в социуме. В целом воздействие искусства направлено на социализацию личности [3].

Казалось бы, в системе школьного образования в России всегда учитывались необходимость художественного обучения ребенка, развития его творческих

Makovets Lyudmila Anatolyevla pedagogical

ART PEDAGOGY AS A MEANS ... sciences

способностей. Так и федеральный компонент действующего в настоящее время государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) включает в качестве обязательных предметов изобразительное искусство и музыку. Фактически их преподавание осуществляется до 7-8 класса, в некоторых случаях уступая место предмету мировая художественная культура (МХК).

Однако, несмотря на длительный период преподавания, искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума». Занятия им дети воспринимают как необязательные и неважные. Как, впрочем, и родители, которые сами недостаточно приобщены к искусству: многие из них охотно заменили бы эти предметы на что-нибудь «более нужное» для того, чтобы ребенок стал «конкурентоспособным на рынке». Необязательность и «второсортность» предметов искусства подчеркивается отсутствием аттестации по ним. Прослеживается и направленность государственной образовательной политики на постепенное сокращение художественного цикла в общеобразовательной школе. Таким образом, в условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин не может рассчитывать на уважительное к себе отношение и закономерно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по учебному времени, отводимому на него, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о его действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса [1].

Артпедагогика - возвращение к личности.

Изменить отношение к предметам художественного цикла, сделать искусство значимым инструментом современного образования может внедрение в широкую практику школьного обучения одной из инновационных педагогических технологий, которая сейчас в России находится лишь на стадии формирования, — артпедагоги-ки. Это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.

В современных условиях переход к артпедагогике имеет особую актуальность. Общий курс на стандартизацию образования, его формализацию, «осушение», создание неких алгоритмов и даже шаблонов наблюдается уже в начальной школе. Однако система государственных стандартов образования при всех своих очевидных плюсах имеет слабые стороны: в ней почти не остается места широкому, «избыточному», творческому подходу. Все, что выходит за рамки стандарта, определенного набора необходимых знаний и компетенций, часто остается без внимания учителя. Между тем воспитание и обучение всесторонне развитой личности возможно лишь в условиях полифонической образовательной среды, изобилия приемов и методов обучения, разнонаправленного творческого процесса, в который включены не только педагоги и тьюторы, но и сами ученики.

Внедрение в образовательный процесс артпедагоги-ки — один из способов создания такой среды. Искусство как способ самоисследования и творческого развития незаменимо в воспитании современного ученика. Суть артпедагогики состоит в интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности. При этом искусство становится неким посредником, который обеспечивает психологические условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического содержания.

Стоит особо подчеркнуть, что задачи и функции артпедагогики выходят далеко за рамки существующих программ художественного воспитания: ее целью является не обучение ребенка, например, рисованию или основам музыкальной грамоты, а развитие его способностей к самовыражению, самопознанию, к приобретению 258

коммуникативных навыков.

Вместе с тем, артпедагогика помогает изучению искусства, познанию его истории и теории, овладению практическими навыками организации коммуникации: художественного восприятия и переживания произведений живописи, литературы, музыки, практическими умениями использовать мощный образовательный и эстетический развивающий потенциал искусства, художественно-творческой деятельности, исследовательскими компетенциями. Артпедагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.

По мнению Н.Ю. Сергеевой, занятой изучением этого направления педагогики, «предмет артпедагогики в общем виде можно определить, как становление человека средствами искусства и художественной деятельности в образовательном пространстве» [4].

А.А. Мелик-Пашаев убежден, что «в обществе, претендующем на какой-то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы обеспечить это невозможно. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка. Поэтому заботой мастеров художественной культуры должно стать не только специальное образование (музыкальное, актерское, художественно-изобразительное, литературное и т.д.), а в первую очередь общее художественное образование. Именно от его преобразования зависит и статус художника в России, и самое существование высокой отечественной культуры, которое сейчас находится под очевидной угрозой» [1].

Пора перемен: новые возможности.

Между тем сегодня возможности получить общее художественное образование и ввести артпедагогику в практику школьного образования широки как никогда. В распоряжении преподавателя в цифровую эпоху находятся любые художественные источники: собрания шедевров мировой живописи, текстовых памятников на всех языках, великие спектакли и шедевры мирового кинематографа, музыкальные произведения любых композиторов мира в разнообразных вариантах исполнения.

Современному учителю не требуется обладать энциклопедической памятью (свойством, которое присуще, к сожалению, лишь небольшому проценту людей), — каждый человек сегодня в любой момент времени владеет всем художественным наследием мира благодаря интернету.

В школе мировая сеть становится удобным инструментом получения знаний, причем в мультимедийной форме, позволяющей донести информацию до ученика самым наглядным способом. При этом возможен очень быстрый ответ на любой запрос, а благодаря интерактивности цифровых источников у учащихся создается эффект присутствия, сотворчества, личной причастности к шедеврам и образцам классической культуры.

Важно, что виртуальные богатства сегодня адекватно дополняются материальными возможностями: ученики могут работать с огромным разнообразием художественных материалов, пробуя себя в различных техниках, если речь идет, к примеру, об обучении рисованию. Так, на дополнительных занятиях ученики младших классов одной из средних школ Центрального района города Красноярска пробуют создавать работы в импрессионистской технике, в технике фовизма, рисовать пастелью на специальной бумаге, выполнять гравюры в технике граттажа и многое другое.

Здесь подчеркнем еще раз, что артпедагогический подход приемлем не только при преподавании предметов художественного цикла — это выход за рамки традиционного обучения, использование огромного багажа, «бэкграунда» или, выражаясь языком интернета, перекрестных ссылок даже в обучении математике, био-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Маковец Людмила Анатольевна АРТПЕДАГОГИКА КАК ...

логии, химии, русскому языку и другим дисциплинам.

Еще одна особенность нынешнего времени, которая создает возможности для развития артпедагогики,

— расцвет музеев и выставочных площадок, который происходит и в Красноярске. Сегодня в городе насчитываются десятки мест, открытых для проведения уроков по любым предметам школьной программы: Краеведческий музей и его филиалы, включая библиотеку им. Г.В. Юдина, Художественный музей им. В.И. Сурикова, новый Музей истории железной дороги, Дом-музей П.А. Красикова и многие другие, которые не только регулярно обновляют экспозиции, но и имеют свой набор образовательных и просветительских программ. Уроки в музее или библиотеке — очень эффективный формат обучения школьников, и отдельные учителя пользуются им, по сути, продвигая артпедагоги-ческое направление в образовании по своему предмету.

Нельзя забывать и о том, что даже без учета текущей ситуации отечественная психолого-педагогическая наука и практика обладает теоретическими разработками, методическими достижениями и учебными программами мирового уровня.

На фоне использования современных мультимедийных технологий или музейного обучения классические методы — к примеру, проблемно-диалоговое обучение

— дают максимальный эффект. Диалог предполагает поиск совместных решений, а не просто обмен информацией, и при такой коммуникации активны все ее субъекты: и педагог, и ученики, что созвучно одному из главных принципов интернет-обучения — интерактивности. В проблемно-диалоговом обучении происходит быстрое развитие чувственно-эмоциональной и духовной сферы ученика, формирование его этического и эстетического иммунитета.

Резюмируя, отметим, что педагогика искусства имеет богатый потенциал для успешного решения задач художественного образования, который пока используется недостаточно, имеет спонтанный и эпизодический характер по ряду причин. Из них главные: откровенное непонимание ценности и возможностей художественного образования; малое время, отведенное для преподавания художественного цикла; бедное и не вполне отвечающее специфике времени предметное наполнение этого цикла.

К числу таких причин относится и недостаточная подготовка педагогов к творческой инновационной работе. Эту ситуацию может исправить целенаправленное обучение педагогических кадров как в основном курсе высшего образования, так и в магистратуре по профилю артпедагогики.

Компетенции без границ: артпедагогика в вузе.

Современные тенденции развития России ставят новые задачи перед системой высшего педагогического образования, усиливается его профессиональная составляющая. Магистратура, как современный способ трансформации образования, предлагает различные модели программ. Одна из которых, магистерская программа «Артпедагогика», и направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области педагогики искусства. [5, 6].

Обучение основам артпедагогики предъявляет свои требования к педагогическому вузу и требует специальной подготовки профессорско-преподавательского состава и обучающей базы.

Одним из важнейших условий становления творческой педагогической позиции учителя является создание артсреды. Она должна формироваться с помощью куль-туроемких технологий и многообразных качественных средств различных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла.

Творческий компонент процесса подготовки будущего учителя должен быть усилен — при артпедаго-гическом подходе ему предстоит не только передавать ученику свои знания и умения, но и развивать его твор-

ческую индивидуальность: в широком смысле артпеда-гогика рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации. Кроме того, педагогу необходима особая, нестандартная психологическая готовность к работе с учениками. Поэтому артпедагогический подход предполагает и хорошее знание психологии. В связи с этим возникает необходимость пересмотра и изменения содержания педагогических и психологических дисциплин, изучаемых как в вузе будущими педагогами, так и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров [5, 7].

Впрочем, трудно назвать компетенции, которые могут быть сформированы без арт-педагогического сопровождения и не требуются современному педагогу арт-педагогу, — он должен уметь импровизировать, искать новые подходы, менять стереотипы, владеть ораторским мастерством, знать основы педагогического творчества, драматургии, театральной педагогики. Неплохо иметь навыки режиссера, музыканта, хореографа, и это помимо профессиональных требований — высокого интеллекта, развитого мышления и памяти. Ведь артпеда-гогика — это обращение к внутреннему миру ученика, развитие индивидуальности, креативности, потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии как у ученика, так и у учителя. В зоне образовательного пространства это «диалог на равных» [4, 8].

Артпедагогика, позволяющая приобрести принципиально новые компетенции для работы в школе, может преподаваться как отдельная самостоятельная дисциплина на педагогических и психолого-педагогических направлениях подготовки бакалавров и магистрантов, а также в рамках реализации отдельных магистерских программ.

Подготовка преподавательских кадров через магистратуру ориентирована на научно-педагогическую деятельность в разных типах учреждений образования. В настоящее время в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева открыта и действует магистерская программа «Артпедагогика». Ее цель — фундаментальная научно-практическая подготовка магистров в области педагогики искусства, обладающих знаниями теоретического и прикладного характера, обеспечивающими их конкурентноспособность в профессиональной деятельности. Магистерская программа «Артпедагогика» направлена на подготовку компетентных, высококвалифицированных специалистов в области педагогики искусства, профессиональную подготовку магистров к арт-педагогической деятельности в различных социальных сферах и типах организаций: педагогической, научно-исследовательской и методической. Программой предусмотрено 5 семестров. Последний семестр завершается итоговой аттестацией, которая включает комплексный государственный экзамен и защиту магистерской диссертации (в форме исследовательского проекта на базе организации, где трудоустроен магистрант). Эта программа поможет выпускнику сразу после трудоустройства начать работу по востребованной современной методике, позволяющей раскрыть как собственный потенциал молодого педагога, так и творческое начало ученика, — а значит, добиться высоких результатов своей деятельности уже в самом ближайшем будущем.

...«В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность и небо — в чашечке цветка»: эти известные строки из Уильяма Блейка в переводе Самуила Маршака, на наш взгляд, характеризуют уровень восприятия мира у детей, которые обучаются по артпедагогическим методикам. Воспитание всесторонне развитой личности с широкими взглядами — цель любой школы независимо от места и времени, а задача педагогического университета — подготовить учителей, которые обеспечат воспитание, как бы пафосно это ни звучало, нового «человека эпохи Возрождения».

Makovets Lyudmila Anatolyevla ART PEDAGOGY AS A MEANS ..

pedagogical sciences

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования. Аналитическая записка. URL: http://art-inschool.ru.

2. Шатунова О.В. Артпедагогика как новое направление педагогической деятельности // Традиции и инновации в подготовке детей и молодежи к творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и дизайна: материалы международной научно-практической конференции. Елабуга, 2016. С. 212-214.

3. Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Зарубежный опыт. Артпедагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 15—17.

4. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: автореф. дис. ... докт. педаг. наук. Чебоксары. 2010. - 43 с.

5. Анисимов В.П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного про-цесса//Вестник Оренбургского гос. университета.-2003.-№4.-С. 146-148.

6. Новая магистратура в педагогическом университете: вызовы и реалии: коллективная монография / под ред. Т.В. Фуряевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им.

B.П. Астафьева.- Красноярск, 2014.- 424 с.

7. Тяглова С.А. Творческая технология арт-пе-дагогического подхода в под- готовке учителя // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 66-82 [Электронный ресурс] www.publishing-vak.ru 5-tyaglova.pdf.

8. Мыськова Н.И. Проблемы и перспективы арт-педагогики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования по формированию эстетической картины мира у учащихся. [Электронный ре-сурс]http://www.msnauka.com/26_NП_2011/Pedagogica/ 2_90069.doc.htm

9. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. Монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. - 230с.

10. Попов Т., Михайлова Ц., Гаров С. Некоторые аспекты образования через искусство. Арт-терапия в образовательной деятельности//Международный сборник научных трудов, посвящённый профессору

C.П. Баранову. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец. 2016.

Статья поступила в редакцию 29.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

260

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.