УДК 37
АРТПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2012 Уматова А.У.
Дагестанский государственный педагогический университет
В педагогической среде понятие «артпедагогика» недостаточно используется, в то время как отдельные идеи данной развивающейся области педагогического знания приобретают все большую популярность в работе образовательных учреждений. В статье рассмотрены теоретические основы артпедагогической деятельности, перечислены принципы и условия включения артпедагогики в процесс нравственного воспитания младших школьников.
In the pedagogical spheres the "artpedagogy" term is in insufficient use, while certain ideas of the given developing pedagogical area are gaining the popularity day by day in the educational institution activities. The author of the article considers the theoretical bases of the artpedagogic activities, enumerates the foundations and conditions of including the artpedagogy in the process of junior schoolchildren's moral education.
Ключевые слова: артпедагогика, нравственный потенциал искусства, духовно-нравственное развитие личности.
Keywords: artpedagogy, art moral potential, personality's spiritual and moral development.
На этапе модернизации образования усиливается значимость поиска и внедрения инновационных форм и моделей построения педагогического процесса, обеспечивающих
благоприятные условия для становления личности.
Следует отметить существенное увеличение в образовательном процессе отрицательных эмоций, негативно влияющих на общий психологический настрой ученика и на эффективность его деятельности, что подтверждают исследования М. И. Воловиковой, Т. А. Соколовой, Е. А. Ямбурга [6, 14, 18].
По мнению Е. А. Янгичер, многим современным школьникам свойственны негативные состояния (тревожность, неуверенность, озлобленность,
неуравновешенность и т. д.), поскольку ученик живет в мире, перегруженном информацией. При этом он должен сохранить свое творческое «Я» и
эмоционально устойчивую нервную систему, вследствие чего актуальным становится предупреждение негативных эмоциональных состояний, их закрепления в характере, а также проблема развития творческих способностей личности [19. С. 51].
По мнению Е. В. Тарановой, воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в практике образовательных учреждений используются не в полной мере [15]. Эта же мысль подтверждается в исследованиях по художественному воспитанию А. А. Мелик-Пашаева, который полагает, что «этот канал перекрыт сегодня в школе, а художественный цикл бесплоден, ибо неадекватны способы преподавания предметов, непонятно их значение и возможности. Кроме того, наблюдается недооценка способности учащихся к творческому освоению искусства; статус художественных дисциплин снижен до
третьестепенных, что обусловливает соответствующее снисходительно-
десертное отношение учащихся и учителей, руководителей школ и родителей к урокам искусства» [10. С. 57]. Проведенный нами опрос педагогов школ Дагестана подтвердил позицию указанных авторов и позволил сделать вывод о том, что искусство как средство воспитания в начальной школе реализуется в основном на уроках художественного цикла. Однако в ходе анализа работы учителей мы пришли к выводу, что предпочтение отдается прежде всего изобразительной грамоте на уроках изобразительного искусства; хоровому пению на занятиях музыки; выразительному чтению на уроках литературы. Следовательно,
совершенствуются практические
навыки, с одной стороны, и игнорируется воспитательный потенциал искусства - с другой.
В связи с изложенным актуальной задачей педагогической науки выступает рассмотрение артпедагогики как научного направления, изучающего механизмы привлечения искусства к решению различных педагогических проблем.
При этом, утверждает А. Ю. Сметанина, применение артпедагогики оказывает эффективное воспитательное воздействие, поскольку базируется на данных современной педагогической психологии ценностно-деятельностно-го типа, учитывающей индивидуальные особенности каждого, а также на проявлении ценностных ориентаций личности. Обосновывая свою позицию, автор акцентирует внимание на психологическом комфорте при восприятии и воспроизведении продуктов эстетической деятельности, создающих условия для
здоровьесберегающего образования [13].
Артпедагогика, являясь направлением педагогической науки, находится в стадии становления и обусловливает существование различных
интерпретаций самого понятия «артпедагогика», что часто приводит к подмене значения, возникновению
неточностей, смешению функций различных областей научно-
практической деятельности.
Согласно Л. А. Аметовой-Давыдов-ской, анализируемое понятие трактуется как «арт-терапевтическая педагогика» [1]; В. П. Анисимов называет его «эстетпедагогика или психопедагогика искусства» [3]; О. С. Булатова видит как «арт-педагогический подход» [4]. Следует отметить, что определение артпедагогики, данное Е. А. Медведевой, позволяет определить ее как особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как
классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса [9].
Сущность артпедагогики в наиболее общем виде определяется как синтез искусства и педагогики,
обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного воспитания через искусство и художественно-творческую деятельность. Но, в целом соглашаясь с данным определением, Е. В. Хрисанова и Н. Ю. Сергеева считают, что оно должно быть дополнено, так как сфера применения артпедагогических форм, средств и методов должна охватывать воспитание не только проблемных, но и всех остальных детей, не имеющих патологических отклонений в развитии. На основании анализа психолого-педагоги-ческой литературы и полученных экспериментальных данных, авторы предлагают следующее определение артпедагогики:
«Артпедагогика - отрасль
педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития детей средствами интегрированного воздействия искусства, целью которой является помощь ученику в понимании общечеловеческих ценностей,
сконцентрированных в искусстве» [16. С. 137]. При этом артпедагогика способствует нравственной
направленности: научиться жить вместе с другими людьми; познавать
окружающий мир; помочь
развивающейся личности в ее социализации и самореализации.
По мнению Е. В. Тарановой, необходимость включения
артпедагогики в процесс воспитания требует формулировки ее определения с учетом этической направленности, понимаемой как «отрасль
педагогической науки о специфике и закономерностях интегрирующего
воздействия всех видов искусства и побуждаемых ими формах
продуктивной активности личности на систему ее социальных связей и отношений, поведенческих стратегий, следствием чего является адаптация ребенка в коллективе сверстников, овладение практическими умениями в разных видах художественной деятельности» [15, С. 55].
Особенностью артпедагогики
выступает ее развивающий и воспитывающий потенциал,
оперирование средствами искусства и художественно -творческой деятельности, обладающими
воспитывающим и развивающим потенциалом, способствующими учению понимать себя и жить в ладу с самим собой, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности. Кроме того, в задачи артпедагогики не входит повышение уровня
художественно-технических умений детей, так как для нее основными являются задачи социально-
нравственного направления, разработка гуманно-ориентированных моделей поведения, благодаря которым преодолеваются тенденции
ограниченного воспитательного влияния на личность учащегося в рамках школьного художественного обучения.
Артпедагогика, по мнению Ж. С. Валеевой, М. В. Гузевой, характеризуется:
- использованием в воспитательно-образовательном процессе средств искусства;
- доминированием диалога педагога с воспитанниками в воспитательно-образовательном процессе;
- совместным художественным творчеством педагога и ученика, вплетенным в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;
- включением произведений искусства при изучении самых разнообразных предметов [5, 7].
Специфическими целями
артпедагогики В. П. Анисимов считает: формирование этического и
эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры [3]. Объектом артпедагогической науки является сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития и корреляции личности. Предмет артпедагогической науки обоснован в трудах В. П. Анисимова, Т. А. Соколовой, Е. М. Клемяшовой А. Ю. Сметаниной, Е. А Медведевой как психолого-педагогический механизм обретения участниками воспитательно-
образовательного процесса этического и эстетического иммунитета.
При этом под этическим иммунитетом понимается интегральное качество личности, которое
обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде; адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности.
В качестве эстетического иммунитета рассматривается характеристика
духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости; гармонию от дисгармонии; видеть красоту в искусстве, в человеке, в творчестве, в поступках; быть устойчивым к воздействию массовой, безликой эрзац-культуры.
Изучая художественную деятельность как способ духовно-нравствен-ного развития детей, А. Ю. Сметанина выделяет возможности искусства, которые являются особенно значимыми
при организации нравственного воспитания средствами артпедагогики:
- целостность и глубина воздействия искусства, обусловленные комплексным взаимодействием, а также воздействие окружающей среды, усиленное эффектом групповой деятельности;
- импровизационность действия, дающая участникам высокую степень свободы, самовыражения и в то же время защищенная наличием устойчивых формул;
- безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания, не опасаясь оценки и сравнения;
- высокий уровень включенности в происходящие действия, позволяющий участникам более глубоко и полно осознать и проработать собственные проблемы;
- вариативность способов выражения проблемы, обусловленной самим характером народного искусства, где присутствуют элементы импровизирования, что позволяет каждому участнику найти адекватный способ самовыражения;
- создание ситуации вынужденного успеха, так как артпедагогические занятия не требуют наличия специфических способностей и в то же время способствуют творческому самовыражению, позволяющему каждому участнику ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;
- создание атмосферы коллективного эстетического переживания, что является фактором успешности, вырабатывая благоприятный эмоциональный фон;
- относительная доступность применения методов артпедагогического воздействия, являющегося технологическим преимуществом [13].
Включение артпедагогики в процесс нравственного воспитания, по мнению отечественных ученых, позволит преодолеть стереотипность
педагогического процесса в начальной школе и рассмотреть артпедагогику как
технологию, развивающую
нравственность при максимальном использовании воспитательного
потенциала искусства [3, 8]. В данном направлении представляет особый интерес работа Е. М. Клемяшовой, изучающей арттехнологии как процесс творческого конструирования
средствами искусства эмоционально значимых для школьника творческих действий (взаимодействий), систему педагогических методов, реализация которых способствует активному формированию личности.
Арттехнологии воспитания младших школьников должны быть направлены на осмысление взаимодействия с природным и внутренним миром, на внутреннее принятие учеником этических ценностей и норм, стремление к нравственному совершенствованию. При этом технологии носят прикладной характер и ориентированы на психовозрастные особенности младших школьников, специфику их
мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающими. Реализация
арттехнологий содействует:
- развитию эмоционально-чувственной, образной сферы ребенка, способности к чувственно-эстетическому восприятию окружающего мира;
- развитию эмоционально-эмпати-ческой впечатлительности, способности к переживанию, состраданию, вживанию в образы природы, искусства, состояние окружающих людей и собственный внутренний мир; желания перейти от сопереживания и сочувствия к взаимодействию, помощи;
- развитию чувства ответственности, умения и желания делать нравственный выбор, уважения к себе и ко всему окружающему;
- накоплению опыта эстетического переживания, взаимодействия с произведениями искусства, постижению чувства гармонии с собой и окружающим миром [8].
Следовательно, конструирование артпедагогической системы воспитания младших школьников позволит
рассмотреть артпедагогику как педагогическую технологию,
максимально использующую
воспитательный потенциал искусства.
Вышеизложенное позволило нам определить основные направления поэтапного формирования нравственных отношений младших школьников: артпедагогическая диагностика
индивидуальных особенностей
нравственного развития детей в единстве когнитивного, эмоционального и действенного компонентов; создание климата эмоционального благополучия, позволяющего детям свободно самовыражаться, активизировать
бесконфликтное взаимодействие,
способствующее образованию
ценностно-смысловых идеалов, норм, убеждений, придающих позитивную направленность нравственному
развитию учащихся; моделирование нравственных отношений с помощью педагогически обоснованных и управляемых ситуаций, имеющихся в художественном произведении или специально создаваемых в реальном художественном общении младших школьников; реализация полученного опыта в реальном взаимодействии с окружающим социумом.
Первый этап работы по формированию нравственной
воспитанности младших школьников должен быть направлен на выявление отношений младших школьников друг к другу, что является показателем нравственной воспитанности детей. При этом диагностика на основе творческой художественной деятельности
базируется на учении о том, что созданные детьми произведения являются индивидуальными
показателями восприятия внешнего мира, который как бы проецируется во внутреннее состояние (Ж. С. Валеева, Н. Ю. Сергеева). Особое место в данных диагностиках уделено продуктам изобразительной деятельности, так как она формируется по мере развития психики детей. Следовательно, данное направление артпедагогических
диагностик будет способствовать
корректному определению
индивидуальных нравственных
особенностей личности младшего школьника. Диагностический
инструментарий должен соответствовать таким требованиям, как: соответствие диагностических методик особенностям возрастного развития детей;
комплексный характер исследования аспектов нравственного развития учащихся; достаточная вариативность изучения одного и того же показателя; использование в диагностических методиках ситуаций морального выбора. На данном этапе также необходим комплекс мероприятий, направленных на создание артпедагогической среды в классе и школе, стимулирующей гуманное отношение младшего школьника к окружающим и способствующей творческому поиску различных форм взаимодействия между участниками воспитательно-
образовательного процесса. Формами межсубъектного взаимодействия в артпедагогике являются: ученик-искусство-педагог; ученик-искусство-сверстник; ученик-ис-кусство-родители; ученик-искусство-родители-педагоги.
При этом эффективное
взаимодействие между педагогом и детьми, педагогом и родителями является основанием для взаимного раскрытия, совершенствования, развития индивидуального творческого
потенциала как детей, так и взрослых в процессе совместных художественно-творческих проектов.
Второй этап - мотивационно-смысловой имеет цель: систематизация имеющихся нравственных знаний и расширение диапазона нравственных чувств младших школьников. На данном этапе происходит развитие у детей понимания индивидуальных
особенностей других людей,
формирование ценностного отношения к ним. Необходимым является
обеспечение условий для переживаний воспринимаемых художественных
произведений и создание собственных по нравственной теме как в индивидуальной, так и в коллективной
деятельности. Решение поставленных задач происходит с помощью артпедагогических средств, к которым отнесены театр, музыка,
изобразительная деятельность,
художественное слово, движение, и артпедагогических форм - артсессий, занятий, игр. При этом
артпедагогические занятия могут быть:
- доминантными, где знакомство с одной из ценностей или чувств в ее конкретном выражении осуществляется через один вид искусства, а затем отражается в художественной деятельности и общении (как в индивидуальной, так и в коллективной форме), в многообразии выражения (в цветовой гамме, расположении фигур на рисунке);
- комплексными, когда познание ценности, чувства, явления происходит одновременно в разных видах искусства в литературном образе, музыкальном, изобразительном, театральном и т. д.
Артпедагогические игры,
применяемые в процессе реализации модели нравственного воспитания средствами артпедагогики, также имеют различные цели и направления. В частности, знаково-символические игры помогают увидеть особенности окружающего мира через восприятие их в искусстве и обогатить опыт каждого ученика умением выразить в собственной художественной
деятельности. Образно-отобрази-
тельные игры способствуют овладению младшими школьниками способами адекватной образной передачи настроения, чувств, состояния в художественной деятельности - рисунке, песне, танце, сценическом действии. Образно-ролевые игры основаны на
собственных действиях учащихся в образе социальной роли, персонажа, где через идентификацию с образом он овладевает новыми моделями поведения и отношений, отраженных в художественном произведении.
Режиссерские игры помогают проявиться каждому как субъекту определенного художественного
действия, отражающего реальные социальные межличностные отношения и фантазии, творческие модели их выражения в сюжетной форме.
Третий этап - деятельностно-реф-лексивный, направлен на реализацию полученного нравственно-художественного опыта в реальном взаимодействии детей с окружающим социумом (проведение клубных занятий по культуре общения; разработка сценариев праздников и театрализация для дошкольников; встречи с деятелями искусства).
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что артпедагогика способствует: налаживанию отношений между учителем и учениками для создания наиболее благоприятных условий для ведения диалога; развивает рефлексивную культуру и чувство внутреннего контроля, упорядочивает эмоциональную сферу; позволяет получить диагностические заключения о воспитаннике; комплексно воздействует на эмоциональную, этическую и эстетическую сферу личности; приобщает к духовной культуре через единую систему педагогики, искусства, науки; содействует адаптации личности в социуме через приобщение к творчеству и через собственное творчество.
Примечания
1. Аметова-Давыдовская Л. А. Эмоциональный ренессанс. Арттерапия. М. : Ремдер, 2005. 240 с.
2. Андреев В. Н. От концепции развития к проектированию моделей воспитательных систем в образовательном учреждении на диагностической основе. Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2009. 100 с. 3. Анисимов В. П. Артпедагогика нравственности в системе детских школ искусств // Детское художественное образование - стратегический ресурс духовно-нравственного развития России (сб. научных трудов). Казань : Изд-во КГУ, 2006. С. 8-19. 4. Булатова О. С. Педагогический артистизм. М. : Академия, 2001. 240 с. 5. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в культурно-досуговой деятельности общеобразовательного
учреждения // Методист. 2009. № 3. С. 67-70. 6. Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъективный подход. М. : Академия, 2002. 120 с. 7. Гузева М. В. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики // Образование в современной школе. 2003. № 1. С. 33-47. 8. Клемяшова Е. М. Арттехнологии в воспитании младших школьников // Начальная школа. 2011. № 1. С. 58-60. 9. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Академия, 2001. 248 с. 10. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М. : Академия, 2010. 196 с. 11. Сергеева Н. Ю. Артпедагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя // Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях. Чебоксары : ЧГПУ, 2009. С. 25-33. 12. Сергеева Н. Ю. Цветные фантазии. Артпедагогика в летнем лагере // Классное руководство и воспитание школьников. 2009. № 11. С. 9-10. 13. Сметанина А. Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся // Вестник НовГУ. 2008. № 3. С. 18-22. 14. Соколова Т. А. Теоретико-методологические основы артпедагогики // Методист. 2008 № 8. С. 62-65. 15. Таранова Е. В. Артпедагогика: решение педагогических задач средствами искусства // Педагогический потенциал искусства: Мат-лы Международной научно-педагогической конференции. Чебоксары : ЧГПУ, 2009. С. 50-57. 16. Хрисанова Е. В., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование. 2003. № 3. С. 137-145. 17. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 2001. 143 с. 18. Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2000. 123 с. 19. Янгичер Е. А. Флористический коллаж как средство арттерапии // Искусство в школе. 2009. № 5. С. 51-53. 20. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М. : Просвещение, 2005. 155 с.
Статья поступила в редакцию 23.06.2012 г.