Научная статья на тему 'Формирование профессиональнопедагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности'

Формирование профессиональнопедагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IMPROVEMENT / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CRAFTSMANSHIP / SOCIOCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христидис Татьяна Витальевна

В статье раскрываются сущность понятия «профессионально-педагогическое мастерство» на современном этапе, влияние субъективных и объективных факторов на его формирование. Обосновывается потребность постановки процесса формирования основ профессионально-педагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILL OF EXPERTS OF WELFARE ACTIVITY

In the article is revealing the essence of the meaning “professional-pedagogical craftsmanship” nowadays, the influence of subjective and objective factors on its forming. Also there is revealing the need of setting the process of molding the bases of the professional-pedagogical craftsmanship of specialists of sociocultural activity in the University of Culture and Arts on the basis.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональнопедагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

^Нормирование профессионально-

педагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности

УДК 37.013

Т. В. Христидис

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрываются сущность понятия «профессионально-педагогическое мастерство» на современном этапе, влияние субъективных и объективных факторов на его формирование. Обосновывается потребность постановки процесса формирования основ профессионально-педагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое мастерство, формирование, совершенствование, социально-культурная деятельность.

T. V. Khristidis

Moscow State University of Culture and Arts

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILL OF EXPERTS OF WELFARE ACTIVITY

In the article is revealing the essence of the meaning "professional-pedagogical craftsmanship" nowadays, the influence of subjective and objective factors on its forming. Also there is revealing the need of setting the process of molding the bases of the professional-pedagogical craftsmanship of specialists of sociocultural activity in the University of Culture and Arts on the basis.

Keywords: professional-pedagogical craftsmanship, formation, improvement, sociocultural activity.

Процесс перестройки российского образования вносит соответствующие коррективы в теорию и практику профессиональной подготовки специалистов для социально-культурной сферы.

Исследование современных психологических и педагогических источников показывает, что в отечественной науке и практике обозначились различные подходы к профессионально-педагогической подготовке специалистов в вузах культуры и искусств, оптимизирующие образовательный и воспитательный процессы. Так, разрабатываются новые технологии формирования

профессионального мастерства, ориентированные на активизацию подготовки специалистов к профессиональной деятельности в рамках конкретного предмета или специализации.

Профессионально-педагогическое мастерство — это уровень высокого и постоянного совершенствования профессионально-педагогических умений. «Педагог — мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно дет-

172

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 172-175

скои психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [1].

В широком смысле слова, «мастерство» определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле. По мнению И. П. Андриади [1], педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее её духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому необходимо стремиться. Если же мастерство — это высокое искусство в любой профессиональной области, то мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии.

Важное влияние мастера на формирующуюся личность отмечали известные отечественные педагоги — К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. «Личность формируется — личностью, чувства порождаются чувствами», — это известный воспитательный принцип, получивший в трудах В. А. Сухомлинского всестороннее обоснование [3].

Так, если педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности, то его необходимо рассматривать как частный вариант профессионального мастерства. Профессиональное мастерство же проявляется в педагогической деятельности специалиста. Исходя из этого личностно ориентированный и деятельностный подходы наиболее применимы для понимания сущности профессионально-педагогического мастерства.

Профессионально-педагогическое мастерство нужно рассматривать как свойство личности, отражающее её нравственную и интеллектуальную готовность ктворческо-му осмыслению общественных ценностей, а также — как практическое владение профес-

сиональными и психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности.

Таким образом, для того чтобы специалисту социально-культурной деятельности стать мастером в своём деле, необходимо овладеть педагогической теорией и технологией, научиться постигать духовный мир воспитуемых, освоить способы утверждения в социуме, бороться за общечеловеческие духовные ценности, проявляющиеся в различных видах социально-культурной деятельности.

Следует заметить, что в совершенствовании педагогического мастерства большую роль играют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам, прежде всего, можно отнести социально-экономические условия, которые также можно рассматривать как макрофакторы, мезо- и микрофакторы. Макрофакторы определяются политическим строем, идеологией, экономическим укладом. Мезофакторы определяются состоянием духовной культуры общества, культурных традиций, господствующих в тот или иной момент общественного развития, или особенностями исторического развития региона. Микрофакторы определяются конкретными материально-техническими и иными условиями социально-культурной сферы, в которых специалист осуществляет свою профессиональную деятельность.

Субъективные факторы влияют на личностные особенности специалиста, его ценностные ориентации, приоритеты, интересы и потребности. К субъективным факторам становления профессионально-педагогического мастерства относят духовно-личностную и психолого-педагогическую готовность специалиста социально-культурной деятельности к профессиональной деятельности.

Однако субъективные факторы преломляются в объективных, и наоборот. Так, например, говоря об объективном влиянии культуры на содержание и становление профессионально-педагогического мастерства, следует понимать, что культура воспринимается каждым человеком индивиду-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

ально, поэтому может выступать не только как внешний, объективный фактор, но и как внутренний,субъективный фактор.

Исследуя профессионально-педагогическое мастерство будущего специалиста социально-культурной деятельности как социокультурное явление, мы пришли к мысли, что, работая со студентами, важно уметь соотносить теорию с практикой, с имеющимися профессиональными требованиями к поведению и деятельности будущего специалиста как педагога, которые отражают традиции (региональные, национальные, социально-культурные), в которых заложены и поведенческие аспекты.

На основе осмысливания социокультурных идеалов общества у будущего специалиста социально-культурной деятельности формируется самооценка себя и своих профессиональных и педагогических способностей.

Теоретическая и практическая готовность к творческому овладению педагогической деятельностью внутри профессиональной отражает потенциал специалиста и его возможности в практическом применении полученных в вузе знаний в работе с людьми. При этом реализация приобретённых умений и навыков в профессиональной деятельности соответствует возникающим педагогическим ситуациям. В связи с этим содержание общих профессиональных знаний, умений и навыков включает в себя умение анализировать педагогическую ситуацию, организовывать собственную деятельность в зависимости от ситуации.

Нами был проведён опрос студентов, аспирантов и преподавателей Московского государственного университета культуры и искусств, а также выпускников с целью выяснения, насколько правомерно относить педагогическое мастерство к специалисту социально-культурной деятельности, и как они понимают понятие «профессионально-педагогическое мастерство».

В результате этого опроса было выявлено, что профессионально-педагогическое мастерство считается основой профессио-

нальной деятельности, однако в большей степени оно проявляется в работе с детьми и молодёжью.

Конечно, основы профессионально-педагогического мастерства закладываются в период обучения профессии в учебном заведении, где будущий специалист получает теоретическую и практическую подготовку, общее и профессиональное развитие.

Следующим этапом совершенствования профессионально-педагогического мастерства является послевузовский этап, который начинается с адаптации к новым условиям существования, с включения в разносторонние отношения с людьми, культурой и традициями, сложившимися в коллективе.

Безусловно, мастерство требует постоянного совершенствования на протяжении всей профессиональной деятельности. Для этого существуют различные формы: изучение новаторских методик, самообразование, факультеты и курсы повышения квалификации.

При анализе понятия и сущности профессионально-педагогического мастерства в социально-культурной деятельности можно выделить три разных подхода: первый характеризуется творческими находками, открытием нового; второй — получением высоких результатов в работе за счёт использования достижений науки; третий — изучением практической деятельности мастеров в профессии. каждый из данных подходов не противоречит другому, их объединяет мысль о влиянии практики на развитие науки. Так, опыт работы С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко можно считать примерами тесной связи теории с практикой, интеграции педагогической науки со школой.

как известно, значительные изменения в теории происходят гораздо реже, чем в частных методиках. Вместе с тем, современное состояние развития педагогики, психологии, социально-культурной деятельности требует специальных исследований опыта специалистов как прошлого, так и настоящего с

целью выявления тех новых знаний, которые содержатся в их опыте.

Решение данной проблемы стимулирует поиск преподавателями технологий преподавания учебных дисциплин в вузе. Так, преподаватель, на основе собственной интуиции и педагогического мастерства, ведёт студентов к решению профессионально-педагогических задач, используя традиционные и нетрадиционные технологии развития творческой личности, учитывая индивидуально-психологические и возрастные особенности, уровень предварительной подготовки.

Современные принципы вузовского обуче-

ния требуют от преподавателя все большего включения в контекст традиционных методов (лекций и семинаров) активных методов обучения, что позволяет развивать творческие и исследовательские способности студента, являющиеся важным компонентом профессионально-педагогического мастерства специалиста.

Современное высшее социокультурное образование имеет все необходимые условия для интеграции обучения и воспитания, а также формирования основ профессионально-педагогического мастерства будущего специалиста.

Примечания

1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. Москва, 1999.

2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебное пособие. Москва, 2002.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

4. Христидис Т. В. Педагогические способности: теоретико-методические основы развития : монография. Москва : МГУКИ, 2006.

уУниверсальная подготовка профессионала

широкого музыкального профиля

УДК 37.013

А. П. Мансурова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы комплексного изучения основ музыкального искусства, творческая деятельность профессионалов и любителей музыки, база, система и методика универсальной подготовки музыканта — профессионала широкого профиля, начальное, среднее и высшее образовательное звено российских учебных заведений.

Ключевые слова: профессиональный музыкант, основы музыкального искусства, система и методика подготовки музыканта, универсальность алгоритмов, инновационная система, основные элементы в музыке, начальное, среднее и высшее звено российских учебных заведений.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 175-185

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.