целью выявления тех новых знании, которые содержатся в их опыте.
Решение данноИ проблемы стимулирует поиск преподавателями технологии преподавания учебных дисциплин в вузе. Так, преподаватель, на основе собственнои интуиции и педагогического мастерства, ведёт студентов к решению профессионально-педагогических задач, используя традиционные и нетрадиционные технологии развития творче-скои личности, учитывая индивидуально-психологические и возрастные особенности, уровень предварительнои подготовки.
Современные принципы вузовского обуче-
ния требуют от преподавателя все большего включения в контекст традиционных методов (лекций и семинаров) активных методов обучения, что позволяет развивать творческие и исследовательские способности студента, являющиеся важным компонентом профессионально-педагогического мастерства специалиста.
Современное высшее социокультурное образование имеет все необходимые условия для интеграции обучения и воспитания, а также формирования основ профессионально-педагогического мастерства будущего специалиста.
Примечания
1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. Москва, 1999.
2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебное пособие. Москва, 2002.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
4. Христидис Т. В. Педагогические способности: теоретико-методические основы развития : монография. Москва : МГУКИ, 2006.
уУниверсальная подготовка профессионала
широкого музыкального профиля
УДК 37.013
А. П. Мансурова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются вопросы комплексного изучения основ музыкального искусства, творческая деятельность профессионалов и любителей музыки, база, система и методика универсальной подготовки музыканта — профессионала широкого профиля, начальное, среднее и высшее образовательное звено российских учебных заведений.
Ключевые слова: профессиональный музыкант, основы музыкального искусства, система и методика подготовки музыканта, универсальность алгоритмов, инновационная система, основные элементы в музыке, начальное, среднее и высшее звено российских учебных заведений.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 175-185
175
A.P. Mansurova
Moscow State University of Culture and Arts
UNIVERSAL PREPARATION OF THE PROFESSIONAL OF A WIDE MUSICAL PROFILE
In article questions of complex studying of bases of musical art, creative activity of professionals and fans of music, base, system and a technique of universal preparation of the musician — the professional of a wide profile, an initial, average and top educational management of the Russian educational institutions are considered.
Keywords: the professional musician, bases of musical art, system and a technique of preparation of the musician, universality of algorithms, innovative system, basic elements in music, initial, average and top management of the Russian educational institutions.
Созданная нами система обучения и воспитания музыканта-профессионала направлена на понимание и развитие основных элементов музыкального искусства, теории и методики подготовки специалиста широкого музыкального профиля с использованием инновационной системы усвоения основных элементов музыкального искусства. Алгоритмы предлагаемой системы достаточно доступны и могут широко использоваться студентами при получении послевузовского профессионального образования, а также музыкантами-любителями.
Подготовка музыканта-профессионала, как известно, занимает достаточно длительный временной период, исчисляющийся многими годами, требующий большой усидчивости, постоянных занятий во всех сферах усвоения музыкального искусства, как-то: теоретическое изучение научного и учебного материала, практические занятия на музыкальном инструменте, освоение вокального искусства и дирижёрских навыков, их применение на практике.
В настоящее время в России происходит реформирование высшей школы, и сопровождается это большими сложностями. Ещё не окрепло после перемен среднее звено образования — колледжи, как появляются бакалавриаты и магистратуры, осуществляются глубокие преобразования российского общего и профессионального образования, идущие без надлежащей материально-технической базы, в отсут-
ствие необходимой психологической подготовки руководящих кадров учебных заведений, осуществляющих эту реорганизацию, в отсутствие соответствующих учебно-методических рекомендаций и разработок, и, что очень важно, в условиях слабой готовности педагогического персонала, призванного осуществлять эти преобразования.
Для бакалавриата и магистратуры нет пока в достаточном количестве учебно-методических пособий и учебников и соответствующих монографий. Всё вышесказанное позволило нам обратиться к данной проблеме.
Настоящее видение данной проблемы позволяет нам высказать наше мнение по назревшим вопросам и предложить некоторые пути их решения в сфере музыкального искусства. Наши размышления и практические действия в этом направлении могут оказать существенную помощь преподавателям в совершенствовании работы по подготовке музыкантов-профессионалов, в работе с бакалаврами и магистрами музыкально-педагогических факультетов, вузов культуры и искусств очной и заочной форм обучения.
Заметим, что массовое обучение подрастающего поколения в сфере музыкального искусства, осуществляемое в настоящее время, будет активно способствовать подготовке молодых людей к любой предстоящей деятельности в нашем обществе. здесь, конечно, требуется широко использовать инноваци-
онные алгоритмические системы различных авторов.
Использование алгоритмических систем в музыке позволит молодым музыкантам систематизировать свои академические знания и умения, приводящие к требуемому эффекту в сфере музыкального искусства и эстетического воспитания.
Отводя важное место изучению теоретической части музыкального искусства, мы предлагаем одновременно уделять достаточное внимание практической части, наработке навыков и умений работы с музыкальными произведениями различных стилей, совершенствованию усвоения мелодии и аккордов, а также других элементов, наполняющих музыкальное произведение.
Наша алгоритмическая система, теория и методика усвоения мелодии и аккордов в музыкальном произведении, где требуется их построение и соединение между собой, является инновационной. Она обеспечивает высокую эффективность усвоения аккордов в музыке, а следовательно, способствует решению одной из главнейших задач — совершенствованию универсальной подготовки профессионала широкого музыкального профиля, его педагогического мастерства и творческой деятельности.
Предложенная нами алгоритмическая цифровая система в инструментальной и вокальной музыке обеспечивает высокую эффективность усвоения аккордов в музыке, что получило научно обоснованное подтверждение в ходе длительного проведения опытно-экспериментальной работы в различных учебных заведениях.
Через культуру и образование, которые неразрывно связаны между собой творческими нитями, идущими от различных видов искусства, таких как театр, музыка, кино, изобразительное искусство, скульптура, архитектура, человечество сможет прийти к новому гуманному, цивилизованному обществу.
Здесь следует остановить внимание и на некоторых проблемных аспектах модели музыканта — профессионала широкого профиля.
Профессия музыканта — одна из самых многогранных и многофункциональных, а поэтому — это сложная профессия, требующая, как мы уже отмечали, десятилетий систематической подготовки. В связи с этим в педагогических вузах и вузах культуры и искусств, являющихся высшей ступенью в системе профессионального музыкального образования, готовящих бакалавров и магистров музыкального профиля, требуется особое внимание со стороны профессорско-преподавательского состава к обучающимся по данному профилю, к подбору принципов, форм и методов обучения и воспитания будущих специалистов этой сферы, формирования их профессионального мастерства.
В первые десятилетия после открытия высших музыкальных учебных заведений в России их выпускники представляли собой универсально обученных профессионалов, готовых к осуществлению любых видов деятельности в сфере музыкального искусства. Диплом «свободного художника» подтверждал высокий профессионализм и уникальность каждого выпускника высших музыкальных учебных заведений — первых российских консерваторий. После Октябрьской социалистической революции 1917 года, в связи с отменой «элитарного» статуса представителей культуры и искусства и созданием условий для массовой доступности музыкального воспитания и обучения, произошло «разделение труда» в сфере музыкального искусства и образования, была введена профильная подготовка профессиональных кадров — исполнительских, педагогических, организационно-административных.
Таким образом, с первой половины ХХ столетия в музыкальных учебных заведениях начального, среднего и высшего звеньев велась и, в принципе, продолжает осуществляться подготовка «чистого» дирижёра, хоровика, оркестранта, пианиста, баяниста, скрипача, исполнителя на духовых и других музыкальных инструментах. Эта традиция подготовки «специалистов», профессионалов по одной, узкой специальности за многие годы существования музыкальных вузов хо-
рошо укрепилась на научно-методическом, программно-организационном, а также на практическом образовательном уровнях и даёт определённые результаты.
Мы не отвергаем частичную подготовку узкопрофильного специалиста в сфере музыкального искусства, однако современные требования творческой конкурентоспособности и, что весьма важно, жизненные условия и возможности обучения и воспитания учащихся в начальных и средних общеобразовательных школах требуют наличия в этих структурах, в сфере музыки, универсала, профессионала широкого профиля. Это направление в подготовке музыканта-профессионала мы разрабатываем, а также экспериментально проверяем эффективность подготовки такого специалиста, осуществляющего обучение и воспитание подрастающего поколения. И, как нам видится из практики и опытно-экспериментальной работы, эффективность такой подготовки очевидна и целесообразна, она имеет будущее.
В последнее десятилетие, как показывает практика, в контексте перехода системы высшего профессионального образования на новую двухуровневую структуру, подготовка специалистов одного направления оказалась малоэффективной и не имеет большого спроса. Однако решение данной проблемы только на структурном уровне, то есть путём введения в России новых образовательных структур — «бакалавриата и магистратуры», представляется также малоэффективным, не решающим основной учебно-воспитательной проблемы современного учащегося. Положительных изменений в содержании подготовки музыкантов в соответствии с современными требованиями и потребностями социума не наблюдается ни на научно-методическом, ни на проектно-технологическом уровнях. Поиски решения этого сложного вопроса продолжаются, как продолжаются поиски и в российских научных кругах по поводу подготовки учёных — кандидатов и докторов наук.
В настоящее время меняется структу-
ра подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусства, но содержание традиционной подготовки остаётся прежним, причём в отдельных случаях оно сужается в связи с уменьшением учебных часов. Следует отметить в данном контексте и то, что смена структуры образования не может привести к положительным изменениям в содержании и, соответственно, в результатах подготовки профессионалов-музыкантов, если не будут осуществлены качественные преобразования на уровне содержания процесса подготовки. Говоря об этой проблеме в контексте парадигмального подхода к выбору методологических основ образовательной деятельности, известный российский методолог В. В. Краевский отмечает: «Главная проблема — в способе и характере субстанционального наполнения парадигмы, а не её структурной реорганизации» [1, с. 205].
Исходя из задач, которые ставятся современным обществом в сфере музыкального искусства, мы разработали новую модель универсальной подготовки профессионала широкого музыкального профиля, который может быть высокопрофессиональным руководителем любого творческого коллектива, педагогом, исполнителем, методистом, организатором, исследователем. мы имеем в виду подготовку музыканта, который отвечал бы современным международным требованиям конкурентоспособности, то есть музыканта широкого профиля, обладающего высоким профессиональным мастерством в широком спектре видов музыкально-творческой деятельности. Такой профессионал в состоянии решать все необходимые проблемы, встающие перед ним: руководить творческим коллективом — хоровым, оркестровым, вокально-инструментальным, работать учителем музыки, преподавателем сольного пения, профильного или дополнительного инструмента, методистом в учреждениях общего и дополнительного образования детей, а также профессиональным исполнителем.
Анализ современного музыкального об-
разования, которое осуществляется российскими средними специальными учебными заведениями и вузами, показывает, что для совершенствования их функционирования необходимо создать действенные механизмы реализации новых моделей подготовки музыкантов широкого профиля, позволяющие целостно и перспективно решать педагогические задачи, стоящие перед отдельными дисциплинами в сфере музыкального искусства. Также актуально создание новых гуманитарных циклов. Необходимость проведения такой работы диктуется высокими современными требованиями в сфере музыкального искусства и образования, предъявляемыми различными общественными институтами, а также социально-экономическими условиями реализации профессионального мастерства музыкантами широкого профиля — учителями музыки, педагогами, исполнителями, исследователями, методистами и др.
В структуре профессионального мастерства музыканта широкого профиля важное место занимает комплекс всесторонне раскрытых личностных качеств выпускника и компетентностно-ориентированное содержание подготовки. Основное теоретико-методическое значение при этом приобретает развивающее, проблемное, интерактивное, практико-ориентированное обучение, направленное на всестороннее и целостное формирование творческой личности — будущего профессионала широкого музыкального профиля.
Проблема становления музыканта нового типа — руководителя различных творческих коллективов, педагога и исполнителя — в содержательно-процессуальном аспекте весьма актуальна в наше время. Её решение под силу крупным современным вузам, где в ходе учебного процесса, на фундаментальной научно-методической, технологической, информационно-практической базе в течение нескольких лет формируется профессиональное мастерство выпускника любой специальности, в том числе и будущего профессионала широкого музыкального профи-
ля, где, кроме специальных кафедр, в подготовке музыкантов более активное участие принимают кафедры культурологии, философии, педагогики и психологии, экономики и управления, социально-культурной деятельности, а также кафедра иностранных языков, которые выполняют важную роль в профессиональной подготовке молодых музыкантов, формировании их универсальной, многопрофильной профессиональной готовности.
Так, например, в процессе лингвистической подготовки музыкантов, с учётом содержания курса, по нарастающей степени сложности, мы предлагаем давать студентам профессиональной направленности специальные тесты — задания, подготовленные нами по тематике музыкального искусства, тексты по темам международного музыкального искусства и музыкального образования, а также англоязычные песни для изучения и последующего вокального, хорового, вокально-инструментального исполнения, организации музыкальной работы в различных возрастных, социальных, профессиональных группах (с дошкольниками, младшими, средними, старшими школьниками, студентами, профессиональными исполнителями).
Теоретические изыскания нашего исследования свидетельствуют о необходимости чёткого системного взаимодействия всех компонентов профессиональной подготовки в сфере музыкального искусства и лингвистической подготовки музыкантов в вузе. Подобные взаимодействия диктуются потребностями практики, педагогическими и психологическими обоснованиями совершенствования подготовки современного музыканта для его выхода на международный уровень профессионального взаимодействия.
В основе нашего исследования лежит проблема теоретического обоснования опытно-экспериментальной работы, а в итоге — применение на практике созданной нами системы и разработанной интенсивной методики формирования профессионального мастер-
ства музыканта широкого профиля.
В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы выявили эффективность реализации межпредметных связей в комплексе музыкальных дисциплин и дисциплин лингвистической подготовки, а также приёмов развивающего и проблемного обучения, взаимодействия основных методов и способов формирования профессионального мастерства, их влияния на подготовку музыканта широкого профиля, в будущем — учителя музыки, педагога, исполнителя, организатора-управленца, руководителя профессиональных и любительских коллективов.
Взаимосвязь музыкальной и лингвистической подготовки проявляется в общих задачах, общем поле, видах, формах профессиональной деятельности будущего музыканта широкого профиля. Как известно, «содержанием обучения — в целях формирования во внутреннем плане сознания учащихся целостной картины мира — являются взаимосвязи между предметами мира» [2, с. 119].
Изучение зарубежных произведений, понимание смысла текстов песен является неотъемлемой компонентой в структуре требований, предъявляемых к выпускникам музыкальных вузов в контексте интеграции России в общеевропейское образовательное пространство, выхода на международный рынок обучения и труда.
При анализе общей подготовленности студентов в классах основного и дополнительного музыкальных инструментов выяснилось, что, кроме проблемы формирования общегуманитарных практико-ориентированных компетенций, студенты очень слабо владеют универсальными музыкально-исполнительскими умениями и навыками, например, в вопросах построения и исполнения аккордов при пении под свой аккомпанемент или аккомпанировании вокалисту, ансамблю, хору, солирующему инструменту. У студентов отмечаются затруднения мысленного транспонирования музыкального произведения, отсутствуют навыки игры в другой заданной тональности. Эти навыки особенно необходимы музыканту
широкого профиля — для успешной самореализации в музыкальной сфере. Если поющему изначальная тональность чрезмерно высока или, наоборот, низка, то музыкант, играющий аккомпанемент, должен уметь исполнить это произведение в другой тональности. Навыки транспонирования необходимы для организации инструментальной ансамблевой деятельности как на профессиональном, так и на любительском уровне.
В рамках экспериментальной деятельности мы предлагаем вырабатывать навык устного (мысленного, по памяти) транспонирования музыкального произведения, написанного в скрипичном ключе, в тональности, стоящие на полтона или тон выше и ниже. При регулярном занятии по усвоению таких навыков транспонирования эта сложность будет преодолена.
Также для выработки навыка устного транспонирования музыкального произведения можно использовать приём транспонирования в тональность, стоящую на полтона выше или ниже при помощи смены ключевых знаков, то есть мысленно отменять диезы или бемоли или заменять ключевые знаки знаками другого действия — знаки повышения на знаки понижения и наоборот. При этом способе транспонирования все ноты читаются без какого-либо перенесения вверх или вниз, то есть читается то, что написано, но с применением других ключевых знаков. Кроме того, здесь можно использовать ключи «До» — теноровый и альтовый. При теноровом ключе ноты, написанные в скрипичном ключе, оказываются на тон ниже, а при альтовом — на тон выше, и используются при этом способе транспозиции те же самые ключевые знаки, которые имеются в музыкальном произведении, записанном в скрипичном ключе.
Использование ключей «До», особенно тенорового и альтового, в музыкальной деятельности является практической необходимостью, и то, что в настоящее время эти ключи редко используются музыкантами разных специализаций, является большой потерей. Незаслуженное забвение музыкан-
тами этих ключей отрицательно сказывается на их профессиональном мастерстве. Возрождение навыков чтения нот в ключах «До» и повышенное внимание к басовому ключу принесут музыканту широкого профиля неоценимую помощь в формировании его профессионального мастерства, так необходимого в ежедневной работе.
Иногда в практике аккомпаниатора требуется играть написанное музыкальное произведение в скрипичном ключе малой или большой терцией выше или ниже от оригинала. Этот способ транспозиции требует особых усилий студента, чтобы преодолеть эту трудность. Здесь определяются новые ключевые знаки, и все ноты оригинала переносятся на заданный (нужный) интервал вверх или вниз.
Наличие навыков транспонирования музыкального произведения из одной тональности в другую является важным и неотъемлемым условием работы музыканта, например, в роли концертмейстера, при исполнении песен и романсов голосом, как лично, под свой аккомпанемент, так и другим человеком. На основании рассмотренного навыка осуществляется формирование умений следующего, более сложного уровня. Одним из существенных, важных и необходимых направлений в подготовке музыканта широкого профиля в педагогических вузах и вузах культуры и искусств является его обучение вокальному исполнению произведений под свой инструментальный аккомпанемент. Этот вид деятельности возможен при использовании различных музыкальных инструментов — фортепиано, баяна, аккордеона, гитары.
Так, например, традиционное развитие гитарного исполнительского искусства столетиями осуществлялось в русле сольного исполнения музыкальных произведений, классических, написанных специально для гитары. Гитара часто использовалась как индивидуально, так и в различных ансамблях для сопровождения танцев. Постепенно гитара приобрела широкую популярность в народе. Её компактность, лёгкость в весе, про-
стота и доступность в обучении игре на ней аккомпанемента обеспечили широкое использование данного музыкального инструмента при проведении различных досуго-вых мероприятий. В эпоху расцвета салонного музицирования гитара обрела своё новое жизненное предназначение, широко вошла в музыкальную жизнь российского общества как аккомпанирующий музыкальный инструмент при вокальном исполнении песен и романсов.
Практическая возможность быстро, за короткое время научиться вокальному сольному или ансамблевому исполнению голосом песен и романсов под свой инструментальный аккомпанемент присуща именно музыкальному инструменту — гитаре, что и обеспечило этому инструменту повсеместное признание и широкое использование. Усвоив на слух мелодию, обеспечив возможность её исполнения голосом, остаётся лишь с помощью аккордов создать инструментальное сопровождение мелодии. Как правило, такие аккорды — несложные по гармоническому восприятию, что позволяет их освоить на слух или по нотам в самое короткое время.
В период работы в классах «Дополнительный музыкальный инструмент», «Пение и исполнение гитарного аккомпанемента» нами предусмотрено использование методов и средств развивающего и проблемного обучения студентов. Такая работа интенсивно велась нами во всех классах специальной, музыкально-теоретической и инструментальной подготовки (основного и дополнительного, а также оркестровых музыкальных инструментов) с последующим закреплением сформированных способностей, полученных комплексных теоретических и практических компетенций в процессе специальной лингвистической подготовки, при изучении английского языка.
Следовательно, наряду с музыкальным искусством, как показывает практика и жизнь, необходимо предусмотреть на всех этапах и ступенях учебных заведений обязательное углублённое изучение иностранных языков, без знания которых не может быть полно-
ценного профессионала, готового к активному общению в деловой, культурной, научной среде, глубокому познанию мировых достижений науки, культуры и искусства, без чего не может быть сформирован музыкант широкого профиля, способный к полноценной самореализации в любой области музыкального искусства, педагогики, образования, науки.
Это мастерство достигается постоянными тренировками, в результате которых вырабатываются важные для практической работы компетенции, умения и навыки, формирующие содержание специальных музыкальных способностей, а также являющиеся результатами их проявления. По авторитетному мнению основоположника современной психологической науки С. Л. Рубинштейна, «между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Практика жизни даёт на каждом шагу богатейший фактический материал, свидетельствующий о том, как на работе, в учёбе и труде развёртываются и отрабатываются способности людей» [3, с. 643].
Наличие широкого комплекса способностей, сложных психических процессов (дея-тельностей), сформированных и актуализированных в процессе обучения, обусловливает гарантированный успех в будущей профессиональной деятельности, перспективы богатого выбора областей самореализации личности профессионала широкого музыкального профиля, где будет продолжаться процесс совершенствования всех способностей, теоретических и практических компетенций, на основе которых создаётся неповторимый, индивидуальный профиль личности музыканта.
В процессе подготовки музыканта широкого профиля следует уделять должное внимание и другим видам искусства, исторически связанным с музыкой, таким как театр и кино. Данные виды искусства сегодня практически не существуют отдельно от музы-
ки, более того, они активно влияют на развитие других современных — синтетических — видов и форм искусства, художественного творчества, например, в телевизионном и интернет-формате, которые сегодня имеют приоритетное, доминирующее положение в спектре средств, влияющих на воспитание, развитие, социализацию детей, подростков, юношества.
Исходя из сказанного, мы видим целесообразность внедрения в учебные планы, регулирующие подготовку музыкантов в высших образовательных учреждениях, широкого знакомства с музыкой, анализом её роли в театре, кино, других сферах интеллектуально-творческой, художественно-эстетической деятельности современного общества. Именно здесь, в высших учебных заведениях, формируется интеллектуальный и культурный потенциал, высокопрофессиональные конкурентоспособные кадровые ресурсы современного российского общества.
Учитывая сказанное, в целях совершенствования профессиональной подготовки музыканта и, особенно, развития мастерства в сфере исполнения голосом песен и романсов под свой инструментальный аккомпанемент, мы предлагаем использовать как музыканту-профессионалу, так и любителю классическую шестиструнную гитару. Этот инструмент является популярным в народе, достаточно удобным в обиходе и при игре аккомпанемента. звучание гитары хорошо сочетается с человеческим голосом. Разработанная нами система игры аккомпанемента на гитаре при исполнении голосом песен и романсов прошла экспериментальную проверку и получила широкое применение на практике при сольном и ансамблевом пении. Эта форма познания музыкального искусства наиболее доступна и эффективна как для профессионалов, так и для любителей музыки.
здесь, наряду с изучением основ музыкального искусства, профессионалы и любители получают возможность синтезировать знания, практические умения и навыки в сфере музыкальной грамоты, исполнения музыкальных произведений голосом под
свой гитарный аккомпанемент.
В наше время композиторы и издатели песенно-романсового репертуара стали широко использовать условное обозначение аккордов, которое записывают сверху над нотами песни, однако каких-либо методик и указаний по их исполнению найти чрезвычайно трудно.
Известно, что в музыке существует обозначение нот и аккордов латинскими заглавными (большими, прописными) буквами, однако это даётся исключительно в рамках теории музыки. Мы считаем, что буквенно-цифровое обозначение аккордов может и должно найти широкое применение при исполнении голосом песен и романсов под свой аккомпанемент на одном из классических музыкальных инструментов — фортепиано, гитаре, аккордеоне, баяне, а также и на современном музыкальном инструменте — синтезаторе.
Буквенно-цифровая запись аккордов, как мы убедились на практике, это эффективная, универсальная система, обеспечивающая интенсивное обучение детей, подростков, юношества и взрослых игре аккомпанемента на классических музыкальных инструментах при исполнении голосом песен и романсов. Эта система довольно проста при записи, целенаправленно активизирует развитие памяти учащихся и совершенствование их знаний, умений и навыков при игре аккомпанемента, а потому мы предлагаем её к широкому использованию.
Для того чтобы приблизить учащихся к пониманию буквенно-цифрового обозначения аккордов и выйти на исполнение голосом песен и романсов под свой аккомпанемент, надо на базе песен и романсов составлять специальные творческие задания, направленные на изучение отдельных аккордов, обучение игре этих аккордов различными способами и приёмами.
После того, как учащиеся научатся понимать эти аккорды, мы предлагаем их играть на избранном музыкальном инструменте — в начале арпеджио, то есть переборами, где все звуки, начиная от баса, исполняются по-
очерёдно, один за другим. Варианты арпеджио здесь могут быть самыми различными: снизу вверх и сверху вниз, внутри аккорда, — то есть чередование звуков самое различное, но всегда должно начинаться от баса.
Далее, продолжая занятия, надо отрабатывать навык одновременного исполнения всех звуков аккорда.
При двудольном или четырехдольном размерах предлагается играть бас, а затем все звуки аккорда, и такое равномерное чередование баса и аккорда отрабатывается на музыкальном инструменте до автоматизма. Если же используется трехдольный размер, то после баса аккорд играется два раза подряд (ритм вальса).
Отработав навыки исполнения отдельных аккордов различными приёмами и способами, чтобы не утратился интерес учащихся к музыке, к её творческому исполнению на музыкальном инструменте и голосом, мы рекомендуем переходить к изучению аккомпанемента в песнях и романсах и исполнять их голосом под своё гитарное сопровождение (аккомпанемент).
Спустя какое-то время положительные результаты становятся очевидными, и учащиеся с увлечением будут заниматься музыкой и тем самым активно приобщаться к самому прекрасному и действенному средству эстетического воспитания.
Обучение детей, подростков и юношества музыкальному искусству, усвоение основных элементов всегда должны проводиться с заметной интенсивностью, добиться которой можно в процессе применения различных методик. Исходя из сказанного, мы предлагаем использовать нашу интенсивную алгоритмическую систему, которая обеспечивает, как мы установили в процессе опытно-экспериментальной работы, глубокое изучение основ музыкального искусства, развитие слуха, музыкально-творческих способностей и мышления учащихся.
В связи со сказанным мы видим, что универсальная подготовка профессионала широкого музыкального профиля в педагогических вузах и вузах культуры и искусств,
предложенная нами, отличается от подготовки учителя музыки, которого готовят сейчас на музыкально-педагогических факультетах, а потому наша модель и концепция подготовки такого профессионала требует некоторой корректировки учебного плана и программ по музыкальным дисциплинам.
Особое внимание, по нашему мнению, при подготовке будущего профессионала широкого музыкального профиля в российских вузах надо уделить разработке содержания обучения и воспитания молодого музыканта, что позволит создать стройную систему в этой работе и решить проблему формирования профессионального мастерства учителя музыки в период его обучения в вузе.
Нами выдвинут и подтверждён тезис о том, что профессиональное мастерство музыканта активно формируется в процессе профессионально-творческой и педагогической деятельности специалиста-универсала, музыканта широкого профиля в результате постоянного накопления знаний, приобретения умений и выработки необходимых навыков.
музыкант, обладающий высоким мастерством, может считаться профессионалом-универсалом. Состоит профессионализм из синтеза знаний, умений и навыков в своей сфере, что необходимо, в нашем случае, учителю музыки — для его педагогической и творческой деятельности, профессиональной направленности.
Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу о том, что творческий потенциал профессионала (личности) активно формируется его творческой деятельностью конкретной направленности, приводящей к развитию музыкальных способностей, художественного мышления, памяти, воображения и внимания. Достигается это единством всей работы, которая должна присутствовать в учебном плане при подготовке современного учителя музыки, универсала, профессионала широкого музыкального профиля. здесь необходимо заметить, что в этой работе большое значение имеют гуманитарно-
культурологические дисциплины, а также общенаучные и лингвистические, с углублённым изучением одного из иностранных языков, в нашем случае — английского.
Это и есть те важные векторы, факторы, условия и необходимые требования, которые целенаправленно формируют профессиональное мастерство музыканта-универсала, учителя музыки.
Решение этой проблемы наиболее успешно осуществляется, если теория и практика неразрывно связаны. Приближение теории к практике музыканта, в первую очередь, осуществляется педагогической деятельностью при обучении студентов, подростков и детей игре на одном из музыкальных инструментов. Поэтому при подготовке профессионала музыкального профиля в вузе большое значение должно придаваться основному и дополнительному музыкальным инструментам, и, при обучении игре на основном инструменте, хорошо должен быть продуман выбор дополнительного музыкального инструмента.
здесь следует подчеркнуть, что методики обучения игре на фортепиано, баяне и аккордеоне, за многие прошедшие годы их становления и развития, российские учёные, методисты и практики достаточно разработали, и поэтому мы в своих исследованиях подробно остановились на гитарном музыкальном искусстве, разработке методики обучения пению под свой гитарный аккомпанемент, что в российском образовании, до настоящего времени, не имело широкого развития.
В высших российских музыкальных учебных заведениях массовое обучение игре на гитаре не проводится, и тем более не практикуется пение под свой инструментальный аккомпанемент, а в средних и начальных звеньях обучение игре на гитаре ведётся выборочно, в зависимости от наличия педагогов этого профиля, и обучают здесь исключительно исполнению классических музыкальных произведений. Что же касается обучения пению под свой гитарный аккомпанемент, то это в таких специальных учебных заведени-
ях, как школы и училища, мало или вовсе не практикуется, а это, как мы знаем, является одним из действенных средств музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Разработанный нами научно-методический и учебный материал мы рекомендуем использовать в педагогических вузах и вузах культуры и искусств при подготовке музыканта-универсала, профессионала ши-
рокого музыкального профиля — учителя музыки. Одновременно этот материал может использоваться в средних и высших учебных заведениях гуманитарного профиля и, что весьма важно, в детских музыкальных и общеобразовательных школах, а также в специальных классах музыки учреждений культуры и искусств, в том числе и при индивидуальных домашних занятиях с детьми, подростками, юношеством и взрослыми.
Примечания
1. Краевский В. В., Бережная Е. В. Методология педагогики. Новый этап : учебное пособие. Москва : Академия, 2006. 400 с.
2. Сидоров Н. Р. философия образования. Введение. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 304 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 720 с.
clреодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей
УДК 37.013 О. А. Блох
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье даётся классификация видов волнения как внутреннего состояния музыкантов-исполнителей. Определяются физиологические, психолого-педагогические и социальные факторы его происхождения. Выявляется ряд эффективных стимулов, позволяющих снять негативное воздействие волнения на формирование исполнительского мастерства обучающихся музыкантов. Определяются методические подходы, связанные с психокоррекцией, которые позволяют минимизировать пагубные последствия волнения-паники, волнения-смятения.
Ключевые слова: стресс публичных выступлений, музыкант-исполнитель, обучающийся музыкант.
O. A. Blokh
Moscow State University of Culture and Arts
OVERCOMING STRESS OF PUBLIC PERFORMANCES OF MUSIC PERFORMERS
In this paper, we classify types of excitement as the internal state of musicians. Determined by physiological, psychological, educational and social factors of origin. Revealed a number of effective incentives to remove the negative impact of unrest in the formation of mastery learning musicians. Defined methodological approaches related to psycho-correction that minimizes adverse effects of excitement, panic, agitation, confusion.
Keywords: stress of public speaking, musician, student musician.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 185-190 185