которого происходят действительные изменения сознания студента, преобразуются и нарабатываются профессиональные знания, умения, навыки, опыт, формируются мотивы и ценностные ориентиры.
3. При реализации такой сложной и комплексной цели, как формирование профессиональных компетенций студентов-бакалавров
в сфере народной художественной культуры, средства её достижения должны быть осмыслены комплексно и достаточно полно. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразным является выделение в обучении профессиональному мастерству будущего бакалавра таких профессиональных компетенций, как мастерство и профессионализм.
Примечания
1. Кажанова З. Н. Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе адаптации студентов к учебно-технологической среде вуза : дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.08. Тамбов, 2004. 209 с.
2. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. Москва : Наука, 1974.
3. Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. Москва : Наука, 1968.
4. Макарова И. Психология : конспект лекций. Москва : Юрайт, 2004.
5. Николаенко В. М. и др. Психология и педагогика : учебное пособие / В. М. Николаенко, Г. М. Залесов, Т. В. Андрюшина и др. ; отв. ред. канд. филос. наук, доцент В. М. Николаенко. Москва : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 2000.
6. Общая и профессиональная педагогика : [учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»] : в 2 книгах / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск : Изд-во Брянского государственного университета, 2003. Кн. 1.
7. Окунева Ю. е. Коммуникативные процессы в студенческой среде // Пути подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе культуры и искусств : сборник статей / под общей научной ред. проф. А. Г. Казаковой. Москва : Экон-Информ, 2009.
8. Педагогическая психология : [учебник для студентов высших учебных заведений] / под ред. Н. В. Клюевой. Москва : П24; ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
9. Реан А. А., Бордовская Н. В. Педагогика. Санкт-Петербург ; Москва ; Харьков ; Минск, 2000.
Основные подходы к пониманию
профессионального мастерства вокалиста в психолого-педагогических исследованиях
УДК 37.013:784 И. П. Демедюк
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье изложены основные подходы к проблеме формирования профессионального мастерства вокалиста академического пения в системе высшего профессионального образования: целостный, деятель-ностный, системный и личностно ориентированный.
Ключевые слова: профессионализм, творчество, профессиональное мастерство, исполнительское мастерство, педагогическое мастерство, художественно-организационное мастерство.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 209-213 209
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^
I.P. Demedyuk
Moscow State University of Culture and Arts
The main approaches to understanding of professional skill of the vocalist in psychology-pedagogical researches
The paper describes the main approaches to the problem of formation of professional skills of the academic vocalist singing in the higher education system: a holistic, activity, system, and student-centered.
Keywords: professionalism, creativity, professional skill, mastery, pedagogical skill, art and organizational skill.
Профессиональное мастерство вокалиста является частью вокального искусства, сущность которого состоит в совершенном владении знаниями, умениями, навыками, методами и приёмами творческого воплощения музыкально-художественного образа произведения средствами вокального искусства, а также в осуществлении педагогической, просветительской и художественно-организационной деятельности.
Анализ научной литературы, правительственных документов о высшем профессиональном образовании, Государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения, опыта практической подготовки специалистов вокального искусства позволил нам определить основные направления профессиональной деятельности вокалистов академического пения и выделить аспекты рассмотрения теоретических основ их профессионального мастерства: исполнительское мастерство, педагогическое мастерство, художественно-организационное мастерство.
Поэтому нам для выявления сущности и специфики профессионального мастерства вокалиста академического пения необходимо уточнить содержание понятий «профессионализм», «мастерство», «профессиональное мастерство», поскольку теоретические положения о сущности, структуре, его компонентах составляют основу профессиональной подготовки будущих специалистов вокального искусства в системе высшего образования.
В научной литературе одни учёные определяют понятие «профессионализм» как высокий уровень профессиональной деятельности, другие — как необходимую ступень подготовки для достижения высокого результата
в творческой деятельности [3; 6; 7], третьи выделяют части, свойства, «грани» профессионализма [5, с. 5] и называют профессионализмом мастерство, четвёртые связывают профессионализм с разделением труда, поскольку каждая профессия требует от человека качественного выполнения определённых действий и операций, предполагающих наличие определённых знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности и утверждающих невозможность эффективной деятельности без профессионализма [2].
Несколько иную позицию относительно содержания понятий профессионализма и творчества занимает В. Г. Ражников. В работе «Диалоги о музыкальной педагогике» он, оценивая роль профессионализма в музыкальном исполнительстве, утверждает, что профессионализм, по преимуществу, деятельность нетворческая, так как не имеет отношения к новому, неизвестному: «Чтобы стать профессионалом надо укрепиться в уже известном способе... Многое в профессионализме известно, потому что уже было, встречалось у всех, кто через этот известный приём чего-то достиг. Суть творчества, его сердцевину составляют не формализуемые принципиально явления — интуиция, вдохновение, предвидение, новизна... Профессионализм замечательно полезен как подготовка к творчеству...» [10, с. 99].
Некоторые учёные, разделяя его позицию, указывают на противоречивый характер связи профессионализма и творчества. С одной стороны, профессионализм необходим как база, опора творчества, с другой — может мешать творчеству, если не сочетается с широким общим, общекультурным развитием. Б. Т.
Лихачёв подчёркивал, что, углубляясь в тонкости профессии, замыкаясь в своём узком профессиональном мире, человек нередко ограничивает своё творческое развитие, которое базируется не только на профессиональной области, но и на смежных ей и даже противоположных [8, с. 162—166].
Особый интерес для нашего исследования представляет позиция Н. К. Баклановой, которая, определяя профессионализм как качественную характеристику личности, включающую профессиональную подготовленность и общую культуру, рассматривая его как базу, подготовку к творчеству, отмечает необходимость сочетания профессиональной подготовки с общим развитием в процессе непрерывного образования [2, с. 48].
Когда говорят о профессиональной работе камерного вокалиста, певца-актера оперной сцены, то всегда имеют в виду осуществление её на высоком художественном и техническом уровнях. Процесс приобретения профессионализма сопровождается порой существенными изменениями в структуре самой личности.
Мы будем рассматривать профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ним задач. В связи с этим следует вывод, что личность, в которой развиты навыки конкретной профессии, обладает ими и готова применить их в любой необходимой ей ситуации. Следовательно, профессионализм вокалиста оперной сцены — это не только достижение высоких результатов, но обязательно и присутствие психологических компонентов внутреннего отношения к собственному труду, состояние его психических качеств.
В связи с этим встаёт вопрос об отношении певца-актера к самому понятию творчество, о его понимании процессов, связанных с реализацией художественных аспектов его работы, о его умении управлять процессом поиска верного актёрского решения. Как верно заметил Ю. В. Сачков: «Творчество есть активная деятельность, опирающаяся на выработку и применение разнообразных средств, направ-
ленных на постижение нового» [11, с. 102].
Анализ научной литературы показал, что подобные явления наблюдаются и в понимании мастерства в различных областях человеческой деятельности. В ряде работ мастерство определяется, с одной стороны, как рукоделье, ремесло; с другой — как уменье, искусство (Даль, Ожегов). Одновременно с этим мастерство понимают как свойство личности, приобретённое в опыте (в процессе усвоения знаний, умений, навыков), при этом указывается на творчество, творческую деятельность как обязательный компонент мастерства [9, с. 66].
В. А. Сластенин, с позиций целостного подхода, считает мастерством «высокий уровень развития ряда профессиональных умений» [12, с. 124], а Ю. П. Азаров, анализируя содержание понятия «мастерство», говорит о необходимости «увидеть сложные связи, которые лежат в основе единства жизни и воспитания, понять противоречивое переплетение целей и средств воспитания» [1, с. 244].
Мастерство каждого специалиста, как утверждают учёные, связано с творчеством, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность. А творчество требует досконального знания, постижения всех тайн профессии, выработки таких умений и навыков, с помощью которых вся механическая, нетворческая работа делается как бы сама собой [7].
Анализ исполнительского, педагогического и художественно-организационного мастерства вокалистов академического пения как основных направлений их профессиональной деятельности в сфере вокального искусства позволил нам установить, что в научной литературе профессиональное мастерство в широком смысле рассматривается с различных подходов — деятельностного, системного и личностно ориентированного. С позиций деятельностного подхода профессиональное мастерство специалиста культуры художественного профиля понимается как «качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптималь-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^
ный процесс его достижения» [2, с. 43]. С позиции системного подхода исследователи определяют профессиональное мастерство как «совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способностей, качеств личности, необходимых для деятельности профессионала мастера» [3]. Согласно лич-ностно ориентированному подходу авторы рассматривают профессиональное мастерство как «синтез профессионализма, творчества и духовности» [4] и на основе понимания профессионального мастерства специалиста культуры художественного профиля как целостной системы выделяют три группы (подсистемы) компонентов в его структуре, такие как «психолого-педагогическая, включающая духовно-личностные профессионально важные качества специалиста; социально-психологическая, отражающая систему отношений личности к профессии, себе как специалисту и творческой личности, предметному миру, другим людям; профессиональное общение, взаимодействие с людьми; организационно-педагогическая, реализующаяся в технологии художественно-творческой, педагогической, организаторской деятельности. Это система профессиональных знаний, умений, навыков специалиста» [6].
Исследователи в сфере музыкального искусства (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, О. А. Блох, В. И. Петрушин, Г. М. Цыпин и др.) считают, что деятельность профессионала-музыканта отличают, прежде всего, профессиональная целесообразность, индивидуально-творческий характер и оптимальность в выборе средств и определяют профессиональное мастерство специалистов различных профилей, с одной стороны, как высший
уровень их профессиональной деятельности, владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, с другой — как совокупность свойств личности, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность.
Анализ научной литературы и практики профессиональной подготовки специалистов вокального искусства в системе высшего образования позволил нам с позиций целостного, деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов уточнить содержание понятия «профессиональное мастерство вокалиста», представить его как профессионально значимое интегральное качество, совокупность свойств личности, систему специфических знаний, умений и навыков, способов и опыта осуществления вокально-исполнительской, музыкально-педагогической и художественно-организационной деятельности, обеспечивающей становление, самоопределение и самореализацию личности, способность и готовность ориентироваться, оценивать обстоятельства и принимать ответственные решения в ситуации выбора, позволяющие эффективно использовать их в профессиональной деятельности.
Такое определение профессионального мастерства вокалиста академического пения, на наш взгляд, не противоречит различным употреблениям этого понятия, не исключает, а, напротив, объединяет и обогащает их.
В данной статье мы попытались показать различные подходы к изучению проблемы профессионального мастерства специалистов музыкального искусства, которые могут быть использованы в педагогическом процессе с целью развития творческого, активного отношения студентов к вокальному искусству.
Примечания
1. Азаров Ю. П. Дорогу талантам. Москва : Русский мир, 2005.
2. Бакланова н. к. Профессиональное мастерство специалиста культуры : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2003.
3. Блох о. а. Педагогика и психология музыкального творчества : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2011.
4. Зорилова Л. с. Поиски духовных идеалов в науке, культуре и музыкальном искусстве : монография. Москва : Альма-Матер: Академический проект, 2008.
5. каргин А. с, Цагарелли Ю. П. Призвание и мастерство. Москва : Советская Россия, 1986.
6. Кузнецов В. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. Москва : Музыка, 2000.
7. Кузнецов В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России : монография. Москва : Мелограф, 2005.
8. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. Москва: Просвещение, 1993.
9. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие. Москва : Высшая школа, 1981.
10. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. Москва : Музыка, 1989.
11. Скачков Ю. В. Наука: Возможности и границы. Москва : Наука, 2003.
12. Сластенин В. А. Педагогика творчества. Москва : Издательский центр «Академия», 1991.
к проблеме формирования художественно-образных представлений вокалиста в процессе профессиональной подготовки
УДК 37.013:784
Е. А. Рыкунова
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования художественно-образных представлений певца-актера в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств. Опираясь на педагогические принципы музыкальной и театральной педагогики, раскрываются особенности становления оперного певца, органично сочетающего в своей музыкально-исполнительской деятельности вокальное и драматическое искусство.
Ключевые слова: художественность, образность, творчество, интонация, сценический образ, профессиональная подготовка.
E. A. Rykunova
Moscow State University of Culture and Arts
TO A PROBLEM OF FORMATION OF ART AND FIGURATIVE REPRESENTATIONS OF THE VOCALIST IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING
The article is devoted to the problem of formation of artistic and visual images of the singer-actor in the process of training in the schools of culture and the arts. Building on the pedagogical principles of music and theater pedagogy, describes the peculiarities of an opera singer, organically combining in his musical performance vocal and dramatic arts.
Keywords: artistry, imagery, creativity, intonation, stage presence, professional training.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 213-216
213