Научная статья на тему 'Единство слова и звука в формировании и воспитании певца'

Единство слова и звука в формировании и воспитании певца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ВОКАЛИСТ / МАСТЕРСТВО / ПЕВЕЦ / SINGER / ИНСТРУМЕНТ / INSTRUMENT / НАПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА / SOUND DIRECTION / TEACHER AND SINGER / SKILL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сладкопевец Роман Вадимович

В статье рассматривается проблема воспитания певца, в частности студента-вокалиста, специфические особенности формирования слова и звука в постановке голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unity of the word and sound in formation and education of the singer

The problem of educating a student in particular singer vocalist, its specific peculiarities of speech and sound in voice training.

Текст научной работы на тему «Единство слова и звука в формировании и воспитании певца»

связанные с профессиональной непригодностью; унижение человеческого достоинства; внушение неполноценности в целом.

Можно долго перечислять ошибки начинающих педагогов-музыкантов, их очень много. Более важным представляется показ продуктивной педагогической работы в психотерапевтическом направлении.

Основными принципами психорегуляционной деятельности педагога, направленной на преодоление негативного сценического волнения, являются: следование тезисам «не навреди», «не сломай стержень характера», «не убей творческую личность»; психокоррекция должна быть благотворной, проходить в позитивном русле для исполнителей; направ-

ленность на мобилизацию внутренних ресурсов, снятие напряжения, достижение восстановительного эффекта перед выступлением, на сцене и по окончанию концерта; учёт единства цели и задач оптимизации психологических условий публичного выступления; индивидуализация используемых средств психорегуляции исполнителя; следование эвристическим установкам, направленным на расширение возможностей психологической природы концертанта; следование интроспективной доминанте в процессе педагогического воздействия (работать через внутреннее «Я» глубоко, искренне, проникновенно); общая направленность на повышение квалификационного уровня музыканта-исполнителя.

Примечания

1. Блох О. А. Психология и педагогика музыкального творчества : учебное пособие для вузов. Москва : МГУКИ, 2013.

2. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества : учебное пособие. Москва : Когито-Центр, 2003.

3. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника : учебное пособие. Москва : Академия, 1999.

Единство слова и звука в формировании и воспитании певца

УДК 37.013:784

Р. В. Сладкопевец

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается проблема воспитания певца, в частности студента-вокалиста, специфические особенности формирования слова и звука в постановке голоса.

Ключевые слова: педагог-вокалист, мастерство, певец, инструмент, направление звука.

R. V. Sladkopevets

Moscow State University of Culture and Arts

Unity of the word and sound in formation and education of the singer

The problem of educating a student in particular singer vocalist, its specific peculiarities of speech and sound in voice training.

Keywords: teacher and singer, skill, singer, instrument, sound direction. 190 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 190-193

Всякое искусство имеет свои особенные технические приёмы, без соблюдения которых невозможно добиться совершенства исполнения даже при наилучших способностях и дарованиях. Чтобы стать мастером и особенно художником в любой отрасли искусства, необходимо пройти долгую и трудную школу, преодолеть технические сложности и освоить основные навыки, и только после этого появляется мастерство. В одинаковой степени это относится к живописи, скульптуре, а равно и к музыке.

В научной литературе, наряду с весьма редкими мнениями некоторых педагогов-вокалистов, мы часто встречаемся с взаимно противоположными утверждениями практического выхода из своих затруднений и примерами ответа на неразрешимые вопросы.

Кроме трудностей в вопросе о придании своему инструменту — гортани наилучшего положения, у певца, по сравнению с инструменталистами, есть не меньшая, если не большая трудность в способе извлечения звука. Инструменталистам в этом деле служат руки — органы, наиболее развитые и послушные для струнных и ударных инструментов, губы — для духовых и частично ступни — для органистов и пианистов. И все же — какую колоссальную работу должен проделать скрипач, пианист, флейтист и т.д., чтобы овладеть своим инструментом, который он может видеть, изучать во всех подробностях при помощи зрения, осязания и слуха. Неизмеримо труднее овладение исполнительским мастерством даётся вокалистам, поскольку возможности взять в руки свой инструмент, рассмотреть его устройство, следить глазами за его работой они лишены. Придать своему инструменту — гортани нужное, физиологически верное, наиболее удобное и выгодное положение, как это делает инструменталист, вокалист может только интуитивно, по догадке, не имея возможности при помощи зрения, внутреннего слуха удостовериться в правильности положения своего инструмента, что является первым условием в работе всякого музыканта. Певцу приходится пользоваться

таким средством, как управление дыханием, которое является сложнейшим процессом, находящимся в зависимости от многих трудно осознаваемых и преодолеваемых влияний.

Наконец, инструменталисту не приходится сопровождать своё исполнение произношением слов, что является обязательным и трудно одолеваемым искусством для певца. В стремлении преодолеть эти трудности была написана довольно обширная литература по вопросу о постановке голоса, изобилующая разнообразными рассуждениями и советами: о необходимом положении гортани при пении, о способах открывания рта, «направлениях звука», о произношении слов и о дыхании.

Следующая трудность исполнительского мастерства певцов заключается в способах повышения и понижения тона. Насколько эта работа у инструменталиста проста и подчинена его пальцам, настолько же у певца она выходит за пределы его непосредственного наблюдения и выполняется скрытными в гортани голосовыми связками, не поддаётся нашему контролю и совершается чисто рефлексивно.

В процессе исследования нами установлено, что основой вокальной и речевой техники является организация дыхания и управления работой гортани. Опираясь на положение, что технической основой профессионального пения, а также сценической речи является овладение дыханием, необходимо с первых уроков вырабатывать естественность вдоха и постепенно разрабатывать способность сохранять дыхательную установку, а гортань в это время должна занимать непринуждённое, устойчивое положение и удерживаться без всякого напряжения.

Большинство считают, что во время пения гортань надо держать низко. Такого положения гортани придерживаются авторы анатомического направления. В низком же положении гортань помещается в широком промежутке между обеими грудинно-ключично-сосцевидными мышцами, имея спереди слабо натянутую и тонкую кожу

середины шеи, а позади отклоняющиеся назад шейные позвонки. О том, что гортань надо держать низко, говорят и пишут весьма многие. Но вопросы о том, как и чем это сделать, в научной литературе недостаточно разработаны. Поэтому этот вопрос требует более серьёзного изучения.

Как показало исследование, естественными производителями звука, созданными природой, служат связки, подъязычная кость, надгортанник, горло, язык, небо и, наконец, диафрагма и лёгкие. Эти части, приведённые в действие волею и знаниями, рождают звук, из звука рождается речь или пение. Гармоническая связь между телесной и духовной природой, связь рационального и иррационального есть то, что составляет «человеческую музыку».

Большое значение в творчестве певца имеют все средства выразительности — голос, слово, музыка и т.д. Если драматический актёр пользуется словом в речи в естественной форме выражения мысли, то певец находится в несколько ином положении. У него слово всегда соединено с мелодией, с музыкой, что, безусловно, усложняет задачу. Слово становится не только средством донесения мысли, но и формой звучания голоса. Однако, как утверждал В. И. Немирович-Данченко, вокал в искусстве певца никогда не может быть целью, но только средством выражения внутренней сущности создаваемого образа. Слово в пении должно быть простым, правдивым и живым, как в человеческой речи. Слово в соединении со звуком голоса и музыкальной мелодией должно нести в себе конкретные и живые мысли и чувства человека. Идеалом поющего актёра Немирович-Данченко считал такого певца, который думает о своём пении столько, сколько говорящий думает о словах. Примером единства слова и звука может служить творчество великого русского певца Ф. И. Шаляпина, который блестяще владел одной из труднейших форм пения — искусством пения-рассказа, поэтому музыкальная мелодия у него возникала как бы непосредственно из слова, слово и звук сливались в единое органическое целое, о чем

мечтали все великие композиторы. Эта особенность Шаляпина давала ему возможность быть замечательным исполнителем произведений Мусоргского, в которых мелодические обороты близки к интонациям человеческой речи. Станиславский неоднократно отмечал, что певцы, как и, в целом, люди, не умеют красиво, грамотно говорить. Поэтому в большинстве случаев красота их пения нередко портится вульгарностью дикции и произношения. Чаще всего слово при пении совершенно пропадает. Между тем, слово — что, музыка — как. Вокальный звук певца находится в прямой зависимости от слова-мысли. Если певцу понятно слово-мысль, то гармоническое слияние мысли-слова-звука поможет ему и в формировании вокального звука, окажет воздействие на тембр голоса и эмоциональную выразительность. Таким образом, настоящее вокальное искусство обусловливает органическое слияние слова со звуком, их единство — как средство художественной выразительности. Чтобы певческое слово стало действительным средством художественной выразительности, певец должен уметь правильно, чётко и грамотно произносить слова. Кроме чёткого и красивого произношения, слово в пении должно соответствовать выражаемой мысли и стилю исполняемого произведения.

Поэтому к числу важных проблем профессиональной подготовки певца-актёра относится проблема чёткого и грамотного произношения. Вопрос хорошей дикции, вокальной орфоэпии наименее разработан в вокальной педагогике, поэтому одним из направлений педагогического процесса является овладение приёмами вокального произношения. К. С. Станиславский придавал огромное значение слову не только в речи, но и в пении. Он требовал чёткого и ясного произношения как гласных, так и согласных звуков. Чёткая дикция и правильное произношение являются необходимыми составляющими хорошего пения.

Воспитание певца имеет свои специфические трудности, проявляющиеся в его сложной многоплановой деятельности, поскольку, наряду с профессиональным пением, он

должен не менее профессионально говорить (дикция) и двигаться на сцене.

Нередко пение сопровождается сценическим движением, что ещё более увеличивает нагрузку певца. Поэтому вокальное обучение требует специально разработанной методики преподавания, связанной с актёрской подготовкой студентов независимо от

специализации.

Таким образом, мы должны воспитывать у студента уважение к слову, которое вместе с музыкой является одним из важнейших выразительных средств певца, а вокальное мастерство студента должно совершенствоваться не только в направлении вокальной техники.

Примечания

1. Вайнштейн Л., Каричковский П. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство. Воспоминания ученика. Киев, 1924.

2. кружижановский, к. и. Вокальное искусство. Москва, 1909.

3. станиславский к. с. Работа актёра над собой. Москва, 1951.

4. Шаляпин Ф. и. Маска и душа. Москва : СТД, 1990.

Специфика формирования исполнительской

культуры музыканта в вузе

УДК 37.013:784 У Линьсян

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом современных концептуальных подходов к воспитанию и образованию исполнителей-музыкантов в вузе; уточнением содержания учебно-воспитательного процесса в области исполнительского искусства; определением эффективных форм и методов повседневной художественно-педагогической работы, направленной на формирование исполнительской культуры студентов-музыкантов. Обращается внимание на значимость личностно ориентированного, продуктивно-деятельного, креативно развивающего, художественно-воспитательного и духовно формирующего подходов, которые во многом олицетворяют парадигму развития исполнительской культуры студентов-исполнителей. Выявляется важность применения принципов направленности и заинтересованности в различных «творческих цехах» (вокал, дирижирование, инструментальное исполнительство).

Ключевые слова: исполнительская культура, обучающийся музыкант-исполнитель.

U L i n' s y a n

Moscow State University of Culture and Arts

SPECIFICS OF FORMATION OF PERFORMING CULTURE OF THE MUSICIAN IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses issues related to the analysis of contemporary conceptual approaches to the care and education of music performers in high school, clarifying the content of the educational process in the field

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 193-197

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.