Научная статья на тему 'Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей'

Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1915
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ / STRESS OF PUBLIC SPEAKING / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ МУЗЫКАНТ / STUDENT MUSICIAN / MUSICIAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блох Олег Аркадьевич

В статье даётся классификация видов волнения как внутреннего состояния музыкантов-исполнителей. Определяются физиологические, психолого-педагогические и социальные факторы его происхождения. Выявляется ряд эффективных стимулов, позволяющих снять негативное воздействие волнения на формирование исполнительского мастерства обучающихся музыкантов. Определяются методические подходы, связанные с психокоррекцией, которые позволяют минимизировать пагубные последствия волнения-паники, волнения-смятения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING STRESS OF PUBLIC PERFORMANCES OF MUSIC PERFORMERS

In this paper, we classify types of excitement as the internal state of musicians. Determined by physiological, psychological, educational and social factors of origin. Revealed a number of effective incentives to remove the negative impact of unrest in the formation of mastery learning musicians. Defined methodological approaches related to psycho-correction that minimizes adverse effects of excitement, panic, agitation, confusion.

Текст научной работы на тему «Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей»

ях, как школы и училища, мало или вовсе не практикуется, а это, как мы знаем, является одним из действенных средств музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Разработанный нами научно-методический и учебный материал мы рекомендуем использовать в педагогических вузах и вузах культуры и искусств при подготовке музыканта-универсала, профессионала ши-

рокого музыкального профиля — учителя музыки. Одновременно этот материал может использоваться в средних и высших учебных заведениях гуманитарного профиля и, что весьма важно, в детских музыкальных и общеобразовательных школах, а также в специальных классах музыки учреждений культуры и искусств, в том числе и при индивидуальных домашних занятиях с детьми, подростками, юношеством и взрослыми.

Примечания

1. Краевский В. В., Бережная Е. В. Методология педагогики. Новый этап : учебное пособие. Москва : Академия, 2006. 400 с.

2. Сидоров Н. Р. философия образования. Введение. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 304 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 720 с.

clреодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей

УДК 37.013 О. А. Блох

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье даётся классификация видов волнения как внутреннего состояния музыкантов-исполнителей. Определяются физиологические, психолого-педагогические и социальные факторы его происхождения. Выявляется ряд эффективных стимулов, позволяющих снять негативное воздействие волнения на формирование исполнительского мастерства обучающихся музыкантов. Определяются методические подходы, связанные с психокоррекцией, которые позволяют минимизировать пагубные последствия волнения-паники, волнения-смятения.

Ключевые слова: стресс публичных выступлений, музыкант-исполнитель, обучающийся музыкант.

O. A. Blokh

Moscow State University of Culture and Arts

OVERCOMING STRESS OF PUBLIC PERFORMANCES OF MUSIC PERFORMERS

In this paper, we classify types of excitement as the internal state of musicians. Determined by physiological, psychological, educational and social factors of origin. Revealed a number of effective incentives to remove the negative impact of unrest in the formation of mastery learning musicians. Defined methodological approaches related to psycho-correction that minimizes adverse effects of excitement, panic, agitation, confusion.

Keywords: stress of public speaking, musician, student musician.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 185-190 185

Преодоление стресса публичных выступлений не только проблема актуальная, требующая к себе постоянного пристального внимания, но и проблема кровоточащая, которая, с одной стороны, говорит о необходимости её решения, а с другой — всегда оставляет «белые пятна» в процессе её осмысления. Возможные пути её решения олицетворяют и уровень развитости музыкально-педагогической отрасли, и показатель её несовершенства. Поскольку человек представляет своеобразный микрокосмос с многоэлементными и полисистемными структурами (биологическими, физиологическими, психологическими, педагогическими, социальными), то найти кратчайший путь к решению проблемы преодоления стресса публичных выступлений бывает чрезвычайно трудно.

Такое положение обусловлено сложностью в осуществлении индивидуального подхода, который связан и с разнообразной природой человека, и со спецификой его диагностики, и с принятием оптимального решения относительно «курса лечения» (настройки) внутреннего мира. Нельзя забывать о том, что процесс, направленный на преодоление сценического волнения в деструктивном варианте, на стабилизацию внутренних сил организма, проходит в плоскости как сознания, так и бессознательного. Данный факт не добавляет простоты в решение проблемы.

Процесс преодоления стресса публичных выступлений следует рассматривать в следующей поэтапности: волнение до концертного выступления; волнение во время концертного выступления; волнение, связанное с оценкой выступления (личностной и окружающих).

Изучение проблемного поля, связанного с преодолением стресса публичных выступлений, следует вести в плоскости субъект-объектной, когда психотерапевтическое воздействие может осуществляться с внешней стороны (например, со стороны педагога, родных, близких, друзей, недоброжелателей) или на уровне интроспективном (внутреннем), имеется в виду самовнушение, самоконтроль, самостоятельный индивиду-

альный тренинг в целом и т.д.

Проблему преодоления негативных факторов волнения необходимо исследовать в ракурсе и сознания, и бессознательного. Однобокий подход в данном случае не только не даст целостной картины всего процесса, но и сделает невозможным эффективное решение вопроса.

Всех музыкантов условно можно поделить на три категории: сверхчувствительные натуры со слабой нервной системой, имеющие незначительный опыт внутренней самоорганизации, легко поддающиеся внешним воздействиям, рассеянные, ранимые, преимущественно интровертивный склад ума; люди, имеющие средний уровень внутренней сбалансированности, некоторый опыт внутренней самоорганизации, которые обладают рядом волевых качеств, включают в план своего сознания черты интроверта и экстраверта; волевые целостные личности, имеющие достаточно высокий уровень внутренней самоорганизации, уравновешенные, уверенные в себе, умеющие сосредоточиться, сконцентрироваться в нужное время и конкретном месте, включающие в план своего сознания черты преимущественно экстраверта.

Как правило, музыканты, относящиеся к первой категории, испытывают чрезмерно сильное волнение, которое серьёзно может вредить концертному выступлению. Его можно классифицировать как волнение-паника, волнение-страх, волнение-смятение. Подобное внутреннее состояние сопровождается срывами концертных выступлений, скомканной игрой, низким уровнем самоотдачи.

Музыканты второй категории испытывают средний уровень волнения, с которым могут то справляться, то не справляться. Поэтому таких музыкантов отличает некоторая нестабильность сценических выступлений. Перепады качества исполнения, неожиданные казусы в процессе игры, технические сбои — их отличительные черты. Вместе с тем в исполнении может наблюдаться высокая, тонкая эмоционально-чувственная по-

дача музыкального материала, оригинальность мышления, убедительность интерпретации в целом.

Музыканты третьей категории, как правило, являются мастерами своего дела и вместе с тем настоящими художниками. У них волнение присутствует лишь в той мере, которое способно зажечь музыканта и зрительскую (слушательскую) аудиторию. Их внутреннее состояние помогает сохранить ясный ум, пламенность сердца и чёткость исполнительских действий. Их волнение со знаком плюс (волнение-подъем, волнение-откровение, волнение-порыв) позволяет по-настоящему творить на сцене, погружаться в глубины художественного образа, вызывать восторг публики.

Из перечисленных трёх категорий исполнителей первые две заслуживают более пристального внимания. В данном случае важным моментом является определение своеобразной точки отсчёта. Необходимо выявлять через общение, тестирование, наблюдение за учебной и концертной практикой физические и психологические возможности музыкантов, способность адаптироваться в различных условиях выступления, наличие волевых качеств и т.д. Сегодня важно уже на начальном этапе формирования музыканта-исполнителя (в музыкальных школах) знать, уметь в процессе обучения определять, анализировать и развивать их физическую и психологическую природу. Выбор профессии музыканта, будет ли учащийся концертным исполнителем, педагогом, композитором и т.д. — большой вопрос. На педагогов начального звена ложится большая ответственность в этом плане. Следует правильно определять сферу возможной профессиональной деятельности учащихся-музыкантов. От этого во многом будет зависеть не только концепция обучения (уклон концертно-исполнительский, педагогический, теоретико-аналитический), но и успешность будущей творческой жизни музыканта в целом. Важно и правильно определить интенсивность, продолжительность, систематичность, последователь-

ность коррекционного психотерапевтического воздействия с целью снятия стрессов, связанных с публичными выступлениями.

Волнение музыканта, которое он испытывает до концерта, часто для него мучительно. Раздражительность, неверие в собственные силы, в успех предстоящего выступления, отсутствие аппетита, бессонница — достаточно распространённые симптомы сильного волнения.

В данных условиях целесообразно применение такого приёма, как «якорение». В пси-хокоррекционной практике он означает перенос в «страну приятных воспоминаний». Первый этап (начальный) — отключение от внешних раздражителей. Уход во внутренний план сознания. В этот момент следует закрыть глаза и мысленно перенестись в то время и место, с которыми связаны приятные воспоминания. Второй этап (процессуальный) — сосредоточение на произошедших благотворных мгновениях. Он сопровождается чувством одержанной победы, приятного внутреннего комфорта, счастья в целом, которое во многом определяет ощущение достижения заветной цели. Можно дать свободу фантазии (продуктивному воображению), если процесс протекает в позитивном русле. Третий этап (заключительный) — плавный выход из состояния воспоминаний (переход во внешний план сознания). Постепенное открытие глаз. Ощущение состояния внутреннего удовлетворения, благополучия, радости жизни.

Г. М. Цыпин рекомендует: «Лучше всего излечивает от "эстрадобоязни" успех, сценические удачи — одна, другая, третья... Удача не просто субъективно приятна. Она ведёт зачастую к довольно существенным структурным изменениям в психике человека. Меняется самооценка, повышается мнение о собственной персоне, о своих природных (технических) возможностях. Укрепляется доверие к себе, что для людей, беспокойных и тревожно-мнительных, важнее всего: тут их исцеление.

На воспоминание о своём успехе (лучше — недавнем) можно опереться в нелёгкую ми-

нуту, когда теряется вдруг почва под ногами, когда чернота начинает обволакивать душу... Совсем неплохо оживить это воспоминание при самонастрое на предстоящее публичное выступление.

Думать о своей удаче в будущем времени, нацеливаться на неё для определённой категории людей несколько рискованно — это обязывает, со всеми вытекающими отсюда непредсказуемыми психологическими последствиями. Думать об удаче в прошедшем времени, напротив, никому не возбраняется, а некоторым даже рекомендуется. Кроме спокойных, приятных, "исцеляющих" чувств, это ничего другого не вызывает. Так что ощущение успеха, достижения, удачи само по себе нужно, более того, крайне важно.

В конце концов, чтобы люди могли продуктивно заниматься своим делом, требуется не так уж много: чтобы работа была технически посильной, не изнуряла бы духовно и физически и чтобы она время от времени приносила успех. Подтверждение этому — все счастливые, как говорится, сложившиеся творческие биографии» [3, с. 169, 170].

Безусловно, целесообразно вести счёт своим победам, удачам, а не разочарованиям, неприятностям. Следует указать на то, что вхождение в концертную жизнь начинающих музыкантов необходимо готовить. Они должны пройти так называемый адаптационно-настраивающий период, который предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий: подбор концертного репертуара, который заключает в себе заведомо выполнимые технико-художественные задачи; сочинения, запланированные для концертного исполнения, должны нравиться, приносить удовлетворение в процессе освоения; отсутствие технических трудностей в процессе исполнения, ощущение уверенности и самоотдача — залог успешного первого выступления; процесс исполнения концертного репертуара на учебных занятиях следует проводить в атмосфере доброжелательности, положительного эмоционального отклика; целесообраз-

но применение концертных форм для начинающих: «семейный концерт», «дуэт-урок» (совместная игра с педагогом), выступление перед человеком, которому симпатизируешь, концерт для друзей и близких, выступление перед небольшой группой учеников своего класса, выступление перед небольшой группой друзей-родителей и т.д.; оказывает позитив аудио-, видеозапись исполнения, «первых шагов» концертной практики. Взгляд со стороны позволяет сделать анализ собственной игры, формировать адекватную самооценку исполнительского уровня; благотворно сказывается посещение концертных выступлений своих сверстников (коллег по творческому цеху), детских концертов в целом; необходимо проводить беседы, настраивающие на успешное концертное выступление (экзамен, творческий отчёт школы, конкурс, фестиваль) и т.д.; следует подробно знакомить с условиями непосредственного концертного выступления (время, место, акустика зала, порядок выступления) и т.д.; важно научить мысленно представлять выход на сцену, непосредственный процесс исполнения, поклон и уход со сцены; необходимо научить ученика как соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни в целом. Следует заметить, что перечисленные психолого-педагогические условия необходимо учитывать и в последующей концертной жизни музыканта. Повышенное внимание к определённым из них, дифференцированное применение отдельных видов психотерапевтического воздействия, их дальнейшее расширение будет целиком зависеть от индивидуально-творческой природы обучающихся музыкантов. В свою очередь, легкомысленное отношение к организации адаптационно-настраивающего этапа концертной деятельности может нанести непоправимый урон всему учебно-творческому процессу, становлению музыканта в целом.

В психолого-педагогических условиях сильного волнения возрастает роль положительного примера. Образец мужественного преодоления «невзгод» концертной дея-

тельности, выступление выдающихся музыкантов, яркая игра педагогов — всё это может стать прекрасными ориентирами для начинающих исполнителей в плане внутреннего настроя. «Воздействуйте и убеждайте других собственным примером, — говорил К. С. Станиславский. — Тогда у вас в руках будет большой козырь и вам не скажут: "Врач! Исцелись сам!" или "Чем других учить, на себя обернись!" Собственный пример — лучший способ заслужить авторитет». А. Л. Гройсман подчёркивает: «Авторитет педагога-мастера сам по себе имеет большое воспитательное значение. Нравственность, трудолюбие, любовь к искусству, воля и дисциплинированность — основные нормы художественной этики, прививаемые педагогом. Внушающее действие авторитета велико» [2, с. 126].

Действительно, мощное положительное воздействие оказывает яркое концертное выступление педагога. Оно является не только прекрасным примером исполнительского искусства, но и представляет образец самообладания, душевного равновесия, умения подготовить себя психологически до публичного выступления. Подобное позитивное воздействие усиливается многократно, когда ученик может непосредственно наблюдать процесс психологической настройки педагога перед выходом на сцену. Плодотворную форму представляет доверительное общение педагога с учеником в виде рассказа, беседы с использованием разъяснений, пояснений, убеждений и т.д.

Общение с музыкантами высокого уровня, педагогами-мастерами, педагогами-художниками — это не только открытие перспектив собственного творческого роста. Важно, что подобное общение окрыляет, вдохновляет, воочию показывает реалии технического совершенства и высокого художественного вкуса. Все это создаёт благоприятную психологическую атмосферу для активной, осознанной самостоятельной работы обучающихся музыкантов. Известный режиссёр Ю. Завадский однажды тонко подметил: «Не тот Учитель, кто тебя учил, а тот,

у кого ты сам учился». Действительно, это не всегда одно и то же. В процессе обучения музыканта-исполнителя особое значение приобретает самостоятельный поиск и нахождение нового-необходимого без прямого посредничества педагога (руководителя коллектива). Известно, что новое знание, полученное самостоятельно, нередко оказывается в действительности самым стойким, прочным и впоследствии во многом определяет развитие творческой индивидуальности обучающегося. Ощущать себя творческой личностью, видеть путь собственного художественного роста — важные составляющие благотворного психотерапевтического воздействия, действенные приёмы в борьбе с волнением-паникой, волнением-страхом. В данных психолого-педагогических условиях особую роль приобретают не столько научение, сколько самоучение, не столько образование, пусть даже всестороннее, высокого уровня, сколько самообразование.

Однако было бы неверным считать самоучение и самообразование единственно правильным подходом к разрешению стрессовых ситуаций, проблем, связанных со сценическим волнением. Чрезвычайно важным является непосредственное психологическое воздействие педагога. Приободрить, «морально» поддержать молодого музыканта в первую очередь должен, естественно, его педагог как самое близкое, доверительное в творческой жизни лицо. Правы те учёные, которые считают, что постоянное наблюдение за психологическим состоянием учащегося, коррекция его самочувствия, душевного состояния в целом — такой же существенный компонент профессиональной деятельности педагога, как и все остальные. Начинающие преподаватели могут допускать следующие грубые ошибки в работе психотерапевтического направления накануне выступления: фиксация внимания ученика на технических трудностях; несдержанность в отрицательных оценках уровня исполнения; высказывание замечаний по игре в активной форме; сравнительный анализ не в пользу исполнителя; утверждения,

связанные с профессиональной непригодностью; унижение человеческого достоинства; внушение неполноценности в целом.

Можно долго перечислять ошибки начинающих педагогов-музыкантов, их очень много. Более важным представляется показ продуктивной педагогической работы в психотерапевтическом направлении.

Основными принципами психорегуляционной деятельности педагога, направленной на преодоление негативного сценического волнения, являются: следование тезисам «не навреди», «не сломай стержень характера», «не убей творческую личность»; психокоррекция должна быть благотворной, проходить в позитивном русле для исполнителей; направ-

ленность на мобилизацию внутренних ресурсов, снятие напряжения, достижение восстановительного эффекта перед выступлением, на сцене и по окончанию концерта; учёт единства цели и задач оптимизации психологических условий публичного выступления; индивидуализация используемых средств психорегуляции исполнителя; следование эвристическим установкам, направленным на расширение возможностей психологической природы концертанта; следование интроспективной доминанте в процессе педагогического воздействия (работать через внутреннее «Я» глубоко, искренне, проникновенно); общая направленность на повышение квалификационного уровня музыканта-исполнителя.

Примечания

1. Блох о. А. Психология и педагогика музыкального творчества : учебное пособие для вузов. Москва : МГУКИ, 2013.

2. гройсман а. А. Основы психологии художественного творчества : учебное пособие. Москва : Когито-Центр, 2003.

3. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника : учебное пособие. Москва : Академия, 1999.

Единство слова и звука в формировании и воспитании певца

УДК 37.013:784

Р. В. Сладкопевец

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается проблема воспитания певца, в частности студента-вокалиста, специфические особенности формирования слова и звука в постановке голоса.

Ключевые слова: педагог-вокалист, мастерство, певец, инструмент, направление звука.

R. V. Sladkopevets

Moscow State University of Culture and Arts

Unity of the word and sound in formation and education of the singer

The problem of educating a student in particular singer vocalist, its specific peculiarities of speech and sound in voice training.

Keywords: teacher and singer, skill, singer, instrument, sound direction. 190 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 190-193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.