СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЕКЦИЯ 2.
Культурное наследие в контексте глобальных вызовов современности
^^УЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ — ПУТЬ К ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 37.035.8
Т. В. Христидис
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается культура общения как кротчайший путь к достижению успеха в межнациональных отношениях между людьми из разных стран и разных слоёв общества. Важным условием в укреплении межнациональных отношений является интеграция — сохранение собственной культурной идентичности одновременно с установлением тесных культурных связей с другими народами, что обязательно требует от людей владения культурой общения на высоком уровне и толерантности. Характеризуются основные стороны общения в единстве как важное условие оптимизации совместной деятельности людей. Содержательным компонентом общения между народами различных культур являются межкультурные компетенции. Раскрывается социально-психологический аспект формирования культуры общения.
Ключевые слова: общение, культура, толерантность, межличностное взаимодействие, межкультурные компетенции, межнациональные отношения.
T. V. Khristidis
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE CULTURE OF COMMUNICATION — A WAY TO OPTIMIZE INTER-ETHNIC RELATIONS
In article the culture of communication as the mildest way to achievement of success in international human relations from the different countries and different sectors of society is considered. An important condition in strengthening of the international relations is integration — preservation of own cultural identity along with establishment of close cultural ties with other people that surely demands from people of possession of culture of communication at the high level and tolerance. The main parties of communication in unity as an important condition of optimization of joint activity of people are characterized. A substantial component of communication between the people of various cultures are cross-cultural competences. The social and psychological aspect of formation of culture of communication reveals.
Keywords: communication, culture, tolerance, interpersonal interaction, intercultural competence, inter-ethnic relations.
Конец ХХ века и начало XXI века стали тем временем, когда для мира начался новый этап существования, характеризующийся обострением межэтнических и геополитических отношений.
Адаптация к новому глобализирующемуся миру подразумевает перемены в жизненном укладе каждого человека, в первую очередь — перемены в культуре межличностных отношений и культуре общения. Жизнь пока-
зывает, что особенно ярко проявляется наличие или отсутствие культуры общения у людей, популярных на политическом поприще. Несоблюдение элементарных требований уважения к политическому оппоненту в процессе дебатов, отсутствие культуры общения приводит к многолетней вражде между странами, а отсутствие толерантности к иной культуре и религиозной вере подталкивает мир к глобальной войне.
ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета СКД Московского государственного института культуры KHRISTIDIS TAT'IANA VITAL'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: tahris@mail.ru © Христидис Т. В., 2015
Ухудшение отношений между народами прерывает или затрудняет культурные контакты, хотя даже в этих условиях их поддерживают, преодолевая все барьеры и границы и ожидая благоприятного момента для полноценного общения. Мы знаем, что открытость внешним влияниям, межнациональные отношения — важные условия успешного развития культуры любой страны.
Россия чаще всего рассматривалась и рассматривается с двух позиций: как сильный партнёр, гарант стабильности и как конкурент (в сфере политики, экономики и культуры), как потенциальная угроза. Культурная политика России, в свою очередь, нацелена на поиск возможностей для включения и в открытый диалог, полезный во всех отношениях, и в межнациональные связи в области образования и культуры.
Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией укрепления межнациональных отношений является интеграция — сохранение собственной культурной идентичности одновременно с установлением тесных культурных связей с другими народами, что обязательно требует от людей владения культурой общения на высоком уровне и толерантности.
Межнациональные культурные связи — постоянный и существенный компонент общения между народами и государствами, отвечающий за создание, сохранение и приобретение ценностей, норм, знаний, за взаимное обогащение разных культур.
Общение, являясь важным компонентом межнациональных отношений, представляет собой взаимодействие между представителями различных культур, предполагающее как непосредственные контакты между людьми, так и опосредованные.
Межкультурное взаимодействие не только оказывает влияние на взаимодействие культур разных стран и взаимное обогащение, но и позволяет найти эффективный и продуктивный путь дальнейшего сотрудничества.
Диалог культур, основанный на культуре общения и принципе толерантного подхода
к культурным ценностям другого народа, является самым коротким путём для оптимального межнационального сотрудничества.
Культуру общения можно определить как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания человека человеком в сложном современном мире. Кроме того, культуру общения можно понимать как путь к межнациональному сотрудничеству, оптимизирующему намерения позитивно влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение других людей с помощью различных средств общения, включая культуру языкового общения.
Современные исследования проблемы культуры общения, как средства межнационального диалога, основаны на имеющемся историческом опыте и связаны с наработанными методологическими подходами, различными теоретико-практическими знаниями.
В отечественной психологии принята идея единства общения и деятельности. Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Структура общения характеризуется выделением в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Содержательным компонентом общения между народами различных культур являются межкультурные компетенции, которые, в свою очередь, трактуются как специфические знания о конкретной культуре в традиционных аспектах с некоторым акцентом на овладение такими коммуникативными навыками, как толерантность, эмпатийное слушание, знание общекультурных универсалий.
В таком ключе межкультурные компетенции можно рассматривать как способность и готовность людей сформировать в себе иную культурную идентичность, что предполагает знание языка, ценностей, норм, стан-
дартов поведения другого коммуникативного сообщества, а также как способность достигать успеха при контактах с представителями других народов на основе общечеловеческих ценностей.
В отечественной научной литературе межкультурная компетенция определяется и как «способность членов некой культурной общности добиваться понимания в процессе взаимодействия с представителями другой культуры с использованием компенсаторных стратегий для предотвращения конфликтов "своего" и "чужого" и создавать в ходе взаимодействия новую межкультурную коммуникативную общность» [5].
на основании данного понимания межкультурной компетенции выделяют её компоненты: аффективные, когнитивные и процессуальные [5].
к аффективным компонентам относят эм-патию и толерантность. Процессуальные компоненты представляют собой стратегии, применяющиеся в общении и направленные на успешное взаимодействие, поиск общих культурных смыслов, готовность к пониманию и т.д.
Современные формы международного сотрудничества в области культуры и образования нацелены на решение таких задач, как:
• активизация научного и образовательного сотрудничества с отечественными и зарубежными коллегами, представляющими ведущие университеты и исследовательские центры мира, библиотеки, издательства, художественно-творческие коллективы, телевидение, рекламные компании;
• организация постоянно действующих международных семинаров и совместных международных изданий по актуальным проблемам развития мировой и отечественной культуры и др.
Вузы культуры осуществляют подготовку конкурентоспособных специалистов в сфере культуры — не только для России, но и для стран дальнего и ближнего зарубежья, с близкой геополитикой, общими проблемами в области культуры, близкой социокультурной
средой и общими задачами в сфере образования. Безусловно, о культуре других стран и народов важно иметь представление, но свою культуру следует знать основательно, в то же время толерантно относясь к инокультуре.
Московский государственный институт культуры за долгую историю существования стабильно укрепляет международное и межнациональное сотрудничество с университетами многих стран. поддерживаются международные связи и реализуются общие проекты в области культуры и образования, в частности в плане мобильности преподавателей и студентов.
Для успешной адаптации студентов-иностранцев к иной культуре (быта, языка, культуры общения) требуется помощь преподавателей и студенческого сообщества. В этом значительную роль играет психолого-педагогический центр, существующий при кафедре педагогики и психологии МГИК, специалисты которого проводят со студентами индивидуальную и групповую работу в виде консультаций, бесед, тренингов общения.
с культуры общения начинается и продолжается в дальнейшем международное сотрудничество. Иностранные студенты, магистранты и аспиранты во время профессиональной подготовки делятся информацией о национальных, бытовых, религиозных и культурных особенностях своих стран и знакомятся с особенностями русской культуры.
Иностранные студенты отмечают, что их соотечественники отдают приоритет сотрудничеству с россией и российскими вузами, в частности с МГИК, так как здесь всегда соблюдается принцип толерантности и уважения к другим национальным культурам.
Говоря об основных аспектах формирования культуры общения у студентов вуза, на наш взгляд, следует выделить те, которые лежат в основе межкультурной коммуникации. Это изучение психологических механизмов общения; изучение норм, правил, этики и делового этикета разных народов, особенностей вербальных и невербальных средств общения; освоение этических норм и правил;
закрепление навыков общения («Поддержки», «Я-слушания», «Я-высказывания»); развитие способности к рефлексии в общении.
преподаватели кафедры педагогики и психологии МГМК большое внимание уделяют социально-психологическому аспекту формирования культуры общения. Студенты получают знания о типах коммуникаций (информативная, аффективно-оценочная, рекреативная, убеждающая, ритуальная и т.д.), психологических механизмах общения (эмпатия, рефлексия, идентификация, социальная категоризация, физиогномическая редукция, каузальная атрибуция), стилях общения, особенностях вербального и невербального общения у людей разных культур и т.д.
Наиболее эффективными методами формирования культуры общения в вузе нам видятся деловые и ролевые игры, имитирующие процессы коммуникативных ситуаций; мультимедийные презентации, в ходе которых студенты раскрывают сущность ключевых понятий, а также демонстрируют свои навыки и знания; коммуникативные тренинги, демонстрирующие различные модели поведения и отношений и закрепляющие навыки общения.
Данные методы направлены на формирование внутреннего локуса контроля; способ-
ности не преувеличивать негативные аспекты поведения собеседника; умения извлекать информацию из разных каналов: вербального, невербального, контекстуального; умения анализировать и оценивать информацию; способности избегать жёстких оценочных характеристик; способности определять потребности и желания собеседника; умения одновременно направлять внимание на себя и на собеседника; способности учитывать реакцию собеседника; способности оценивать степень влияния личных свойств и различных факторов на поведение собеседника; умения осуществлять самонаблюдение и самоконтроль; способности модифицировать своё поведение; способности адаптироваться в неоднозначной ситуации; умения управлять коммуникативным взаимодействием и др.
Как показывает теория и подтверждает практика, успешное взаимодействие зависит от умения управлять своим стилем общения с людьми, основываясь на культуре общения. Учитывая, что культура общения — это кротчайший путь к достижению успеха в межэтнических связях между людьми из разных стран и разных слоёв общества, её необходимо формировать, независимо от возраста и статуса человека.
Примечания
1. Жаркова А. с. Подготовка профессионалов в вузах культуры и искусств — главное условие вхождения в единое мировое образовательное пространство // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 42—49.
2. Жумаева А. А., Власенко Н. М. Толерантность и межкультурные коммуникации // Актуальные проблемы воспитания молодёжи на современном этапе : сборник докладов. Москва, 2007. С. 89—90.
3. Культурная динамика России в XXI веке: ресурсы, преемственность, перспективы : коллективная монография — итоги Московского форума культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке» (1 июля 2010 года) / колл. авт.: Р. Г. Абдулатипов, И. Кобзон и др.; отв. ред. А. Н. Смирнов. Москва : МГУКИ, 2011. 319 с.
4. Садовская В. С. Формирование навыков бесконфликтного общения в процессе обучения основам коммуникативной культуры // Мир культуры — культура мира. Москва : МГУКИ, 2005. С. 181—186.
5. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация : учебное пособие. Москва : Альфа-М : Инфра-М, 2010. 287 с.
6. Самохина Т. С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств : учебное пособие по профессиональной межкультурной коммуникации [для студентов, изучающих английский язык в вузах]. Москва : Р. Валент, 2005. 215 с.
References
1. Zharkova L. S. Podgotovka professionalov v vuzakh kul'tury i iskusstv — glavnoe uslovie vkhozhdeniya v edinoe mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo [Training of professionals in the universities of culture and arts — the main condition of joining the common world educational space]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta
kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and Arts]. 2007, No. 3, pp. 42—49.
2. Zhumaeva L. A., Vlasenko N. M. Tolerantnost' i mezhkul'turnye kommunikatsii [Tolerance and intercultural communication]. aktual'nye problemy vospitaniya molodezhi na sovremennom etape [actual problems of education of youth at the present stage]. Moscow, 2007. Pp. 89—90.
3. Abdulatipov R. G., etc Kul'turnaya dinamika Rossii v XXI veke: resursy, preemstvennost', perspektivy [cultural dynamics of Russia in the 21st century: resources, continuity, perspective]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2011. 319 p.
4. Sadovskaya V. S. Formirovanie navykov beskonfliktnogo obshcheniya v protsesse obucheniya osnovam kommunikativnoi kul'tury [The skills of conflict-free communication in the process of learning the basics of communicative culture]. Mir kul'tury — kul'tura mira [The world of culture — culture of the world]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2005. Pp. 181—186.
5. Sadokhin A. P. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya [intercultural communication]. Moscow, Infra-M Publ., 2010. 287 p.
6. Samokhina T. S. Effektivnoe delovoe obshchenie v kontekstakh raznykh kul'tur i obstoiatel'stv [Effective business communication in the contexts of different cultures and circumstances]. Moscow, Publishing house of R. Valent, 2005. 215 p.
сЖлРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ УДК 379.8:379.8.092.2 А. А. Жаркова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь в современной социально-культурной ситуации. Автор акцентирует внимание на том, что возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь в современной ситуации наиболее эффективно осуществляется за счёт активизации деятельности учреждений культуры. Именно здесь происходит приобщение молодёжи к социально-культурной деятельности, через освоение и создание духовных ценностей. Основное преимущество учреждений культуры перед другими институтами воспитания состоит в их системности, комплексности решаемых задач по развитию личности в условиях досуга. Автором выявлены сходства и различия в удовлетворении духовных потребностей молодёжи в учреждениях культуры и просмотре телевизионных программ. Участие в деятельности учреждений культуры оказывает огромное влияние на образ жизни молодёжи, позволяет по-новому распределять время и предпочтения в выборе способов проведения досуга, так как молодёжь, в силу занятости, имеет меньше возможностей в удовлетворении своих духовных потребностей.
ключевые слова: парадигмальный подход, динамика возрастания влияния социально-культурной деятельности на молодёжь, деятельность в учреждениях культуры, современная ситуация.
A. A. Zharkova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE PARADIGMATIC APPROACH TO SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF YOUTH IN THE CONTEMPORARY SITUATION
The article examines the growing influence of social and cultural activities for young people in today's social and cultural situation. The author focuses on the fact that the increase in the influence of social and cultural youth in the current situation most effectively carried out due to the revitalization of cultural institutions. It is here that involve young people in cultural and social activities, through the development and creation of spiritual values. The main advantage over other institutions of culture
ЖАРКОВА АЛЁНА АНАТОЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности факультета СКД Московского государственного института культуры
ZHARKOVA ALENA ANATOL'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail:kdd007@bk.ru © Жаркова А. А.,2014