1УДК 378 ББК 74.489.86
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
А.Ю. Гончарук
Авторская система социально-педагогической эмотивации проф. А. Ю. Гончарука, апробированная в Российском государственном социальном университете в 2003-2014 гг., является действенным комплексом развития инновационных информационно-коммуникативных технологий в комплексном решении аналитических проблем социально-педагогического образования учащихся бакалавриата, магистратуры, студентов, аспирантов и докторантов кафедры социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета.
Ключевые слова: аналитические проблемы, социально-педагогическая эмотивация, социально-педагогическое образование, инновационные информационно-коммуникативные подходы, комплексное решение, авторская система.
ANALYTICAL PROBLEMS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN INFORMATION SOCIETY
A. Yu. Goncharuk
Author's system of social and pedagogical emotivation of prof. A. Yu. Goncharuk, tested at Russian State Social University in 2003-2014, is an effective system of development of innovative informational and communicative technologies in solving a complex analytical problem of social and pedagogical education of Bachelor and Master's degree students as well as post-graduate and post-doctoral students of the Department of Social and Family Pedagogy of Faculty of Social Work, Pedagogy and Youth Studies of Russian State Social University.
Keywords: analytical problems, social and pedagogical emotivation, social and pedagogical education, innovative informational and communicative approaches, comprehensive solution, author's system.
В течение последних десятилетий исследование аналитических проблем информатизации общества в системе социально-педагогического образования в условиях университетской высшей научной школы превратилось в одну из наиболее актуальных тем глобальных отечественных и зарубежных гуманитарных исследований. Детерминанты, определившие развитие социально-педагогического образования посредством инновационных информатиза-ционно-коммуникативных технологий, обусловили качественное изменение научно-теоретических приоритетов, расширив проблемный круг исследований информатизации в предметном поле аналитических наукоемких контекстов. Современные теоретико-методологические прио-
ритеты эффективного социально-педагогического образования открывают новые стороны исследуемых объектов и наглядно демонстрируют глобальные гносеологические тенденции, изменения мировоззренческих основ, формирующих целостную картину мира современного человека. Рассмотрение данных проблем проводим на основе комплексного контент-анализа результатов реализации новейших авторских программ, созданных, апробированных в многоплановой взаимодеятельности с учащимися бакалавриата, магистрантами, студентами, аспирантами и докторантами кафедры социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета.
Эволюция теоретико-методологических подходов к информатизации гуманитарных наук привела к аспектному расширению, формированию инновационных исследовательских тенденций-трендов как в прикладной, так и поисковой сфере социально-педагогического образования. В структуре аналитико-про-блемных инноваций особое место занимают вопросы регулирования информатизации, социально-педагогического соуправления ее процессами. Проблемный анализ российских и зарубежных социально-педагогических систем соуправления информатизацией общества на базе их теоретико-методологических основ демонстрирует блок эпистемологических противоречий, требующих разрешения в контексте общей теории и методологии наук об образовании в реализации конкретных гибких технологичных систем.
Характер социально-педагогических трансформаций образовательных технологий, вызванных процессами информатизации, позволяет утверждать недопустимость стихийного течения данного явления, способного спровоцировать усиление энтропийного фона, сформировать препятствия устойчивому развитию. Стихийная информатизация чревата непредсказуемыми следствиями и неконтролируемыми негативными эффектами (например, игнорирование традиционно-классических первооснов непосредственного межличностного общения социального педагога и его воспитанника; подмена «живого» приоритета общечеловеческого общения техницизированными виртуальными суррогатами), способными нанести непоправимый вред гуманистическому развитию триалога государства, общества и каждой отдельно взятой личности нашего коллеги-воспитанника. Современные достижения в сфере информационного оперирования социально-педагогическими системами амбивалентны, используясь как во благо прогрессу цивилизации, так и во вред, что видно на примере бурного количественного роста сетевых ресурсов экстремистской направленности, а также трансформации представлений об информационной безопасности. Социально-педагогическое соуправление прогрессивно-образовательной информатизацией, формированием систем средств прогнозирования, контроля и коррекции ее антиобществен-
ных рецидивов - закономерная стадия в созидании эффективных средств самосовершенствования воспитывающих общество комплексов на современном этапе.
Особую актуальность данная проблема приобретает для России в силу специфики естественно-творческого решения аналитических проблем социально-педагогического образования в условиях его современного состояния: информатизация в данной ситуации может стать как неопозитивным фактором развития в новых экономических и политических реалиях, так и катализировать внеплановые общественные риски, выступая причиной социальных напряжений, фактором усиления социальной дифференциации, усложнения адаптации в трансформирующемся обществе и даже дебилизации отдельных социальных групп как акторов рассматриваемого нами кон-вергенционного процесса.
Образовательные реформы, развернувшиеся с начала 1990-х гг. по настоящее время (включая вступивший в силу 1 сентября 2013 г. Закон «Об образовании в Российской Федерации»), не только кардинально изменили внутреннюю экономическую и политическую ситуацию социально-педагогического образования, но и своеобразно трансформировали роль нашей страны на мировой политической и экономической арене. С одной стороны, открывались инновационно-общекоммуникативные перспективы интеграции образовательных технологий в партнерство ведущих государств, формирующее практику управления глобальными процессами, трендами развития общества. С другой стороны, недостаточно системный характер решения аналитических проблем социально-педагогического образования в триединстве государства, общества и каждой отдельной личности обусловил отставание России в том числе в формировании информационного общества и ослабление наших позиций в круге мировых лидеров экономики, науки и промышленности. Возрастающая в современных условиях необходимость интенсификации развития информационного общества в России обуславливает необходимость совершенствования социально-педагогического со-управления процессами информатизации с ориентацией на смену стратегии «следования
за лидером» на стратегию стремления к лидерству, на инициирование новых направлений образовательного саморазвития. Возможности соуправленческого социально-педагогического воздействия на информатизацию как глобальный цивилизационный тренд, вхождение в число стран, занимающих лидирующие позиции в информационном обществе, открывают перспективы усиления влияния России на векторы и содержание мирового экономического, социально-политического и культурного развития. В современных социально-педагогических условиях становления университетской научной школы известная сентенция «Кто владеет информацией - тот владеет миром» трансформируется в положение «Кто управляет информатизацией - тот управляет миром».
Эффективное решение современных аналитических проблем систем социально-педагогического соуправления информатизацией общества демонстрирует разрешение эпистемологических противоречий между беспрецедентным характером информатизации как объекта авторитарного навязывания законодателями исполнителям бюрократически-сложной иерархией проектов регулирования информатизации и несоответствием их теоретико-методологическим принципам, лежащим в основе стратегических образовательных инициатив. Современная практика информатизации высшего образования в России игнорирует феноменологическую сложность, многофакторный характер социально-педагогического акцентуирования, иерархичности ее акторов, разноу-ровневости систем агрессивно подменяющей непосредственный диалог ученых и технологов бумаготворческой отчетностью, что выступает причинами «размытости» приоритетов гуманитарного соуправления информатизацией при игнорировании чиновниками важности единства целеполагания и стратегий, координирующих технологические действия, обеспечивающие эффективность частных, но разрозненных между собой проектов.
Самокритичное рассмотрение современной практики решения аналитических проблем социально-педагогического образования в условиях соуправления информатизацией общества позволяет говорить о неэффективности административных и ведомственных форматов
управленческого воздействия на социальные системы микроуровня, на профессиональное поведение отдельных членов общества, их интеграцию и адаптацию к реалиям возможной постиндустриальной доктрины. Имплантация информационно-технологических новаций в устоявшуюся систему социальных отношений (например, «электронное правительство») выдвигает необходимость выработки подходов и инструментов ее социально-педагогической реструктуризации, изменений на личностно-психологическом уровне, формирования нового типа информационной культуры личности, а также нового типа социального поведения субъектов университетского образования.
Влияние информатизации на методологию и технологию соуправления социально-педагогическим образованием в контекстах университетской научной школы: заставляет творчески переосмыслить весь предыдущий вузовский опыт; формирует новые возможности общественного регулирования и проектирования, достижения недоступных ранее уровней управляемости социальными системами; обуславливает модификацию классических, традиционных технологий формирования воспитывающих учащуюся молодежь коммуникативно-творческих взаимоотношений с профессурой -наставниками учащихся бакалавриата, магистратуры, студенчества, аспирантов и докторантов. Управление информатизацией как нова-ционная функция социально-педагогического образования требует самокритичного переосмысления поисковой доминанты ее прикладной методологии. Ориентация на управление глобальными цивилизационными трендами (информатизацией, глобализацией и ее декомпозициями по аспектам социальной жизни: глобализацией экономики, культуры и т. д.) намечает новые векторы исследований в системе университетской научной социальной педагогики. Инновации акцентируют внимание ученых и практиков на необходимости привлечения наукоемких технологий в сферу социально-педагогического образования, в управление глобальными тенденциями развития общества (в том числе в управление информатизацией в России в целом).
Таким образом, объективные тенденции научного осмысления процессов информатиза-
ции в системах социально-педагогического образования определяют актуальность, диктуют специфику становления, саморазвития и творческого совершенствования собственно континуума коммуникативной культуры университетской научной школы. Основные аналитические проблемы формирования концептуально единого представления о системе управления информатизацией проецируются в фундаментальный технологический комплекс построения теоретико-педагогического подхода к исследованию систем соуправления ею. Недостаточный уровень социально-педагогического переосмысления, применения образовательно-технологических наработок к разрешению прикладных проблем управления информатизацией делают изучение данного предметного поля остро актуальным. Основная аналитическая проблема заключена в необходимости преодоления противоречий между существующими системами управления процессами информатизации и эмотивно-образным характером их теоретико-методологического социально-педагогического осмысления в системе университетской научной школы. В докладе Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры» содержатся американизированные прогнозы тенденций и сценариев развития планеты на обозримую перспективу ближайших десятилетий. Основываясь на тех изменениях в системе международных политических и экономических отношений, которые происходят сегодня в мире, прогрессивно-независимые американские эксперты самокритично прогнозируют кардинальное перераспределение влияния между существующими центрами силы. «Мегатенденции», рассматриваемые американскими авторами Доклада в качестве важнейших сдвигов в системе международных отношений, приведут, по их мнению, к потере Западом роли лидера мирового развития, которую он выполнял на протяжении почти 400 лет. По оценкам экспертов, изменения затронут как сами государства, так и сферу взаимоотношений государственных и негосударственных субъектов мировой университетской образовательной политики. В основе прогнозных оценок лежит расширенный индекс глобального влияния, включающий как традиционные пока-
затели влияния (ВВП, численность населения, уровень военных расходов и технологических инвестиций), так и новые показатели (уровень состояния здоровья граждан, качество образования (выделено мной. - А. Г.) и развитость системы управления). Как утверждается в докладе, к 2030 г. ни одно государство в мире, включая США, не сможет единолично выполнять функции державы-гегемона. Основными источниками конфликтов будущего эксперты считают энергоресурсы, дефицит питьевой воды, а также развитие высоких технологий, с помощью которых не только государственные, но и негосударственные акторы могут получить доступ к ядерному оружию, управлять террористическими сетями и пр. В результате проведенного анализа американские эксперты формулируют свое видение альтернативных сценариев развития мира, которые подразумевают изменения на глобальном, региональном и местном уровнях. Российские ученые Московского государственного университета международных отношений приводят собственный критический анализ сформулированных в американском Докладе сценариев. Их адаптационные характеристики в конкретике мировых трендов в российской реальности воспитания у университетской молодежи РГСУ чувств сплоченности общества и социальной справедливости лежат в системе социокультурно-педагогических ценностей любых подобных им потенциально-перспективных тенденций. В нашем 45-летнем школьно-университетском образовательном опыте доказано, что именно социокультурно-педагогическое использование лучших произведений художественного творчества принципиально важно в эпоху информационных технологий: оно открывает перед молодым россиянином наиболее доступный способ получения элементарных начал нравственно-эстетических знаний. На основе проведенного исследования сделаем следующие выводы.
1. В современной ситуации становления новой университетской социокультурно-педагогической парадигмы, отвечающей потребностям нравственно-эстетически коммуникативного развития постиндустриального или информационного общества, принципиально важно поставить лучшие произведения миро-
вой культуры, художественного творчества «на службу» разностороннего и гармоничного до-воспитания человека XXI в. в системе коммуникативно-творческой реориентации высшего образования на синтез традиционно-классических, современных и потенциально-перспективных общечеловеческих ценностей.
2. В отечественной и зарубежной педагогической социокультурологии накоплен значительный теоретический материал и практический опыт коммуникативного образования будущих бакалавров и магистров. В то же время катастрофично отсутствуют фундаментальные исследования, разработки, предметом которых является использование зрелищных, аудиовидеоискусств в основных и внеаудиторных формах психологии и педагогики высшего университетского образования.
3. Одним из перспективных средств нравственно-эстетического развития учащегося в университете молодого человека служит наша теория социокультурно-педагогической эмоти-вации, разработанная автором на основе классических и современных образовательных идей с учетом реалий современной жизни в 1969-2014 гг. Система социокультурно-педагогической эмотивации представлена в монографических исследованиях как совокупность концептуально-теоретических основ, технологических средств, приемов нравственно-эстетического саморазвития личности слушателя средствами психологии и педагогики высшей университетской научной школы, учитывающих эмоционально-образную природу зрелищных, аудиовидеоискусств и реализуемых в экспериментально моделируемых общественно-воспитывающих условиях.
4. Основой методических разработок служит предположение о том, что, поскольку эмоционально-образная природа зрелищных аудиовидеоискусств является эмпирической первоосновой, «вектором» ценностных художественных ориентаций пожилого воспитанника, то модель социокультурно-педагогических условий их становления, развития разносторонне-гармонично отражает объективную, субъективную фактуру эмотивной организа-
1 РИНЦ, SCOPUS, карта российской науки.
ции процесса воздействия образовательных неопозитивов психологии и педагогики высшей школы на совершенствование нравственно-эстетического отношения воспитанника университета к себе как части осваиваемой им действительности.
5. Технологический, поисковый подходы к использованию коммуникативно-творческой системы самообразовательных условий, в которых может быть успешно реализована концептуально-теоретическая модель социокультурно-педагогической эмотивации, характеризуются своими уникальными развивающими возможностями, взаимно дополняя друг друга.
6. Опыт развития социокультурно-педагогического отношения воспитанника к университетской действительности, полученный им на академических занятиях, в процессе внеаудиторных форм коммуникативно-творческой деятельности, благотворно влияет на его мировоззрение и психологический статус в обществе.
7. Полученные в работе результаты, выводы могут реально практически использоваться преподавателями социальной педагогики, образовательной культурологии высшей школы в любых университетах мира, вузах разного профиля и типа, а также при подготовке преподавателей социокультурно-педагогических дисциплин в комплексе искусств, нравственно-эстетического творчества на курсах повышения квалификации и технологической переподготовки научных кадров.
Предстоит продолжать осваивать новейшие системы медиакоммуникативных средств1 как каналы творческого сотрудничества университетских научных школ мира, позволяющий воспитанникам, их духовно-нравственным ученым-наставникам оперативно получать, передавать, усваивать и транслировать социокультурно-педагогическую информацию.
Авторская система социально-педагогической эмотивации, апробированная в Российском государственном социальном университете в 2003-2014 гг., является действенным комплексом развития инновационных информационно-коммуникативных технологий в комплексном решении аналитических проблеме социально-педагогического образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончарук, А. Ю. Авторская технология социально-педагогической эмотивации в контексте инновационной деятельности в системе образования [Текст] / А. Ю. Гончарук // Инновационная деятельность в системе образования: колл. моногр. Ч. 4. - М.: Перо, 2012.
- С. 6-48.
2. Гончарук, А. Ю. Образование и духовность в современном российском обществе в системе теории и истории музыкальной социально-педагогической культуры [Текст] / А. Ю. Гончарук // Образование и духовность в современном российском обществе: колл. моногр. Ч. 3. - М.: Перо, 2012. - С. 34-67.
3. Гончарук, А. Ю. Основы теории и истории социально-педагогической культуры [Текст]: учеб. пособие / А. Ю. Гончарук. - Саарбрю-кен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 162 с.
4. Гончарук, А. Ю. Социально-педагогическая культура, искусство и религии регионов России (народное художественное творчество) [Текст]: моногр. / А. Ю. Гончарук. - М.: РГСУ, 2012. - 216 с.
5. Гончарук, А. Ю. Социально-педагогическая культурология [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Ю. Гончарук. - Ч. 1. - М.: Перспектива, 2012. - 180 с.
6. Гончарук, А. Ю. Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности [Текст]: моногр. в 2 ч. / А. Ю. Гончарук - М.: 2013. - Ч. 1. - 148 с.; Ч. 2. -182 с.
7. Гончарук, А. Ю. Общественно-образовательные основы инновационных подходов в нравственно-эстетическом воспитании юношества в контексте системы социально-педагогической эмотивации [Текст] / А. Ю. Гончарук // Уч. зап. Рос. гос. социал. ун-та.
- 2013. - № 1 (112). - С. 64-71.
8. Гончарук, А. Ю. Психология и педагогика высшей школы [Текст]: учеб.-метод. пособие по 3-му государственному стандарту / А. Ю. Гончарук. - М.: Перспектива, 2013. - 172 с.
9. Goncharuk, A. Yu. Socio-pedagogical technologies and forms interdisciplinary integrated education bachelors means audiovideoarts on the system if humanities education in the Moscow region [Text] / A. Yu. Goncharuk // Applied and
Fundamental Studies. Vol. 2. Proceedings of the 2-nd International Academic Conference. March 8-10, 2013. St. Louis, Missouri, USA.
- P. 20-25.
10. Goncharuk, A.Yu. Sociocultural and pedagogical emotivation as a theoretical and methodological basis and prospect of development of communicative and creative university systems in XXI century [Text] / A. Yu. Goncharuk // Science, Technology and Higher Education: Materials of the IV International research and practice conference. - Canada: Westwood, 2014. -Vol. 2. - P. 157-159.
11. Гончарук, А. Ю. Актуальные проблемы психологии и педагогики высшей школы в системе аудиовидеоискусств [Текст] / А. Ю. Гончарук // Вестн. Академии права и управления. - 2014. - № 35. - С. 154-161.
12. Гончарук, А. Ю. Прогрессивные образовательные технологии в авторской системе социокультурно-педагогической эмотивации [Текст] / А. Ю. Гончарук // Вопросы образования и науки: теоретический и методологический аспекты: c6. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2014 г.
- Ч. 6. - Тамбов, 2014. - С. 30-31.
REFERENCES
1. Goncharuk A. Yu. Avtorskaya tekhnologiya sot-sialno-pedagogicheskoy emotivatsii v kontekste innovatsionnoy deyatelnosti v sisteme obra-zovaniya (Author's technology of social and pedagogical emotivation in the context of innovative activities in the educational system). In-novatsionnaya deyatelnost v sisteme obra-zovaniya (Innovative activities in the educational system). P. 4. Moscow: Pero, 2012, pp. 6-48.
2. Goncharuk A. Yu. Obrazovanie i dukhovnost v sovremennom rossiyskom obshchestve v sisteme teorii i istorii muzykalnoy sotsialno-peda-gogicheskoy kultury (Education and spirituality in contemporary Russian society in the system of theory and history of music social and pedagogical culture). Obrazovanie i dukhovnost v sovremennom rossiyskom obshchestve (Education and spirituality in contemporary Russian society). P. 3. Moscow: Pero, 2012, pp. 34-67.
3. Goncharuk A. Yu. Osnovy teorii i istorii sotsial-no-pedagogicheskoy kultury: ucheb. posobie (Foundations of theory and history of social and
pedagogical culture: workbook). Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 162 p.
4. Goncharuk A. Yu. Sotsialno-pedagogicheskaya kultura, iskusstvo i religii regionov Rossii (nar-odnoe khudozhestvennoe tvorchestvo) [Social and pedagogical culture, art and religions of Russia's regions (amateur and folk arts)]. Moscow: RGSU, 2012. 216 p.
5. Goncharuk A. Yu. Sotsialno-pedagogicheskaya kulturologiya: ucheb.-metod. posobie (Social and pedagogical culturology: study guide). P. 1. Moscow: Perspektiva, 2012. 180 p.
6. Goncharuk A. Yu. Vospitanie nravstvenno-estet-icheskogo otnosheniya yunoshestva k deystvi-telnosti: v 2 ch. (Development of moral and aesthetic relation to the reality by young people: in 2 parts). Moscow: 2013. P. 1. 148 p. P. 2. 182 p.
7. Goncharuk A. Yu. Obshchestvenno-obrazo-vatelnye osnovy innovatsionnykh podkhodov v nravstvenno-esteticheskom vospitanii yunosh-estva v kontekste sistemy sotsialno-pedagog-icheskoy emotivatsii (Social and educational foundations of innovative approaches to moral and aesthetic education of young people in the context of social and pedagogical emotivation system). Uch. zap. Ros. gos. sotsial. un-ta (Bulletin of Russian State Social University), 2013, No. 1 (112), pp. 64-71.
8. Goncharuk A. Yu. Psikhologiya i pedagogika vy-sshey shkoly: ucheb.-metod. posobie po 3-mu go-sudarstvennomu standartu (Psychology and pedagogy of higher school: study guide on the 3rd state standard). Moscow: Perspektiva, 2013. 172 p.
9. Goncharuk A. Yu. Socio-pedagogical technologies and forms interdisciplinary integrated edu-
cation bachelors means audiovideoarts on the system if humanities education in the Moscow region. Applied and Fundamental Studies. Vol 2. Proceedings of the 2-nd International Academic Conference. March 8-10, 2013. St. Louis, Missouri, USA. P. 20-25.
10. Goncharuk A.Yu. Sociocultural and pedagogical emotivation as a theoretical and methodological basis and prospect of development of communicative and creative university systems in XXI century. Science, Technology and Higher Education: Materials of the IV International research and practice conference. Canada: Westwood, 2014. Vol. 2, pp. 157-159.
11. Goncharuk A. Yu. Aktualnye problemy psik-hologii i pedagogiki vysshey shkoly v sisteme audiovideoiskusstv (Actual problems of psychology and pedagogy of higher school in the system of audio-video arts). Vestn. Akademii prava i upravleniya (Herald of Academy of Law and Management), 2014, No. 35, pp. 154161.
12. Goncharuk A. Yu. Progressivnye obrazovatel-nye tekhnologii v avtorskoy sisteme sotsiokul-turno-pedagogicheskoy emotivatsii (Advanced educational technologies in author's system of sociocultural and pedagogical emotovation). Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskiy i metodologicheskiy aspekty: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 31 maya 2014 g. (Questions of education and science: theoretical and methodological aspects: collection of scientific papers on the materials of International research and practical conference on May 31, 2014). P. 6. Tambov, 2014, pp. 30-31.
Гончарук Алексей Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета e-mail: [email protected]
Goncharuk Alexey Yu., Dr. Habil. in Education, Professor, Department of Social and Family Pedagogy, Faculty of Social Work, Pedagogy and Youth Studies, Russian State Social University e-mail: [email protected]