УДК 378:36
ББК 74.480:65.9(2)27
Е.Г. Черникова, Т.Г. Пташко
система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза
В статье раскрыта система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза, определяемая через совокупность структурных и функциональных компонентов. Осуществляется обоснование содержательного блока системы на основе многоаспектного понимания специфики феномена социального образования. Обоснованы и раскрыты педагогические условия функционирования системы.
Ключевые слова: система, структурные, функциональные компоненты системы, социальное образование.
E.G. Chernikova, T.G. Ptashko
system of student social education in the conditions of higher education pedagogical process
The article reveals the system of the student's social education in conditions of the pedagogical process of the university, determined through a combination of structural and functional components. The substantiation of the content aspect of the system is carried out on the basis of a multifaceted understanding of the specifics of the phenomenon of social education. The pedagogical conditions of the functioning of the system are justified and described.
Key words: System, structural, functional components of the system, social education
В условиях современности речь идет о становлении нового типа личности, соответствующего требованиям социума. Показатели данного типа задаются моделью гражданского общества, представленной сферами, в рамках которых человек может удовлетворить свои потребности: базовые, социокультурные, социополитические. Так, для удовлетворения базовых потребностей (свобода трудовой деятельности, защита своих прав) человеку сегодня дается возможность раскрыть себя в сфере индивидуального предпринимательства, в рамках деятельности акционерных обществ и т.д. Для удовлетворения социокультурных потребностей человеку, во-первых, предоставляется возможность получения образования в разного рода образовательных организациях, в том числе и негосударственных. Во-вторых, реализовать право на свободу вероисповедания, а также проявлять себя в разнообразных творческих объединениях и союзах бла-
годаря расширению сферы неформального образования. Для удовлетворения социополитических потребностей человек может по своему выбору быть участником общественных движений и объединений, быть членом политической партии, имеет возможность выбора той политической платформы, позиции которой ему близки.
Но общество не только создает условия для удовлетворения потребностей, оно и требует от растущего человека умения проявить себя в каждой из обозначенных сфер модели гражданского общества. Т.е. общество требует от молодого человека готовности создать собственное дело с опорой на собственные силы, быть активным в реализации своих интересов, обладать определенным уровнем сформированной гражданственности, характеризующейся наличием свойств и навыков участия в отношениях власти, наличием активистской политической культуры. Новому обществу нужна новая
го
со >.
са
го о
о ф
^
о ^
с
о
О ф
т
го
4 ф
с
X к
5 са о с;
о >.
го
IX
ф
?
о к
S X
го ш о
со
го
Ю О
О X -О
с;
го ^
о о
ф
I-
о
S
О
о ¡£ 3 го н 1=
го ш о
X ^
ф т
ш
личность - активная, готовая к самореализации [4], поэтому от молодежи требуется сформированность определенного уровня сознания, ответственности, понимания того, какие условия ему предъявляет современное общество и где он должен себя реализовать. Именно социальное образование призвано обеспечить формирование в личности тех характеристик, качеств, которые позволят ей реализовать себя в условиях настоящего и будущего нашего социума.
Систему социального образования можно рассматривать в широком контексте через построение в целом образовательного процесса вуза и соответствующих её компонентов. Так, по мнению Л.И. Гусляковой, система может быть представлена в виде формального образования, завершающегося выдачей общепризнанного диплома, неформального образования, характеризующегося участием личности в органах студенческого самоуправления, кружковой деятельности, информального образования, представляющего индивидуальную познавательную работу, сопровождающую повседневную жизнь человека [3, с. 31].
Вместе с тем организацию системы социального образования можно выстроить в рамках локальной организации образовательного процесса. Одним из таких учебных предметов является дисциплина «Основы социального образования» в рамках профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.Г. Куракин, Л.И. Новикова и др.) свидетельствует, что системный подход определяется как метод изучения социальных процессов, а также как метод их усовершенствования. Эта мысль является значимой в связи с темой нашего исследования.
В целом системный подход рассматривается как направление методологии специально организованного научного познания и практического исследования, в основе которого лежит изучение объектов как систем. Данные объекты рассматриваются под углом зрения системных свойств и связей, внутренне и
внешне обусловленных и определяющих целостность объекта, его функционирование и организацию.
В работах западных педагогов (Г. Бэлдвин, Р. Кауфман, Дж. Шилеппи и др.) система характеризуется как совокупность взаимосвязанных элементов, изменение каждого из которых существенно влияет на другие.
Раскроем признаки, посредством которых системы могут быть описаны как целостные образования. Это наличие составных компонентов, из которых образуется система; наличие структуры, то есть определенных отношений, связей между компонентами; функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее элементов; коммуникативных свойств системы, проявляемых в двух формах: в форме взаимодействия со средой и в форме взаимодействия данной системы более низкого или высокого порядка, по отношению к которым она выступает как часть (подсистема) или как целое. Также систему характеризует историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и в ее компонентах (В.Г. Афанасьев) [1].
Таким образом, система социального образования студента представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания целенаправленного и организованного педагогического воздействия на процесс социального образования личности будущего социального работника. Система представлена целью, структурными и функциональными компонентами, взаимодействием с внешней средой, развитием во времени, целостностью.
Раскроем каждый из обозначенных компонентов. Целесообразность определяет предназначение системы, ориентирует на достижение определенных результатов. Рассматриваемая нами система четко имеет конкретную цель - включение будущего специалиста в деятельность, которая способствует повышению уровня его социального образования.
Наличие структурных и функциональных компонентов является основой системы социального образования будущего социального работника. Струк-
турными компонентами системы социального образования являются цель, содержание, организационные формы её существования.
Разрабатываемую систему стоит обозначить как задачную, в которой цель раскрыта через перечень задач. Задачами заданной системы выступают: познавательные, направленные на получение и совершенствование знаний студентов, связанные с процессом получения новой информации. Конструктивные задачи включают в себя действия, направленные на анализ, структурирование, осмысление и оценку получаемой информации, осуществление проектной деятельности на основе реализации соответствующей информации. Коррекционные задачи ориентированы на коррекции хода процесса обучения.
Задачи находят реализацию в направлениях деятельности, включающие в себя два блока теоретической и практической подготовки студентов. Теоретический блок представляет собой содержательный аспект деятельности и включает в себя систему знаний по дисциплине. Трудность разработки содержательного аспекта связана с разнообразием научных трактовок сущности феномена социального образования. Обоснуем содержательную проблематику курса на основе главных ориентиров понимания сущности понятия «социальное образование».
Обратимся к первому аспекту. По мнению С.И. Григорьева, суть исследуемого явления трактуется как умение жить в обществе, формирование навыков взаимодействия в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени [2]. Исходя из этого, во-первых, у студента должны быть сформированы система знаний в целом об особенностях взаимодействия человека и общества, представления о закономерностях развития социума, научных и представленных реальной жизнью фактах взаимосвязи разнообразных социальных слоев и групп, понимание социальных идей, отношений. Во-вторых, студент должен понимать, какой тип личности востребован
в условиях определенного конкретно-исторического этапа. Каждый период выдвигает свои требования к растущей личности, вкладывая в неё те умения, которые являются необходимыми для жизнедеятельности. Современный тип личности определяется показателями модели гражданского общества, что было отмечено нами ранее. От студента требуется понимание данного аспекта и, как следствие, механизмов формирования заданного типа личности.
Следовательно, в рамках курса необходимо изучать такие вопросы, как образование в России и в рамках мирового образовательного пространства, сопоставительный анализ современных зарубежных и российской систем образования в аспекте эффективности их деятельности в сфере обеспечения социального образования. Также рассматриваются вопросы нормативно-правового сопровождения социального образования. Важным является вопрос рассмотрения неформального образования в свете развития молодежной политики, международных программ социального образования молодежи, проектов Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), деятельности молодежных общественных движений и объединений, программ работы с детьми (на примере Российского движения школьников и др.). Все темы изучаются с целью оценки способности современной системы образования обеспечить условия для развития личности, способной соответствовать требованиям современного общества, реализовать себя в его условиях.
Обращаясь же к конкретно-историческим вопросам данного содержательного блока, важно изучать вопросы эффективности системы образования в тот или иной исторический период на предмет соответствия требованиям развития соответствующего на тот момент типа личности. Современное молодое поколение должно осознавать, что происходящие перемены в образовании всегда являются объективно обусловленными, ориентированы на решение задач, соответствующих конкретной эпохе. И сегодня студенты должны пони-
ш
го о
о ф
^
о ^
с
о ¡£
о ф
т
го
ч ф
с
X
к ^
ей
о ^
о
го IX
ф
?
о
к ^
X
го ей о
со
го
ю о
о
X .0
го
о о
о ¡£ 3 га н С
го ш О
X ^
ф т
Ш
мать, что инновационные процессы в образовании необходимы и важны для развития типа личности, соответствующего требованиям современности. Молодежь как потенциал будущего нашего общества должна уметь понимать и анализировать данные положения, четко знать, какие качества и с какой целью формируют у молодых людей сегодня и что они должны в дальнейшем вкладывать в подрастающее поколение.
Второе понимание специфики феномена социального образования связано с проблемой подготовки и переподготовки специалистов для социальной сферы (С.И. Григорьев). Отметим, что изучение данных моментов имеет свою определенную значимость. Обоснуем положение. Студент должен понимать, что система социальной защиты и социального обеспечения, во-первых, является тем фактором, который сдерживает, предупреждает возникновение в обществе социальных конфликтов. Данная система является условием поддержания определенного уровня стабильности в обществе. Во-вторых, на специалистов в области социальной работы возлагаются обязанности формирования в человеке позиции, направленной на умение самостоятельно, с опорой на собственные силы, справиться с трудной ситуацией в жизни, в которой он может оказаться, уметь адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам. Данные моменты необходимо сегодня доносить до сознания каждого зрелого человека и растущей личности.
В рамках же курса «Основы социального образования» проблематика данного модуля включает в себя исследование отечественного, зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, международное сотрудничество в этой сфере. Анализ имеющего наследия важен для более качественного построения образовательного процесса для специалистов в области социальной работы.
Рассмотрение вопроса в историческом контексте направлено на изучение позиции государственной власти в решении вопросов социальной поддержки
соответствующих категорий населения, как выстраивались направления профессиональной подготовки кадров для этой системы социальной защиты.
Третий аспект в понимании сущности социального образования, что определит еще один содержательный блок системы, опирается на точку зрения Е.И. Холостовой, которая связывает социальное образование с формированием систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры [5, с. 295]. Что может сегодня являться ориентиром для современного поколения? Ответ мы снова находим в объективных условиях нашей современности. Это связано с проблемой постепенного истощения ресурсов, рассмотрение которой осуществляется на международном уровне, и, как следствие, поиска технологий, их заменяющих. Но для создания таких технологий нужен человек с нестандартным, гибким, аналитическим мышлением, инициативный субъект, готовый к творческой деятельности, готовый к созданию новых изобретений. Для формирования такой личности нужны и новые образовательные технологии, которые будут развивать у обучающихся соответствующие способности. Следовательно, для обеспечения социального образования необходимо знание технологий, направленных на развитие самостоятельности, творчества, а также включение студентов в процесс их применения и разработки.
Исторический аспект данного содержательного блока подразумевает поиск уже имеющегося в теории и практике образования таких методов и форм работы, его использования в разные исторические периоды. Это затрагивает технологические аспекты вопроса социального образования. Ретроспективный анализ позволит более полно понять механизмы формирования нового типа личности в условиях современности. А выявление положительных моментов формирования опыта социального образования через применение соответствующих технологий необходимо для применения его в современной практике.
Практический блок курса включает в себя разработку авторских материалов, основанных на технологии проектирования. В частности, это проекты, направленные на проявление социально активной позиции в разнообразных сферах социальной деятельности, на совершенствование профессиональной подготовки социальных работников. Также это программы, связанные с разработкой новых образовательных технологий и их применением в работе с детьми и молодежью.
Таким образом, важной особенностью системы социального образования будущего социального работника является её интегративность, представленная соотношением теоретических и практических блоков подготовки.
Разработанная система невозможна без наличия организационных форм ее реализации. Необходимо осуществлять педагогически целесообразное сочетание индивидуальной, групповой, коллективной форм организации деятельности студентов, находя в них такие аспекты, которые позволяют наиболее действенно обеспечить успешность их социального образования (лекции, беседы, дискуссии, диалоги, деловые игры, проектная деятельность и др.).
Систему совершенствования социального образования будущего социального работника необходимо рассматривать и с её позиций функциональных связей. Функциональными компонентами системы являются: когнитивный (направлен на овладение соответствующими знаниями по дисциплине); интерактивный (включает организацию деятельности, направленную на установление педагогически целесообразных отношений между субъектами взаимодействия); регулятивно-коррекционный (связан с коррекцией деятельности, с умением регулировать, направлять необходимые связи между субъектами взаимодействия).
Гармонизация структурных и функциональных компонентов определяет целостность разработанной системы. Взаимодействие системы социального
образования с внешними условиями среды определяется установлением её связей с другими системами. В данном случае разработанная система и её реализация является компонентом общей системы социального образования в вузе.
Компонент развития во времени представлен тем, что система характеризуется динамичностью. Благодаря её развитию идет и процесс повышения индивидуального уровня социального образования студента путем его личностного совершенствования.
Эффективность функционирования системы может быть достигнута при определении и реализации определенных педагогических условий. Для выявления комплекса условий, направленных на повышение уровня социального образования, необходимо опираться на социальный заказ общества в аспекте исследуемой проблемы, специфику развития системы социального образования.
Педагогическими условиями, способствующими повышению уровня социального образования, являются следующие. Первое педагогическое условие - педагогическая рефлексия. Она выступает в данном случае стратегией, предполагающей рефлексивную направленность деятельности, а именно умения оценивать себя, своё внутреннее состояние, групповую деятельность и ориентированная на повышение уровня социального образования личности.
Второе педагогическое условие - разработка индивидуальных программ развития, представляющих собой целенаправленный, осознанный процесс планирования студентом своей деятельности в рамках теоретического и практического блока подготовки, что направлено на повышение индивидуального уровня социального образования.
Таким образом, развитие социального образования будущего социального работника может осуществляться более эффективно, если будет протекать в рамках специально разработанной системы, которая успешно развивается и функционирует при определенных педагогических условиях.
го
со >.
ш
го о
О
Ф ^
О ^
с
о ¡£
о ф
т
го
ч ф
с
X
к ^
ей
о ^
о
го н
X
ф
?
о
к ^
X
го ей о
со
го
ю о
о
X .0
го
о о
Библиографический список
1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. -134 с.
2. Григорьев, С.И. Социальное образование и трудности гуманизации подготовки специалистов [Текст] / С.И. Григорьев // Гуманизация образования - императив XXI века / науч. ред. И.А. Зимняя. - Набереж. Челны: НИСПТР, 1996. - Вып. 2. - С. 45-52.
3. Гуслякова, Л.Г. Социальное образование - образование XXI века [Текст] / Л.Г. Гуслякова // Социальные науки и социальное образование. - М.: МГСУ, 2004. - С. 30-34.
4. Пташко, Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения [Текст]: монография / Т.Г. Пташко. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 162 с.
5. Теория социальной работы [Текст]: учебник / под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.
References
1. Afanasiev V.G. System and society. M.: Politizfat,1980. P. 134. [in Russian].
2. Grigoriev S.I. Social education and difficulties of humanitarian preparation of specialists. Gumanitar-izatsia obrazovania- imperative XXIveka. Naberezn. Cheily: NISPTR, 1996. Publ. 2. P.45-52. [in Russian].
3. Guslyakova L.G. Social education - education of XXI cent. Social scientific works and social education. M.: MGSU, 2004. P. 30-34. [in Russian].
4. Ptashko T.G. Socialization of the personality of a teenager in the conditions of a children's public association. Chelyabinsk: Izd-vo Cheluab. Gos. Ped. un-ta, 2012. P. 162. [in Russian].
5. Kholostova E.I. Theory ofSocial Work. M.: Yurist, 2001. P. 334 .[in Russian].
Сведения об авторах: Черникова Елена Геннадьевна,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, факультета инклюзивного и коррекционного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. E-maй: [email protected]
Information about the authors: Chernikova Elena Gennadyevna,
Candidate of Sciences (Sociology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Faculty of Social Education, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Email: [email protected]
Пташко Татьяна Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, факультет инклюзивного и коррекционного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. Email: [email protected]
Ptashko Tatyana Genadievna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Social work, Pedagogy and Psychology Faculty of Inclusive and Corrective Education South-Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia Kmail: [email protected]