Научная статья на тему 'Проблема формирования компетенций у современных подростков в системе деятельности детского общественного объединения'

Проблема формирования компетенций у современных подростков в системе деятельности детского общественного объединения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА / CHILDREN’S SOCIAL UNITY / SOCIALIZATION / INFORMATIONAL COMPETENCE / COMMUNICATIONAL COMPETENCE / EMOTIONAL COMPETENCE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пташко Татьяна Геннадьевна

Раскрываются вопросы социализации личности подростка в условиях детского общественного объединения. Обосновываются виды формируемых у подростков компетенций на основе специфики содержания структурных и функциональных компонентов системы. Система направлена на формирование информационных, коммуникационных, эмоциональных компетенций подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses the problem of socialization of a teenager’s personality in a social unity of children. The author reveals various kinds of competences forming in teenagers on the basis of specific properties of content of structural and functional components of the system. The author believes that the system is focused on the formation of informational, communicational and emotional competences of teenagers.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования компетенций у современных подростков в системе деятельности детского общественного объединения»

УДК 329.78

ББКЧ427.0 ГСНТИ 14.07.05 Код ВАК 13.00.01

Пташко Татьяна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, факультет социального образования Челябинский государственный педагогический университет; 454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, 69; e-mail: ptashko75@ mail.ru.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детское общественное объединение; социализация; информационная компетентность; коммуникационная компетентность; эмоциональная компетентность; система.

АННОТАЦИЯ. Раскрываются вопросы социализации личности подростка в условиях детского общественного объединения. Обосновываются виды формируемых у подростков компетенций на основе специфики содержания структурных и функциональных компонентов системы. Система направлена на формирование информационных, коммуникационных, эмоциональных компетенций подростков.

Ptashko Tatyana Genadievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Faculty of Social Education, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

THE PROBLEM OF COMPETENCE FORMATION IN MODERN TEENAGERS IN THE SYSTEM OF ACTIVITY OF A CHILDREN'S SOCIAL UNITY

KEY WORDS: children's social unity; socialization; informational competence; communicational competence; emotional competence; system.

ABSTRACT. The article discloses the problem of socialization of a teenager's personality in a social unity of children. The author reveals various kinds of competences forming in teenagers on the basis of specific properties of content of structural and functional components of the system. The author believes that the system is focused on the formation of informational, communicational and emotional competences of teenagers.

В условиях современного общества является значимой деятельность социальных институтов, направленная на создание условий для социального образования личности. Среди них важная роль принадлежит детскому общественному объединению, как социально-педагогическому формированию и социальной единице, осуществляющей взаимосвязь формирующихся личностных и социальных качеств, позиций подростков, согласуя их с определением будущих позиций взрослеющего человека в окружающей его социальной жизни и общественных отношениях.

Международной конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.) признано право детей на участие в ассоциациях и мирных собраниях. В Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации отмечается, что её приоритетным направлением выступает развитие созидательной активной молодежи. Основы воспитания такой личности закладываются в условиях деятельности детских общественных объединений.

Указом Президента России «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», постановлением Верховного Совета РФ «Основные направления государственной молодежной политики в РФ», Федеральной программой «Молодежь России» подчеркиваются вопросы

оказания поддержки молодежным и детским объединениям, организациям.

Проблемы создания и обеспечения условий деятельности детских общественных объединений решаются и на региональном уровне. Так, в Концепции молодёжной политики г.Челябинска «Молодёжь Челябинска в третьем тысячелетии», а также Законе Челябинской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области» отмечается формирование правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, в том числе через развитие молодёжных и детских объединений, движений и инициатив.

В современных условиях в России растет число детских и молодёжных общественных организаций. Их роль в развитии личности обосновывают такие ученые как Р. А. Литвак, Н. А. Соколова и др.

Вместе с тем, в российском обществе усилилась потребность в иных подходах к решению проблемы социального образования личности в условиях новых детских общественных объединений, ориентированных на повышение степени социальной активности подростков. Одной из приоритетных задач в решении обозначенной проблемы является определение того, какие личностные новообразования должны быть

© Пташко Т. Г., 2014

сформированы у подростка в условиях деятельности детского общественного объединения. В качестве базовых подходов, которые позволят определить данные показатели, являются системный и компетентност-ный подходы.

В современных условиях существующая система деятельности детского общественного объединения направлена на успешность процесса социального образования личности. По мнению С. И. Григорьева, сущность социального образования трактуется как овладение личностью основами социальной культуры, умением жить в обществе. В данном случае социальное образование есть социальное просвещение, формирование у людей умений взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени [1]. В условиях детского общественного объединения подросток имеет возможность формировать умения строить взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, анализировать свои поступки и поведение, принимать решение, самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

По мнению Л. Г. Гусляковой, сущность социального образования может быть представлена в виде формального, информаль-ного и неформального образования. Социальное образование в виде формального компонента завершается, по мнению ученого, выдачей общепризнанного диплома (свидетельства, сертификата, и т. д.). Ин-формальный компонент представляет индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую повседневную жизнь человека и не обязательно носящую целенаправленный характер. Неформальное образование осуществляется в общественных объединениях организациях, клубах, кружках [2, с.31].

В. И. Жуков, анализируя феномен социального образования, отмечает, что его специфика может быть раскрыта на объектном и субъектном уровнях.

На субъектом уровне социальное образование предстает как субъектный процесс и субъектный результат. Социальное образование как субъектный процесс представляет собой усвоение индивидом соответствующих компетенций, в результате чего появляется новое интегративное качество личности, которое она приобрела в процессе усвоения [3]. Исходя из этого, личностные новообразования, формируемые у подростка в условиях деятельности детского общественного объединения, можно рассматривать через понятие компетентность.

Обратимся к определению сущности понятия «компетентность». В зарубежной научной литературе компетентность опре-

деляется как специальная способность человека. Данная способность необходима для выполнения конкретного действия в определенной предметной области. По мнению Дж. Равена, она включает в себя узкоспециальные знания, новые способы мышления, готовность нести ответственность за свои действия [9]. По мнению отечественных ученых, компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные (М. А. Чошанов). Компетентность как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности рассматривает А. В. Хуторской. Ученый подчеркивает, что подросток должен уметь использовать накопленный опыт при решении конкретных задач или проблемных ситуаций [6].

И. В. Манжелей и Е. А. Симонова отмечают, что в понятии «компетентность» необходимо обращать внимание на особенности личности (способности и субъектный опыт), обеспечивающие эффективное выполнение деятельности [8, с.7].

В условиях детского общественного объединения подросток действительно имеет возможность получить знания о социальном взаимодействии, развить умения их применения и реализации на практике, формировать и корректировать смысловые ориентации, а также оценивать и решать возникающие перед ним проблемные вопросы.

Выделяют разные точки зрения на классификацию компетенций. Так, по мнению И. И. Кавериной, компетенции могут включать в себя такие виды как познавательная (умение определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою деятельность устанавливать осуществлять самоконтроль); коммуникативная (уметь сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией); информационная (умение самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её) и компетенция личностного самосовершенствования, направленная на умение анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях других подростков, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности [5].

Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова выделяют следующие ключевые компетенции детей: информационная, социально-правовая и коммуникативная [4]. Именно в детском общественном объединении подросток может не только получить необходимые знания о социальных отношениях, но и пережить этот опыт в среде сверстников.

Это обеспечивается следующим. Создание объединения определяется социальной потребностью. Причины создания детского общественного объединения лежат в социуме, который и определяет социально значимые качества личности. Но эти качества будут сформированы у подростка через взаимодействие в микросоциуме, чем и является детское объединение. Необходимо рассматривать объединение как «общество в миниатюре», как элемент общественной структуры. Следовательно, являясь активным участником деятельности объединения, подросток имеет возможность успешно усваивать социальный опыт, анализировать совместную и собственную деятельность. Это выступает важным условием формирования компетенций, и будет способствовать успешности процесса социального образования личности.

Таким образом, компетенциями, формируемыми у подростка в условиях деятельности детского общественного объединения, могут выступать информационные, связанные с процессом накопления новых знаний подростков о социальных отношениях, коммуникативные, ориентированные на умение взаимодействовать с окружающими людьми, эмоциональные, направленные на умение давать оценку собственным поступкам, переживать ситуации общения с взрослыми и сверстниками.

Детское общественное объединение мы рассматриваем как систему. В целом, данная система характеризуется целесообразностью; наличием структурных и функциональных компонентов; целостностью; взаимодействием с внешней средой; развитием во времени. Докажем, что определение рассматриваемых компетенций исходит и из специфики содержания структурных, а также функциональных компонентов системы деятельности детского общественного объединения.

Структурными компонентами системы деятельности детского общественного объединения являются: цель, содержание, организационные формы. Построение системы потребовало определения конечной цели -социальное образование личности подростка. Содержание системы раскрывается через перечень соответствующих задач, таких как познавательные, конструктивные, коррек-ционные. Познавательные задачи направле-

ны на процесс накопления новых знаний подростков о социальных отношениях. Конструктивные задачи деятельности детского общественного объединения ориентированы на действия, связанные с осмыслением получаемой информации, ее пониманием, переживанием, оценкой, проектированием собственной деятельности на основе использования соответствующей информации. Все это будет способствовать формированию компетенций и процессу социального образования личности. Организационными формами, благодаря которым будут решены выявленные задачи в детском общественном объединении, являются социально полезные коллективно-творческие дела (КТД), тре-нинговые занятия, познавательные игры, дискуссии и др. Конкретизируем на примере коллективно творческого дела, как будет осуществляться процесс формирования рассматриваемых компетенций.

Благодаря взаимодействию членов объединения в процессе подготовки и проведения КТД для подростка создаются условия: получить обратную связь и поддержку членов объединения; усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми моделями поведения и получать опыт «проверки реалий» на своих сверстниках. Социальные влияния, которые подросток испытывает в объединении и которые оказывают влияние на взгляды, поведение личности, переходят в социальный опыт, нормы, роли подростка и в дальнейшем переносятся на внешний мир. В деятельности подросток может быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, он идентифицирует себя с активными участниками и использует результаты своих наблюдений при оценке собственных поступков и жизненных установок. Это направлено на формирование информационных и коммуникативных компетенций. Становлению эмоциональной компетентности способствует следующее.

Коллективное творческое дело, участниками которого являются подростки, может обладать следующими характеристиками. Во-первых, создается эмоциональное поле, происходит заряжение эмоциями, тем самым у ребенка формируется опыт эмоциональных переживаний. Во-вторых, ребенок оказывается сосредоточенным на выполнении своих обязанностей, что способствует формированию у него определенного уровня оценки собственной деятельности и ответственности за выполняемую работу. В-третьих, участие в социально-значимом деле подкрепляется у подростка определенной степенью удовлетворенности результатами своей деятельности, поскольку для

подростка являются важными общение, оценка сверстников, признание собственной индивидуальности.

Каждый член объединения, участвуя в коллективно творческом деле, не просто реализует социальные функции и роли. Во-первых, от подростка требуется их качественное выполнение; во-вторых, его деятельность обязательно будет оцениваться другими. Данный механизм обеспечивает эмоциональное переживание результата собственной деятельности, тем самым формирует такие личностные качества как понимание, проявление уважения к другим. Г. Е. Контров отмечает формирование в условиях деятельности детского общественного объединения такой ценности как толерантность [7]. Все вышеизложенное способствует формированию и овладению познавательными, информационными и эмоциональными компетенциями.

Далее обратимся к функциональным компонентам системы деятельности детского общественного объединения для того, чтобы обозначить их направленность на формирование рассматриваемых компетенций. Данными компонентами системы деятельности детского общественного объединения по социальному образованию личности подростка могут выступать: когнитивный, коммуникативный, деятельност-ный, коррекционный.

Когнитивный компонент системы ориентирован на овладение подростком социальным опытом, приобретение знаний, необходимых для осуществления социально-значимой деятельности, что обеспечивает формирование информационной компетенции. Коммуникативный компонент связан с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений меяеду подростками и педагогами в объединении, что способствует формированию коммуникативных компетенций подростков. Деятельностный компонент создает условия для включения детей в деятельность, имеющую собственную личностную оценку, что также определяет формирование коммуникативных и эмоциональных компетенций. Коррекционный компонент связан с поддержкой хода процесса формирования компетенций.

Таким образом, основными компетенциями, формируемыми у подростка в рассматриваемых условиях, являются: информационные, коммуникативные и эмоциональные компетенции. Компетентность рассматривается как динамично развивающееся интегрированное качество личности подростка, характеризующееся наличием знаний, формированием социальных отношений, коммуникативных умений и умений регулировать эмоциональную сферу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев С. И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специали-стов//Гуманнзация образования. Вып.2. Набережные Челны,1996.

2. Гуслякова Л. Г. Социальное образование - образование XXI века// Социальные науки и социальное образование. М. ,2004. С. 30-34.

3. Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы М.: Изд-во МГСУ, 2001.

4. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. Управление современной школой. 2008. №1.С. 11.

5. Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе // Интернет-журнал «Эйдос».2007.22 февраля, http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm.

6. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ отв. ред. А. В. Хуторской. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,2007.

7. Контров Г. Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: дне...канд. пед. наук.Ярославль, 2004.

8. Манжелей И. В. Физическая культура: компетентностный подход: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011.

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. : Ко-гито-Центр,2002.

10. Соколова Н. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2010.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. А. Соколова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.