ЩШ
Пташко Т.Г., к.п.н., доцент кафедры социальной работы,
педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета
Нег1зг1 свздер: балалыц цогамдыц бгрлестт, элеумет-тгк бгрлестщ цузыреттшк, элеуметтгк бшмнщ функция-лары.
Ключевые слова: детское общественное объединение, социальное образование, компетентность, функции социального образования.
Keywords: social unity of
children, social education,
competence, function of social education.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Ацдатпа
Макалада балалык когамдык бiрлестiгi жагдайында жас eсшрiмнщ элеуметтш бшмшщ мэселелер^ ересектердщ калыптастырылатын кузыреттершщ тYрлерi карастырылган. Балалык когамдык бiрлестiгi кызметшщ жYЙесiнде элеу-меттiк бшмнщ функциялары ашылып берiлген.
Аннотация
Раскрываются вопросы социального образования личности подростка в условиях детского общественного объединения, виды формируемых у подростков компетенций. Раскрываются функции социального образования в системе деятельности детского общественного объединения.
Annotation
The problem of social education of teenager §
personality in the social unity of children is S
considered, all kinds of competition formation of g
teenagers. Function of social education in system of O
children social unity activity is considered. o
В современных условиях политика нашего го- о сударства направлена на построение гражданского общества. В этой связи актуальным становится ^ вопрос формирования нового типа личности, на 3 который ориентировано будущее нашей страны. 5 Определение критериев такого типа личности не- к
обходимо начинать с понимания специфики дея- о
О
тельности тех институтов, которыми представлена т модель гражданского общества. В частности, она ^ направлена на расширение негосударственного [3 сектора в структуре общества. Он характеризует- о
ся наличием частно-предпринимательской сферы, Ё
Н
формированием разного рода творческих союзов " и объединений граждан, разнообразием политиче- § ский партий, общественных движений и организаций и др. ^
<С
о
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из
О %
ш
X
н <с
Следовательно, растущий человек должен быть готов к тому, чтобы в будущем, с опорой на собственные силы, суметь создать собственное дело, уметь реализовать интересы для собственного развития, направить свои достижения и на благо общества, отстаивать свои позиции в вопросах политической жизни и т.д. Такие люди и должны составить определенный фундамент государства с его ценностями, жизненными позициями, социальными ориентирами. В этой связи социальное образование и понимается как формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориента-ций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности (Е.И. Холостова). Сформировать такой тип личности возможно средствами социального общения в условиях деятельности детского общественного объединения.
Механизмом формирования указанного в целом, безусловно, выступает система социального образования. Она является действенным фактором, ответственным за подготовку будущего потенциала общества. По мнению Л.Г. Гусляковой, социальное образование может быть представлено в виде формального образования, завершающегося выдачей общепризнанного диплома (свидетельства, сертификата, и т.д.). К этому виду относится как получение профессионального образования различного профиля в разных учебных заведениях, так и специальное образование в области социальных наук (например, социальный педагог, специалист по социальной работе, социолог т.д.). Следующим компонентом социального образования выступает неформального образование, обычно не сопровождающегося выдачей документа, происходящего в образовательных учреждениях или в обществен-
ных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. Наконец, еще одним компонентом системы выступает информальное образование, представляющее индивидуальную познавательную деятельность, которая должна сопровождать и всю последующую повседневную жизнь человека [1].
Детское общественного объединение является примером неформального компонента системы социального образования и направлено на овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе. Отметим и значимость информального компонента социального образования. Действительно, у растущего ребенка необходимо вырабатывать способность к самосовершенствованию с опорой только на собственные силы и возможности, определение им оптимальных средств защиты и самозащиты в трудных жизненных ситуациях. В деятельности детского общественного объединения для подростка созданы условия для проявления себя в разнообразных ситуациях общения, взаимодействия, часто сложных, нестандартных, из которых ребенок само должен находить выход. Это формирует способность преодолевать трудности, формирует волевые черты подростка, вырабатывает негативное отношение к иждивенчеству.
Но задача педагогов не просто в том, чтобы образовать, сформировать человека - представителя гражданского общества, но и выработать у него социально активную позицию, такой уровень мышления, который позволит четко понимать социальные процессы, происходящие не только в России, но и в целом в мировом сообществе. Уже растущий человек должен проявлять интерес к тем событиям, которые имеют место быть не только в пределах нашей страны, но и за рубежом, уметь их анализировать и понимать, как их развитие может отражаться на собственном
ш
будущем, будущем государства, и в целом человечества. Умение осмысливать данные тенденции объясняется усложнением общества и человека в целом, всех сфер общественной жизни, а его необходимость обусловлена несформированно-стью навыков социального взаимодействия, культуры коммуникаций и т.д.
В этой связи, социальное образование определяется как формирование у людей умения взаимодействовать в обществе в рамках определенного социально-исторического пространства (С.И.Григорьев). А значит, от каждого человека сегодня требуется способность глубоко понимать социальные аспекты взаимодействия социума и человека в каждой из сфер жизнедеятельности, умение формировать представления о социальной динамике общества, о специфике и взаимосвязи интересов различных социальных групп и слоев.
В профессиональном образовании сегодня неслучайно появились учебные предметы преимущественно социальной направленности, предметом которых стала в широком смысле слова социальность как общественное явление, социальная деятельность, социальные идеи, социальные отношения как специальный тип общественных отношений.
Однако, формировать начальные навыки понимания общественных отношений необходимо уже в раннем возрасте. Одним их фактором, способствующим знакомству с этими знаниями, является детское общественное объединение, выступающее мини-обществом для растущей личности.
Следовательно, одним из результатов целенаправленного социального образования должно стать приобретение подростком не столько знаний, сколько способностей к социальному мышлению и деятельности. По мнению В.А. Никитина, это, во-первых, соответствующие умения и навыки анализа, оценивания, предвиде-
ния последствий социального развития. Во-вторых, формирование у человека навыков содействия происходящим социальным процессам или противодействия им, если они противоречат интересам всех и каждого члена общества, выработка научно обоснованного многомерного социального сознания личности как активного и ответственного субъекта социальной жизнедеятельности (обыденной и профессиональной), что для современной России является важнейшим фактором развития вообще [3, с. 18].
Одной их проблем современности также является формирование развитой личности. Это связано с мировой проблемой постепенного истощения ресурсов и как следствие поиска заменяющих их технологий. Но для их разработки нужен человек с гибким, нестандартным, аналитическим мышлением, активный субъект, готовый проявить инициативу, творчество для создания новых изобретений.
Для того чтобы формировать такую личность, необходимы и новые образовательные технологии в процессе работы с детьми, которые развивают в ребенке необходимые соответствующие способности. Детское общественное объединение как более гибкая структура по сравнению с образовательной организацией, способно к более быстрому применению новых, нестандартных технологий в работе с детьми, разработке развивающих программ деятельности.
Результатом социального образования личности в детском общественном объединении является формирование определенного вида компетенций. По мнению В. И. Жукова, социальное образование представлено на объектном и субъектом уровнях. На объектном уровне социальное образование выступает как объективированный процесс, как система, как социальный институт. На субъектном уровне бытия социальное образование предстает как субъектный процесс, как субъектный
ш §
о С
О и
н
1 о С
О
о
т
из О
Й -а X
н <с
I
ш
I
О С о
и
2
I
О
с
X
3
о о
т
из
О %
ш
X
результат. Социальное образование как субъектный процесс представляет собой процесс усвоения индивидом способов овладения компетенциями. Социальное образование как субъектный результат есть то новое интегративное качество личности, которое она приобрела в процессе усвоения: гибкость мышления, умение анализировать, систематизировать информацию и т.п. [2].
Компетенциями, формируемыми у подростка в условиях деятельности детского общественного объединения, могут выступать информационные, связанные с процессом накопления новых знаний подростков о социальных отношениях, коммуникативные, ориентированные на умение взаимодействовать с окружающими людьми, эмоциональные, направленные на умение давать оценку собственным поступкам, переживать ситуации общения с взрослыми и сверстниками.
Компетентность рассматривается как динамично развивающееся интегрированное качество личности подростка, характеризующееся наличием знаний социальных отношений, высоким уровнем сформированности коммуникативных умений и умений регулировать сферу мировоззренческих чувств (отношение к себе, миру, к окружающим людям).
На основе вышеизложенного, определим функции социального образования в условиях деятельности детского общественного объединения.
Во-первых, социальное образование призвано активно содействовать формированию знаний подростка о специфике социальных отношений в современном обществе.
Во-вторых, оно направлено на станов-
ление социально активной позиции члена объединения, проявляющей себя в умении анализировать социальные процессы, критически их оценивать, вырабатывать собственную точку зрения.
В-третьих, социальное образование должно способствовать развитию творческого потенциала подростка, становлению универсальной самодостаточности личности, создавать условия для реализации возможностей для будущей жизненной самореализации.
Таким образом, одной из актуальных проблем современного обучения является проблема формирования умений ребенка жить в обществе, его социальное образование. Высокий уровень социального образования растущей личности может быть обеспечен в условиях деятельности детского общественного объединения благодаря механизмам непосредственного социального общения. Формирование соответствующих компетенций подростка осуществляется на основе функций социального образования в условиях детского общественного объединения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуслякова Л.Г. Социальное образование - образование XXI века// Социальные науки и социальное образование. -М.,2004. - С.30-34.
2. Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы.- М.: Изд-во МГСУ, 2001.
3. Никитин В.А. Социальная наука и социальное образование: к вопросу об их идентификации как относительно самостоятельных областей знания и образова-ния//Социальные науки и социальное образование. - М.,2004. - С.18-29.
н <с