Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции подростка во временном детском объединении общеобразовательного учреждения'

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции подростка во временном детском объединении общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВРЕМЕННОЕ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / TEMPORARY EARLY TEENS GROUPS (TEENAGERS GROUPS) / TEENAGER / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROJECT ACTIVITY / SOCIAL-ORIENTED SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Лариса Викторовна

В данной статье уточняется понятие «коммуникативная компетенция», раскрыта сущность проектной деятельности как средства формирования коммуникативной компетенции подростка. Рассматриваются педагогические условия включения подростков в проектную деятельность с целью формирования у них коммуникативной компетенции в условиях временного детского объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS AS AN EFFECTIVE MEANS OF DEVETOPTNG COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEENAGERS IN TEMPORARY EARTY TEENS GROUPS TN COMPREHENSIVE SCHOOT

The article states the meaning of communicative competence. It opens the matter of project activity as a means of performing the communicative competence of a teenager. It shows the pedagogical condition of involving the teenagers to the project activity with the purpose of developing communicative competence with them in temporary teenagers groups.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции подростка во временном детском объединении общеобразовательного учреждения»

УДК 37.035 : 316.45

ББК 74.200.5

Коновалова Лариса Викторовна аспирант г. Сургут Konovalova Larisa Viktorovna

Post-graduate

Surgut

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции подростка во временном детском объединении общеобразовательного учреждения Projects as an Effective Means of Developing Communicative Competence of Teenagers in Temporary Early Teens Groups in Comprehensive School

В данной статье уточняется понятие «коммуникативная компетенция», раскрыта сущность проектной деятельности как средства формирования коммуникативной компетенции подростка. Рассматриваются педагогические условия включения подростков в проектную деятельность с целью формирования у них коммуникативной компетенции в условиях временного детского объединения.

The article states the meaning of communicative competence. It opens the matter of project activity as a means of performing the communicative competence of a teenager. It shows the pedagogical condition of involving the teenagers to the project activity with the purpose of developing communicative competence with them in temporary teenagers groups.

Ключевые слова: подросток, коммуникативная компетенция, проектная деятельность, временное детское объединение, социально-ориентированная среда.

Key words: teenager, communicative competence, project activity, temporary early teens groups (teenagers groups), social-oriented society.

Проблема повышения качества российского образования (В. И. Байденко,

Н. А. Селезнева, В. П. Соловьев, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур и др.) в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» есть положение о том, что

«общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [3].

В перечень компетенций, предложенный Советом Европы, попадает довольно широкий круг понятий: политические, социальные, межкультурные и другие компетенции. В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых ключевых компетенций школьников должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетенции. Таким образом, одна из задач среднего (общего) образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе [2].

Огромное влияние на формирование коммуникативной компетенции в подростковом возрасте оказывают сверстники, но их влияние стихийно, слабоуправляемо и не всегда адекватно принятым в обществе социальным нормам.

В связи с этим в современных условиях возникает необходимость целенаправленной работы по формированию коммуникативной компетенции, управлению и оптимизации этого процесса. Временное детское объединение обладает рядом потенциалов, которые позволяют говорить об эффективности его воспитательного воздействия на процесс формирования коммуникативной компетенции.

Если процесс взаимодействия и общения в объединении основан на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностях, то это помогает создать положительную модель поведения, взаимодействия, межличностного общения, способствует формированию коммуникативной компетенции личности. Так как отрочество является максимально благоприятным периодом для формирования коммуникативной сферы личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии,

то в этот период можно эффективно воздействовать на процесс формирования коммуникативной компетенции личности.

Педагогическое управление процессом формирования коммуникативной компетенции подростков состоит в создании педагогических условий деятельности субъекта, направленных на включение его в социально значимые отношения (М. И. Рожков, А. И. Тимонин, А. Л. Уманский).

Проблемы оптимизации человеческого общения постоянно находятся в центре внимания исследователей. Философско-методологические основы общения и коммуникации рассмотрены в работах Л. М. Архангельского, В. Г. Афанасьева, М. С. Кагана, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Садовского, Г. П. Щедровицкого. Технология формирования ключевых компетенций разрабатывалась А. В. Хуторским, М. В. Рыжаковым, Н. Хомским, Дж. Равеном, Х. Холеком и др.

Теоретическую базу исследования детских сообществ заложили отечественные ученые И. Г. Гордин, Т. Е. Конникова, В. В. Лебединский, С. Т. Шацкий, Б. Е. Ширвиндт, В. Н. Шульгин и др.

Исследователи временных детских объединений (Н. Ф. Басов, Б. З. А. Г Кирпичник, М. И. Рожков, А. Л. Уманский, Л. И. Уманский, Б. Е. Ширвиндт) рассматривают разные педагогические возможности детского сообщества, однако проблема формирования коммуникативной компетенции подростка во временном детском объединении общеобразовательного учреждения не изучена.

В основе организации жизнедеятельности детского временного коллектива лежит система отношений, которая позволяет определять задачи развития совместно ребенку и взрослому. Выбор задач зависит от особенностей и интересов конкретных детей и взрослых, которые в реальной ситуации через совместное обсуждение решают основные вопросы жизни на конкретный период времени.

Глобальные социальные перемены нацеливают на усиление роли и значимости личностно-ориентированного подхода и деятельностного подхода в образовании и активное использование их в практике педагогической работы инновационных форм. Одной из таких форм является проектная деятельность учащихся, позволяющая получать новый образовательный результат в системе

общего образования. Однако сегодня не существует технологического описания форм работы с учащимися по освоению проектных умений, проектная деятельность не стала массовой даже в среде профессионалов, педагогов же этой деятельности не учат. Проблему необходимо решать непосредственно в условиях школы уже сейчас.

В результате анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что в отечественной теории и практике нет единого взгляда на определение понятия «коммуникативной компетенции», отсутствует единый исследовательский подход к составу структурных компонентов коммуникативной компетенции, не определены педагогические условия, методы и факторы, способствующие формированию коммуникативной компетенции подростка в школе.

Недостаточность разработанности теоретических основ понятия «коммуникативная компетенция» позволила нам сформулировать определение, которое следует рассматривать как систему знаний, ценностных ориентаций, совокупность определенных качеств личности, способов моделирования общения и взаимодействия с окружающим миром, которая позволяет ей вырабатывать собственные принципы и способы своей деятельности, социального поведения.

Мы разделяем позицию В. С. Мухиной в том, что стратегия управления развитием личности в современных условиях должна строиться в соответствии с целями развития Российской Федерации, в которой отрок, естественно, представлен двояко: как социальная единица и как уникальная личность. Государственные структуры, с одной стороны, воздействуют на подростка как социальную единицу и, в то же время, государство имеет возможность обогащать свой потенциал уникальными, личностными решениями проблемных ситуаций (первоначально - в конкретной подростковой среде, затем - в политике, экономике, науке и других жизненных сферах) [8].

Проблема создания социально-ориентированной среды в условиях общеобразовательной школы для подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые еще не обозначились, при этом электоральная

ценность молодежи в последние годы резко возросла. В этом контексте основополагающее значение имеют:

• создание условий для развития социально активной личности подростка;

• формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте инициативы в подростковых объединениях и общественных движениях;

• развитие чувства личности.

Все обозначенные позиции разделяются нами и являются определяющими при разработке практических ориентиров в работе с подростками и в интерпретации полученных материалов.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования коммуникативной компетенции подростка во временном детском объединении, являются:

1. Личностно-ориентированное информационное обеспечение коммуникативного самосовершенствования подростка, которое предполагает:

- обеспечение подростков информацией о нормах и правилах коммуникативного взаимодействия, идеалах, ценностях, эталонах общения и о способах осуществления коммуникации;

- включение в коммуникативное взаимодействие со сверстниками, малышами, взрослыми;

- возможности и пути коммуникативного самосовершенствования в условиях как временного детского объединения, так и в сообществе субкультур.

2. Обеспечение как индивидуальной деятельности подростка, так и его деятельности в составе группы сверстников предполагает в рамках временных детских объединений:

- структурирование отношений в системах подросток - подросток, подросток - педагог, подросток - подростковое сообщество и трансляцию норм и ценностей коммуникации;

- создание возможности взаимного интенсивного обмена информацией между субъектами, регулирования взаимодействия партнеров по общению.

3. Создание социально-ориентированной образовательной среды, позволяющей организовать совместную деятельность педагога и обучающегося над проектами социально значимого содержания и способствующей формированию коммуникативной компетенции подростков.

4. Формирование мотивации подростков к участию в проектной деятельности через создание ситуации успеха.

Социальное продвижение подростка осуществляется через формирование потребности реализоваться в исходной для него социально-ориентированной среде через систему прав и свобод, существуя не только в качестве социальной единицы, но и в качестве уникальной личности, включенной в общечеловеческую и этническую культуру. Чтобы добиться в этом успеха, особым образом организуются условия работы с подростками для повышения у них коммуникативной компетенции и формирования гражданской позиции, ценностного отношения к себе, другим и человечеству; создания нового типа социальноориентированной среды, способствующей личностному росту; развития социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Мы в своей работе по повышению эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков применяли: тренажеры для психологической подготовки к инициациям, косвенное и включенное наблюдение, устные опросы при проведении основных и подготовительных мероприятий, анкетирование подростков, письменные опросы, беседы, интервью, рефлексивные самоотчеты.

В нашем исследовании на основе концепции развития и воспитания (В. С. Мухиной), которая позволяет «продвигать» подростка в социальном пространстве и способствует развитию коммуникативной компетенции, отработаны и апробированы методы инициации подростков [8]. Показано, что психологические инициации в условиях временных детских объединений выступают средством повышения эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков.

Мы опирались на подход к коммуникативной компетенции, включающий в

ее содержание понимание партнера по общению. Это предполагает, в частности, наличие знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, т. е. опыта, который человек накапливает на протяжении всей жизни [5].

Общаясь с человеком, мы всегда рассчитываем на определенную реакцию с его стороны, а для этого необходимо предвидеть отношение собеседника к себе, к предмету общения и психологический эффект, который может быть вызван нашим сообщением. Следовательно, для эффективности общения нужно в какой-то мере представлять личность партнера по общению, «моделировать коммуникативно-значимые особенности личности собеседника» [5].

Известно, что общение осуществляется с помощью множества знаковых средств. Восприятие человека и понимание его личности через речь происходят как на уровне открытого текста, выражающего обычно значения, так и подтекста, который является носителем смыслов и как бы приоткрывает личность говорящего [6].

Именно в подростковом возрасте формируются качественные характеристики личности, выстраиваются механизмы внутренней регуляции собственной деятельности на основе усвоенных социальных норм, проявляется индивидуальность личности. Необходимо создавать условие включения подростков в общение, в процессе которого и формируются выше обозначенные характеристики. В контексте исследуемой проблемы большое значение приобретает опыт включения подростков в особый вид деятельности - проектирование. Таким образом, процесс коммуникации предполагает учет специфики подросткового возраста, что способствует его эффективности.

Экспериментальная проверка подтвердила, что наиболее эффективное воздействие на формирование коммуникативной компетенции у подростка осуществляется в автономно существующем временном детском объединении, так как подросток, покидая привычный для него круг общения, оказывается в новой среде. Здесь целенаправленные педагогические влияния и стихийные влияния группы сверстников начинаются практически одновременно, с одинаковой ин-

тенсивностью и могут быть одинаково направленными. А значит, процесс формирования коммуникативной компетенции подростка идет целенаправленно, управляемо и соответствует возрасту.

Для развития коммуникативной компетенции подростка необходимо организовать особый вид деятельности во временном детском объединении общеобразовательного учреждения, одним из которых является включение подростка в проектную деятельность. Практика показала, что выдвинутые нами педагогические условия являются эффективными при формировании коммуникативной компетенции подростка во временном детском объединении.

Библиографический список

1. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 26.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня, 2003. - № 5. - С. 34-42.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России : Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002. - № 1. - С. 7-16.

4. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

5. Леонтьев, А. А. Психология общения. Тарту, 1974. - С. 186-187.

6. Лурия, А. Р. Язык и сознание. - М. : Изд-во МГУ, 1979. - 319 с.

7. Модернизация общего образования : оценка образовательных результатов : Книга для учителя / Под ред. проф. В. В. Лаптева, проф. А. П. Тряпи-цыной. - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 112 с.

8. Мухина, В. С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. -М. : Академия, 2005. - 624 с.

9. Общеевропейские компетенции : изучение, преподавание, оценка. -М. : МГЛУ, 2003. - 256 с.

10. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высш. образование сегодня. - 2004.

- № 3. - C. 20-26.

Bibliography

1. Bolotov, V. A., Serikov, V. V. Competence Model : from Idea to Educational Programme. / Pedagogics - 2003. - № 10. - Р. 26.

2. Zimnyaya, I. A. Key Competences - the New Paradigm of the Educational Result [text] // Nowadays Higher Education. 2003. - № 5. - Р. 34-42.

3. Conception of Modernization of Russian Education for the period of 2010. Vestnik Obrazovaniya : the Anthology of Orders and Instructions by the Ministry of Education. - 2002. - № 1 - P. 7-16.

4. Lebedev, O. E. Method of Competence in Education // School Technologies.

- 2004. - № 5. - P. 3-12.

5. Leontyev, A. A. Psychology of Communication. Tartu, 1974. - P. 186-187.

6. Luria, A. R. Language and Consciousness. M. : Publishing House of MSU, 1979. -319 p.

7. Modernization of General Education : Appreciation of Educational Results. Teacher’s Book / edited by the prof. Laptev V. V., the prof. Tryapitsyna A. P. -SPb. : Publ. «Soyuz», 2002. - 112 p.

8. Mukhina, V. S. Age Psychology : Childhood, Adolescence, Youth. - M. : Academy. 2005. - 624 p.

9. All European Competences : Studying, Teaching, Appreciation. - M., MSLU, 2003. - 256 p.

10. Tatur, Y. S. Competence in the Structure of the Quality Model of Specialist Training / Nowadays Higher Education. - 2004. - № 3. - P. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.