Научная статья на тему 'Социальная компетентность подростков группы риска'

Социальная компетентность подростков группы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
372
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА / SOCIAL COMPETENCE / COMPETENCES OF TEENAGERS OF RISK GROUP / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / TEENAGE AGE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гиенко Л.Н.

В статье раскрывается проблема формирования социальной компетентности подростков группы риска в условиях школы. Выделены основные компетенции подростков: «самостоятельность», «произвольность поведения, самодисциплина», «доброжелательность». Определены критерии и показатели социальной компетентности подростков группы риска, дана характеристика по уровням сформированности ключевых компетенций, описаны результаты конкретных диагностических методик. Особое внимание отводится результатам диагностики социальной компетентности. Представлена инновационная технология формирования социальной компетентности подростков группы риска. Дана характеристика социально-педагогической деятельности в условиях современной школы, которая направлена на определенные в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» категории обучающихся и их семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPETENCE OF TEENAGERS OF RISK GROUP

The article reveals a problem of formation of social competence of teenagers of risk group in the conditions of school. The main competences of teenagers are marked out as “independence”, “randomness of behavior, self-discipline”, “goodwill”. Criteria and indicators of social competence of teenagers of risk group are defined, the characteristic on levels of formation of key competences is given, results of concrete diagnostic techniques are described. The special attention is paid to results of diagnostics of social competence. The innovative technology of formation of social competence of teenagers of risk group is presented. The work defines the characteristics of social and pedagogical activity in the conditions of modern school, which is directed on the categories of students in the professional standard “The expert in the field of education” and their family.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность подростков группы риска»

5. Нагаева И.А. Модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий. European Social Science Journal. 2012.

6. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные тенденции развития высшего профессионального образования. Ростов-на-Дону, 2016.

7. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 3 - 16.

References

1. Butygin G.S. Strukturnyj funkcionalizm Talkotta Parsonsa. Vestnik RUDN. Ceriya Sociologiya. 2012; 3: 55 - 59.

2. 'Edieva Zh.H. Struktura sformirovannosti osnov pedagogicheskogo masterstva u buduschego uchitelya matematiki. Mir nauki kul'tury i obrazovaniya. 2016; 6 (61): 44 - 45.

3. Petrova N.P. Otkrytoe obrazovanie i ego funkcii v informacionnom obschestve. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2007; 5: 120 - 124.

4. Petrova N.P., Kotov S.V., Klushina N.P. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v vysshejshkole. Rostov-na-Donu, 2016.

5. Nagaeva I.A. Modeli obucheniya s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. European Social Science Journal. 2012.

6. Petrova N.P., Kotov S.V., Klushina N.P. Sovremennye tendenciirazvitiya vysshego professional'nogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu, 2016.

7. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 3 - 16.

Статья поступила в редакцию 27.01.18

УДК 37.013.42

Giyenko L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: lyubov.gienko@mail.ru

SOCIAL COMPETENCE OF TEENAGERS OF RISK GROUP. The article reveals a problem of formation of social competence of teenagers of risk group in the conditions of school. The main competences of teenagers are marked out as "independence", "randomness of behavior, self-discipline", "goodwill". Criteria and indicators of social competence of teenagers of risk group are defined, the characteristic on levels of formation of key competences is given, results of concrete diagnostic techniques are described. The special attention is paid to results of diagnostics of social competence. The innovative technology of formation of social competence of teenagers of risk group is presented. The work defines the characteristics of social and pedagogical activity in the conditions of modern school, which is directed on the categories of students in the professional standard "The expert in the field of education" and their family.

Key words: social competence, competences of teenagers of risk group, teenage age, competence-based approach, diagnostics, technology.

Л.Н Гиенко, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: lyubov.gienko@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

В статье раскрывается проблема формирования социальной компетентности подростков группы риска в условиях школы. Выделены основные компетенции подростков: «самостоятельность», «произвольность поведения, самодисциплина», «доброжелательность». Определены критерии и показатели социальной компетентности подростков группы риска, дана характеристика по уровням сформированности ключевых компетенций, описаны результаты конкретных диагностических методик. Особое внимание отводится результатам диагностики социальной компетентности. Представлена инновационная технология формирования социальной компетентности подростков группы риска. Дана характеристика социально-педагогической деятельности в условиях современной школы, которая направлена на определенные в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» категории обучающихся и их семьи.

Ключевые слова: социальная компетентность, компетенции подростков группы риска, подростковый возраст, ком-петентностный подход, диагностика, технология.

В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» социально-педагогическая деятельность должна реализовываться через организацию воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, социальной компетентности и поддержки их социальных инициатив с учетом индивидуальных потребностей, и направлена на определенные в стандарте категории обучающихся и их семьи [5, с. 5 - 9].

В настоящее время изучаются различные аспекты формирования социальной компетентности обучающихся в условиях образовательных организаций (Э.Л. Ванданова [1, с. 50 - 60]; Л.Н. Гиенко [2]; И.Г. Долинина [3]; А.С. Заболотный [4, с. 67 - 77] и др.), тем не менее, данная проблема остается недостаточно изученной в отношении подростков группы риска.

Современное состояние образовательной среды показывает, что категории детей группы риска стали широко распространены как по своему численному содержанию, так и по широкому спектру проблем, которые возникают у детей, входящих в группы риска, например, социально опасное положение, трудная жизненная ситуация, группы социального риска, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей [5].

В Федеральном законе № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даются определения понятий «группы риска», в том числе и «безнадзорный» подросток — несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц [6].

Поэтому особого внимания заслуживают подростки группы риска.

Изучение социальной компетентности данной категории ведется через понимание ее как системы знаний о социальной действительности и себе и рассматривается как интегративная характеристика личности, определяющая ее установку на активную общественную направленность, с опорой на приобретенные знания, социальный опыт и сформированность гражданской позиции.

Специфичные для подростка новообразования представляют собой не только наступление непростого возраста, но, прежде всего, указывают на существенное расширение его социального пространства. Смена социальной ситуации развития требует от подростка проявления такой личностной характеристики как социальная компетентность, которая обеспечивает продуктивность

общения и адекватность поведения с другими людьми, возможность принимать важные решения, а значит и его дальнейшее развитие. Очевидно, что социальная компетентность в подростковом возрасте продолжает активно формироваться и нередко дает «сбои», чаще, в непривычных ситуациях межличностного взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования являлось определение уровня сформированности и развитие социальной компетентности подростков группы риска, обучающихся в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью в эмпирической части нашего исследования определен диагностический инструментарий: шкала социальной компетентности; шкала социально-психологической адаптированности; опросник социально-коммуникативной компетентности (СКК).

Экспериментальная работа по определению уровня сфор-мированности социальной компетентности подростков группы риска проводилась на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений («Лицей «Сигма», «Средняя общеобразовательная школа № 52», СОШ № 106 г. Барнаула). В эксперименте участвовали 46 обучающихся в возрасте 13-14 лет. Подростки были разделены на две группы - экспериментальная группа (ЭГ) 24 подростка и контрольная группа (КГ) 25 подростков «группы риска».

Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития социальной компетентности у подростков ЭГ и КГ идентичный, например, по таким параметрам как организованность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям.

Подростки группы риска характеризуются достаточно выраженной зависимостью, неуверенностью в себе, пренебрежением к выполнению своих обязанностей, склонностью к демонстративному поведению и невыполнению или игнорированию педагогических требований, следовательно, уровень развития социальной компетентности подростков группы риска в сфере самостоятельности; уверенности в себе, соответствует более младшему социальному возрасту, чем их хронологический возраст.

С целью развития социальной компетентности подростков группы риска организована социально-педагогическая деятельность. Сочетание условий внеурочной занятости и занятий с элементами группового тренинга по авторской программе «Забота» способствовали повышению уровня сформированности социальной компетентности подростков. Разработаны практические рекомендации для социальных педагогов по формированию социальной компетентности исследуемой категории обучающихся.

Формирующий эксперимент показал, что подростки экспериментальной группы в большей степени ориентированы на неформальное общение со взрослыми и сверстниками, на самоБиблиографический список

реализацию и социальную адаптацию к миру взрослых; характеризуются большей сформированностью и интегрированностью интересов.

Определены значимые различия между подростками экспериментальной группы и контрольной по интегральному показателю «адаптация», показателям «принятие других», «самопринятие», «эмоциональный комфорт» (р<0,01).

Подростки группы риска КГ характеризуются меньшим уровнем развития адаптивных способностей, способностью принятия других, принятия самих себя, эмоциональной напряженностью в сравнении с подростками ЭГ. Другими словами такие особенности социально-психологической адаптированности затрудняют подростку возможность строить межличностные отношения, планировать ближайшее будущее, предвидеть результаты своих действий, давать им объективную оценку.

У подростков КГ также был выявлен средний и ниже среднего уровень развития коммуникативных способностей, значимо чаще встречался прагматический тип восприятия группы, а у подростков ЭГ выявлен уровень развития коммуникативных способностей средний и выше среднего. Таким образом, для подростков КГ характерной особенностью является трудность в установлении межличностных контактов, а группа воспринимается как средство, которое способствует достижению каких-либо индивидуальных целей, как источник необходимой информации. Подростки ЭГ воспринимают группу как самостоятельную ценность, они заинтересованы в успехах других, обладают потребностью в коллективных формах деятельности.

Динамика формирования социальной компетентности подростков группы риска представлена определёнными уровнями и факторами: начальным уровнем развития социальной компетентности; социально-психологической адаптированностью, фазой развития подросткового кризиса.

В результате реализации программы у подростков группы риска отмечается статистически значимая (р<0,05) положительная динамика, например в КГ по критерию «самостоятельность; уверенность в себе» - 25,2 % (было 21%), а в ЭГ -36% (было 28%). Согласно оценке разности попарно сопряженных показателей мы можем утверждать, что выраженность увеличения нормативного уровня развития социальной компетентности у подростков в начале и в конце экспериментальной работы следует считать статистически значимым (р< 0,05).

Таким образом, проведённое исследование показало, что мониторинг уровня сформированности социальной компетентности подростков группы риска и специально организованная социально-педагогическая деятельность, позволяет оптимизировать развитие социальной компетентности и обеспечивает успешную социализацию обучающихся.

1. Ванданова Э.Л. Программы профилактики социальной дезадаптации и повышения социальной компетентности у подростков групп риска. Молодёжная наука: тенденции развития. 2017; 2 (2): 50 - 60.

2. Гиенко Л.Н. Реализация компетентностной модели образования средствами социально-педагогической деятельности: учебное пособие. Алтайский государственный педагогический университет. Барнаул: АлтГПУ , 2016: 115.

3. Долинина И.Г. Современные подходы к определению понятия социальная компетентность. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19579

4. Заболотный А.С. Социальная компетентность подростков и особенности ее формирования в условиях временных детских объединений. Известия института педагогики и психологии образования . 2017;2: 67 - 77.

5. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». Available at: http://docs.cntd.ru/document/420390300

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453 d1be3b77b4c//

References

1. Vandanova 'E.L. Programmy profilaktiki social'noj dezadaptacii i povysheniya social'noj kompetentnosti u podrostkov grupp riska. Molodezhnaya nauka: tendencii razvitiya. 2017; 2 (2): 50 - 60.

2. Gienko L.N. Realizaciya kompetentnostnoj modeli obrazovaniya sredstvami social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Altajskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Barnaul: AltGPU , 2016: 115.

3. Dolinina I.G. Sovremennye podhody k opredeleniyu ponyatiya social'naya kompetentnost'. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19579

4. Zabolotnyj A.S. Social'naya kompetentnost' podrostkov i osobennosti ee formirovaniya v usloviyah vremennyh detskih ob'edinenij. Izvestiya instituta pedagogiki i psihologii obrazovaniya . 2017;2: 67 - 77.

5. Professional'nyjstandart «Specialist v oblasti vospitaniya». Available at: http://docs.cntd.ru/document/420390300

6. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih. Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 N 120-FZ (red. ot 07.06.2017) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3 b77b4c//

Статья поступила в редакцию 22.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.