УДК 36
ББК 65.9 (2 Рос)27
Т.Г. Пташко
этапы и особенности становления социального образования в россии
В статье обосновываются содержательные характеристики этапов развития социального образования в России. Положения выстроены на основе многоаспектного понимания специфики феномена социального образования. Раскрывается характеристика развития социального образования в рамках первого этапа его становления.
Ключевые слова: социальное образование, история социального образования, содержание этапов развития социального образования.
T.G. Ptashko
stages and specifics of social education in russia
The character of stages development in Russian social education is described. Issues are grouped on the basis of many aspects understanding of special education phenomenon. The development characteristic of social education at the first stage of formation is considered.
Key words: social education, history of social education, contents of development stages in social education.
В условиях современности одной из актуальных является проблема социального образования граждан. Ориентир на построение гражданского общества, сложная ситуация в международных отношениях нашей страны с другими государствами требует от людей, особенно от молодого поколения, проявлять социально активную позицию, быть небезучастным к происходящим в России и мировом сообществе процессам. Однако стоит отметить, что наряду с благополучными категориями населения в нашей стране на данном этапе ее развития есть и те, которые нуждаются в особой защите, поддержке. К сожалению, сознание таких людей в большей степени направлено на выживание, поиск путей выхода из трудной жизненной ситуации, а не на задачи самореализации, проявления активности в социуме. Задача государства - не только обеспечить социальную защиту таких граждан, но и создать для них такие условия, чтобы в дальнейшем, с опорой на собственные силы, человек смог стать достойным гражданином. В этой связи социальное образование ориентировано на формирование соци-
альной сферы, обеспеченной социально активными людьми и людьми, обладающими высоким уровнем общей и профессиональной культуры, способными преодолевать трудные жизненные ситуации с опорой на собственные силы, в основе поведения которых лежат гуманистические ценности. Благодаря активной гражданской позиции наше общество сможет достичь определенного уровня благополучия, избежать внутренних социальных конфликтов. Воспитание такой личности возможно благодаря особому механизму - системе образования. Подобные задачи когда-то уже стояли перед нашим государством. И для их эффективного решения в современных условиях необходимо обратиться к истории вопроса.
Данный аспект умещается в проблему становления социального образования в России. Прежде чем мы обратимся к одному из рассматриваемых нами вопросов, определим, что в целом входит в содержательные характеристики этапов развития социального образования в России.
В научной литературе определены периоды становления социального образо-
вания [6]. Обоснование же и раскрытие содержательных составляющих этапов развития социального обоснования необходимо выстроить на основе главных аспектов понимания сущности данного феномена.
Начиная с 90-х годов XX века, когда термин «социальное образование» появился в научной литературе, его стали трактовать как подготовку и переподготовку специалистов для социальной сферы (С.И. Григорьев) [1]. Действительно, изменения в экономике, политическая ситуация в нашей стране в тот период привели к достаточно высокому уровню неблагополучия многих слоев населения. Это вызвало необходимость создания системы, направленной на социальную защиту нуждащихся - систему социального обеспечения. Следовательно, важное место в обществе стало принадлежать вопросу подготовки кадров для социальной работы. В современной науке данные вопросы затрагивает в своих трудах В.И. Жуков, Л.Г. Гуслякова [3; 2]. Однако сама система социального обеспечения в России формировалась постепенно. С древнейших времен активно развивалась частная, церковная благотворительность, но государство не сразу пришло к пониманию того, что необходимо оказывать помощь и поддержку нуждающимся на государственном уровне, создавать для этого специальную систему, а следовательно, формировать для неё соответствующие кадры.
Также отметим, что на государственном уровне постепенно приходило понимание того, что необходимо уменьшить число нуждающихся, формировать в человеке позицию, связанную с умением самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией и адаптироваться к новым жизненным условиям, способность к преодолению иждивенческих тенденций. Иначе говоря, создать человеку, у которого в силу трудной жизненной ситуации нет возможности обеспечить свое достойное существование, условия для обретения профессии, с тем чтобы он самостоятельно (а не с помощью поддержки государственной системы социальной защиты, обеспечи-
вающей пособия) мог занять достойное место в жизни. В истории развития нашего государства мы находим, что такой выход представители власти определяли через систему образования. Именно для нуждающихся граждан (и прежде всего детей) создавались учреждения для получения ими образовательных навыков, что способствовало выстраиванию их собственного жизненного пути без дополнительной помощи извне.
Таким образом, раскрытие того, «как» и «для чего», с позиций именно государственной власти решались вопросы подготовки кадров для системы социальной защиты, а также избавление от «подлого люда» через систему просвещения и является первой содержательной характеристикой этапов развития социального образования в России.
Обратимся ко второму аспекту понимания сущности социального образования и определим на его основе вторую составляющую содержания этапов его становления. Социальное образование рассматривают как целенаправленный процесс и результат освоения социальных знаний и формирования социальных компетенций, способствующих социализации человека [5, с. 16]. По мнению С.И. Григорьева, социальное образование есть социальное просвещение, формирование у людей умений взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени [1].
Каждый исторический период выдвигает свои требования к растущей личности, обучая ее тем умениям, которые будут необходимы для жизни в социуме. Затрагивая же исторический аспект, необходимо обратить внимание на то, какой тип личности формировали в разные исторические эпохи, какие были социальные идеалы, ценности, какие качества личности нужны в данный период времени, а также какие для этого использовали методы, формы работы. Необходимо рассматривать вопросы о том, насколько была эффективна система образования в ту или иную историческую эпоху и насколько она соответствовала требованиям формирования востребо-
о о о о.
X
го ш о
со ГО
Ю О
О X -О
с; го
о о
X
ф
с;
ей о
X
го
I-
о
I-
о о
X
X
ф
ю о о о
-О
с
го
I-
о
3 га н С
ванного на тот момент типа личности. Это и является второй составляющей характеристикой этапов развития социального образования, затрагивающей технологические вопросы формирования соответствующего типа личности.
Таким образом, основными содержательными характеристиками этапов развития социального образования в России являются: во-первых, решение именно на государственном уровне таких вопросов, как подготовка кадров для учреждений социальной сферы, а также поддержка нуждающихся граждан через создание в области просвещения специальных условий образования. Во-вторых, организационно-технологические аспекты формирования типа личности для определенного социально-исторического пространства. Выявленные положения выстроены на основе многоаспектного понимания специфики феномена социального образования.
Остановимся на характеристике становления социального образования в России, в частности на одном из её аспектов: как именно на уровне государственной власти решались вопросы обеспечения социального благополучия на основе социальной поддержки нуждающихся через получение ими образования. Выявленный аспект является одной из особенностей развития социального образования в России.
В данном случае встает вопрос и о хронологических этапах развития социального образования. По мнению Л.И. Старовойтовой, таковыми периодами могут выступать следующие: 1) I четверть XVIII - начало XX в., 2) 1917 г. - конец 1980-х гг., 3) начало 1990-х гг. до настоящего времени [6]. Мы опираемся на выделенные периоды, т.к. в начале каждого этапа действительно происходили изменения в решении вопросов подготовки кадров для социальной сферы, коренные изменения в осуществлении социальной поддержки граждан через идею образования в связи с изменениями социально-политической ситуации и, как следствие, определение нового типа личности для нового исторического пространства. Мы рассматриваем исследуемый аспект в рамках первого этапа развития социального образования.
По мнению Л.И. Старовойтовой, именно с первой четверти XVIII века начинается зарождение тенденций социального образования [6]. Государственная власть и общество приходят к осознанию необходимости формирования соответствующих структур для нуждающихся в поддержке категорий граждан.
Эти действия были направлены прежде всего на детей так называемого «подлого люда». К ним относятся дети-сироты, дети-инвалиды, дети, чьи родители являлись нищенствующими. Наличие их в обществе и, главное, отсутствие поддержки со стороны властей формирует недостаточно положительное мнение о нашем государстве у других стран. Более того, постепенное увеличение числа данных лиц могло привести к ситуации дестабилизации общества.
Однако основываясь на выявленных содержательных характеристиках развития социального образования, можно увидеть и истоки его зарождения еще до периода первой четверти XVIII века. Рассмотрим их. Понимание такого явления, как нищенство, наблюдалось еще в древних славянских общинах. Детей-сирот, например, воспитывали «всем родом». Имело место и так называемое «прийма-чество». Люди пожилого возраста, которые «приймали» в дом сироту, обучали его хозяйственным навыкам. Безусловно, это способствовало тому, что, вырастая, ребенок уже мог самостоятельно вести хозяйство [4, с. 24]. Это были первые элементы социального образования.
С момента принячтия христианства на Руси можно говорить о развитии социального образования, а именно о решении вопроса ликвидации нищенства с помощью получения образовательных навыков. Ярким примером тому служит деятельность князя Владимира, который реализовывал подобные меры в области просвещения людей. Так, он учредил училища для обучения детей не только знатных граждан и граждан среднего состояния, но и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором обучал юношей. Идею обуче-
ния детей-сирот также поддерживал Владимир Мономах и его сестра, Анна Всеволодовна. Именно по её инициативе в Киеве было открыто училище для девиц, которых не только «она содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и обучала различным ремеслам» [4, с. 30].
Безусловно, большую роль в действиях князей играла религиозная основа, а именно христианская идея о том, что, совершая благо на земле, человек заботится о чистоте души перед Богом. И вместе с тем стоит подчеркнуть, что на уровне государственной власти постепенно формировалась мысль об образовании нуждающихся как механизме преодоления института обездоленных и, как следствие, общественном благоустройстве.
К концу XV - началу XVI веков Русь окончательно становится единым централизованным государством. Наличие большого числа нищенствующих формировало неблагоприятное мнение о нем. В связи с чем было необходимо изменить подходы к категории нищих, вопросы его ликвидации должны были решаться на уровне господствующей власти. Вопрос о том, что нищие являются очагом нестабильности, становится одним из основных, поэтому идею помощи через обучение как механизм предупреждения и ликвидации обездоленных стали рассматривать в качестве приоритетного направления государственной политики.
Во время правления Ивана IV институт нищенства подвергается реформированию: были определены категории нуждающихся, определены меры помощи. В свете интересующего нас вопроса отметим, что Стоглавым собором (1551 г.) было решено, что каждая церковь под строгим контролем государства, должна открыть при себе училище «для наставления детей грамоте» [7, с. 66].
С началом воцарения династии Романовых в 1682 г. в указе Федора Алексеевича «О мерах государственного призрения указ» было прописано требование об обучении нищих детей наукам и ремеслам. При правлении Петра I формируется разветвленная система социальной защиты. Так, в рамках проведенной городской реформы были созданы городские
магистраты как единицы управления. В инструкциях магистрату поручалось обучать малолетних детей (бедных в том числе), открывать приюты для «зазорных младенцев». Для того чтобы в дальнейшем из этих незаконнорожденных, брошенных детей не формировалась категория нуждающихся, государство полностью взяло на себя заботу о них. Образование таких детей было обязательным. Мальчиков отдавали в матросы или на обучение к какому-нибудь мастеру. Девочек обучали хозяйственным навыкам с тем, чтобы они в дальнейшем могли работать у кого-то в услужении. Также при Петре I Монастырскому приказу поручалось бороться с профессиональным нищенством: направлять на работу, взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении находились здоровые нищие, детей необходимо было отправлять на мануфактуры для обучения и др. Проведенная Петром I областная реформа привела к образованию в России губерний, поэтому именно на генерал-губернатора возлагалось решение вопросов нравственного воспитания и преодоление пороков детей (устройство народных школ, сиротских домов, дома для внебрачных детей) [7].
Приведенные примеры доказывают, что государство с помощью просвещения пыталось сделать процесс вхождения детей с низким социальным статусом в жизнь более успешным, активизировать их социальную позицию. Тем самым было положено начало новому специальному образовательному направлению - социальному образованию, необходимому для обеспечения поддержки нуждающихся, для формирования соответствующего уровня сознания личности (способность полагаться на собственные силы, избегать иждивенчества, приносить пользу государству) и, как следствие, поддержания благополучия общества.
Со второй половины XVIII века происходит дальнейшее развитие идей социального образования, что нашло отражение в деятельности воспитательных домов, созданных Екатериной II. Достоинством таких домов было то, что детей обучали с учетом возрастных особенностей, использовался дифференцированный
о о о о.
X
го ш о
со ГО
Ю О
О X -О
с; го
о о
X
ф
с;
ей о
X
го
I-
о
I-
о о
X
X
ф
ю о о о
-О
с
го
I-
о
подход, исходя из уровня способностей детей. Такой подход обеспечивал более глубокие образовательные основы с тем, чтобы дети в будущем могли найти себе достойное место в жизни, приносить пользу государству. Тенденции развития воспитательных домов в дальнейшем продолжила императрица Мария Федоровна, а далее воспитательные дома, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство император Николай I. Это были государственные действия, которые представляли собой властные методы внедрения идей социального образования.
Со временем социальные институты, созданные Екатериной II, столкнулись с трудностями: средств, чтобы обеспечивать необходимую помощь нуждающимся, было недостаточно, государство пошло по пути интеграции своей деятельности в вопросах оказания помощи и благотворительности. Именно Александр I включает государственное призрение в сферу общественного управления. Он издает закон, согласно которому призрение передавалось учреждениям «на особых основаниях управляемых». В 1802 г. Александр I организует «Благодетельное общество», которое в дальнейшем было преобразовано в Совет Императорского Человеколюбивого общества (1816 г.). Помощь общества включала создание учебно-воспитательных учреждений для детей [7].
Следующей шагом государственной власти в вопросе ликвидации потенциального нищенства с помощью идеи образования являлась деятельность императора Александр II. С введением земских учреждений дела приказов общественного призрения отошли к земству. Государственного финансирования на земские нужды не хватало, поэтому
многие социальные вопросы решались медленно. Вместе с тем стоит отметить, что от идеи поддержки детей с помощью образования не отказались. В частности это проявлялось в призрении незаконнорожденных детей, подкидышей путем создания для них воспитательных домов. Патронаж незаконнорожденных осуществляли врачи, учителя, священники. Формами помощи являлись кормление, обучение мастерству. Для взрослых детей открывались ремесленные классы, воскресные школы для молодых людей из малоимущих семей. Для преступных и заброшенных детей были созданы земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты. Данные меры осуществлялись земствами до 1917 г., т.е. до начала второго этапа развития социального образования в России.
Таким образом, основными содержательными характеристиками этапов развития социального образования в России являются: становление системы государственного обеспечения и подготовки кадров для социальной сферы, а также избавление от «подлого люда» через систему просвещения; организационно-технологические аспекты формирования типа личности для определенного социально-исторического пространства. Выявленные положения выстроены на основе многоаспектного понимания специфики феномена социального образования. Первый этап развития социального образования в рамках исследуемого аспекта характеризуется следующими особенностями: признанием института нищенства, пониманием роли государства в осмыслении данной проблемы, решение ее на основе идеи образования через создание соответствующих государственных структур.
Библиографический список
1. Григорьев, С.И. Социальное образование и трудности гуманизации подготовки специалистов [Текст] / С.И. Григорьев // Гуманизация образования - императив XXI века / науч. ред. И. А. Зимняя. - 1996. - Вып. 2. - С. 45-52.
2. Гуслякова, Л.Г. Социальное образование - образование XXI века [Текст] / Л.Г. Гуслякова // Социальные науки и социальное образование. - 2004. - С. 30-34.
3. Жуков, В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы [Текст] / В.И. Жуков. -М.: Изд-во МГСУ, 2001. - 188 с.
4. Мельников, В.П. История социальной работы в России: учеб. пособие [Текст] / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. - М.: Маркетинг, 2001. - 334 с.
5. Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика): учеб. пособие [Текст] / Н.А. Соколова, Н.П. Артемьева, В.Ф. Жеребкина, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова, Е.Г. Черникова, Т.П. Скребцова, А.А. Шевченко, Е.В. Моисеева, Н.В. Сиврикова. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 350 с.
6.Старовойтова, Л.И. Социальное образование в России: исторические этапы становления и развития [Текст] / Л.И. Старовойтова // Социальное науки и социальное образование. - 2004. -С. 35-46.
7.Фирсов, М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие [Текст] / М.В. Фирсов. -М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
References
1. Grigorev S.I. Social education and difficulties of humanitarian preparation of specialists.
Gumanitarizatsia obrazovania - imperativ XXI veka, 1996. Vyp. 2. P. 45-52. [in Russian].
2. Guslyakova L.G. Social education - education of XXI cent. Social scientific works and social education. M.: Moscow State Social University, 2004. P. 30-34. [in Russian].
3. Zhukov V.I. Russian education: origin, traditions, problems. M.: izd-vo MGSU, 2001. P. 188. [in Russian].
4. Melnikov V.P., Kholostova E.I. History of social work in Russia. M.: Marketing, 2001. P. 334. [in Russian].
5. Sokolova N.A., Artemeva N.P., Zherebkina V.F., Ptashko T.G., Roslyakova S.V., Chernikova E.G., Skrebtsova T.P., Shevchenko A.A., Moiseeva E.V., Sivrikova N.V. Content and technique of pedagogical activity in social work (socialpedagogy). Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo gos. pedagog. univer., 2014. P. 350. [in Russian].
6. Starovoitova L.I. Social education in Russian: historical stages of formation and development. Social science and social education. M.: Moscow State Social University, 2004. P. 35-46. [in Russian].
7. Firsov M.V. History of social work in Russia. M.: VLADOS,1999. P. 256.
Сведения об авторе: Пташко Татьяна Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]
Information about the author: Ptashko Tatyana Genadievna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
о о о CL
X
го ca о
to
го œ ю о
о
X .0
го
s ^
о о