15. Khaleeva I.I. Secondary linguistic personality as a recipient of foreign text. Language system. Language of text. Language-ability. M.: Institute of the Russian Academy of Sciences, 1995. P. 277-285. [in Russian].
Сведения об авторе Парникова Галина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Институт зарубежной филологии и регионоведения,
Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author Parnikova Galina Mikhailovna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Department of Foreign
Languages in Engineering and Natural
Science Programs,
Institute of Modern Languages
and Region Studies
North-Eastern Federal University,
Yakutsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378:36
ББК 74.480.26:65.9(2Рос)27
Т.Г. Пташко
социальное образование студента посредством
ОБУЧЕНИЯ технологии ПРОЕКТИРОВАНИЯ
в условиях образовательного процесса
В статье раскрыта сущность технологии проектирования в области социальной работы, влияние её применения в условиях обучения на процесс социального образования студента, определены объекты проектирования, разработан алгоритм проектирования в социальной работе, раскрыты условия реализации проекта в социальной работе.
Ключевые слова: социальное образование, проект, проектирование, алгоритм проектирования в социальной работе.
T.G. Ptashko
STUDENT SOCIAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS BY DESIGN TECHNOLOGIES
The essence of design technology in the field of social work, the impact of its application in the learning environment on the process of social education of the student is discussed, the objects of the design are determined, the algorithm design in social work is developed and the terms of the project implementation in social work are shown.
Key words: social education, project, design, design algorithm in social work.
Изменения в российском обществе и ориентир современной политики наше-| го государства на построение граждан-¡5 ского общества, в частности, приводят ^ к постановке вопроса становления типа н личности, готовой к новым социальным
отношениям. Для определения сущности показателей соответствующего новым требованиям социума типа личности необходимо понимание того, чем характеризуется модель гражданского общества. Прежде всего, она ориентирована
на расширение общественного сектора в структуре социума, который представлен разнообразием общественных движений, созданием общественных объединений граждан, деятельность которых направлена на удовлетворение их потребностей. В этой связи от личности требуется умение разрабатывать и реализовывать социальные проекты, связанные с организацией разного рода общественных движений, для удовлетворения личностных интересов не только с целью собственного развития, но и с направленностью данных достижений на благо общества. Это позволит сформировать роль активного участия личности во всех процессах общественных преобразований.
Также общество ориентирует человека на формирование и проявление социально активной позиции на основе определенного уровня мышления, позволяющего изучать, грамотно понимать и анализировать социальные процессы, происходящие в России и затрагивающие все мировое сообщество, адекватно их оценивать, прогнозировать их дальнейшее развитие. У растущей личности должен быть сформирован познавательный интерес к протекающим событиям, умение видеть предпосылки их зарождения, устанавливать причинно-следственные связи, особенности развития в условиях нашей страны и за рубежом, их последствия для будущего государств мирового пространства. Обществу нужны образованные, отличающиеся мобильностью, умением четко понимать происходящие вокруг них социальные процессы и явления, прогнозировать, предлагать новые пути решения выявленных социальных проблем (проектировать) и в целом нести ответственность за судьбу страны люди. Таким образом, одним из показателей нового типа личности является его способность к социальному проектированию. Решение данного вопроса возможно в условиях организации процесса социального образования личности.
Понятие социального образования в науке рассматривается как формирование у людей умения взаимодействовать в обществе в рамках определенного
социально-исторического пространства. По мнению С.И. Григорьева, от каждого человека сегодня требуется способность глубоко анализировать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности, понимание научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и взаимосвязи интересов различных социальных групп и слоев [1]. В.А. Никитин также подчеркивает, что результатом целенаправленного социального образования должно стать приобретение не только знаний, но и способностей к социальному мышлению и деятельности, то есть соответствующих умений и навыков анализа, оценивания, предвидения последствий социального развития и на этой основе содействия происходящим социальным процессам или противодействия им, если они противоречат интересам всех и каждого члена общества, выработка научно обоснованного многомерного социального сознания личности как активного и ответственного субъекта социальной жизнедеятельности, что для современной России является важнейшим фактором развития вообще [5, с. 22]. В этой связи вопрос сформированности умений анализа и проектирования становится достаточно важным и актуальным, выступает одним из аспектов процесса социального образования.
В условиях организации социального образования в процессе профессиональной подготовки у студентов и должны быть сформированы навыки инновационного, активного творческого мышления, позволяющие проектировать собственные маршруты профессионального и личностного роста, применять получаемые знания в практической деятельности. Данный потенциал будет способствовать будущей самореализации, личностному саморазвитию и социальному становлению, в целом построению жизнедеятельности личности (обыденной и профессиональной).
Особенно важно формирование качеств проектирования у специалистов, работающих с людьми, оказавшимися в тяжелой социальной ситуации. В совре-
о ^
0
X
X ф
I-^
1 го Ф о т о
о
ш О
ч1 ф .0
о. ^
0 Ф
£¡5
со го о
I- со
1 го ф а.
чю ^ °
" %
„ - к ф ^
^ т
£ ° ГО I-
со ¡3
^ _
го со
к
о I ф го
го с
О О.
О с
3 го н С
менном обществе имеет место быть высокий уровень проявления неблагополучия, рост антисоциальных явлений [8]. Это проявляется в увеличении числа неблагополучных категорий населения, в том числе подростков делинквентного, деви-антного поведения, семей «группы риска». Отметим, что одним из признаков гражданского общества является сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойную жизнь граждан, а также защита интересов нуждающихся. Следовательно, актуальным сегодня становится вопрос профессиональной подготовки кадров для социальной работы, их социального образования. Данную проблему затрагивает в своих трудах В.И. Жуков [2]. Ученый рассматривает социальное образование как подсистему образования, существующую на объектном и субъектном уровнях. Представляет интерес субъектный уровень социального образования. Он предстает как субъектный процесс (сам процесс профессиональной подготовки) и субъектный результат. Социальное образование как субъектный результат есть то новое ин-тегративное качество личности, которое формируется в процессе усвоения и связано с гибкостью мышления, умением анализировать, систематизировать информацию, проектировать деятельность и т.п. В процессе профессиональной подготовки у будущих специалистов социальной сферы должны быть сформированы такие качества, которые соответствуют типу личности будущего общества.
Сам образовательный процесс рассматривается как развивающееся взаимодействие педагога и обучающегося, приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучаемых (И.П. Под-ласый). Этими свойствами студента и являются навыки анализа, творческие подходы работы с информацией, что позволит осуществлять успешно процесс проектирования, создания нового продукта деятельности, т.е. то, что поможет самому специалисту состояться в профессии.
Это важно и в связи с тем, что сам социальный работник, обладая соответствующими свойствами, должен их фор-
мировать и у клиента, чтобы человек, получив помощь и поддержку специалиста, в будущем мог уже самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. В этой связи в процессе профессиональной подготовки должны быть сформированы умения осуществлять социально-проектную деятельность, включающую в себя умение проектировать индивидуальные маршруты социальной поддержки человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, повышение качества социальной работы в целом и, как следствие, обеспечение социального благополучия личности и общества.
Это обусловливает применение в учебном процессе профессиональной подготовки социальных работников технологии социального проектирования. Проектирование в социальной работе является частью социального проектирования в целом и функцией управления, позволяющей эффективно осуществлять деятельность по защите и обслуживанию граждан [6]. Проектирование в социальной работе рассматривается как деятельность, связанная с процессом улучшения, более эффективного функционирования социальной сферы, решения многообразных социальных проблем, трудностей.
Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [4; 7]. Целью проектирования в социальной работе является определение условий для создания в социуме новых объектов социальной работы и создание соответствующих условий жизни для тех, кто будет осуществлять свою деятельность в рамках этих объектов.
Объектами проектирования в социальной работе могут выступать, во-первых, учреждения социальной сферы. Потребность в проектировании учреждения возникает при создании его с «нуля» или реорганизации (приобретении нового статуса). Процесс проектирования учреждений обладает своей спецификой: обязателен учет социального заказа и особенностей внешней среды; как правило, происходит изменение общей кон-
цепции функционирования учреждения, что находит выражение в обязательном преобразовании организационной структуры, программ. Во-вторых, объектом проектирования может выступать технология социальной работы. Проектирование технологии в отличие от учреждения может быть мотивировано личными потребностями социального работника. При создании проекта технологии зачастую наблюдается: высокая продолжительность проектировочного процесса с мониторингом его промежуточных результатов; неоднозначность результата -технология имеет целый ряд модификаций, связанных со спецификой работы, в рамках которой предполагается ее использование, с особенностями клиентов.
В-третьих, проектируются сами социальные услуги. Услугами характеризуют результат полезной деятельности отдельных лиц, а также организаций, направленной на удовлетворение определенных потребностей людей.
Социальными услугами являются услуги, направленные на социальную защиту и поддержку слабо защищенным категориям населения [9]. Они представлены стационарными или нестационарными учреждениями социального обеспечения. Если нестационарные учреждения обеспечивают проведение консультаций, оказание помощи на дому, в вопросах трудоустройства и занятости т.д., то стационарные обеспечивают проживание граждан в них. Это социально-реабилитационные центры, волонтерские организации, геронтологические центры, дома-интернаты.
В основе метода проектов лежит идея направленности на результат, который можно достичь при решении какой-либо социально значимой проблемы. Для того, чтобы его добиться, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, выявлять проблему, выстраивать способы её решения, используя для этого знания из разных областей, работая с разными источниками информации, прогнозировать ожидаемый результат и последствия разных вариантов решения [7].
Преподаватель, используя метод проекта, должен понимать основные требо-
вания к его использованию. Во-первых, это наличие актуальной в исследовательском плане проблемы, которая требует интегрированного знания, проведения исследования, практической реализации. Во-вторых, должна быть обозначена теоретическая и практическая значимость ожидаемых результатов. В-третьих, создание условий для проявления обучающимися самостоятельности при планировании, определении содержания деятельности, подборе исследовательских методов при решении поставленной задачи.
На основе анализа трудов ученых, посвященных разработке алгоритма социального проекта (В.А. Луков, Л.А. Кудринская) нами был разработан алгоритм разработки проекта в области социальной работы, направленный на проектирование социальных услуг [4; 3].
Алгоритм разработки проекта включает в себя определенные этапы. На первом этапе осуществляется определение необходимости разработки и реализации изменений. Именно здесь определяется актуальность проекта - постановка проблемы, описание проблемной ситуации, целевая аудитория. Необходимо выявить потребности на основе разработанной и проведенной на респондентах диагностики и определить противоречие, которое требует рассмотрения и разрешения в процессе внедрения проекта. Здесь же мы определяем название и тип проекта.
На втором этапе идет формулирование цели и задач проекта. Определив цель, приступаем к работе с разными источниками информации, в том числе нормативно-правовыми, научными исследованиями для того, чтобы определить, насколько данная проблема решается с точки зрения правовой базы и уровня её научного познания.
Третий этап работы над проектом подразумевает характеристику наиболее сильных, а также слабых сторон объекта, в рамках которого будет осуществляться реализация проекта. Наряду с этим необходимо также определить уровень возможностей данного объекта, осмысление трудностей, которые могут возникнуть в ходе реализации поставленных задач, средств их минимизации.
о ^
0
X
X ф
I-^
1 го Ф о т о >,ф
о
ш О
ч1 ф .0
а. ^
0 Ф
со го о
I- со
1 го ф а.
чю ^ °
" £
„ - к ф ^
£ ° ГО I-со ¡3
3 ^
СО _ ГО Ю
о I ф го
го с
О О.
О с
Четвертый этап включает разработку конкретной программы действий, перечня тех её направлений, реализация которых позволит достигнуть цели. В этой связи осуществляется и подборка средств, необходимых методов, технологий деятельности специалиста. В рамках программы определяются этапы, сроки, разнообразие вариантов планируемых действий. Наконец, на пятом этапе осуществляется разработка критериев эффективности проекта, определяются его ожидаемые результаты.
В процессе реализации проекта необходимо учитывать соблюдение следующих условий: осуществление контроля над реализацией проекта, осмысление результатов его реализации, оценка проекта.
При осуществлении контроля используются такие его виды: предварительный, текущий и итоговый. В рамках предварительного контроля проводится оценка условий, необходимых для реализации проекта. Например, обеспеченность материально-техническими средствами, насколько кадровый состав учреждения готов к оказанию помощи в процессе реализации проекта.
Текущий контроль позволяет на каждом этапе реализации проекта проследить, насколько успешно реализуются запланированные работы, давать промежуточную оценку деятельности. Здесь можно проследить, все ли соответствует срокам и насколько качественно осуществляется процесс деятельности. Заключительный контроль позволяет дать общую оценку достигнутого в ходе реализации проекта.
Перейдем к характеристике второго условия, которое необходимо соблюдать при проектировании. Это оценка проекта. В рамках оценки проекта в социальной работе применяются такие формы, как рецензия и конкурс проектов. Ре-
цензия подразумевает отзыв эксперта на предоставленные для изучения материалы. Отзыв обязательно должен отражать положительные характеристики проекта, недостатки и общий вывод.
Достаточно часто в образовательном процессе в работе со студентами над проектами используется метод «конкурс проектов». Экспертная комиссия («жюри») должна проанализировать проект по критерию значимости, а именно социальную направленность представленного проекта, его актуальность в условиях современного общества, ясность и реалистичность поставленной цели, доступность его реализации, в том числе в новых условиях, последствия реализации. По содержательно-организационному критерию оценивается последовательность запланированных мероприятий и логика их проведения, соотнесение с поставленными задачами, задействованные субъекты проекта (в т.ч. и дети), применение активных форм деятельности, достаточность и доступность средств обеспечения проекта. По критерию возможности автора проекта обеспечить его реализацию оценивается способность личности, разработавшей проект его самостоятельно внедрить, наличие кадров, готовых оказать поддержку в процессе реализации проекта, возможность привлечения к участию в проекте специалистов, реалистичность заявленных ожидаемых результатов проекта.
Таким образом, представленные положения работы над проектом (алгоритм деятельности, условия реализации) позволяют успешно осуществлять процесс самостоятельного проектирования в рамках будущей профессиональной деятельности, уметь представлять свои результаты общественности, что в целом способствует эффективности процесса социального образования личности.
Библиографический список
1. Григорьев, С.И. Социальное образование и трудности гуманизации подготовки специалистов [Текст] / С.И. Григорьев // Гуманизация образования - императив XXI века / науч. ред. И.А. Зимняя. - Набереж. Челны: Изд-во НИСПТР, 1996. - Вып. 2. - С. 45-52.
2. Жуков, В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы [Текст] / В.И. Жуков. -М.: Изд-во МГСУ, 2001. - 188 с.
3. Кудринская, Л.А. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] / Л.А. Кудринская. - Омск: ОмГТУ, 2010. - 124 с.
4. Луков, В.А. Социальное проектирование [Текст]: учеб. пособие / В.А. Луков. - М.: Флинта , 2007. - 239 с.
5. Никитин, В.А. Социальная наука и социальное образование: к вопросу об их идентификации как относительно самостоятельных областей знания и образования [Текст] / В.А. Никитин // Социальные науки и социальное образование. - М.: МГСУ, 2004. - С. 18-29.
6. Рослякова, С.В. Системно-деятельностный подход к процессу формирования управленческих компетенций у социальных работников [Текст] / С.В. Рослякова, А.А. Вильгельм // Молодой ученый. - 2016. - № 18 (122). - С. 25-27.
7. Рослякова, С.В. Роль проектного обучения в формировании познавательной культуры современной молодежи [Текст] / С.В. Рослякова // Молодежь в социальном взаимодействии: самореализация, социальная активность, интеграция: сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.- С. 156-161.
8. Сиврикова, Н.В. Семейные ценности и установки поколения Y [Текст] / Н.В. Сиврикова // The person in condition of the interpersonal relationships intensification / Technologies of globalization of the XXI century: evolution or setback? Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in psychological sciences. (London, March 28 - April 02, 2013) / Materials digest of the XLVIII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in military, sociological and political sciences. (London, March 28 - April 02, 2013). Chief editor - Pavlov V.V.: London, 2013. - С. 106-108.
9. Сиврикова, Н.В. Социальная услуга как объект оценки качества [Текст] / Н.В. Сиврикова // Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований: сб. науч. тр. - Балашов: БИ СГУ, 2016. - С. 218-222.
References
1. Grigoriev S.I. Social education and difficulties of humanitarian preparation of specialists. Humanitarian of education - low of XXI cent. Nabereznyie Chelny: Izd-vo NISPTR, 1996. Vyp.2. P. 45-52. [in Russian].
2. Zhukov V.I. Russian education: origin, traditions, problems. M.: Izd-vo MGSU, 2001. P. 188. [in Russian].
3. Kudrinskaya L.A. Forecasting, planning and modeling in social work,. Omsk: Omsk State Technical University, 2010. P. 124. [in Russian].
4. Lukov V.A. Social engineering. M.: Izd-vo Flinta, 2007. P. 239. [in Russian].
5. Nikitin V.A. Social science and social education: the question of identifying them as relatively independentfields of knowledge andeducation.Social sciences and social education. M. Izd-vo MGSU , 2004. P.18-29. [in Russian].
6. Roslyakova S.V. The system-activity approach to the process of forming managerial competencies of social workers. Molodoy uchenyi. 2016. P. 25-27. [in Russian].
7. Roslyakova S.V. The role of project teaching in the formation of the cognitive culture of modern youth. Youth in social interaction: self-realization, social activity, integration: materials of the international: sb. nauch. trudov. Chelyabinsk: Izdatelstvo Cheluab. gos. ped. un-ta, 2010. P.156-161. [in Russian].
8. Sivrikova N.V. Family values and installations of generation Y. The person in condition of the interpersonal relationships intensification / Technologies of globalization of the XXI century: evolution or setback? Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in psychological sciences. (London, March 28 - April 02, 2013) / Materials digest of the XLVIII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in military, sociological and political sciences. (London, March 28 - April 02, 2013). Chief editor - Pavlov V.V.: London, 2013. P. 106-108. [in Russian].
9. Sivrikova N.V. Social service as an object of quality assessment. Innovative technologies for working with families in a difficult life situation: the regional experience of social transformation: sb. nauch. trudov. Balashov: BI SSU, 2016. P. 218-222. [in Russian].
Сведения об авторе: Пташко Татьяна Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, факультет инклюзивного и коррекционного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the author: Ptashko Tatyana Genadievna,
Candidate of Sciences (Education), Academic
Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Social work,
Pedagogy and Psychology
Faculty of Inclusive and Corrective Education
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
УДК 796.1 ББК 74.200.544
А.Р. Сибагатуллин ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИх КАЧЕСТВ У ШКОЛьНИц
в физкультурно-спортивной работе
В физкультурно-спортивной работе рассматривается контроль функционального состояния и планирования физической нагрузки в воспитании физических качеств игровым методом у школьниц. В работе представлены и обоснованы точечные критерии игрового метода для школьниц, включая: временные параметры игры в воспитании физических качеств, развитие механизмов энергообеспечения, планирование физической нагрузки, соответствующие интервалы отдыха, определенный восстановительный интервал времени.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная работа, школьница, игровой метод, физическая нагрузка.
A.R. Sibagatullm
DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF FEMALE SCHOOL STUDENTS IN SPORTS wORK
Control of functional condition and planning of physical activity in case of education of physical qualities of female school students by game method in sports work is discussed. Point criteria of game method of schoolgirls including temporary parameters of a game in education of physical qualities, development of mechanisms of power supply, planning of physical activity, the corresponding intervals of rest and a certain recovery interval of time are presented and proved.
Key words: sports work, girl, play method, physical activity.
Игровым методом можно воспитывать многие физические качества у школьниц. Игровой метод относится к строго регламентированному методу в том случае, если выполняется стандарт физической нагрузки в закономерной, обоснованной последовательности. Если игровой метод имеет ограничение в до-
зировании физической нагрузки, в воспитании физических качеств, то это является недостатком. Тогда возникает закономерный вопрос: зачем на практике применяется неэффективный метод, неэффективная физическая нагрузка? С такой регламентацией физической нагрузки игровой метод не выполняет оздоро-