DOI: 10.12731/2218-7405-2018-1-134-146 УДК 378.14
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС
Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Гриценко Н.Е.
В процессе исследования авторами определено, что под социальным проектированием понимается процесс развития социальных объектов, процессов н социальные качеств, а также отношенигt с учетом различных противоречий, многовариантности развития, отсутствие возможности описания объектов социального характера определенными терминами любой социальной теории, субъективные факторы формирования социального ожидания, прогноза, использования разных критериев оценки зрелости развития социального объекта. Рассмотрение социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Выявлено, что социальное проектирование выделяет группу условий, позволяющих конструировать социальное будущее: учет альтернативных стратегий развития систем и процессов, учет внутренних социальных ресурсов, учет системы «внешних» вызовов для выбора наиболее значимого варианта развития, учет возможности реализации одних и тех же целей разными средствами.
Ключевые слова: проектирование; социальное проектирование; педагогическое проектирование; профессионально-педагогическое образование.
SOCIAL DESIGN AS MANAGED PROCESS
Konyaeva E.A., Tsyplakova S.A., Gritsenko N.E.
In the process of research, the authors found that social design is understood as the development of social objects, social qualities, processes
and relationships, taking into account their inconsistency, multi-vector development, assessing the assessment of the maturity of the development of a social object. The consideration of social projects is aimed at making changes in the social environment of a person. It was revealed that social design identifies a group of conditions that allow us to construct a social future: taking into account alternative strategies for the development ofsystems and processes, accounting for resources, accounting for "external" funds for selecting the most significant development option,
Keywords: design; social design; pedagogical designing; professional and pedagogical education.
Введение
Универсальным средством развития человека в условиях профессионального становления является проектная деятельность как специфическая форма творчества. Управляемый и направляемый педагогический характер проективного саморазвития определяется выбором ведущего вида деятельности для субъектов разного возраста в образовательных программах и соответствующих образовательных системах (проектирование игровой деятельности, предметной среды, самореализации и профессионализации, личностного саморазвития и др.).
Цель статьи
Рассмотрение социального проектирования как процесса управления, и определение его основных компонентов.
Целенаправленное проектирование и включенность в проектную деятельность помогают субъектам проектирование проявлять творческую активность, воображение, развивать критическое мышление. Способы проектирования, его поэтапность позволяют его субъектам проявить волю и упорство, ответственность и самостоятельность, коммуникабильность и способность к самоанализу.
Проектирование представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, отличается мозаичной природой (складывается из действий других видов деятельности), носит ярко
выраженный социально-общественный характер (проблематика проектов, сложные схемы коммуникаций, самоопределение в предметно-профессиональном пространстве, социально значимый результат).
Описание исследования
Рассматривая основные понятия проектирования четко прослеживается его взаимосвязь с наукой и производством в том числе с инженерной деятельностью, и рассматривают как:
- практикоориентированный метод изучения и преобразования действительности;
- определенный вид деятельности направленный на создание инновационного, творческого продукта;
- интеграция инноваций в проектную культуру;
- механизм управления развитием и саморазвитием социальных систем;
- способ определения действительности;
- научное направление в педагогике направленное на решение задач развития и решение противоречий в современных образовательных системах;
- способ нормирования научно-исследовательской деятельности;
- способ развития личности через проектный технологии обучения.
Если рассматривать проект на философском уровне то он понимается как итог преобразовательной духовной деятельности (М.С Коган), на деятельностном уровне как цель и результат проектирования, как ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, ресурсов (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков, С.М. Маркова, Ю.Н. Петров, А.П. Тряпицына и др.) [8, 9, 13].
Расширяются педагогические возможности проектной деятельности, требования к ее процедурам и продуктам:
- понимание проекта как экрана, на который проецируются ожидания по поводу объекта, расширяют диагностический потенциал проектной деятельности;
- понимание проекта как текста актуализируют потребность и необходимость выбора подходящего языка озвучивания, что является управленческо-педагогической задачей;
- понимание проекта как действия в определенном контексте требует продумывания хода и последствий проектных изменений в образовательной ситуации, образовательном пространстве;
- понимание проекта как произведения актуализируют потребность в его восприятии, прочтении, понимании, установлении границ авторства и возможностей взаимодействия в экологическом (среда), культурном и ценностном аспектах;
- понимание проекта как события в жизни субъектов актуализируют использование психолого-педагогического инструментария, нарушающего привычный ход образовательного процесса вуза (работа с новой информацией, новыми способами познания и изменения действительности, социального признания).
Под объектом проектирования понимают среду, процесс контекста предмета, а под предметом проектирования - предполагаемый продукт, результат как образ к которому необходимо стремиться. Объектами проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании являются образовательные системы разного масштаба, а также их компоненты, содержание образования, информационное и образовательное пространство, социальная и педагогическая среда, система отношений между субъектами педагогических процессов, качество педагогических объектов и процессов [6].
В рамках проектной деятельности ее субъекты выбирают разные проектные роли (заказчик, разработчик, лидер, координатор, исполнитель, эксперт), от определения данных ролей зависит специфика потребностей и способностей участников и социального заказа.
Исследователи феномена проектирования полагают, что в качестве участников проекта могут выступать:
- проектная команда (участники образовательного, социального, педагогического, научно-исследовательского проекта);
- пилотная группа (участники, осуществляющие внедрение инновационных подходов в проектную деятельность);
- моделирующие пары (участники применяющие имитационное моделирование локальных изменений педагогической действительности, проводящие экспериментальные проверки, самооценку, коррекцию процессов, переносящие их в реальную действительность);
- группа тьюторов (специально подготовленные участники осуществляющие руководство проектной деятельностью);
- учебный кружок;
- тренинг-группа проводящая диагностику и коррекцию личностных проявлений, отвечающая за формирование дополнительных умений субъектов проектной команды [10].
Среди принципов проектирования (объективно обусловленные природой проектирования регуляторы и нормы деятельности) обычно выделяют:
- принцип прогностичности определяет поэтапное обоснование желаемого результата исследования;
- принцип нормирования определяет планирование этапов реализации проекта в рамках нормативных процедур;
- принцип обратной связи определяет информацию о ходе и результатах проектной деятельности;
- принцип продуктивности обосновывает прикладную значимость результатов проекта;
- принцип культурной аналогии ориентирует на культурные образцы деятельности;
- принцип саморазвития стимулирует развитие субъекта и форм проектирования [7, 12].
Успешность организации (управления) проектной деятельности зависит от ряда требований: определенной контекстности, учета многообразных потребностей партнеров, активности участников, достижимости проектных целей, эффективности управления проектом.
Поскольку проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях (степени обобщенности проектных
процедур и результатов) [4, 5], возникает необходимость их конкретизации:
- концептуальный уровень проектирования ориентирован на разработку концепции объекта или его модельное представление;
- содержательный уровень проектирования предполагает разработку проекта по его назначению;
- технологический уровень проектирования позволяет определить описание способов действий в заданном контексте;
- процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальное пространство готового к практическому применению продукта.
На каждом из уровней проектная деятельность может распространяться на объект целиком, либо на его отдельные структурные элементы, связи между ними, что влияет на динамику объектов проектирования и проектных задач.
Социальное проектирование понимается как развитие социальных объектов, социальных качеств, процессов и отношений при учете их противоречивости, многовекторности развития, невозможности описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории, субъективные факторы формирования социального ожидания, прогноза, использования разных критериев оценки зрелости развития социального объекта [2].
Социальный проект отражает будущее желаемое состояние системы при определенных действиях людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека, идеально задает эти изменения, выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей совпадающей с проектированием технических систем. Как разновидность социально-инженерной деятельности социальное проектирование выделяет группу условий, позволяющих кон-
струировать социальное будущее: учет альтернативных стратегий развития систем и процессов, учет внутренних социальных ресурсов, учет системы « внешних» вызовов для выбора наиболее значимого варианта развития, учет возможности реализации одних и тех же целей разными средствами. В.И. Курбатов, О.В. Курбатова полагают, что среди характеристик социального проектирования особое место занимают условия как система социальных явлений и процессов, оказывающих влияние на проектное мышление и деятельность (отношения, процессы, среда, действия, деятельность, средства и др.)
Субъектами социального проектирования являются носители управленческой деятельности (личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты), ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.
Объектами социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий и классифицируют как:
- объекты, поддающиеся организованному воздействию (средства и предметы труда, социальные технологии, техника как совокупность орудий труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность);
- человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
- разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно- бытовые, межличностные и др.);
- элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество стиля жизни) [11].
Таким образом, специфика социального проектирования в непрерывной и многоуровневой системе инженерно-педагогического образования опирается на ряд постулатов:
- социальное проектирование - один из ведущих способов современного управления развитием общества, который несет на себе черты ценностно- нормативной системы инициатора проекта, то есть полного систематизированного состава информации и установок в какой-то области жизнедеятельности;
- социальные проекты многообразны по направленности деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, что позволяет прогнозировать проектные типы и их ресурсообеспечение;
- зерном любого социального проекта является создание новой социальной ценности;
- технологии подготовки социального проекта как текста универсальны и строятся по концентрическому принципу: краткое описание проекта направлено на социальное взаимодействие с учредителями (система поддержки), развернутое описание представляет аргументацию проекта (группы соисполнителей), самое подробное описание проекта предназначено для экспертов по разным направлениям (финансовое, кадровое, организационное);
- социальное прогнозирование и социальная диагностика обеспечивают концептуальную проработку социального проекта на предмет его жизнеспособности (достаточность и необходимость ресурсов для достижения целей проекта, выявление возможных позитивных и негативных последствий проекта для общества) [1].
Результат
Таким образом, философия социального проектирования может быть представлена следующими тезисами и правилами:
- человек открыт к социальным нововведениям, их созданию и потреблению, общество же проявляет проницаемость и упругость, принимая слабые проекты и сопротивляясь сильным;
- социальный проект повышает степень организованности общества, уменьшает напряженность в отношениях противостоящих социальных групп;
- среди социальных ценностей людей солидарность - одна из
высших, а социальное проектирование работает на нее. Полученные в ходе работы над социальным проектом знания,
понимание и умения могут быть использованы в других сферах
общественной и частной жизни.
Список литературы
1. Александрова Н.М., Варковецкая Г.Н., Дитяткина ДА. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании / Институт педагогического образования и образования взрослых РАО (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 2013. 269 с.
2. Булаева М.Н., Лапшова A.B., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10(54). С. 220-231.
3. Ваганова О.И. Специальные методы анализа и проектирования содержания обучения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 9-2 (97). С. 125-129.
4. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.
5. Коняева Е.А. К проблеме проектирования технологии модульного обучения // Методика вузовского преподавания: Материалы 5-й межвуз. науч.-метод, конф., 30-31 октября2001 г.: В 2 ч. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. Ч. 1. С. 146-147.
6. Коняева Е.А., Коняев A.C. Модульные интегрированные программы начального, среднего и высшего профессионального образования // Материалы IX Междунар. науч.-практ.конф. «Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации ВПО» г.Челябинск 27-28 октября 2009 г. Челябинск:: Изд-во Челяб. гос.пед. ун-та, 2009. С. 173-175.
7. Коняева Е.А., Коняев A.C. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных
технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 35-45.
8. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект// В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 402-412.
9. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.
10. Полунин В.Ю. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов//В мире научных открытий. 2014. №3 (51). С. 373-378.
П.Цыплакова С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования // Казанская наука. 2013. № 4. С. 221-224.
12. Цыплакова С.А. Проектная деятельность педагога профессионального обучения // Казанская наука. 2014. № 5. С. 167-170.
13.Markova S.M., Sedhyh Е.Р., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. T. 11. № lis. C. 489-493.
14. Barber M., K. Donnelly and S. Rizvi, 2012. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. L.: IPPR. Date Views 04.07.2014 http://www.ippr.org/publication/55/9543/ oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education
15.Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. Date Views 04.07.2014 http://www.urban. org/UploadedPDF/10015 07-Higher-Teacher-Quality.pdf.
References
1. AleksandrovaN.M., Varkoveckaja G.N., Ditjatkina L.A. Teorijctprofessional 'noj didaktiki г'pedagogicheskom obrazovanii [Theory of professional didactics in teacher education], Sankt-Peterburg. 2013. 269 p.
2. Bulaeva M.N., Lapshova A.V., Petrov Ju.N. Proektnoe obuchenie v pro-fessional'nyh obrazovateLnyh organizacijah pri upravlenii korporativem obrazovaniem vzroslyh [Project training in professional educational organizations in the management of corporate adult education], Sovremennye issledovanija social nyhproblem. 2015. no. 10 (54), pp. 220-231.
3. Vaganova O.I. Spccial'nycmetody aiializaiproektirovaiiija soderzhani-ja obuchenija [Special methods of analysis and design of the content of training], Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2011. no. 9-2 (97), pp. 125-129.
4. Koldina M.I. Osobennosti proektirovanija i realizacii individuarnogo obrazovaternogo marshruta studentov pedagogicheskogo vuza [Features of designing and realization of an individual educational route for students of a pedagogical university]. Vestnik Severo-Ka\'kazskogo gu-manitarnogo instituta. 2013. no. 1 (5), pp. 256-260.
5. KonjaevaE.A. Kproblemeproektirovanijatehnologii moduFnogo obuchenija [To the problem of designing modular learning technologies]. Metodika vuzovskogo prepoda\'anija Materialy 5-oj mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Methodology of university teaching: Materials of the 5th interuniversity. scientific-method. Confi, October 30-31, 2001] /ed. G.S. Shkreben". 2001, pp. 146-147.
6. Konjaeva E.A., Konjaev A.S. Modul'nyc integrirovannye programmy nacharnogo, srednego i vysshego professionarnogo obrazovanija [Modular integrated programs for primary, secondary and higher vocational education], Vuzovskoe prepodavanie: strategy a innovacionnogo razx'i-tija v uslovijah modernizacii vysshego professional 'nogo obrazovanija materialy 9-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [University teaching: the strategy of innovative development in the conditions of modernization of HPE], 2009, pp. 173-174.
7. Konjaeva E.A., Konjaev A.S. Gotovnost" budushhih pedagogov professionarnogo obuchenija k primeneniju sovremennyh obrazovateFnyh tehnologij [Readiness of future teachers of vocational training to apply modem educational technologies]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarst-vennogopedagogicheskogo universiteta. 2013. no. 12, pp. 35—45.
8. Markova S.M. Proektirovanie obrazovaternyh sistem: teoreticheskij as-pekt [Designing Educational Systems: The Theoretical Aspect]. Vmire nauchnyh otkrytij. 2012. no. 9.2 (33), pp. 402-412.
9. Markova S.M. Proektirovanie uchebnyh zavedenij integrativnogo tipa [Designing educational institutions of integrative type]. Vestnik Mininsk-ogo universiteta. 2013. no. 2 (2). P. 16.
10. Polunin V.Ju. Proektirovanie telmologii professional"noj podgotovki rabo-chili i specialistov [Designing technology for professional training of workers and specialists]. Vmire nauchnyh othytij. 2014. no. 3 (51), pp. 373-378.
11. Cyplakova S. A. Aksiologicheskie osnovy pedagogicheskogo proektiro-vanija [Axiological foundations of pedagogical design], Kazcmskaja пешка. 2013. no. 4, pp. 221-224.
12.Cyplakova S.A. Proektnaja dcjatcl'iiost' pedagoga professionarnogo obuchenija [Project activity of professional education pedagogy]. Kazan skaj a панка. 2014. no. 5, pp. 167-170.
13.Markova S.M., Sedhyh E.P, Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal. 2014. V. 11. no. lis, pp. 489-493.
14. Barber M., K. Donnelly and S. Rizvi, 2012. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. L.: IPPR. Date Views 04.07.2014. http://www.ippr.oig/publication/55/9543/oceans-of-inno-vation-tiie-atlmitic-tliepacific-global-leadership-aiid-tlie-future-of-education
15.Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. Date Views 04.07.2014. http://www.urban. org/UploadedPDF/10015 07-Higher-Teacher-Quality.pdf.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Коняева Елена Александровна, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук
ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация elen-konyaev(a)yandex. ги
Цыплакова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, зам. зав. кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» ул. Челюскинцев, 9, г. Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация cvetci-ts@ycmdex. ги SPIN-код: 4755-8775
Гриценко Наталья Евгеньевна, магистрант
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» ул. Челюскинцев, 9, г. Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация cvetci-ts@ycmdex. ги
DATA ABOUT THE AUTHORS Konyaeva Elena Alexandrovna, Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Occupational Education and of Subject Methods, Candidate of Pedagogical Sciences
South Ural State University of Humanities and Education
69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian
Federation
elen-konyaevtifyandex. ru SPIN-code: 7268-4522
Tsyplakova Svetlana Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 9, Chehmskintsev Str., Nizhny Novgorod, 603000, Russian Federation cveta-ts(ci),yandex. ru SPIN- code: 4755-8775
Gritsenko Natalia Evgenievna, Master s Degree
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 9, Chehmskintsev Str., Nizhny Novgorod, 603000, Russian Federation cveta-ts(ci),yandex. ru