Научная статья на тему 'Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования'

Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ДЕФИЦИТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ADAPTATION / A YOUNG TEACHER / MOTIVATION TO CHOOSE THE PROFESSION / DEFICITS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Руденко Анастасия Викторовна

В статье представлен выборочный анализ данных общероссийского исследования успешности адаптации молодых педагогов общеобразовательных организаций. Анализируются мотивы поступления в вуз и выбора педагогической профессии. Выделены затруднения (дефициты) молодых педагогов в процессе преподавания, воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса. Определена удовлетворенность социальным положением и выполнением профессиональной деятельности молодыми педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Руденко Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation and professional development of young teachers in education institutions (according to materials of all-russian sociological survey

The article represents a selective analysis of the data taken from a nationwide survey on successful adaptation of young teachers in educational institutions. The authors analyze motivation to apply to the university and choose teaching as a profession. The study defines difficulties (deficits) experienced by young teachers in the process of teaching, and during interaction with participants of educational process. The authors identify young teachers’ are satisfied with their social status and the way they perform their professional activities.

Текст научной работы на тему «Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования»

12. Plotnikova M.Y. Enrichment oftheprofessional experience ofpsychology students as a conditionfor the development of professional identity. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Irkutsk, 2008. P. 230. [in Russian].

13. Razgonov V.L. Value orientations of professional education for military students in the educational process at higher educational establishments. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Barnaul, 2016. P. 212. [in Russian].

14. Rubinschtein S.L. Fundamentals ofgeneralpsychology. SPb.: Piter, 2007. P. 720. [in Russian].

15. Smirnov V.S. Pedagogical conditions forformation of constructive interaction experience in the military academy students in life difficult situations. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Kostroma, 2006. P. 25. [in Russian].

16. Holodnaja M.A. Psychology of intelligence: paradoxes of research. SPb.: Piter, 2002. P. 272. [in Russian].

Сведения об авторах: Хомченко Антон Игоревич,

преподаватель кафедры эксплуатации, Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Российская Федерация, КтаИ: xomanton11@rambler.ru

Information about the author: Khomchenko Anton Igorevich,

Educator of Expluatation, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russia.

E-mail: xomanton11@rambler.ru

УДК 371.012 ББК 74.200.526

Е.Г. Черникова, Т.Г. Пташко, А.В. Руденко

АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ

МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

«_» _ __ _ _ _ «_»

ОРГАНИЗАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)1

В статье представлен выборочный анализ данных общероссийского исследования успешности адаптации молодых педагогов общеобразовательных организаций. Анализируются мотивы поступления в вуз и выбора педагогической профессии. Выделены затруднения (дефициты) молодых педагогов в процессе преподавания, воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса. Определена удовлетворенность социальным положением и выполнением профессиональной деятельности молодыми педагогами.

Ключевые слова: адаптация, молодой педагог, мотивы выбора профессии, дефициты профессиональной деятельности, профессиональное развитие.

E.G. Chernikova, T.G. Ptashko, V.A. Rudenko

ADAPTATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS IN EDUCATION INSTITUTIONS (ACCORDING TO MATERIALS OF ALL-RUSSIAN SOCIOLOGICAL SURVEY)2

The article represents a selective analysis of the data taken from a nationwide survey on successful adaptation of young teachers in educational institutions. The authors analyze motivation to apply to

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 21.06.2017 г. № 16-748 по теме «Социально-психологическая адаптация молодых учителей общеобразовательных школ».

2The article is financially supported by "Krasnoyarsk State Pedagogical University" under the contract for scientific research No. 16-748 of 21.06.2017, on "The socio-psychological adaptation of young teachers in secondary schools".

the university and choose teaching as a profession. The study defines difficulties (deficits) experienced by young teachers in the process of teaching, and during interaction with participants of educational process. The authors identify young teachers' are satisfied with their social status and the way they perform their professional activities.

Key words: adaptation, a young teacher, motivation to choose the profession, deficits in professional activities, professional development.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] говорится об острой необходимости подготовки нового типа педагога, способного успешно адаптироваться к профессиональной деятельности и выполнять множество различных функций, прежде не существовавших (тьютор, сетевой менеджер, медиатор, репетитор т.д.). Современное учительство не способно выполнять это многообразие функций. В итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика» отмечено ухудшение качества педагогического корпуса в нашей стране: «Доля учителей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОЭСР. При этом российские учителя в среднем несколько старше своих зарубежных коллег. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что проблема заключается не только в привлечении выпускников педвузов в школу, но и в их закреплении в профессии: за последние пять лет доля учителей со стажем до двух лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет - сократилась. Педагоги в возрасте до 30 лет составляют всего 13% от общей численности [1]. Проблема обновления педагогических кадров в школе практически не решается.

Учителей среднего возраста, которые могли бы эффективнее оказывать профессиональную поддержку молодым, в школах практически нет. Результаты общероссийского исследования показали, что 30% молодых учителей не имеют ровесников в своих школах, иными сло-

вами, в каждой третьей школе нет молодежи. Поэтому школы, а именно - дети, остро нуждаются в молодом учителе, способном их обучать, понимать, воспитывать и развивать.

С целью изучения факторов и адресов успешной адаптации молодых учителей в школе, а также динамики мотивов педагогической деятельности в первые три года работы в школе, удовлетворенности трудом и заработной платой и ряда других вопросов было проведено общероссийское социологическое исследование «Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации»1. Представляем анализ результатов некоторых аспектов этого масштабного исследования.

Социально-демографическая характеристика объекта исследования

В общероссийском исследовании приняли участие молодые педагоги из 85 регионов Российской Федерации: представители крупных (28,1%) и малых (33,4%) городов, а также из сельской местности (38,5%).

В Уральском федеральном округе несколько больше представителей из малых городов (39,1%). В Челябинской же области большая часть респондентов представлена жителями малых городов (63,5%). В выборку вошли по сто представителей от каждого региона. Большинство составляют женщины - 81,6%, мужчины - 18,4%.

Возраст респондентов варьировался от 20 до 35 лет. Из них: в возрасте от 20 до 25 лет - 70,9%, от 26 до 30 лет -23,4% и от 31 до 35 лет - 5,2%, старше 35 лет - 0,5%.

Третья часть (30,8%) респондентов всероссийского исследования из небольших школ с контингентом учащихся

.и X -Û_

8g s

Q. Ф

ю ^

о " ф "

3" == ю £ о о

£ ф

ГО I-

чо ф ^ с о

s

5 s

5 2

0 О

1 'il

т

1Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации общероссийское исследование. Режим доступа: http://www.young-teacher.ru/default/analytic/stat

Ф

ю

о1

X

-û s ? ^

s ф £

-8-s

о

о

о ■ с

3-Я

И

го 2

до 300 человек. Респонденты из школ с контингентом от 300 до 500 человек по всей выборке составляют 18,8% (столько же в УРФО), в Челябинской области немного меньше - 14,1%. Из школ с числом учащихся от 500 до 100 человек в общей выборке чуть больше трети - 35,6%, в УРФО - 42,7%, в Челябинской области - 45,2%. Из крупных школ, характерных для мегаполисов, с числом учащихся, превышающим 1000 человек, во всей выборке - 14,8%, в УРФО - 13,8% (примерно одинаково), в Челябинской области - 2,4%.

В исследовании принимали участие молодые педагоги со стажем работы от 1 до 3 лет. Все группы молодых педагогов представлены достаточно равномерно. Учителя со стажем менее года составили 34,7% (УРФО - 34,2%, Челябинская область - 36,5%). Со стажем работы от 1 до 2 лет - 32,4%. (УРФО - 33,2%, Челябинская область - 30,6%). От 2 до 3 лет -32,7% (УРФО - 32,5%, Челябинская область - 30,6%). В Уральском федеральном округе выделяется Свердловская область, где в исследовании приняли участие более 44% молодых педагогов со стажем работы от 1 до 2 лет. Руководители Кемеровской области также отмечают

увеличение количества молодых педагогов, проработавших два года [3, с. 4]. Образование молодых педагогов Образование у большинства молодых педагогов среднее педагогическое и высшее педагогическое (20,5% и 68,2%). В целом же по УРФО распределение уровней образования совпадает с распределением по выборке в целом в РФ. Квалификационная категория Как правило, большинство молодых педагогов не имеют квалификационной категории. Лишь небольшое их количество имеют 1 и 2 категорию. И лишь отдельные из них - имеют высшую. В нашем исследовании их по всей выборке 0,5%. По наличию квалификационных категорий распределение молодых педагогов Челябинской области практически совпадает с общероссийским (высшая -0,7%, первая - 7,4%, вторая - 2,7%, нет категории - 89,3%). В УРФО в целом по сравнению с Челябинской областью почти вдвое больше молодых педагогов с первой квалификационной категорией (13,3% против 7,1%).

Какие перспективы для профессионального развития видят участники исследования в ближайшие 3 года? Результаты представлены в табл. 1.

Табл. 1. Направления профессионального развития молодых педагогов (%)

о

X

ф

о.

т

<

о" ¡£ 3 га н С

го ш О

X

о.

ф

т

ш

№ п/п Направление развития молодых педагогов Челябинская область Уральский ФО Российская Федерация

1 2 3 4 5

1 Обучение на более высоком уровне (вуз, магистратура) 15,6 11,7 11,0

2 Научная деятельность, защита диссертации 2,4 3,6 3,4

3 Расширение круга профессионального общения 11,7 11,2 11,9

4 Повышение должности в области образования (стать руководителем МО, завучем, директором и т.д.) 5,9 3,6 3,9

5 Повышение профессионального мастерства в осуществляемой деятельности 19,0 22,7 23.6

6 Приобретение новых умений, освоение новых деятельностей в рамках педагогической деятельности (например, менеджер проектов, эксперт, диагност, тьютор и т.д.) 7,3 9,9 10.3

7 Реализация собственных педагогических проектов 4,9 8,5 7.9

1 2 3 4 5

8 Освоение новых видов деятельности, напрямую не связанных с профессией 3,9 6,4 5.8

9 Оформление, пересмотр собственной позиции внутри профессии: что для меня важно, чего я хочу, каковы мои цели и т.д. 5,9 5,1 5

10 Создание, разработка собственной методики, техники 4,4 3,7 3.8

11 Уход из профессии 1,5 1,3 1.4

Из таблицы видно, что каждый десятый молодой педагог (11% в РФ и 11,7% в УРФО) планирует дальнейшее обучение в вузе. В Челябинской области таких педагогов несколько больше (15,6%). Научной деятельностью занимается незначительная часть респондентов (3,4% в РФ и 3,6% в УРФО), в Челябинской области и того меньше - 2,4 %. В Челябинской же области почти в 2 раза больше учителей (5,9%) ориентированы на повышение в должности, по сравнению со всей выборкой (3,4% в РФ и 3,6% в УРФО).

Ближайшей перспективой для каждого четвертого (23,6% в РФ и 22,7% в УРФО) является повышение профессионального мастерства в осуществляемой деятельности. В Челябинской области несколько меньше - 19,0%. Повышение профессионального мастерства планируется в области приобретения новых профессиональных умений через освоение новых деятельностей в рамках пе-

дагогической деятельности (например, менеджер проектов, эксперт, диагност, тьютор и т.д.) в РФ - 10,3% и в УРФО -9,9% молодых педагогов. В Челябинской области меньше - 7,3%. Небольшая часть респондентов намерены реализовывать собственные проекты (7,9% в РФ, 8,5% в УРФО). В Челябинской области почти в 2 раза меньше - 4,9%.

Уход из профессии планирует незначительная часть молодых учителей, что примерно одинаково, как в общероссийской выборке, так и по УРФО, включая Челябинскую область, т.е. молодые учителя, попавшие в выборку данного исследования связывают свою профессиональную деятельность с системой образования.

Оставаясь в профессии, молодые учителя выбирают способы дальнейшего закрепления и упрочения своего положения в педагогической сфере. Что же они предпринимают? Ответы на этот вопрос представлены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

табл. 2. Способы профессионального развития молодых педагогов (%)

№ п/п Способы профессионального развития Челябинская область Уральский ФО Российская Федерация

1 Повышаю свое мастерство на курсах повышения квалификации 20,1 22,8 19,8

2 Участвую в работе разного уровня конференций 7,7 9,5 10,1

3 Осваиваю новые методы и формы педагогической деятельности 30,2 29,0 29,6

4 Решаю новые для себя задачи внутри школы 20,7 18,3 20,4

5 Участвую в проектных командах внутри школы 3,0 4,7 4,8

6 Реализую с детьми социальные проекты 4,7 4,5 4,1

-О X .0 _

8|

о. ф ю ^ о " ф "

ю £ о о

£ ф

Р

ГО I-

чо

Ф с; с о

5 2

о о ¡£

I-ш

о о

о ^

ф

¡1 .0 с; го

X

о

ф го -8-2 о

О

ГО ГО

о ■ с

-го

И

го 2

о

X

ф

г

о.

Ш

<

о" ¡£ 3 го н С

го ей о

X ^

ф т

ш

Для реализации планов по профессиональному развитию молодым педагогам приходится осваивать новые методы и приемы педагогической деятельности, которым они не обучались в процессе профессиональной подготовки. Как показывают данные таблицы, этим занимается каждый третий молодой педагог (30,2%, 29% и 29,6%). Наибольшую трудность для молодого педагога представляет работа с документами: освоение документооборота школы, понимание важности той или иной информации, знание методов ее сбора и анализа, своевременности ее подготовки. Все это на первых порах дается начинающему педагогу с большим напряжением и немалыми временными и трудозатратами. Несомненно, в данном вопросе необходима помощь, как администрации, так и наставников. 24% участников данного исследования отметили, что осваивать профессиональные навыки им помогают опытные учителя, а 21,6% указали, что в этом вопросе им помогает самообразование.

В целях своего профессионального развития каждый десятый педагог принимает участие в работе разного уровня конференций. Несколько меньше таких педагогов в Челябинской области по сравнению с региональной и общероссийской выборкой (7,7% против 9,5% и 10,1%).

Значительная часть начинающих педагогов повышают свое мастерство на курсах повышения квалификации. Причем в Уральском федеральном округе используют эту форму чаще, чем в среднем по России (22,8% и 19,8%). Результаты по Челябинской области ближе к общероссийским - 20,1%. Понимая

трудности молодых педагогов при адаптации и освоении профессиональной деятельности, руководители при каждой возможности отправляют молодых педагогов пополнять и развивать свои знания и умения на курсах повышения квалификации.

Также каждый пятый респондент отметил, что с началом трудовой деятельности приходится решать новые задачи внутри школы (соответственно 20,7%, 18,3% и 20,4%). Используя активность и молодой задор начинающих учителей, руководители часто привлекают их к организации и проведению различного рода общешкольных мероприятий, добровольчеству, волонтерству, художественному творчеству, подчас перегружая их в ущерб освоению преподавательской деятельности.

Незначительная часть молодых учителей участвуют в реализации проектной деятельности в коллективе педагогов (соответственно 3,0%, 4,7% и 4,8%) и социальных проектов вместе с учащимися (4,5%, 4,7% и 4,1%). В Челябинской области учителей, реализующих социальные проекты с детьми, почти в 2 раза больше, чем с коллегами (4,7% против 3,0%).

Таким образом, результаты показывают, что на этапе адаптации к профессиональной деятельности молодым педагогам приходится доформировывать недостающие навыки и умения. Что подтверждает выводы, сделанные нами в более ранних работах [4, с. 109].

Каких же умений не достает молодым педагогам? Ответы на этот вопрос представлены в табл. 3.

Табл. 3. Дефициты в реализации профессиональной деятельности

№ п/п Дефициты (трудности) Челябинская область Уральский ФО Российская Федерация

1 2 3 4 5

1 Дефицит времени 20,6 26,2 26,4

2 Дефицит опыта в работе с детьми 21,1 17,3 17,0

3 Дефицит умения планировать свою деятельность и распределять ресурсы 5,6 7,4 6,7

4 Дефицит понимания со стороны родителей 10,0 8,4 8,3

5 Дефицит понимания со стороны учащихся 3,3 4,2 4,5

6 Дефицит владения метапредметными компетентностями 3,9 5,1 5,1

1 2 3 4 5

7 Дефицит предметных знаний 5,6 2,4 2,2

8 Дефицит опыта собственного участия в деятельности разного вида 7,2 8,6 8,7

9 Всего хватает 7,2 6,0 6,4

(Сумма ответов может превышать 100%, т.к. респонденты выбирали несколько вариантов ответа)

Из таблицы следует, что самый острый дефицит для молодых педагогов - это дефицит времени. Его испытывает каждый четвертый респондент (26,4% в РФ, 26,2% в УРФО). В Челябинской области несколько меньше, каждый пятый - 20,6%. Эту разницу можно объяснить особенностями челябинской выборки. На 97% она состояла из представителей малых городов и сельской местности, где не тратится время для передвижения по городу и не предоставляется огромного спектра культурно-досуговых услуг для молодежи: времени на подготовку к работе остается больше. Однако и дефицит первоначального опыта работы с детьми тоже оказался несколько большим (21,1% против 17,3% и 17,1%). В то время, когда студенты, проживающие в крупных городах, участвовали в различных волонтерских мероприятиях с детьми, студенты из малых городов и сельские студенты ехали домой. Среди них также больше тех, кто испытывает дефицит понимания со стороны родителей учащихся - соответственно 10,0% против 8,3% и 8,4%. Дефицит понимания со стороны родителей испытывают в два раза больше молодых педагогов, чем со стороны учащихся (3,3%, 4,2% и 4,5%).

Небольшое число респондентов испытывают дефицит владения как предметными, так и метапредметными ком-петентностями (табл. 3). В то время как десять лет назад значительная часть молодых учителей указывали на недостаточное знание преподаваемого предмета, среди других компетенций ставили его на первое место [5, с. 152].

Выделилась небольшая группа молодых педагогов, кому «всего хватает»: достаточно подготовленных и справляющихся с профессиональной деятельностью (7,2%, 6,0% и 6,4%). Согласимся,

что для современной школы таких педагогов недостаточно.

Случайные ли люди в школе молодые педагоги или пришли работать осознанно? Большинство молодых педагогов целенаправленно выбрали свою профессию: «хотели и собирались стать учителем» около половины опрошенных -45,2% по РФ. В УРФО несколько меньше - 41,6%. Примерно столько же в Челябинской области - 40,0%. Однако тех, кто решил, что «смогут стать учителем» в Челябинской области больше - 47,1% (В УРФО - 37,2%, в РФ - 36%). В данной выборке тех, кому не важно было, где учиться, лишь бы получить диплом, к счастью, немного. Всего по выборке - 5,1%, в УРФО - чуть больше 5,8%. А в Челябинской области в 2 раза меньше - 2,4%. Из сказанного можно сделать вывод, что подавляющее большинство молодых педагогов осознанно выбирали сферу профессиональной деятельности.

Насколько удовлетворены молодые педагоги своей профессиональной деятельностью, социальным положением, взаимоотношениями с субъектами образовательного процесса? Результаты данного опроса показали, что только 7,6% молодых педагогов оценили свою заработную плату как достойную респондентов (по УРФО - 8,6%, Челябинской области - 5,7%). Содержание педагогической деятельности (работа - интересная, разнообразная) - 23,3% (по РФ - 26,6%). Уважительное отношение коллег отметили 10,5% молодых педагогов Челябинской области (по РФ - 10,7%); уважительное отношение со стороны администрации приблизительно столько же - 9% (по РФ - 9,4%). Это очень мало и свидетельствует об ухудшении психологического климата в педколлективах. В наших более ранних исследованиях (2008, 2010,

-О X .0 _

8| О. ф

ю ^ о " ф "

ю £ о о

£ ф

Р

ГО I-

чо

Ф с; с о

О о

5 2

о о ¡£

о

СО о ф

ф

о

X .0 с; го

X

о

Ф го -8-2 о

о

ю

о ■ с

-го

и

го 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

ф

г

о.

Ш

<

о" ¡£ 3 го н С

го ей о

X ^

ф т

ш

2012 гг.) 64,5% молодых учителей отмечали уважительное и доброжелательное отношение коллег [5, с. 153]. Уважение со стороны детей - 22,9% (по РФ - 19,7%). Свое социальное положение в обществе, как дающее им ощущение «стабильности, определённости» отметили 23,3% молодых учителей (по РФ - 20,9%).

Таким образом, анализ результатов проведенного общероссийского исследования успешности адаптации молодых педагогов позволил сделать следующие выводы:

1. Большинство выборки исследования, охватившего 85 регионов Российской Федерации, составили молодые педагоги в возрасте от 20 до 25 лет - 70,9%. Мужчины составили 18,4%, женщины -81,6%. Образование в основном среднее и высшее педагогическое. Большинство молодых педагогов не имеют квалификационной категории (89,3% по РФ и 88,2% по Челябинской области).

2. Каждый десятый молодой педагог (11% в РФ и 11,7% в УРФО) планирует продолжение образования. Ближайшей перспективой для каждого четвертого (23,6% в РФ и 22,7% в УРФО) является повышение профессионального мастерства в осуществляемой деятельности.

3. Повышение профессионального мастерства молодыми педагогами планируется в области приобретения новых профессиональных умений, через освоение новых деятельностей в рамках педагогической деятельности (например, менеджер проектов, эксперт, диагност, тьютор и т.д.).

4. Среди затруднений в реализации профессиональной деятельности молодые педагоги выделили: дефицит времени - 26,4%, дефицит опыта в ра-

боте с детьми - 17,0%, дефицит умения планировать свою деятельность и распределять ресурсы - 6,7%; дефицит понимания со стороны родителей - 8,6%, что говорит о недостаточной психолого-педагогической подготовленности к выполнению профессиональной педагогической деятельности.

5. Значительная часть молодых педагогов осознанно выбрали свою профессию: «хотели и собирались стать учителем» около половины опрошенных -45,2% по РФ.

6. Свою заработную плату как достойную оценили только 7,6% молодых педагогов. Стабильность, определённость своего социального положения отметили 23,3% молодых учителей (по РФ -20,9%).

Таким образом, исследование показало, что из большинства молодых педагогов, которые работают в школе осознанно, только небольшая часть довольны своей зарплатой и своим положением в обществе. Значительная часть из них испытывает затруднения при выполнении профессиональной деятельности, связанные с недостаточной профессиональной компетентностью. Положение усугубляется отсутствием в коллективе ровесников и учителей среднего возраста, способных их понять и оказать профессиональную поддержку. А это значит, что в современных условиях сообщество школы уже не может в полной мере растить молодую смену, требуются новые подходы к решению проблемы привлечения, адаптации и закрепления молодежи в общеобразовательных школах. Возможно, что данное общероссийское исследование позволит выявить адреса опыта, где эти задачи решаются успешно.

Библиографический список

1. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия - 2020: Новая модель роста -новая социальная политика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2020strategy.ru/ documents/32710234.html

2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3. Черданцева, Е.В. Профессиональное развитие молодого педагога в системе многоуровневой методической службы [Текст] / Е.В. Черданцева // Молодой педагог: материалы 2 межре-

гиональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 9 апреля 2015 г. - Кемерово: НМЦ, 2015.- С. 7-13.

4. Черникова, Е.Г. Профессионально значимые качества глазами молодых учителей (по материалам социологического исследования) [Текст] / Е.Г. Черникова, С.В. Рослякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С. 107-112.

5. Черникова, Е.Г Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ [Текст] / Е.Г Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 4 (333). - С. 150-153.

References

1. Final report on the results of expert work on urgent problems of social and economic strategy of Russia until 2020 "Strategy 2020: new model of growth - new social policy". Available at: http://2020strategy. ru/documents/32710234.html (date accessed: 04.09.2017). [in Russian].

2. The concept of social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 17th of November, 2008. № 1662-R. [in Russian].

3. Cherdantseva E.V. Professional development of a young teacher in the system of multilevel methodological service. Young teacher: materials of the 2nd inter-regional scientific-practical conference, Kemerovo, April 9, 2015. Kemerovo: NMC, 2015. P. 7-13. [in Russian].

4. Chernikova E.G., Rosluakova S.V. Professionally significant qualities in the eyes of young teachers (on materials of sociological survey). Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2016. № 5. P. 107-112. [in Russian].

5. Chernikova E.G. Features of socio-professional adaptation of young teachers in secondary schools. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014. № 4 (333). P. 150-153. [in Russian].

Сведения об авторах: Черникова Елена Геннадьевна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, факультета инклюзивного и коррекционного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: Helen1268@mail.ru

Пташко Татьяна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, факультет инклюзивного и коррекционного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. ЕтаИ: ptashko75@mail.ru

Information about the authors: Chernikova Elena Gennadyevna,

Candidate of Sciences (Sociology),

Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor,

Department of Social Work,

Pedagogy and Psychology, Faculty of Social

Education,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Email: Helen1268@mail.ru

Ptashko Tatyana Genadievna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor,

Department of Social work,

Pedagogy and Psychology

Faculty of Inclusive and Special Education

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia

E-mail: ptashko75@mail.ru

.0 X -û_

Sg S I

Q. Ф Ю ^

о "

Ф "

ю £

О о g"

£ ф g *

ГО I-

4 о ф ^ с о

s £ °

о Ö

5 2

О О

¡1

т

£ £

ф

ю

о1

X

-û s ? ^

S

! о.

Ф то -8-S о

о

о ■ с

^го

И

го 2 £ &

Руденко Анастасия Викторовна,

студентка факультета инклюзивного и коррекционного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Kmail: nastyaarudenko@mail.ru

Rudenko Anastasia Viktorovna,

Student, Faculty of Inclusive and Special education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: nastyaarudenko@mail.ru

n

ro ca

о £

го

3

УДК 4с ББК 74.261.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.М. Шакурова, З.Ф. Юсупова

ТАТАРСКО-РУССКОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ1

В статье представлен краткий обзор основных характеристик татарско-русского двуязычия. Билингвизм как лингвистическое и социокультурное явление активно обсуждается в лингводи-дактических исследованиях. Эта проблема очень актуальна в практике преподавания языков в дошкольных и школьных учреждениях. В связи с этим авторы делают выводы, которые должны способствовать формированию татарско-русского двуязычия в русскоязычных группах общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Авторы раскрывают трудности грамматических категорий, возникающие у школьников в процессе освоения татарской речи, причины их возникновения и пути преодоления.

Ключевые слова: билингвизм, татарско-русское двуязычие, морфология, синтаксис, интерференция, обучение неродному языку.

M.M. Shakurova, Z.F. Yusupova

TATAR-RUSSIAN BILINGUAISM AND ITS USE IN TEACHING TATAR LANGUAGE2

The article provides a brief overview of the main characteristics of the Tatar-Russian bilingualism. Bilingualism as a linguistic phenomenon is actively discussed in scientific and scientific-methodological research. This problem is particularly relevant in the practice of teaching languages in preschool and school institutions. In this regard, the author makes a number of proposals that should contribute to optimizing the process of forming Tatar-Russian bilingualism in Russian-speaking groups of general education organizations with the Russian language chosen as a language of instruction. The author reveals the difficulties of grammatical categories that arise in schoolchildren in the process of mastering the Tatar speech, the reasons for their occurrence and the ways to overcome them.

Key words: bilingualism, Tatar-Russian bilingualism, morphology, syntax, interference; Teaching non-native language.

Татарский язык является националь- языком Республики Татарстан и второй ным языком татар, государственным по распространенности и по количе-

1 Публикация статьи осуществлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта №16-14-16017.

2 The publication of the article implemented with the financial support of the Russian Foundation for basic research and the Government of the Republic of Tatarstan in the framework of scientific project No. 16-14-16017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.