Научная статья на тему 'СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ. АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ВЛИЯНИЕ НУНМИНЬГУН НА СЕЛЬСКИЕ ВЫБОРЫ'

СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ. АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ВЛИЯНИЕ НУНМИНЬГУН НА СЕЛЬСКИЕ ВЫБОРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электоральная активность / нунминьгун (крестьяне-рабочие) / явка по прибытию / заочномобильная форма голосования / кадровый состав сельских комитетов / критерии кадрового состава / electoral activity / nongmingong (peasants-workers) / voter turnout upon arrival / in absentia-mobile form of voting / the staff of the village committees / the criteria for the staff
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ. АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ВЛИЯНИЕ НУНМИНЬГУН НА СЕЛЬСКИЕ ВЫБОРЫ»

Арбатская М.Н. д.геогр.н., Иркутск Сюй Линьчун магистр ИРНИТУ

СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ. АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ВЛИЯНИЕ

НУНМИНЬГУН НА СЕЛЬСКИЕ ВЫБОРЫ

Ключевые слова: электоральная активность, нунминьгун (крестьяне-рабочие), явка по прибытию, заочно-мобильная форма голосования, кадровый состав сельских комитетов, критерии кадрового состава.

Keywords: electoral activity, nongmingong (peasants-workers), voter turnout upon arrival, in absentia-mobile form of voting, the staff of the village committees, the criteria for the staff.

Стратегическая цель современного Китая состоит в том, чтобы «полностью построить умеренно процветающее общество, а к середине нынешнего века - создать богатое и могущественное, демократическое и цивилизованное, гармоничное и модернизированное социалистическое государство, осуществить великое возрождение китайской нации». Широко известный тезис Си Цзиньпина говорит о том, что стратегия Китая базируется на единстве страны и нации, территориальном и идейном. И действительно, «ни одна из проблем не занимает умы китайских руководителей, как проблема сохранения национального единства. Она до конца пронизывает часто пропагандируемую цель гармонии в обществе, где прибрежные районы находятся на уровне передовых сообществ, а во внутренних регионах сохраняется ситуация, схожая с положением в самых отсталых районах мира1».

Но выборы местного самоуправления проводятся независимо от географического положения, материального достатка и социального статуса граждан Китая. Рассмотрим краеугольный вопрос любой власти - легитимность или социокультурную характеристику её господства и лояльности к ней граждан, вполне рационально измеряемую активностью избирателей на выборах (рис. 1, табл. 1 и 2), которых в сельской местности Китая в зарегистрированном качестве насчитывается 533 миллиона человек.

Таблица 1

Дифференцированная характеристика участия избирателей в выборах сельского местного

самоуправления в Китае

Изменения степени участия избирателей в выборах сельских комитетов

Проект ) 1995-1997 гг. 1998-2000 гг. 2001-2003гг. 2004-2006 гг.

1. Уровень регистрации избирателей 93,07 93,51 97,29 94,74

2. Уровень участия избирателей 90,53 91,30 91,36 90,68

3. Делегированное голосование (Шй й®^) 12,06 7,38 7,52 8,91

4. Мобильная явка (ЙЙ 29,89 20,77 10,56

5. Прямая явка (ЖЙ 77,01 85,26 83,39 81,75

6. Явка по прибытию (Шй й®^) 57,27 64,20 72,43

Источник: Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2 (табл. 1511, с. 362).

Явка «за 90 процентов» отсылает в советское прошлое. В Китае пришли к выводу, что изменение статуса закона о выборах сельских комитетов с временного на постоянный в 1998 году еще больше подхлестнуло активность, и уровень участия в 2001-2003 гг. достиг пика с самым высоким средним 91,36%2. Надо отметить, что активность цикла 2001-2003 гг. превысила предыдущий показатель на мизерную величину (0,06 процентных пункта), которую можно отнести на статпогрешность. Скорее всего, более позитивным стал настрой, с которым избиратели принимали участие

1 Киссинджер Г. О Китае [пер. с англ. В.Н. Верченко]. - М.: АСТ, 2014. - С. 557. В декабре 2010 г. член Государственного совета Китая Дай Бинго, куратор внешней политики, выступил со всеобъемлющим программным заявлением «Устойчивое продвижение по пути мирного развития», в котором, в частности, констатировал: «В Китае огромное население и слабая база, развитие между городом и деревней неравномерно, промышленная структура нерациональна, не произошло коренных перемен с производительными силами, остающимися в неразвитом состоянии» [там же, с. 541, 558].

2 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 138.

в выборах после смены статуса закона. Явка несколько уменьшилась в 2006 г., и это посчитали следствием неоконченной и не везде соблюдаемой процедуры стандартизации прямых полных выборов.1 Постепенное уменьшение явки и далее - см. табл. 3, привело китайских аналитиков к выводу, что процесс выборов в сёлах Китая становится обыденной рутиной, и активность снижается как в других странах.

Таблица 2

Электоральные характеристики административно-территориальных единиц КНР первого уровня по выборам сельских комитетов (органов местного самоуправления)

Наименование Провинции (АР, города центрального подчинения) КНР Категория по доле доверенного и мобильного голосования Прокси голосование: число избирателей на 1 поручите ля Число зарегистрированных избирателей в 20042006гг., тыс. чел. Активность избирателей на сельских выборах в 20042006гг., % Категория по общей явке избирателей в 20042006гг. Для сравнения: Уровень участия избирателей в сельских выборах в 1995-2003 гг.

мигранты мобиль ное 19951997 19982000 20012003

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Закон КНР «О выборах народных депутатов и народных депутатов на местном уровне»2 Не более 3-х, ст. 40

Китай, всего 533 233,9 90,7 90,53 91,30 91,36

Северный Китай 2-3 62 777,5

1 Пекин. 3 3 3 2650,0 92,8 2 96,30 96,60 92,54

2 Тяньцзинь 3 2989,2 90,2 3 94,20 85,50 91,60

3 Пров. Хэбэй. 2 32 848,3 87,4 4 90,00 93,40 96,10

4 Пров. Шаньси. 3 14 745,5 87,6 4 86,00 87,75 86,75

5 Вн. Монголия. 2 5 3 9544,5 83,4 5 94,17 95,09 84,70

Северо-Восточный Китай 1-3 37 204,3

6 Пров. Ляонин 4 4 3 16 045,9 89,3 3 95,00 95,00 90,44

7 Пров. Цзилинь (Гирин) 5 5 1 9367,6 90,7 3 95,50 96,60 92,00

8 Пров. Хэйлунцзян. 5 5 3 11 790,8 88,5 4 80,00 91,00 -

Восточный Китай 2-5 184 676,9

9 Шанхай. - 4 3 2660,2 98,5 1 92,01 95,57 97,28

10 Провинция Цзянсу 4 2 5, ст.25 37 042,5 93,7 2 93,88 90,00 93,78

11 Пров. Чжэцзян 2 4 3 25 260,0 94,7 2 - 91,51 97,63

12 Пров. Аньхой 3 35 776,8 87,9 4 - 90,00 88,50

13 Пров. Фуцзянь. 5 5 3, ст.20 15 852,2 90,6 3 90,19 85,61 86,05

14 Пров. Цзянси 3 22 551,1 93,6 2 88,39 94,51 92,97

15 *Пров. Шаньдун. 2, ст.21 45 534,0 92,30 2 92,30 89,70 91,40

Центральный Китай 1-5 174 821,2

16 Пров. Хэнань. 3 548 67,0 92,3 2 85,00 88,33 90,09

17 Пров. Хубэй. 3 3 2, ст.25 26 112,7 87,9 4 89,59 - 83,79

18 *Пров. Хунань. 3 2 5, ст.19 29 653,4 95,0 2 90,43 91,29 91,51

19 Пров. Гуандун. 3 4 3 33 320,0 96,3 1 - 96,10 95,97

20 Гуанси-Чжуанский АР. 2 4 3 27 870,0 97,9 1 - 95,10 94,68

21 Пров. (о-в) Хайнань. 2 4 1, ст.28 2998,1 93,7 2 - - 96,99

Юго-Западный Китай 3 108 285,2

22 Чунцин. 5 4 3 13 474,7 73,7 0 - - 80,79

23 Пров. Сычуань 3 3 3 47 718,3 93,9 2 93,39 90,00 93,46

24 Пров. Гуйчжоу 2 4 3, ст.16 22 900,0 88,2 4 90,00 - 90,83

25 Пров. Юньнань. 3 4 3 22 855,2 94,6 2 - 90,00 94,50

26 Тибетский АР. 3 3 3 1337,0 94,6 2 - 90,84 94,03

Северо-Западный Китай 3 40 656,2

27 Пров. Шэньси. - 4 3 18 982,0 93,1 2 89,79 90,00 95,35

28 Пров. Ганьсу. 3 4 Не указ. 12 590,8 86,7 4 88,50 85,00 86,39

29 Провинция Цинхай. 3 3 3 2218,5 87,8 4 88,16 88,27 89,20

30 Нинся-Хуэйский АР. 3 2181,0 85,3 5 88,96 90,91 90,00

31 Синцзян-Уйгурский АР 3 4683,9 93,6 2 - - -

Источники: https://baike.baidu.com/item/; Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 128-129, 136-137, 143, 168, 183-184.

1 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 139.

2 http://www.gov.cn/flfg/2010-03/14/content_1555450.htm. Закон был принят 4 июля 1979 года и введен в действие 1 января 1980 года, после чего в него были внесены изменения в 1982, 1986, 1995, 2004, 2010 гг. - https://baike.baidu.com/item/

10?fromtitle=^>Ä&fromid=6923068&fr=aladdin

В годовых отчетах МГА за 2008, 2012, 2015 и 2016 гг., представленных на его сайте, можно найти общие данные о числе зарегистрированных избирателей и их активности в целом по тем провинциям (без названий), где в данный год проводились выборы сельских комитетов:

Таблица 3

Сводные электоральные характеристики провинций КНР по выборам сельских комитетов в 2008,

2012, 2015,2016 гг.

2008 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г.

Число зарегистрированных избирателей, млн чел. 323,548 160 210 170

Число принявших участие в голосовании, млн чел. 268,824 110 160 90

Явка (активность), % 83,09 68,75 76,19 52,94

Источник: http://www.mca. gov.cn/article/sj/tjgb/

Несмотря на очень высокий уровень явки, среди провинций Китая есть свои лидеры и аутсайдеры, наблюдается и движение между этими полюсами (табл. 2 и рис. 1). Пионеры супервысокой явки (более 95%) - 20 упоминаний и очень высокой (93-95%) явки - 23 упоминания, это северо-восток страны: Пекин, Тяньцзинь, Ляонин, Цзилинь, Вн. Монголия; провинции востока и побережье: Шанхай, Цзянсу, остров Хайнань, Цзянси, Шаньдун, Чжец-зян; юг: Гуандун (3 р.) и Гуанси (2 р.), Юньнань, а также центральные Хэбэй и Хунань, западные: Шэньси, родина Дэн Сяопина - Сычуань, и Тибет.

_ 35

■ свыше 95% ^90-93?% ^85-90.% менее 83%

Источник: Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2 (табл. 1214, с. 143)

Рисунок 1.

Группировка провинций (АР, городов) по уровню активности избирателей на сельских выборах.

1995-2008 гг.

В средней по меркам Китая категории активности (90-93%) в разные годы упоминались 32 провинции, не единожды средние: северо-восток и столица; самые населённые центральные провинции; автономии Тибет и Нинся, обе зачинательницы реформ - Аньхой и Сычуань, пограничная с Россией Хэйлунцзян, позднее перешедшая в категорию более низкой явки.

В категории ниже среднего (85-90%) за 1995-2008 гг. упомянуто 34 провинции. Ниже 85% (6 примеров) вначале было в Хэйлунцзяне (в отличие от остального северо-востока), затем устойчиво стало во Внутренней Монголии, а также в выделенной в марте 1997 года городской зода Чунцина. На северо-востоке, в «голове курицы» с годами явка снизилась: Ляонин и Цзилинь также перешли в категорию ниже среднего.

Разнонаправленные тренды перехода провинций по уровням явки обусловил накопленный электоральный опыт как избирателей, так и организаторов выборов. О последнем будем говорить подробнее, для чего от территориальных характеристик перейдём к процедурным. Избирателей подразделяют по форме участия в голосовании, очной (на участке и мобильной) и заочной, по доверенности.

В Китае голосование вне избирательного участка (конференции) сравнивают с «водой»1. Китайцы резонно считают, что «только голосование на участке может реально отражать личную инициативу избирателей [там же, с. 177]. Такая оценка основана на том, что когда «избиратели используют переносные урны, то это отражает в основном мобилизационное поведение организаторов выборов» (курсив - наш) [там же, с. 172]. Кроме того, «избиратели пассивны, и трудно осуществить реальное наблюдение за голосованием переносными урнами, особенно в сельских районах «общества знакомств». Голосование с использованием нестандартных переносных ящиков стало часто встречающейся сложной проблемой» [там же]. Делегированное и мобильное голосование, которые выделены отдельными строками (3 и 4 в табл. 1), суммарно составляют немалую часть легитимности. - в разные годы от 20 до 37 про-

1 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 179.

центов электоральной «влажности». Прокси голосование по доверенности варьирует во времени от 7 до 12 процентов. Бросается в глаза трёхступенчатый понижательный тренд мобильного голосования, который, при высоком уровне общей активности, можно интерпретировать как сильное устремление старых-больных голосовать вместе со всеми. Однако нельзя это сказать наверняка в силу отсутствия данных после 2006 года. Мобильная и заочная формы голосования по состоянию на 2004-2006 гг. в среднем почти уравнялись, но в регионах контрасты могут быть значительными как и отношение к данным формам: есть провинции (например, Цзянсу), где одну из них ограничивают или табуи-руют, поощряя другую.

Данные от провинций о мобильной форме участия за 2001-2003 гг. представлены только по 22 провинциям (табл. 2, столбец 2). Девять, в числе которых Тянцзинь, Хэбэй, Шаньси, Аньхой, Цзянси, Шаньдун, Хэнань, а также два АР, Нинся и Синцзян, данную форму не показывают (из них только Хэбэй, Шаньси, Аньхой и Нинся имеют общую активность меньше 90%). Географическое расположение провинций с минимумом мобильной формы - северо-восток и восток (Фуцзянь), с наибольшим - центр и запад. Заочное голосование рассмотрим дальше.

Прямая явка (5) в табл. 1 учитывает избирателей, проголосовавших на избирательной конференции, избирательных участках и переносных ящиках, за исключением тех, кто голосовал по доверенности и письмом [там же, с. 134]. Если от прямой явки отделить мобильные голоса (4), то с небольшой погрешностью получится наиболее ценная компонента легитимности - явка по прибытию (6): общее количество избирателей, проголосовавших на избирательном собрании и/или избирательном участке [там же, с. 132], которое в динамике роста активности в 1998-2006 годах прошло путь от 57 до 72 процентов.

Проиллюстрируем эту сухую часть активности, которая легитимирует доверие к результатам голосования. Мы не берёмся судить, насколько игрофицированы рабочие процедуры выборов, что можно списать и на издержки «начальной стадии социализма». Но публичный подсчёт голосов, отличный от того же в других странах, вызывает живой интерес. Перформанс голосования «по прибытию» на лобное место проведения избирательной конференции (выдача бюллетеней, их тайное заполнение, распечатывание урн и открытый подсчёт голосов) происходит довольно быстро, у всех собравшихся на глазах; при хорошей и тёплой погоде - на свежем воздухе.

Источник: https://baike.baidu.cOm/pic/%E6%AD%A3/4635945/0/42a98226cffc1e17 d4e62d694590f603738de909?fr=lemma&ct= single#aid=0&pic=42a98226cffc1e17d4e62d694590f603738de909

Рисунок 2.

Иероглиф, используемый в алгоритме подсчёта голосов при подведении итогов голосования

в сельской местности Китая

Для немедленного получения результатов используется пятеричная система, принцип которой напоминает римскую систему счёта. Для данной цели используют иероглиф Е, который означает правильный, положительный, а в быстрой процедуре подсчёта - число пять. Простейший алгоритм, от 1 до 5, путём последовательного добавления «палочек», показан на рис. 2. Процедура подсчёта азартна и убедительна, она не может не вызывать доверие к выборам, а если избиратели «... проголосуют на выборах, то они с большей вероятностью будут считать их справедливыми»1 . А если проголосуют и все вместе посчитают - тем более. В 1995-1997 гг. 16 провинций практиковали такую процедуру, в 1998-2000 гг. - 21, в 2001-2003 гг. - 29, в 2004-2006 гг. - уже 30 провинций2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 2 результирующая активность китайских избирателей (сухая по прибытию и заочно-мобильная влажная) представлена в динамике (столбцы 5, 7-9) по провинциям за 1995-2006 годы. Активность в 2004-2006 гг. столь незначительно снизилась, что не дошло даже до среднекитайского уровня 1995-1997 гг. (90,53%). В связи с чем, взяв данные последнего статистически-доступного электорального цикла 2004-2006 гг. в разрезе всех провинций (столбец 5, табл. 2), с помощью точечной диаграммы мы распределили провинции по категориям активности избирателей и присвоили им соответствующие баллы по пятибалльной шкале (столбец 6, табл. 2): чем больше явка, тем меньше балл.

По одному баллу получили Шанхай, Гуандун и Гуанси, превысив уровень явки в 96%. «Двоечниками» стали 13 провинций с интервалом активности 92-95%, представляющие все регионы, кроме северо-востока: Пекин, Цзянсу, Цзянси, Шаньдун, Хэнань, Хунань, Хайнань, Сычуань, Юньнань, Тибет, Шэньси и Синцзян. В среднем интервале 8991% с тремя баллами оказалось 4 провинции, две из которых - Цзилинь и Ляонин - северо-восток, Фуцзянь - восток,

1 Landry P.F., Davis D., Shiru Wang. Elections in Rural China: Competition Without Parties. - https:// sociology.yale. edu/sites/default/files/files/LANDRY_DAVIS_WANG_2010.pdf

2 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 360-361.

побережье Тайваньского пролива, и сосед Пекина - Тяньцзинь. Хорошистами в интервале от 86 до 89 процентов стало 8 провинций: Хэйлунцзян, Гуйчжоу, Аньхой, Хубэй, Цинхай, Шаньси, Хэбэй и Ганьсу, представляющие все макрорегионы, кроме восточного. Отличниками стали два соседних автономных района на севере страны - крошечный Нинся-Хуэйский и огромная по территории Внутренняя Монголия с интервалом 83-86% явки. Как исключение - Чунцин с общей активностью 73,7%, запретив мобильное голосование, получил 6 баллов. Итого: не менее половины провинций Китая стремятся к предельно высокой явке.

***

Воспроизводство власти и управления в китайской деревне страдает от слияния и укрупнения сельских населённых пунктов, переселения деревень, изъятия сельхозземель. Приведём масштабный и широко известный пример переселения в период строительства (1994-2016 гг.) колоссальной супер-плотины «Санься (Три ущелья)»: 1,24 млн. человек из 20 уездов, административно подчинённых г. Чунцин и провинции Хубэй, переселили из зоны затопления на новые места жительства. С 1997 г. территория города Чунцин и прилегающих земель провинции Сычуань была выделена в центральное административное подчинение и стала 31-й АТЕ первого уровня. Наиболее мощный фактор урбанизации - экспорт трудовых ресурсов села в город - оказывает влияние на сельские выборы во всех провинциях. Мы говорим о нунминьгун или крестьянах-рабочих - экономически-вынужденной низко-статусной форме гражданст-ва1, возникшей благодаря совокупному воздействию трёх факторов: невозможности иметь землю в собственности (возможна только аренда на 30 лет), дуализму паспортной системы, унаследованной от маоистского режима, и массовой миграции в город после перехода на семейный подряд, в ходе продолжающихся процессов реформ и урбанизации. Численность нунминьгун велика и варьирует в интервале 250-300 млн. чел. - рис. 3.

350 зоо 250 200 150 100 50 о

2011 2012 2013 2014 2015 20l6 2017 20l8 2019

S мнгращынз сельской местности, млн чел □ в ол о стно-по селковые нунминьгун, млн. чел

4-11

3 1

9.2

6 1

2.Î4 1

>5."4 "

1 li

8,(

3 1

4 1

1 1

4 1

4.С

- ] 15, 7 1

16,

Источник: Национальное бюро статистики. Отчет по мониторингу трудовых мигрантов. - https://www.sohu.eom/a/2176173 29_775892; http://www.stats.gov.en/tjsj/zxfb/201902/t20190228_1651265.html; http://www.stats.gov.en/tjsj/zxfb/202002/t20200228_1728 913.html)

Рисунок 3.

Динамика численности трудовых мигрантов (категория нунминьгун). 2011-2019 гг.

Сельские мигранты (рис. 3) подразделяются на поселково-волостных крестьян-рабочих, находящихся в «полугородских» условиях жизни и труда (40%), и крестьян-рабочих в городах (60%), которые «сегодня служат новым источником пополнения слоя промышленных рабочих, кроме того, в основном они не являются членами партии»2. Отток рабочей силы в города заметно возрос с 2002 года, после вступления Китая в ВТО3. Динамика процесса урбанизации отражается не только в масштабе миграционных потоков, но и в административно-территориальной структуре расселения - рис. 4.

1 Библиография, так или иначе затрагивающая данный вопрос, очень серьёзна и весьма обширна на разных языках. См.: Га-буев А. Китай проверяет прописку. Власти готовятся к её постепенной отмене // КоммерсантЪ. - М., 2010. - № 36. - С. 7. - https:// www.kommersant.ru/doc/1330704; Доллар Д. Сдвиг в Китае // Финансы и развитие. 2014. - Июнь. - С. 10-13. - https://www.imf.org/ external/russian/pubs/ft/fandd/2014/06/pdf/dollar.pdf; Ерохин В. Исследование миграционных процессов в сельской местности северного Китая // Вестник МФЮА. - М., 2018. - № 1. - С. 182-196; Зуенко И. Власть КПК плюс урбанизация всей страны. Почему в Китае форсируют переезд сельских жителей в города // Lenta.ru. 2016. - https://lenta.ru/articles/ 2016/10/27/ farewelltovillage/; Корости-ков М. Власть и собственность в Китае // Сравнительная политика. 2015. - № 2 (19). - С. 50-65; Кремнев Е., Ван Ланцзюй. Социально-политическая система КНР: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом ВКН, 2018. - 256 с.; Никитина А. Инновации в системе местного самоуправления в Китайской Народной Республике // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. -№ 3 (20). - С. 14-20; Погудина Ю. Появление феномена «город-призрак» в процессе урбанизации Китая // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. - Сер. 13. Вып. 2. - C. 113-120; Фань Ган. Урбанизация в Китае. 2011. - 4 января. - https://inosmi. ru/fareast/20110104/165387291.html; Cai Fang. Ru he rang xin xing cheng zhen hua zou de geng yuan: [Цай Фан. Как поддержать более длительный путь урбанизации нового типа] // People's Daily Online. 2018. - http://theory.people.com.cn/n1 /2018/0427/c40531-29953600.html

2 Лянь-Лянь, Мельников Е.Г. Динамика социальной структуры России и Китая: сравнительный анализ основных тенденций // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. - Сер. 12. - Вып. 2 - С. 184.

3 Кондрашова Л. Китай: к новой модели общественного развития: монография. - М.: ИД «ФОРУМ», 2017. - С. 243.

Так, китайский «крест урбанизации» по восходящей динамике составляют посёлки городского типа (чжэнь), по нисходящей - низшие административные единицы - волости (сян) - рис. 4. Тренд на увеличение числа поселков и сокращение числа волостей уже неоднократно отмечали российские эксперты, которые связывают его «с процессами урбанизации, а также изменением формальных критериев перевода населённых пунктов из разряда сельских (волости) в разряд городских (посёлки)»1. Растущее число поселков (чжэнь) централизованно регулируется 1) принципом административной принадлежности и 2) инструкциями госстатистики по изменению статуса сельских населённых пунктов на городские.

юооооо

900000

"00000

"0000

60000

с

50000 О

600000

-<00000

е 300000

100000

II III II I

^в1«.тыкш1ког>п1тет —»—сян (ВОЛОСТЬ) — —чя;»нь (посёлок городского типа)

Источник: https://rn.baidu.com/sf_bk/item/; [Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 6-7, 13-14, 28-30, 60-63, 134-137, 219-220, 342-343, 474-475, 567-568; 8, кн. 2. - С. 2-3]; подсчёты авторов.

Рисунок 4.

Изменение числа административных единиц 3 уровня и сельских комитетов 1985-2018 гг.

В Китае имеет место суждение, что «главный страх современных лидеров страны - критическое стечение рабочих-мигрантов и мобильные приложения Twitter'a, но отнюдь не военные силы США»2. Руководство страны использует любые возможности, чтобы обеспечить мигрантов работой и плавно интегрировать их в городские сообщества, но поскольку средства для административного и социального обустройства такого огромного количества людей нужны колоссальные, происходит это не так быстро, как всем бы хотелось3.

«Попав в город, крестьяне оказывались в тяжелых условиях "незваных гостей", вынужденных оплачивать жильё и получение необходимых социальных услуг, включая медобслуживание, детсадовский уход и школьное обучение детей. ... Первыми взялись за легализацию мигрантов небольшие города»4. И если «в малых городах и поселках к 2001 г. был завершен в основном процесс унификации паспортов, прекращена практика оплаты крестьянами своего права на переезд в город, то в средних и крупных городах отступление от дуальной паспортной системы происходило гораздо медленнее и со значительными криминальными отклонениями. ... Фактически вместо дуальной паспортной системы (деревенские и городские паспорта) образовалась многоярусная система регистрации в соответствии с городскими рангами» [там же, с. 242-243].

В новой нормальности Китая планомерно, настойчиво и масштабно работают, чтобы уменьшить неравенство в обществе. По сообщениям СМИ, в докладе 5 Пленума КПК 19 созыва, состоявшегося в октябре 2020 года, было заявлено, что «за период с 2016 года по 2020 в Китае создана крупнейшая в мире система социального обеспечения. Почти миллиард пожилых китайцев получают пенсию по старости. Более миллиарда граждан страны включены в систему медицинского страхования. За пять лет в поселках городского типа и городах создано свыше 60 миллионов рабочих мест».

Применительно к исследованию выборов в сельские комитеты рассмотрим динамику численности крестьян-рабочих и их возможность реализовать свои избирательные права, а также активность на выборах в родных местах и влияние на результаты голосования.

Социальные и политические права нунминьгун жестко привязаны к месту прописки и начиная с принятия первого закона о выборах сельских комитетов вызывают вопросы. Например, на поданную 8 сентября 1990 г. петицию

1 Зуенко И. Развитие системы административно-территориального устройства провинции Хэйлунцзян: 1982-2014 гг. // Россия и АТР. 2015. - № 3. - С. 194; Кондрашова Л. Китай: к новой модели общественного развития: монография. - М.: ИД «ФОРУМ», 2017. - С. 167.

2 Рикардс Дж. Смерть денег. Крах доллара и агония мировой финансовой системы / [пер. с англ. О.В. Улантиковой]. - М.: Яуза; Эксмо, 2015. - С. 123.

3 Фу Госинь. Урбанизация китайской деревни и пути миграции аграрного населения // Вестник РУДН, сер. Экономика. - М., 2007. - № 2 - С. 89, 92.

4 Кондрашова Л. Китай: к новой модели общественного развития: монография. - М.: ИД «ФОРУМ», 2017. - С. 241.

80 жителей из 8 сел в провинции Шаньдун «Должны ли жители села, работающие на городских предприятиях, участвовать во всеобщих выборах сельских комитетов?» 28 сентября 1990 г. был получен ответ от Главного управления ПК ВСНП и Комитета по правовой работе1: «Сельские жители, работающие на городских предприятиях, проживающие в своих деревнях, могут участвовать в выборах сельских комитетов, имеют право голосовать и быть избранными». Согласно ст. 13 п. 2 закона, в сельских выборах могут участвовать «селяне, которые не живут в деревне, хотя деревня является их зарегистрированным постоянным местом жительства, но которые выразили желание участвовать в выборах», и своим правом селяне активно пользуются.

Последняя доступная цифра - примерно 9 процентов от числа зарегистрированных избирателей, которых в 2004-2006 гг. было 533,2 млн. чел., что составило 48 млн. чел., или 36,4% от 132 млн. мигрантов из городов в 2006 году (поселково-волостных крестьян-рабочих мы не учли, т.к. они «покинули землю, не покидая родных мест», и делегированное голосование им не требуется, согласно ответу Комитета по правовой работе ПК ВСНП на петицию крестьян из провинции Шаньдун). Получается, что каждый третий мигрант по состоянию на 2006 год в условиях новой социальной ситуации на селе заочно проголосовал у себя дома. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о прочной связи с родными местами.

Адекватность расчётов подтверждает электоральная статистика, согласно которой в 1998-2000 гг. в 5 провинциях было примерно 9 млн. доверителей, в 2001-2003 гг. - 28 млн. в 16 провинциях, и в 2004-2006 гг. - 24 . в 14 провинциях2. Тем не менее, в Китае жалуются, что избиратели-мигранты не очень активны на выборах (^Щй! ^ШЙШЩ) [там же, с. 385]. Так, на протяжении 5 лет в 2004-2008 гг. 13 провинций (Ляонин, Цзилинь, Цзянсу, Ань-хой, Фуцзянь, Цзянси, Хубэй, Хунань, Гуанси, Шэньси, Ганьсу (2 р.), Цинхай и Нинся) причисляли данный фактор к основным, влияющим на выборы [там же]. В целом воздействие процесса урбанизации не способствует качеству проведения сельских выборов. Например, укрупнение сельских населенных пунктов, ликвидация деревенских групп и связанная с этим миграция были отмечены в перечне основных проблем на выборах в сельские комитеты в 2004-2006 гг. в провинциях (городах, АР) Внутр. Монголия, Ляонин, Шанхай, Чжэцзян, Хубэй, Гуандун, Цинхай, Аньхой, Синцзян [там же, кн. 1, с. 545-550].

Воздействие переезда и перемещения комитетов сельских жителей китайцы относят к территориальным помехам, повлиявшим на выборы в 2004-2008 гг. в 11 провинциях (Тяньцзинь, Вн. Монголия (2 р.), Ляонин, Хэйлунцзян, Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян (2 р.), Гуандун, Сычуань, Нинся и Синьцзян) [там же, кн. 2, с. 386]. В Китае считают, что «голосование по доверенности и голосование по мобильному ящику могут включать в себя "плавающее" население, что приводит к "воде" в процентах явки избирателей; стало быть, разницу между уровнем явки избирателей на станции и общим уровнем активности можно использовать для грубой оценки влияния "плавающего" населения на выборы в сельский комитет» [там же, с. 183].

В данной связи определено [там же, с. 183-184], что если подобная разница меньше или равна 9,9 процента -категории провинций в табл. 2, столбец 1, то мигранты мало влияют на результат выборов (Хэйлунцзян, Фуцзянь, Цзилинь и Чунцин имеют по 5 баллов). Если эта разница находится в интервале 10-20 процентов, то влияние также невелико (Ляонин и Цзянсу - 4 балла). С ростом разницы до пределов 20-30 процентов мигранты своим вольным либо невольным выбором явно оказывают заметное влияние на результаты голосования (Пекин, Гуандун, Хубэй, Хунань, Тибет, Сычуань, Юньнань, Ганьсу - 3 балла). Разумеется, в провинциях, где данная разница перевалила за 30%, а это Хайнань, Чжэцзян, Внутр. Монголия, Гуйчжоу и Гуанси, влияние будет большим - 2 балла [там же]. Географически мигранты должны иметь наибольшее влияние на сельские выборы в восточном, западном, столичном и центральном регионах (перечисление в порядке уменьшения влияния). Менее всего заочное голосование влияет на выборы на северо-востоке, поскольку в трёх провинциях действуют более строгие ограничения на делегированное и мобильное голосование (уровень делегированной явки и уровень явки с переносными ящиками в Хэйлунцзяне и Цзили-не ниже 5%, в Ляонине - немного превышает 5%) [там же, с. 179, 184].

Понятно, что прокси голосами и мобильными урнами на местах злоупотребляют, и именно этим объясняется нереально высокий процент общей явки. Провинции же, которые могут без заочно-мобильного допинга поддерживать высший и высокий уровень голосования «по прибытию», вводят ограничения на «влажность» голосования. В Китае считают это правильным решением: «только более строгие ограничения могут сократить разрыв между уровнем голосования вне участков и общим уровнем явки, чтобы сделать показатель участия более значимым» [там же, с. 184].

Вывод таков: большая часть сельской местности так или иначе испытывает вполне естественные трудности в выборах местного самоуправления от реформ, урбанизации и связанной с ней внутренней миграции, неотделимых от развития страны, и требуются дополнительные административно-правовые усилия во избежание перекосов с мобильным и заочным голосованием.

***

Китайским студентам, обучающимся за границей, неинтересно, кто станет «старостой» в их деревне или городском квартале. Но если старший в семье посчитает нужным, то доверенность на голосование оформят. Так кого же выбирают «старостами» в китайских деревнях? Вопрос не праздный, поскольку от людей, входящих в сельский комитет (3-7 чел.) и осуществляющих местное самоуправление, зависит множество важных мелочей сельской жизни.

1 http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/lfgz/xwdf/1990-11/13/content_7047.htm

2 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 128.

Китайский законодатель (ст. 15 Закона КНР о сельских комитетах в редакции 2010 г.) считает, что кандидатами в члены сельского комитета следует выдвигать тех, кто будет отстаивать интересы жителей, а также соответствует лучшим человеческим качествам: «уважает справедливость, соблюдает закон, отличается хорошим поведением, честностью и порядочностью, предан делу общественного блага, имеет определенный образовательный уровень и необходимые рабочие навыки»1. Поскольку выборы на сегодняшний день состоялись не менее 9 раз, а нравственные качества и рабочие навыки измерить затруднительно, то интересно посмотреть, какими доступными маркерами пользуются в Китае для анализа кадрового состава сельских комитетов (советов), исходя из статистики выборов.

Для этой цели выбрано четыре анкетных критерия: естественные (гендерно-возрастные) и приобретённые (образование и членство в КПК) - рис. 4. Критерии анализируют и особо отмечают во взаимном балансе для состава комитета, который означает принадлежность к одной, либо соседней (в любую сторону) категории оценки: высшая (Шй), высокая (й), средняя (Ф^), низкая (йй) и низшая (Шйй). Категории по количеству и содержанию полностью соответствуют школьной системе оценок, и для получения рейтинга мы присвоили им соответствующие баллы. Общекитайской планкой разделения провинций на «выше» и «ниже» наглядно служит четырежды «средняя» провинция Хэнань.

Для полноты представления в дополнение к рис. 5 необходимо иметь в виду неравнозначность шкал измерения каждого параметра - табл. 4.

18

ШШ Й ЦтЭД Доля женщин

Ф й £а ЬЬШ Доля членов КПК Ф Щ ß \:ЬШ Доля q> еднего образ ования и выше Доля до 40 лег -(^Категория общего уровня явки избирателей

Источник: Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 136137, 327

Рисунок 5.

Рейтинг провинций Китая в оценке кадрового состава сельских советов и активности

на выборах. 2004-2006 гг.

Таблица 4

Таблица измерения параметров для анализа кадрового состава членов сельских комитетов в КНР.

1991-2008 гг.

Перечень параметров Отрезки шкалы измерения параметров для анализа кадрового состава членов сельских комитетов в КНР, 1991-2008 гг. (относит. данные, %):

низшая (Шй) низкая (йй) средняя (Ф^) высокая (Д) высшая (ШД)

А 1 2 3 4 5

Доля женщин Меньше 9,9 10-14,9 15-19,9 20-24,9 25 и больше

Доля членов КПК Меньше 49,9 50-57,9 58-66,9 67-74,9 75 и больше

Доля лиц со средним образованием и/или выше Меньше 39,9 40-49,9 50-59,9 60-9,9 70 и больше

Доля лиц в возрасте 40 лет и моложе Меньше 34,9 35-44,9 45-49,9 50-59,9 60 и больше

Источник: Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 232, 250, 285, 323.

1 https://asia-business.ru/law/law3/rural/

1. Присутствие женщин в команде деревенского «старосты» обязательно, но минимально. «Женский» маркер имеет самую низкую шкалу: от менее 10 и до более 25 процентов. В Законе (ст. 6) прописана женская квота - по меньшей мере, одна женщина, что есть результат традиционного порядка китайской семьи и общества в целом: «женщины доминируют в доме, мужчины - за его пределами». Особенно заметен дефицит женщин в сельсоветах Гуйчжоу, Чжэцзяна и Тибета.

2. Второй параметр, доля членов КПК - для КНР особый. 1 июля 2021 г. КПК торжественно отметила свое столетие; количество членов партии на эту дату превысило 95 млн. чел. (рис. 6). Среди них на юбилейную дату было 25,8 млн. чел. - фермеры, пастухи и рыбаки, или чуть больше четвёртой части (к сожалению, аналогичных данных в разрезе провинций в открытом доступе так и не появилось). На этих 25,8 млн. чел. в Китае лежит существенная нагрузка, поскольку, в соответствии со ст. 4 Закона, «низовые организации КПК на селе должны ... играть роль лидера, направлять и поддерживать сельские комитеты в исполнении ими своих функций и полномочий, и в соответствии с Конституцией и законом обеспечивать поддержку и безопасность сельских жителей в осуществлении ими деятельности самоуправления и в прямой реализации своих демократических прав». А потому для членов КПК в деревнях существует предельно высокая шкала членства в сельских комитетах - от половины до трёх четвертей состава.

Источник: https://slidesplayer.com/slide/11758398/; http://www.gov.cn/xinwen/2020-06/30/content_ 5522 999.htm; https://silkro adnews.org/ru/news-of-the-day/0207kolichestvo-chlenov-kompartii-kitaya-dostiglo-pochti-90-mln-chelovek-; http://russian.news.cn/2016-06/30/c_135478217.htm; http://cpc.people.com.cn/n1/2017/0630/c64387-29375750.html; https://www.dw.com/zh/; http://politics.people. com.cn/n/2013/0701/c1001-22024024.html; http://russian.people.com.cn/31516/7862971.html; http://www.gov.cn/jrzg/2012-06/30/content_ 2174072.htm;http://www.chinanews.com/gn/2011/06-24/3134416. shtml; http://www.gov.cn/test/2009-07/02/content_1355089.htm;http:// news.sina.com.cn/c/2010-06-28/111220563536.shtml; https://www.chinanews.com/gn/2014/07-01/6336322.shtml; https://slides player.com/ slide/11758398/; http://cpc.people.com.cn/GB/33837/4328229.html; https://www.chinanews.com/gn/2014/ 07-01/6336322.shtml; https://sli desplayer.com/slide/11758398/; http://cpc.people.com.cn/GB/47837/3411271.html; http://politics.people.com.cn/n1/2021/0701/c1001-3214 5418. html; расчеты авторов.

Рисунок 6.

Динамика членов КПК и баланс вновь принятых и выбывших. 1988-2021 гг.

(1989 и 1993 гг. - данные по предыдущему году)

По имеющимся данным, доля членов КПК минимальна в сельсоветах Чжецзяна, Тибета и Ганьсу.

3. Требования к уровню образования соблюдаются с 40% выпускников средней школы, что отражает ситуацию с недостатком полного среднего образования в сельской местности.

4. Возрастной критерий в команде сельсовета выполним при наличии лиц моложе 40 лет в размере трети состава - для низшей категории и до более 60 процентов для высшей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальное количество баллов, которое может набрать провинция, равно 20; все провинции - 620 баллов. Исходя из данных табл. 3, совокупно набран 391 балл или 63% возможного. Аутсайдером среди маркеров уверенно является образование: по этому профилю провинции набрали 80 баллов, или чуть больше половины. Следующий параметр, который нелегко соблюсти в деревнях, возраст: 96 баллов или 62% возможного (люди цветущих возрастных когорт стремятся уехать в города на заработки). Данные маркеры в Китае считают «гибкими», в противоположность «жестким»1 администрируемым требованиям, которые оказались по итогу лидерами в равных позициях: 108 баллов - члены КПК и 107 баллов - женщины, или примерно по 70% от возможного. Женщин в составе населения, разумеется, несоизмеримо больше, чем членов КПК, но здесь приходится учитывать национальные традиции:

1 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 2. - С. 332.

как показывают провинциальные регламенты о выборах, бывает так, что в деревне сложно избрать даже одну женщину.

Две верхних категории оценки по жестким критериям - долям членов КПК и женщин в составе сельсовета имеют соответственно 16 и 14 провинций (рис. 4), десять из них совпадают: Цзилинь, Цзянсу, Хубэй, Пекин, Ляонин, Фуцзянь, Чунцин, Хунань, Цзянси и Шанхай. Перечисленные провинции - это северо-восток, столичная территория, Шанхай и граничащая с ним Цзянсу, а также макрорегион центра и востока, выходящий к Тайваньскому проливу (Чунцин, Хубэй, Хунань, Цзянси и Фуцзянь), в которых проживает более 150 млн. избирателей.

В полученном рейтинге 17 провинций имеют баллы выше среднего, 4 провинции показали средний уровень (12 балл.) и 10 - ниже этого. Заметную поляризацию первых и последних мест рейтинга подчеркивает двукратная разница в баллах (17/8). Взаимные корреляции критериев показали, что пара жестких параметров, «женщины» и «члены КПК» имеет довольно высокий коэффициент из полученных: г=0,62. Другие парные сочетания критериев мало комплементарны: едва заметна обратная связь «возраста» с «образованием» и «идеологией»: г=-0,30 и г=-0,28 соответственно; «идеология» и «образование» также мало связаны (г=0,32), о чем говорят характеристики нескольких «слабых» провинций, в сельсоветах которых доминируют молодые и малограмотные беспартийные мужчины (Гуй-чжоу, Чжэцзян, Тибет). «Женщины» и «образование» связаны еще меньше (г=0,22), что подтверждают сформулированные нами резюме провинций Цзянси, Нинся, Хубэй и Шаньси, а также первой шестёрки рейтинга в столбце 6 табл. 3. Но в Китае сложилось мнение, что «чем ниже доля избранных сельских женщин, тем выше общий уровень образования избранных» [там же, с. 329].

Среди провинций-лидеров только Цзилинь, занявшая первое место с 17 баллами, имеет три отличных оценки и «двойку» по образованию. Следующая группа провинций с 15-17 баллами (Цзянсу, Хубэй, Пекин, Ляонин Фуцзянь, Юньнань) имеет по две отличных отметки, и отставание по остальным позициям. Аналогичная картина по другим провинциям с отличными и/или хорошими оценками: они не балансируют по строкам, отличники и хорошисты имеют провалы, так же, как и твёрдые двоечники - хорошую или отличную отметку. В данной связи в Китае выделили три типа провинций по кадровому составу членов комитета: сбалансированный (Хэнань), частично сбалансированный (Цзилинь) и несбалансированный [там же, с. 328] (например, Цзянси, Хэйлунцзян и Внутр. Монголия).

Совмещённый анализ явки и оценок кадрового состава (рис. 5) показал, что категории маркеров кадрового состава сельских советов в провинциях не зависят от уровня активности избирателей во всём диапазоне её измерений (от менее 75 до более 95%). Например, десятка провинций - лидеров по жёстким критериям, партийному и тендерному, имеет по состоянию на 2006 год активность от 73,8% в Чунцине до 98,5% в Шанхае, что доказывает только эффективность административного фактора. Три южных провинции, Юньнань, Гуанси и Гуандун, в которых в 90-е годы проводили эксперименты с числом сельсоветов, в 2004-2006гг. имели высший уровень явки (95% и более), но, за исключением Юньнани, заняли в рейтинге состава сельсоветов довольно скромные позиции. При сравнении показателей тройки провинций (Гуйчжоу, Чжэцзян и Тибет), скромных по составу сельсоветов во всем, кроме молодого возраста, активность в двух последних высока, и только в Гуйчжоу она не превысила 90 процентов, что по китайским меркам средне. Отсюда следует еще один вывод: высокая общая явка - совсем не гарантия избрания молодого, образованного, с участием женщин и большинством членов КПК состава сельсовета; в показателе активности нужно учитывать голосование «по прибытию» на место голосования, отсекая «влажные» компоненты активности: заочное и, в большей степени воздействующее посредством традиционного «общества знакомых», мобильное голосование.

Но при любой активности баланс кадрового состава (согласно табл. 4), важность которого отмечают китайские аналитики, наблюдается только со среднего уровня критериев. Легче других выполняются администрируемые условия, гендерное и партийное. Действительно, в провинциях могут «поднапрячься» и укомплектовать сельсоветы нужным количеством коммунистов и женщин. И, как подметили в Китае, «если доля членов КПК на одну или несколько категорий выше маркера образования, то это должно указывать на низкий образовательный уровень коммунистов», что характерно для доброй половины провинций1 [там же, с. 329, 332]. Аналогичная ситуация и у женщин -уровень грамотности в сёлах Китая оставляет желать лучшего для всех, и это феномен, на который люди обращают внимание [там же, с. 332].

***

Итак, что мы имеем в сухом остатке? В сельской местности Китая, где проходят прямые выборы в системе местного самоуправления, зарегистрировано в качестве избирателей более полумиллиарда человек, которых принято дифференцировать по форме участия в голосовании: очной, на участке, а также мобильной (дома) и доверительно заочной. Голосование вне участка (конференции) считают текучим и сравнивают с «водой», резонно считая, что только очное живое голосование («лучше один раз увидеть, чем ...») может реально выразить личную инициативу и предпочтения избирателей.

Активность избирателей, проголосовавших на избирательном собрании (участке) в динамике 1998-2015 гг. имеет разные уровни, зависящие от состава провинций, в которых в данный год проводились выборы. Использование переносных урн отражает в основном мобилизационное поведение организаторов выборов, реальное наблюдение за которым, особенно в сельских районах «общества знакомств» стало распространённым трудно-контролируемым явлением.

Массированное влияние на сельские выборы оказывает наиболее мощный в данном контексте фактор урбанизации - экспорт трудовых ресурсов села в город. Нунминьгун или крестьяне-рабочие - это экономически-вынужден-

1 Только в двух провинциях-лидерах, Цзянсу и Хунань, «пятёрка» за коммунистов соседствует с «четвёркой» по образованию - табл. 3, что говорит о более высокой образованности членов КПК в этих провинциях.

ная низко-статусная форма гражданства, численность которых варьирует от 250 до 300 миллионов человек. Согласно своему гражданскому статусу, крестьяне-рабочие имеют по месту прописки в деревне избирательные права, которыми они активно пользуются: каждый третий мигрант по состоянию на 2006 год в условиях новой социальной ситуации на селе заочно проголосовал у себя дома, что свидетельствует о прочной связи с родными местами.

Вместе с тем, делегированными голосами и мобильными урнами на местах злоупотребляют, чем объясняется очень высокий процент общей явки. Провинции, которые могут и без заочно-мобильного допинга поддерживать высокий уровень голосования «по прибытию», вводят ограничения на «влажность» голосования. При этом большая часть сельской местности испытывает на выборах местного самоуправления трудности от урбанизации и внутренней миграции, неотделимых от развития страны, что требует дополнительных административно-правовых мер контроля во избежание перекосов с заочно-мобильным голосованием.

Кадровый состав сельских комитетов (советов) оценивают по четырем критериям: естественным (гендерно-возрастным) и приобретённым (образование и членство в КПК), которые учитывают во взаимном балансе для комфорта целого. Самым «дефицитным» критерием является образование, затем следует молодость, поскольку люди цветущих возрастных когорт стремятся трудоустроиться в городах. Данные маркеры в Китае считают «гибкими», в противоположность «жестким» администрируемым требованиям, которые оказались лидерами в равных позициях: члены КПК и женщины.

Женщин в составе населения, по понятным причинам, несоизмеримо больше, чем членов КПК, но, учитывая национальную традицию «женского доминирования в доме», бывает так, что в деревне сложно избрать даже одну женщину. Отметим, что взаимные корреляции разных сочетаний квартета критериев по провинциям не комплементарны, за исключением «женщин» и «членов КПК».

Категории маркеров кадрового состава сельских советов в провинциях не зависят от уровня активности сельских избирателей во всём диапазоне её измерений (от менее 75 до более 95%). Высокая общая явка не стала гарантией избрания требуемого молодого, образованного, с участием женщин и большинством членов КПК состава сельсовета. Опыт показал, что в уровне явки избирателей нужно учитывать голосование «по прибытию» на место голосования, отсекая «влажную» компоненту - заочное и, в большей степени воздействующее посредством традиционного «общества знакомых», мобильное голосование.

Но при любой активности избирателей баланс кадрового состава наблюдается только со среднего уровня критериев. Легче выполняются администрируемые условия, гендерное и партийное. Недостаточный образовательный уровень женщин и членов КПК по состоянию на 2006 год в составе сельских комитетов был характерен для доброй половины провинций. Китайское руководство, в первую очередь, партийное, предпринимает титанические усилия для уменьшения социальных контрастов между городом и селом, о чем свидетельствует публикация коммюнике пленума ЦК КПК 19 созыва в октябре 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.