Научная статья на тему 'СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЫБОРОВ'

СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЫБОРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая нормальность / воспроизводство местного самоуправления / сельские проблемы / общественная безопасность / «морские выборы» / несовершенство законодательства / демократия широких масс / непоказная реальность / new normality / reproduction of local self-government / rural problems / public safety / «sea elections» / imperfection of legislation / democracy of the masses / unseen reality
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЫБОРОВ»

Арбатская М.Н. д.геогр.н., Иркутск Сюй Линьчун магистрант ИРНИТУ

СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» КИТАЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЫБОРОВ

Ключевые слова: новая нормальность, воспроизводство местного самоуправления, сельские проблемы, общественная безопасность, «морские выборы», несовершенство законодательства, демократия широких масс, непоказная реальность.

Keywords: new normality, reproduction of local self-government, rural problems, public safety, «sea elections», imperfection of legislation, democracy of the masses, unseen reality.

Социалистическая представительная демократия в Китае должна быть всесторонней непоказной реальностью, обязательной для исполнения верхами и низами, для чего нужно создавать рационально-упорядоченную завершенную систему и соответствующий ей общественный строй. Такого мнения придерживается Си Цзиньпин1. Разумеется, крестьянские низы не могут быть вне этого процесса, а методы и способы, применяющиеся для создания такого строя, раскрываются в системе функционирования и воспроизводства МСУ.

Деревня - это исторический тип крестьянских поселений; по-китайски «естественная» деревня, которая, как правило, не показывается на схеме АТД (пятый уровень), называется цзыжань цунь. С декабря 1950 г. как способ организации власти в сельской местности после образования КНР и на основе специального положения Госсовета появились административные деревни (синчжэн цунь). C 1958 г. вместо прежнего низового уровня - волостей, повсеместно стали создаваться «народные коммуны» (жэньминь гуншэ AK^tt)2 С момента создания и до полной ликвидации в 1984 г. народные коммуны практиковали «трехуровневое владение, командное управление "на основе низового режима, производственные бригады были организованы на основе природных и административных деревень"»3.

Прокомментировать историю лучше Дэн Сяопина никто не сможет. Итак, «во время большого скачка в 1958 году кооперативы высшего типа еще не успели укрепиться, как мы перешли к повсеместному созданию народных коммун, в результате в начале 60-х годов пришлось отойти назад и снова принять производственную бригаду за основную хозрасчетную единицу. В ходе движения за социалистическое воспитание в деревне в некоторых местах, целесообразная по своим масштабам, производственная бригада была поделена на мелкие ... А в других местах, наоборот, объединили бригады, и их размеры стали непомерно крупными. Практика показала, что ни то, ни другое не принесло желаемых результатов»4. И все потому, что с 50-х годов «правительство придерживалось принципа "заставить лошадь бежать быстрее, но не давать ей пастись"»5, на что трудящиеся сельские массы гениально отвечали: «главная цель - прийти на работу, нестись на нее как рой пчел, а там можно и отдохнуть» (курсив - наш) [там же, с. 390].

Закон о выборах 1980 г., Конституция 1982 г., дополнительные рекомендации ЦК КПК по созданию и деятельности комитетов сельского населения и провинциальные «Краткие правила по работе комитетов сельского населения» стали правовыми инструментами распространения и совершенствования системы сельских выборов в Китае. В соответствии с Белой книгой "40 лет прогресса развития прав человека в реформах и открытости", по состоянию на 2017 год в сельских районах Китая через каждые 3 года прямыми выборами было избрано более 9 созывов сельских комитетов. Большинство сельских комитетов проводили выборы в соответствии с законом, а доля зарегистрированных избирателей достигла 95% от общего числа жителей; явка на выборы при этом составила более 90%»6.

1 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой Т.С. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО Международная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 78.

2 Зуенко И. Развитие системы административно-территориального устройства провинции Хэйлунцзян: 1982-2014 гг. // Россия и АТР. 2015. - № 3. - С. 190.

3 Lei Zhengzhi. Cun min wei yuan hui zu zhi fa jie du (xiu gai): [Толкование «организационного статута комитета деревни»] // Ухань, 2018. - https://wenku.baidu.com/view/b49438179 a6648d7c1c708 a1284 ac850ad0204e6.html

4 Дэн Сяопин. Избранное. Т. 2 (1975-1982) / Пер. Бюро по переводу произведений Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПК. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1995. - С. 396-397.

5 Линь Ифу. Демистификация китайской экономики / Пер. с кит. Ивлева Л. А. - М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2017. - С. 200.

6 Dong Dezhi. Shi shi qiu shi: ji ceng min zhu fu yu huo li [Достижение влияния: низовая демократия полна энергии] // Жэньминь Жибао, 2019. - С. 9. - http://theory.people.com.cn/n1/2019/1011/c40531-31393029.html

Началось с того, что «Конституция 1982 г.1 в ст. 30 подтвердила трехзвенную структуру АТД с восстановленным волостным уровнем. Мероприятия по ликвидации народных коммун и воссозданию волостей проходили в течение 1982-1984 гг. Совместное постановление ЦКК ПК и Госсовета КНР от 07.11.1983 г. при образовании волостей разрешало в интересах повышения эффективности государственного управления выходить за территориальные рамки прежних ... коммун»2. Поселки уездного уровня теперь закреплялись за волостным [там же], приближая некоторое влияние урбанизации к сельской местности.

По признанию Дэн Сяопина, начало реформ вообще не было простым, но «еще большую проблему составляли реформа на селе, переход в деревне к семейному подряду, отмена народных коммун»3. Рассмотрим поэтапное создание сельских комитетов, с помощью которых деревенские жители Китая стали осуществлять «самоуправление, самовоспитание, самообслуживание и самоконтроль», и предшествующую данному процессу деколлективизацию.

Ситуация в сельской местности под прессом маоистского режима была настолько суровой, что переход к единоличному хозяйству вызывал у крестьян смертный страх перед расправой властями. В провинции Аньхой зимой 1978 года жители маленькой, бедной и голодной деревушки «Сяоганцунь подписали письмо кровью (хранящееся сейчас в музее - авт.), в котором говорилось, что если их единоличные хозяйства будут обнаружены правительством, а их бригадира расстреляют, то члены других 17 домохозяйств возьмут на себя ответственность за воспитание его детей»4. Данный пример ярко иллюстрирует, что «политика реформ в деревне начиналась снизу и была в значительной мере результатом самоорганизации крестьян, поддержанной властями не сразу, а спустя некоторое время»5.

Дэн Сяопин вспоминает, что «вначале не все одобряли реформу. Две провинции показали пример в перестройке. Одна - это провинция Сычуань, моя родина. Другая - это провинция Аньхой. Курсы и установки на реформу мы разработали именно на основе опыта, накопленного этими двумя провинциями»6. В самом начале только треть провинций приступила к делу, на второй год - больше двух третей, а на третий подтянулись и все остальные [там же, с. 471]. Уже «в октябре 1983 года ЦК КПК и Госсовет в соответствии с указаниями Конституции КНР относительно учреждения волостных правительств издали "Циркуляр об отделении народных коммун от органов власти и создании волостных правительств". К концу 1984 года эта работа во всей стране была в основном закончена. С тех пор система народных коммун в деревне прекратила свое существование» [там же, с. 505].

На 18 съезде КПК в ноябре 2012 года (ответственный секретарь съезда Си Цзиньпин) было заявлено, что «начиная с политики реформ и открытости мы обобщаем положительный и отрицательный опыт развития социалистической демократии» (курсив - наш)7. Достижения и успехи в совокупности с проблемами и неудачами образуют реальность реформ и процесса выборов сельских комитетов, которая была фундаментально отражена в обширном двухтомное досье эксперта китайской академии социальных наук Ши Вэймина (Shi Weimin)8. К 60-летию КНР и 30-летию реформ китайское общественно-научное издательство выпустило данную монографию, опирающуюся на внутреннюю служебную отчетность министерства гражданской администрации (далее - МГА), которое было образовано в 1978 г. и курирует, в том числе, воспроизводство сельского МСУ (китайское ведомство - нечто среднее между управлением внутренней политики АП и ЦИК в РФ).

Дополнить представление о напряженности происходившего в начале реформ за внешне спокойным фасадом стабильности политической системы помогут цифры из вышеназванной монографии. Конкретно - расхождение в данных о числе сельских комитетов между НБС (Национального Бюро Статистики) КНР и МГА. Причина значительного несовпадения статистических данных двух ведомств на рис. 1 кроется в ведомственной специфике на фоне многозначности происходящего процесса: статистика оперирует «обезличенными» усредненными данными без поправок на особенности избирательного процесса, а МГА оперативно и целенаправленно учитывает все тонкости реформы, эксперименты и частные случаи (недо/перевыборы и т.п.) [там же, кн. 2, с. 24].

На рис. 1 показана разница между числом сельских комитетов по учету МГА9 - уменьшаемое, и аналогичными данными по учету госстатистики - вычитаемое, которые были взяты нами на соответствующих провинциальных

1 «В отличие от своих предшественниц, наспех принимавшихся в 1975 и 1978 гг., проект ее прошел стадию всенародного обсуждения, длившегося более семи месяцев (апрель - ноябрь 1982 г.). 4 декабря 1982 года Конституция была утверждена ВСНП и на следующий день опубликована в печати» [1, с. 40].

2 Зуенко И. Развитие системы административно-территориального устройства провинции Хэйлунцзян: 1982-2014 гг. // Россия и АТР. 2015. - № 3. - С. 191.

3 Дэн Сяопин. Избранное. Т. 3 (1982-1992) / Пер. Бюро по переводу произведений Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПК. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1995. - С. 471.

4 Линь Ифу. Демистификация китайской экономики / Пер. с кит. Ивлева Л. А. - М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2017. - С. 392.

5 Бородин В.Ф. Система государственного управления КНР в годы испытаний: от «культурной революции» до административной реформы 1982 г. // 70 лет современному китайскому государству. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН (Москва, 20 и 22 марта 2019 года). - М.: ИДВ РАН, 2019. - С. 128.

6 Дэн Сяопин. Избранное. Т. 3 (1982-1992) / Пер. Бюро по переводу произведений Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПК. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1995. - С. 303.

7 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой Т.С. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО Международная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 64.

8 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. В 2-х кн. - 978 с.

9 Линь Ифу. Демистификация китайской экономики / Пер. с кит. Ивлева Л. А. - М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2017. - С. 6-7.

страницах сайта НБС. По данным МГА, в большинстве провинций первоначальное число сельсоветов в 1983 г. было гораздо меньше числа бригад (рис. 2 в первой части цикла). С количеством вновь создаваемых сельсоветов начались провинциальные эксперименты, в т.ч. после ввода с 1 июня 1988 г. экспериментального закона; заметно выделился юг -Юньнань, Гуанси-Чжуан и Гуандун (рис. 1). Дольше всего экспериментировали в Юньнани, с 1984 года и до принятия постоянного закона. В Гуандуне резкий рост с поэтапным снижением наблюдался в 1983-1986 гг. и 1989-1998 гг. В Гуанси экспериментировали в 1988-1995 гг. Причина резкого роста заключается в том, что сельские комитеты образовывались вместо т.н. деревенских групп - рабочих подразделений бригад в более мелких «естественных» поселениях. Организационно и финансово затратный эксперимент прекратили с принятием обязательного закона, цифры ведомств почти уравнялись.

Юньнань Гуандун ^^■АРГуансн Чэьуан —О—Китай

Рисунок 1.

Величина разности в числе сельских комитетов между информацией Министерства гражданской администрации КНР и данными госстатистики. 1983-2000 гг.1

Совмещение количественных характеристик избирательного процесса в системе МСУ 1981, 1983-1984 гг. и 2018 годом показано на рис. 2. В течение 35 лет произошло уменьшение числа сельских комитетов на 385,3 тыс., или на 41,5%. Численность сельских комитетов 2018 года хорошо коррелирует с суммарным числом коммун и бригад в 1981/1983 годах (1=0,93), в то время как число сельских комитетов разных лет (1984 и 2018 годов) имеет значительно меньшую связь (1=0,59). Иными словами, большинство провинций, оглядываясь на постоянное уменьшение численности сельского населения, постепенно вернулось к дореформенному масштабированию территориальной управленческой сети. Ярким исключением является провинция Шаньдун с числом сельских комитетов в 2018 году примерно 70 тыс. и их малым средним размером (0,56 тыс. чел.), что для остального Китая совсем нехарактерно. Контраст со следующей за лидером тройкой провинций значителен: Хэбэй, Хэнань и Сычуань имеют 48,7; 45,6; 45,5 тыс. комитетов со средним размером 0,675; 1,016 и 0,874 чел. жителей соответственно (рис. 2).

«Вслед за социально-экономическим развитием постепенно началось расширение каналов упорядоченного участия граждан Китая в политической жизни страны»2. Но несмотря на то, что сельские выборы проходили, опираясь на рекомендации ЦК КПК по созданию и деятельности сельских комитетов и аналогичные провинциальные правила, «опыт исторического развития Китая 1980-х гг. раннего периода реформ показал крайне высокий уровень административной неэффективности государства»3. Жизнь впроголодь отступила, но «из-за разделения полей на домохозяйства, фермеры, получившие поля и свободу, вскоре столкнулись с новыми проблемами, наиболее заметными из которых были резкое ухудшение общественной безопасности, воровство, азартные игры, борьба за воду, анархия»4. Стабильность политической системы в таких условиях «дорогого стоит». Крестьяне описывали жизнь того времени как «сытую и плохо спящую» [там же], что означает еду один раз в сутки - «на ночь глядя», а затем плохой сон на полный желудок.

1 Источники: Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 6-7; http://www.stats.gov.cn/

2 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой Т.С. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО Международная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 100.

Воскресенский А. Эволюция политической системы и политическая модернизация КНР: проблемы и преимущества «китайской модели» // Сравнительная политика. 2014. - № 1 (14). - С. 126.

4 Lei Zhengzhi. Cun min wei yuan hui zu zhi fa jie du (xiu gai): [Толкование «организационного статута комитета деревни»] // Ухань, 2018. - https://wenku.baidu.com/view/b49438179 a6648d7c1c708 a1284 ac850ad0204e6.html

Рисунок 2.

Количественные характеристики провинций Китая в сфере сельского территориального управления между началом реформ (1981, 1983, 1984 гг.) и состоянием в 2018 году1

С 1 июня 1988 года директивных источников для провинциального нормотворчества, касающегося выборов в сельской местности, стало два (плюс конституция). Это «технологический» закон о выборах в части, относящейся к низовому уровню, который действует с 1 января 1980 г.; «содержательный» закон о комитетах сельских жителей, «экспериментально» принятый 24 ноября 1987 г. для реализации «в опытном порядке» с 1 июня 1988 г. Последний был переработан и через 10 лет, 4 ноября 1998 г. принят уже как норматив для всех АТЕ первого уровня. На основе законов были приняты соответствующие провинциальные положения (регламенты) о выборах в сельские комитеты и регулярные поправки к ним.

Рассмотрим этапы создания комитетов сельских жителей (сельсоветов), начиная с предконституционного периода, когда возник первоначальный вакуум сельской власти вследствие/после ликвидации коммун и бригад. Китайские эксперты предложили периодизацию выборов согласно трехлетним избирательным циклам2. Более логичными нам представляются отрезки, границы которых обусловлены событиями, относящимися к политическому и экономическому ходу реформ в Китае, нераздельному в целом.

Длительный и весьма насыщенный событиями этап создания и развития сельского комитета (совета) как института в 1980-1988 гг., включая ввод в действие первого экспериментального закона с 1 июня 1988 года, правомерно разделить на периоды: 1) создание образца, 2) пилотные проекты, 3) полное развертывание и начало оформления ин-

3

ститута главы сельсовета .

Начальный этап реформирования с 1979 по 1984 год характеризуют как «первоначальный «хаос», наряду с которым вступила в действие демографическая политика «одна семья - один ребенок». Доконституционный период 1980-1982 гг. - «спонтанное» создание сельских комитетов (советов). «Первоначально они были созданы только в некоторых районах страны и носили разные названия, например "сельские комитеты", "руководящие группы по охра-

1 Источники: Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 6-7; кн. 2. - С. 2-3; http://www.stats.gov.cn/

2 Huang Shu Xian. Guan Yu <Zhong hua ren min gong he guo cun min wei yuan hui zu zhi fa> <zhong hua ren min gong he guo ju min wei yuan hui zu zhi fa> [Пояснения к «Закону об организации Комитета сельских жителей Китайской Народной Республики» и «Поправке к Органическому закону Китайской Народной Республики о Комитете городских жителей (проект)»]. 2018. -http://www.npc.gov.cn/npc/c10134/201812/538543a2895a4f66b2198 d88a5e51ac9.shtml; Lei Zhengzhi. Cun min wei yuan hui zu zhi fa jie du (xiu gai): [Толкование «организационного статута комитета деревни»] // Ухань, 2018. - https://wenku.baidu.com/view/b49438179 a6648d7c1c708 a1284 ac850ad0204e6.html; Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. В 2-х кн. - 978 с.; Tang Jinsu. Cun min wei yuan hui zu zhi fa (shi xing) shi shi qing kuang: [Об осуществлении организационного (экспериментального) закона сельского комитета] // Ежегодник китайского права. 1992. - http://pkulaw.cn/fulltext_form.aspx?Gid= 4305856bff7fe4ebd4452091206 23f94bdfb

3 Lei Zhengzhi. Cun min wei yuan hui zu zhi fa jie du (xiu gai): [Толкование «организационного статута комитета деревни»] // Ухань, 2018. - https://wenku.baidu.com/view/b49438179 a6648d7c1c708 a1284 ac850ad0204e6.html

не общественного порядка", "комитеты по управлению" и т.д.»1. В Гуанси-Чжуане, Хэбэе и Сычуани возникла целая группа выбранных населением сельских комитетов, с неоднородным составом и ненадежной организацией; их деятельность ограничивалась какой-либо одной проблемой; правила сельской жизни не были направлены на достижение общего блага2. Постоянно действующий сельский совет как сельская первичная общественная автономная организация соседних домохозяйств числом от 100 до 700, впервые был закреплен в Конституции 1982 г. и после того начался период «пилотных проектов».

Все провинции в соответствии с конституционными требованиями направили рабочие группы в сельскую глубинку для создания экспериментальных сельсоветов. Период 1983-1985 годов - это завершение работы по созданию института сельсовета: к февралю 1985 г. было создано более 940 тысяч пилотных сельских комитетов по всей стране, которые «явились новой структурой в системе управления Китая и положили начало реформам политической системы в сельской местности. Комитеты сельского населения должны были стать самыми массовыми организациями самоуправления, которые представляли собой важное связующее звено между крестьянством и партийно-государственным аппаратом»3.

Представляется, что сельские комитеты действительно создавались как связующее звено и форма сотрудничества государства с «дойной коровой» китайской модернизации, которое осуществлялось (-ется) на двух уровнях: с конкретным фермерским домохозяйством и с коллективом домохозяйств как единым пользователем инфраструктуры, сформированным после внедрения системы совместных контрактов. И только затем сельский комитет выступает как организация самоуправления, обеспечивающая, главным образом, общественную безопасность в деревне. «Официальная пропаганда поспешила провозгласить завершение процесса создания комитетов по всей стране» [там же], но огромное количество наспех созданных комитетов (советов) не перешло в качество управления. И «стало очевидно, что работа по упорядочению и совершенствованию органов низового самоуправления в деревне еще далеко не закончена» [там же].

В соответствии с Конституцией было установлено единое название «сельский комитет (совет)», за которым были закреплены функции народных представителей, безопасности и общественного здравоохранения. Были разработаны система работы и принципы деятельности сельсоветов. Период 1986-1988 гг. характеризуется повсеместным становлением сельсовета как института МСУ и началом формирования института главы сельсовета.

Второй этап 1989-1998 гг. - непростой путь от одного закона к другому. В течение данного периода в истории современного Китая произошли политические события разной значимости, одно из которых на площади Тяньаньмэнь стало известно всему миру. В 1989 году - году сорокалетия КНР, который завершил пятилетний период высокой инфляции, приведший к избыточной денежной массе и обесценению юаня, к экономическому кризису добавился острый политический кризис. Участники совещания в ЦК КПК 5 июля 1990 г., включая авторитетных китайских экономистов, пришли к мнению, что «инфляция 1988 г. и политические волнения лета 1989 г. были спровоцированы чрезмерным увлечением рынком»4, невидимая рука которого оказалась палкой о двух концах и больно ударила по всему Китаю.

«Во всех сферах общественной жизни усилился крен в сторону "порядка" и "стабилизации", восстановления авторитета власти и проводимой социально-экономической политики» [там же]. Общенациональный тренд не миновал и процесса реализации закона о выборах сельских комитетов. Стали появляться мнения, что сельские комитеты «являются продуктом буржуазной либерализации» и «отклоняются от реальности сельского Китая»5. В самой крупной крестьянской провинции - Хэнань, где в пилотном режиме создавали сельские комитеты, процесс был приостановлен6 [там же]. Чтобы обсудить проблемы, стоящие на пути развития местного самоуправления, МГА, другие ведомства и профсоюзы подготовили и провели первую общекитайскую конференцию на данную тему со времени основания КНР -конференцию в уезде Лайси провинции Шаньдун. «Когда состоялась "Лайси-конференция" (5-10 августа 1990 г.), первые общенациональные выборы в сельский комитет были в основном завершены. Важность встречи (конференции) состоит в определении перспективы развития самоуправления жителей и избрания их комитетов, чтобы "они не перевернулись с ног на голову в ответ на брошенный им вызов"» [там же, с. 52].

«Опыт Лайси (как уездной системы выборов, так и решений собственно конференции) по окончании мероприятия был распространен по всей стране. В Китае считают, что конференция сыграла важную роль в демократизации и стандартизации выборов в сельские комитеты» (курсив - наш) [там же], а самое главное - свела до нуля риск возврата к коммунам и бригадам. Представляется, что результат "пути назад нет, только вперед" был предопределен двумя факторами: а) разумностью решения для сельского населения, и, что не менее, а может быть более важно, б) объективной потребностью всего Китая, поскольку село было (и по сей день еще остается) системным источником ресурсов модернизации и базой продовольственной безопасности страны.

1 Будегечиева Ю. Начальный этан развития самоуправления в сельском Китае // Известия Алтайского государственного университета. 2010. - № 4-1. - С. 49.

2 Lei Zhengzhi. Cun min wei yuan hui zu zhi fa jie du (xiu gai): [Толкование «организационного статута комитета деревни»] // Ухань, 2018. - https://wenku.baidu.com/view/b49438179 a6648d7c1c708 a1284 ac850ad0204e6.html

Воскресенский А. Эволюция политической системы и политическая модернизация КНР: проблемы и преимущества «китайской модели» // Сравнительная политика. 2014. - № 1 (14). - С. 49.

4 Кондрашова Л. Китай: к новой модели общественного развития: монография. - M.: ИД «ФОРУМ», 2017. - С. 209.

5 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 49.

6 В провинции Хэнань коммуна существует до сих нор. Источник: Последние коммуны в Китае: напоминание о прошлом // BBC, 2009. - https://www.bbc.com/russian/ international/2009/09/090929_china_last_communes

eso

После успешного завершения «Лайси-конференции» и создания демонстрационных сельских комитетов1 появилось расписание на 1991-1994 гг., согласно которому в провинциях, после согласований «наверху» были запланированы и стали проводиться выборы в сельской местности. В целом для Китая 1990-1996 годы были периодом экономической, ценовой и валютной турбулентности: сверхвысокий экономический рост, сверхвысокая инфляция (21,7% в 1994 г.), на фоне которого в 1991-1994 гг. состоялись выборы в сельские комитеты, хотя и не везде.

В таблице 1 приведены отрывки из специального расписания (табл. 3-1 в книге), дабы можно было представить, в условиях темпоральной и территориальной неравномерности процесса, насколько глубоко китайские товарищи прорабатывают вопрос, управляемость и способ получения нужных результатов. Как следует из таблиц 1 и 2, провинции (города и АР) находились на разных этапах избирательного марафона: в 1993 году в Тибете был избран первый созыв сельских комитетов, в провинции Ляонин в конце 1992 года избрали уже 4 созыв, в Фуцзяни в конце 1994 года - образцово показательно - пятый. В основном это были 2-3 созыва сельских комитетов, в центре и на западе страны -первые-вторые созывы2.

Таблица 2

Электоральные характеристики административно-территориальных единиц КНР первого уровня по выборам сельских комитетов (органов местного самоуправления)3

Наименование провинции, Расчетное (ориентиро- График проведения вы- Число зарегистрированных

автономного района (АР), вочное) число избирате- боров в 1991-1994 гг. / избирателей в 2004-2006 гг.,

города центрального подчинения КНР лен, тыс. чел. Созыв тыс. чел.

А 12-1 12-3

Китай, всего 647 079,3 533 233,9

Северный Китай 67 500,9 2-3 созывы 62 777,5

1 Пекин. 2603,1 1991-1992 / 2 2650,0

2 Тяньцзинь. 2710,2 1994-1995 / 2 2989,2

3 Пров. Хэбэй. 36 969,2 1993-1994 / 3 32 848,3

4 Пров. Шаньси. 16 055,7 1993-1994 / 3 14 745,5

5 Внутренняя Монголия. 9162,7 1993-1994 / 2 9544,5

Северо-Восточный Китай 38 810,1 2-4 созывы 37 204,3

6 Пров. Ляонин 15 895,5 1991-1992 / 4 16 045,9

7 Пров. Цзилинь (Гирин) 9842,5 1991-1992 / 2 9367,6

8 Пров. Хэйлунцзян. 13 072,2 1993-1994 / 3 11 790,8

Восточный Китай 188 777,5 2-5 созывы 184 676,9

9 Шанхай. 2305,8 1993/4 2660,2

10 Провинция Цзянсу. 36 288,8 1993/3 37 042,5

11 Пров. Чжэцзян. 25 843,6 1992-1993/3 25 260,0

12 Пров. Аньхой. 35 735,9 1993/2 35 776,8

13 Пров. Фуцзянь. 18 183,6 1994 / 5 15 852,2

14 Пров. Цзянси. 22 489,2 1992-1993/2 22 551,1

15 *Пров. Шаньдун. 47 930,5 1992-1993/4 45534,0

Центральный Китай 194 950,5 1-2 созывы 174 821,2

16 Пров. Хэнань. 54 548,8 1991-1993 /1 54 867,0

17 Пров. Хубэй. 27 228,4 1992-1993/2 26 112,7

18 *Пров. Хунань. 37 334,0 1992-1993/2 29 653,4

19 Пров. Гуандун. 43 987,0 Н.д. 33 320,0

20 Гуанси-Чжуанский АР. 28 268,8 Н.д. 27 870,0

21 Пров. (о-в) Хайнань. 3583,5 Н.д. 2998,1

Юго-Западный Китай 111 846,6 1-2 созывы 108 285,2

22 Чунцин. 16 573,9 - 13 474,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Пров. Сычуань 47 071,5 1992-1993/2 47 718,3

24 Пров. Гуйчжоу 22 337,8 1992-1993/2 22 900,0

25 Пров. Юньнань. 24 327,3 1993/1 22 855,2

26 Тибетский АР. 1536,1 1993/1 1337,0

Северо-Западный Китай 45 193,8 1-2 созывы 40 656,2

1 «МГА решило назначить округ Лайси провинции Шаньдун национальным демонстрационным округом автономии сельских жителей. Целью подобных шагов, не только в провинции Шаньдун, является выбор кадров сельских комитетов в соответствии с законом, создание системы собраний сельских жителей или их представителей, создание и совершенствование мер безопасности, посредничества, общественного здравоохранения; сельских групп и других подчиненных учреждений и организаций, а также формулирование необходимых правил и положений» [Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 53].

2 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 55-56, 80-89.

3 Источники: https://baike.baidu.com/item/; Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 55-56, 80-89; Кн.2. - С. 122, 125, 136-137].

27 Пров. Шэньси. 19 035,2 1993-1994 / 2 18 982,0

28 Пров. Ганьсу. 14 146,0 1992-1993 / 1 12 590,8

29 Провинция Цинхай. 2436,1 1992-1993 / 2 2218,5

30 Нинся-Хуэйский АР. 2829,5 1992-1993 / 2 2181,0

31 Синцзян-Уйгурский АР. 6747,1 1993/2 4683,9

Одновременно начинается «шествие» по стране модели «морских выборов», которая подразумевает выдвижение кандидатов и их последующее избрание, то и другое - «массами», которое в Китае отличает конкуренция на стадии выдвижения в кандидаты (деревенский праймериз), имеющая разные формы («три взлета - три падения» и т. п.), а также различные модели организации избирательных кампаний с принятыми в Китае формулировками, состоящими из комбинации цифр и слов («публичная пятерка», 6 объединений и т.п. - см. табл. 1). Сельские выборы совмещали с избирательными кампаниями более высокого уровня. «В результате выборов в сельские комитеты 1991-1994 гг. были унифицированы полномочия деревенских комитетов в 12 провинциях: Пекин, Тяньцзинь (1994), Хэбэй, Ляонин, Фуц-зянь, Шаньдун, Хубэй, Хунань, Сычуань, Гуйчжоу, Цинхай и Синьцзян»1.

В работе Э. Ниу, посвященной избирательным методам (системам) на сельских выборах 90-х годов в Ките2, выделено четыре формы действий для попадания кандидатов в финальный список для голосования: голосование по номинации, т.е. прямая корреляция числа предварительных голосов с рейтингом замещаемых должностей; первичный метод, когда после оглашения имен претендентов избирательной комиссией организуются первичные выборы; консультативный способ или «три взлета - три падения», а также сходный с последним способ, только вместо сельского избиркома предложения исходят от местной партячейки; алгоритм согласования «три взлета - три падения» в любом случае считается основным.

С течением времени влияние модели «морских выборов», выбранной в качестве образца, распространялось все больше. В 1995-1997 гг. регулирование избирательных процедур было расширено до 9 способов выдвижения канди-датов3. К таковым отнесены: 1) обычные выборы без кандидатов; 2) кандидаты, прошедшие предварительный отбор; 3) кандидат от коалиции (избираемых или фермеров); 4) кандидат от деревенской группы; 5) кандидаты от собрания представителей деревни или представители жителей деревни; 6) кандидат сельского комитета, партийной ячейки или организации сельского кластера (предлагать можно вместе либо отдельно); 7) кандидат от парткома деревни; от правительства; 8) кандидат от избирательной комиссии; 9) самовыдвиженцы.

С 1997 года начался первый этап развития современной экономики Китая - этап «слабой дефляции»; 1 июля 1997 г. юридически и фактически произошло присоединение Гонконга; 1997-1998 годы - купирование Китаем азиатского финансового кризиса. В ноябре 1998 года был принят постоянный закон о сельских комитетах, который вступил в силу с 1 января 1999 года, года нижней точки экономического цикла в Китае. В тот период, как пишет демистифика-тор китайской экономики Линь Ифу, пристальное внимание китайских и зарубежных специалистов, а также властей Китая привлекли три «сельские» проблемы, под которыми понимают «бедность села, тяготы крестьянства и угрозу для сельского хозяйства», которые фактически исходят от одного источника: слишком медленный рост уровня доходов крестьян4.

Дефляция не лучшим образом «повлияла на производственные отрасли, ... городские инвестиционные возможности изменились очень мало, рабочая сила не могла более перемещаться из сельской местности в город, и большая ее часть оказалась заперта в деревне [там же, с. 299]; а «сельское население, которое к тому времени перебралось в город, оказалось под ударом» [там же, с. 299-300] городской безработицы. В таких условиях начался третий этап 19992003 годов - пятилетка всеобщих прямых выборов сельских комитетов после принятия обязательного закона, перерегулирование на его основе процедуры выборов в сельский комитет, которое означает видоизменение правил голосо-

вания5.

В провинции Дзилинь (Гирин), например, внедрили двухтуровые способы замещения вакансий, которые назвали двойными выборами (М^^ЙМ): если после первого тура не получали ожидаемого результата, либо избираемые получили одинаковые голоса, либо получили меньше требуемого количества голосов на должность, то через 5 дней проводили второй тур «по простому большинству». Другой способ, не дающий осечки - «позиционные выборы» на предварительно составленный список вакансий по их числу избирали людей, а затем избранные распределяли между собой должности. В провинции Чжэцзян проходили выборы по соглашению ("ЙШЙ^/ё): кандидаты давали предвыборные обещания; в случае избрания подписывали соглашение на исполнение своих предвыборных обещаний. В более людных, как представляется, населенных пунктах аннулировали общие собрания избирателей, разделив их на группы по избирательным участкам. Некоторые провинции аннулировали прокси-голосование и мобильные урны, в

1 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 56.

2 Niou E.M.S. An Introduction to the Electoral Systems Used in Chinese Village Elections / Duke University. 2011 - 22 р. -https://sites.duke.edu/niou/files/2011/06/35.pdf

3 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 146.

4 Линь Ифу. Демистификация китайской экономики / Пер. с кит. Ивлева Л. А. - М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2017. - С. 213.

5 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 438.

других добавили механизм юридической помощи. В Фуцзяни и Цзянси были введены выборы с предвыборной телерекламой и пропагандой [там же].

Распространенными проблемами на выборах до начала нулевых годов были непрямое голосование, несоблюдение тайны голосования и «нерегулярный» подсчет голосов [там же, с. 550]. В начале нулевых китайское руководство поставило перед собой и народом перечень ключевых задач, которые нужно выполнить. Наряду с «беспрецедентно беспощадной задачей» борьбы с коррупцией, «кампанией по развитию западных регионов», расширением прозрачности политических процессов (по мере урбанизации Китая), в их число вошло также установление дополнительных связей между руководством и крестьянством, включая содействие проведению демократических выборов в деревне1.

Следующий этап выборов сельских комитетов в 2004-2010 гг. начался в новой социальной ситуации на селе2, которую характеризуют такие кардинальные меры госпомощи, как отмена сельхозналога, увеличение инвестиций в сельское хозяйство и создание в сельской местности системы социального обеспечения; была введена также охрана пашни.

Вкупе с увеличением финансовой поддержки села сработал фактор урбанизации: деревни стали менее людны-

3

ми, т.к. отток жителей в города сыграл свою роль .

Политический курс на строительство новой социалистической деревни официально был выдвинут только в октябре 2005 года («развитие производства, достижение зажиточного уровня жизни, культурное просвещение, опрятность деревни, демократическое управление»), а в марте 2006 года такое строительство было названо ключевой задачей очередной китайской пятилетки, в решение которой наконец вошли и «три сельские проблемы»4. Инновационные практики, которые появились на сельских выборах 2004-2006 гг. в основном сводятся к действиям5, перечисленным ниже.

На основе популяризации морских выборов (Шй), были приняты «выборы выдвинутых кандидатов» (^Ш^ШШХ-ШЩ), «позиционные выборы» и «выборы кандидатов-самовыдвиженцев» Соз-

дали «судебное учреждение» сельской избирательной комиссия, в более широком масштабе на выборах стала внедряться система наблюдения. Добавили «судебное/нотариальное заверение» и установили систему правовой помощи; посредством собрания села (схода жителей) или собрания представителей села стали решать непростые вопросы сельской жизни, непосредственно влияющие на благосостояние жителей.

Наконец, заработала модель «два комитета», означающая одновременное выдвижение кандидатов в сельский комитет и сельский партком, которая априори предполагает устранение ненужной конфликтности сельского руководства. Для больших «объединенных деревень» стали применять «разделение избирательных округов (на участки)» и «двойные выборы». Нововведения таковыми фактически не являются. Например, «обучение инновациям» означает, что существующие практики спустили на местный уровень, или, что называется, дали «толчок»; «широкие инновации» означают продвижение или популяризацию удачных случаев предыдущих выборов в сельские комитеты.

В Китае пришли к выводу, что после дальнейшего регулирования выборов, процедура которых достигла высокой степени заорганизованности, нельзя будет совершать крупные «прорывы» и не следует ожидать «взрывов». «Прорыв», «изучение (продвижение) инноваций» стали основными формами, роль которых заключается в быстром распространении существующего опыта и зарекомендовавших себя практик [там же, с. 545]. Например, в 2005 году как способ снятия социальной напряженности в межвыборный период в провинции Хэнань предложили метод оптимальной разработки демократических решений «4+2», подразумевающий тесное сотрудничество низовых парторганизаций и крестьян-фермеров и/или их представителей. «4+2» включает 4 совещания «по любому важному сельскому делу и вопросу, связанному с собственными интересами сельского населения», и 2 гласности, которые означают, что принятие решений и результат должны быть открытыми6. «Данный метод работы расширил каналы, по которым принимают участие в общественных делах члены партии, проживающие в деревне, расширил и укрепил демократию широких масс на этих территориях» и привел к тому, что «в работе наблюдается невиданный рост» [там же, с. 116].

Опыт проведения выборов в 2004-2006 годах был детально проанализирован7. В таблице 7-36 (с. 546-547) отдельно по каждой провинции (АР, городу) представлена краткая информация о проблемах, возникавших на сельских выборах в отдельных населенных пунктах, либо имевших более широкое распространение, но, тем не менее, не ставших непреодолимыми - тем ценнее проведение выборов. Наиболее значимые из них и многократно повторяющиеся сгруппированы далее:

1 Киссинджер Г. О Китае / [пер. с англ. В.Н. Верченко]. - М.: АСТ, 2014. - С. 557-558.

2 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 430-446.

Применительно к данному анализу можно отметить, что, наряду с большим количеством выборов, с 2004 года стало значительно больше статистики о выборах.

4 Линь Ифу. Демистификация китайской экономики / Пер. с кит. Ивлева Л. А. - М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2017. - С. 298-299.

5 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 545.

6 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой Т.С. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО Международная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 112-113.

7 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 545-550.

- препятствия выборам и влияние на них со стороны кланов (подкуп, саботаж) и религиозных сект, межклановые конфликты (Пекин, Тяньцзинь, Цзилинь, Хэйлунцзян, Чжэцзян, Аньхой, Фуцзянь, Хайнань, Чунцин, Гуйчжоу, Цинхай, Нинся, Синцзян);

- нарушения и/или несовершенство законодательства, в том числе подкуп и неправильное понимание подкупа и/или правил проведения выборов (Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Шанхай, Аньхой, Цзянси, Шаньдун, Хэнань, Ху-бэй, Хунань, Сычуань, Шэньси, Нинся, Синцзян);

- непрекращающийся административно-территориальный передел (укрупнение/слияние населенных пунктов, ликвидации деревенских групп, переселение деревень и снос построек/изъятие земельных участков под строительство транспортной инфраструктуры), а также миграция, в том числе экологическая (Внутр. Монголия, Ляонин, Шанхай, Чжэцзян, Хубэй, Гуандун, Цинхай, Аньхой, Синцзян).

Откровенно перечисленные проблемы первого плана дополняются другими, менее заметными, но не менее важными и острыми, которые, по мнению Ши Вэймина, нельзя игнорировать [там же, с. 550]. Например, вопросы об увеличении срока полномочий сельского комитета, о снятии с должности члена сельского комитета, о невыполнении сельской избирательной комиссией своих обязанностей и различные взгляды на выплату «заработной платы за потерянную работу». «Анализ проведения выборов свидетельствует о том, что демократический режим серьезно недостаточен, предвыборные условия "скудны", рабочие процедуры наивны по дизайну, игрофицированы и неудобны при голосовании, фактическая ситуация так называемого "решения большинства" часто является "решением клана"» (курсив -наш) [там же]. Что касается последнего, то в Китае считают, что «в новое время ... требуется исключить такие неприемлемые ситуации, когда формально власть принадлежит народу, а на деле все обстоит прямо противоположным образом»1.

Из провинциальных отчетов приведены разные принципиально-критичные мнения, наиболее фундаментальным считаем политически оценочное: выборы в сельские комитеты направлены не на создание современной нормативной демократической системы, а всего лишь стали политическим шагом правительства, позволяющим снять с себя бремя ответственности (курсив - наш)2. О серьезности аргумента и отношения к нему лидера пятого поколения китайского руководства можно судить по тому, что с 2012 года «выражение "брать ответственность" стало частым в выступлениях Си Цзиньпина»3. В условиях "новой нормальности" «смелость брать на себя ответственность стала одним из важнейших критериев оценки чиновников» [там же], ведь «представительная демократия имеет своей целью сформировать механизм обнаружения и исправления ошибок и недочетов, эффективно бороться с такими пороками, как принятие решения при недостаточной осведомленности и излишней самоуверенности» .

Как видно, наивысший уровень руководства Китая публично корректирует нюансы проводимой политики, и примеры издания монографии с анализом проблем в юбилейный год и книг5 - дополнительное свидетельство зрелости и дальновидности политического руководства, которое «не хочет стать собакой, стараясь стать тигром»6.

Далее приведем мнение китайского автора, обнародованное им на английском языке: «выборы в деревне, являющиеся политическим ответом на проблемы развития в сельских районах Китая в 1980-х годах, не были направлены на содействие демократии в Китае. Однако за последние десять лет (90-е годы ХХ века - авт.) процесс сельских выборов стал новой формой сотрудничества между государством и крестьянством»7, и данная форма постепенно развивается на пользу обеим сторонам.

«После того, как Дэн Сяопин творчески включил рыночную экономику в социалистическую систему, ограничения для рыночного социализма в Китае исчезли. Вследствие этого в Китай были привнесены демократические преобразования по принципу разделения властей как основной формы изменения системы» (курсив - наш)8. За годы реформ Китай прошел путь от рубикона «спустить права и передать власть крестьянам» Дэн Сяопина, уничтожившего ограничения для развития материального благосостояния народа, до статуса, когда народная демократия широких масс вознесена на уровень жизненной необходимости, и до глобальной конкуренции социализма с капитализмом, в которой первый (под руководством КПК - авт.) стремится возглавить новую человеческую цивилизацию9.

1 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой T.C - 2-е изд., иснр. и дон. - M.: ООО Mеждународная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 47.

2 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 550.

3 Чжоу Синьминь. Руководство Си Цзиньпина и будущее Китая / Пер. с кит. - M.: Весь M^, 2019. - С. 141.

4 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой T.C - 2-е изд., иснр. и дон. - M.: ООО Mеждународная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 78.

5 Линь Ифу. Демистификация китайской экономики / Пер. с кит. Ивлева Л. А. - M.: ООО Mеждународная издательская компания «Шанс», 2017. - 455 с.; Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой T.C - 2-е изд., иснр. и дон. - M.: ООО Mежду-народная издательская кампания «Шанс», 2017. - 119 с.; Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. В 2-х кн. - 978 с.

6 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой T.C - 2-е изд., иснр. и дон. - M.: ООО Mеждународная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 66.

7 Chen W. Village Elections in China: Cooperation between the State and the Peasantry // J. of chin. polit. sci. 1999. - N 5. - Р. 6381. - https://doi.org/10.1007/BF02876892

8 Чжоу Синьминь. Руководство Си Цзиньпина и будущее Китая / Пер. с кит. - M.: Весь M^, 2019. - С. 68.

9 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой T.C - 2-е изд., иснр. и дон. - M.: ООО Mеждународная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 65-66.

es4

В связи с тем, что академическое издание о выборах готовилось к 60-летнему юбилею КНР, заключительный этап анализа1 касается выборов 2007-2008 гг., в котором были подтверждены основные трудности, обусловленные процессом урбанизации (Ляонин, Чжецзян, Шаньдун, Нинся, Сычуань), несовершенством законодательства и требованием его улучшения (Ляонин, Юньнань), недостаточным в ряде случаев информированием о выборах и правовой системе, как организаторов, так и избирателей (Цзилинь, Цзянсу, Хайнань), подкупом и коррупцией (Цзилинь, Шаньдун). Однако список провинций с проблемами (в табл. 8-17 на с. 580-581) стал заметно короче - всего 11, и появились новые факторы влияния: возврат мигрантов и их активное участие в выборах, рост интереса к выборам в связи с повышением благосостояния (Сычуань). В отчете провинции Хайнань четко артикулирована причина имеющей место низкой явки на выборы, которая не встречалась ранее, и которая явно касается не только острова: «поскольку в большинстве деревень нет коллективных хозяйствующих субъектов, а сельские жители мало зависят от организаций на уровне деревень, то большинство людей безразлично относятся к тому, кто служит в качестве деревенских кадров, и их политическое участие слабо» [там же, с. 580].

В целом по итогам сельских выборов 2007-2008 годов китайские аналитики предложили ключевые задачи реформирования и развития сельского самоуправления на длительную перспективу: формирование избирательных комиссий, регистрация избирателей, определение окончательного списка кандидатов и их конкуренция, процедура выборов и передача полномочий новому составу, проведение аудита сельских комитетов и продвижение некоторых «инновационных» практик, включая трансформацию «морской» модели выборов [там же, с. 582].

Что касается аудита как весьма острой проблемы, отмеченной первым местом, то девять провинций (Ляонин, Цзянсу, Хунань, Хайнань, Чунцин, Сычуань, Ганьсу, Цинхай и Синцзян) в 2007-2008 годах уже провели всесторонние финансовые проверки села [там же, с. 583]. На втором месте оказалось регулирование конкурса кандидатов и привнесение в эту кампанию атмосферы единства, дружелюбия и сотрудничества. Далее отмечено регулирование избрания руководителей деревенских групп и представителей сельских жителей, что имеет очень важное значение, поскольку данные агенты избирательной кампании имеют полномочия и представляют соответствующие территориальные (производственные) части жителей деревни. На четвертом месте - изменение модели выборов и расширение, как поняли авторы, позиционных выборов и самовыдвижения кандидатов («кандидаты без выдвижения») и их публичной предвыборной конкуренции. Пятым пунктом программы идет совершенствование механизма наблюдения за выборами, затем объединение выборов «двух комитетов», партийного и сельского, которое уже произошло в Ляонине, Чжэцзяне, Аньхое, Шаньдуне, Хунани, Хайнани и Гуйчжоу, с выработкой и установкой системных стандартов. Завершает перечень пункт о выборах в «трудных», «ключевых» и «объединенных» деревнях - т. е. таких, где выборы ранее не были удачными, и в которые необходимо, по предложению провинции Цзилинь, включить систему доверенных сельских комитетов [там же].

Фактически был проведен фундаментальный анализ, и на его основе создали долгосрочный прогноз развития, который стал сбываться в условиях «новой нормальности»: «с 2012 года государственное управление в Китае фокусируется на реализации народного управления государством»2. Понятие "народного управления" в условиях "новой нормальности" включает четыре компоненты, три из которых - институциональные столпы китайской демократии: институты собрания народных представителей, национальной районной автономии и самоуправления широких масс; и коммуникативная - многопартийное сотрудничество и политические консультации (естественно, под руководством КПК); при этом «возрастающее внимание уделяется совершенствованию демократии и обогащению ее форм» [там же].

Система самоуправления широких масс как одна из основ «народного управления» впервые была упомянута в 2007 г., в докладе на 17 съезде КПК, и, тем самым, «ранг системы поднялся на небывалую высоту»3. Здесь есть маленький нюанс: доклад распространил понятие «демократия широких масс» также на внутрипартийную жизнь. Ранг системы поднялся, внутрипартийная жизнь стала сближаться с общественной, а нерешенные вопросы к законодательству остались, и в конце октября 2010 года состоялось назревшее обновление органического закона о выборах сельских комитетов (на полгода ранее обновили закон о выборах депутатов разных уровней). Внесенные поправки уточнили условия регистрации избирателей (три ситуации «семья в деревне»), выдвинули единообразные требования к анкетам кандидатов, усовершенствовали процедуры выборов и увольнения членов сельских комитетов, добавили механизмы выхода членов сельских избирательных комиссий и обжалования возражений по спискам избирателей, правила делегирования голосов.

Этап 2011-2017 гг. - это время реализации обновленного закона в жизнь, когда все провинции (АР, города) активно стали принимать поправки в свои регламенты о выборах и на обновленной основе проводить избирательные кампании по истечении трехлетнего срока. На пять лет, как предлагалось, пока не перешли. В 2012 г. в докладе

18 партийного съезда впервые прозвучало словосочетание «режим здоровой социалистической представительной демократии» и была поставлена задача «усовершенствовать демократию широких масс», расширяя рамки народного самоуправления и активно развивая демократические консультации [там же, с. 25, 103]. В 2017 году состоялся

19 съезд КПК, на котором было принято решение а) о переходе на пятилетний срок работы низовых парторганизаций и сельских советов, и б) о синхронизации данных выборов.

1 Shi Weimin. Zhong guo cun min wei yuan hui xuan ju: li shi fa zhan yu bi jiao yan jiu: [Выборы в сельский комитет Китая: историческое развитие и сравнительный анализ]. - Пекин: Китайское общественно-научное изд-во, 2009. - Кн. 1. - С. 579-585.

2 Чжоу Синьминь. Руководство Си Цзиньпина и будущее Китая / Пер. с кит. - М.: Весь Мир, 2019. - С. 63.

3 Ши Бицю. Демократия / Пер. с кит. Фоминовой Т.С. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО Международная издательская кампания «Шанс», 2017. - С. 103.

Тем самым, с 2018 года открылся этап перехода на 5-летний срок работы сельсоветов, провинции стали вносить поправки в свои регламенты (на момент написания статьи состоялись процедуры в небольшом числе провинций, выборы на пятилетку начались в конце 2020 г.), дабы следующие избирательные кампании проводить согласно новым правилам. Новая образцовая модель выборов в сельские комитеты взамен «морской» пока дискутируется, однако, во исполнение решений 19 съезда КПК, активно внедряется модель «два комитета». Процедура выборов по этой модели начинается с избрания секретаря сельской партийной организации, в котором принимают участие только деревенские члены партии (например, 32 чел. в деревне численностью 1600-1700 чел.). Затем начинаются выборы деревенского «старосты» и членов сельского комитета. Избиратели - это 32 члена КПК и 14 представителей групп населения, всего 46 чел. Из них на выборах присутствуют не все: кто-то может опоздать, кто-то не прийти по иной причине. Избиратели пишут на бумаге имена предварительно согласованных кандидатов, а затем счетная комиссия подсчитывает голоса. Проходят 5 кандидатур с наибольшим числом голосов. Через 3 недели назначается второй тур, поскольку нужно до-выбрать недостающих членов комитета до полного комплекта в 7-11 человек. За всем процессом наблюдает специальная комиссия от поселка, вокруг которого расположены деревни (один поселок может объединять до двух десятков деревень). Все этапы избирательного процесса сопровождает симбиоз конкуренции и коррупции как непременный атрибут выборов.

Подведем итоги. Политика реформ в китайской деревне, которая привела к созданию комитетов сельских жителей в 80-х годах ХХ века, и демократические преобразования по принципу разделения властей как основной формы изменения системы, были в значительной мере результатом самоорганизации крестьян, поддержанной властями отнюдь не сразу. Сельские комитеты стали возникать как связующее звено и форма сотрудничества государства с донором модернизации, которое осуществляется как с домохозяйством, так и с коллективом оных как единым пользователем инфраструктуры. Поначалу сельский комитет как организация самоуправления обеспечивал, главным образом, общественную безопасность в условиях «сытой, но плохо спящей жизни».

Поэтапно развиваясь, вслед за перипетиями социально-экономического развития, комитеты сельских жителей уже прожили девять трехлетних созывов и стали неотъемлемой частью жизни на селе. Тем не менее, в Китае обоснованно появилось суждение, что выборы в сельские комитеты не направлены на создание современной демократической системы, а всего лишь стали политическим шагом правительства, позволяющим снять с себя бремя ответственности. И действительно, с 2012 года, в формате "новой нормальности" смелость брать на себя ответственность стала одним из важнейших критериев оценки чиновников. При этом в большинстве провинций, с оглядкой на постоянное уменьшение численности сельского населения, постепенно вернулись к дореформенному делению территориальной организационной структуры.

Поскольку в большинстве деревень нет коллективных хозяйствующих субъектов, и сельские жители мало зависят от организаций данного уровня, то часть людей апатично относится к политическому участию. Западные институты народовластия наполняются восточным содержанием в случаях, когда де-факто «решение большинства» является «решением клана», а препятствия выборам и негативное влияние на них со стороны кланов и религиозных сект, межклановые конфликты вырастают, в том числе, на почве несовершенства законодательства, подкупа и его трактовки в сознании сельских жителей.

Воспроизводство системы местного самоуправления, как и сама система, стали активно развиваться с 2004 года, когда на селе применили комплекс мер государственной социально-экономической поддержки. Вместе с тем, сложному процессу пере/выборов, контролируемому властями, сопутствуют объективные трудности, вызванные урбанизацией страны. Речь идет о проблемах, вызываемых непрерывным административно-территориальным переделом (укрупнением населенных пунктов, ликвидацией деревенских групп, переселением деревень, изъятием земель под строительство) и миграцией.

Современный этап обновления жизни в деревне как политический курс официально был выдвинут только в октябре 2005 года, в марте следующего строительство опрятной деревни было названо ключевой задачей очередной китайской пятилетки, в решение которой включили сельские проблемы. Система самоуправления широких масс как одна из четырех основ «народного управления» впервые была прописана в докладе 17 съезда КПК в 2007 г., подняв, тем самым, ранг данной системы на необходимо-должную высоту. В 2010 г. состоялось назревшее обновление органического закона о выборах сельских комитетов.

Китайское село было и остается системным источником ресурсов модернизации и базой продовольственной безопасности страны. С 2012 года государственное управление в Китае официально стало фокусироваться на реализации народного управления государством, которое в условиях «новой нормальности» включает институт самоуправления широких масс.

Поскольку обязательная для исполнения сверху донизу непоказная китайская реальность имеет целью сформировать механизм исправления ошибок, эффективно бороться с принятием решений в условиях недостатка осведомленности и излишка самоуверенности, то задача исключения ситуаций, когда формально власть принадлежит народу, а де-факто все наоборот, последовательно и настойчиво решается. Тому свидетельство - многолетний непрерывный процесс воспроизводства местного самоуправления в сельской местности Поднебесной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.