Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАНАЛАХ КИТАЯ (1992-2018 ГГ.)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАНАЛАХ КИТАЯ (1992-2018 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
307
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ КИТАЯ / ИСТОРИЯ КИТАЙСКОГО ТВ / ЖАНР / ФОРМАТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА / CHILDREN'S TELEVISION / CHINESE TELEVISION / HISTORY OF CHINESE TV / GENRE / FORMAT / GENERALIST CHANNELS / SPECIALIZED CHANNELS / TV PROGRAMME

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цао Юй

Рассматриваются особенности развития детского телевидения на универсальных каналах Китая до и после появления специализированных детских телеканалов. Анализируются жанрово-форматная структура, особенности тематики и программирования. Сравнение показало, что в «период каналов» количество детских передач у универсальных вещателей уменьшилось, их программирование больше не рассчитано только на детскую аудиторию, основная функция - развлечение, при проектировании используются разнообразные жанры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE STRUCTURE AND FEATURES OF CHILDREN'S TELEVISION ON THE GENERALIST CHANNELS OF CHINA (1992-2018)

This article analyses the transformation of children's television programmes on generalist channels in China. This type of content is an insufficiently studied phenomenon since not so many programmes of the early stages of Chinese television (1958-1980) remained in archives and many interesting projects of the "period of programmes" were not preserved either. That is why modern researchers mostly study contemporary children's specialised broadcasters and foreign content. In the course of the research, the author analyses the place of children's broadcasting in the Chinese television system: examines the history of the development of children's TV programmes and offers its periodisation. In each period (the "period of programmes" and the current "period of channels"), the author compares the genre, format, topic and audience features of the most popular programmes and the specifics of their placement in the broadcast grid. The empirical basis of the study includes the most popular TV shows in the "period of programmes" (19912003) and the highest-rating shows in the summer of 2018 in the "period of сhannels". The author concludes that before the appearance of specialised children's TV in China, children's programmes on generalist channels were more diverse in terms of topics. They mostly realised educational goals and were targeted at children of all age groups. The most common were game formats and magazine shows. The programmes lasted 30 to 40 minutes and paid great attention to science and art. The broadcast programming took into account interests of the children's audience (programmes were broadcast from 5 p.m. to 7 p.m.). After the appearance of specialized TV channels in the Chinese media system, the number of children's programmes on generalist channels has been reduced, the specifics of the genre, format, topic, target audience and broadcast programming have changed. Now TV journalists intend their content not only to children, but also to parents; programmes are placed mostly in prime time and this time-slot does not completely correspond to the rhythm of children's life. Nevertheless, genres and formats that journalists of children's television use have become more diverse. The most common types of programmes are talk shows and reality shows. One can say that children's broadcasting on generalist channels is mostly entertainment-oriented. The author believes that the return of the educational function to the modern children's content on generalist TV channels and its broadcast programming with a focus on interests of young audience would have a positive impact on Chinese children's television.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАНАЛАХ КИТАЯ (1992-2018 ГГ.)»

Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. С. 46-52. Б01: 10.17223/15617793/457/5

УДК 07.097

Цао Юй

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАНАЛАХ1 КИТАЯ (1992-2018 гг.)

Рассматриваются особенности развития детского телевидения на универсальных каналах Китая до и после появления специализированных детских телеканалов. Анализируются жанрово-форматная структура, особенности тематики и программирования. Сравнение показало, что в «период каналов» количество детских передач у универсальных вещателей уменьшилось, их программирование больше не рассчитано только на детскую аудиторию, основная функция - развлечение, при проектировании используются разнообразные жанры.

Ключевые слова: детское телевидение; телевидение Китая; история китайского ТВ; жанр; формат; универсальные телеканалы; специализированные телеканалы; телевизионная программа.

Детское телевидение в структуре телевизионного вещания Китая: этапы развития

В 2018 г. китайское телевидение отметило 60-летний юбилей. В КНР это электронное медиа прошло трудный и богатый событиями путь развития. С начала все китайские телеканалы принадлежали государству. Сегодня согласно «Четырехуровневой Телевизионной Системе» структура телевидения в Китае состоит из центральных (ССТУ), региональных, городских и районных телевизионных станций. В Китае сосуществуют 1 230 бесплатных центральных и региональных (универсальных и специализированных) каналов, 2 016 универсальных районных каналов и 124 платных специализированных канала. Охват кабельного телевидения в Китае составляет 82,2%. В среднем жители Китая могут принимать сигналы 75 каналов, среди них 198 млн пользователей цифрового телевидения [1].

Практически сразу на телевидении появились детские телепрограммы. 29 мая 1958 г. ССТУ показало детскую передачу «Два глупых медведя» и несколько песен и танцев для детей [2]. И в том же году на телеканале ССТУ уже была создана рубрика для детской аудитории «Детская программа». Далее открылись шанхайский и харбинский телеканалы. На них также транслировались детские песни, танцы, кукольные представления и другие программы для детей. Однако с начала «культурной революции» работа китайских телеканалов стала в большей степени направлена на политическую пропаганду, многие программы, в том числе детские, были закрыты из-за того, что считались передачами, пропагандирующими капиталистические ценности. Однако после созыва третьего пленарного заседания одиннадцатого Центрального комитета в 1978 г. телевещание Китая вернулось на прежний путь развития. После оформления «Четырехуровневой Телевизионной Системы», кроме трансляции детских программам каналом ССТУ, были запущены собственные передачи для детей на региональных и городских каналах [3].

Период стремительного развития детского контента пришелся на 1990-е гг.: начинается так называемый период программ [4]. Появилось много популярных детских передач на универсальных каналах, таких как «Вертушка» на ССТУ, «Золотые годы» на Гуандун-ском, «Счастливые дети» на Шанхайском телеканале,

«Лунная лодка» на канале Тяньцзини и многие другие [5]. По мере роста популярности таких программ возникает потребность в специализированных детских телеканалах. Запуск детского канала на Центральной телестанции (28 декабря 2003 г.) вызвал появление множества новых специализированных детских телеканалов, изменился контент универсальных вещателей [6]. Этот период мы будем называть «период каналов».

В данной статье сравниваются наиболее популярные детские программы «периода программ» и «периода каналов». На наш взгляд, изучить жанрово-форматные, тематические, аудиторные особенности детского телевидения в период его активного становления («период программ»), а также сравнить с контентом современного этапа («период каналов»), выявить тенденции развития - задача чрезвычайно интересная, имеющая практическую и теоретическую значимость. В статье вводится богатый теоретический материал, дается анализ того, как изменилась специфика детского телевещания на китайских универсальных каналах, выявляются тенденции проектирования и программирования данных программ.

Проблемы разработки методологии и сбора эмпирического материала

Ценная часть данного исследования - его эмпирическая база и методология. Подбор материала для анализа «периода программ» сопровождался определенными трудностями. На сегодняшний день в архивах осталось не так много детских телепередач ранних этапов (1958-1980 гг.). В период активного развития детского контента (1980-2000 гг.), когда ежегодно появлялось большое количество новых интересных проектов, также не все значимые программы были сохранены. Из-за неполноты эмпирической базы работы китайских ученых о детском телевидении ограничиваются анализом отдельных программам [6], трудами в области психологии (в частности, о влиянии телевидения на детей) [7-9], а также изучением зарубежного детского телевидения (в Европе и Соединенных Штатах Америки) [10, 11]. С началом масштабного развития специализированных каналов исследования были направлены преимущественно на рассмотрение тенденций в деятельности телевизионных каналов [12-14]. Изучение жанрово-форматной

структуры, тематической специфики детского вещания на китайских универсальных каналах могло бы восполнить пробел как в российском, так и в китайском теоретическом поле. Кроме того, чрезвычайно важно проанализировать изменения, произошедшие в детском контенте на универсальных телеканалах после появления специализированного вещания.

В ходе работы с эмпирическим материалом автор данной статьи изучила научные работы по истории телевидения Китая. Данная тема хорошо освещена в различных исследованиях: например, можно познакомиться с трудами по истории каналов каждой провинции. Среди наиболее известных книг - «30-летний юбилей телестанции Сычуань» [15], «Телестанция Цзянсу» (серия из ста томов по истории современного китайского телевидения) [16], «Воспоминания о телестанции Хубэй» [17]. Кроме этого, проанализированы 34 региональные хроники (отдельные тома энциклопедии регионального радио и телевидения). В них входят «Региональные хроники провинции Гуйчжоу» [18], «Региональные хроники автономного округа Нинся» [19] и другие, соответствующие каждому региону Китая. Также были изучены ежегодные обзоры (с 1986 по 2016 г.) развития китайского радио и ТВ, опубликованные в «Ежегоднике радио и телевидения Китая» [20]. Именно по этим источникам анализировались передачи, выходившие в эфир до 2003 г.

Таким образом, эмпирической базой исследования стали данные 97 программ на 34 каналах, вышедшие в эфир в период 1991-2003 гг., и 29 программ на 33 провинциальных специализированных каналах, вышедшие в эфир летом 2018 г.

В классификации жанрово-форматной структуры телевизионного эфира мы основывались на российской теории телевизионной журналистики, так как китайская теория не рассматривает понятия «жанр» и «формат» как отдельные (Сун Маофан в 1997 г.) [21], (Лин Хуэй в 2001 г.) [22]. Такая терминологическая неразграниченность объясняется в работе китайских ученых Чжан Ясина и Фу Сяогуана: «...способ градации телевизионных программ должен отличаться друг от друга из-за их разной практической применяемости в стране» [23]. Именно поэтому, когда говорится о жанрах и тематике, китайские ученые вместо этих слов обычно употребляют термин «тип». Классификации, существующие в Китае, совмещают разные типы телевизионного контента. Например, «разговорная» программа считается отдельным типом, но она же входит в тип развлекательных программ - границы типов в Китае выделены нечетко. Большое количество передач, выходящих на различных телевизионных станциях, приводит к трудностям в их типологи-зации и к проблемам в их четком разделении на жанры. В связи с этим анализ жанрово-форматной структуры детского телевизионного вещания в данном исследовании основывается на теории, изложенной в советских и российских работах по телевизионной журналистике: Р.А. Борецкого [24], Э.Г. Багирова [25], Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной [26], С.Н. Ильченко [27].

В начале исследования были выделены следующие жанры и форматы: тележурнал, телесериал, виктори-

на, реалити-шоу, ток-шоу, художественный фильм, беседа, информационная программа, телешоу, документальный фильм и конкурс. Также при анализе телевизионного контента автор определила особенности тематики и аудитории изучаемых передач.

Детские программы на универсальных каналах до масштабного появления детских каналов (1992-2003 гг.)

В течение долгого времени в Китае господствовали универсальные каналы. В 1990-е гг. почти все они выпускали детские программы. Из-за технических ограничений сигнала большинство передач могли принимать жители только той провинции, где вещала сама станция. Однако после развития спутникового вещания некоторые провинциальные каналы начали также выпускать свои программы для детей по всей стране.

Состояние детского телевидения в этот период значительно улучшилось, что, безусловно, отразилось на увеличении количества программ. Детский контент на ССТУ охватывал детскую аудиторию всех возрастов, благодаря этому канал сумел увеличить инвестиции и улучшить качество мультфильмов. Количество китайских, отечественных мультиков впервые превзошло импортные по объему в сетке вещания. Детские программы на ССТУ пользовались большой популярностью. По статистике, в 1999 г. 99,3% детей в Китае предпочитали смотреть детский тележурнал «Вертушка», выходящий на канале ССТУ [28]. В общей сложности в 1994 г. 200 провинциальных и мультипликационных телеканалов транслировали детские программы в Китае, это 26,1% от всех телеканалов. Телевизионные программы для детей транслировались как провинциальными, так и крупными городскими телеканалами каждый день перед прайм-таймом [29].

Автор проанализировала «Ежегодник китайского радиотелевещания» и заметила, что на региональных телеканалах с 1991 до 2003 г. появилась 71 новая детская программа. Эти программы пользовались большой популярностью сразу же после их появления в эфире.

После анализа работы Центрального телевидения Китая и отдельных провинциальных каналов были выделены наиболее популярные у детской аудитории передачи (основной критерий при отборе - объем аудитории), проанализированы их жанрово-форматные особенности, целевая аудитория, специфика тематики.

На основе изученных автором данных можно выделить несколько особенностей детского телевидения на универсальных каналах Китая «периода программ» (см. подробнее в табл. 1):

1. Наиболее популярный формат - тележурнал с различными рубриками. Это такие познавательно-развлекательные программы, как «Вертушка», «Чжэцзянское детское ТУ» и другие (табл. 1).

2. Много внимания уделялось искусству в различных его формах. Дошкольникам и школьникам предлагались для просмотра эстрадные номера, миниатюры, опера, а также передачи о литературе и живописи.

Таблица 1

Наиболее популярные передачи для детей на центральных и провинциальных универсальных телеканалах Китая (1991-2003 гг.)

Название Формат Хронометраж Целевая аудитория Периодичность Содержание

«Город мультиков» Тележурнал 30 мин - Понедельник -суббота В программе демонстрировались различные мультфильмы и кукольные фильмы

«Танграм» Тележурнал 45 мин Дети до 6 лет По вторникам В программу входили разнообразные рубрики: познавательные рассказы, музыкальные игры, рассказы о детях и родителях и др.

«Маленький микрофон» Тележурнал 30 мин Дети от 6 до 14 лет По будням Программа была насыщена разнообразным контентом: рассказы, советы по рукоделию, песни и танцы

«Солнечный город» Тележурнал - Учащиеся начальной и средней школы По будням В программе демонстрировалась повседневная жизнь учащихся начальной и средней школы

«Молодые всходы» Тележурнал - Дошкольники, учащиеся начальной и средней школы - В программу входили 2-3 рубрики, в них обсуждали ежедневные дела, которыми заняты дети. В ходе программы давались научные знания, в студию приглашали знаменитостей

«Лодка Луны» Тележурнал 30 мин Дети в возрасте от 3 до 8 лет - В программу входили отдельные познавательные рубрики

«Чжэцзянское детское TV» Тележурнал 2030 мин - Будние дни Программа состояла из новостей для детей, игр и пр.

«Детский театр» Программа 100 мин - Выходные В этой программе выступали различные труппы (эстрада, цирк, музыка и кукольный театр)

«Солнечный ветер» Тележурнал 25 мин - Суббота, повтор по вторникам Игровые рубрики, музыкальные номера, основы научных знаний

«Колокол рассказов» Драматургия 10 мин Дошкольники Будние дни Дошкольники слушали рассказы, сами придумывали истории, исполняли роли в них

«Вертушка» Тележурнал 40 мин Дети в возрасте 7-12 лет По будням Игра, рубрики со специальными темами

«Одуванчик» Тележурнал 10 мин Дошкольники Ежедневно Программа знакомила детей с различными видами искусства: музыкой, танцами, литературой, оперой и живописью

«Смотрите вместе с папой и мамой» Тележурнал 10 мин - По будням В программе обсуждали проблемные вопросы, отношения с родителями, а также приглашали родителей с детьми участвовать в играх

«Веселые острова» Программа - - - Популярная художественная миниатюра. Главные герои - собака и орангутанг

3. Игра - важный элемент на китайском детском телевидении. Дети играли друг с другом, с игрушками, родителями, получая необходимые знания и навыки.

4. Следует отметить небольшой хронометраж передач. Детские программы на универсальных каналах занимали обычно 30-40 мин2 по будням. Однако существовали исключения: «Колокол рассказов» и «Одуванчик» шли только 10 мин.

5. Программы выходили в эфир обычно с 17:00 до 19:00 (кроме передачи «Детский театр»), что соответствовало распорядку дня китайских детей - в это время они возвращались домой.

Что касается жанрово-форматной структуры детского телевещания, большой популярность пользовались передачи, сделанные в формате тележурнала, второе и третье место занимали, соответственно, мультфильмы и телесериалы.

Детские программы на универсальных каналах после масштабного появления детских каналов

8 сентября 1999 г. в Китае появился первый специализированный детский телеканал - «Наньфан-дети».

Но только через год Центральная телестанция начала предпринимать попытки создать собственный специальный детский канал. Телестанция транслировала передачу под названием «Наш век», которая шла 12 ч. Эту «попытку» называют «открытием дверей» [30]. Центральная телестанция официально запустила специальный детский канал 28 декабря 2003 г. Канал был ориентирован на аудиторию до 18 лет. Контент включал 22 программы, эфирное время составляло 18 ч 30 мин каждый день [2].

До 2004 г. детские программы выпускались на 90 каналах региональных и административных центров и на 246 городских телевизионных станциях [1]. Но в связи с развитием специализированных детских каналов с 2004 г. телестанции начинают перемещать детские программы с универсальных каналов на специализированные. По этой причине количество дет-

Как видно из табл. 2, детский контент на универсальных каналах значительно изменился. При создании программ продюсеры не следуют традициям прошлого века: исчез из сетки вещания такой формат, как тележурнал. Среди популярных передач на всех каналах (провинций, городов центрального подчинения и автономных районов Китая) была выявлена только одна конкурсная программа, одна телевизионная викторина и одна передача в жанре беседы. Большой популярностью пользуются ток-шоу и реалити-шоу.

В этот период развивается тенденция сезонного

ских программ на универсальных каналах резко сокращается. В 2006 г. насчитывается более 3 тыс. телевизионных станций (проводных и беспроводных). Было выпущено более тысячи программ, общий объем еженедельного вещания - десятки тысяч часов, а программы для детской аудитории на универсальных каналах составили только 6% от общего количества детских программ. На многих каналах детские передачи исчезли [31]. До 2016 г. в Китае вещало 42 специализированных детских канала: 34 провинциальных и городских, 4 мультипликационных и 4 платных [6]. В ходе исследования были изучены наиболее популярные детские программы лета 2018 г., их жанрово-форматная структура, темы, аудитория, а также особенности программирования. При проведении исследования часть передач автор проанализировала методом включенного наблюдения.

Таблица 2

программирования контента, меняется целевая аудитория детских телепрограмм: если ранее обращали внимание только на детей, то сейчас программы создаются и с учетом интересов родителей. Кроме того, в ходе исследования мы заметили, что мультфильмы доминируют на многих каналах и занимают устойчивую позицию на универсальных.

Следует отметить еще два явления, которые нельзя проигнорировать. Во-первых, среди детских передач превалируют программы литературной и культурной направленности. Первая такая программа появилась в 2017 г., она сразу же стала популярной. После этого на

Детские программы на провинциальных универсальных каналах (по данным 2018 г.)3

Программа Жанр Хронометраж Целевая аудитория Периодичность Содержание

«Фантастический город науки» Викторина и телешоу 45 мин Дети и их родители Вторник Эксперты проводят вместе с детьми научные эксперименты

«Маленькие знаменитости китайской науки» Викторина 60 мин Учащиеся средней школы По средам (в телевизионный сезон с августа до конца октября) Игроки отвечают на вопросы о китайской литературе и культуре. Побеждает тот, кто быстрее отвечает

«Мир модных детей» Беседа 30 мин 4-6 лет Пятница Ведущий общается с детьми и демонстрирует их таланты

«Супер просто» Викторина и реалити-шоу 60 мин Учащиеся начальной школы Четверг Программа сочетает викторину и реалити-шоу. В викторине дети отвечают на вопросы о литературе, а в рубрике реалити-шоу выполняют задания

«Отличный ребенок» Ток-шоу 55 мин Дети и их родители По воскресеньям (в телевизионный сезон с июня по октябрь) Дети демонстрируют свои уникальные способности, беседуют с ведущим и гостями

«Тот же класс» Реалити-шоу 50 мин Учащиеся начальной школы По воскресеньям (в сезон с 27.05 по 05.08) Знаменитости ведут занятия в школе

«Знание - это сила» Ток-шоу 40 мин Для всех По субботам (в сезон с июня по октябрь) Ведущий рассматривает разные проблемы, с которыми люди сталкиваются в жизни

«Яркий голос детей» Конкурс 47 мин Дети и подростки Вторник Дети читают стихи и показывают свои таланты, их оценивают эксперты

других каналах стали появляться похожие проекты. Во-вторых, детские программы стоят в программной сетке обычно в прайм-тайм (19:00 - 21:00), но дети в Китае смотрят телевизор перед ужином (с 17:00 до 19.00) - до начала прайм-тайма. Таким образом, при программировании детского контента на универсальных телеканалах не учитывается режим дня юных телезрителей.

Заключение

Сравнительный анализ жанрово-форматной структуры, аудиторной и тематической специфики детского контента «периода программ» и «периода каналов» показал существенные изменения, произошедшие в данном поле.

Исследование позволило выявить, что количество детских передач на универсальных каналах Китая снизилось по сравнению с предыдущим периодом: на двух изучаемых каналах вообще нет программ для детей - на универсальном канале телестанции Пекина и телестанции Хунань. У них, однако, есть специализированные детские каналы «Ка Ку» и «Ди-нин» (£Щ).

Кроме того, исследование показало, что основной аудиторией этих каналов уже не являются дети. Можно предположить, что контент, близкий к детскому, стоит в данном тайм-слоте на универсальных телевизионных каналах для того, чтобы сохранить долю на рынке и привлечь больше взрослых зрителей в прайм-тайм. Телевизионные продюсеры не обращают внимание на качество программ и потребности детской аудитории, так что содержание программ больше направлено на развлечение, поэтому сейчас основной контент - это мультфильмы.

В ходе исследования были выявлены и позитивные изменения. В «период программ» передачи были более однообразны (с точки зрения жанрово-форматной структуры): детские передачи выходили в основном в формате журнала. В «период каналов» детский контент стал более разнообразным, в эфир стали выходить такие новые жанры, как ток-шоу, реа-лити-шоу и др.

Сегодня новые технологии (в частности, спутниковое вещание) гарантировали универсальным каналам охват большой аудитории, улучшили качество сигнала. С появлением специализированных телеканалов детское телевидение начало стремительно развиваться. Под влиянием специализированных детских каналов программы для детей на универсальных прошли путь больших изменений и после временного упадка опять завоевывают интерес телезрителей. Однако чтобы достигнуть это, каналы увеличили долю развлекательных программ, оставив на втором плане воспитательные задачи телевещания, именно поэтому мультфильмы стали основным программным контентом для большинства универсальных каналов. Несмотря на развитие жанрово-форматной структуры и улучшение контента по сравнению с «периодом программ», универсальные каналы сегодня выделили меньше времени на программы для детской аудитории, а на многих до сих пор отсутствует четкая ориентация контента для разных возрастных групп. Автор полагает, что возвращение телевизионному контенту на универсальных вещателях воспитательных задач, а также его программирование в интересах детской аудитории могли бы позитивно сказаться на эффективности функционирования детского телевидения как социального института и коммерческого предприятия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Это каналы, в сетке вещания которых присутствуют программы разной тематики (новостные, спортивные, развлекательные и т.д.), они предназначены для разной аудитории.

2 Хронометраж передач для взрослой аудитории в Китае разный, большинство из них идет примерно 60 мин, а развлекательные еще дольше. Например, самая известная программа «Жизнь искусства» длится 50 мин, развлекательная программа «Бегите, братья!» - 100 мин.

3 Особенность телевизионного программирования в Китае - специфическая сезонность. Например, передачу (или фильм) начинают показывать несколько раз в августе - это её первый сезон, затем после перерыва показ этой же передачи (или фильма) возобновляют - это второй сезон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Главное государственное управление по делам радиовещания и телевидения КНР

http://www.nrta.gov.cn/art/2018/10/20/art_2178_39216.html

2. Чжао Хуаион. История развития центральной телестанции Китая (1998-2008). Пекин : Изд-во. Радио-Телевещания Китая, 2008. 1098 с.

(1998-2008).М^1±Ш. - ЖЖ. ФЯГЙ^ШЙ». 2008. 1098 с.

3. Яо Юйон, Ян Юся. Анализ развития детских телепрограмм в Китае // Вестник Ляонинского педагогического университета (серия обще-

ственных наук). 2006. Т. 29, № 5. С. 109-111. М^МЖЯ. ШШ^ШМЖ^ЩЖШШШШШ/ Д^Ш^^Й^^®). 2006. Т. 29, № 5. Р. 109-111.

4. Цзя Руо, Ван Инин, Чжан Вэй. Сравнительное исследование детских телепрограмм в Китае и Канаде // Медиа. 2016. № 03. С. 68-71.

гмт, ш. Фа^&п^лй&эд^а^ш^// шш> 2016. № 03. р. 68-71.

5. Цао Юй. Структура и специфика современного детского телевидения на специализированных каналах Китая // Вестник Воронежского

государственного университета. Серия: филология. Журналистика. 2019. № 1. С. 169-171.

6. Ван Юй. Очерк развития детских каналов // Исследование новых медиа. 2016. № 7. С. 137-138. 1Э. РЛ^ШШШЖШШШШШ //

2016. № 7. Р. 137-138.

7. Сон И. Анализ использования и удовлетворенности детей на телевидении на примере «Вертушки» на детском канале ССТУ // Исследо-

вания ТВ. 2008. № 06. С. 18-19. ШШ. --// 2008.

№ 06. Р. 18-19.

8. Янь Цзысон. Влияние эстрадных телевизионных программ на взросление детей и подростков // Редактирование и писание. 2016.

(000),004. С. 109-110. жК^Й^^ // 2016(000),004. Р. 109-110.

9. Юань Хунчжоу. Развлекательная и образовательная программа для детей. На примере программы «Шоу Фань Мылэ» //Современная

аудиовизуальное^. 2013. № 07. С. 49-51. Лж^ Wtt--ШШШ Ш // Ш^Ш^». 2013.

№ 07. P. 49-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пу Вы. Детское телевидение: Кто субъект? К вопросу о зрелости детского телевидения в Китае // Новости и коммуникационные иссле-дования.1998. 5(2). C. 13-24. № Лж«Ш : ?-// ШШ^ШШШ 1998. 5 (2). Р. 3-24.

11. Во Цзяньчжун. Влияние телевидения на развитие детей // Телевизионные исследования. 2004. № 1. C. 17-19. ЙШФ. «ШЙ'ЛжШ^М finft // («Ш^» 2004. № 1. P. 17-19.

12. Ли Шэнчжи. Закон о регулировании американских детских телевизионных программ // ТВ Китая. 2010. № 10. C. 80-85; Ш ЯЛ

SlSi SSffMJW // «ФЯ«Ш». 2010. № 10. P. 80-85.

13. Цао Ян. Исследование формы детского телешоу. На примере канала CCTV и программ на американских и европейских каналах //

О молодости. 2010. № 05. C. 52. Wff. — И CCTV^ЛШЙЖШ^Л^ g ЛЯ // «*%Й#» . 2010. № 05. P. 52.

14. Юй Пэйся. Новое направление детского телевидения в мире // Китайское радио и телевидение. 2001. № 05. 13-16. ШЙШЙЙ // «ФЯГй««^» 2001. № 5. P. 13-16.

15. 30-летний юбилей телестанции Сычуань. Редакционный комитет книги. 1990. ИЛ «Ш^ 30 ИЛ «Ш^ 30 1990.

16. Телестанция Цзянсу (серия из ста томов книг о современном китайском телевидении) / под ред. авторов книги. Пекин : Изд-во радио и телевидения Китая. Май. 1998. : «£ ^««^«»Ш^. - ЖЖ : ФИГЙ«ШЖ№. 1998.

17. Воспоминания о телестанции Хубэй / под ред. Тан Тао. Пекин : Издательство радио и телевидения Китая. Ноябрь. 2000. Ж?@ :

- ЖЖ : ФЯГЙ4ШЖ». 2000.

18. Региональные хроники провинции Гуйчжоу (тома о радио и телевидении). Гуйян : Народное изд-во Гуйчжоу. Май. 1999. я^'Н^^ : Гй«!^. - Ш : ШЛАЩЖ». 1999.

19. Региональные хроники автономного округа Нинся (тома о культуре). Пекин : Изд-во Фанчжи. Октябрь. 2009. : if t^. 7ЖЯ

- ЖЖ : 2009.

20. Ежегодник радиотелевещания Китая / Под ред. авторов книги. Пекин : Изд-во радио и телевидения Китая (с 1986 по 2016 гг.) ФЯГй

- ЖЖ : ФИГй«ШЖ№.

21. Сун Маофан. О жанре телевидения // Исследования народного искусства. 1997. № 1. С. 3-12. «Ш^^Й // (ЩКЙ^ЭД"^» .

1997. № 1. P. 3-12.

22. Лин Хуэй. Типология - неизбежная дорога развития китайского телевидения // Журналист. 2001. № 9. С. 26-29. ^Sft--ФЯ

// ШЙЩ 2001. № (09). P. 26-29.

23. Чжан Ясин, Фу Сяогуан. Введение в телевизионную журналистику. Пекин : Изд-во Университета средств массовых информации Китая, 2015. ФЯ^ЖА^Ж». 2015.

24. Багиров Э.Г. Жанры телевидения. М. : Гос. ком. по рад. и тел. при СМ СССР. Науч.-метод. отд., 1967.

25. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М. : Гос. ком. по рад. и тел. при СМ СССР. Науч.-метод. отд., 1961.

26. Долгова Ю.И., Перипечина Г.В. (ред.) Телевизионная журналистика. М. : Аспект Пресс, 2019.

27. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже веков. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2009.

28. Яотянь У. «На завтра» - сравнение детских программ в Китае и в некоторые развитых странах // Китайское ТВ. 1999. № 1. С. 16-18.

ЙША. Л7ЙА — // «ФЯ«Ш». 1999. № 1. P. 16-18.

29. Чжан Жуйхуа. Несколько мнений о детских программах // Современное телевидение. 2004. № 6. С. 36-37. ^Щ^. ^Лм^ЩЙЛ^-S

//«3ft«!!». 2004. № 6. P. 36-37.

30. Официальный сайт CCTV: http://www.cctv.com/kids/special/C11388/20040224/100621.shtml

31. Официальный сайт исследовательской компании «CSM»: http://www.csm.com.cn

Статья представлена научной редакцией «Филология» 24 марта 2020 г.

Transformation of the Structure and Features of Children's Television on the Generalist Channels of China (1992-2018)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2020, 457, 46-52. DOI: 10.17223/15617793/457/5

Cao Yu, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: cao.yu@mail.ru

bywords: children's television; Chinese television; history of Chinese TV; genre; format; generalist channels; specialized channels; TV programme.

This article analyses the transformation of children's television programmes on generalist channels in China. This type of content is an insufficiently studied phenomenon since not so many programmes of the early stages of Chinese television (1958-1980) remained in archives and many interesting projects of the "period of programmes" were not preserved either. That is why modern researchers mostly study contemporary children's specialised broadcasters and foreign content. In the course of the research, the author analyses the place of children's broadcasting in the Chinese television system: examines the history of the development of children's TV programmes and offers its periodisation. In each period (the "period of programmes" and the current "period of channels"), the author compares the genre, format, topic and audience features of the most popular programmes and the specifics of their placement in the broadcast grid. The empirical basis of the study includes the most popular TV shows in the "period of programmes" (19912003) and the highest-rating shows in the summer of 2018 in the "period of сhannels". The author concludes that before the appearance of specialised children's TV in China, children's programmes on generalist channels were more diverse in terms of topics. They mostly realised educational goals and were targeted at children of all age groups. The most common were game formats and magazine shows. The programmes lasted 30 to 40 minutes and paid great attention to science and art. The broadcast programming took into account interests of the children's audience (programmes were broadcast from 5 p.m. to 7 p.m.). After the appearance of specialized TV channels in the Chinese media system, the number of children's programmes on generalist channels has been reduced, the specifics of the genre, format, topic, target audience and broadcast programming have changed. Now TV journalists intend their content not only to children, but also to parents; programmes are placed mostly in prime time and this time-slot does not completely correspond to the rhythm of children's life. Nevertheless, genres and formats that journalists of children's television use have become more diverse. The most common types of programmes are talk shows and reality shows. One can say that children's broadcasting on generalist channels is mostly entertainment-oriented. The author believes that the return of the educational function to the modern children's content on generalist TV channels and its broadcast programming with a focus on interests of young audience would have a positive impact on Chinese children's television.

REFERENCES

1. Official website of the Main State Administration for Broadcasting and Television of the PRC. [Online] Available from: http://www.nrta.gov.cn/art/2018/10/20/art_2178_39216.html.

2. Zhao Huayong. (2008) Dian shi tai fa zhan shi (1998-2008) [The history about the development of CCTV (1998-2008)]. Beijing.: Zhong guo

guang bo dian shi chu ban she.

3. Yao Ruyong & Yang Yuxia. (2006) Wo guo er tong dian shi fa zhan li cheng tan xi [Analysis of the development of children's television programs

in China]. Liao ning shi fan da xue (she hui ke xue ban). 29 (5). pp. 109-111.

4. Jia Ruo, Wang Yining & Zhang Wei. (2016) Zhong guo yu jia na da er tong dian shi jie mu bi jiao yan jiu [A comparative study of children's televi-

sion programs in China and Canada]. Chuan mei. 03. pp. 68-71.

5. Cao Yu. (2019) Structure and Specifics of Modern Children's Television, Specialized Channels in China. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo

universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika — Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism. 1. pp.169-171. (In Russian).

6. Wang Yu. (2016) Shao er dian shi ping dao fa zhan li cheng gai shu [The summary of development of children's channels]. Xin mei ti yan jiu. 7.

pp. 137-138.

7. Song Yi. (2008) Er tong dui dian shi de shi yong yu man zu fen xi - Yi zhong yang dian shi tai shao er ping dao "Da feng che" wei li [Analysis of

Children's Use and Satisfaction of TV. A case study of the program "The Big Windmill" of CCTV Children's Channel. Dian shi yan jiu. 06. pp. 18-19.

8. Yan Zisong. (2016) Zong yi lei jie mu dui qing shao nian er tong cheng zhang de ying xiang [The impact of variety TV programs on the growth of

young children]. Cai bian xie. (000),004. pp. 109-110.

9. Yuan Hongzhou. (2013) Er tong jie mu de yu le xing he jiao yu xing - Yi shen zhen wei shi "Fan Meile xiu" wei li [The entertainment and educa-

tion of children's programs. A case study of the program "Fan Meile Show" of Shenzhen TV]. Xian dai shi ting. 07. pp. 49-51.

10. Pu Wei. (1998) Er tong dian shi: shei shi zhu ti? - Jian lun wo guo er tong dian shi cheng ren hua wen ti [TV for Children: Who is Principal Part? On the Maturity on the Chinese TV for Children]. Journalism & Communication. 5 (2). pp. 13-24.

11. Wo Jianzhong. (2004) Dian shi yu er tong cheng zhang de ying xiang [The effect of television on children's development]. Dian shi yan jiu. 1. pp. 17-19.

12. Li Shengzhi. (2010) Mei guo er tong dian shi jie mu fa lv gui zhi chu tan [A preliminary study on the legal regulation of children's TV programs in the United States]. Zhong guo dian shi. 10. pp. 80-85.

13. Cao Yang. (2010) Er tong dian shi jie mu xing tai chu tan - Yi CCTV shao er ping dao he ou mei shao er jie mu wei li [A preliminary study on the form of children's TV programs. A case study of children's programs on the CCTV children's channel and children's programs in Europe and America]. Qing nian ji zhe. 5. p. 52.

14. Yu Peixia. (2001) Shi jie er tong dian shi de xin zou xiang [The new trend of children's TV in the world]. Zhong guo guang bo dian shi xue kan. 5. pp.13-16.

15. Book Editorial Committee. (1990) Si chuan dian shi tai 30 zhou nian [30th anniversary of the Sichuan television station]. Book Editorial Committee.

16. Zhong guo guang bo dian shi chu ban she. (1998) Jia su dian shi tai (Dang dai Zhong guo guang bo dian shi bai juan cong shu) [Jiangsu TV Station (A series of one hundred volumes of books of modern Chinese television)]. Beijing: Zhong guo guang bo dian shi chu ban she.

17. Tang Tao. (ed.) (2020) Xia run: hui bei dian shi tai hui yi lu. Tang tao zhu bian [Memoirs of the Hubei TV Station]. Beijing: Press of Chinese Radio and Television.

18. Gui zhou ren min chu ban she. (1999) Gui zhou shen zhi (guang bo dian shi zhi) [Regional Chronicles of Guizhou Province (volumes on radio and television)]. Gui yang: Gui zhou ren min chu ban she.

19. Fanzhi. (2009) Ning xia tong zhi: wen hua zhi. Ning xia tong zhi bian wei hui [Regional chronicles of the Ningxia Autonomous Region (cultural volumes)]. Beijing: Fanzhi.

20. China Radio and Television Publishing House. (1986-2016) Zhong guo guang bo dian shi nian jian (1986—2016) [China Broadcasting Yearbook (1986-2016)]. Beijing: China Radio and Television Publishing House.

21. Song Maofang. (1997) Dian shi ti cai lun [The genre of television]. Studies of national art. 1. pp. 3-12.

22. Lin Hui. (2001) Lei xing hua - Zhong guo guang bo dian shi fa zhan de bi you zhi lu [Typology: The inevitable road of development of Chinese television]. Xin wen jie. 9. pp. 26-29.

23. Zhang Yasin & Fu Xiaoguang. (2015) Dian shi gai lun [Introduction to television journalism]. Beijing.: Zhong guo chuan mei da xue chu ban she.

24. Bagirov, E.G. (ed.) (1967) Zhanry televideniya [Television genres]. Moscow: Gos. kom. po rad. i tel. pri SM SSSR. Nauch.-metod. otd.

25. Boretskiy, R.A. (1961) Informatsionnye zhanry televideniya [Information genres of television]. Moscow: Gos. kom. po rad. i tel. pri SM SSSR. Nauch.-metod. otd.

26. Dolgova, Yu.I. & Peripechina, G.V. (eds) (2019) Televizionnaya zhurnalistika [Television journalism]. Moscow: Aspekt Press.

27. Il'ichenko, S.N. (2009) Otechestvennoe televidenie na rubezhe vekov [Domestic television at the turn of the century]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University.

28. Wu Yaotian. (1999) Wei le ming tian - Wo guo yu yi xie jin ji fa fa da guo jia er tong dian shi jie mu si kao [For Tomorrow: A comparison of children's programs in China and in some developed countries]. Zhong guo dian shi. 1. pp. 16-18.

29. Zhang Ruihua. (2004) Dui er tong jie mu de ji dian si kao [Some thoughts on children's programs]. Dang dai dian shi. 6. pp. 36-37.

30. CCTV Official Website. [Online] Available from: http://www.cctv.com/kids/special/C11388/20040224/100621.shtml.

31. CSM Research Company Official Website. [Online] Available from: http://www.csm.com.cn.

Received: 24 March 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.