Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей как инструмент подготовки корпоративной социальной отчетности'

Система сбалансированных показателей как инструмент подготовки корпоративной социальной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова М.В.

В последнее время перед топ-менеджментом крупнейших компаний все чаще ставятся задачи, связанные с социально-ответственным ведением бизнеса или способные оказывать влияние на их устойчивое социальное развитие. Подобные задачи, которые во взаимосвязи друг с другом представляют систему сбалансированных показателей (ССП), утверждаются в форме ключевых показателей эффективности (КПЭ) с установлением целевого уровня выполнения каждого КПЭ. Данные о целевом, а также реальном уровне реализации КПЭ играют важную роль при оценке стейкхолдерами стратегических приоритетов компании. Поэтому они должны находить отражение в корпоративной социальной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей как инструмент подготовки корпоративной социальной отчетности»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.2

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

М. В. КРАСНОВА,

аспирант кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: mvkrasnova@inbox. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Заочный финансово-экономический институт

В последнее время перед топ-менеджментом крупнейших компаний все чаще ставятся задачи, связанные с социально ответственным ведением бизнеса или способные оказывать влияние на их устойчивое социальное развитие. Подобные задачи, которые во взаимосвязи друг с другом представляют систему сбалансированных показателей, утверждаются в форме ключевых показателей эффективности с установлением целевого уровня выполнения каждого из них. Данные о целевом, а также реальном уровне реализации ключевых показателей эффективности играют важную роль при оценке стейкхолдерами стратегических приоритетов компании, поэтому они должны находить отражение в корпоративной социальной отчетности.

Ключевые слова: социальная отчетность, корпоративная отчетность в области устойчивого развития, система сбалансированных показателей, ключевой показатель эффективности.

Корпоративная социальная отчетность представляет собой отчет компании, предназначенный для заинтересованных пользователей (акционеров, сотрудников, парт-

неров, клиентов, общества) и объединяющий в себе результаты ее деятельности за определенный период в трех направлениях:

— экономическом;

— экологическом;

— социальном.

Социальная отчетность содержит информацию, удовлетворяющую разумные ожидания стейкхолдеров, выявленные по результатам работы с ними, а также представляет стратегию развития компании, ее вклад в повышение благосостояния общества, региона присутствия и населения страны в целом [3].

Для эффективного выполнения стратегических задач, поставленных менеджментом перед организацией, а также соответствия высокому уровню корпоративной социальной ответственности компании вводят в повседневную деятельность систему сбалансированных показателей (ССП), которая на уровне бизнес-процессов реализуется через исполнение ключевых показателей

эффективности (КПЭ). КПЭ представляют собой стоимостные, натуральные или относительные показатели, которые оценивают степень достижения поставленных целей и служат инструментом выявления областей совершенствования деятельности. Они в свою очередь могут раскрываться в корпоративной социальной отчетности.

Как известно, в ССП выделяются четыре группы показателей:

• традиционные финансовые показатели;

• внешнее окружение предприятия и его отношение с клиентами;

• внутренние процессы предприятия;

• способность предприятия к обучению и росту [6].

В качестве доказательства изложенного выше утверждения предлагаем выделить группы КПЭ во взаимосвязи их с осуществлением компаниями социальной деятельности.

Ключевые показатели эффективности, отражающие достижение традиционных финансовых целей. Данная группа показателей является одной из ключевых составляющих ССП, так как финансовые результаты являются основными в оценке текущей деятельности предприятия. Высокая эффективность текущей деятельности в свою очередь предоставляет компании возможность выйти на качественно новый уровень — уровень социально ответственной компании.

Среди КПЭ этой группы наиболее распространенным является показатель размера чистой прибыли, определяемый по данным бухгалтерского учета (отражается в отчете о прибылях и убытках). Так, Сбербанк России установил для себя целевое значение прибыли на 2014 г. не менее 225 млрд руб. (при 181,6 млрд руб. за 2010 г.) [9]. Данный показатель отражает способность Сбербанка России привносить свой вклад в социальное развитие страны путем инвестирования в социальную деятельность вследствие наличия высокого уровня чистой прибыли.

Еще одним значимым финансовым КПЭ является рентабельность собственного капитала, которая определяется отношением чистой прибыли к собственному капиталу и отражает эффективность осуществленных акционерами инвестиций с точки зрения учетной прибыли. Данный показатель установлен Сбербанком

России на 2014 г. на уровне не менее 20 % (при 16,3 % за 2010 г.). Его выполнение влечет за собой достижение высокой эффективности бизнеса, что в свою очередь позволит нарастить инвестиции для решения экономических, социальных, а также экологических проблем страны.

Не менее важный КПЭ представляет отношение операционных расходов к операционным доходам, определяемое по данным бухгалтерского учета (на основании данных синтетического учета). Примером может выступать фиксация Сбербанком России уровня целевого значения данного КПЭ в размере, не превышающем 40 % (при 3 8,6 % за 2010 г.). При этом ценно то, что компания не предполагает сокращения доли операционных затрат по отношению к операционным доходам (что обеспечит в 2014 г. оказание услуг на таком же высоком уровне обслуживания стейкхолдеров, как и в 2010 г.). Другими ключевыми показателями эффективности могут являться:

— остаток наличности на счетах;

— рентабельность продукции и др.

Перечисленные КПЭ показывают уровень

эффективности ведения текущей деятельности компании и ее финансовую способность к осуществлению социальной деятельности. В связи с этим они должны находить отражение в социальной отчетности организации. Известно, что финансовые цели стоят во главе дерева целей организации, однако существует их тесная взаимосвязь с тремя другими целями.

Ключевые показатели эффективности, связанные с внешним окружением организации и ее отношением с клиентами. КПЭ, представленные в данной группе, предопределяют ожидания стейкхолдеров в отношении интеграции ожиданий с целями компании, а также способности компании к высокой эффективности развития бизнеса. В связи с этим компании включают в систему КПЭ «ряд краткосрочных и среднесрочных прогнозных индикаторов, отслеживающих потенциал развития бизнеса» [1].

Данная группа показателей эффективности наиболее адекватно может отражать способность компании к социально ответственному ведению бизнеса. Наибольшее значение в этой связи может иметь показатель роста объема реализации товаров (услуг), который может быть рассчитан

как отношение сумм выручки за отчетный период к предыдущему.

Показатель роста объема реализации товаров (услуг) характеризует уровень развития клиенто-ориентированности, которая в свою очередь является одним из признаков социальной ответственности, а также решающим фактором обеспечения устойчивости и процветания бизнеса. Примером может служить перевыполнение плана по продажам отдела по работе с национальными ключевыми клиентами компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» на 41 % в 2010 г. по сравнению с 2009 г. [5]. По мнению автора, при выполнении данного КПЭ компания повышает свою прибыль, часть которой она сможет инвестировать в различные социальные проекты, что приближает ее к достижению статуса социально ответственной компании.

Показатель роста объема реализации товаров (услуг) очень тесно связан с КПЭ повышения уровня удовлетворенности клиентов, который может быть рассчитан как отношение положительных отзывов клиентов к отрицательным. Так, в 2010 г. в компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» данный показатель вырос с 68 до 73 % по сравнению с 2009 г.

В целях его реализации сотрудники компании проводили опрос удовлетворенности ключевых клиентов, встречи с клиентами, вводили в практику обратную связь с клиентом посредством телефонного репортинга. Еще одним примером может служить установление к 2014 г. Сбербанком России целевого уровня удовлетворенности клиентов в размере 65—70 % по сравнению с 57 % в 2010 г. По мнению автора, в результате выполнения данного КПЭ компании приобретают доверие клиентов к выпускаемой ими продукции и к своей деятельности в общем, увеличивая впоследствии объемы продаж [9].

Не менее важными являются КПЭ, связанные с защитой окружающей среды, например снижение потребления водных ресурсов, которое может быть вычислено путем отношения объема потребления водных ресурсов за отчетный период к предыдущему. Так, общество с ограниченной ответственностью «САБМиллер РУС» приводит целевое значение потребления воды для производства единицы своей продукции (пива). К 2015 г. оно планирует использовать не более 3,04 гл воды для производства 1 гл пива при 4,04 гл в 2010 г. [8].

Ключевым показателем эффективности, влияющим на предотвращение изменения климата, является снижение выбросов углекислого газа, который может быть рассчитан как отношение выбросов углекислого газа за отчетный период к предыдущему. Так, в 2010 г. вышеназванная компания на 10 % снизила уровень выброса углекислого газа по сравнению с 2009 г. и планирует увеличивать указанную долю в течение ближайших 5 лет.

Ключевые показатели эффективности увеличения объема использованной возвратной тары также могут войти в группу показателей, обеспечивающих защиту окружающей среды, так как с помощью их реализации компании осуществляют контроль за загрязнением планеты отходами, которые могут подлежать переработке после использования продукции потребителями. Данный КПЭ может быть определен как отношение объема использованной возвратной тары за отчетный период к предыдущему. В качестве примера можно привести компанию «САБМиллер РУС», которая в 2010 г. обеспечила указанный КПЭ на уровне 0,54 % по сравнению с 2009 г. и планирует в дальнейшем изучать потенциальные возможности переработки возвратной тары и выполнять установленные целевые значения.

Реализуя все перечисленные КПЭ в рамках защиты окружающей среды, компания, безусловно, заработает статус социально ответственной компании и обеспечит себе процветание и достойное существование в долгосрочной перспективе, что является одним из преимуществ социально ответственного ведения бизнеса.

Также среди КПЭ, связанных с внешним окружением организации и ее отношением с клиентами, можно выделить:

— качество взаимоотношений с клиентами;

— приобретение новых клиентов;

— долю рынка в целевых сегментах и т. д.

В качестве примера последнего из перечисленных выше КПЭ приведем установление Сбербанком России целевого значения доли в активах российской банковской системы в 2014 г. на уровне 25—30 % и не менее 5 % в Украине, Казахстане и Белоруссии [9]. Данный КПЭ может быть рассчитан как отношение чистых активов банка к совокупным чистым активам банковской системы на конец отчетного периода.

В данную группу КПЭ, по мнению автора, целесообразно включать показатели, определяющие ценность предложения для клиентов со стороны компании, которая в будущем обеспечит рост ее выручки. Следует отметить, что выявление основных критериев ценности предложения для клиента или покупателя является не простой задачей, требующей глубокого анализа потребностей. Так, например, ценность для клиента может представлять быстрая доставка и скорость реагирования на полученный заказ. Соответственно показателями, характеризующими эффективность, могут стать время обработки заказа и средняя скорость доставки в часах.

Все представленные выше КПЭ, связанные с внешним окружением компании и ее отношением с клиентами, должны иметь позитивную динамику и раскрываться в корпоративной социальной отчетности в связи с тем, что такие нефинансовые результаты деятельности являются необходимыми для формирования мнения стейкхолдеров об эффективности работы компании.

Ключевые показатели эффективности, отражающие внутренние процессы предприятия. Данная группа показателей в ССП определяет основные процессы, которые организации необходимо усовершенствовать для укрепления конкурентных преимуществ и для обеспечения лояльности стейкхолдеров. Показатели данной группы основываются на процессах, осуществляющих основной вклад в достижение намеченных финансовых результатов, и удовлетворении покупателей.

Основным показателем в данной группе КПЭ может выступать улучшение качества производимой продукции (в том числе рост индекса, позволяющего заранее определить, каким будет качество продукта в момент его доставки потребителю). К примеру, в качестве критерия выполнения указанного КПЭ компания «САБМиллер РУС» устанавливает соответствие качества продукции международному стандарту ISO 9001 «Сертификация систем менеджмента качества» [8].

Не менее важным КПЭ может стать и уровень производительности труда, так как именно этот показатель позволяет контролировать эффективность деятельности компании. КПЭ может быть рассчитан как количество произведенной продукции за единицу времени. Примером здесь является уста-

новление Сбербанком России целевого значения улучшения в 2014 г. производительности труда на уровне 50 % по сравнению с 35 % в 2010 г. [9].

Кроме того, в качестве КПЭ, отражающего внутренние процессы организации, может выступить время производства продукции или оказания услуги при сохранении надлежащего качества. Данный КПЭ является абсолютным показателем и может измеряться в часах, днях и др. В качестве примера приведем сокращение времени рассмотрения заявки на получение кредита в Сбербанке России физического лица на 1—3 дня (в зависимости от продукта).

Также к показателям эффективности данной группы могут относиться:

— количество забракованной продукции;

— количество инновационных разработок;

— качество и время разработки продукта;

— качество послепродажного обслуживания;

— количество и частота сбоев производственного процесса.

Примером последнего из представленных КПЭ может служить установление открытым акционерным обществом (ОАО) «НК «Роснефть» целевого значения количества прорывов трубопроводов на 1 млн т добычи нефти на уровне 18 раз в 2020 г. по сравнению со 125 в 2010 г. или целевого значения объема разлитой нефти на 1 млн т добычи на уровне 18 т в 2020 г. по сравнению с 30 т в 2010 г. [7]. Данный КПЭ является абсолютным и имеет количественное значение.

Выполнение всех перечисленных выше КПЭ обеспечит компании устойчивость финансовой и социальной деятельности. В связи с тем, что данные о результатах деятельности компании в отношении ее внутренних процессов представляют особый интерес у стейкхолдеров, они должны находить отражение в корпоративной социальной отчетности.

Ключевые показатели эффективности, отражающие способность предприятия к обучению и росту. Данная группа показателей в ССП является синергетическим результатом трех основных факторов:

— человеческих ресурсов;

— информационных систем;

— организационных процедур.

В целях обеспечения долгосрочного присутствия на рынке, а также обеспечения лояльности

сотрудников и в связи с этим увеличения эффективности деятельности и производительности труда компании необходимо инвестировать средства в повышение квалификации своих сотрудников, в информационные технологии и процедуры. Основными показателями эффективности в рамках данной группы КПЭ могут стать численность персонала и уровень производственного травматизма. Примером последнего из перечисленных выше КПЭ является установление ОАО «НК «Роснефть» планового количества пострадавших сотрудников со смертельным исходом на 40 млн отработанных часов на уровне одного человека в 2020 г. (при 9 в 2010 г.) [7]. КПЭ является абсолютным и измеряется в количественном выражении.

Еще одним значимым КПЭ является доля сотрудников компании, прошедших обучение. КПЭ может вычисляться как отношение количества сотрудников, прошедших обучение, к общему количеству сотрудников, работающих в организации. Примером может служить достижение компанией ОАО «ЦентрТелеком» в 2009 г. целевого уровня обучения персонала в размере 69 % по сравнению с 61 % в 2008 г. [4].

Среди КПЭ данной группы можно выделить следующие:

— уровень профессиональных заболеваний;

— коэффициент потерянных дней;

— коэффициент отсутствия на рабочем месте:

— общее количество сотрудников;

— текучесть кадров в разбивке по возрастной группе, полу и региону;

— существующие программы корпоративного образования и консультирования;

— долю сотрудников, для которых проводятся периодические оценки результативности и развития карьеры;

— генерацию инициатив и удовлетворенность сотрудников.

Примером КПЭ удовлетворенности сотрудников может служить достижение в 2009 г. компанией ОАО «ЦентрТелеком» целевого индекса удовлетворенности персонала трудом в размере 54 % (при 14 % в 2008 г.). Данный КПЭ может быть рассчитан как отношение положительных отзывов о системе управления персоналом к отрицательным.

Выполнение КПЭ, входящих в группу ССП, отражающую способность организации к обуче-

нию и росту, предопределяет высокую производительность труда. В целях оценки стейкхолдерами масштабов деятельности компании и формирования к ней общественного лояльного отношения результаты выполнения КПЭ приведенной выше группы ССП должны находить отражение в корпоративной социальной отчетности.

Взаимосвязь эффектов от выполнения всех перечисленных выше групп КПЭ дает нам основание констатировать тот факт, что корпоративная социальная отчетность является частью стратегии компании, а одним из ее инструментов может стать ССП, представляющая собой механизм взаимосвязи стратегических целей с ежедневными задачами, а также способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение.

По мнению автора, роль ССП в подготовке корпоративной социальной отчетности очевидна: раскрытие в ней целей, задач и стратегии компании, которые реализуются через достижение высоких результатов исполнения сотрудниками КПЭ.

Список литературы

1. Бугров Д. Метрика эффективности: http:// www. gaap. ru/articles.

2. БахрушинаМ. А. Концепция социальной отчетности компаний: цели составления, источники формирования: сборник статей «Актуальные проблемы теории и практики бухгалтерского учета и экономического анализа в условиях перехода России на инновационный путь развития». Материалы научно-практической конференции кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности ВЗФЭИ. 27 января 2009 г

3. КрасноваМ. Б. Исследование сущности корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 28 (178).

4. URL: http://www. centertelecom. ru [отчет ОАО «ЦентрТелеком»].

5. URL: http://www. coca-colahellenic. ru/ [отчет компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»].

6. URL: http:// www. interes2009.nm. ru/texts/ssp/ methods. htm.

7. URL: http://www. rosneft. ru/Development/ reports/ [отчет ОАО «НК «Роснефть»].

8. URL: http://www. sabmillerrus. ru/society/ sustainable/ [отчет ООО «САБМиллер РУС»].

9. URL: http://www. sberbank. ru/moscow/ru/ investor_relations/socialreport/ [отчет ОАО «Сбербанк России»].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.