Научная статья на тему 'Формирование эмиссионной стратегии предприятия на основе выделения ключевых показателей эффективности'

Формирование эмиссионной стратегии предприятия на основе выделения ключевых показателей эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭМИССИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев М. В.

В статье проанализированы различные концепции управления предприятием на основе построения системы ключевых показателей эффективности (КПЭ). Разработана модель формирования эмиссионной стратегии предприятия посредством выделения КПЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эмиссионной стратегии предприятия на основе выделения ключевых показателей эффективности»

Удк 336.763

формирование эмиссионной стратегии

предприятия на основе выделения ключевых показателей эффективности

М. В. ИСАЕВ, аспирант кафедры финансов E-mail: m. v. isaev@mail. ru Институт экономики, права и гуманитарных специальностей

В статье проанализированы различные концепции управления предприятием на основе построения системы ключевых показателей эффективности (КПЭ). Разработана модель формирования эмиссионной стратегии предприятия посредством выделения КПЭ.

Ключевые слова: эмиссионная стратегия, эмиссия ценных бумаг, рынок ценных бумаг, управление предприятием, ключевые показатели эффективности, ценностно ориентированное управление.

Эмиссия ценных бумаг является важным элементом деятельности современного предприятия. Посредством выпуска ценных бумаг решается целый комплекс задач:

— формирование уставного капитала;

— привлечение финансовых ресурсов;

— совершенствование организационной структуры;

— оптимизация структуры капитала;

— повышение уровня корпоративного управления, статуса, открытости и эффективности бизнеса.

Вместе с тем эмиссия ценных бумаг отличается сложностью и многообразием форм, методов и параметров [1]. Она характеризует различные отношения между субъектами рынка ценных бумаг, определяет поведение компании на фондовом рынке, предполагает ориентацию на долгосрочную перспективу. Все это объясняет необходимость разработки эффективного механизма управления эмиссионной стратегией предприятия. Одним из таких инструментов является разработка системы

ключевых показателей эффективности (КПЭ), посредством которой осуществляется:

— контроль на каждом этапе ее реализации;

— оценка деятельности и мотивация сотрудников, ответственных за принятие отдельных решений.

Система управления предприятием на основе выделения ключевых показателей эффективности разрабатывалась в трудах многих ученых и в настоящее время является основой для большого количества управленческих концепций. Так, в 1932 г. французским ученым Ж. Л. Мало была опубликована концепция Tableau de bord («Панель управления»). Автор рассматривает Tableau de bord как инструмент управления, позволяющий высшему руководству оперативно получать общее представление о деятельности компании и состоянии среды, в которой эта деятельность осуществляется [2].

Исследователи И. Чиапелло и М. Лебас определяют Tableau de bord как систему управления, предназначенную для «...выбора, документирования и интерпретации объединенных причинно-следственными связями финансовых и нефинансовых показателей» [3]. Данная система предусматривает выделение для каждого центра ответственности отдельной таблицы индикаторов, выполнение целевых показателей которых служит для определения меры вознаграждения менеджеров.

Большую популярность получила предложенная в 1954 г. П. Друкером концепция управления по целям (Management by Objectives, MBO). В ее основе лежит технология постановки, пересмотра

и контроля за целями и задачами. П. Друкер предложил устанавливать цели по следующим сферам:

— рыночное положение;

— инновации;

— производительность;

— материальные и финансовые ресурсы;

— прибыльность;

— работа и обучение менеджеров;

— ответственность перед обществом [4].

Сущность концепции управления по целям

заключается в том, что менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.

Развивая концепцию управления по целям, Р. Каплан и Д. Нортон предложили в 1992 г. новый подход к стратегическому управлению — Balanced Scorecard («Система сбалансированных показателей» — ССП) [5]. В настоящее время методика управления предприятием на основе ССП получила наибольшее распространение. Модель сбалансированной системы показателей позволяет сформировать сквозную систему контролируемых показателей эффективности деятельности компании, ориентированную на рост стоимости как на уровне компании в целом, так и на уровне подразделений и отдельных сотрудников. Стратегия компании рассматривается в рамках четырех сбалансированных блоков:

1) финансового;

2) клиентского;

3) внутренних бизнес-процессов;

4) обучения и развития персонала.

Это обеспечивает группировку ключевых показателей деятельности компании — финансовых и нефинансовых. Для каждого блока предусматривается выделение специфических стратегических целей. Полный набор таких целей с учетом их интеграции должен отражать стратегию компании.

Как уже было отмечено, рассмотренные системы управления объединяет процесс выделения совокупности показателей для оценки эффективности деятельности предприятия. Управление предприятием на основе ключевых показателей эффективности получило широкое распространение, что привело к появлению в практике современного менеджмента одноименной концепции управле-

ния — системы КПЭ. Автором предложена модель управления эмиссионной стратегией предприятия на основе выделения ключевых показателей эффективности.

Под эмиссионной стратегией понимается модель, включающая задачи эмиссии ценных бумаг и действия по ее реализации, сформированная в соответствии с определенными правилами, принципами и критериями (эмиссионной политикой) и направленная на увеличение стоимости предприятия.

К принципам системы КПЭ для управления эмиссионной стратегией предприятия относятся:

— связь ключевых показателей эффективности с единым показателем стоимости предприятия. Связь КПЭ с общим критерием стоимости обеспечивает объединение различных задач эмиссионной стратегии и действий, направленных на ее реализацию, в стремлении к достижению единой цели. Кроме того, способность ключевых показателей эффективности оказывать влияние на увеличение стоимости предприятия является главным критерием их выделения с позиции ценностно ориентированного управления;

— простота и понятность ключевых показателей эффективности. Основная задача системы КПЭ заключается в четком и формализованном определении основных показателей, отражающих результаты эмиссионного процесса. При этом ключевые показатели эффективности должны быть детализированы в той степени, чтобы служить эффективным инструментом оценки деятельности сотрудника, ответственного за реализацию определенной задачи или направления в рамках эмиссионной стратегии;

— ограниченное количество ключевых показателей эффективности. Относительно небольшое число КПЭ позволяет менеджерам концентрировать внимание на наиболее важных направлениях реализации эмиссионной стратегии. Опыт показывает, что количество показателей не должно превышать десяти;

— адаптация ключевых показателей эффективности к конкретным условиям и задачам эмиссионной стратегии. КПЭ в зависимости от выбранного типа эмиссионной стратегии, параметров эмиссии, факторов внешней и внутренней среды различны и определяются спецификой ситуации на рынке и внутри компании. Поэтому в каждом конкретном случае должны выбираться уникальные, соответствующие современным условиям, показатели.

Модель формирования эмиссионной стратегии предприятия на основе выделения ключевых показателей эффективности можно представить в виде блок-схемы, состоящей из восьми последовательных этапов (рис. 1).

На первом этапе определяется долгосрочная цель эмиссионной стратегии — увеличение стоимости компании. На данном этапе формирования эмиссионной стратегии необходимо определить показатель стоимости, который будет лежать в основе ценностно ориентированного управления. Поскольку таких показателей оказывается множество, то неизбежно

Выбор стоимостного критерия эффективности

Анализ факторов внешней и внутренней среды

Выбор параметров эмиссии

Анализ факторов стоимости

Постановка задач

Выделение ключевых показателей эффективности

Определение целевых

значении

Составление плана мероприятий

Разработка мотивационной программы

Рис. 1. Модель формирования эмиссионной стратегии предприятия на основе выделения ключевых показателей эффективности

возникает проблема выбора

наиболее эффективного критерия. На взгляд автора, важнейшим свойством такого показателя является его декомпозиционная возможность, т. е. способность разлагаться на составляющие его факторы стоимости. Посредством оценки стоимости компании анализируется эффективность эмиссионной стратегии в долгосрочном периоде.

На втором этапе эмиссионной стратегии анализируются внешние и внутренние факторы, а также ключевые факторы стоимости, влияющие на эмиссионную стратегию. Предполагается, что внешние и внутренние факторы будут дополнять факторы стоимости, так как последние имеют свойство представлять только количественные характеристики явления, в то время как анализ факторов внешней и внутренней среды внесет качественную составляющую в процесс формирования эмиссионной стратегии. Результатом второго этапа эмиссионной стратегии является выбор параметров эмиссии (третий этап):

— вид ценной бумаги;

— форма эмиссии;

— объем эмиссии;

— время проведения эмиссии;

— место размещения ценных бумаг;

— консультанты эмиссии.

На четвертом этапе происходит формирование списка задач, которые должны быть решены в процессе реализации эмиссионной стратегии. Постановка задач осуществляется, исходя из выбранных параметров эмиссии с учетом факторов внешней и внутренней среды и факторов стоимости.

Рассмотрим механизм формирования задач с учетом факторов внешней и внутренней среды. Поскольку эмиссия ценных бумаг является регламентированным процессом, то список задач можно составить, обратившись к нормативным аспектам реализации эмиссионной стратегии. В соответствии со стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:

— принятие решения о размещении ценных бумаг;

— утверждение решения о выпуске ценных бумаг;

— регистрация выпуска ценных бумаг в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР);

—составление проспекта эмиссии ценных бумаг;

—утверждение проспектаэмиссии ценных бумаг;

— регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в ФСФР;

—регистрация отчета об итогах выпуска в ФСФР.

Кроме того, анализ практики проведения эмиссии ценных бумаг отечественными и зарубежными компаниями позволил сформировать перечень дополнительных мероприятий, необходимых для успешного размещения ценных бумаг:

— совершенствование организационной структуры компании;

— составление бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);

— повышение уровня корпоративного управления;

— прохождение процедуры допуска к торгам на фондовой бирже (листинг);

— проведение роуд-шоу (от англ. road show — дорожное шоу);

— проведение процедуры Due Diligence (тщательного изучения).

Другая группа задач, реализация которых необходима в рамках эмиссионной стратегии, формируется с учетом анализа факторов стоимости. Для выделения задач и показателей, исходя из параметров стоимости, необходимо выбранный стоимостной критерий эффективности эмиссионной стратегии разложить на факторы (драйверы), определяющие результирующее значение показателя.

Приведем пример построения системы драйверов, результирующим показателем в которой выступает экономическая добавленная стоимость EVA. Она рассчитывается следующим образом

EVA=EBI - CC , (1)

где EBI — прибыль до уплаты процентов, но после налогообложения (операционная прибыль); СС — затраты на капитал. Преобразовав формулу (1), получим

EVA=ROIC ■ IC - WACC ■ IC = = (ROIC - WACC)IC, (2)

где ROIC — рентабельность инвестированного капитала;

WACC — средневзвешенная стоимость капитала компании;

IC — инвестированный капитал. Из формулы (2) следует, что показатель EVA находится в зависимости от рентабельности и стоимости капитала: для увеличения экономической добавленной стоимости необходимо, с одной стороны, повышать рентабельность, а с другой — снижать стоимость используемого капитала.

Разложим показатели, участвующие в расчете экономической добавленной стоимости, на составляющие.

Средневзвешенная стоимость капитала рассчитывается по следующей формуле:

п т

WACC =

г=\ ]= 1

где К — стоимость собственного капитала;

We — доля собственного капитала в общей сумме капитала;

К — стоимость заемного капитала;

Wd — доля заемного капитала в общей сумме

капитала;

1 = 1, 2, 3,...п — число видов собственного капитала;

] = 1, 2, 3,...т — число видов заемного капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на средневзвешенную стоимость капитала влияют стоимость собственного и заемного капитала, а также структура капитала, поскольку показатель ШАСС будет снижаться при увеличении доли источников финансирования с более низкой стоимостью. При этом в случае привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг необходимо учитывать затраты, связанные с организацией эмиссии и размещения ценных бумаг на фондовой бирже.

Рентабельность инвестированного капитала определяется как отношение операционной прибыли к размеру инвестированного капитала:

В целом структура факторов, оказывающих влияние на результирующий показатель экономической добавленной стоимости, представлена на рис. 2.

Стоимость капитала является основным стоимостным фактором, который необходимо учитывать в процессе формирования эмиссионной стратегии, поскольку ее реализация оказывает прямое влияние на показатель ШАСС. Однако опосредованно эмиссионная стратегия воздействует также на показатель рентабельности инвестированного капитала, так как в процессе ее осуществления достигаются важные корпоративные задачи:

— повышение рейтинга компании;

— повышение уровня корпоративного управления;

— усиление прозрачности;

Рентабельность инвестированного капитала

Операционная прибыль

— совершенствование организационной и управленческой структуры.

Достижение этих задач повышает эффективность операционной деятельности компании и формирует образ надежного партнера для ее клиентов, что в конечном итоге способствует увеличению продаж и прибыли предприятия.

На пятом этапе формирования эмиссионной стратегии происходит непосредственно выделение ключевых показателей эффективности, исходя из поставленных задач.

Для задач нормативного характера показателем эффективности является срок окончания определенного этапа эмиссионной деятельности, поскольку в процессе реализации эмиссионной стратегии важно соблюдать временные рамки, предусмотренные законодательством, поставленные руководством компании и соответствующие ожиданиям потенциальных инвесторов.

На шестой стадии необходимо сформировать целевые значения для каждого показателя. Без наличия целевых значений показатели, разработанные для определения степени выполнения задач, не имеют смысла. Принципиальная сложность определения целевого значения того или иного показателя состоит в том, чтобы найти реально достижимый уровень.

Седьмой этап служит для определения конкретных действий в рамках эмиссионной стратегии. На данном этапе осуществляется детальное планирование процедуры эмиссии и размещения ценных бумаг:

— каждая задача раскладывается на отдельные подзадачи;

— составляется перечень мероприятий для выполнения поставленных задач и соответствующих им плановых показателей.

Заключительным восьмым этапом процесса формирования эмиссионной стратегии на основе выделения КПЭ является создание системы мотивации сотрудников, ответственных за реализацию эмиссионной стратегии. Денежное вознаграждение персонала, построенное на основе ключевых пока-

Факторы, определяющие экономическую добавленную стоимость

Средневзвешенная стоимость капитала

Инвестированный капитал

Стоимость собственного капитала

Стоимость заемного капитала

Структура капитала

Стоимость кредитов

Стоимость облигаций

Рис. 2. Структура факторов стоимости, построенная на разложении показателя EVA

зателей эффективности, в отличие от традиционной мотивации в виде фиксированной заработной платы, ориентировано на достижение долгосрочных и краткосрочных целей компании, стимулирует труд сотрудников, повышает их эффективность. Процесс формирования системы мотивации на основе выделения ключевых показателей эффективности включает определение следующих обязательных элементов:

— вес показателя эффективности. Задачи и соответствующие им показатели имеют различную значимость. Поэтому каждому показателю следует присвоить свой вес. Так, показатели, оценивающие стоимость привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг, являются наиболее важными — их вес в системе мотивации будет более высоким;

— размер премии (в процентах) для каждого показателя в зависимости от выполненного результата. Чтобы система мотивации стимулировала рост производительности труда, величину премии для каждого показателя следует устанавливать в прямой зависимости от эффективности сотрудников: при превышении плановых показателей размер премии должен увеличиваться;

— периодичность мотивации. Система мотивации может предусматривать выплату премий по итогам месяца, квартала или года. Однако эмиссионная стратегия относится к проектной деятельности. Поэтому систему мотивации, основанную на оценке выполнения ключевых показателей эффективности, целесообразно привязать к конкретному результа-

ту — окончанию размещения ценных бумаг определенного выпуска;

— размер премиального фонда. Вознаграждение сотрудника зависит от величины премиального фонда. Важно определить его величину или методику его расчета;

— ответственность в случае недостижения целевых значений. При невыполнении плановых показателей могут быть предусмотрены вычеты из заработной платы в виде штрафов или другая мера ответственности;

— итоговая формула, рассчитывающая размер премии (штрафа) сотрудника в зависимости от достигнутых результатов. Она может быть представлена в следующем виде

Р = F• Кг • Pk¡,

г=1

где F — размер премиального фонда;

Ш — вес 1-го ключевого показателя эффективности;

К1 — коэффициент выполнения г-го показателя эффективности;

Р — размер премии (штрафа) в процентах, зависящий от коэффициента выполнения 1-го ключевого показателя эффективности; 1 = 1, 2, 3,...п — число показателей эффективности.

Как следует из алгоритма формирования эмиссионной стратегии, оценка эффективности эмиссионной деятельности в долгосрочном периоде осуществляется посредством анализа динамики стоимости компании. А оперативное управление эмиссионной деятельностью осуществляется на

основе выделения ключевых показателей эффективности посредством:

— постановки задач;

— формирования плановых показателей, необходимых для достижения на каждом этапе ее осуществления;

— составления перечня мероприятий, направленных на их реализацию;

— разработки мотивационной программы, повышающей заинтересованность персонала в увеличении эффективности своей деятельности.

Таким образом, предложенная модель формирования эмиссионной стратегии представляет собой целостную систему управления и оценки эффективности эмиссионной стратегии в долгосрочном и текущем периодах.

Список литературы

1. Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг: приказ ФСФР России от 25.01.07 № 07-4/пз-н.

2. Редченко К. Показательное несогласие: Balanced Scorecard и Tableau de bord. URL: http:// www. iteam. ru.

3. Chiapello E., Lebas M. The Tableau de Bord, a French Approach to Management Information // Working Paper. 2001.

4. Drucker P. The Practice of Management. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2007.

5. Kaplan R., Norton D. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Boston: Harvard Business Review/ 2000.

издательские услуги

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.