Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / COMPLEX SUPPORT OF DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

В статье представлена системная и разноплановая работа по развитию детской одаренности в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы; рассматриваются уставные задачи и имеющиеся ресурсы, позволяющие педагогическому вузу занимать особое место в общенациональной системе выявления и поддержки молодых талантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF DEVELOPMENT OF CHILDREN''S TALENT IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

The article presents a systematic and diverse work on the development of children's talents at the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla; considers statutory objectives and available resources to the pedagogical university a special place in the national system to identify and support young talents.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

З.А. Аллаяров

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: одаренные дети, комплексное сопровождение развития одаренных детей.

Аннотация: В статье представлена системная и разноплановая работа по развитию детской одаренности в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы; рассматриваются уставные задачи и имеющиеся ресурсы, позволяющие педагогическому вузу занимать особое место в общенациональной системе выявления и поддержки молодых талантов.

ао1: 10.21510/1817-3292-2016-3-13-19

Общество развивается благодаря творчеству и созидательному труду людей талантливых, креативных, инициативных, их способностям нестандартно, неординарно мыслить и решать задачи. Для нашей страны данное положение в современных условиях приобретает особую актуальность: как подчеркивается в «Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов», утвержденной Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 года, «современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России» [1].

Выявлением и развитием детской одаренности занимаются многие государственные и общественные институты, организации, общественные объединения. Вместе с тем, основная роль в работе с одаренными детьми, как по определению, так и по существу, принадлежит сфере образования. В системе образования создаются условия, способствующие выявлению и развитию природных задатков, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка: функционируют специализированные школы и классы для детей, проявивших особые способности, открываются центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся олимпиады, конкурсы, интеллектуальные, творческие и спортивные состязания и др. Меры по выявлению и поддержке одаренных детей реализуются, в основном, в системах общего и дополнительного образования. Вместе с тем, необходимость в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении работы с одаренными детьми, квалифицированной психолого-педагогической поддержке этой деятельности в образовательных организациях, сложность и специфика этой работы в целом требуют привлечения к ней и учреждений высшего образования.

Анализируя работу вузов по проблеме детской одаренности, можно констатировать, что она ведетс в основном по двум направлениям. Первое направление, по которому работают практически во всех вузах, - работа по выявлению одаренных детей в целях профориентационной работы с ними. Второе направление, по которому дополнительно работают преимущественно вузы гуманитарного, в том числе педагогического, профиля, -взаимодействие с органами управления образованием и образовательными организациями по решению проблем в области детской одаренности, научная и методическая поддержка образовательного процесса.

Особое место и роль в работе с одаренными детьми занимают педагогические вузы, что связано с их особой миссией, задачами и возможностями взаимодействия с системой образования. Основная их миссия заключается в подготовке кадров для систем дошкольного и общего образования, владеющих знаниями и компетенциями, необходимыми при работе со школьниками, в том числе с одаренными. Формирование профессиональных компетенций происходит, главным образом, в практической деятельности, что, в свою оче-

ж

педагогический журнпл спшкортостпнп м з(64), В016 ааааааё

редь, требует включенности студента в образовательную практику. В этом смысле, все структурные подразделения вуза, профессорско-преподавательский состав по определению включены в образовательный процесс, в котором происходит становление и развитие детской одаренности. Поэтому они глубже знают специфику психолого-педагогической работы с одаренными детьми и имеют возможность использовать свой опыт и знания в практической работе со школьниками. Таким образом, особая миссия педвуза позволяет ему строить работу в области детской одаренности качественно, эффективно, опираясь на педагогическую науку и положительный практический опыт.

Отличия и преимущественные возможности педагогического вуза от вузов другого профиля определяются и тем, что структура научных кафедр, центров, лабораторий, творческих коллективов, направления их работы схожи со школьными предметами и направлениями работы в педагогических коллективах общеобразовательных учреждений. Данный факт дает педвузу возможность решать задачи более широкого спектра; проводить разнообразные мероприятия, охватывающие практически все школьные предметы, области творчества детей и многие направления научно-методической, консалтинговой работы с педагогическими работниками, родителями; вести работу для детей разных возрастов масштабно и массово.

Функционирование научно-образовательных структур психолого-педагогического направления дает педвузу возможность вести фундаментальные исследования в области детской одаренности, разрабатывать, экспериментально апробировать и внедрять результаты исследований в практику. Положительным фактором является и то, что в сферу научных интересов преподавателей и сотрудников педагогических вузов входит изучение проблем в области выявления и развития детской одаренности.

Принимая участие в реализации федеральных и региональных программ в области образования, педагогический вуз участвует в обновлении содержания образования, осуществляет внедрение новых технологий, методик, форм, работает над совершенствованием образовательного процесса и др. Процессы такого взаимодействия и сотрудничества реализуются и в области работы с одаренными детьми. Педагогический вуз в данной области занимается выявлением и дальнейшей психолого-педагогической поддержкой развития одаренности детей; несет определенную ответственность за профессиональный уровень педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, за содержательное, технологическое и методическое обеспечение образовательного процесса с одаренными школьниками. Вся эта работа позволяет вести работу с одаренными детьми в образовательных организациях в инновационном режиме, создавать условия для повышения качества работы.

Педагогические вузы имеют широкие связи и достаточный опыт взаимодействия с региональными и муниципальными системами образования, отдельными образовательными организациями, что дает возможность изучения практики, обобщения, систематизации и трансляции лучшего педагогического опыта. Кроме всего, педвузы оказывают методическую поддержку и консультативную помощь работникам образования и родителям в их взаимодействии со школьниками.

Следует также отметить, что педагогические вузы, являясь отраслевыми вузами для системы образования, получают государственные заказы, научные и общественные гранты на выполнение исследований, разработку программ, технологий, оказание методической поддержки в исследуемой области.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в педвузах может вестись шире и масштабнее. Данный вывод подтверждается практикой. Анализируя работу ряда педагогических вузов, можно видеть следующие основные направления деятельности данной категории вузов в сфере детской одаренности:

- подготовка педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями в области детской одаренности;

- исследования фундаментального и прикладного научного характера в области детской одаренности;

- программно-методическая поддержка образовательного и воспитательного процесса с одаренными детьми;

- выявление детской одаренности и психолого-педагогическая поддержка ее развития.

Примерные задачи, формы организации и наименования мероприятий представлены в таблице 1.

Направления, задачи и формы работы педагогических вузов в области детской одаренности

Таблица 1

Задачи Формы работ, наименования проводимых мероприятий

I. По направлению «Подготовка педагогических кадров»

Обеспечение подготовки педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями в области детской одаренности - подготовка педагогических кадров (магистрантов) для работы в области детской одаренности; - разработка элективных курсов по проблемам детской одаренности для студентов, обучающихся направлению «Педагогическое образование»; - привлечение студентов, аспирантов к работе с одаренными школьниками; - выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по проблематике детской одаренности

II. По направлению «Организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области детской одаренности»

Разработка и внедрение в практику эффективных диагностических и развивающих технологий и форм работы Исследования по проблемам детской одаренности в рамках: - научных лабораторий; - временных научно-исследовательских (творческих) коллективов; - научных школ известных ученых; - в рамках диссертационных исследований; - в рамках выполнения выпускных квалификационных работ.

III. По направлению «Программно-методическая поддержка образовательного и воспитательного процесса с одаренными детьми»

Обеспечение образовательного процесса программами и методическими материалами в области работы с одаренными детьми - разработка дополнительных образовательных программ по работе с одаренными школьниками; - разработка учебно-методических пособий нового поколения по работе с одаренными и талантливыми детьми

Оказание научно-методической помощи педагогам, работающим с одаренными детьми, повышение их квалификации - разработка методических рекомендаций учителям, воспитателям ДОУ, родителям по работе с одаренными детьми; - изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта ОУ, педагогов по работе с одаренными детьми; - семинары, научно-практические конференции по проблемам работы с одаренными школьниками; - курсы повышения квалификации, методические семинары для педагогических работников по работе с одаренными и талантливыми детьми

Оказание научно-методической помощи образовательным организациям, органам управления образованием в области развития детской одаренности - конкурсы среди образовательных организаций, муниципальных систем образования; - преподавательская работа сотрудников и ППС в лицейских (профильных) классах школ; - разработка и реализация специальных вузовских программ для старшеклассников; - семинары по обмену опытом преподавателей очных, очно-заочных (дистанционных) школ; - подготовка, повышение квалификации методистов и учителей, работников системы образования, работающих с одаренными и талантливыми детьми

Оказание помощи родителям в воспитании одаренности у детей - педагогическое консультирование родителей в дистанционной и очной формах; - перевод в цифровые форматы имеющихся уникальных учебно-методических материалов, их размещение на сайте и предоставление к ним свободного доступа учащихся, учителей и родителей.

IV. По направлению «Выявление и психолого-педагогическая поддержка развития детской одаренности»

Выявление одаренных - диагностика индивидуальных особенностей учащихся в дистанционной и очной

педагогический журнпл спшкортостпнп м з(64), В016 ааааааё

школьников формах, раннее выявление одаренных детей; - оказание консультативной помощи педагогическим работникам в организации диагностики детской одаренности;

- оценка знаний, способностей, достижений в предметной или творческой областях, уровня интеллектуального развития школьников

Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих способностей, стимулирование к участию в интеллектуальных состязаниях - предметные, межпредметные, творческие вузовские олимпиады, олимпиады РСОШ; - предметные (интеллектуальные) конкурсы; - конкурсы по творческим направлениям; - тематические конкурсы; - интеллектуальные игры КВН, «Умники и умницы», брейн-ринг и др.

Развитие у детей интереса к науке, формирование первоначальных компетенций в области научно-исследовательской деятельности - работа школьников в научных обществах, объединениях, организуемых вузом; - работа учащихся в местных структурах (филиалах) научных, ресурсных центров для школьников других организаций, обществ; - проведение научных, методологических семинаров, практикумов для юных исследователей, учителей-наставников; - работа научных лабораторий с привлечением школьников; - организация и проведение очных, дистанционных научно-практических конференций школьников; - участие школьников в экспедициях; - выполнение школьниками лабораторных работ и практикумов в лабораториях вуза

Расширение и углубление знаний по отдельным предметам, развитие способностей к самостоятельной познавательной деятельности - предметные и творческие дистанционные школы; - предметные, творческие очные школы, «Умные каникулы» и др.; - учебно-тренировочные сборы по подготовке школьников к олимпиадам; - элективные курсы для школьников; - профессиональные школы, «школы выходного дня» (математического, историко-археологического, философского, лингвистического и др. профилей); - факультативные занятия спецкурсы, кружки по дополнительным образовательным программам по предметам и областям науки; - открытые очные или дистанционные «Золотые лекции» для школьников; - творческие мастерские; - детские технопарки; - практические (тренировочные) занятия; - спортивные секции

Создание условий для подготовки обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах

Обеспечение внеурочной занятости школьников

Стимулирование одаренных школьников, создание условий для их самовыражения и самоутверждения - определение победителей, призеров, победителей по итогам проведения каждого соревновательного мероприятия, обнародование показателей; - поощрение победителей, призеров дипломами, призами, участников - сертификатами; - публикации в СМИ о проведенном мероприятии с указанием победителей; - создание «банка данных» одаренных школьников; - издание сборников работ учащихся, публикация работ на открытых сайтах; - организация выставок работ учащихся; - введение формы учета и поощрения достижений в виде социальной зачетки школьника

Целенаправленная проф-ориентациионная работа, привлечение в университет талантливых абитуриентов - предметный (например, философский) клуб, туристский клуб, клубы юных изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов, спортсменов (по видам спорта) и т. д. - создание «банка одаренных детей» по предметам и творческим областям; - Дни профессиональной карьеры, встречи с известными учеными, представителями профессий

Культивирование одаренности, формирование общественного мнения о востребованности талантов - информационная, просветительская работа с общественностью с использованием возможностей СМИ, родительского всеобуча; - инициирование подключения к работе с одаренными школьниками государственных, муниципальных органов, организаций и объединений общественной, частной и других форм; - совместные со школами социальные и благотворительные акции; - тематические праздники; - формирование социальных сетей по интересам, направлениям

Представленные в таблице направления, формы работы реализуются в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы (и в других вузах). В университете эффективно действует многоуровневая полифункциональная система, спо-

собствующая целенаправленному масштабному выявлению одаренных детей, созданию среды для развития их способностей и реализации потенциальных возможностей. Общее руководство функционированием системы осуществляет Координационный совет, обеспечивающий данному направлению работы целенаправленный, системный характер. Основными инициаторами и организаторами здесь выступают институты, факультеты, кафедры, различные центры. Координацию текущей деятельности, нормативное обеспечение (в рамках общеуниверситетских мероприятий), консультирование по общим вопросам и оформление финансирования проектов осуществляет Центр развития одаренности школьников. Вопросы кадрового обеспечения проводимых мероприятий, предоставления мест для проведения занятий и др. решаются организаторами совместно с Учебно-методическим управлением. Тематика научных исследований, вопросы организации экспериментов согласовываются с Управлением научной работы и международных связей. Планирование и организация очных предметных, творческих школ осуществляются по согласованию и при содействии Социально-образовательного оздоровительного центра «Салихово».

Поскольку данная система открыта и не ограничена рамками университетской структуры, взаимодействие при организации мероприятий осуществляется с другими вузами (в том числе Оренбургским, Пермским, Челябинским педагогическими университетами), научными учреждениями, региональными и муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями, учителями. Работа с одаренными детьми в университете планируется и ведется с учетом специальных психолого-педагогических позиций, принципов и подходов к организации деятельности в данной области. Принципиально важным в работе с одаренными детьми являются два диаметрально противоположных исходных положения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко» [2]. На практике они сводятся к двум, на первый взгляд, альтернативным подходам к организации работы с детьми: создавать ли условия для раскрытия и развития потенциальных способностей, талантов у всех детей или выявлять одаренных детей и работать только с ними. Возможности университета позволяют осуществить следующий подход: используя современные информационно-коммуникационные средства, обеспечивать массовое участие детей в проводимых университетом олимпиадах, конкурсах, других образовательных, состязательных мероприятиях, далее, в рамках реализации дополнительных об-щеразвивающих программ и других форм психолого-педагогической поддержки, сопровождать дальнейшее развитие проявивших одаренность детей.

Известно, что способности личности проявляются и развиваются в деятельности. Следуя данному принципу, мы добиваемся того, чтобы главной задачей проводимых мероприятий стало их развивающее воздействие на ребенка, чтобы содержание способствовало не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств. В частности, университетские мероприятия носят не разовый характер (за исключением отдельных конкурсов), а проводятся в виде турниров, состоящих из нескольких этапов или туров. Между этапами / турами с участниками проводится консультативная и обучающая работа. Кроме того, реальные знания и достижения участников в предметных или творческих областях, уровень, нестандартность, креативность мышления оцениваются и анализируются в ходе и по результатам различных интеллектуальных состязаний.

Формирование творческих способностей детей осуществляется исключительно через погружение в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод, поэтому организации исследовательской, проектной деятельности школьников в университете уделяется особое внимание. Мероприятия должны учитывать возрастные возможности детей. На практике, этот принцип предполагает соответствие содержания и методов проводимых мероприятий специфиче-

педагогический журнпл спшкортостпнп м 3(64), В016 ааааааё

ским особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах. Факторами развития способностей, талантов у детей являются стимулирование их активной деятельности и развитие внутренней мотивации. Поэтому каждое действие участника университетского мероприятия оценивается, успехи презентуются, выявленные таланты поощряются. В этом плане, мероприятия являются площадками, где школьники презентуют себя, свой талант, свои интеллектуальные способности; такие мероприятия становятся для детей трамплином в науку. Также организуются специальные «площадки поисков и находок» диагностической направленности (психологическое тестирование, другие виды диагностики с использованием тестов, заданий, вопросов, задач).

Предоставляемые образовательные услуги должны быть доступными, носить открытый характер, что реализуется при использовании образовательных интернет-технологий. Наиболее перспективными в плане обеспечения доступности становятся заочная и дистанционная формы работы: в дистанционной форме организуются предметные олимпиады, конкурсы, лекции, вебинары, проводятся онлайн-семинары, онлайн-встречи, презентации через Интернет и т. д. Вести работу доступно и в открытом режиме позволяет действующий единый интернет-портал - мощный и эффективный организационный ресурс, отражающий разнообразие предлагаемых образовательных услуг, информацию о проводимых мероприятиях, их результатах, рекомендации (ежедневно посещают порядка десяти тысяч человек).

Работа в области развития детской одаренности должна быть комплексной; широкий спектр мероприятий, форм обеспечивается подключением к работе большого числа структур университета (в университете ведется подготовка педагогических кадров по двадцати трем профилям, в том числе действует магистратура по специальности «Психология и педагогика образования одаренных детей»). Функционирование Координационного совета и Центра развития одаренности придает данному направлению деятельности системный характер, обеспечивает согласованность принимаемых мер. Основанная на этих и других подходах, принципах работа дает хорошие результаты.

Деятельность по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению дальнейшего развития одаренных детей ведется по нескольким направлениям. Ежегодно проводятся более двадцати предметных и творческих олимпиад в рамках дистанционной олимпиады «Акмуллинская олимпиада»; Межрегиональная олимпиада школьников «Альфа» по восьми предметам совместно с другими вузами-партнерами; около тридцати различных конкурсов. Действуют более десяти дистанционных предметных и творческих школ, в которых учащиеся занимаются по углубленным или дополнительным образовательным программам. Исследовательскую деятельность школьники ведут в рамках дистанционной школьной Академии «Успех». Итоги исследований подводятся на научно-практических конференциях; за два года изданы девять сборников с трудами школьников. Ежегодно на базе Салиховского социально-образовательного оздоровительного центра проводятся до десяти заездов очных школ по общеразвивающим программам по определенным предметам и творческим направлениям. На факультетах созданы собственные структуры по работе с детьми, такие как Академия математики на базе физико-математического факультета, Детский технопарк в Институте профессионального образования и информационных технологий совместно с Уфимским городским управлением образования и другие.

Ежегодно в проводимых мероприятиях участвуют более двадцати тысячи школьников. Участие в мероприятиях университета для школьников бесплатное (кроме отдельных платных заездов очных школ). Для поощрения участников и победителей в университете складывается собственная система. Победителям и призерам вручаются дипломы, участникам - сертификаты. Победителям ежегодно на итоговом мероприятии «Интеллект. Творчество. Успех» вручаются ценные подарки, они приглашаются в летние интеллектуальные лагеря. Фамилии победителей также заносятся в университетский Банк одаренных детей.

Победителям вручаются медали «Созидая будущее», учрежденные БГПУ имени М. Акмуллы. Победителям и призерам предметных олимпиад, поступающим в университет, присваиваются дополнительные баллы по предмету.

В заключение следует подчеркнуть, что педагогические вузы играют значительную роль в общенациональной системе выявления и поддержки одаренных детей. Ученые БГПУ имени М. Акмуллы оказывают научную, программно-методическую поддержку в выявлении одаренных школам и другим детским учреждениям, предоставляя им диагностический инструментарий. На базе восьми образовательных организаций Республики Башкортостан действуют экспериментальные площадки по проблемам детской одаренности. Таким образом, в нашем университете действует эффективная система работы, направления которой определяются принципами деятельностного подхода и базируются на сущностных характеристиках феномена «одаренность» и технологии выявления и комплексного сопровождения индивидуального развития одаренного школьника.

1. Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 г.

2. Рабочая концепция одаренности / под ред.Д.Б. Богоявленской. - М., 2003. С.94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.