Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ, КОНКУРСАХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ, КОНКУРСАХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1753
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ / КОНКУРСАМ / GIFTED CHILDREN / IDENTIFICATION AND SELECTION OF GIFTED CHILDREN / PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN FOR OLYMPIADS / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

В статье представлена разноплановая работа по выявлению, отбору и подготовке школьников к различным олимпиадам, конкурсам; основные субъекты педагогической деятельности - учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи; различная по организационным формам и методам работа проводится в процессе предметного обучения и внеклассной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SCHOOLBOYS FOR PARTICIPATION IN OLYMPIADS, COMPETITIONS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

The educational organization conducts diverse work on the identification, selection and training of students for various competitions and competitions. The main subjects of pedagogical activity in this direction are subject teachers, class teachers, and educational psychologists. Work that is different in organizational forms and methods is carried out in the course of subject training and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ, КОНКУРСАХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

З.А. Аллаяров

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ, КОНКУРСАХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: одаренные дети, выявление одаренных детей, подготовка к олимпиадам, конкурсам.

Аннотация: В статье представлена разноплановая работа по выявлению, отбору и подготовке школьников к различным олимпиадам, конкурсам; основные субъекты педагогической деятельности - учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи; различная по организационным формам и методам работа проводится в процессе предметного обучения и внеклассной деятельности.

Развитие личности ребенка, его способностей, таланта происходит в организованном образовательном процессе, а также в процессе его саморазвития. Эффективность и результативность многократно возрастают, если осуществляется комплексная психолого-педагогическая поддержка, поэтому работа в области развития детской одаренности; в том числе подготовка школьников к различным олимпиадам и конкурсам является важнейшей составляющей педагогической деятельности учителя, а высокие учебные достижения и результаты обучающихся в олимпиадах разного уровня -одним из показателей качества его работы.

Рассматриваемые в данной работе виды деятельности учителя - «работа в области развития детской одаренности» и «подготовка школьников к различным олимпиадам, конкурсам» - на практике являются компонентами общей педагогической деятельности учителя. Деятельность по подготовке к олимпиадам, конкурсам - часть более широкой работы учителя по развитию детской одаренности, при этом конкретизируются ее задачи, формы и методы работы. На практике это означает, что учитель, работая по выявлению одаренных школьников и оказанию психолого-педагогической поддержки их дальнейшего развития, решает более общие задачи, нежели задачи подготовки к олимпиадам, конкурсам, однако требуются более эффективные педагогические инструменты. Вышеизложенное предполагает уточнение и конкретизацию используемых понятий.

Новые образовательные стандарты (ФГОС), которые реализует современная школа, определяют направления работы в области развития детской одаренности: в них формулируются требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. На важность особой работы учителя с одаренными детьми указывается и в других нормативных документах. Так, в профессиональных стандартах педагога важнейшими профессиональными и личностными компетенциями учителя названы:

- умение использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников, в том числе одаренных;

- владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся; осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка;

- умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся;

- владение психолого-педагогическими технологиями, в том числе инклюзивными, необходимыми для работы с различными учащимися, в том числе с одаренными детьми.

Работу педагога в области развития детской одаренности, в том числе подготовки школьников к различным олимпиадам, конкурсам и другим интеллектуальным состязаниям, можно условно разделить на два этапа, учитывая формы организации и используемые технологии. Первый этап - выявление и отбор одаренных, мотивированных школьников, проявляющих интерес к предмету и, возможно, связывающих с данной областью знаний

пеойгогичсский жирийа сйшнортостйий н 4(77). 201 е

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

выбор своей будущей профессии. Второй этап - непосредственная работа по развитию одаренности, в том числе подготовке к олимпиадам с отобранными детьми.

Выявление и отбор осуществляются учителями-предметниками совместно с классными руководителями, психологами и другими педагогическими работниками, с участием родителей и самих школьников. В образовательных организациях создаются отдельные структуры: педагогические консилиумы, психолого-педагогические службы, советы при директоре или заместителях директора, ресурсные центры, способствующие отбору одаренных школьников.

Основные методы одаренных школьников:

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование, тестирование и другие формы педагогической диагностики;

- анализ предметных результатов и качества знаний;

- оценка и анализ результатов участия в различных олимпиадах, конкурсах и других состязаниях;

- психологическая диагностика одаренности.

Педагогическое наблюдение учителем осуществляется в естественной для школьников обстановке: на каждом уроке в процессе овладения учебным содержанием; внеурочном мероприятии по предмету (когда требуется проявить, помимо других, личностные качества). Предметом наблюдения являются степень сформированности предметных и метапредметных умений, уровень освоения образовательной программы, учебная мотивация, показатели интеллектуального развития и другие, необходимые для успешного участия в интеллектуальных состязаниях; педагогическое наблюдение может вестись также и совместно с родителями. Результаты наблюдения могут оформляться в виде дневника / карты наблюдений.

Наблюдение позволяет наблюдать за учеником в естественных условиях; при этом анкетирование, тестирование, беседа, тренинги и другие опросные формы и методы могут быть использованы учителями как дополнительные инструменты изучения личности школьника, в том числе педагогической диагностики одаренности. Это позволяет получить разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Педагог при тестировании, как правило, пользуется помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно.

Одаренность школьников по итогам педагогических наблюдений определяется на основании таких показателей, как повышенная познавательная потребность, быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения, высокий уровень способности к самообучению, использование и изобретение новых способов деятельности, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, настойчивость, стремление к совершенству. Хороший актив для подготовки к олимпиадам - те школьники, у которых имеется сильное стремление к освоению предмета и которые обладают высокой работоспособностью.

Другим широко используемым методом выявления одаренных школьников является анализ предметных результатов и качества знаний. В традиционном варианте анализу и оценке подвергаются достижения обучающихся, планируемые результаты по отдельным учебным предметам. Система оценки также представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОс к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования. При этом анализируются оценки универсальных учебных действий учащихся - регулятивных, коммуникативных, познавательных, то есть таких умственных действий обучающихся, которые необходимы для анализа своей познавательной деятельности и управления ею. Методами, формами и средствами оценки

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

предметных результатов являются тестирование, практические работы, творческие работы, проект, самоанализ, самооценка, самоконтроль.

Предметом анализа может стать оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

По итогам анализа обучающиеся, добившиеся высокого уровня достижений, отличающиеся по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области, могут попасть в список одаренных, мотивированных, претендующих на особую поддержку в подготовке к олимпиадам.

Олимпиады и конкурсы выявляют учащихся, которые достигли успехов в той или иной академической дисциплине. Поэтому анализ результатов участия в различных олимпиадах, конкурсах, других состязаниях, их оценка являются еще одной распространенной формой учета одаренности. Достигшие высоких показателей на предыдущих состязаниях школьники претендуют на участие в последующих, то есть становятся объектами педагогической деятельности учителя по подготовке к олимпиадам.

Вместе с тем, существующие формы выявления одаренных детей, такие как олимпиады, конкурсы, должны быть дополнены формами обнаружения скрытой одаренности с использованием современных психодиагностических методов. Психолого-педагогическая диагностика по видам одаренности включает комплексные и вариативные методы выявления, позволяющие выявить различные типы одаренности, в том числе и не проявившиеся в учебных достижениях. Разработано большое число методик для оценки детской одаренности; многие из них сложные по процедуре, требуют специальных знаний и умений, поэтому могут быть использованы только специалистами-психологами. Вместе с тем, учитель должен владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, направленных не столько на количественную оценку, сколько на выявление качественных сторон детской одаренности. Приведенные формы и методы выявления одаренности позволяют учителю произвести отбор школьников для подготовки к участию в различных олимпиадах, конкурсах.

Вопросы организации педагогической деятельности по подготовке школьников к различным интеллектуальным состязаниям тесно связаны с изменениями в учебно-познавательной деятельности и личности школьника в результате подготовки. Исходя из практического опыта, можно заключить, что итоги подготовки школьников включают формирование:

- необходимых для успешного участия в интеллектуальных состязаниях предметных знаний;

- познавательных универсальных учебных действий, таких как общеучебные -умение ставить учебную задачу, выбирать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; логические: умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения и др.;

- психологической, эмоциональной устойчивости.

К итогам подготовки следует отнести также достижение многих других личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, предусмотренных ФГОС.

Особенности каждого предмета обусловливают различное содержание необходимых предметных знаний и другие составляющие готовности школьника. Например, учитывая особенности математики как естественной науки, можно выделить три дополнительных составляющих готовности: развитый математический кругозор; умение решать нестандартные задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом; практические умения и навыки, знание основных приемов, способов решения

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

задач. Особенности других предметов и областей науки предполагают другие составляющие готовности, которые учитель должен определить заранее и для себя, и для школьников.

Второй этап - этап целенаправленной подготовки школьников к олимпиадам, конкурсам - в основном осуществляется в рамках:

- предметного обучения;

- организованной внеурочной деятельности;

- дистанционной работы с использованием интернет-технологий и ресурсов;

- самоподготовки школьника (результативность которой зависит от эффективности осуществляемого педагогического руководства).

Интеллектуальное, творческое развитие школьника, в том числе формирование готовности к участию в олимпиадах, конкурсах, происходит в основном в ходе его учебной деятельности. В число основных инструментов организации образовательного процесса, позволяющих учитывать интеллектуальные и психофизиологические особенности одаренных детей, входят образовательные программы по предметам, образовательная структура школы, формы организации образовательного процесса, используемые образовательные технологии.

В частности, школьник при подготовке к участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, а также изучить ряд дополнительных тем, не входящих в программу. Следовательно, при разработке образовательной программы и отбора содержания предмета учитель предусматривает для детей, отличающихся ускоренным темпом развития, более интенсивное изучение отдельных тем и за счет сокращения времени расширение содержания других тем или их опережающее изучение. Обогащение содержания традиционных тем можно обеспечить за счет установления межпредметных связей или сокращения времени на прохождение обязательной программы. При разработке программы учителям рекомендуется ознакомиться с разработанными учеными-методистами перечнями тем по основным общеобразовательным предметам, успешное усвоение которых необходимо школьникам для участия в олимпиадных испытаниях [1].

В плане развития одаренности целесообразно, чтобы на каждом занятии у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий различными формами деятельности, соответствующих виду их одаренности. Так, одной из возможных форм ведения занятий является разделение каждого занятия на две части. Первая часть посвящается изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач повышенной трудности и обсуждению решений особенно трудных, интересных, нестандартных задач. Такая форма проведения занятий наиболее эффективна для успешной подготовки учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.

В предметном обучении ведущими должны быть следующие формы работы: самостоятельная, индивидуальная, дифференцированный подход, проблемное обучение, исследовательская и / или проектная деятельность; следует чаще применять решение задач, заслушивание рефератов, докладов, чтение учебной и научно-популярной литературы, организация дискуссий. Как дополнительные к общеобразовательным предметам организуются факультативные курсы для групповых занятий, программы которых имеют повышенный уровень по данному предмету (вместе с программой основного курса). В этом плане наиболее распространенными в школе являются факультативные курсы повышенного уровня, на которых углубленно изучается содержание учебного предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания, сочетается теоретическая

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

и практическая подготовка учащихся; отдельные факультативы могут быть посвящены подготовке к предметным олимпиадам и конкурсам.

Необходимость развития одаренности школьников и их подготовки к олимпиадам диктует использование более эффективных форм организации предметного обучения. В школах с большим количеством обучающихся и классов организуются классы с углубленным изучением предметов, в старшей смене - профильные классы. В школах, где невозможно создание таких классов, могут функционировать межклассные секции для обучения межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой. В них одаренные дети могут заниматься с опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Менее распространенной формой работы является попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях для обучающихся более старших классов. В зависимости от условий используются также такие формы организации обучения, как выделение групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, обучение по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам, группировка учащихся внутри одного класса в малые группы.

В работе по развитию одаренности школьников, кроме групповых, используются индивидуальные формы. Индивидуальная работа со школьниками строится на основе разработанных педагогами и школьниками индивидуальных программах и планах по их реализации. Работа по индивидуальным программам обучения и индивидуальному плану предполагает использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Обучение одаренного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня» (математического, историко-археологического, философско-лингвистического и других профилей), которое обеспечивает общение с талантливыми специалистами-профессионалами, включает в серьезную научно-исследовательскую работу и т. д.

Кроме основательной подготовки по предмету, для успешного выступления в олимпиадах, конкурсах, школьникам необходима особая подготовка в рамках внеурочной, внеклассной деятельности. В отличие от основных занятий по учебному плану, внеурочная деятельность, в том числе дополнительное образование, предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно деятельностный характер внеурочной деятельности также способствует более эффективному решению задачи по развитию и поддержке одаренных детей. Во многих школах создаются специализированные структурные подразделения по организации внеурочной деятельности школьников. В их числе: ресурсные центры, исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские, научные общества учащихся, профильные лагеря и другие.

Внеклассная работа учителя по подготовке детей к олимпиаде может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие виды такой работы - индивидуальная, групповая, массовая. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам - индивидуальные занятия. Организовывая их, учитель-предметник совместно с ребенком составляет план занятий, учитывающий психические особенности ребенка, выбирает форму отчета ребенка (тесты, вопросы и т. д.) за определенные промежутки времени. Главный акцент на занятиях делается на самостоятельную работу школьника с учебным материалом.

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

Безусловно, работа по подготовке школьника к олимпиаде предполагает большую самостоятельную работу ученика по изучению отдельных тем, поиску ответов на возникшие вопросы, решению задач и выполнению заданий, предлагаемых учителем; проводятся консультации по наиболее сложным и запутанным темам, вопросам.

Групповая работа проводится с постоянным коллективом учащихся; основные формы - факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей.

Специфично содержание работы по подготовке к олимпиадам во внеурочной деятельности: оно направлено, прежде всего, на устранение пробелов в знаниях учащегося в предметном обучении и последующей работе по их устранению. Также необходимым условием качественной подготовки должно стать изучение отдельных тем, которые не рассматриваются школьной программой, но работают на ее обогащение, расширение. Независимо от форм работы, важнейшим содержанием подготовки, определяющим эффективность всей работы, является анализ олимпиадных заданий прошлых лет. Этот принцип обязателен для учителя, так как ориентирует его самого и школьника на олимпиадный уровень, способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. В связи с этим необходимо отметить, что каждый педагог должен иметь базу олимпиадных заданий прошлых лет, а также найти подходящие для данного процесса электронные образовательные ресурсы, дополнительные интересные задания, журналы и справочники по профилю предмета. При подготовке к олимпиадам важно соблюдать принцип опережающего уровня сложности - на каждом этапе олимпиады школьник должен быть готов решать задания последующих туров. В плане рефлексии и контроля проводятся внутренние мини-олимпиады. После выполнения материалов данных олимпиад проводится комплексный анализ выполненных заданий.

К формам массовой работы можно отнести проводимые с большими детскими коллективами мероприятия, такие как вечера, научно-практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады и др. Их проведение предусматривается в планах школы, отдельных подразделений или учителей.

Необходимо отметить, что проводимые в самой школе предметные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции выполняют двоякую роль. С одной стороны, участвуя в них, школьники стараются добиться высоких результатов, то есть они выступают как цель в олимпиадном движении. С другой стороны, они являются педагогическим средством, используемым учителем для подготовки школьников к участию в олимпиадах более высокого уровня. Подготовку к ним, анализ результатов участия в них учителем используется как этапы и содержательные элементы общей подготовки. Такую же роль можно отвести участию детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах. В последние годы учителя убедились, что дистанционные мероприятия становятся эффективным способом развития потенциала одаренных детей. Они предоставляют возможность проявиться детям застенчивым, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществом дистанционных форм являются также возможность участия в них независимо от места проживания, проведение в удобное для ребенка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников. Заочные олимпиады стали движущей силой развития самостоятельной работы учащихся, источником новой информации, получаемой путем самостоятельной работы с книгой, в процессе решения задач, общении с учителями, наставниками, сверстниками.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов особо можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время. Работа школьника в рамках

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

таких олимпиад стимулирует совместную деятельность учащихся с учителями, родителями, тем самым способствуя формированию позитивного отношения к учебному процессу.

Одно из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя -осуществление педагогического руководства процессом саморазвития, самоподготовки школьника к участию в олимпиадах, конкурсах. В этой связи необходимо отметить, что в образовательной организации должна быть выстроена система психолого-педагогической поддержки саморазвития школьников, направленная на развитие у них способностей к самостоятельной познавательной деятельности, создание возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащегося, условий для самостоятельной подготовки обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах, конкурсах, к сдаче ГИА и еГэ. К числу элементов данной системы можно отнести:

- реализацию специальных образовательных программ, психологических тренингов для школьников по саморазвитию;

- организацию разработки и реализации одаренными школьниками индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных планов по подготовке к различным олимпиадам, конкурсам;

- организацию психолого-педагогических консультаций, диагностик.

Также в образовательной организации, в частности, и системе образования, в целом, выстраивается система информационно-образовательной поддержки. Функционирование системы информационно-образовательных, электронно-образовательных, методических ресурсов и образовательной медиасреды, содержащих познавательные и социокультурные ресурсы, связанные с образованием, самообразованием, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием знаний является существенным условием и мерой поддержки саморазвития. Опыт, накопленный при подготовке к олимпиадам, позволяет в настоящее время эффективно развивать индивидуальную траекторию одаренных детей на основе использования данных ресурсов. Существенным условием эффективности поддержки является психолого-педагогическая работа учителя с родителями по их участию в процессе саморазвития детей. В этих целях организуются педагогические консультации, психологические тренинги и др.

Время работы учителя по подготовке школьников к олимпиадам не ограничивается этапами выявления одаренности и непосредственной подготовки. Опытные учителя учат школьников способам саморегуляции в условиях стресса и устранения его последствий, формирования психологической, эмоциональной устойчивости. Они готовы оказывать непосредственную помощь и поддержку школьников во время олимпиад, адекватно реагировать на их поведение на олимпиаде, найти объяснение необычным поступкам и реакциям, оказать помощь в сложную для школьника минуту.

Огромное значение для качественной подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам имеет образовательная среда. Создание среды предполагает стимулирование, моральную, материальную поддержку руководством школы и ребенка, и педагога-наставника, и родителей, создание условий для обучения в очно-заочных школах вузов, поездки в центры подготовки, летние лагеря и каникулярные сборы, создание классов для дистанционного обучения, системное проведение массовых школьных олимпиад и конкурсов, поощрение участников олимпиад и конкурсов и др.

Таким образом, для подготовки школьников к участию в олимпиадах, конкурсах учитель должен выстраивать свою деятельность в многомерной системе координат, использовать в своей работе разнообразный контрольно-измерительный инструментарий, уверенно организовывать различные формы работы с одаренными учащимися, эффективно взаимодействовать с администрацией и родителями, и только тогда его -учителя - деятельность приведет к высоким учебным достижениям и успешным выступлениям школьников в олимпиадах и конкурсах.

пробл€мы современной психологии и пеапгогики

1. Аллаяров, З.А., Фатыхова, Р.М. Теория и практика работы образовательных организаций и органов управления образованием по комплексному сопровождению развития детской одаренности [Текст] : методические рекомендации / З.А. Аллаяров, Р.М. Фатыхова. - Уфа : Мир печати, 2016. - 46 с.

2. Методические рекомендации по подготовке и участию школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов. - Москва : РУДН, 2015. - 92с.

3. Рабочая концепция одаренности / под ред.Д.Б. Богоявленской. - Москва, 2003. - 94 с.

4. Система работы образовательной организации по комплексному сопровождению гармоничного развития одаренных школьников [Текст] : материалы Всероссийского конкурса / под ред. проф. Р.М. Фатыховой. - Уфа : Мир печати, 2016. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.