И.В. Кудинов, Е.А. Яшин, Р.М. Фатыхова, Ф.Ф. Гараева МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ИЗ ОПЫТА БГПУ имени М. АКМУЛЛЫ
Ключевые слова: одаренные дети, психолого-педагогическое сопровождение, Всероссийская олимпиада школьников, электронное образование, дистанционные олимпиады, дистанционная школа, обогащенная образовательная среда, общее образование.
Аннотация: В статье рассматриваются феномен детской одаренности, вопросы организации поиска, отбора и последующей работы с одаренными детьми (в том числе для подготовки к различным олимпиадам) в масштабе Республики Башкортостан. Описаны структура обогащенной образовательной среды общеобразовательной организации, модели психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников в олимпиадном движении; проанализированы наиболее популярные электронные платформы по проведению дистанционных олимпиад и конкурсов в сегменте рунета. Приведен краткий анализ результатов Всероссийского конкурса на лучшую систему работы образовательной организации, муниципальной системы образования по выявлению и сопровождению развития одаренных детей «Одаренный школьник»; представлены результаты апробации модели развития одаренных детей в Республике Башкортостан.
doi: 10.21510/1817-3292-2018-2-109-120
Проблема раннего выявления одаренных детей и молодежи в России принимает масштабный характер на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, районном и т. д. Развитие различных сфер человеческой жизнедеятельности в современном мире обусловило интерес общества к одаренным детям - будущей интеллектуальной и творческой элите, так как благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. Все это делает проблему одаренности особо актуальной: разрабатываются инновационные программы раннего выявления детей с признаками одаренности; проектируются долгосрочные программы поддержки одаренной молодежи; ведется поиск оптимальных условий реализации творческого потенциала. В том числе уточняются теоретические положения феноменологии одаренности; рассматриваются различные подходы к проблеме одаренности. Особо подчеркивается необходимость комплексной целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, объединения отдельных звеньев этой работы во взаимосвязанную систему, обеспечивающую условия для выявления разнообразных видов одаренности и адекватные образовательные возможности для развития интеллектуального потенциала каждого ребенка в сфере образования.
Определение приоритетных направлений развития системы образования одаренной молодежи требует всестороннего анализа опыта работы образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. Для выявления лучших практик отбора, сопровождения одаренных детей и работы с ними Центром развития одаренности школьников БГПУ имени М. Акмуллы совместно с кафедрой психологии и кафедрой педагогики БГПУ имени М. Акмуллы был проведен Всероссийский конкурс на лучшую систему работы образовательной организации, муниципальной системы образования по выявлению и сопровождению развития одаренных детей «Одаренный школьник». Всего в конкурсе приняли участие 73 образовательные организации, 4 органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Наряду с выявлением лучших образовательных организаций и муниципальных систем образования в данном направлении работы, решались важные для педагогической теории и практики задачи: анализ и обобщение положительного опыта, а определение проблем педагогического, организационно-управленческого, научно-методического характера в практике работы с одаренными детьми и поиск путей их решения.
Анализ конкурсных материалов показал, что: в образовательных организациях и муниципальных системах образования имеется позитивный опыт системного подхода к организации работы по развитию детской одаренности; действующие модели работы научно обоснованы и опираются на признанные методологические принципы. При этом
пепягогнчеений жярнял еяшнортостяня м 2(75). tois
пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), яога э®б°жв
основной задачей содействия развитию личности является создание обогащенной развивающей образовательной среды, соответствующей высоким познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, учитывающей их индивидуальность. Основные образующие элементы такой среды - содержание, организация и методы обучения, в том числе общение, мотивация.
К проблемам организационно-педагогического характера относятся: недостаточная направленность коллективов образовательных организаций на работу в области развития детской одаренности; разрозненность дидактических методов и средств; затруднительность проявления талантов. К тому же наличие противоречивых теоретических подходов к проблеме детской одаренности затрудняет разработку и реализацию обобщенной эффективной концепции. Анализ ситуации свидетельствует о несовершенстве образовательных программ, а отсутствие методов индивидуализации обучения одаренных детей в традиционном образовательном процессе усложняет организацию индивидуального обучения, а также его информационное и материально-техническое обеспечение.
В настоящее время в Республике Башкортостан сформирован и реализуется комплекс развития образования в целом и электронного образования в частности. Все это определено государственной программой «Развитие образования Республики Башкортостан», Концепцией развития электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015-2020 годов, нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Башкортостан. Указом Президента Республики Башкортостан приняты также дополнительные меры по развитию электронного образования в республике как приоритетного направления в данной сфере. Так, с 1 января 2016 года были учреждены восемь ежегодных грантов на развитие электронного образования в общеобразовательных организациях.
ФГБОУ ВО «БГПУ имени М. Акмуллы» подготовлен проект - победитель в направлении «Разработка и реализация модели отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам». Цель проекта -внедрение экспериментально-инновационных технологий в систему отбора одаренных детей в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан, а также сопровождение профессионального роста педагогов.
Основные задачи проекта:
1. Определение концепции и структурной модели технологии отбора одаренных детей и последующей работы с ними (в том числе для подготовки к различным олимпиадам); разработка технологических карт процессов.
2. Определение места и роли субъектов образовательного процесса при реализации предложенной модели.
3. Нормативно-методическое описание образовательного процесса реализации модели отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе при подготовке к различным олимпиадам.
4. Выработка стандартов подпроцессов модели - «Обучение», «Аттестация», «Сопровождение» - при внедрении инновационных методик процесса обучения в сетевой форме.
5. Проектирование основных средств, методов и условий повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми, в том числе для подготовки к различным олимпиадам.
6. Формирование технологии реализации модели и апробации содержания обучения и воспитания по сетевым образовательным программам отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам, на базе пилотных площадок.
электронное оерпзоапнне
7. Разработка критериев и индикаторов, мониторинг эффективности сетевых форм организации образовательного процесса.
При отработке модели отбора одаренных детей и последующей работе с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам, были уточнены следующие положения:
- в системе образования необходимо создавать соответствующие условия для выявления и развития одаренных детей, имеющих те или иные способности;
- развитие одаренности школьников в образовательном процессе осуществляется в условиях предметного обучения, внеурочной деятельности и самообразования;
- в образовательных организациях должны создаваться дополнительные организационно-педагогические условия индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, процессов самообразования и саморазвития по индивидуальной траектории развития школьника;
- работу по развитию детской одаренности необходимо вести комплексно, во взаимодействии с родителями, социальными партнерами, партнерами по образовательной сети с целью координации деятельности, системности, интеграции ресурсов и оптимизации процесса управления;
- основными компонентами информационно-образовательной среды, способствующей выявлению, отбору и индивидуальному комплексному сопровождению развития одаренных детей являются электронные образовательные и информационные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии;
- создаваемые условия и предоставляемые услуги по выявлению и развитию творческих способностей должны быть доступны для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
- олимпиадное движение - основная форма поиска и выявления одаренных детей. [В рамках выполненного исследования в качестве такового рассматривалась Всероссийская олимпиада школьников как массовое ежегодное мероприятие по работе с одаренными школьниками в системе российского образования.]
Проектируемая образовательная среда как система работы с одаренными школьниками включает следующие подсистемы:
- выявления одаренных, мотивированных школьников и отбора для дальнейшего участия в различных олимпиадах, конкурсах;
- развития одаренных, мотивированных школьников в условиях предметного обучения в образовательной организации;
- развития одаренных, мотивированных школьников во внеурочной деятельности, в том числе для подготовки к различным олимпиадам, конкурсам;
- психолого-педагогической поддержки саморазвития одаренных, мотивированных школьников, в том числе самоподготовки к различным олимпиадам, конкурсам;
- стимулирования и мотивации развития одаренных, мотивированных школьников;
- организационной, научно-методической, информационной, ресурсной поддержки работы образовательной организации по психолого-педагогическому сопровождению развития одаренных, мотивированных школьников;
- психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников в олимпиадном движении.
Развитие личности ребенка обусловлено мерой его собственной активности, развитие же одаренности ребенка-школьника в образовательном процессе происходит в
пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), 201 в эЖеЖв
условиях предметного обучения, организованной внеурочной деятельности, а также в ходе самообразования или саморазвития. Схема выявления и развития одаренности школьников в обогащенной образовательной среде представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема выявления и развития одаренности школьников в обогащенной образовательной среде
Перенося разработанную концепцию с уровня образовательной организации на региональный уровень, в первую очередь, необходимо определить наиболее эффективную модель поиска и отбора одаренных детей. Рассмотрим ключевые особенности наиболее распространенных и успешных, на наш взгляд, принципов организации работы.
Концентричная (туровая) модель с понижающим итогом. Особенность данной модели - создание организационных условий для поэтапного выявления наиболее успешных обучающихся путем отбора в соответствии с заданными критериями. Примером реализации данной модели служит классическая форма организации олимпиад и конкурсов: деление олимпиад на туры или уровни - школьный, городской, муниципальный и т. д.). Достоинства данной модели - быстрое выявление одаренных детей, охват большой аудитории без значительных материальных затрат, а также высоковалидные результаты отбора на различных этапах, поскольку участники находятся в равных условиях с соревновательным контекстом. К недостаткам данной модели можно отнести отсутствие возможности повторного участия в отборе; необходимость специальной подготовки к каждому из этапов.
Модель «Точки роста». В отличие от предыдущей модели, ведущим принципом является создание специальной среды для «взращивания» одаренности с помощью комплексной системы материальных и организационно-педагогических условий. Например, специализированные школы для подготовки призеров олимпиад и конкурсов по отдельно взятым предметам школьной программы. Положительными факторами в данном случае являются возможность развития способностей и одаренности у участников с любого уровня; реализация специализированного обучения; пролонгированная работа с участниками; возможность длительной проверки знаний и способностей с учетом большего количества данных. Отрицательные стороны модели: значительные финансовые,
эл емтронное осрпзоппние
организационные и трудовые затраты; значительное время выявления одаренных школьников; замкнутость системы на ее участниках, что частично нивелируется внедрением дистанционных технологий в обучение (но при этом снижается качество подготовки).
Рекрутинговая модель. Экспертное взаимодействие, выявление кандидатов осуществляется через персональный контакт с группой или индивидуально. Подход подразумевает поиск одаренных детей путем взаимодействия с ними, педагогическое и психологическое наблюдение, применение различных методик для оценки способностей и одаренности. Положительное - возможность индивидуального взаимодействия и более объективная оценка. Отрицательное - длительное время поиска, высокие трудовые затраты, малый охват аудитории.
Из изложенного следует, что оптимальным вариантом реализации единой республиканской системы является объединение описанных моделей в новую, общую модель поиска одаренных детей и последующая работа с ними. С учетом требований (большой охват аудитории; максимальное число участников; широкое внедрение в общеобразовательных организациях при сохранении объемов финансирования) за основу была взята модель концентричного (турового) отбора, в которую были привнесены предметный профессиональный тьюторинг, индивидуальное обучение, дополнительные мероприятия по предоставлению «второго шанса», психолого-педагогическое и предметное сопровождение (электронные учебные курсы как обязательное условие), а также электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Любая модель регионального значения предполагает дифференциацию ответственности и реализацию мероприятий в зависимости от уровня управления и вовлеченных субъектов. С учетом выбранной модели поиска и отбора одаренных детей, ее направленности на увеличение количества победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников как наиболее валидного и измеримого результата успешности реализации, нами определена следующая структура психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников в олимпиадном движении (рис. 2).
Международный уровень
*
Федеральный уровень
Педагог, психолог • • •
Индивидуальная обучение, высококвалифицированными
специалистами
Тьютор
Дистанционное обучение по
специализированным
программам
Учитель в школе
Очные, групповые или индивидуальные занятия
шш
--
_ 5
Региональный уровень §
Муниципальный уровень
тшм*
Рис. 2. Структура многоуровневой модели психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников
в олимпиадном движении
пеппгогичесний журнал епшкортостпнп м 2(7 s), sota sssssss
Психолого-педагогическое сопровождение, подготовка к этапам всероссийской олимпиады школьников и проведение пробных этапов, мониторинговые исследования, курсы повышения квалификации для учителей, задействованных в работе с одаренными детьми, - все это должно быть реализовано на республиканском уровне. Непосредственно же в общеобразовательных организациях следует выявлять предпочтения одаренных детей, вести работу с ними, организовывать их деятельность «на местах» в соответствии с методическими рекомендациями (в том числе предметная подготовка, развитие одаренности во внеурочной и научно-исследовательской деятельности и в системе дополнительного образования).
Эффективность основного образовательного процесса, а также психолого-педагогического сопровождения выявления и развития одаренных школьников возрастают, если используются возможности информационных технологий, что позволяет расширить круг участников и привлечь лучших учителей в области предметной подготовки к олимпиадам и конкурсам (с возможностью трансляции их педагогического опыта на республику). Подобное взаимодействие участников образовательного процесса требует создания электронной платформы как основного инструмента реализации модели. Для этого целесообразно проанализировать существующие платформы, определить принципы построения пользовательского интерфейса и структуры модели электронной платформы. Так как основная задача любого интернет-ресурса - информирование пользователей и привлечение дополнительной аудитории, а электронная платформа в контексте разрабатываемой модели, безусловно, является интернет-ресурсом, то ведущие критерии в формировании списка платформ для анализа - популярность ресурса и его индексация в поисковых системах и.
Для определения электронных ресурсов по проведению дистанционных олимпиад и конкурсов обратимся к специализированным сервисам наиболее популярных поисковых систем: зарубежной - Google и Российской - Яндекс (по данным исследований и рейтингов liveinternet, RevolWeb, Morgan Stanley, Statista.com, NetMarketShare). В соответствии с данными статистического сервиса «Подбор слов» (http://wordstat.yandex.ru) поисковой системы Яндекс в период времени с 01.04.2015 по 01.05.2018 наиболее популярные запросы (запросы со средним количеством менее 1000 обращений в месяц исключены как не имеющие решающего значения в общем количестве) при поиске электронных ресурсов по теме исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Статистика поисковых запросов по данным сервиса «Подбор слов» (http://wordstat.yandex.ru) поисковой системы _Яндекс_
Поисковый запрос Среднее число показов в месяц
Олимпиада онлайн 42 150
Дистанционные олимпиады 19 611
Дистанционный конкурс 15 193
Интернет олимпиада 10 283
Дистанционные олимпиады +и конкурсы 3 298
Всероссийские дистанционные олимпиады 3 011
Дистанционные олимпиады 2017 2 455
Дистанционные олимпиады 2016 1 781
Международные дистанционные олимпиады 1 780
Дистанционные олимпиады +для школьников 1 418
эл емтронное осрпзоппние
Статистика поисковых запросов по данным сервиса Google AdWords и Google Trends
Таблица 2
Поисковый запрос Среднее число показов в месяц
Олимпиада онлайн 33 751
Интернет олимпиада 20 121
Дистанционные олимпиады 13 891
Дистанционные конкурсы 7 466
Бесплатные дистанционные олимпиады 5 530
Дистанционные олимпиады 2016 4 988
Всероссийские дистанционные олимпиады 4 023
Олимпиада всероссийский конкурс 3 772
Международные дистанционные олимпиады 1 543
Всероссийские дистанционные конкурсы 1 018
В соответствии с данными (наиболее популярными) запросами сделана выборка электронных платформ, представленных в результатах поиска на первых страницах выбранных поисковых систем (как показатель популярности и индексации сайтов); исключены повторяющиеся ресурсы, рекламные объявления, олимпиады, не привязанные к предметам школьной программы; ограничено количество ресурсов до десяти, что достаточно для составления общих рекомендаций, поскольку практика анализа показала, что основным отличием является пользовательский интерфейс, а не структурно-функциональная модель построения ресурсов. Список электронных платформ: Олимпиада Онлайн (http://olympiadonline.ru), IQ-Champion (http://iq-champion.ru), Онлайн-олимпиада Фокфорда (https://foxford.ru/o), Солнечный свет (https://solncesvet.ru), Общероссийские конкурсы Эталон (https://ok-etalon.ru), МетаШкола (https://metaschool.ru), Интернет-Олимпиада по английскому языку (https://english-olympiad.ru), Мир-олимпиад (https://mir-olimpiad.ru), Клевер (http://cleve.ru/), Акмуллинская олимпиада (http://distolimp.bspu.ru).
Анализ функциональных возможностей представленных платформ показал, что основной задачей электронных ресурсов является проведение дистанционного тестирования и выдача сертификатов в соответствии с полученными результатами. Реализация творческих конкурсов сводится к отправке работ по электронной почте или специальной формы на сайте. На некоторых ресурсах присутствуют учебные онлайн-курсы или специальные разделы по подготовке к олимпиадам. Среди перечисленного заметно выделяется цикл Акмуллинских олимпиад (http://distolimp.bspu.ru), который, наряду с проведением олимпиад, предоставляет возможность турового отбора наиболее успешных участников, предварительную и последующая работу с ними в дистанционных школах и очных этапах, в том числе в рамках выездных очных школ (так называемых умных каникул), в социально-образовательном центре «Салихово».
Исходя из результатов проведенного анализа электронных платформ, а также многоуровневой модели психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников в олимпиадном движении, разрабатываемая электронная система отбора и последующей работы с одаренными детьми (далее - Платформа) должна предоставлять инструменты организации электронного обучения в виде онлайн-курсов с возможностью создания системы подготовки к олимпиадам на различных уровнях с применением различных форм взаимодействия. Таким образом, уровневая модель подготовки подразделяется на несколько этапов, на которых разрабатываются онлайн-курсы по направлениям подготовки с применением различных форм взаимодействия и организации обучения:
пепагогичесний журнал Башкортостана м 2(75), 201 в азжжв
Школьный этап олимпиад. На данном этапе, и последующих, создаются онлайн-курсы по предметам всероссийской олимпиады школьников с доступом к онлайн-курсам всех желающих. В онлайн-курсах присутствуют задания соответствующего этапа олимпиад предыдущих лет с примерами и разбором решения заданий. Этап не предполагает подключение «внешних» учителей - не из образовательной организации обучающегося. Ученик подготавливается к школьному этапу в большей степени самостоятельно и с помощью учителя в своей школе. На всех этапах Платформа выступает в роли базы знаний и примеров решения олимпиад, а также как площадка, обеспечивающая коммуникацию между обучающимися и учителями.
Муниципальный этап олимпиад. Учащиеся, прошедшие отбор на школьном этапе олимпиад, получают возможность консультации внешних учителей по предметам Всероссийской олимпиады школьников в формате один ко многим (например, в формате вебинаров). В структуре онлайн-курсов используются «творческие задания», требующие проверки учителем. Доступ к выполнению «творческих заданий» имеют только те учащиеся, которые прошли отбор на муниципальный уровень, поскольку проверка работ требует привлечение специалистов с соответствующей квалификацией и оплатой. Доступ к самому онлайн-курсу и удаленным консультациям без возможности обратной связи могут получить все желающие пользователи Платформы.
Республиканский этап олимпиад. Отличие от предыдущего этапа заключается в формировании групп учащихся по предметам (возможно разделение на несколько групп внутри предмета) и работа в группах. Доступ к материалам этапа имеют все пользователи Платформы без возможности консультирования индивидуально или в группах.
Всероссийский этап олимпиад. На данном этапе с учащимися работают в большей степени очно и персонально, но в программе подготовки присутствуют элементы дистанционного взаимодействия, например, с учащимися, проживающими в отдаленных районах и не имеющими возможности присутствовать очно. Используется дополнительный контент в онлайн-курсах, в том числе и для самостоятельной подготовки обучающихся.
Всем пользователям Платформы доступны представленные на ней материалы; регистрация в системе свободная. Верификацию учетных записей, при необходимости осуществляют организаторы этапов по соответствующим предметам и администраторы Платформы.
Структура публикуемых на Платформе онлайн-курсов содержит аннотацию, модули курса, занятия курса и задания. Аннотация курса включает краткое описание курса, профильность (предмет), возраст обучающихся и информацию об авторе курса. На любой онлайн-курс в системе может записаться каждый желающий пользователь, но доступ к выполнению творческих заданий и консультациям определяется автором курса либо тьютором.
Онлайн-курс разделяется на отдельные модули, которые содержат занятия и задания. Модули служат упорядоченным контейнером занятий и помогают восприятию структуры курса. Занятия онлайн-курса представляют собой образовательный контейнер, который может содержать в порядке, определяемом автором, следующие материалы: текстовая информация, графика, прикрепленный файл, видеофайл, внешний подгружаемый модуль.
Задания в онлайн-курсе могут быть двух видов - тестовые задания и творческие задания. Тестовые задания доступны всем записавшимся на курс пользователям и не требуют ручной обработки результатов тестирования. Тестовая оболочка должна предоставлять возможность указывать временные атрибуты прохождения тестирования, а также предоставлять функционал создания вопросов с выбором одного или множественного ответа, а также вопросов с «открытым ответом». Для всех заданий необходимо предусмотреть возможность с указанием весовых коэффициентов ответов на
эл емтронное осрпзоппние
задание. Творческие задания предоставляют возможность отправки встроенными инструментами Платформы выполненного обучающимся задания и проверки его автором или тьютором курса. Оценивание выполненных творческих заданий осуществляется по шкале от 1 до 10 баллов.
В рамках проекта «Разработка и реализация модели отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам» (1 октября 2017 года - 31 мая 2018 года) разработана электронная платформа - портал «Одаренные дети Республики Башкортостан» (далее - Портал) и апробирована модель отбора и сопровождения одаренных детей в общеобразовательных организациях, являющихся пилотными площадками.
Портал (http://od.bspu.ru) представляет собой инструмент электронного обучения с возможностью создания системы подготовки к интеллектуальным соревнованиям (олимпиадам) обучающихся общеобразовательных организаций на различных уровнях с применением различных форм взаимодействия и их непосредственного проведения в дистанционном формате.
Интерфейс Портала включает два основных блока:
- Олимпиады. Раздел с инструментами организации дистанционных олимпиад с использованием тестовых заданий (проверка в автоматическом режиме) или творческих заданий (жюри оценивает присланные участниками материалы).
- Подготовка. Дистанционные школы подготовки к этапам Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) с помощью онлайн-курсов: предусмотрены занятия с изложением материала в формате видеолекции (онлайн-трансляция вебинара) и обратной связью от обучающихся в формате текстовых сообщений.
Дополнительные разделы Портала:
- Школьнику. Подразделы: «Конкурсы», «Рекомендации психолога», «Список тьюторов».
- Учителю. Подразделы: «Курсы повышения квалификации», «Рекомендации психолога».
- Родителю. Подразделы: «Олимпиады и конкурсы», «Рекомендации психолога», «Список тьюторов».
- Всероссийская олимпиада школьников. Подразделы: «Общая информация», «Нормативные документы», «Муниципальный этап», «Региональный этап», «Заключительный этап», «Итоги ВОШ», «Вебинары».
- Сеть - информация о ресурсных центрах Республики Башкортостан, с обозначением центров на карте и указанием уровня образования (школы, профессиональное образование, высшее образование).
В разделе Портала «Подготовка» размещены дополнительные задания муниципального этапа ВОШ 2015/2016 и 2016/2017 учебных годов по учебным предметам образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования.
В целях апробации модели и отработки Портала с 19 марта 2018 года по 25 мая 2018 года в рамках этапов ВОШ проведены дистанционные мероприятия следующих типов: олимпиада (первичный срез), дистанционная школа, олимпиада (контрольный срез). Это позволило определить «входной» уровень участников олимпиад первичного среза, а также его изменение в олимпиадах контрольного среза после обучения в предметных дистанционных школах (как данные об успешности или несостоятельности мероприятий). Для апробации были выбраны три предмета школьной программы: русский язык, математика и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Выбор данных предметов обусловлен высокими результатами школьников Республики Башкортостан на различных
пепагогический журнал Башкортостана м 2(75), 201 в азжжв
этапах ВОШ предыдущих лет, а также возможностью привлечения преподавателей, подготовивших участников и победителей различных этапов ВОШ к разработке и экспертизе контента дистанционных школ и заданий олимпиад. График проведенных дистанционных школ и олимпиад апробации представлен в таблице 4.
Таблица 4
График дистанционных школ и олимпиад апробации модели_
Этапы / мероприятия Олимпиада (первичный срез) Дистанционная школа Олимпиада (контрольный срез)
Школьный этап. 5-11-е классы 19.03-23.03.2018 26.03-30.03.2018 02.04-08.04.2018
Муниципальный этап. 7-11-е классы 09.04-13.04.2018 16.04-22.04.2018 23.04-26.04.2018
Региональный этап. 9-11-е классы 30.04-04.05.2018 10.05-20.05.2018 21.05-25.05.2018
В апробации модели приняли участие десять общеобразовательных организаций -пилотных площадок проекта «Разработка и реализация модели отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам» (далее - Пилотные школы) из пяти городов Республики Башкортостан - Уфы, Нефтекамска, Октябрьского, Стерлитамака и Салавата. В ходе апробации проведены 52 предметные олимпиады, 20 дистанционных предметных школ, 14 вебинаров; в мероприятиях приняли участие 46 учителей, 12 экспертов и организаторов, а также 2027 учащихся, которые отправили 60 913 ответов и творческих работ в дистанционных школах и олимпиадах.
Полученные результаты апробации обрабатывались по этапам. Результаты каждого этапа олимпиад объединены и приведены к среднему значению. Для объективности сравнения результатов первичного и контрольного срезов (на основе полученного среднего результата всех участников олимпиады) вычислялся процент от максимально возможного количества баллов в олимпиаде. Полученные данные отражены на графиках соответствующих этапов (рис.3-5).
100 90 80 70 60 во
40 30
88,597
73,448 74,013 71.973 72,34 „ 65,813
/и,¿ой 66.9 63,75
58,974 70,475 г 63,529 /V \-
68,69 Г4* Ч. 46,264 * 49,274
51.875 52,667
43,569
Первичный срез Контрольный срез
Рис. 3. Результаты школьного этапа дистанционных олимпиад
электронное оерпзоопние
3 4 5 6
"Первичный срез Контрольный срез
Рис. 4. Результаты муниципального этапа олимпиад
80 70 60 50 40 30 20 10 О
65,667
59,585 А->ч< 55,455 58,335
46,665\ / Л 52,725 А 56,1 1
\ / 56,5 ■
\ 2%.ЪЪу/ \ 23,335 25
\ 20 / \ 20 17,5 / \ -
" 13,75
18,335 -—»13,335 \ - 10 12,5 14,445
10
"Первичный срез
Контрольный срез
Рис. 3. Результаты регионального этапа олимпиад
Исходя из полученных результатов, среднее значение контрольного среза на школьном этапе выше значения первичного среза на 12,43 %, на муниципальном этапе - на 5,52 %, а на региональном этапе результаты контрольного среза оказались ниже первичного на 1,11 %. Такие результаты объясняются тем, что средняя продолжительность дистанционных школ по подготовке к каждому из этапов дистанционных олимпиад составляла семь дней. Поскольку на школьном этапе сложность материала дистанционной школы, а также заданий дистанционных олимпиад была самой низкой относительно других этапов, то продолжительности обучения было достаточно для изучения представленного в дистанционной школе контента и успешного выполнения заданий контрольного среза. На муниципальном этапе при возросшей сложности заданий и увеличении количества материалов в дистанционной школе времени для обучения оказалось уже недостаточно, что и отражает статистика. В рамках апробации задания регионального этапа и материалы соответствующих дистанционных школ имели самую высокую сложность, поэтому времени на обучение оказалось недостаточно, что неоднократно подтверждали участники дистанционных школ, организаторы олимпиад, а также эксперты, оценивающие содержание материалов. Дополнительный фактор, отрицательно влияющий на результаты апробации, -выбор времени проведения мероприятий: конец учебного года, подготовка к сдаче единого
пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), яога э®б°жв
государственного экзамена, государственная итоговая аттестация, внутренние школьные экзамены. Например, контрольный срез уровня знаний обучающихся на региональном этапе дистанционных олимпиад был проведен в период с 21 по 25 мая 2018 года, что совпало с: проведением итоговых аттестационных испытаний обучающихся 9-11-х классов (годов) обучения, а также официальных торжественных мероприятий по случаю окончания общеобразовательных учреждений и получения обучающимися аттестатов о среднем образовании. Так как региональный этап (в соответствии с требованиями к Всероссийской олимпиаде школьников) предполагает участие обучающихся 9-11-х классов (годов) обучения, то данные внешние факторы оказали значительное влияние на результаты контрольного среза дистанционных олимпиад. На основе приведенных графиков можно сделать вывод, что для подготовки к муниципальному и региональному этапу дистанционных олимпиад в рамках апробируемой модели недостаточно периода в 7-10 дней. Для улучшения результатов обучающихся на данных этапах Всероссийской олимпиады школьников необходимо увеличить продолжительность периода подготовки адекватно уровню сложности муниципального и регионального этапов.
В то же время анализ результатов показывает, что в отдельных олимпиадах различие между первичным и контрольным срезами на школьном этапе достигает 27 %, на муниципальном - 23 %, на региональном - 15 %. Это требует более тщательного анализа результатов каждой конкретной олимпиады с детализацией статистики успешности выполнения отдельных заданий и оценкой влияния на ход апробации внешних факторов (временной промежуток, выходные и праздничные дни, наличие / отсутствие в образовательной организации курирующих предметных педагогов и т. д.), что является предметом отдельного исследования.
Также стоит отметить, что повышение или понижение результатов олимпиад на графике не означает соответственно повышения или понижения успешности обучающихся, поскольку существует максимально возможное количество баллов и представленные значения - процентное отношение средних результатов к максимальному. Следовательно, на представленных графиках важна только разница между результатами соответствующих олимпиад первичного и контрольных срезов.
Полученные результаты, отзывы, предложения и замечания от обучающихся и сотрудников образовательных организаций, принимавших участие в апробации; заключения внешних экспертов по заявленным в апробации предметам школьной программы позволяют сделать вывод об успешной апробации модели в целом, ее состоятельности и возможности масштабирования на субъект федерации, в частности Республику Башкортостан. Предложенная разработка обладает большим потенциалом развития и оснащения новыми инструментами и формами работы с одаренными детьми в общеобразовательных организациях (https://bspu.ru/files/2837; https://bspu.ru/files/2836; https://elibrary.ru/item.asp ?'Ш=27253022).