Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение одаренных детей в национальной системе образования'

Научно-методическое сопровождение одаренных детей в национальной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1136
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ / TRAINING / EDUCATION / GIFTEDNESS / GIFTED CHILDREN / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE GIFTED PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич, Никитина Екатерина Евгеньевна

В статье на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы предлагается модель научно-методического сопровождения одаренного школьника, ее структура, компоненты, цели, задачи, а также формы и методы реализации в условиях современной школы. Большое значение уделяется интерпретации образовательного пространства в контексте его коммуникативных и творческих возможностей. Рассматривается проблема формирования культурного и образовательного потенциала личности средствами психолого-педагогической науки. Предлагаются основные стратегии работы с одаренными учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-methodical support for gifted children in the national education system

The article, based on the analysis of contemporary psychological and educational and methodical literature, we propose a model of scientific and methodological support for gifted pupils, its structure, components,goals, objectives, as well as forms and methods of implementation in the context of modern school. Great importance is given to the interpretation of the educational space in the context of its communicative and creative opportunities. The formation of cultural and educational potential of personality by means of psychological and pedagogical science is considered in the article. It offers key strategies for working with gifted pupils.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение одаренных детей в национальной системе образования»

Образование и общество

К.Ю. Милованов Е.Е. Никитина

Научно-методическое сопровождение одаренных детей в национальной системе образования

В статье на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы предлагается модель научно-методического сопровождения одаренного школьника, ее структура, компоненты, цели, задачи, а также формы и методы реализации в условиях современной школы. Большое значение уделяется интерпретации образовательного пространства в контексте его коммуникативных и творческих возможностей. Рассматривается проблема формирования культурного и образовательного потенциала личности средствами психолого-педагогической науки. Предлагаются основные стратегии работы с одаренными учащимися.

Ключевые слова: воспитание, обучение, одаренность, одаренные дети, научно-методическое сопровождение одаренных учащихся.

Для того чтобы обеспечить высокий уровень работы системы духовного воспроизводства, необходимо постоянно заботиться о преемственности поколений, считая вопрос обучения и воспитания детей и молодежи, подготовки их к достижению наивысших результатов важнейшей продуктивной частью работы по укреплению и процветанию интеллектуального потенциала общества и государства. Образование, а в особенности обучение и воспитание интеллектуально одаренных детей, должно быть адекватно актуальным потребностям полномасштабной социокультурной модернизации современного российского общества и обусловливаться ими1. Ведущие педагоги, психологи, специалисты в области наук об образовании проводят исследования по проблеме детской одаренности не только на фундаментальном (научно-теоретическом, методологическом) уровне, но и на прикладном и методическом.

© Милованов К.Ю., Никитина Е.Е., 2017

Происходящие в российском социуме кардинальные перемены определяют необходимость создания социально-педагогических и психологических условий модернизации системы научно-методического сопровождения одаренных детей в рамках национальной системы образования. Нормативно-правовую основу и стратегические принципы развития данного направления определяют Приоритетный национальный проект «Образование» (2006-2008 гг.)2, президентская Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010-2012 гг.), основные положения и ведущие требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения. Необходимо также отметить особую актуальность обращения к историческому наследию классиков отечественной научно-педагогической мысли, которые в своих работах занимались изучением феномена детского творчества, различных категорий одаренности и таланта3.

Выявление и развитие детской одаренности рассматривается как одна из важнейших задач психолого-педагогической науки и образовательной практики в национальных системах образования большинства ведущих стран мирового сообщества. Значительное внимание уделяется данным вопросам и отечественными исследователями - видными учеными в области наук об образовании. Научный интерес к проблемам исследования детской одаренности вызван насущной потребностью современного российского общества в креативных личностях с высоким интеллектом. Основные преимущества креативных индивидов перед остальными, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, заключаются в «незашоренности, в способности мыслить свободно, предлагать нестандартные решения»4.

Вместе с тем нет объективных данных о том, как и в каких условиях наиболее эффективно идет процесс формирования и развития личности, которую можно назвать одаренной. В связи с этим возникает актуальная исследовательская проблема выбора подхода к изучению возрастной периодизация и типов детской одаренности. Очевидно, что выявление одаренности начинается еще с дошкольного периода и продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни. Дошкольная одаренность нередко проявляется случайно, эпизодически, для ее определения велико влияние семьи, ее образовательный уровень и жизненные устремления. Наиболее ярко проявляются музыкальная одаренность и способности к языкам, и являются наиболее устойчивыми. Художественная одаренность чаще всего неустойчива и продолжает реализовываться только при последующей педагогической поддержке. По мнению В.В. Давыдова,

дошкольники «способны к элементарным формам познавательного творчества наряду с художественным (по всей вероятности, они способны и к нравственному творчеству)»5.

Спортивная (спортивно-кинетическая) одаренность чаще всего обусловлена генетически, и в последующем чаще всего происходит естественный селекционный процесс, в котором педагоги и тренеры особое внимание уделяют только лидерам. Интеллектуальная одаренность в раннем детстве чаще всего обнаруживается в стремлении ребенка к отдельным элементам обобщения и систематизации, способности абстрактного восприятия и его практическому применению, в быстром овладении некоторыми алгоритмами действий. Закономерно, что «ведущая роль в процессе развития психики ребенка принадлежит обучению»6. В связи с этим дальнейшее развитие интеллектуальной одаренности напрямую зависит от характерных особенностей личностного развития растущего индивида уже в школьный период.

В школьный период - художественная и спортивная одаренность развиваются, как правило, в рамках дополнительного образования (если ставится цель воспитания интеллектуально, культурно и физически развитого человека). В ситуациях одаренности более высокого или исключительно высокого уровня - музыкальные школы при консерваториях, балетные школы при театрах, спортивные школы олимпийского резерва. Дополнительное образование, обладая определенными потенциальными возможностями, помогает обществу сформировать профессиональную элиту, выявляя и поддерживая наиболее талантливых и одаренных детей. Активизация социального сегмента государственной образовательной политики в конце ХХ в.7, гуманистическая направленность современной педагогики детерминируют использование комплексного подхода в качестве ведущего фактора в деле формирования образовательной среды одаренных детей. Основной целью развития широкой образовательно-педагогической практики становится полноформатная самореализация одаренного ребенка в позитивном социокультурном аспекте; безоговорочно признается самоценность личности; утверждается осознание недопустимости использования таланта в ущерб гармонизации его личностного становления и развития.

В начальной школе важно организовывать содержание и формы учебного процесса так, чтобы внутри единой системы обучения содержались элементы, которые во всех направлениях развития интеллектуальной одаренности должны стимулировать интерес к предмету, оставаясь доступными для большинства детей. В связи

с этим определенной коррекции должно подвергнуться содержание образования в начальной школе по математике, литературе, русскому и иностранному языкам. Так, российский сегмент начального образования рассматривает проблему развития детской одаренности как комплексную проблему, которую можно решить сочетанием различных комбинированных видов учебной деятельности на уроке. Анализ учебно-методических пособий, современной методической литературы и учебных программ показывает, что специальная педагогическая «идентификация» одаренности в учебниках для начальной школы практически отсутствует. Детская одаренность как научно-педагогический феномен отождествляется в большинстве случаев с творческой и поисково-исследовательской и реализуется при помощи методических приемов, используемых в практике массовой общеобразовательной школы.

В среднем звене, обеспечивающем общее среднее образование, развитие одаренности детей должно сочетаться с частичной профилизацией, которая позволяет учитывать приоритетные и целевые интересы ученика, предоставляя относительно большее время для занятий в привлекательном для него сегменте знаний. Обучение в среднем звене следует осуществлять в два этапа. Первый - допредпрофильный, который соответствует 5-7 кл. средней общеобразовательной школы. На этом этапе содержание и формы учебного процесса должны обеспечивать сохранение и приумножение интереса к обучению в целом и к определенным предметам в частности. Допредпрофильный уровень должен отличаться от базового уровня добавлением отдельных фрагментов, способствующих поддержанию интереса, и по возможности проблемно ориентированным обучением. Важно не утратить в процессе обучения и воспитания ни одного одаренного ребенка именно на этом этапе. При выявлении одаренности нельзя опаздывать, но и торопиться тоже нельзя. Предпрофильный уровень (с 8 по 9 кл.), сохраняя основные черты допредпрофильного уровня, должен постепенно переходить к повышению требований к усвоению материала соответствующих предметов, увеличивая глубину и широту овладения учебным материалом, обеспечивая начальные навыки творческого отношения к работе над учебным материалом и встающими неизбежно при его постижении задачами и проблемами.

Профильное образование (10-11 кл.) и тем более специализированное обучение, осуществляемые на последней ступени, должно реализовать углубленное и творческое обучение по избранным дисциплинам и направлениям, обеспечивая уровень подготовки, достаточный для последующего успешного обучения в вузах соот-

ветствующего профиля (гуманитарного (классического), педагогического, естественнонаучного, технико-технологического и др.). При профильном обучении возрастает роль элективных курсов, факультативов, школьного (внешкольного) дополнительного образования: дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии Интернета (и в связи с этим многофакторная виртуализация как личного пространства растущего индивида, так и учебно-воспитательного сегмента в целом), журналистика, кино и телевидение, музееведение, краеведение и туризм8. Особенность современного уровня обучения старшеклассников - ориентация на исследовательское обучение, которое можно реализовать через метод проектов. Исследовательский метод в сочетании с методом проектов в условиях эвристического обучения значительно повышает интеллектуальную мощь современного образовательного процесса, ориентированного на технологизацию обучения. Все это потребует в будущем направленности ориентации на целевое освоение разного вида обобщенного знания, а следовательно, и на формирование целостного знания, связанного с развитием у учащихся целостной картины мира. Таким образом, в соответствии со структурой способностей, мотиваций и круга интересов должна возникнуть иерархическая пирамида уровней обучения интеллектуально (психокинетически) одаренного ребенка.

Одна из ведущих психолого-педагогических проблем профильного (специализированного) образования - в большинстве случаев реальные успехи не превосходят самооценки (превосходят окружение, родители, часто педагоги некритично относятся к реальному уровню способностей ребенка). Еще более серьезной проблемой является возможность потери способного ребенка из-за его низкой самооценки, хотя, к счастью, это более редкое явление, чем некритическое восприятие своих способностей. Помимо взаимообогащения и взаимосотрудничества продвижение вперед ускоряет определенная вполне здоровая и уместная здесь конкуренция между самими учениками.

Чтобы одаренность эффективно проявлялась в рамках профильной или специализированной довузовской подготовки, необходимо реализовывать проблемное изучение адаптированных дисциплин высшей школы, применяя также широко исследовательский и проектный подходы в системе общего среднего образования (edutainment (обучение через развлечение), «путь в науку», «старт в науку», «развлекательная наука», «занимательная наука», «наука как шоу»). Обучение одаренного растущего индивида должно быть преимущественно проблемным обучением, включающим в себя

работу в ситуациях поиска ответа или решения, заранее неизвестного ученику, а часто и педагогу; взгляд на одно и то же явление с разных сторон, с различных точек зрения. Систематическая проверка, доведенная до автоматизма, оценка результатов своей деятельности, выявление и исправление возможных ошибок, видение проблемно-ситуационных рисков при реализации того или иного подхода, а также необходимая критичность - вот что характеризует одаренного человека. Безусловно, что массовая реализация проблемного обучения не только предполагает, но и требует учебников нового типа, основанных на стабильном общеобязательном ядре-инварианте в содержании образования, как полноценного классического фундамента основ наук.

Образование одаренных детей целесообразно осуществлять на трех уровнях - базисном, профильном и специализированном как в области математических и естественных наук, так и в сфере социально-гуманитарных и общественно-политических наук. В одном классе учителю практически невозможно без ущерба для процесса обучения реализовывать более двух уровней обучения. Создание многоуровневого учебника позволит облегчить такого рода трудности, при его использовании будут четче учитываться личност-но-индивидуальные и психологические особенности обучаемого.

Следует сформулировать ряд базовых требований к педагогу (учителю, воспитателю), работающему с одаренными детьми. Учитель, работающий с одаренными детьми, безусловно, решает более сложные проблемы, он должен быть более сильным предметником, креативным педагогом и тонким психологом9. Во время преподавательской деятельности он должен постоянно рассредоточиваться, обеспечивая индивидуальный подход, во время занятия его может ожидать гораздо больше неожиданностей в виде оригинальных решений задач (предложенных ответов на вопросы), нестандартных оценок и подходов со стороны учащихся в проблемных ситуациях. В виде учебного тренинга целесообразно организовать работу сразу двух учителей по соответствующему предмету (опытный, ведущий, «профессор» и его помощник, или «ассистент»). Безусловно, что это может быть одним из способов неформальной подготовки учителей для работы с одаренными детьми, и при этом может в определенной степени решаться проблема преемственности поколений и преодоления учебной и предметно-методической дискретности. Естественно, что при работе с одаренными детьми различного типа одаренности интеллектуальная и психологическая нагрузка на учителя не просто значительно, но многократно возрастает. При работе с одаренными детьми должны постепенно внедряться

элементы лекционно-семинарской системы преподавания, близкой к вузовской, причем для чтения лекций и проведения специальных курсов можно привлекать работников науки и преподавателей вузов соответствующего профиля.

Дифференциация обучения одаренных учащихся происходит в двух ведущих доминантных формах: раздельное обучение одаренных детей, предполагающее соответствующую систему отбора или продуктивной селекции, либо смешанное обучение одаренных детей в типовом классе с предоставлением возможности выбора индивидуальной образовательной траектории. Первая форма предпочтительнее при достаточно ярко выраженных способностях и в заключительных классах, вторая - в среднем звене школьного обучения, либо при отсутствии возможностей осуществления раздельного обучения.

В современной национальной системе образования исторически и структурно сложилась следующая композиционная структура обучения одаренных детей:

- специализированные учебно-научные центры при ведущих университетах, являющиеся их структурными подразделениями и осуществляющие отбор и подготовку школьников с территории не меньшей, чем федеральный округ. Многие центры подобного рода созданы еще в советское время и довольно успешно действуют в Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском государственных и Уральском федеральном университетах;

- специализированные общеобразовательные учреждения закрытого (интернатного) типа отечественных силовых структур (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Следственный комитет);

- физико-математические (и химико-биологические) школы-интернаты регионального уровня (например, в городах Самаре, Ханты-Мансийске, Якутске);

- областная (региональная) система специализированных («губернаторских») классов по математике и предметам естественнонаучного цикла (Новосибирская область). Для создания подобной системы помимо наличия общеобразовательных учебных заведений, обладающих достаточным кадровым потенциалом и опытом сотрудничества (очным или заочным) с ведущими вузами по профилю деятельности, необходим большой продуктивный опыт работы с одаренными детьми, наличие достаточного числа экспертов высшей квалификации по вопросам научно-методического характера

и имеющих определенный организационно-педагогический опыт. Для того чтобы подобная система могла эффективно функционировать и развиваться, необходимо специально заниматься вопросами профессиональной подготовки и переподготовки учителей данных классов. Прилагать усилия для создания педагогического средового пространства, организовывать систематическое участие одаренных учащихся в олимпиадах, на научных конференциях школьников, в летних школах, где они вместе с заслуженным каникулярным отдыхом могли бы прослушать лекции ведущих ученых и познакомиться друг с другом.

Необходимо выделять следующие ведущие типы платформ (площадок) по работе с одаренными детьми: профильные классы в общеобразовательных учебных заведениях; факультативы, кружки, спецкурсы, воскресные школы как в общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях; летние школы, пяти-десятидневные сборы во время каникул, где ученики знакомятся с достижениями науки и техники, слушают лекции видных педагогов и научных работников, активно общаются друг с другом в рамках неформальной коммуникации; дистанционные формы, использующие передовые электронные инфокоммуникативные средства10.

Приоритетные и перспективные задачи развития системы научно-методического сопровождения одаренных детей:

1) создание единого банка типовых программ профильного обучения, разработка соответствующих программ научно-методического сопровождения;

2) выделение инвариантной части и вариативных составляющих специализированного обучения, являющихся особенностями образовательного процесса каждого конкретного общеобразовательного учреждения;

3) создание банка методических разработок и дидактических материалов специализированного обучения;

4) создание условий для повышения квалификации педагогов под научным руководством профессорско-преподавательского состава ведущих университетов, а также для повышения квалификации специалистов научно-методического сопровождения;

5) создание условий для обмена личным опытом педагогов и специалистов научно-методического сопровождения, обогащения и обобщения коллективного педагогического опыта;

6) формирование условий для эффективного использования информационно-технологического взаимодействия, возмож-

ностей сетевой педагогической, психолого-педагогической работы, информационно-коммуникативных ресурсов, потенциала дистанционного обучения;

7) разработка нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять деятельность по координации, комплексному научно-методическому сопровождению и другим формам работы с одаренными детьми, а также направленную на расширение внутриорганизационной сети и совершенствование системы учебно-воспитательной работы;

8) разработка критериев успешности функционирования и развития системы научно-методического сопровождения одаренных детей, составляющими которой являются критерии успешности обучающихся, критерии успешности общеобразовательного учреждения, а также критерии успешности педагогов.

В настоящее время усиленный интерес и устойчивое обращение к исследованию одаренности актуализирует проблему создания системы отбора одаренных детей, а также определения принципов и механизмов ее функционирования. Одной из доминантных форм, как для определения выраженных способностей, так и в целях отбора для дальнейшего обучения является участие в предметных олимпиадах школьников, причем участие как в ученических научных конференциях, так и во «взрослых» научно-практических мероприятиях, различного рода смотрах, конкурсах, фестивалях, форумах и т. д. Для выявления одаренности помимо участия в олимпиадах используется собеседование с экспертами, имеющими опыт работы с одаренными детьми, при этом часто на первый план выходит не уровень фактических накопленных знаний, а мотива-ционная центрированность ученика на креативность, дальнейшее осмысленное поступательное обучение11. При селективной работе следует упомянуть и о роли семьи (где все закладывается и развивается на начальной стадии) в воспитании и начальной поддержке интеллектуально одаренных детей, которую трудно переоценить. Способности детей проявляются и более успешно развиваются преимущественно в тех семьях, где высок приоритет ценностей образования и воспитания и где целенаправленно делается ставка на развитие потребностей к осознанному мотивированию и выбору индивидуальной образовательной траектории.

Внедрение современных педагогических приемов и отраслевых методик в образовательный процесс позволяет не только создать оптимальные условия для развития одаренных детей, но и подготавливает благоприятную почву для процессуальной реализации

способностей и возможностей всех субъектов педагогической деятельности, что, безусловно, приводит к определенному повышению качества образования. Личность при этом рассматривается как субъект познания, творческого общения и сознательной трудовой деятельности. Огромное значение для эффективного творческого развития и позитивной социализации одаренных детей имеет психолого-педагогическое сопровождение на определенных этапах их жизни. История знает немало примеров, когда талантливые люди и даже подлинные гении не выдерживали испытаний судьбы, жизненных трудностей, лишений, а зачастую и не находили понимания окружающих. В этом смысле одаренные дети составляют своего рода «группу риска» и требуют к себе особого повышенного внимания со стороны педагогов и психологов.

В условиях реализации новых образовательных стандартов, с учетом высокой когнитивной мотивации одаренных детей, с одной стороны, и их возрастными психофизическими возможностями -другой, ужесточаются требования к содержанию дополнительного образования в ракурсе обеспечения интеграции областей знаний, изучения целостности явлений, проблем и объектов. Такой подход к разработке инновационных программ детерминирован и объективными процессами развития современного социально-гуманитарного знания, постепенно отходящего от условного дробления на отдельные отрасли.

Система дополнительного образования в силу своей мобильности должна первой реагировать на педагогические трансформации, что особенно актуально в работе с одаренными детьми12. Развитие креативного творчества талантливых учащихся предполагает гибкость, точность, оригинальность мышления, умение детализировать образ, проблему. Высокомотивированные и потенциально одаренные учащиеся, имея большую интеллектуальную силу, выделяются богатым внутренним миром, приверженностью к твердым принципам, традиционным этическим, духовно-нравственным и культурно-эстетическим ценностям. Постепенно таких школьников можно развить до уровня высокоодаренных.

Внедренческая деятельность по практической реализации метода проектов в сегменте общего среднего образования сегодня является одним из важнейших комплексных средств развития творческой деятельности одаренных учащихся. Метода, связанного с научным исследованием, а также педагогическим прогнозированием, программированием и социальным управлением. Педагогическая функция метода проектов повышает у талантливых школьников фундаментальность научных понятий, стимулирует

качество освоения исследовательского стиля мышления, а сама их учебно-познавательная деятельность постепенно принимает исследовательский характер.

Развивающая функция исследовательской деятельности школьников связана с формированием творческих способностей на основе развития логического (образно-логического, структурно-логического, системно-логического) мышления как базы теоретического мышления учащихся. Воспитательная функция исследовательской деятельности проявляет себя в процессе формирования у учащихся диалектического мышления. Ибо диалектика, по авторитетному мнению Э.В. Ильенкова, это «действительная логика действительного мышления, - синоним конкретного мышления. Ее-то и нужно воспитывать с детства»13. Научное знание становится для учащихся большой познавательной ценностью, продуктивным средством рациональной организации и выстраивания траекторий самостоятельной творческой деятельности.

В условиях диалоговых, коллективных форм обучения и высокой эффективности речевой деятельности у учащихся совершенствуются все направления теоретического мышления. В результате значительно повышается гибкость ума школьников, появляется смелость и независимость в принятии решений, вера в свои силы, способности и возможности. Все вышеназванное позволяет утверждать, что интеллектуальное развитие школьников и проектная деятельность связаны причинно-следственными и коррелятивными связями.

Форсированное погружение учащихся в проектно-иссле-довательскую деятельность меняет и сам характер содержания учебного курса, а также организацию образовательного процесса. В структуре учебных модулей содержание обобщающего знания получает более широкое представление, что выводит нас на изменения стратегии и тактики в развитии педагогической среды современной средней школы. Творческое сотрудничество школьников и педагогов в условиях разработки исследовательских проектов оказывает серьезное влияние на формирование межличностных отношений и в целом на развитие образовательно-исследовательской среды в школе. В подобных условиях творчество одаренных учащихся становится многограннее за счет осмысления и переосмысления самих проблемно-творческих задач, приближаясь к осуществлению перехода к развитию творческой деятельности на основе системного подхода.

Примечания

Милованов К. В лабиринте реформ: исторические коллизии и парадоксы // Родина. 2014. № 3. С. 18.

Милованов К.Ю. Опыт реализации Приоритетного национального проекта «Образование» // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 1. С. 29-30.

Богуславский М.В. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2. С. 6-18.

Выступление Президента России В.В. Путина на встрече в День знаний с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одаренных детей «Сириус» // Вестник образования России. 2015. 19 окт. С. 14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С. 138. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред.

B.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. С. 100-101.

Милованов К.Ю. Теоретико-методологические подходы к анализу образовательной политики в контексте реформ российского образования ХХ века // Проблемы современного образования. 2013. № 4. С. 21-34. Милованов К.Ю, Никитина Е.Е. Ведущие тенденции и перспективы развития музейной педагогики как приоритетного направления национальной системы дополнительного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 91-96.

Милованов К.Ю. Проблемные аспекты развития профессиональной карьеры педагога новейшего времени в контексте креативного образования // Ценности и смыслы. 2014. № 3. С. 71-76.

Никитина Е.Е. Коммуникативная и информационно-образовательная среда современного музея // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA - 2016): Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2016. С. 184-192.

Дрига В.И., Милованов К.Ю. Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условиях креативного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 4. С. 48-51.

Никитина Е.Е. Основные принципы подготовки педагога дополнительного образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1-2.

C. 48.

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. 2-е изд. М.: Изд-во МПСИ, 2009. С. 19.

3

4

5

6

I

8

9

10

11

12

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.