Научная статья на тему 'К вопросу о формировании методической системы педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии'

К вопросу о формировании методической системы педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ХИМИИ / INTRODUCTORY CHEMISTRY COURSE / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / METHODICAL SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN / CHILDREN'S GIFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелев М. В.

В работе представлена концепция методической системы работы педагога с одаренными учащимися 5-6-х классов общеобразовательных учреждений на пропедевтическом этапе изучения химии, которая обеспечивает положительную динамику развития их творческих способностей на разных этапах обучения. Показано, что использование методической системы педагогической поддержки одаренных учащихся на начальном этапе изучения химии в условиях введения новых образовательных стандартов на основе авторской программы и учебнометодического комплекта обеспечивает развитие индивидуальных характеристик одаренных детей, позволяет им успешно продвигаться в интересующей их области деятельности, формирует устойчивый интерес к химии, способствуют личностному самоопределению учащихся и развитию у них творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMING THE METHODICAL SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN DURING THE INTRODUCTORY STAGE OF CHEMISTRY LEARNING

The concept of the methodological teachers work with gifted children of the 5-6 forms of educational institutions during the introductory stage of studying chemistry is introduced in this article. It provides positive dynamics of their creative abilities development during various stages of training. The use of the methodical system of the pedagogical support for gifted children at an early stage of studying chemistry by the implementation of new educational standards, based on the authors and academic programmes, provides the development of gifted childrens individual characteristics, allows them successfully to improve their knowledge in the chosen areas, forms a strong interest in chemistry, contributes to self-determination and develops their creative abilities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании методической системы педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

TO THE PROBLEM OF FORMING THE METHODICAL SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN DURING THE INTRODUCTORY STAGE OF CHEMISTRY LEARNING

М. В. Шепелев

В работе представлена концепция методической системы работы педагога с одаренными учащимися 5-6-х классов общеобразовательных учреждений на пропедевтическом этапе изучения химии, которая обеспечивает положительную динамику развития их творческих способностей на разных этапах обучения. Показано, что использование методической системы педагогической поддержки одаренных учащихся на начальном этапе изучения химии в условиях введения новых образовательных стандартов на основе авторской программы и учебно-методического комплекта обеспечивает развитие индивидуальных характеристик одаренных детей, позволяет им успешно продвигаться в интересующей их области деятельности, формирует устойчивый интерес к химии, способствуют личностному самоопределению учащихся и развитию у них творческих способностей.

Ключевые слова: детская одаренность, пропедевтический курс химии, методическая система педагогической поддержки одаренных детей.

Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие, поддержку и сопровождение одаренных учащихся, начиная с раннего возраста, является одной из приоритетных задач государства. Так, одним из основных направлений развития общего образования в контексте реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ от 04.02.2010 г., признано совершенствование системы поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становления личности [1]. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны в последнее время [2].

Особое место в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования от 17.12.2010 г. отводится естественнонаучному компоненту, в том числе изучению химии (п. 11.5) [3]. Опыт современного образования показывает, что изучение химии как раздела естествознания или как самостоятельной дисциплины в 5-м и 6-м классах становится необходимым фактором успешной адаптации учащихся к усвоению сложного материала в старшем зве-

M. V. Shepelev

The concept of the methodological teacher's work with gifted children of the 5-6 forms of educational institutions during the introductory stage of studying chemistry is introduced in this article. It provides positive dynamics of their creative abilities development during various stages of training. The use of the methodical system of the pedagogical support for gifted children at an early stage of studying chemistry by the implementation of new educational standards, based on the authors' and academic programmes, provides the development of gifted children's individual characteristics, allows them successfully to improve their knowledge in the chosen areas, forms a strong interest in chemistry, contributes to self-determination and develops their creative abilities.

Keywords: children's gift, introductory chemistry course, methodical system of the pedagogical support for gifted children.

не, формирования у них основных химических компетенций и, что немаловажно, важным этапом работы с одаренными детьми [4-5].

Следует заметить, что только систематическая работа педагога с одаренными учащимися младшего возраста на основе научно обоснованной и апробированной в профессиональном сообществе методической системы позволяет последним не только успешно освоить школьный курс химии, приобрести необходимые знания по предмету, но и реализовать их потребности в развитии творческих, интеллектуальных и организационных способностей, стремление к самообразованию, социальному и коммуникативному взаимодействию [6-8]. Однако методическая система педагогической поддержки одаренных детей, рассматривающая в единстве и органической взаимосвязи вопросы выявления, обучения, развития и сопровождения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии (естествознания), до сих пор отсутствует. Именно поэтому разработка, апробация и внедрение методической системы работы педагога с одаренными учащимися 5-6-х классов общеобразовательных учреждений, отвечающей стандартам образования нового поколения, составляет важную проблему теории и методики обучения химии [5-6; 9].

Цель настоящей работы состоит в разработке, апробации в профессиональном сообществе и внедрении методической системы педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии в процесс обучения в некоторых образовательных учреждениях Ивановской обл.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что оно имеет как теоретическую значимость, вызванную необходимостью обоснования методологических основ системы работы с одаренными школьниками на пропедевтическом этапе изучения химии, так и прикладную, связанную с разработкой и реализацией теоретической концепции формирования методической системы педагогической поддержки одаренных учащихся младшего возраста в области химии. Кроме того, использование на практике существующих образовательных программ по химии в 8-11 классах при последовательном сокращении числа часов, отводимых на изучение дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе и химии, не позволяют всем учащимся получать необходимые и прочные знания по предмету, а одаренным школьникам - развивать свои творческие способности [5; 10]. Именно поэтому раннее изучение химии и работу с одаренными детьми можно считать одним из возможных способов решения многочисленных проблем в школьном химическом образовании.

Идея изучения химии как раздела естествознания или в качестве самостоятельной дисциплины в 5-6-х классах не является принципиально новой, поскольку некоторые общеобразовательные учреждения ввели данные пропедевтические курсы в свои образовательные программы еще 10 лет назад. Основная же масса школ не сделала этого до сих пор, хотя возможности есть у каждого образовательного учреждения, например, через факультативные курсы по социальному заказу со стороны родителей учеников. В ряде научных работ отечественных авторов [2; 9] указывается, что основной причиной этого является отсутствие мотивации или, проще говоря, нежелание учителей преподавать, а администрации школ вводить предмет (естествознание или химию), по которому в младших классах еще до конца не разработаны или полностью отсутствуют программы, учебные и учебно-тематические планы, а также учебно-методические комплекты. Кроме того, в существующих учебниках по естествознанию наблюдается явный перекос информации в сторону преподавания физики. Например, в учебнике «Физика. Химия. 5-6 кл.» (авторы Гуревич А.Е. и др., 1997) примерно 75% учебного материала отводится физике и лишь около 25% - химии [11]. При этом химия представлена на чрезмерно наглядном уровне, что не дает учащимся возможности сформировать целостную картину о наблюдаемом явлении или веществе. Но это скорее не ошибка методистов, а влияние времени конца 1990-х гг., в условиях которого на преподавание химии в старших классах выделялось большее число часов по сравнению с нашим временем, а роль химических знаний в 5-6-х классах была минимальной. В связи с этим возникает противоречие между наличием общепризнанного факта формирования детской одаренности школьников

младшего возраста в области химии и отсутствием единой и научно обоснованной методической системы работы педагога, позволяющей своевременно ее идентифицировать и педагогически поддержать [4; 6].

В ходе проведений занятий пропедевтического курса химии в 5-м и 6-м классах в лицее № 67 г. Иваново Ивановской обл., начиная с 2006 г. и по настоящее время, была создана, апробирована и внедрена в учебный процесс методическая система педагогической поддержки одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии. Выбор образовательного учреждения для апробации концептуальных идей предложенной методической системы обусловлен несколькими причинами. Во-первых, лицей № 67 г. Иваново является ведущим образовательным учреждением Ивановской обл., внедряющим и широко использующим инновационные технологии в организации образовательного процесса, основным направлением деятельности которого является работа с одаренными детьми. В связи с этим формирование методической системы педагогической поддержки одаренных детей на раннем этапе изучения химии является важным направлением темы инновационной деятельности лицея: «Создание "Школы развития одаренности детей" лицейского типа». Во-вторых, в лицее работают профессиональные педагогические кадры, которые оказывают всестороннюю поддержку инновациям в образовании, в том числе проведению занятий по химии в 5-6-м классах.

Наиболее важные направления работы учителя в рамках предложенной методической системы педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии следующие:

1. Выявление признаков детской одаренности на раннем этапе изучения химии в условиях классно-урочной системы (введение в образовательном учреждении дополнительных часов на изучение химии в 5-6-х классах, использование готовых рабочих программ пропедевтического курса химии [12] и учебно-методического пособия, которое является дополнением к основному учебнику по предмету [13]).

2. Активизация учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся на раннем этапе изучения химии в урочное и во внеурочное время (вовлечение школьников в систему дополнительного образования по химии и смежных с ней дисциплинам).

3. Использование современного инновационного оборудования, поступившего в образовательные учреждения по национальному проекту «Образование» для проведения широкого круга физико-химических измерений (проведение демонстрационных, практических и лабораторных работ, например, с использованием датчиков электропроводности и рН, фотоколориметра и др.).

4. Использование цифровых и электронных образовательных ресурсов в создании и проведении уроков высокого уровня, направленных на формирование и повышение мотивации одаренных учащихся к изучению химии (например, использование материалов мультимедийных дисков, коллекций видеофрагментов и 3Р-моделей, ани-

маций процессов и явлений, изучаемых на уроках химии, а также фрагментов научно-популярных фильмов).

5. Создание условий для широкого вовлечения одаренных школьников в научно-исследовательскую и проектную деятельность как на базе образовательных учреждений, так и на базе высших учебных заведений (использование рабочей программы научного общества обучающихся в рамках системы дополнительного образования, создание школьных научных обществ, участие в конференциях различных уровней - от школьного до федерального).

6. Создание условий для вовлечения одаренных школьников младшего возраста в олимпиадное движение (формирование банка специализированных заданий, направленных на более глубокое изучение химии и смежных с ней дисциплин).

Данная методическая система педагогической поддержки одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии, состоящая из рабочих программ по химии в 5-6-х классах, учебно-методического комплекта, методических рекомендаций по организации научно-исследовательской деятельности в школе и др., ориентирована на раннее выявление одаренных учащихся, расширение их кругозора, создание условий для усвоения первоначальных химических понятий, приемов работы с лабораторной посудой и оборудованием, обучение методике выполнения расчетных заданий, в том числе заданий повышенного уровня сложности, подготовку учащихся к более глубокому освоению химии в старших классах, участию в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадном движении. Особенностью разработанного учебно-методического комплекта пропедевтического курса химии в 5-х и 6-х классах на основе авторской образовательной программы является то, что материал в нем изложен в краткой и информативной форме, удобной для восприятия и последующего воспроизведения учащимися. В изданном учебно-методическом пособии [13], являющемся дополнением к учебнику [11], представлены основные определения и понятия химии в удобной для усвоения форме, позволяющие сформировать у учащихся младшего возраста целостную картину изучаемого явления и развивать творческие способности одаренных детей. Кроме того, разработанное пособие содержит многочисленный иллюстрационный материал, задания для самостоятельной работы и тесты для самоконтроля учащихся.

В настоящее время методическая система педагогической поддержки одаренных на раннем этапе изучения химии прошла апробацию в профессиональном сообществе, ее используют в своей работе учителя нескольких регионов РФ, в том числе Ивановской обл. Более того, в общеобразовательной школе № 1 г. Наволоки Кинешем-ского р-на Ивановской обл. учителя химии и биологии активно используют предложенную методическую систему в работе с одаренными учащимися 3-го и 4-го классов, достигая значительных результатов и разрабатывая на ее основе авторские программы пропедевтических курсов для школьников [14]. Кроме того, в ходе апробации кон-

цепции педагогической поддержки одаренных детей составлены и внедрены в учебный процесс рабочие программы для учреждений дополнительного образования, направленные на повышение учебно-познавательной активности одаренных детей и развитие их творческих способностей, реализуемые в настоящее время в таких учреждениях, как «Центр развития одаренных детей» г. Иваново и «Дом детского творчества № 3» г. Иваново.

Развитие творческих способностей одаренных по химии школьников 5-6-х классов эффективно осуществляется в условиях специально созданной методической системы педагогической поддержки таких детей. Предложенная методическая система служит базой для формирования основных химических компетенций, активного участия одаренных учащихся в олимпиадном движении, в научно-исследовательской и проектной деятельности по химии уже в раннем возрасте. В работе обоснованы и выявлены необходимые условия формирования и введения в образовательный процесс методической системы педагогической поддержки одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии. Показано, что формирование методической системы педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии в каждом образовательном учреждении обеспечивает развитие тех индивидуальных характеристик школьников младшего возраста, которые позволяют им результативно продвигаться в интересующей их области деятельности, формируют устойчивый интерес к изучаемому предмету, способствуют личностному самоопределению и развитию творческих способностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения 21.02.2012).

2. Кузнецова Н. Е. Проблемы и тенденции развития общего химического образования // Химия в школе. 2009. № 3. С. 10-17.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с. (Стандарты второго поколения).

4. Дранишникова Л. И. Активизация мыслительной деятельности учащихся с признаками одаренности на учебных занятиях по химии // Профильная школа. 2008. № 2.С 42-48.

5. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000. 336 с.

6. Иванова Р. Г. О наболевших проблемах методики обучения химии // Химия в школе. 2007. № 6. С.13-21.

7. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. М.: Ин-т практ.

психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. 448 с.

8. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

9. Эрлих Г. В. Какая химия должна изучаться в современной школе? // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире / под ред. В. В. Лунина и Н. Е. Кузьменко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 59-87.

10. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. С. 243-264.

11. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика.

Химия. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учебных учреждений. М.: Дрофа, 1997. 192 с.

12. Гуськов И. П., Шепелев М. В. Программы по химии для 5-9 классов. Иваново: Автоном. учреждение «Ин-т развития образования Ивановской обл.», 2010. 68 с.

13. Шепелев М. В., Гуськов И. П. Химия. 5-6 кл. Дополнительный материал к учебнику «Физика. Химия. 5-6 кл.». Иваново: Автоном. учреждение «Ин-т развития образования Ивановской обл.», 2009. 136 с.

14. Новикова В. Л. Два мира: металлы и неметаллы. Пропедевтический факультативный курс // Химия. Все для учителя. 2011. № 12. С. 7-8.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

SEVERAL PROBLEMS OF ECOLOGICAL EDUCATIONS AND WAYS OF SOLVING THEM

М. Г. Ваганов

В статье анализируются насущные проблемы в области экологического образования, исследуются объективные и субъективные причины их возникновения. В экологической подготовке молодежи остро сказывается недостаток конкретных научных знаний, а главное - общего естественнонаучного фундамента. Важнейшей задачей является перевод экологического образования на качественно новый теоретический уровень.

Ключевые слова: материя, методология, интеграция, межпредметные связи, культура, природа, экологическое образование.

M. G. Vaganov

The essential problems in the field of ecological education, having both objective and subjective reasons, are analyzed in the article. Ecological preparation of youth is affected by lack of concrete scientific knowledge and mainly by lack of general natural-science base. Therefore the major problem in the field of ecological education now is its transfer into qualitatively new, theoretical level.

Keywords: matter, methodology, integration, inter-subject communications, culture, nature, ecological education.

Каждая естественная наука, по определению Ф. Энгельса, изучает либо отдельную форму движения, либо ряд связанных между собой форм движения; поэтому взаимосвязь наук определяется соотношением различных форм движения материи [1, с. 216]. Особую значимость данный тезис приобретает при изучении биологической формы движения материи, которая является наиболее развитой в естественной природе и включает в себя предыдущие генетические формы движения - физическую и химическую. Раскрытие вопроса о соотношении форм движения материи имеет огромное методологическое значение, так как во многом определяет стратегию изучения всех объектов материального мира, в том числе и живых.

Центральным стержнем учения о формах движения материи являются два принципа - единства и развития. Эти принципы были конкретизированы естествознанием

применительно к исследованию объектов и явлений природы и на их основе были разработаны два подхода -структурный и генетический, которые, дополняя друг друга, и позволяют выявить сущность вещей. Данные подходы играют важную методологическую роль в процессе изучения материальных объектов. Только тогда, когда учитываются оба подхода вместе как дополняющие друг друга, получается верный результат. На необходимость взаимосвязи этих принципов диалектики указывал в свое время В. И. Ленин: «...всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи etc.» [2, с. 251].

Востребованность учения о формах движения материи как научной методологии, претендующей на роль метатеории, должна постоянно возрастать при изучении биологических объектов различного уровня сложности: от относительно «простого» объекта, такого как клетка, до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.